Нет такой страны в мире, которая выигрывала бы все свои войны, и утверждение, что именно Россия их никогда не проигрывала, это не признание в любви к Родине - это признание в собственном невежестве.
Ниже приведены десять войн в которых Россия, увы и ах, потерпела поражение.

Ливонская война (1558-1583).

Ян Матейко, «Стефан Баторий под Псковом».

Эта картина изображает посольство царя Ивана Грозного к Стефану Баторию с просьбой о мире. Именно с выборами в польские короли этого талантливого полководца и связывают поражение Московского царства в этой войне, которая начиналась для России очень успешно. А еще с набегами Крымского ханства, и прогрессирующей паранойей Ивана Грозного «Царь учиниша опричнину... ».
По Ям-Запольскому перемирию с Польшей, Россия отказывалась от Ливонии и ряда русских городов, хотя ей возвращались некоторые пограничные земли. По Плюсскому перемирию с Швецией Россия лишалась русских городов, прилегающих к побережью Балтики, сохранив за собой лишь узкий выход к Балтийскому морю в устье Невы. Кроме того, эта война привела к Порухе - тяжелейшему экономическому кризису последних лет царствования Ивана Грозного.

Русско-польская война (1609-1618).

Сергей Иванов. «Смутное время», Лагерь интервентов.


Одно из основных событий Смутного времени, и одна из основных его причин. О окончании этой войны, по позорному Деулинскому перемирию Россия уступила Польше Смоленскую, Черниговскую и Новгород-Северскую земли, в которых было 29 городов, и отказывалось от претензий на Ливонию. Польско-русская граница так близко приблизилась к Москве, что расстояние от неё до приграничной Вязьмы составило всего 250 вёрст, а Речь Посполитая на 50 лет установила самые большие размеры в своей истории.
Драгоценности, вывезенные поляками из Москвы, они оставили себе. При этом признать царем Михаила Романова Польша отказалась (польский король Владислав до 1634 года сохранял за собой титул московского царя, и во время торжественных приёмов надевал московскую корону).

Русско-шведская война (1610-1617).

Король Густав II Адольф. Молитва перед боем.


В Смутное время новгородцы призвали на русский престол сына шведского короля и сдали шведам Новгород, позже шведами были захвачены также Старая Русса, Ладога, Гдов, Орешек, Ивангород и еще ряд русских городов. Но интересы шведов в России ограничивались лишь превращением Балтийского моря в своё внутренне море, к тому же Швеция одновременно с Россией вела войны с Польшей, Данией и Германией.
Поэтому король Густав II Адольф согласился на Столбовский мир, по условиям которого Россия выплачивала шведам репарацию в размере 20 тыс. рублей и возвращала себе часть русских городов. Но уступала Швеции территорию с городами и крепостями от Ивангорода до Ладожского озера и полностью теряла выход к Балтийскому морю. Который только через 100 лет смог вернуть Пётр I.
.

Русско-шведская война (1656-1658).

Николай Сверчков, «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск».


Впрочем, через 50 лет Россия пробовала вернуть себе утраченные земли и выход к Балтийскому морю, воспользовавшись тем что Швеция вступила в Северную войну и ей было не до России. Поначалу война развивалась успешно, были отвоеваны часть Ливонии и Карелии, осажена Рига, захвачены Тарту, Шлиссельбург и несколько других городов. Однако в 1657-58гг. шведские войска получили подкрепление и нанесли русским войскам ряд поражений, вынудив к заключению Валиесарского перемирия сроком на три года.
К тому времени умер Богдан Хмельницкий, украинским гетманом был избран противник союза с русскими Иван Выговский, началась Руина, и Россия оказалась втянута в войну на Украине. Не желая терять украинские земли, увязнув на Севере, Россия по Кардисскому мирному договору возвратила Швеции всё завоёванное в той войне, восстановив границу, установленную Столбовским миром без выхода к Балтийскому морю. А Швецию, повторюсь, в России больше ничего не интересовало.

Русско-турецкая война (1710—1713).

Арсений Чернышов, фрагмент диорамы «Взятие турецкой крепости Азов войсками Петра I».


Эту войну Пётр I начал и закончил одним провальным Прустским походом, цель которого была довольно мелочна - пленить Карла XII. В результате Пётр I вместе с Екатериной I сами не попали в плен лишь потому, что подкупили визиря и ряд турецких военачальников.
По Прутскому мирному договору Россия вернула Турции захваченный в 1696 году Азов, продала Турции все свои корабли на Азовском море, срыла укрепления Таганрога и других крепостей на юге, из-под власти России вышли Запорожская Сечь и казаки с западной стороны Днепра, на которой за Россией остался только Киев.
Но главным итогом этой дурацкой войны стала потеря Россией выхода к Азовскому морю и недавно построенного южного флота. Азов был вновь был захвачен русской армией лишь спустя 25 лет при императрице Анне Иоанновне.

Русско-прусско-французская война (1806-1807).

Джоакино Серанжели, «Прощание Наполеона с Александром I в Тильзите».


Россия участвовала в этой войне против наполеоновской Франции на стороне Четвертой коалиции держав (Россия, Пруссия, Англия), ведя при этом собственную Русско-турецкую войну (1806-1812). Вести одновременно две войны Россия не могла, и после ряда тяжелых поражений от Наполеона, Александр I был вынужден пойти на заключение Тильзитского мира.
В России отнеслись к Тильзиту как к национальному позору и неслыханному бесчестью - он означал признание побежденным вчерашнего врага союзником, а вчерашнего союзника врагом. Помимо болезненного удара по самолюбию, присоединение к континентальной блокаде Англии сильно ударило по российской экономике, и развязало Англо-русскую войну 1807-1812 годов.

Крымская война (1853-1856).

Роберт Гибб, «Тонкая красная линия».


Война, начатая Россией против Турции за господство в черноморских проливах и на Балканах, превратившаяся в войну против коалиции Англии, Франции, Османской империи и Сардинского королевства. По сути дела, Николая I втянул экономически отсталую, феодально-крепостническую Россию в военный конфликт с сильными европейскими державами, который не мог закончиться победой.
Подписанный Парижский мирный договор потребовал от России вернуть Турции всё захваченные территории, ей запретили иметь в Чёрном море военный флот, Россия утратила свое влияние на Балканы. Но были и положительные последствия от поражения в той войне - она послужило толчком к реформам Александра II и отмене крепостного права.

Русско-японская война (1904-1905).


Война между Российской и Японской империями задумывалась Николаем II, как «маленькая победоносная война» для отвлечения народных масс от сугубо внутренних российских проблем, плюс установление контроля над Маньчжурией и Кореей. И ставшая в итоге эталоном проигранной войны при наличии подавляющего превосходства в людских и материальных ресурсах.
Портсмутский мирный договор предусмотрел уступку Россией Японии половины Сахалина, арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и на часть Южно-Маньчжурской железной дороги. Россия также признала Корею японской зоной влияния, и право Японии на рыбную ловлю вдоль российских берегов.

Первая мировая (1914-1918).

Пётр Карягин, «Ужас войны. Дошли!» Атака русской пехоты на германские окопы.


Начавшаяся с небывалого патриотического подъема, поддерживаемая всеми слоями российского общества, эта абсолютно бесполезная для России война привела к революции и крушению Российской Империи. И к уникальному в истории поражению в войне проигравшей стороне.
Подписав сепаратный Брестский мир буквально за полгода до капитуляции Германии, Россия отказалась от территории площадью 780 тыс. кв. км. с потерей значительной части сельскохозяйственной и промышленной базы страны, с населением в треть всего населения Российской империи. И с признанием выплаты миллиардных репараций и других унизительных условий.
Брестский договор был аннулирован Советской Россией сразу же после капитуляции Германии, но места среди победителей ей не нашлось - этот мир позволил проигрывающей Германской империи протянуть агонию, перекинув свои силы из Восточного фронта на Западный.

Советско-польская война (1919-1921).

Ежи Коссак, «Чудо на Висле» (явление Божьей Матери войскам).


СССР еще не был создан, но сразу после капитуляции Германии в Первой мировой войне Советская Россия захотела вернуть себе часть территорий бывшей Российской империи, и установить на них «плацдарм для мировой революции». В СССР очень не любили вспоминать ту позорно проигранную войну.
По Рижскому мирному договору Польша получала Западную Украину и Западную Белоруссию. Россия также обязалась возвратить Польше все культурные ценности, вывезенные с её территории начиная с 1772 года, и уплатить полякам репарацию в размере 30 млн золотых рублей.

Более поздние войны я вспоминать не стал, потому что СССР, извините, это не Россия. Как оставил в стороне и войны далекой древности - Киевская Русь и удельные русские княжества, это тоже не Россия.
Впрочем, и к Российской Империи современная Российская Федерация имеет довольно отдаленное отношение - в её 25-летней истории на данный момент пока в наличии лишь проигранная Первая чеченская война, выигранные Вторая чеченская и российско-грузинская война 2008 года.

расскажите какой показана война в воспоминаниях твардовского о войне и в стихотворении рассказ танкиста и получил лучший ответ

Ответ от ЕЛЕНА[гуру]

Поэт написал и несколько фронтовых зарисовок, в которых конкретные люди рассказывают о своей военной жизни. К подобным стихам относится, например, «Рассказ танкиста». В центре этого стихотворения – фигура мальчонки, помогшего обнаружить замаскированный артиллерийский расчёт врага. Это произведение рассказывает о прифронтовом детстве, и, что особенно важно, подчёркивает необходимость участия всех и каждого в военных буднях страны. Мысленному взору читателя явлена такая картина:
Что ж, бой не ждёт. -
Влезай сюда, дружище! –

И только рубашонка пузырём…

Источник: http://teacher.ts6.ru/dopolnitelnie_materiali/voennaya_lirika_a_t_tvardovskogo.html

Ответ от руслан ведерников [новичек]



А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.


Ответ от Николай ивлев [новичек]
Стихи Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, фронтового быта.
Поэт написал и несколько фронтовых зарисовок, в которых конкретные люди рассказывают о своей военной жизни. К подобным стихам относится, например, «Рассказ танкиста» . В центре этого стихотворения – фигура мальчонки, помогшего обнаружить замаскированный артиллерийский расчёт врага. Это произведение рассказывает о прифронтовом детстве, и, что особенно важно, подчёркивает необходимость участия всех и каждого в военных буднях страны. Мысленному взору читателя явлена такая картина:
Что ж, бой не ждёт. -
Влезай сюда, дружище! –
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём…
Картинка эта запечатлевается в памяти танкиста навсегда. Поэт берёт на себя часть вины лирического героя за то, что тот забыл спросить имя мальчика. Однако лирический герой уверен, что узнает его среди тысяч лиц. В стихотворении подчёркнута сплочённость народа – каждый хорошо помнит своего боевого товарища, с которым они вместе боролись против общего врага.

Рассказ танкиста

Размышляем о прочитанном

1. Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

2. В рассказе «Весной 1942 года» А. Т. Твардовский вспоминает о тех впечатлениях, которые произвела на него война: «Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем-либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укатанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.

На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и чёрные дымы деревни. И всё было так непередаваемо говоряще и значительно - степь, Россия, война, - что сжималось сердце и словно нечем было дышать».

Расскажите, какой показана война в воспоминаниях А. Твардовского о войне и в стихотворении «Рассказ танкиста».

Литература и изобразительное искусство

Что изображено на картине Ю. Непринцева? Как это можно соотнести со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста»?

Фонохрестоматия

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

1. Вспомните стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». В нём тоже был рассказ о войне, о сражении. Похожи ли рассказчики в этих стихотворениях? Каким характером наделяет актёр своего танкиста? Каким вы его представляете себе: молодым, средних лет, весёлым, задорным, подвижным или степенным, неторопливым, основательным?

2. Как вы думаете, почему поэт в конце стихотворения вновь напоминает нам, что подвиг юного героя остался безымянным, имя парнишки так и осталось неизвестным?

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, постарайтесь при чтении передать характеры персонажей.

Совершенствуем свою речь

1. Как вы понимаете следующие строки, словосочетания?

    - Всё нынче как спросонку...
    - Бедовый, из тех, что главарями у детей...
    - А он гвоздит - не выглянуть из башен...
    - ...за каким домишкой он примостился...
    - ...заходим в тыл и полный газ даём.
    И эту пушку, заодно с расчётом,
    Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

2. Расскажите о том, какое впечатление произвело на вас это стихотворение, используя слова и словосочетания из произведения А. Т. Твардовского.

3. Поговорите с вашими родственниками о любимых ими стихотворениях, песнях, частушках времён Великой Отечественной войны. Как вы думаете, почему песни военных лет остаются популярными и в мирное время?

Урок литературы 5 класс № 57.

Дата ____________________

Тема: ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Цель: изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.

Задачи: познакомить со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения, умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.

Основные понятия: стихотворение, тема .

Оборудование: учебник, тетрадь, аудиозапись, иллюстрации, портреты писателей.

Методические приемы: беседа, выразительное чтение, анализ стихотворения, словарная работа, прослушивание аудиозаписи.

СТРУКТУРА УРОКА

    I . Организационный момент.

Цель этапа: переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока.

II. Работа по теме урока.

    1. 1. Слово учителя. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.

      Цель этапа: актуализация знаний обучающихся.

    2. - Какой войне посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»? Какое название получила в истории война 1812 г.?

    1. Звучит песня «Священная война».


    1. - Почему война с германским фашизмом, которую вел Советский Союз в 1941-1945 гг., называется Великой Отечественной войной ?
      - Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она началась? Какой город первым принял на себя удар врага?
      - Сколько лет длилась эта война? Как люди узнавали о событиях этой войны? Какую работу, по-вашему, должны были выполнять военные корреспонденты?
      - Какими были первые месяцы войны? Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?


      - Во время войны многие писатели работали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с фронта, писали о подвигах и жизни советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.
      Михаил Васильевич Исаковский: песни «Катюша» (1938), «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы...» (1942), «Враги сожгли родную хату» (1945).
      Алексей Александрович Сурков: песни «Песня смелых» (припев: «Смелого пуля боится, // Смелого штык не берет») (22 июля 1941), «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь...») (1941).
      Маргарита Иосифовна Алигер, в 1941-1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде: сборники «Памяти храбрых» (1942), «Лирика» (1943), поэма «Зоя» (1942), посвященная подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами.
      Ольга Федоровна Берггольц всю войну работала на ленинградском радио, создавая произведения, рассчитанные на восприятие «с голоса»: поэмы «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), поэма-реквием «Памяти защитников» (1944).

    2. 2. Целевая установка.

  1. Цель этапа: знакомство с темой, целями урока

    - В этом году мы с вами познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов: Константина Михайловича Симонова и Александра Трифоновича Твардовского.

    3. А. Т. Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста». Цель этапа: анализ стихотворения.

  2. Б. Беседа.

    - Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение?
    (В стихотворении отображен эпизод наступления советских войск: «Мы прорывались к площади вперед»).


    - О каком событии идет речь в стихотворении?
    (Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку).


    - Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?
    (Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизни его и его товарищей. Рассказчик, не узнав имени мальчика, проявил неблагодарность).

В. Словарная работа.


Работаем с лексикой стихотворения по 1-му заданию учебника (с. 159) .
-
Все нынче, как спросонку... - спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
-
Бедовый, из тех, что главарями у детей... - озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
-
А он гвоздит - не выглянуть из башен... - он, немец (т. е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
-
...за каким домишкой он примостился... - где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.
-
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
- Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.

Г. Продолжение беседы.

В стихотворении много разговорных слов и выражений. Почему?


- Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказывать об отважном мальчишке и кому?


(На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, с красным кисетом в руке, который рассказывает какую-то смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку).


- Вспомните определение баллады. Попробуйте доказать, что «Рассказ танкиста» баллада.

Д. Работа с иллюстрацией (стр. 157).


- Прочитайте отрывок из рассказа А. Т. Твардовского «Весной 1942 года» (2-е задание учебника, с. 158) :


«Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем-либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укутанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.
На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и черные дымы деревни. И все было так непередаваемо говоряще и значительно - степь, Россия, война, - что сжималось сердце и словно бы нечем было дышать».
В рассказе «Весной 1942 года» война предстает как большое горе - не только человеческое, но и горе всей русской земли.
- Сравните описание заката с вашим впечатлением от картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут...».

4. Слово учителя. Подвиг бойцов крепости-героя Бреста.

Цель этапа: краткое знакомство с историей Брестской крепости.

Крепость в черте города Брест в Белоруссии была построена в 1833-1838 гг. для обороны западных границ России. В начале XX в. она была модернизирована. Именно на эту крепость, которую оборонял малочисленный гарнизон, 22 июня 1941 года обрушился первый удар фашистских войск. Почти месяц, находясь в окружении, гарнизон крепости под командованием П. М. Гаврилова, И. Н. Зубачева, Е. М. Фомина держал оборону. Бойцам не хватало боеприпасов, продовольствия, воды, но ни один из них не поднял руки и не сдался врагу.
В 1965 году Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой Брест».

5. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...».

    Цель этапа: анализ стихотворения.

    А. Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

  1. Б. Беседа.

- Что означает выражение: «...Седой мальчишка на лафете спал»?
(Выражение «...Седой мальчишка на лафете спал» обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия).


- Какая картина поразила рассказчика?
(Рассказчика поразила картина, которую он увидел при отступлении войск из Бреста. Брестская крепость первой приняла на себя удар фашистской армии. Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.
Для детей сложно разобраться со словами: «Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой...» Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки (напомним: Симонов был военным корреспондентом), говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других...)


- К кому обращается автор со словами: «Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца»?
(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Фронтовикам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу).


- «Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца». Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут «домой прийти... до конца»: они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.
Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и «поцелует горсть своей земли»).


- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?
(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой: «Испытанный судьбой, // Я верю: мы во что бы то ни стало // В конце концов увидимся с тобой».
Но если не вернется, если сын вырастет и ему «наступит дата», придет срок «идти в такие дни», т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов. Сохраните, женщины, память о нас, мужчинах, уходящих в бой).

III . Итог урока.

Цель этапа: обобщение информации.

Слово учителя.


- Стихотворение Симонова - глубоко личный, проникнутый страстным убеждением монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит мощное цельное впечатление. Именно такие проникновенные стихи, не отчужденные призывы, а строки, в которых живо ощущается присутствие личности автора, - именно такие стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.

В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» война показана как тяжелая, страшная работа, где нужна смелость, сообразительность и упорство. Подтвердите эти слова строками из текста стихотворения.

«Был трудный бой...»

«Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен...»

«Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр».

«Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар».

После войны были созданы Книги Памяти. Для чего?

(Не забывать имена героев)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Звучит песня «День победы».

IV . Домашнее задание.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений (К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...» или А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

Литература

    1. Ерёмина О. А. Уроки литературы в 5 классе.

      Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. коровин.-2-е издание – М.: Просвещение, 2013

      Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013.

Отечественная война 1812 года началась 12 июня - в этот день войска Наполеона пересекли реку Неман, развязав войны между двумя коронами французской и российской. Эта война продолжалась до 14 декабря 1812 года, завершившись полной и безоговорочной победой русских и союзнических войск. Это славная страница российской истории, рассматривать которую будем, ссылаясь на официальные учебники истории России и Франции, а также на книги библиографов Наполеона, Александра 1 и Кутузова, которые очень подробно описывают происходящие в этот момент события.

➤ ➤ ➤ ➤ ➤ ➤ ➤

Начало войны

Причины войны 1812 года

Причины Отечественной войны 1812, как и всех других войн в истории человечество, необходимо рассматривать в двух аспектах – причины со стороны Франции и причины со стороны России.

Причины со стороны Франции

Буквально за несколько лет Наполеон кардинально изменил собственное представление относительно России. Если, придя к власти, он писал, что Россия это его единственный союзник, то к 1812 году Россия стала для Франции (считай для императора) угрозой. Во многом это было спровоцировано и самим Александром 1. Итак, вот почему Франция напала на Россию в июне 1812:

  1. Нарушение соглашений Тильзита: ослабление континентальной блокады. Как известно, главным врагом Франции того времени была Англия, против которой и была организована блокада. Россия также в этом участвовала, но в 1810 правительство приняло закон, позволяющий торговлю с Англией через посредников. Фактически это делало всю блокаду неэффективной, что полностью подрывало планы Франции.
  2. Отказы в династическом браке. Наполеон стремился заключить брак с императорским двором России, чтобы стать «помазанником божьим». Однако, в 1808 ему было отказано в браке с княжной Екатериной. В 1810 ему было отказано в браке с княжной Анной. В результате в 1811 французский император женился на австрийской принцессе.
  3. Переброска русских войск к границе с Польшей в 1811. В первой половине 1811 года Александр 1 приказал перебросить 3 дивизии к польским границам, опасаясь восстания Польши, которое может переброситься на русские земли. Этот шаг был расценен Наполеоном, как агрессия и подготовка к войне за польские территории, которые к тому моменту уже подчинялись Франции.

Солдаты! Начинается новая, вторая по счету, польская война! Первая завершилась в Тильзите. Там Россия обещала быть вечным союзником для Франции в войне с Англией, но свое обещание нарушила. Русский император не желает давать объяснений своим действиям, пока французские орлы не перейдут за Рейн. Неужели они думают, что мы стали другими? Неужели это не мы победители Аустерлица? Россия поставила Францию перед выбором – позор или война. Выбор очевиден! Идем вперед, перейдем Неман! Вторая польская вой будет славной для французского оружия. Она принесет гонец губительному влиянию России на дела Европы.

Так для Франции началась захватническая война.

Причины со стороны России

Со стороны России также были весомые причины для участия в войне, которая получилась для государства освободительной. Из главных причин можно выделить следующие:

  1. Большие потери всех слоев населения от разрыва торговли с Англией. Мнения историков по данному пункту расходятся, поскольку считается, что блокада повлияла не на государство в целом, а исключительно на его элиту, которая в результате отсутствия возможности торговли с Англией теряла деньги.
  2. Намерение Франции воссоздать Речь Посполитую. В 1807 году Наполеон создал Варшавское герцогство и стремился воссоздать древнее государство в истинных размерах. Возможно это было лишь в случае захвата у России ее западных земель.
  3. Нарушение Наполеоном Тильзитского мира. Одним из главных критериев подписания этого соглашениz – Пруссия должна быть очищена от французских войск, но так этого и не сделали, хотя Александр 1 постоянно напоминал об этом.

С давних пор Франция пытается посягать на самостоятельность России. Всегда мы пытались быть кроткими, полагая так отклонить ее попытки к захвату. При всем нашем желании сохранить мир, мы вынуждены собрать войска, чтобы защитить Родину. Нет никаких возможностей для мирного решения конфликта с Францией, а значит, остается только одно – защищать правду, защищать Россию от захватчиков. Мне не нужно напоминать полководцам и солдатам о храбрости, она в наших сердцах. В наших венах течет кровь победителей, кровь славян. Солдаты! Вы защищаете страну, защищаете религию, защищаете отечество. Я с Вами. Бог с нами.

Соотношение сил и средств на начало войны

Переправа Наполеона через Неман произошла 12 июня, имея в своем распоряжении 450 тысяч человек. Примерно к концу месяца к нему присоединилось еще 200 тысяч человек. Если учесть, что к тому времени не было больших потерь со стороны обеих сторон, то общая численность французской армии на момент к началу военных действий 1812 году – 650 тысяч солдат. Говорить, что французы составляли все 100% армии нельзя, поскольку на стороне Франции воевала сборная армия практически всех стран Европы (Франция, Австрия, Польша, Швейцария, Италия, Пруссия, Испания, Голландия). Однако, именно французы составляли основу армии. Это были проверенные солдаты, которые одержали множество побед со своим императором.

Россия после мобилизации обладала 590 тысячами солдат. Изначально численность армии составляла 227 тысяч человек, и они были разделены по трем фронтам:

  • Северный – Первая армия. Командующий – Михаил Богданович Барклай де Толли. Численность – 120 тысяч человек. Располагались на севере Литвы и прикрывали Санкт-Петербург.
  • Центральный – Вторая армия. Командующий – Петр Иванович Багратион. Численность – 49 тысяч человек. Располагались на юге Литвы, прикрывая Москву.
  • Южный – Третья армия. Командующий – Александр Петрович Тормасов. Численность – 58 тысяч человек. Располагались на Волыни, прикрывая наступление на Киев.

Также в России активно действовали партизанские отряды, численность которых достигала 400 тысяч человек.

Первый этап войны – Наступление войск Наполеона (июнь-сентябрь)

В 6 часов утра 12 июня 1812 года для России началась отечественная война с наполеоновской Францией. Войска Наполеона пересекли Неман и направились вглубь страны. Главное направление удара предполагалось по Москве. Сам же полководец говорил, что «если я захвачу Киев – подниму русских за ноги, захвачу Санкт-Петербург – возьму за горло, если возьму Москву – поражу сердце России».


Французская армия, которой командовали гениальные полководцы, искала генерального сражения и то, что Александр 1 разделил армию на 3 фронта, был весьма на руку агрессорам. Однако, на начальном этапе решающее значение сыграл Барклай де Толли, который отдал приказ не вступать в битву с врагом и отступать вглубь страны. Это было необходимо, чтобы объединить силы, а также подтянуть резервы. Отступая, русские уничтожали все – убивали скот, отравляли воду, сжигали поля. В буквальном смысле этого слова французы двигались вперед по пепелищу. Позже Наполеон жаловался на то, что русский народ осуществляет подлую войну и ведет себя не по правилам.

Северное направление

32 тысячи человек во главе с генералом Макдональдом Наполеон направил на Санкт-Петербург. Первым городом на этом пути была Рига. По плану Франции Макдональд должен был захватить город. Соединиться с генералом Удино (в его распоряжении было 28 тысяч человек) и отправиться дальше.

Обороной Риги командовал генерал Эссен с 18 тысячи солдат. Он сжег все вокруг города, а сам город очень хорошо укрепил. Макдональд к этому времени захватил Динабург (русские оставили город с началом войны) и дальше активных действий не вел. Он понимал абсурдность штурма Риги и ждал прибытия артиллерии.

Генерал Удино занял Полоцк и оттуда пытался разделить корпус Витгенштейна от армии Барклая де Толли. Однако, 18 июля Витгенштейн нанес неожиданный удар по Удино, которого от поражения спас только подоспевший корпус Сен-Сира. В результате наступило равновесие и больше активных наступательных действий на северном направлении не велось.

Южное направление

Генерал Ранье с войском в 22 тысячи человек должен был действовать на южном направлении, блокируя армию генерала Тормасова, не давая ей соединиться с остальными частями русской армии.

27 июля Тормасов окружил город Кобрин, где собрались главные силы Ранье. Французы потерпели страшное поражение – за 1 день в сражении было убито 5 тысяч человек, что заставило французов отступить. Наполеон понял, что южное направление в Отечественной войне 1812 находится под угрозой провала. Поэтому перебросил туда войска генерала Шварценберга, численностью в 30 тысяч человек. В результате этого 12 августа Тормасов был вынужден отступить к Луцку и занять там оборону. В дальнейшем активных наступательных действий на южном направлении французы не предпринимали. Главные события происходили на московском направлении.

Ход событий наступательной компании

26 июня из Витебска выдвинулась армия генерала Багратиона, в задачу которому Александр 1 поставил вступление в бой с главными силами противника с целью измотать их. Все осознавали абсурдность данной идеи, но только к 17 июля императора удалось окончательно отговорить от этой затеи. Войска начали отступление к Смоленску.

6 июля стало понятна большая численность войск Наполеона. Чтобы Отечественная война не затягивалась на длительный срок, Александр 1 подписывает указ о создании ополчения. В него записываются буквально все жители страны – всего добровольцев набралось порядка 400 тысяч.

22 июля армии Багратиона и Барклая де Толли соединились под Смоленском. Командование объединенной армией принял на себя Барклай де Толли, в распоряжении которого оказалось 130 тысяч солдат, в то время, как передовой отрад французской армии насчитывал 150 тысяч солдат.


25 июля был проведен военный совет в Смоленске, на котором обсуждался вопрос принятия боя, с тем, чтобы перейти в контрнаступление и одним ударом разбить Наполеона. Но Барклай высказался против этой идеи, понимая, что открытое сражение с врагом, гениальным стратегом и тактиком, может привести к грандиозному провалу. В результате идея с наступлением не была реализована. Было принято решение отступать дальше – к Москве.

26 июля началось отступление войск, прикрывать которое должен был генерал Неверовский, заняв село Красное, закрывая тем самым обход Смоленска для Наполеона.

2 августа Мюрат с конным корпусом попытался прорвать оборону Неверовского, но безуспешно. Всего было предпринято более 40 атак с помощью кавалерии, но добиться желаемого не удалось.

5 августа – одна из важных дат в Отечественной войне 1812 года. Наполеон начал штурм Смоленска, захватив к вечеру пригород. Однако, ночью он был выбит из города, а русская армия продолжила массовое отступление из города. Это вызвало бурю недовольства солдат. Они считали, что если удалось выбить французов из Смоленска, то нужно было его уничтожить там же. Они обвиняли Барклая в трусости, но генерал реализовывал только 1 план – измотать противника и принять решающий бой тогда, когда соотношение сил будет на стороне России. К этому же времени все преимущество было у французов.

17 августа в армию прибыл Михаил Илларионович Кутузов, который принял на себя командование. Эта кандидатура вопросов не вызывала, поскольку Кутузов (ученик Суворова) пользовался большим уважением и считался лучшим российским полководцем после смерти Суворова. Прибыв в армию, новый главнокомандующий писал, что еще не решил, как поступать дальше: «Вопрос еще не решен – или армию потерять, или Москву отдать».

26 августа случилась бородинская битва. Ее исход до сих пор вызывает много вопросов и споров, но проигравших тогда не было. Каждый полководец решил свои задачи: Наполеон открыл себе дорогу в Москву (сердце России, как писал сам император Франции), а Кутузов смог нанести врагу сильный урон, тем самым внеся начальный перелом в сражение 1812 года.

1 сентября – знаковый день, который описан во всех учебниках истории. Состоялся военный совет в Филях, под Москвой. Кутузов собрал своих генералов, чтобы решить, что делать дальше. Вариантов было всего два: отступить и сдать Москву, либо после Бородино организовать второе генеральное сражение. Большинство генералов на волне успеха требовали битвы, чтобы в кратчайшие сроки разбить Наполеона. Противниками такого развития событий выступали сам Кутузов и Барклай де Толли. Закончился военный совет в Филях фразой Кутузов «Пока есть армия – есть надежда. Потеряем армию под Москвой – лишимся не только древней столицы, но и всей России».

2 сентября – по итогам военного совета генералов, который произошел в Филях, постановили, что необходимо покинуть древнюю столицу. Русская армия отступила, а сама Москва перед приходом Наполеона, по данным многих источников, подверглась страшному мародерству. Однако, даже не это главное. Отступая, русская армия зажгла город. Деревянная Москва сгорела практически на три четверти. Самое же главное – уничтожены были буквально все склады продовольствия. Причины московского пожара кроются в том, чтобы французам ничего не досталось из того, что врагами может быть использовано для питания, передвижения или в других аспектах. В результате войска агрессоров очутились в очень шатком положении.

Второй этап войны – отступление Наполеона (октябрь – декабрь)

Заняв Москву, Наполеон посчитал миссию выполненной. Библиографы полководца позже писали, что он был верен - потеря исторического центра Руси сломит победный дух, а руководители страны должны были прийти к нему с просьбой о мире. Но этого не случилось. Кутузов расположился с армией в 80 километрах от Москвы у Тарутина и ждал, пока лишенная нормального снабжения армия противника ослабнет и сама внесет коренной перелом в Отечественную войну. Не дождавшись предложения мира от России, французский император сам выступил с инициативой.


Стремление Наполеона к миру

По изначальному плану Наполеона, взятие Москвы должно было сыграть решающее значение. Здесь можно было развернуть удобный плацдарм, в том числе, и для похода на Санкт-Петербург, столицу России. Однако промедление в передвижение по России и героизм народа, который сражался буквально за каждый клочок земли, практически сорвали этот план. Ведь поход на север России зимой для французской армии с нерегулярными поставками продовольствия, фактически равнялся смерти. Это стало отчетливо понятно к концу сентября, когда начало холодать. В последующем Наполеон в своей автобиографии писал о том, что его самой большой ошибкой был поход на Москву и месяц, проведенный там.

Понимая тяжесть своего положения, французский император и полководец решил закончить Отечественную войну России, подписав с ней мирный договор. Таких попыток было предпринято три:

  1. 18 сентября. Через генерала Тутолмина было передано сообщение для Александра 1, в котором говорилось о том, что Наполеон почитает русского императора и предлагает ему мир. От России требует только отдать территорию Литвы и вновь вернуться к континентальной блокаде.
  2. 20 сентября. Александру 1 было доставлено второе письмо от Наполеона с предложением мира. Условия предлагались такие же, как и ранее. Русский император на эти послания не ответил.
  3. 4 октября. Безысходность положения привела к тому, что Наполеон буквально упрашивал о мире. Вот, что он пишет Александру 1 (по версии крупного французского историка Ф. Сегюр): «Мне нужен мир, он мне нужен, во что бы то ни стало, только честь спасите». Это предложение было доставлено Кутузову, но ответа император Франции так и не дождался.

Отступление французской армии осенью-зимой 1812

Для Наполеона стало очевидно, что мирный договор с Россией ему не удастся подписать, а оставаться на зиму в Москве, которую русские, отступая, сожгли – безрассудство. Более того, оставаться здесь было невозможно, поскольку постоянные набеги ополченцев наносили большой урон армии. Так, за месяц, пока французская армия была в Москве, ее численность сократилась на 30 тысяч человек. В результате было принято решение отступать.

7 октября начались приготовления к отступлению французской армии. Одним из приказов по этому поводу было взорвать Кремль. К счастью эта затея ему не удалась. Русские историки списывают это на то, что из-за большой влажности фитили промокли и вышли из строя.

19 октября началось отступление армии Наполеона из Москвы. Цель этого отступления заключалась в том, чтобы добраться до Смоленска, поскольку это был единственный крупный близлежащий город, в котором имелись значимые продовольственные запасы. Дорога шла через Калугу, но это направление перекрыл Кутузов. Сейчас преимущество было на стороне русской армии, поэтому Наполеон решил обойти. Однако, Кутузов предугадал этот маневр и встретил армию противника у Малоярославца.

24 октября состоялось сражение под Малоярославцем. В течение дня этот небольшой город переходил 8 раз от одной стороны к другой. В завершающей стадии битвы Кутузов сумел занять укрепленные позиции, а Наполеон не осмелился их штурмовать, поскольку численный перевес уже был на стороне русской армии. В результате планы французов были сорваны, и отступать к Смоленску им пришлось по той же дороге, по которой они шли на Москву. Это была уже выжженная земля – без продовольствия и без воды.

Отступление Наполеона сопровождалось большими потерями. Ведь кроме столкновений с армией Кутузова, приходилось иметь дело еще и с партизанскими отрядами, которые ежедневно атаковали врага, особенно его замыкающие части. Потери наполеона были страшными. 9 ноября ему удалось захватить Смоленск, но коренного перелома в ход войны это не внесло. Продовольствия в городе практически не было, а организовать надежную оборону не удалось. В результате армия подвергалась практически непрерывным атакам ополченцев и местных патриотов. Поэтому в Смоленске Наполеон пробыл 4 дня и принял решение отступать дальше.

Переправа через реку Березину


Французы направлялись к реке Березина (в современной Белоруссии), чтобы форсировать реку и перейти к Неману. Но 16 ноября Генерал Чичагов захватил город Борисов, который находится на Березине. Положение Наполеона стало катастрофическим – впервые для него активно маячила возможность попасть в плен, поскольку он был окружен.

25 ноября по приказу Наполеона французская армия начала имитировать переправу южнее Борисова. Чичагов купился на этот маневр и начал переброску войск. В этот момент французы соорудили два моста через Березину и начали переправу 26-27 ноября. Только 28 ноября Чичагов осознал свою ошибку и попытался дать бой французской армии, но было уже поздно – переправа была завершена, хотя и потерей огромного количества человеческих жизней. При переправе через Березину погибла 21 тысяча французов! «Великая армия» теперь составляла всего 9 тысяч солдат, большая часть которых была уже небоеспособна.

Именно при этой переправе наступили необычайно сильные морозы, на которые французский император и сослался, оправдывая огромные потери. В 29-м бюллетене, который был опубликован в одной из газет Франции, говорилось о том, что до 10 ноября погода была нормально, но после этого наступили очень сильные холода, к которым никто не был готов.

Переправа через Неман (из России во Францию)

Переправа через Березину показала, что русский поход Наполеона окончен – он проиграл Отечественную войну в России в 1812 году. Тогда император принял решение, что его дальнейшее пребывание с армией не имеет смысла и 5 декабря покинул свои войска и направился в Париж.

16 декабря в Ковно французская армия пересекла Неман и покинула территорию России. Ее численность составляла всего 1600 человек. Непобедимая армия, наводившая страх всю Европу, была практически полностью уничтожена армией Кутузова менее, чем за 6 месяцев.

Ниже графически представлено отступление Наполеона на карте.

Итоги Отечественной войны 1812 года

Отечественная война России с Наполеоном имела большое значение для всех стран, участвовавших в конфликте. Во многом благодаря этим событиям стало возможным безраздельное господство Англии в Европе. Такое развитие предвидел Кутузов, который после бегства французской армии в декабре направил отчет Александру 1, где пояснял для правителя, что войну нужно заканчивать сиюминутно, а преследование врага и освобождение Европы – это будет на руку для усиления могущества Англии. Но Александр не прислушался к советам своего полководца и вскоре начал заграничный поход.

Причины поражения Наполеона в войне

Определяя основные причины поражения наполеоновской армии, необходимо остановиться на самых главных, которые чаще всего используют историки:

  • Стратегическая ошибка императора Франции, 30 дней сидевшего в Москве, и ждавшего представителей Александра 1 с мольбами о заключении мира. В результате начало холодать и заканчиваться провизия, а постоянные набеги партизанских движений внесли перелом в войну.
  • Единение русского народа. Как обычно, перед угрозой большой опасности славяне сплачиваются. Так было и в этот раз. Например, историк Ливен пишет, что главная причина поражения Франции кроется в массовости войны. За русских сражались все – и женщины и дети. И все это было идеологически обосновано, что делало моральный дух армии очень сильным. Его император Франции не сломил.
  • Нежелание русских генералов принять решающее сражение. Большинство историков об этом забывают, но что было бы с армией Багратиона прими он генеральное сражение в начале войны, как того очень хотел Александр 1? 60 тысяч армии Багратиона против 400 тысяч армии агрессоров. Это была бы безоговорочная победа, и после нее вряд ли бы успели оправиться. Поэтому русский народ должен высказать слова благодарности Барклаю де Толли, который своим решением отдал приказ на отступление и объединение армий.
  • Гений Кутузова. Русский генерал, который отлично обучился от Суворова, не допустил ни одного тактического просчета. Примечательно, что Кутузов так и не сумел разбить своего врага, но сумел тактически и стратегически выиграть Отечественную войну.
  • Генерал Мороз используют в качестве оправдания. Справедливости ради необходимо сказать, что никакого существенного влияния на конечный результат мороз не оказал, поскольку на момент начала аномальных заморозков (середина ноября) исход противостояния был решен – великая армия была уничтожена.