Очень многие люди думают, что у них нет способностей к изучению языка. Часто можно услышать, как человек говорит: "английский не для меня", "я не способен к языкам".

Такие мысли у людей появляются, когда они уже изучали английский язык (в школе, институте), но так и не получили результат. Поэтому они уверенны, что выучить язык они не смогут.

На самом деле, утверждение "чтобы выучить английский нужно обладать определенными способностями/склонностями к изучению языков" является распространенным мифом.

В этой статье я разрушу этот миф и докажу вам, чтобы выучить язык и заговорить на нем, не надо иметь никаких сверх способностей или талантов.

Откуда взялся этот миф?


Почему многие люди уверенны, что у них нет способностей к изучению языка? Ведь такая мысль не могла просто так появиться у людей в голове. Давайте посмотрим, откуда берется это ложное утверждение .

Как правило, эта идея появляется у людей после неудачного опыта изучения языка (например, в школе, институте). Человек тратил свои усилия и время на изучение английского, но так и не получил результата.

Под результатом я имею в виду навык использования английского языка в жизни: в путешествиях, на работе, в общении и т.д.

Почему многие не получают этот результат?

Впервые мы сталкиваемся с английским языком в школе. На таких занятиях отсутствует языковая практика. А правила нам не объясняют подробно, а просто дают информацию из книг. Поэтому, чтобы что-то понять, приходится разбираться самостоятельно. А делают это далеко не все ученики.

Некоторым помогают разобраться с правилами репетиторы или родители. Поэтому в классе кажется, что английский язык дается им легче. Другие начинают отставать, не понимая ничего. Постепенно у них появляется мысль "английский язык это не мое".

Потом мы, как правило, продолжаем изучение языка в университете, с репетитором или на курсах. При этом ситуация не изменяется в лучшую сторону. Обучение идет сложно: мы не понимаем правила, не можем запомнить английские слова.

Из-за всего этого мы начинаем чувствовать себя все более неспособными к языкам. А, услышав историю от друга/родственника/знакомого о том, как он заговорил на английском за 2 месяца, мы с сожалением говорим: «Просто у тебя есть склонность к изучению языка».

На самом деле, выучить английский язык может каждый человек. Для этого не нужно обладать особыми способностями.

Как получить результат?


Итак, мы выяснили, что результат обучения зависит не от каких-то скрытых способностей. На самом деле, он зависит от того, насколько правильно организовано обучение. Если процесс обучения (то есть методика) правильный, то вы будете видеть результат обучения каждый день.

Давайте еще раз посмотрим, как обычно построен процесс обучения.

Как мы обычно учим язык

В школе и институте вы учите много разных тем, но никогда не используете пройденный материал на практике. Вспомните, сколько времени уделяется теории, а сколько разговорной практике на занятиях. В лучшем случае 10% урока вы будете говорить.

В итоге вы проходите правила одно за другим. Но не можете применить эти знания в жизни.

Например, вот вы прошли глагол to be (прочитали правило) и пошли дальше (перешли к новому правилу). Но вы не можете применять это правило в жизни, потому что не практиковали его. При этом кто-то не понял само правило, кто-то не до конца разобрался в нем.

Именно после таких занятий вы не видите результат и чувствуете, что не способны выучить английский.

Как надо учить, чтобы выучить и заговорить

Запомните: конечный результат обучения (ваша цель) складывается из результатов, которые вы получаете на каждом занятии. Что я имею в виду?

На каждом занятии вы должны получать:

  • Новые знания
  • Навыки использования этих знаний (разговорный навык)

То есть, если вы учите слова, то в конце занятия, должны понимать значение этих слов и уметь использовать в своей речи. Например, вы прошли тему "гостиная". После урока вы должны легко описать любому человеку, какая у вас гостиная дома.

Если вы учите правило, то должны понимать , когда его использовать и уметь составлять предложения, согласно ему. Например, пройдя глагол to be, вы должны понимать, когда его использовать и уметь строить устные предложения с этим глаголом. И у вас это получится, если вы тренировались делать это 80% времени урока.

Выйдя с такого занятия вы сразу сможете использовать полученные знания в жизни, потому что будете уметь это делать.

Краткое резюме

Если вы изучаете английский язык довольно долгое время (10-14 лет), но так и не можете говорить на нем, это не значит, что у вас нет способностей к изучению языка. Все дело в неэффективной методике изучения, из-за которой вы не получаете результатов обучения.

Обучаясь по эффективной методике , результат вы будете видеть сразу же после каждого занятия, а заговорить на английском вы сможете уже через месяц обучения.

Просто попробуйте поучиться по подобным методиками, и у вас все получится!

Мама любит вспоминать, как в возрасте 4-5 лет я садилась с книжкой и сама «учила английский язык». Преподаватель интенсивного курса французского «с нуля» отказывался верить, что до этого я ни дня в жизни не изучала французский. Португальский я научилась понимать, вообще не открыв ни одного учебника.

В общем, я из тех, кого считают «со способностями», и сегодня я хочу миф о способностях развенчать.

1. Много слушать

Слушать - это вообще самое простое, что только можно делать с языком. Наушники в уши, и вперёд по своим делам. Чтобы просто слушать, не нужно какой-то особенной силы воли или дополнительного времени для занятий. Всё происходит параллельно с нашими повседневными делами.

Читайте также

    Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

    Жанна, спасибо большое, просто огромное, за такую полезную и очень актуальную для меня информацию! Я сейчас учу английский, но у меня большой перекос в сторону чтения на языке, и минимум разговоров (только два часа в неделю с преподавателем по скайпу) и аудирования.

    Сегодня же поищу скрипты на английском и начну, наконец, смотреть с субтитрами "Альфа", т.к. слышала, что там как раз простой уровень.

    Светлана, я рада, что информация пригодилась! Действительно, многие ситкомы построены на базе незамысловатых диалогов, что идеально для начала. Главное - выбрать тот, который будет вас по-настоящему увлекать. Кстати, мне в своё время помогли "Друзья" - герои там очень понятно говарят.

    Простите, торопилась: "говорят", конечно же:)

    Полностью поддерживаю, только мне всё равно нужна грамматическая база, не понимаю никакие там спряжения на слух, если не прочитала пару раз это в теории. Зато потом отлично закрепляется не зубрежкой, а контекстом, тем более, что популярны не все формы. Испанский почти без усилий выучили на уровне туристических надобностей, когда еду туда, вообще английским не пользуюсь. В арсенале 1,5 месяца в группе для начинающих, чуток частных занятий и неделя в испанской школе (все это растянуто на три года). Когда читаю - понимаю много, но и говорю теперь без стеснения, испанцам кажется, что хорошо для иностранца:) слушала диалоги (англо-испанский курс, читала журналы, меню, вывески, + словарь в телефоне - переводила все, что интересно). еще советую слушать много музыки на иностранном и время от времени переводить тексты любимых песен. И не стесняйтесь, мало кто идеально говорит на 3-4 языках, для понимания достаточно пары десятков фраз и уже нормально! Никто не осудит за плохое произношение, вспомните хотя бы иностранцев, даде если они пять фраз на русском знают, все очень рады)

    Кристина, спасибо за комментарий! Я ни в коем случае не имела в виду, что учебники вообще открывать не надо:) Только хотела подчеркнуть, что объём практики должен превышать объём теории в десятки, сотни и тысячи раз.

    Что касается уровня, тут всё зависит от целей. Купить сумочку в магазине - это совсем не то же самое, что PhD защитить:) Но, в целом, согласна с вами: даже небольшое знание языка может быть очень полезным. Мне, например, некомфортно, когда я вывески в чужой стране прочитать не могу.

    Спасибо! Очень полезная информация.

    Ольга, успехов вам в языках!

    Советы хорошие, а все же автор недооценивает роль своих способностей и переоценивает роль своих правильных советов. Это приводит к неуважению по отношению к тому, у кого способностей нет и кому языки действительно трудно даются (сама фраза "В ответ мне обычно хочется спросить: «Скажите, а сколько языков уже освоили вы?», но, как правило, сдерживаюсь из вежливости." говорит об этом).

    Скажу за тупых людей, вроде меня - нам это действительно трудно, это Ваше презрение абсолютно зря. Со всеми советами (самостоятельно пришел примерно к тому же) и самоотдачей - максимум один язык, на приличном, но далеко не на идеальном, уровне.

    Меня лично хватило только на английский. При том, что я учил его в школе и в институте (на пятерки, но без особых достижений). Когда взялся серьезно (был стимул) - я потратил три года напряженной ежедневной работы по два с половиной - три, по выходным - четыре часа. И с того периода ежедневно еще по часу практикуюсь, читаю и смотрю, потому что боюсь растерять даже то немногое, что достиг. Да, прогресс был, что мне было нужно - я получил. Но сказать, что это посильно каждому, оторвать столько времени от жизни, я бы не взялся. И говорить, что тот кто не выучил плюс один язык, просто очень ленив - тоже не возьмусь.

    Хотя сами советы, повторюсь, абсолютно правильные, да.

    Максим, извините, но вы не правы. Особенно про "презрение" покоробило. Презирать человека за то, что он не умеет что-то делать, - признак недалёкости. Я вот, например, на лыжах не умею кататься, и что? Более того, я не считаю, что каждый человек обязан говорить на одном или нескольких иностранных языках (тем более в совершенстве). Мои советы - исключительно для тех, кто хочет этого.

    Что касается моих способностей: английским я занимаюсь в общей сложности уже более 20 лет, причём параллельно со школой у меня была языковая школа, а параллельно с университетом ещё дополнительно лингвистический факультет. Вы даже не представляете, сколько тысяч часов я потратила на английский. Это, кстати, было одной из идей моей статьи - нам часто кажется, что другим что-то легко даётся, просто потому что мы не видим всей огромной работы, которая стоит за этой "лёгкостью".

    По поводу человеческих способностей как таковых: это не лично моё мнение, это позиция специалистов в данной области. Если присмотреться, то и в родном языке мы все одарены неодинаково: у одних словарный запас больше, у других речь грамотнее, у третьих - литературные способности более выражены. И, тем не менее, все мы говорим на родном языке. Отсутствие способностей - это распространённая отговорка, хотя на самом деле их роль гораздо меньше, чем может показаться.

    Гораздо более серьёзная проблема, на мой взгляд, - это отсутствие практического применения хотя бы того же английского языка для подавляющего населения РФ. Мои советы направлены на то, чтобы в рамках наших возможностей эту проблему решить.

    Жанна, ну так и я уже более 20 лет изучаю)). Языковой школы, правда, не было, но параллельно с институтом получил второе высшее по английскому. Уверен, что результаты у нас все же далеко не одинаковые.

    Специалисты вслух говорят хорошие, правильные и политкорректные вещи ("все равны", "способности ничего не значат, главное - 10000 часов труда"), но когда им нужно достигнуть результат (как в спорте) - набирают именно способных, а остальных отсеивают.

    Меня как раз эта фраза и покоробила "В ответ мне обычно хочется спросить: «Скажите, а сколько языков уже освоили вы?», но, как правило, сдерживаюсь из вежливости."

    Она звучит так, как будто вы готовы учитывать мнение только тех, кто справился и освоил пару-тройку языков. А у тех, кто пытался, но не справился и бросил, сдался - просто "отговорки".

    Про важность практики согласен. С появлением интернета это стало легче, и количество говорящих постепенно растет.

    Максим, мне очень жаль, если эта фраза показалась вам обидной или высокомерной. Ничего подобного я в неё не вкладывала. Я имела в виду, что подобные способы "погружения в среду" в первую очередь отвергают именно те, кто не пробовали. В результате получается замкнутый круг: практическое применение языка откладывается до "лучших времён", которые так и не наступают именно потому, что нет практики.

    Опять же, я не говорила, что любой человек может "в совершенстве" выучить 10 языков, а кто не смог - ленивец, тряпка и вообще неудачник:) Я хотела сказать именно то, что написала: "Я ни за что не поверю, что кто-то делает всё вышеперечисленное и не добивается прогресса в изучении языка." И вы сами, хоть и считаете себя "неспособным", это подтверждаете. А то что вы свои уровнем недовольны - так здесь может быть множество причин: и то, как именно вы занимались (вашим трудолюбием можно только восхищаться, но дело же не только в потраченных часах, но и в их качестве), и ваша мотивация при изучении, и про настоящее время вы пишете, что читаете и смотрите, но сразу возникает вопрос - а что с разговорной практикой? В общем, копать можно в разных направлениях.

    Или вот, например, какая-то языковая школа в моём детстве на фоне вашего второго высшего сейчас кажется несущественной деталью, а знаете, сколько она из меня "крови выпила"? :)) И ведь говорить по-английски меня научили именно там. В 12 лет я разговаривала лучше, чем многие мои сокурсники в университете. А ведь им тоже, наверное, казалось, что у меня оно откуда-то "само", "от природы" - ведь откуда бы ещё, если на одни и те же пары ходим!

    Дорогая Жанна. Во-первых, спасибо Вам за попытку помочь страждущим.

    А, во-вторых, по существу.

    Первый свод подобных рекомендаций дала ещё Като Ломб, наверняка Вам известная. Потом были ещё десятки, включая Замяткина и Вас. Сейчас я изучаю итальянский язык, неплохо знаю английский и болгарский, но до сих пор у меня нет метода, несмотря на кучи прочитанных рекомендаций. Я - пример человека, не способного к языкам. Попытаюсь объяснить, почему не помогают практически все рекомендации. Причин две:

    1. Рекомендации дают внешнюю картину, например, слушайте аудио-материалы. Что делать при этом мозгами, никто или почти никто не говорит. Или говорит неполно и невнятно. У Като Ломб и у Замяткина кое-что есть про это, но без фокуса и без системы. Авторы рекомендаций не придают этому важного значения именно потому, что для них это само собой разумеется.

    Приведу пример:

    В первом классе к нам пришёл дядечка отбирать детей в музыкальную школу. Он сидел на стуле, и к нему по одному подводили детей. Он брал на кларнете ноту и говорил: "Скажи "а"". Что надо сделать и какова цель, никто не сказал. А, учитывая, что говорить "а" всем раньше приходилось только с ложечкой во рту у врача, можете себе представить, как всё происходило.

    Конечно он отобрал пару-тройку детей. Тех, кто СЛУЧАЙНО попал в тон, или тех, кто, опять же, СЛУЧАЙНО, например, родители занимались музыкой, знал, что от него на самом деле требуется.

    Вот в таком же положении находимся и мы, неспособные к языкам. Что слушать надо мы знаем и слушаем, а что делать мозгами при этом - не знаем и не делаем. Поэтому все трудозатраты идут насмарку или с микроскопическим эффектом.

    "Способные" умеют это, можно сказать, случайно, их не учили этому, но они в какой-то момент своей жизни попали "в тон", угадали, что надо делать. Хотелось бы, чтобы эти уважаемые люди обратили внимание на то, КАК они слушают, или читают, или что-то другое делают, в соответствии со своими рекомендациями. И потом бы сформулировали ясно и подробно для нас, неспособных, ЧТО ДЕЛАТЬ МОЗГАМИ.

    2. На разных этапах изучения языка действуют разные правила. Рекомендация, справедливая для продвинутого "студента", не годится на раннем этапе, и наоборот.

    Например, как Замяткин, так и Вы, советуете "отвязаться" от родного языка. Это спорно. На начальном этапе без родного языка никак не обойтись. Кстати, Като Ломб про это не говорит. Например, у меня была замечательная грамматика английского языка на английском языке. Как Вы думаете, сильно она мне помогла в жизни?

    Хотелось бы здесь, чтобы "способные" и опытные объяснили неспособным, какие этапы в изучении языка должны быть пройдены и с помощью каких приёмов и упражнений. И от чего надо отказаться на последующих этапах.

    Об этом есть довольно много у Замяткина, но его метод в целом мне не помог, поэтому он вышел из доверия.

    У Като Ломб периодизация процесса есть, но фрагментарно. Ну, и, конечно, её инструментарий соответствовал своему времени, сейчас он существенно расширился за счёт видео и интернета.

    Анатолий, спасибо за такой развёрнутый комментарий! Давайте по порядку:

    1. Вот меня комментарием выше очередной раз записали в "способные", но все эти книги в стиле "Как я выучил 30 языков" не помогают мне точно так же, как и всем остальным. Да, порой их интересно почитать на досуге - сравнить свой собственный опыт с опытом автора, но не более того. Для меня это то же самое, что и книги из серии "Как я построил успешную компанию", "Как я стал писателем" и т.д. Да, они могут вдохновить или даже подкинуть пару стоящих идей, но чтобы вот так взять какую-то из книг за основу своей жизни - конечно, нет, они для этого и не предназначены. Возможно, это скорее вопрос маркетинга, который создаёт завышенные ожидания и пытается продать читателям именно то, что они хотят. (С тем же Замяткиным, как вы совершенно справедливо заметили, у меня есть схожие идеи, но его метод я бы ни за что в жизни использовать не стала (что, впрочем, не отрицает его эффективности)).

    2. В своей статье никакой уникальный метод я презентовать не пыталась. По большому счёту, я просто перечислила основные аспекты языковой деятельности и указала на важность развития каждого из них. Что касается того, "как надо" слушать/смотреть/читать - могу лишь объяснить, как это делаю я. Я концентрируюсь на именно на сюжете, а не на словах или грамматических конструкциях. Все неизвестные слова, которые можно проигнорировать, я игнорирую. Главное - не винить себя за каждую непонятную фразу. Иначе можно очень быстро отчаяться и всё бросить, не успев достигнуть результата. Если же линия повествования напрочь теряется, это означает только то, что надо взять книжку попроще.

    3. "Отвязываться" от родного языка я не предлагала. Я написала конкретно про аудио-курсы на русском языке - действительно, все, что мне попадались, на мой взгляд, были очень неудачными. Начинающему студенту просто нужно взять аудиокурс для своего уровня (благо, сейчас информации полно), вместо того, чтобы расстраиваться в безуспешных попытках разобрать новостные сводки британского радио.

    4. Про изучение "грамматики из контекста" ничего не писала, так что не могу прокомментировать, извините.

    В общем, я думаю, вы зря себя записываете в "неспособные", если изучаете уже третий язык. Что касается отсутствия метода... Не знаю, можно ли здесь давать ссылки, поэтому объясню на пальцах: у меня в профиле есть ссылка на блог, одним из последних постов там опубликовано интервью с Вадимом Бакировым. Вадим в той или иной степени владеет десятью иностранными языками и так же отмечает, что единого метода у него нет: каждый новый язык он старается изучать новым способом. Что остаётся неизменным - так это упор на практическое применение. Я думаю, к его словам можно прислушаться:) Успехов вам в языках!

    Жанна, спасибо за интересную статью.

    Она мне понравилась, что разослал ее своим подписчикам. Подпишусь практически под всем, что вы советуете. У меня опыт со многими языками и сейчас сам помогаю другим изучать английский и другие языки. Рад знакомству, даже такому вот виртуальному.

    Руслан, спасибо за отклик! Было бы интересно и про ваш опыт почитать.

    Жанна, спасибо за развёрнутый ответ. Кое-что полезное я в нём уловил. Не удивляйтесь, что в моём комментарии что-то не относится именно к Вам: это ведь обобщение всех рекомендаций, которые встречались, в них много общего, о чём я и написал. Ссылку на В.Бакирова посмотрю, спасибо.

    Желаю успехов и Вам в изучении языков и в жизни вообще.

    Анатолий, спасибо, и вам всего хорошего! (простите, что пишу "вы" с маленькой буквы - не разделяю современной тенденции к повсеместной капитализации:)

Насколько правильно утверждение: "Иностранный язык - это мне не дано!" Многие думают, что существуют некие особые способности к чему-либо вообще и к иностранным языкам в частности. Кто-то противопоставляет этим "особым" способностям кропотливый труд, который, как им кажется, должен заменить недостающие таланты. Попробуем рассеять туман подобных сомнений.

Мыслительные способности начинают развиваться уже в раннем детстве. Их развитие - в умении наблюдать и овладевать речью. Через умение наблюдать возникают впечатления от предметов (чувственное восприятие). Способность к речи нужна для обозначения смысла и значения впечатлений (творчество). И как только мы появились на свет - какими бы одинаково "голыми" мы ни были - наши природные способности начинают развиваться по-разному: мы все по-разному наблюдаем, осваиваем речь и соединяем (или не соединяем) все это вместе. Поэтому все мы разные и поэтому у людей существует большое разнообразие умов и неравенство способностей.

Эффективное обучение: баланс между усидчивостью и размышлениями

К счастью, к иностранным языкам, несмотря на нашу разность, мы все способны в той или иной степени. Главную роль здесь играет осмысленный подход к изучаемому предмету, который даже одни только терпение и труд на 100% заменить не могут. Хотя деятельность муравьев, конечно, почетна и приносит видимые плоды. Но стоит ли быть столь усердным, изучая язык? Можно попробовать построить "муравьиную кучу" до неба: учить тонны слов, часами читать, исписывать пачки листов упражнениями и сочинениями, спать в наушниках. Однако такое усердие может и не оправдаться, потому что не хватит времени, сил и радости на такую "стройку", а кроме того, не останется времени на размышления. Но если все-таки изловчиться и усердствовать размышляя, можно получить основательные знания и развить способности.

Категории студентов: "менталисты" и "муравьи"

Давайте рассмотрим группу студентов 1-го курса, которые после школы снова принимаются за иностранный язык. Поместим всех обучающихся между двумя полюсами: размышляющие ("менталисты") и трудящиеся ("муравьи"). Всех студентов условно разделим на 3 группы:

  1. Те, у кого иностранный язык присутствовал в школе в полной мере (например, языковая школа);
  2. Те, у кого иностранный язык отсутствовал или почти отсутствовал;
  3. Все остальные.

Студенты первой группы: осторожно, лень!

По объективным причинам знания по иностранному языку у студентов 1-й группы выше. Они сами, а часто и их сокурсники думают, что у них языковые способности лучше. И действительно, они могут стать и "менталистами" и/или "муравьями", т. е. хорошей смесью тех и других. Хотя стоит оговориться: дело не в лучших языковых способностях, а в уже полученных навыках, которые помогают этим студентам меньше времени тратить времени на задания или подготовку.

Но, к сожалению, многие из этих студентов становятся обычными лентяями, думая, что на имеющемся багаже просуществуют и успешно сдадут экзамен. На практике же прошлые знания быстро растрачиваются, а способности куда-то улетучиваются. К счастью, встречаются среди студентов достойные исключения, которые превращаются в полноценных "менталистов" с "муравьиной" работоспособностью.

Вторая категория студентов: усердие поможет

Студенты второй группы имеют слабое представление о своих способностях, потому что им не пришлось поучить иностранный язык. Им почти не реально стать "менталистами" при изучении иностранного языка, "муравьями" тоже очень не просто и только при большом желании и напряжении всех сил. Хотя и здесь, конечно, есть исключения, когда отдельные студенты развивают способности и догоняют сотоварищей из 1-й группы.

Студенты третьей группы: навести порядок в знаниях

Наиболее многочисленна и проблематична третья группа с дремлющими способностями. Студенты этой группы, как правило, имеют много белых пятен в своих знаниях, не умеют объективно оценить свой уровень знания иностранного языка, занижают или завышают его, что приводит к психологической нестабильности. Следствием являются трудности при освоении языка, метание между "менталистами" и "муравьями". Для студентов этой группы сначала было бы целесообразно примкнуть к "муравьям", т. е. начать как бы все заново: знакомое повторить, пропущенное выучить. Ну, а в дальнейшем, как говорится, каждому - по способностям: либо направиться к "менталистам", либо терпеть и трудиться.

Способность выучить язык есть у всех

В самой природе людей заложено то, что одни не могут достичь того, что легко достигают другие. Однако, на свет мы приходим со способностями и духовными силами, которые позволят нам сделать многое. Но это "многое" не реализуется, если мы не будуем тренировать и правильно использовать наш разум, наши способности. А уж тем более наши способности к языкам! Ведь все, первым делом, выучили, постигли родной язык! Так что не нужно сетовать на природу, говорить, природой, мол, мы обделены, а искать причину в недостаточном совершенствовании наших способностей. Для их развития нужно постоянно упражнять свой ум, изучая связи идей, прослеживая их последовательность. Рассуждения, размышления о "высоких материях", открытие общих истин - главное занятие для тех, кто хочет развивать свои способности, совершенствовать свой разум и приобретать знания.

Мне это все известно, поскольку английский у меня был третьим после немецкого в школе и французского на курсах ИН-ЯЗ по почте. Кстати, хорошие курсы, не знаю — остались ли.

Меня часто спрашивают, что делать, если очень нужно выучить иностранный язык, но способностей к языкам нет.

Я уже довольно много говорил и писал об этом, но обобщить всё сказанное как-то не получалось.
В этом опусе я постараюсь восполнить этот пробел и расскажу о том, как выучить любой иностранный язык самостоятельно . Поскольку английский язык на сегодняшний день является самым распространенным и востребованным, для примера я выбрал именно его.

Людей неспособных к иностранным языкам нет , ведь научились же мы все говорить по-русски и даже многие люди с ограниченными умственными способностями разговаривают, читают и пишут, пусть на одном языке, но разница-то какая?
Зато в изобилии есть лентяи, которым выгодно говорить, что они неспособные, чтобы скрыть свою лень.

— Ну, неспособный я и все тут, учу годами, но результат минимальный, а то и вовсе ноль, - так говорят о себе многие.
А язык-то вроде бы нужен…
Вот и ходят такие «неспособные» по кругу: репетиторы - курсы - самостоятельное изучение, но воз и ныне там.
Не обижайтесь, Бога ради, но ленивый у Вас мозг, хотя в других делах вы, возможно, и трудяга.
В чём же причины происходящего и что надо делать чтобы исправить положение?

Для начала нужно определиться, нужен ли Вам язык в принципе. Если да, тогда вперед на борьбу с ленью. Если у Вас есть сомнения, бросьте занятия или… прекратите сомневаться , иначе результатов не будет, Вы их просто не дождетесь, потому что надо не ждать, а двигаться вперёд!

Теперь уточнимся с целью. Спросите себя: «Зачем мне нужен язык?» Если просто так, «чтоб было», чтобы блеснуть иностранным словцом на тусовке, то, скорей всего, ничего у Вас, уважаемый читатель, не получится, на этом Вы и остановитесь. Нужна реальная цель. Если ее нет - либо бросайте занятия, либо придумайте цель !

А вот и подсказочки:

  • Путешествие или туристическая поездка.
  • Учёба в престижном иностранном университете.
  • Дружба, любовь, создание семьи с иностранцем.
  • Игра в футбол, например, за Манчестер Юнайтед.
  • Работа за границей.
  • Работа в транснациональной компании или собственный международный бизнес.
  • Работа в национальной компании, требующая знаний иностранного языка.

Уверенно идите к своей цели и параллельно учите язык. При этом постарайтесь получать удовольствие от процесса, это относится не только к изучению языков; любая работа или учеба становятся во много раз эффективней, если делаются с удовольствием.

О современных технологиях обучения: Современные технологии - это замечательно, я двумя руками «за». Вне всякого сомнения, аудио и видео записи, онлайн уроки и семинары очень полезны при изучении языка. Но не верьте обещаниям обучить Вас английскому в совершенстве за месяц, а то и за 2 недели. Если Вам обещают такое, значит Вам скорей всего хотят что-то продать, точнее, втюхать. Без серьезной, кропотливой работы ничего не получится. Да, существует множество программ помогающих выучить язык, но программы не учат за Вас, они лишь помогают в изучении. А чудеса случаются пока в основном только в сказках (а сказки мы все очень любим, поэтому и процветают всякие 25-е, 26-е и прочие «кадры», обещающие обучить Вас во сне…). Подумайте, ведь даже маленький ребёнок, который постоянно слышит родную речь, и мозг которого впитывает всё как губка, тратит на уверенное освоение языка 7-10 лет.

Испугались? Зря! Взрослые могут учиться гораздо быстрее детей, благодаря тому, что они способны делать это более сознательно и организованно. При таком изучении, язык можно освоить за год до уровня близкого к носителю! Только учтите, что работать в этом случае придется с полной отдачей.

А теперь перейдём к делу.
Если Вы начинаете с нуля, начните с алфавита и произношения, - это основа. Ведь любой язык состоит из звуков, а звуки изображаются буквами, хотя в английском всё это довольно условно:). Бытует мнение, что алфавит - это для новичков, «а меня он ещё в школе достал». Мнение это ошибочное; без знания алфавита очень сложно продиктовать для записи свое иностранное имя, прочитать аббревиатуру, и невозможно полноценно пользоваться словарём.

За буквами важно следуют слова, состоящие из этих букв.
Приступая к изучению языка, обязательно ограничьте себя по времени. Установка, может быть, такой: за 3 месяца выучу 2000 новых слов, а это всего лишь 20-25 слов в день. Неукоснительно следуйте этому плану. Это относится к любой работе: не сделаете в срок, - скорей всего, не сделаете никогда. Но не гонитесь за количеством слов; нужен не просто словарный запас,
важно его качество. У каждого человека есть свой разговорный уровень на родном языке и не думайте, что на иностранном он будет сильно отличаться от исходного. Читайте, анализируйте, находите новые слова в книгах, Интернете, переводите свой русский словарный запас на английский. Учебники и преподаватели забивают Вашу голову словами, которые, возможно, никогда Вам не понадобятся, поэтому не доверяйтесь им полностью, подбирайте слова сами, нужные Вам слова!

А теперь самое время открыть вам одну простую, но «строго засекреченную» технологию.
Отдельные слова учить бессмысленно! Слово без контекста не несёт никакой информации, а наша память устроена так, что мы запоминаем только то, что нам интересно. Под контекстом я понимаю не только предыдущий и последующий текст, но также и конкретную ситуацию.
Например, слово «червяк» на рыбалке означает одно, а для механика работающего с червячной передачей совсем другое. Я уже не говорю о слове «отправление», (отправление поезда, почтовое отправление, и… естественное отправление) Но даже не это главное, главное в том, что слова учатся гораздо быстрее когда они находятся в блоке. Таким блоком может быть предложение, а могут быть и 2 слова. Очень хороши сочетания существительного с прилагательным или существительного с глаголом. Но просто блоки это еще не всё, самое интересное то, что они должны быть непредсказуемыми, «сносить крышу». Например, что-нибудь вроде: Белый крокодил, за водкой приходил. Вспомните русские народные небылицы, или сказки Корнея Чуковского:

А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.

Бред полный, но все мы знаем если не всё стихотворение, то, во всяком случае, это четверостишье наизусть. Почему? Да именно потому, что бред, потому что будит фантазию.

А вот и стишок по-английски:

Ding Dong Dell,
Pussy’s in the well.
If you don’t believe me,
Go have a smell.

Смысл таков: кошечка упала в колодец, кто не верит, идите понюхайте…
Не очень приятный стишок, но как запоминается!

В Аудио-Классе вы можете пополнить свой словарный запас с помощью специально подобранных словосочетаний и фраз.


Достигнув первых результатов, Вы почувствуете, что процесс учёбы становится привычкой и это здорово! Ведь мы не только можем, но и должны учиться всю жизнь, впрочем, об этом чуть позже. Но главное что Вы получите - это неописуемое чувство восторга от достижения цели, а приобретённые знания и опыт обязательно пригодятся в жизни.

Для того чтобы можно было быстро повторять пройденное, проверять свои знания, а также учитывать количество выученных слов, ведите тетрадь-словарь , слова нумеруйте. Понравившиеся предложения и фразы, туда же - в тетрадь. К этому можно добавить, что при изучении иностранного языка, очень важно писать от руки, т.к. это задействует еще и моторную память. Закрывая левой рукой (или листом бумаги) английские слова, читайте русские и вспоминайте их значение по-английски, потом наоборот, закрывая правой рукой русские слова, читайте по-английски и вспоминайте перевод. Ну, думаю, в школе все учились… Благо, сейчас готовые тетради-словари продаются на каждом шагу. Но тут самое время вспомнить о словарном тренажере, в котором Вы можете запросто спрятать русский, английский или оба текста, сняв нужную птичку над таблицей.

Многие советуют использовать карточки - такие маленькие картонки, где с одной стороны написано предложение или слово по-английски, а с другой по-русски. Пожалуй, их можно использовать как временное учебное пособие, но они имеют свойство, мяться и теряться, их трудно систематизировать, поэтому тетрадь, на мой взгляд, удобней и надёжней.

Транскрипцию пишите , но не пишите ее везде, экономьте время - пишите только там, где лично Вы можете засомневаться в произношении, ведь Вы ведете эту тетрадь для себя! Желательно использовать общепринятые знаки транскрипции, например, IPA, но можно придумать свои или использовать русские буквы. Впрочем, русскими буквами вы едва ли сможете передать все тонкости английского произношения.

Но одних только слов, как Вы понимаете, нам мало. И, хотя предложения и состоят из слов, нужно еще знать, как эти предложения строить.
Да и сами слова запоминаются гораздо лучше в контексте.
Рекомендую в связи с этим почаще заглядывать в грамматику и как можно больше слушать и читать на языке вслух.
То, что это полезно знают все, но делают очень немногие. И действительно, заставить себя читать достаточно долго, нелегко, а вот придумать себе какую-нибудь маленькую награду, поощрение, очень даже можно и нужно. …и не давайте себе конфетку или чашечку кофе, пока не прочитаете вслух 3 страницы. В общем, все по Павлову.

Думайте и говорите по-английски. Как это сделать? Начните с простых часто повторяющихся мыслей возникающих в вашем гениальном мозгу (или мозге?), например: «Что-то я проголодался - I feel like eating», «На сегодня хватит - Let’s call it a day» или совсем прозаическое: «Чем это пахнет? - What’s the smell?». Подберите свои фразы (просто обращайте внимание на свои мысли в течение дня и записывайте их) переведите их со словарём, или найдите аналоги в Интернете, запишите в тетрадь и запомните. Повторите их несколько раз вслух. В следующий раз заставьте себя, впрочем нет, позвольте себе роскошь думать об этом по-английски. Развивайте этот навык, постепенно он войдет в привычку, и Вы сможете довольно легко думать о повседневных вещах по-английски. При любой возможности проговаривайте мысли вслух. Идеально было бы найти партнёра, готового учиться вместе с Вами. В этом случае Вас будут слушать и Вам будут отвечать, а если Вы сможете полностью перейти на английский и отказаться от разговоров по-русски, то результат будет ошеломляющим. Поначалу кажется, что это очень сложно, однако если Вы войдете во вкус, то остановить Вас будет уже почти невозможно!

Хорошо смотреть фильмы на DVD по-английски, но при просмотре обязательно положите рядом с собой тетрадь, ручку и словарь, бумажный или электронный. Жмите на «паузу», копайте словарь и пишите, не жалейте бумаги, всё это запишется в ваш актив. Не менее важно привыкнуть к звукам языка. Для этого отключайте субтитры и старайтесь уловить звуки глядя на губы говорящего. Это дает двойной эффект: Вы учитесь понимать английскую речь на слух и видите как произносят слова носители языка. Для этих же целей можно посоветовать просмотр англоязычных новостей на каналах BBC, CNN, NBC, просмотр роликов на YouTube.

Для изучения английского полезно использовать MP3 плеер, но слушать полупонятную английскую тягомотину быстро надоедает, хочется послушать музыку, или что-нибудь веселенькое. Открою Вам несколько секретов. Во-первых, находите интересные и, для начала, не очень сложные темы, во-вторых, если Вы беретесь слушать аудио-книгу или какой-либо текст по-английски, найдите его печатный вариант, сначала прочитайте его или хотя бы быстро просмотрите его на бумаге / экране. В-третьих, при чтении желательно иметь английский и русский варианты. Пробуйте читать параллельно с прослушиванием, но в этом случае внимание рассеивается на зрительное и слуховое восприятие, такой вариант лучше использовать только на начальной стадии. Это же относится и к фильмам с субтитрами, субтитры вообще сильно отвлекают от просмотра. В-четвёртых находите тексты любимых песен и учите их, прослушивание музыки станет одновременно полезным и интересным. Чтобы найти текст песни, в любом поисковике наберите название песни по-английски и слово «lyrics», наслаждайтесь! И последнее, но не менее важное: хотите выучить что-то - наберитесь все-таки терпения!

И вот теперь самое время поговорить о лени: она преследует нас на каждом шагу, подстерегает за каждым углом, а мы слабые и безвольные существа всегда рады ей помочь и готовы потакать! Лень надо давить, несмотря на усталость и… лень. Да, мы все работаем, устаём, но, приходя вечером домой, всё-таки можем выкроить хотя бы пол часа для изучения языка. Впрочем утренние часы, по утверждения многих специалистов, более эффективны для учёбы, но тут уж как у кого получается. И, как уже было сказано выше, не забывайте о настроении, научитесь радоваться процессу учёбы, тогда всё пойдет легче и веселее.

Ещё одно важное замечание: если Вы хотите действительно быстро выучить английский и готовы ради этого пожертвовать другими делами, сделайте это Вашим приоритетом, выделите несколько часов в день и работайте не пределе, не забывая, впрочем, о перерывах. Находите носителей языка, общайтесь с ними очно или заочно через Skype, Yahoo Messenger или ICQ.
Так Вы увидите заметные сдвиги уже через 3-4 недели.

И еще раз о возрасте: идеальный возраст для изучения языка - 1 месяц или чуть раньше (дети слушают родной язык еще до рождения), учить языки, как впрочем, и все остальное с годами становится труднее, и все же выучить язык можно в любом возрасте. Но, как мы уже знаем, у взрослых есть и еще одно важное преимущество: они знают или по крайней мере должны знать, зачем им нужен язык и учат его более осмысленно и целенаправленно.

Ко всему вышесказанному можно добавить любопытный факт: люди, владеющие одним или несколькими иностранными языками, по статистике живут дольше и гораздо реже страдают старческим маразмом. Мозг, как и прочие части человеческого организма, для нормальной работы требует постоянных тренировок.

Успехов Вам в учёбе и интересных собеседников в разных городах и странах!