В психологии очень часто говорится о человеческой памяти и даже выделяется несколько ее видов. Зрительная, слуховая и осязательная, сенсорная, кратковременная, долговременная и многие другие виды памяти, которые имеют самые различные классификации. Каждый из них имеет свои важность для человека, а также способы эффективного развития. Однако в данной статье речь пойдет только об одном виде, которым является образная память. Это очень интересный вид, который может удивлять многих, так как он является довольно нетипичным. У каждого человека присутствует образная память, и она играет очень важную роль. Если вы хотите узнать, что это за роль, а также какие у этой памяти имеются особенности, как она появляется и как ее можно развивать, то эта статья для вас. Образная память - это очень интересная тема для изучения, которая позволит вам лучше понять, как работает ваш мозг.

Что это такое?

Сперва необходимо разобраться, что представляет собой данный вид памяти. Образная память - это тип памяти, в результате которого человек запоминает информацию не в текстовом виде, а в виде образов. Чаще всего это какие-либо картины, изображения и другие подобные воспоминания, которые у вас в голове отображаются не словами при помощи вашего внутреннего голоса, а изображением. Именно поэтому данный вид памяти является очень интересным, потому что образы невозможно измерять, как слова, соответственно, данный вид памяти является гораздо более необычным, чем стандартная память, которой пользуется каждый человек ежедневно. Что ж, теперь вы понимаете, что образная память - это вид памяти, при котором вспоминание происходит при помощи образов, то есть некоторых изображений, которые остаются в вашем мозгу.

Что она вам дает?

Многие люди сразу же начинают задумываться о том, что же дает образная память, потому что им кажется, что словесная информация является гораздо более важной. Однако это далеко не так, и сейчас вы поймете, почему. Дело в том, что у человеческого мозга имеется два полушария, каждое из которых отвечает за свой собственный тип восприятия. Левое полушарие отвечает за обработку и запоминание словесной информации, которая многими людьми считается единственной важной, а правое - за запоминание образов, которые эти слова и описывают. Но зачем нужны эти образы в памяти, если вполне детально все могут описать исключительно слова? Все не так просто, как может показаться, и ярчайшим примером являются многие дети нынешнего поколения. Дело в том, что настоящий век называется информационным не просто так: из огромного количества источников люди получают невероятные объемы информации. Сайты в интернете, реклама в общественном транспорте, везде вы получаете информацию, которой насыщается левое полушарие вашего мозга, но правое полушарие при этом не получает соответствующих данных, то есть образов, которые оно могло бы обрабатывать и использовать в совокупности с данными левого полушария. В результате получается серьезный дисбаланс, из-за которого учащаются дефекты внимания и рассеянность, которые чаще всего проявляются у маленьких детей. Чтобы этого избежать, необходимо развивать правое полушарие, и для этого существует далеко не одна методика. Образная память очень важна, и именно поэтому в данной статье будет рассказано о том, как именно ее можно развивать.

Как развивать образную память?

Как уже было сказано ранее, существует далеко не одна методика. Образная память развивается довольно легко и без особых усилий, потому что процесс запоминания образов является естественным для человека. Образы и текстовая информация составляют в целом отличную память, которой должен обладать каждый человек, но если ваш мозг будет переполнен данными без прикрепленных к ним образов, то вы можете легко путаться в этих данных, поэтому все объемы вашей памяти будут фактически бесполезны. Соответственно, развивать образную память нужно обязательно, и чем раньше вы это поймете, тем лучше. Лучше всего развивается образная память у детей, так как именно у них она изначально развита очень хорошо. Просто со временем люди начинают больше опираться на текстовую, а не на образную информацию, поэтому постепенно теряют силу этого вида памяти.

Образное мышление, образная память - это то, что необходимо развивать каждому человеку, а делать это следует с помощью задействования в получении информации всех органов чувств и, соответственно, источников информации. Итак, среднестатистический человек просто читает текст или слушает его, он оседает в его голове и, вполне возможно, забывается очень быстро, даже если это важная информация. Почему? Все дело в том, что у него нет якоря, который позволил бы ему закрепиться. Запоминание чисто текстовой информации в школе и университете называется зубрежкой - вы просто запоминаете слова в определенном порядке, чтобы их воспроизвести в том же порядке. Но помните ли вы хоть что-то из того, что зубрили в школе? Вряд ли.

Но если же используются образы, которые получается путем прикрепления к текстовой информации определенных данных, таких как изображения, звуки, запахи и так далее, то вы гораздо проще сможете запоминать. Соответственно, все, что вам нужно делать, - это постоянно задействовать все органы чувств и стараться контролировать процесс запоминания, чтобы вы запоминали не только текст, но и образы, связанные с ним.

Особенности образной памяти

У образной памяти имеются некоторые особенности, о которых вам стоит знать. Дело в том, что в большинстве случаев она является временной и образы сохраняются примерно в течение суток. Естественно, если вам конкретная информация нужна, то вы можете сохранить ее в собственном мозгу надолго, однако, чтобы ваш мозг не переполнялся образами, он сам очищает себя от того, к чему не посылаются запросы более 24 часов. Также оказывается, что эта память действует на бессознательном уровне, то есть большая часть образов записывается в вашем мозгу, когда она попадает в поле вашего зрения. Именно поэтому многие люди считают, что такой вид памяти - это зрительная образная память. Но справедливости ради стоит отметить, что образы бывают и звуковыми, и осязательными, и обонятельными, хоть и встречаются они гораздо реже.

Если же вернуться к длительности хранения информации образной памяти, то здесь выявляется еще одна характеристика: чем больше образ хранится в вашем мозгу, тем бледнее он становится и, соответственно, тем сложнее вам вспоминать его в деталях.

Угасание образов

Что это такое, невозможно продемонстрировать наглядно. Образная память является абстрактным понятием, и все процессы происходят у вас в мозгу, однако вполне можно описать, что же это такое. Итак, представьте себе, что вы едете в общественном транспорте днем. Вернувшись домой, вы вспоминаете, что видели женщину в синем пальто, она сидела рядом с вами. В этот момент вы можете вспомнить и другие детали, такие как цвет ее волос, черты ее лица, аксессуары, которые она носила, и так далее. Но если вы не будете думать о ней хотя бы день, то на следующий день вы уж с трудом будете вспоминать те детали, которые вам вчера казались очевидными. Что уж говорить о том, что случится через неделю или месяц. Образная память отличается тем, что образы, которые хранятся в мозгу, со временем становятся бледными, нечеткими. Они являются неустойчивыми и могут быть фрагментарными. Например, через месяц вы забудете, что было надето на девушке в принципе, но в вашем мозгу отпечатаются сережки, которые она носила тогда. Ну и конечно же, стоит отметить, что каждый образ может обманчиво меняться с течением времени и через месяц вам может показаться, что девушка была в зеленом пальто, хотя на самом деле она была в синем. Это объясняется тем, что человеческому сознанию проще создать что-то новое взамен утраченного элемента образа, чем тратить энергию на то, чтобы вспомнить этот элемент.

Когда появляется образное восприятие?

Развитие образной памяти - это то, о чем стоит задуматься каждому человеку. И как уже было сказано ранее, сделать это стоит как можно скорее. Однако когда именно у человека появляется образное восприятие и, соответственно, образная память? Вы можете удивиться, но образная память человека появляется только в полтора-два года, то есть довольно поздно. Именно тогда мозг ребенка начинает воспринимать явления окружающего мира не просто как явления, а как информацию, которую можно записать. Именно тогда у него в мозгу с огромной скоростью начинают накапливаться понятия, которые сопровождаются образами, в результате чего и формируется память. Тогда же ребенок получает возможность самостоятельно строить логические цепочки, связывая понятие с образом.

Почему же развивать образную память нужно с раннего детства? Многие родители полагают, что это излишний процесс и ребенку нужно концентрироваться на конкретных понятиях, а не на абстрактных образах. Однако это большая ошибка, потому что образную память зачастую называют фундаментом всех процессов запоминания. Без нее процесс запоминания не будет полным, а если она слабо развита, то и память у человека будет очень плохой. Соответственно, развитие образного мышления - это один из важных шагов на пути становления полноценной личности, которая сможет функционировать в современном мире.

Виды образной памяти

Психологи зачастую выделяют определенные виды данной памяти, с которыми вам также стоит ознакомиться. Естественно, как вы, вероятнее всего, догадывались, наиболее известной является зрительная память, потому что именно зрительные образы занимают наибольший объем памяти, они являются самыми детальными, и именно на них вы чаще всего опираетесь, когда пытаетесь вспомнить что-либо. Но также существуют и другие виды, которые не менее важны, хоть и используются немного реже. К видам образной памяти относятся слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная, то есть те, которые соответствуют определенному органу чувств. Соответственно, все звуковые образы, которые имеются у вас в голове, то есть песня, которую вы услышали в метро, или слоган, который донесся до ваших ушей из громкоговорителя, относятся к слуховой образной памяти. То же самое касается и других видов памяти, о которых было сказано выше.

Фотографическая память

Как вы уже узнали, к образной памяти относится любая память, связанная с органами чувств, так как вся подобная информация поступает не в форме конкретных данных, а в форме абстрактных образов. Но при этом отдельно хотелось бы выделить фотографическую память, о которой слышал, вероятнее всего, каждый человек.

Фотографическая память представляет собой подвид зрительной образной памяти, но отличается своей невероятной и несвойственной большинству людей детальностью и полным отсутствием бледности и наличием четкости. Что это значит? Представьте себе, как работает образная память, это было описано выше. Вы смотрите на объект, и ваш мозг делает «снимок» этого объекта, записывая его в мозгу. Но этот снимок изначально нечеткий, и вы вряд ли сможете рассмотреть на нем все детали, чтобы их воспроизвести. Если же вы обладаете фотографической памятью, то ваш мозг может делать идеальные снимки, которые вы можете хранить в течение длительного времени совершенно без потерь в качестве. Естественно, каждому человеку хотелось бы обладать фотографической памятью, однако с учетом того, что многие родители не стремятся развивать образную память у детей, а также сами не развивают свою собственную память, это понятие воспринимается теперь скорее как феномен, чем как что-то, к чему можно стремиться и чего можно добиться. Но в действительности это не так, и вы можете самостоятельно изменить порядок сложившихся вещей.

Тренировки

Вы можете самостоятельно воздействовать на то, насколько развитой является ваша образная память, даже если в детстве ваши родители не уделяли этому особого внимания. Для этого вам необходимо ежедневно проводить тренировки, которые позволят вам лучше запоминать образы. Как это делать? Вам необходимо запоминать различные образы, а затем воспроизводить их. Упражнения могут быть самыми разнообразными. Например, это может быть ряд картинок, на которые вам нужно посмотреть и запомнить именно образы, а не пытаться придумать словесные ассоциации. Затем вам необходимо воспроизвести порядок этих образов. Также вы можете запоминать картинку, а затем пытаться воспроизвести как можно больше деталей. Существует большое количество разнообразных игр, включающих в себя запоминание образов, так что это также может вам помочь, и фотографическая память вскоре может вам казаться уже вовсе не недостижимым феноменом.

Теперь, когда вы знаете об образной памяти все, вы можете начинать тренировки. А напоследок для вас приготовлен один интересный факт. Как и органы чувств обостряют свое действие при утрате функциональности одного из них (слепые люди гораздо лучше слышат и чувствуют запахи), образная память компенсирует нехватку информации, замещая ее другими образами.

ВИДЫ ПАМЯТИ (англ. kinds of memory ) - различные формы проявления мнемической деятельности . Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями.

1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и др. видах деятельности человека. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними (см. Память музыкальная , Память слуховая , Память тактильная .) Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Словесно-логическая память - память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях (см. Память словесно-логическая , Память эмоциональная ).

2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную (см. Непроизвольное запоминание , Произвольное запоминание ).

3. По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную (см. Память сенсорная , Сенсорный регистр , Память иконическая , Память эхоическая ), кратковременную память (см. Память буферная ) и долговременную память (см. Память процедурная ). Требования практики и развитие теории памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти (см. Память оперативная ), обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. (См. Память первичная и вторичная .)

Т. о., в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. П. в., выделенные в соответствии с разными критериями, находятся в органическом единстве. Так, словесно-логическая память в каждом конкретном случае м. б. либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной. Различные П. в., выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Кратковременная и долговременная память по существу представляют собой 2 стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти. (Т. П. Зинченко.)

Виды памяти

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти .

У человека преобладающим является зрительное восприятие . Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу".

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

· по участию воли в процессе запоминания;

· по психической активности, которая преобладает в деятельности;

· по продолжительности сохранения информации;

· по свойству материала и способа запоминания.

По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких волевых усилий.

Произвольная память подразумевает случаи, когда ставится цель – запомнить, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое для него значение.

По характеру психической деятельности

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и вербально-логическую.

В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение простых и сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все мануальные движения человека связаны с этим видом памяти.
Эта память проявляется у человека раньше всего и крайне необходима для нормального развития ребенка.

Эмоциональная память – память на эмоции и чувства. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже было упомянуто, приятные события запоминаются лучше, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, и начинает проявлять себя примерно с 6 месяцев.

Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и отношений между ними. Данная память начинает проявляться в возрасте двух лет и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны "видеть" информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам.

Осязательная, обонятельная и вкусовая память – память на соответствующие образы.

Вербально-логическая память – память на слова, мысли и логические отношения. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи и только после этого запомнить материал. Людям с развитой вербально-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Логическаяпамять при ее тренировке дает очень хорошие результаты и гораздо более эффективна, чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других. П. П. Блонский называл ее "память-рассказ". Она появляется у ребенка уже в 3 - 4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.

По продолжительности сохранения информации выделяют сенсорную, кратковременную, оперативную и долговременную память.

Сенсорная память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти от 0,1 до 0,5 с. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Эта память основана на инерции ощущений. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

Кратковременная память. Обеспечивает хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид памяти может функционировать при однократном или очень кратком восприятии. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память "включается", когда действует так называемое актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком в данный момент).

Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на запоминаемый объект. Например, человек, только что посмотревший на часы, может не ответить на вопрос, какие цифры, римские или арабские, изображены на циферблате. Он целенаправленно не обращал на это внимания, и, таким образом, информация не попала в кратковременную память.

Объем кратковременной памяти очень индивидуален. Существуют различные методы его измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой особенности кратковременной памяти, как свойство замещения . Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет объем его памяти.

Сделав сознательное усилие, можно удержать материал в кратковременной памяти дольше и обеспечить его перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения. При этом отсеивается нужная информация и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление "черпает" информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

Оперативная память память, сохраняющая информацию в течение определенного, заранее заданного срока. Время хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких часов. Например, вы читаете длинное предложение и вам нужно помнить его начало, пока вы дочитаете его до конца; тогда вы сможете связать идею, заключенную в начале предложения, с той, речь о которой идет в его конце. В этом случае вы используете оперативную память. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которуюпытается запомнить студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается неспособность воспроизвести значительную часть информации по данному вопросу. Этот вид памяти является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

Долговременная память память, способная хранить информацию в течение неограниченного времени .

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы, и их механизмы совершенно различны.

Интересно, что, чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Важно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей иногда встречается феноменальная долговременная память.

Современные исследователи выделяют еще следующие виды памяти.

По типу запоминаемой информации.

· Эпизодическая – память на отдельные события.

· Семантическая – память на правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций.

· Память на общую информацию – хранит всю повседневную информацию: где стоит холодильник, какого цвета снег, как зовут вашего друга, сколько дней в году.

По осознаваемости воспроизведения информации.

· Эксплицитная память предполагает перевод воспроизводимой информации в сознание.

· Имплицитная память исключает осознание воспроизводимой информации. Так, психологическая защита невротика, который страдает от реминисценций (непроизвольных воспроизведений) не пускает в сознание воспоминания о травмировавших его событиях. Однако, они оказывают влияние на его эмоциональное состояние и заставляют избегать встреч с предметами и людьми напоминающими о них.

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную (рис. 3).

Рис. 3. Классификация основных видов памяти

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П.Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т.д.

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Следует отметить, что развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Следует отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость - спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев - усиливается.

Существенные перемены могут произойти и в содержании нашего чувства. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память - специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

Мы уже говорили, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную . В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную . Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.

Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

Умные электронные машины уже давно и прочно вошли в повседневную жизнь человека. Но, несмотря на это, их устройство до сих пор вызывает элементарные вопросы у многих пользователей. Например, далеко не все знают, какие бывают виды памяти . А ведь здесь все не так уж сложно, хотя и не совсем просто. Существуют две основные разновидности – внутренняя память и внешняя, которые, в свою очередь, имеют собственную градацию.

Виды внутренней памяти компьютера

Внутренняя память называется так потому, что она встроена в основные блоки компьютера и является неотъемлемым элементом системы, обеспечивающим ее работоспособность. Удалить или извлечь ее без негативных последствий невозможно. Различают следующие ее виды:

  • оперативная – представляет собой набор программ и алгоритмов, необходимых для работы миикропроцессора;
  • кэш-память – это своеобразный буфер между оперативкой и процессором, который обеспечивает оптимальную скорость выполнения системных программ;
  • постоянная – закладывается при изготовлении компьютера на заводе, в нее входят инструменты для контроля за состоянием ПК при каждой загрузке; программы, отвечающие за запуск системы и исполнение основных действий; программы настройки системы;
  • полупостоянная – содержит в себе данные о параметрах настройки конкретного ПК;
  • видеопамять – в ней сохраняются видеофрагменты, которые должны выводиться на экран, является частью видеоконтроллера.

Виды оперативной памяти компьютера

Быстродействие и «интеллектуальный уровень» компьютера во многом определяются его оперативной памятью. В ней хранятся данные, используемые во время активной работы электронной машины. Она также может быть разных видов, но чаще всего используются блоки DDR, DDR2,DDR3. Различаются они количеством контактов и скоростными характеристиками.

Виды внешней памяти компьютера

Внешняя память компьютера представлена различными видами съемных носителей информации. На сегодняшний день основными из них являются жесткие диски, usb-накопители, или флешки и карты памяти. Устаревшими считаются лазерные диски и дискеты. Но , хотя и является съемным, все же используется в качестве вместилища постоянной памяти и без него компьютер работать не будет. Однако его можно свободно достать и переместить в другой системный блок, поэтому его и относят к категории внешних устройств памяти.