В научной литературе, а тем более в обыденной жизни, широко используют понятия: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, часто не проводя различий, тогда как между ними имеется существенная разница.

Человек — биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

Индивид - отдельно взятый человек.

Индивидуальность - особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”.

Это сложнейшее понятие, изучение которого проходит на стыке природного и общественного. Более того, представители различающихся школ и направлений рассматривают его через призму предмета своей науки.

  1. Социально-биологическая школа (З. Фрейд и др.), связана с борьбой в нашем сознании бессознательных инстинктов и моральных запретов, диктуемых обществом.
  2. Теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид) , в которой “Я” — часть личности, которая складывается из самосознания и образа “Я”. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:
  • представления о том, как его воспринимают другие люди;
  • представления о том, как они его оценивают;
  • как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Таким образом, в теории“зеркального Я” личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы .

Как видим, мидовская концепция личности, в отличие от теории З. Фрейда, полностью социальна.

  1. Теория ролей (Я. Морено, Т. Парсонс) , по которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.
  2. Антропологическая школа (М. Лундман) , не разделяющая понятия “человек” и “личность”.
  3. Марксистская социология в понятии “личность” отражает социальную сущность человека как совокупность общественных отношений, которые определяют социальные, психологические и духовные качества людей, социализуют их природно-биологические свойства.
  4. Социологический подход , которым руководствуются многие современные социологи, заключается в представлении каждого человека личностью, в меру освоения, приобретения им социально значимых черт и качеств. К ним относятся уровень образования и профессиональной подготовки, совокупность знаний и умений, позволяющих реализовать занимающие в обществе различные позиции и роли.

Исходя из вышеприведенных теоретических положений, можно определить личность как индивидуальное проявление совокупности общественных отношений, социальную характеристику человека .

Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

  1. собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
  2. специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);
  3. нравственный.

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности — это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы — это осознанные потребности личности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Некоторые авторы в структуру личности включают и другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором поведения, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом.

Особое место в структуре личности занимают ее и роль .

Повзрослев, человек активно вступает, “внедряется” в общественную жизнь, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять определенную отведенную ему роль.

Социальный статус личности

Общественные функции личности и вытекающие из них права и обязанности по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус , т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции , на которой она находится в данной социальной системе координат.

Общество следит, чтобы личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.

Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусы закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном — далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль личности

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей . Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности , а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Социальные конфликты

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этимогут быть внутриролевые , межролевые и личностно-ролевые .

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, нои хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости.В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности , т. е. качества,которыми обладают многие индивиды , находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу.

Социальный тип личности - обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.

Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

В социологии выделяют модальный ,базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер - это ядро структуры характера,свойственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера :рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительский и рыночный .Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций .

  1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.
  2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.
  3. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем.

Показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

Взаимосвязь, взаимозависимость личности и общества

Рассмотрим разные концепции, представленные , — М. Вебером и К. Марксом.

М. Вебер видит в роли субъекта общественной жизни только отдельных индивидов , которые действуют осмысленно. А такие социальные тотальности, как “классы”, “общество”, “государство”, по его мнению, целиком абстрактны и не могут подвергаться социальному анализу.

Другое решение данной проблемы содержит теория К. Маркса . В его понимании субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и личность. Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они отнюдь не равнозначны и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В разные эпохи как решающий выдвигается такой субъект, который является основной движущей силой данного исторического периода.

Тем не менее нужно обязательно иметь в виду, что в концепции Маркса все субъекты общественного развития действуют в русле объективных законов развития общества. Они не могут ни изменить эти законы, ни отменить их. Их субъективная деятельность либо помогает этим законам действовать свободно и тем ускоряет общественное развитие, либо мешает им действовать и тогда тормозит исторический процесс.

Как же представлена в этой теории интересующая нас проблема: личность и общество. Мы видим, что личность здесь признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса. Согласно концепции Маркса, личность не только субъект , но и объект общества . Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений . Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов. Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д., хотя некоторое пространство для ее социального действия все-таки остается. Согласно Марксу, история есть и не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

А теперь вернемся в реальную действительность, жизнь современных россиян XXI в. Советское тоталитарное государство рухнуло. Возникли новые общественные условия, ценности. И оказалось, что многие люди не могут их воспринять, освоить, усвоить, найти свой новый путь в столь сложное время. Отсюда и те социальные патологии, которые являются сейчас болью нашего общества — преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства.

Очевидно, пройдет время и люди научатся жить в новых социальных условиях, искать и находить смысл жизни, но для этого нужен опыт свободы. Она породила вакуум существования, сломав традиции, сословия и прочее, она же и научит, чем его заполнить. На Западе люди уже делают некоторые успехи в этом направлении — они дольше учились. Очень интересные идеи на этот счет высказывает австрийский ученый доктор В. Франкл. Он считает, что для человека свойственно стремиться к тому, чтобы жизнь его была осмысленной. Если смысла нет — это тяжелейшее состояние личности. Нет никакого общего для всех людей смысла жизни, он уникален для каждого. Смысл жизни, считает Франкл, нельзя придумать, изобрести; его нужно найти, он существует объективно вне человека. Напряжение, которое возникает между человеком и внешним смыслом, — нормальное, здоровое состояние психики.

Несмотря на то, что смысл жизни каждого уникален, путей, которыми человек может сделать свою жизнь осмысленной, не так уж и много: что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); что мы берем от мира (в смысле переживаний, ценностей); какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе, если не можем ее изменить. В соответствии с этим можно выделить три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживаний и ценности отношений. Реализация ценностей (или хотя бы одной из них) может помочь осмыслить человеческую жизнь. Если человек делает что-то сверх предписанных обязанностей, привносит что-то свое в работу, то это уже осмысленная жизнь. Однако смысл жизни может дать и переживание, например, любовь. Даже одно-единственное ярчайшее переживание сделает осмысленной прошлую жизнь. Но глубже третья группа ценностей — ценности отношения. К ним человек вынужден прибегать тогда, когда не может изменить обстоятельства, когда попадает в экстремальную ситуацию (безнадежно болен, лишен свободы, потерял любимого человека и т. п.). При любых обстоятельствах человек может занять осмысленную позицию, ибо жизнь человека сохраняет свой смысл до конца.

Вывод можно сделать достаточно оптимистический: несмотря на духовный кризис у многих людей современного мира, выход из этого состояния все-таки найдется по мере того, кaк люди будут осваивать новые свободные формы жизни, возможности самореализации своих способностей, достижения жизненных целей.

Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все разнообразные виды деятельности ицели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу. Исходя из этой перспективы индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа:

  1. стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни, заработать очередной миллион;
  2. стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, покорить очередную вершину и т. п.;
  3. стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов:

  • объективных социальных условий, которые общество (государство) может предоставить личности для ее самореализации;
  • принадлежности индивида к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.);
  • социально-психологических качеств самой личности.

Например, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненногоблагополучия. В демократическом обществе с развитымирыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха . В социальном обществе (государстве),в котором для подавляющего большинства граждан решеныосновные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации .

Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от техили иных обстоятельств. Так, индивид в полной мере реализовал стратегиюжизненного успеха и решил ориентироваться на новую стратегию или индивид вынужден отказаться от ранее избранной стратегии(потерявший работу ученый, обанкротившийся бизнесмен, уволенный в отставку военный и т. д.).

Для социологии важнейшее значение имеет такая характеристика, как «личность», поскольку ее интересует человек не как продукт природы, а как продукт общества. Личность - это выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Другими словами, личность – это типичный представитель большой социальной группы людей, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов, отношений. Личность - это социальная характеристика человека, позволяющая выделить в нем социально-типическое.

Личность как субъект социальных отношений характеризуется известной автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Помимо этого личность характеризуют такие показатели, как самосознание, самоанализ, самооценка и самоконтроль, понимаемый как ответственность за свои поступки. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, основу которой составляют ценностные ориентации: мировоззрение, социальные ценности, идеалы, социальные нормы. Следует отметить, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности. Система ценностей биологически не наследуется: она отсутствует у животных, практически отсутствует у маленьких детей. Ценностные ориентации передаются от родителей, учителей, окружения ребенка и формируются в систему ценностей человека, начиная с детства.

Таким образом, личность – это относительно поздний продукт социального развития человека, это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личностью не рождается, ею становятся в процессе социализации. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель, поскольку не реализованные в раннем детстве возможности социализации постепенно безвозвратно утрачиваются.

Включение индивида в общество называется социализацией. В процессе социализации индивид приобретает социальную природу, превращаясь из биологического существа в социальное. Т.е. главное содержание социализации – формирование личности, становление социального «Я».



Социализация - это длительный, многоактный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся на протяжении всей жизни индивида. Связано это с тем, что на протяжении его жизни меняется не только он сам, его привычки, вкусы, пристрастия, но и меняется общество. Социализация позволяет индивиду адаптироваться к этим изменениям.

Механизм процесса социализации заключается в постоянном, непрерывном, интенсивном взаимодействии человека с окружающей его социальной средой. В процессе социализации участвуют и взаимодействуют две стороны – объект социализации и субъект социализации.

Объект социализации – это тот, на кого направлен сам процесс, т.е. отдельные люди или группы людей. Субъект социализации – это тот, кто осуществляет этот процесс. В качестве субъекта социализации может выступать отдельная личность, социальная группа, социальный институт или организация, которые называются агентами социализации. Специфика процесса социализации проявляется в том, что один и тот же человек (например, отец) в одной связи (по отношению к детям) выступает как субъект социализации, а в другой (по отношению к социальной группе, в которую он входит) – как объект социализации. Более того, в рамках одного взаимодействия субъект (отец) не только оказывает воздействие на объект социализации (дети), но и сам испытывает обратное воздействие последнего.

Философия науки и техники.

На стыке философии и науки в середине XIX в. возникла особая научная дисциплина – философия науки, представляющая собой рефлексию над наукой, осуществляющая теоретический анализ науки как общественного явления. Современные исследователи дают следующее определение предмета философии науки: «Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте»2.



Философия науки ставит и решает следующие вопросы: В чем заключается сущность науки? В чем сущность рациональности? Каковы критерии научной рациональности? Каковы исторические этапы развития науки? Каковы типы и виды научной рациональности? Каковы модели развития научного знания? Какими методами научного познания должны пользоваться ученые для получения истинного, корректного научного объяснения и т.д.3

В отличие от философии науки, философия техники – одна из новых ветвей философского знания, гносеологический и социальный статус которого еще четко не определен; это одно из значимых проблемных полей современной западной философии, основанное на комплексном, системном анализе техники как социокультурного феномена в историко-цивилизационномконтексте. Если в русско- и немецкоязычной литературе принято употреблять термин «философия техники», то в англоязычной – наиболее массовой и широко доступной литературе – термин «философия технологии» («philosophy of technology», а не «philosophy of technique»). Говоря о «фило-

софии техники» в англоязычном ее понимании, мы должны исходить из нераздельности техники и технологии. В противном случае многие концепции, рассуждения современных западных авторов рискуют остаться понятыми нами неадекватно.

Философия, занимаясь наиболее общими, фундаментальными проблемами, долгое время не испытывала потребности в изучении проблем техники, не только полагая их не заслуживающими внимания, но и считая, что техника сама по себе не является «предметным полем» философии. Хотя некоторые античные и средневековые философы (Аристотель, Альберт Великий) уделяли определенное внимание технике, но рассматривали ее как естествоиспытатели и изобретатели; хотя социальные проблемы, порождаемые техникой, с давних времен становились предметом философской рефлексии (в «Книге о дао и дэ»), но при этом исследовалось само общество, а не техника как самостоятельный феномен.

Исторически сложилось так, что долгое время философия и методология науки ориентировалась на анализ прежде всего естественнонаучного знания, в особенности - физического и математического (о взаимоотношениях физики и философии см. хрестоматию 6.1 и хрестоматию 6.2), поскольку именно оно считалось эталоном строгости и точности. Но в последней трети прошлого века исследовательский интерес стал смещаться в сторону гуманитарных и социальных наук. Проблемы методологии истории, психологии и социологии стали изучаться все более активно. Это позволило во многом преодолеть имевшую место односторонность методологических концепций и, кроме того, дало возможность заново переосмыслить некоторые из фундаментальных проблем науки, например, проблему закономерностей развития научного знания или проблему его достоверности.
Оценивая тенденции развития философии и методологии науки, большинство исследователей отмечают следующие два обстоятельства. Во-первых, эволюцию теоретических концепций от нормативного подхода к процедурам и результатам научных исследований к дескриптивному, описательному, и во-вторых, поворот от логического анализа структуры научного знания к проблемам его исторического развития. Эти тенденции во многом являются взаимосвязанными. Анализ исторического пути развития научного знания показал, что надежды на существование единого универсального научного метода, применимых везде и всегда критериев достоверности получаемых результатов, по всей видимости, не оправданы. В истории науки не существовало единых стандартов научной строгости и точности. В каждую историческую эпоху в различных научных дисциплинах применялись свои правила и приемы исследования, которые могли оказаться более или менее успешными. Это привело к отказу от первоначальной установки логического позитивизма перестроить все здание науки в соответствии с последними достижениями логики, и, поскольку ученые зачастую действовали вопреки предписаниям методологов, оставило за методологией преимущественно описательную и классифицирующую функции по отношению к методам научного познания и его результатам. Такое изменение установки не превратило, однако, предшествующие разработки философов науки в бесполезные инструменты, а только ограничило область их применимости и выявило степень их соответствия исторической практике научных исследований.
Как правило, методологические проблемы науки не являются собственно внутринаучными проблемами - они имеют значительное философское содержание, поскольку их способ постановки, а зачастую и решение зависят от принятых исследователем философских допущений относительно природы мира, познания и специфики научной деятельности.
К числу основных проблем философии и методологии науки обычно относят проблему возникновения научного знания, соотношения и взаимосвязи научных и вненаучных форм познания, проблема строения научного знания и основных функций науки, проблема развития науки.
Естественно, что каждая из этих проблем в свою очередь представляет собой довольно сложный комплекс подпроблем, характеризующийся собственными логическими и идейными связями. Так, проблема структуры научного знания требует выяснения вопросов, какое знание считать эмпирическим, а какое - теоретическим, что такое научный факт и что такое научная гипотеза, что является законом науки, а что является научной теорией, должна ли научная гипотеза основываться на фактах или она должна быть логическим следствием теории и т.д. Определенное решение каждой из этих проблем оказывает влияние на решение остальных, а иногда даже может завести решение других проблем в тупик, как это получается в знаменитой "дилемме теоретика" К.Г. Гемпеля.
Как показала практика исследования, средства современной логики позволяют, во-первых, формулировать эти и другие подобные проблемы вполне однозначным строгим способом, а, во-вторых, являются незаменимым инструментом их анализа. Их единственный недостаток состоит лишь в том, что они не могут быть достаточными средствами для решения всех методологических проблем. Логика оказывается здесь неразрывно связанной с философской теорией науки. К рассмотрению одной из таких проблем, где простого логического решения оказывается недостаточно, мы сейчас и перейдем.

Философия техники как самостоятельная философская дисциплина сформировалась позднее философии науки. Сам термин был введен немецким философом Э. Каппом, опубликовавшим в 1877 году книгу под названием "Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения". На протяжении XX столетия к философским проблемам, связанным с техникой, обращались многие выдающиеся мыслители, включая одного из самых значительных философов прошлого века - М. Хайдеггера. Это предопределило два способа постановки философского вопроса о технике. Первый, имеющий больше сторонников, состоит в представлении техники как специфического феномена человеческой культуры, второй же усматривает в технике, техническом универсальное основание культуры, фундаментальное отношение человека к миру. В первом случае речь идет о философии техники как об одном из направлений философских исследований (наряду с философией науки, философией религии или философией права), во втором случае мы можем говорить о возможном, хотя и до сих пор не развернутом, философском учении (здесь аналогом выступает, например, философия жизни). В дальнейшем мы будем рассматривать философию техники в первом из указанных смыслов.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.


Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ееобособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессыличностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) иперсонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженныеуровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственнуюстратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становитсявнутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в еесмыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек. Он является основным, первичным элементом этой структуры. Без него нет и не может быть ни социальных связей, ни социальных действий, ни социальных отношений, ни социальных институтов и организаций, ни социальных общностей и групп. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений.

В обыденном сознании чаще всего такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», отождествляются. В социологии же, при всей своей близости и взаимосвязи, они четко разграничиваются. «Человек» - это характеристика, подчеркивающая принадлежность к такой исторически развивающейся общности как человеческий род, человечество. В этом смысле человек - продукт природы, представитель особого биологического рода. Понятие «индивид» характеризует единичного, конкретного представителя этого рода. Уникальность, неповторимость индивида обозначается категорией «индивидуальность».

Для социологии важнейшее значение имеет такая характеристика, как «личность», поскольку ее интересует человек не как продукт природы, а как продукт общества. Личность - это выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Другими словами, личность - это типичный представитель большой социальной группы людей, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов, отношений. Личность - это социальная характеристика человека, позволяющая выделить в нем социально-типическое.

Личность как субъект социальных отношений характеризуется известной автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Помимо этого личность характеризуют такие показатели, как самосознание, самоанализ, самооценка и самоконтроль, понимаемый как ответственность за свои поступки. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, основу которой составляют ценностные ориентации: мировоззрение, социальные ценности, идеалы, социальные нормы. Следует отметить, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности. Система ценностей биологически не наследуется: она отсутствует у животных, практически отсутствует у маленьких детей. Ценностные ориентации передаются от родителей, учителей, окружения ребенка и формируются в систему ценностей человека, начиная с детства.

Таким образом, личность - это относительно поздний продукт социального развития человека, это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личностью не рождается, ею становятся в процессе социализации. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель, поскольку не реализованные в раннем детстве возможности социализации постепенно безвозвратно утрачиваются.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений предопределяют множество теоретических подходов в понимании и объяснении этого феномена, множество различных моделей и образов человека в современной социологии. Значительное место среди этих подходов и моделей занимает ролевая теория личности. Эта теория описывает социальное поведение личности через такие понятия, как социальный статус и социальная роль, выступающие в качестве поведенческой стороны социального статуса. В ней человек предстает как совокупность социальных ролей.

Социальная роль предполагает совокупность действий, которые должен выполнять человек в соответствии со своим социальным статусом, а именно вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. То есть социальная роль - это динамическая сторона статуса, модель поведения, ориентированная на конкретный статус.

Каждый человек одновременно обладает различными социальными характеристиками, формирующими его совокупный статус. Совокупность ролей, вытекающих из совокупного статуса, называется ролевым набором. Каждая роль из ролевого набора требует определенного поведения. Как и социальные статусы, социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе), а могут носить и неформальный характер (например, моральные нормы поведения).

Каждый человек в различной степени отождествляет себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда отождествление с одним из статусов становится настолько сильным, что человек буквально сливается с соответствующей ему ролью, перенося стереотип поведения с одного статуса на другие. Например, учитель, поучающий всех подряд. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией. Минимальное же слияние с ролью называется дистанцированием от роли.

Обладая большим или меньшим ролевым набором, соответствующим статусному набору, человек не со всеми ролями идентифицирует себя в равной степени. Некоторые роли для человека становятся личностно значимыми. Как правило, это те роли, которые соответствуют главному статусу. Их утрата воспринимается человеком как личностная драма (например, мужчина, кормилец семьи, теряет работу, становится безработным). Большинство же ролей не являются личностно значимыми, их наличие или отсутствие не переживается (например, роль покупателя, пешехода, читателя и т.д.).

Социальная роль, понимаемая как ожидаемое поведение, формируется на основе следующих компонентов: а) описание типа поведения, соответствующего данной роли; б) предписания (требования), связанные с данным поведением; в) оценка выполнения предписанной роли; г) санкция, т.е. социальные последствия того или иного поведения. Следует отметить, что социальные санкции являются одним из главных элементов социального регулирования, поскольку именно они побуждают человека к определенному типу поведения. Если кто-то нарушает требования, предписанные данной социальной роли, то следует негативная оценка и соответствующие социальные санкции. Исполнение социальной роли в соответствии с ожиданиями будет иметь следствием позитивные социальные санкции в виде одобрения, восхищения и т.д.

В целях побуждения индивидов к адекватному исполнению социальной роли в обществе существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов, и соответствующая ей система социальных санкций. Социальные санкции бывают двух видов. Санкции, реализуемые непосредственно социальной группой через её поведение (осуждение, презрение, одобрение и т.д.), называются моральными. Помимо этого, санкции могут быть юридическими, политическими и т.д. Они реализуются конкретными социальными институтами и имеют правовые последствия.

Социальная роль не является чистой моделью поведения. Необходимо выделять ролевое ожидание - поведение, которое ожидают от человека окружающие в соответствии с его социальным статусом, и ролевое исполнение - собственно поведение конкретного индивида. Полного совпадения между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает. Требования социальной роли каждым конкретным человеком интерпретируются по-своему, результатом чего является различная картина поведения индивидов, обладающих одинаковым статусом. Связующим звеном между ролевым ожиданием и ролевым исполнением выступает характер человека. Таким образом, социальный статус подчеркивает сходство людей, а социальная роль - их различие.

Существующие границы ролевого поведения достаточно жесткие, поскольку неадекватное исполнение социальных ролей носителями соответствующих социальных статусов может привести к нарушению равновесия общества как социальной системы, но не абсолютные. Пределы, в рамках которых варьируется допустимое поведение, называется статусным диапазоном.

Обладая различными статусными характеристиками, человек во множестве ситуаций должен одновременно исполнять несколько ролей. Как правило, эти роли не противоречат друг другу и их исполнение не создает дискомфорта для человека. Однако в некоторых ситуациях индивид сталкивается с необходимостью удовлетворения требований двух или более несовместимых или трудно совместимых ролей (например, роль матери, хозяйки и роль работницы, сотрудницы). В этом случае возникает ролевой конфликт, создающий стрессовую ситуацию. Для того чтобы преодолеть ролевой конфликт, человек должен сделать выбор между противоречивыми ролями, определить для себя, какая из ролей является более важной.

Включение индивида в общество называется социализацией. В процессе социализации индивид приобретает социальную природу, превращаясь из биологического существа в социальное. Т.е. главное содержание социализации - формирование личности, становление социального «Я».

Понятие «социализация» шире, чем понятия «образование», «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, социально спланированных действий, целью которых является формирование у ребенка определенных навыков, качеств характера. Социализация включает и образование, и воспитание, и, сверх того, совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы. Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус, овладевает социальными ролями.

Таким образом, социализация представляет собой процесс усвоения образцов социального поведения, социальных норм и ценностей и освоения социальных ролей. Следует обратить внимание на то, что в ходе этого процесса социальные нормы как предписания, требования, пожелания определенного типа поведения усваиваются, а социальные роли именно осваиваются в результате каких-то практических действий. Так, девочка, играя в куклы, имитирует поведение своей матери, осваивая, тем самым, соответствующую социальную роль.

Социализация - это длительный, многоактный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся на протяжении всей жизни индивида. Связано это с тем, что на протяжении его жизни меняется не только он сам, его привычки, вкусы, пристрастия, но и меняется общество. Социализация позволяет индивиду адаптироваться к этим изменениям.

Механизм процесса социализации заключается в постоянном, непрерывном, интенсивном взаимодействии человека с окружающей его социальной средой. В процессе социализации участвуют и взаимодействуют две стороны - объект социализации и субъект социализации. Объект социализации - это тот, на кого направлен сам процесс, т.е. отдельные люди или группы людей. Субъект социализации - это тот, кто осуществляет этот процесс. В качестве субъекта социализации может выступать отдельная личность, социальная группа, социальный институт или организация, которые называются агентами социализации. Специфика процесса социализации проявляется в том, что один и тот же человек (например, отец) в одной связи (по отношению к детям) выступает как субъект социализации, а в другой (по отношению к социальной группе, в которую он входит) - как объект социализации. Более того, в рамках одного взаимодействия субъект (отец) не только оказывает воздействие на объект социализации (дети), но и сам испытывает обратное воздействие последнего.

Социализация бывает первичной и вторичной. Первичная социализация осуществляется через прямое воздействие на человека его непосредственного окружения: семьи, друзей, родственников и др., выступающих в качестве ее агентов. Вторичная социализация осуществляется через опосредованное воздействие на индивида. Ее агенты - представители государства, руководители предприятий, вузов, средства массовой информации и т.д.

Первичная социализация наиболее интенсивно осуществляется в первой половине жизни, хотя в определенной степени сохраняется и во второй. Вторичная социализация приходится на вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. При этом одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, если между учителем и учеником отношения носят доверительный характер, то учитель будет выступать в качестве агента первичной социализации. Если же роль учителя исполняется формально, то он становится агентом вторичной социализации. Следовательно, первичная социализация осуществляется в сфере межличностных отношений, а вторичная социализация - в сфере социальных отношений.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация - в основном область приписываемых статусов, завершающаяся - сфера достигаемых.

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои особенности. Поэтому процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Количество и продолжительность стадий социализации в различных обществах неодинаковы. Например, чем дольше длится процесс обучения, тем больше времени уходит на такую стадию социализации, как юность.

Сложность и многообразие социальной жизни проявляются в том, что она включает в себя не только спокойное, стабильное, правильное течение, но и отклонение от него. Это находит свое выражение в отклоняющемся от социальных норм (девиантном) поведении.

Существуют различные объяснения девиации. Так, Ч. Ломброзо считает, что люди предрасположены к определенному типу поведения по своему биологическому складу. Х. Шелдон связывает девиантное поведение с особенностью строения тела, З. Фрейд - с «умственными дефектами», «дегенеративностью», «психопатией». Социологическое объяснение девиации в первую очередь учитывает социальные и культурные факторы. Так, с точки зрения Э. Дюркгейма и Р. Мертона, причина девиации кроется в «социальной дезорганизации» общества, когда культурные ценности, нормы и остальные взаимосвязи ослабевают или противоречат друг другу. Т.е. причиной девиации «является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения».

В марксистской концепции акцент делался на классовых корнях девиации. В соответствии с этой концепцией главной причиной такой, например, девиации, как преступность, является сам уклад общественных отношений, основанных на частной собственности и антагонизме классов. Отсюда делался вывод о том, что социализм, ликвидировав частную собственность, полностью устраняет социальные причины преступности.

Современные исследователи проблемы девиации в целом склоняются к тому, что, поскольку человек является существом биосоциальным, постольку причины девиации следует искать как в социальных факторах, так и в особенностях биологической структуры личности.

В широком смысле девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие принятым в обществе нормам, причем как положительные (героизм, альтруизм, самопожертвование, высочайшая преданность), так и отрицательные (пьянство, наркомания, предательство, вандализм, хулиганство и др.). Социологические исследования показывают, что на каждую из этих групп приходится 10-15% населения, в то время как 70% составляют те, кто практически не имеет отклонений от нормы.

Следует отметить, что девиация носит относительный характер: то, что для одного человека или группы является отклонением, для другого человека или группы - нормой. Т.е. критерием нормы или отклонения считаются принятые в данном обществе, в социальной группе социальные нормы - исторически сложившиеся правила допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации в соответствии с ценностями определенной культуры.

Серьезные нарушения, подпадающие под категорию противоправного действия (т.е. нарушения общепринятых норм, преступления), называются делинквентным поведением. Они носят абсолютный характер и наказуемы в соответствии с законом.

В социальной жизни может возникнуть и такая ситуация, когда отклоняющееся поведение распространяется на широкие социальные слои, охватывает социальные институты, принятые обществом нормы и ценности. Такое состояние называется социальной аномией и означает полную разрегулированность общества, иными словами, деформацию всех структур общества, в том числе и социальной. Это чаще всего бывает в период глубоких кризисов, радикальных реформ, войн, революций, стихийных бедствий, носящих глобальный характер и т.д. Девиация, приобретающая всеобщий характер, разрушает социальные институты, нормы, ценности и угрожает, тем самым, не только обществу вообще, но и лишает уверенности и защищенности каждого его члена в отдельности.

Ключевые понятия темы: человек, индивид, личность, ролевая теория личности, социальная роль, социальные нормы, социальные санкции, ролевое ожидание, ролевое исполнение, ролевая идентификация, дистанцирование от роли, ролевой конфликт, социализация, агенты социализации, девиантное поведение, делинквентное поведение, социальная аномия.

ЛЕКЦИЯ № 5. Социология личности

    Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

    Типология личности

    Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества

    Социализация личности. Механизмы и агенты социализации

1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.

Это обуславливается рядом факторов:

1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;

2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;

3) личность представляет собой индикатор общественного развития.

Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.

Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.

Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов .

1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».

6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.

Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня :

1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);

3) нравственный (мораль, нравственность).

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения.

К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.