1. Периодизация курса

История стран Азии и Африки в Новое время традиционно охватывает период превращения этих стран в колонии. Новая история как определенный период всемирной истории является характеристикой, приемлемой как для стран Запада, так и для стран Азии и Африки. Однако содержание этого исторического периода для таких разных регионов земного шара представляется совершенно не однотипным: в передовых странах Запада происходило развитие, а затем и торжество капиталистических отношений; страны Азии и Африки, наоборот, вступали в длительную полосу кризиса своих феодальных структур, а затем стали легкими объектами для капиталистической экспансии со стороны капиталистических стран Запада. Но все же существует нечто определяющее для периода Новой истории как стран Запада, так и стран Востока. В целом, это формирование колониальной системы, в рамках которой горстка стран метрополий (Запад) и подавляющее количество зависимых стран (Восток) впервые в истории человечества вместе образуют единую систему мирового капиталистического хозяйства на базе сформировавшегося единого мирового экономического рынка. Еще одним составляющим исторического процесса в Новое время станет непрекращающаяся антиколониальная борьба народов Востока.

Для зарубежной историографии под нижним хронологическим рубежом чаще всего подразумевается начало XVI в. Историография стран Азии и Африки как правило имеет востокоцентрический подход и избегает давать общие межрегиональные хронологические рамки. Чаще всего она ориентируется на конкретные исторические процессы в своих собственных странах. Так, например, многие китайские исследователи начало Новой истории относят к первой «опиумной войне» (1840-1842 гг.), а ее окончание - к образованию КНР (1949 г.).

В отечественной историографии (в советский период) по вопросу рубежа между средневековьем и Новой историей проходили дискуссии между московской и ленинградской востоковедческими школами. Московские востоковеды отстаивали в качестве события, разделившего две эпохи, английскую буржуазную революцию (середина XVII в.), а ленинградские - французскую (конец XVIII в.). Зато конечная дата Новой истории не вызывала никаких сомнений: естественно, это была Великая Октябрьская социалистическая революция (1917 г.), означавшая «начало торжества коммунизма во всемирном масштабе».

Девяностые годы двадцатого столетия внесли некоторые коррективы: нижняя рамка Новой истории трактуется по-разному, а верхней считается теперь 1918 г. - год окончания Первой мировой войны, «частью которой является Октябрьская революция».

Таким образом, хронология Нового времени предлагается в рамках начала XVI - конца XIX веков.

2. Развитие стран Азии и Африки в новое время: теоретические подходы

Новая история для Востока – это период колониальной экспансии Запада и, как следствие, разрушение традиционной системы хозяйствования или переход от феодализма к капитализму под воздействием, прежде всего, импульса извне. В рассматриваемый период все восточные страны превратились в колонии, полуколонии западных держав или, как Япония, вынуждены были (в немалой степени под угрозой западного вторжения) усвоить капиталистические отношения или стимулировать их развитие там, где зачатки таковых уже имелись.

Восток – конгломерат разнообразных, весьма специфических стран и народов, однако у всех них есть нечто общее, что отличает, а, порой, и противопоставляет их Западу.

В рамках разных «больших» исторических концепций Восток, его специфика, социально-экономическая система, динамика и историческая судьба трактуются по-разному:

К. Маркс выделял особый «азиатский способ производства», характеризующийся отсутствием частной собственности на землю, застойностью хозяйства, деспотическим политическим режимом.

Современные неомарксисты предпочитают говорить о «восточном феодализме», подчёркивая его родство с европейским средневековьем.

В рамках марксисткой теории феодализм (или азиатский способ производства) исторически закономерно должен уступить место капиталистической формации. Поэтому страны Азии и Африки, отстававшие от Запада в смысле развития буржуазных отношений, должны были стать жертвой колониальной экспансии обществ, обладавших более эффективной, более производительной хозяйственной организацией. Колониализм таким образом – не продукт превосходства европейских армий, а способ перестройки восточных обществ на капиталистический лад. Хотя марксисты не отрицают огромной издержки такого способа, он представляется исторически неизбежным и прогрессивным.

В русле цивилизационного подхода Восток понимается как самобытная цивилизация, обладающая столь же самобытными законами развития. Взаимоотношения Востока и Запада трактуются как столкновение (в новое время), а затем – как диалог (в новейшее время) двух крупнейших цивилизаций в ходе создания мировой цивилизации. Теория модернизации рассматривает исторический процесс как смену больших фаз: аграрное общество (оно же традиционное), индустриальное и постиндустриальное. Сам процесс модернизации выступает как движение общества к некоему эталонному состоянию. Под этим состоянием подразумевается западное индустриальное общество с присущими ему хозяйственными, политическими и культурными системами. Поэтому модернизация – это исторически закономерное преобразование всех сторон жизни общества и государства. Представители этой теории трактуют Восток как аграрное общество, подчёркивая при этом огромную роль традиций и застойность, нединамичность хозяйства на Востоке. Концепцию модернизации роднит с марксистской теорией представление о линейности и стадиальности исторического процесса. Правда, для марксизма более свойственны монофакторные интерпретации (объяснения всех явлений через социально-экономические процессы, признание субординации исторических факторов), а для теории модернизации свойственны полифакторные интерпретации, где разные стороны жизнедеятельности людей рассматриваются взаимосвязанные равноправные процессы.

Некоторые современные историки обнаруживают в восточных обществах значительные зачатки буржуазных отношений, что якобы свидетельствует о том, что восточные страны могли и должны были естественно, закономерно и без колониальных издержек перейти на новую ступень развития. Следовательно, колониализм можно считать препятствием на пути развития стран Востока, продуктом агрессии одних обществ против других и ничего более.

Противоположное мнение заключается в том, что в Азии и Африки не обнаружились признаки развития капитализма и, следовательно, колониализм сыграл объективно прогрессивную роль в истории колониальных стран, поскольку позволил им перейти на следующую ступень развития. Более того, предполагается, что колониальная экспансия и смогла стать столь масштабной именно потому и лишь потому, что на своих штыках колонизаторы внесли в Азию новые социально-экономические отношения. Как бы то ни было, вне зависимости от наличия или отсутствия зачатков капитализма на Востоке, вне зависимости от вероятных вариантов развития Востока, совершенно очевидно, что буржуазные отношения явно быстрее развивались на Западе, политическая экспансия которого стимулировала хозяйственную перестройку колониальных стран.

3. Особенности политического развития Японии в период Токугава

При первых сегунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического положения шла путем подавления оппозиции князей.

В своей политике Токугава исходили из того, чтобы: во-первых, держать крестьянство и городские низы в узде и не допускать никаких послаблений, способных дать им малейшую возможность организоваться для борьбы; во-вторых, контролировать взаимоотношения феодальных князей между собой, не допуская усиления кого-либо из них и тем самым сохраняя руководящее положение за кланом Токугава; в-третьих, зорко следить за иностранцами и держать на запоре двери Японии.

Одной из важнейших составляющих внутренней политики Токугава стало «закрытие страны». Причиной послужило широкое проникновение европейцев, распространение христианства и угроза превращения Японии в колонию (что уже произошло по схожему сценарию на Филиппинах). Еще в конце XVI столетия огромное возмущение японцев вызвала практика португальских и испанских миссионеров, вывозивших из Японии людей для продажи их в рабство.

Однако первый сёгун из династии Токугава Иэясу первоначально не предпринимал решительных мер против европейцев. В это время он был заинтересован в поставках огнестрельного оружия и в организации верфей для постройки крупных кораблей. Партнерами здесь выступали прибывшие в 1600 г. в Японию голландцы и англичане. Сёгун предоставил нидерландской Ост-Индской компании право торговать на гораздо более льготных условиях, чем скомпрометировавшим себя испанцам и португальцам.

Но вскоре Сегунат стал выражать недовольство и торговой политикой голландцев, присваивавших себе большую часть доходов от внешней торговли. Вслед за тем вскрылся заговор испанцев и португальцев, направленный не только на изгнание англичан и голландцев, но и на фактическое подчинение режима при помощи принявших христианство князей южной части страны - наиболее непримиримых противников клана Токугава. Следует отметить, что южные князья принимали новую религию почти исключительно из коммерческих и политических сепаратистских соображений. Они стремились воспользоваться выгодами заморской торговли, а затем, опираясь на своих союзников - европейцев, снабжавших их оружием, выступить против сёгуната. Все это подвигло Токугава на проведение карательных экспедиций и обнародование указа (1614 г.) о полном запрещении христианства.

Токугава Иемицу, ставший сегуном в 1623 г., с еще большим рвением, чем его предшественник ополчился против христиан. Апогеем противостояния стали события в Симабара (вблизи Нагасаки). Репрессии и карательные экспедиции правительственных войск вызвали крестьянское восстание, истинной причиной которого были не религиозные преследования, а феодальный гнет: под предлогом искоренения христианского лжеучения сёгунские чиновники творили беззакония в покоренном районе. При подавлении восстания после трехмесячной осады и падения их последнего оплота - крепости в Симабара - было уничтожено 38 тысяч повстанцев-христиан. Это стало одним из крупнейших массовых избиений христиан в истории. Характерно, что голландцы, чтобы нажить политический капитал, оказали мощную военную поддержку сегуну.

Южная Африка к югу от бассейна реки Замбези являет собой пеструю картину. Западная ее часть, состоящая из пустыни Калахари и болотистых приатлантических низменностей, мало пригодна для обитания. Там жили очень отсталые собиратели- бушмены и знакомые со скотоводством готтентоты, аборигены этих мест. Восточная часть, примыкающая к восточно- африканскому побережью, представляет собой равнину, где издревле господствовала муха цеце, что препятствовало здесь спокойной жизни и делало эту часть страны лишь дорогой, соединяющей глубинные районы с побережьем (путь, который следовало бы одолеть побыстрее). Наилучшими для обитания землями, причем плодородными и буквально насыщенными ценными ресурсами, прежде всего запасами руды, следует считать плато в восточной части региона, а также южные примыкающие к океану равнины. Здесь издревле селились земледельцы, даже разрабатывались рудники и возводились загадочные монументальные каменные сооружения типа террас.

Африка все еще полна загадок. Строители каменных террас, датируемых XIII-XV вв., неизвестны. На этот счет существуют лишь предположения, вплоть до фантастических. Что касается рудников, то они в принципе достаточно примитивны и, видимо, эксплуатировались разными племенными группами на протяжении многих веков. С X в. добывавшееся там золото через арабов и суахилийцев восточно-африканского побережья включалось в мировой кругооборот, достигая, в частности, Индии.

К началу XV в. в Южной Африке сложилось достаточно обширное государственное образование Мономотапа во главе с обожествленным правителем, назначавшим губернаторами провинций своих родственников и получавшим дань от вассальных вождей. Как и едва ли не везде в Африке, Мономотапа существовала преимущественно за счет торговли, точнее, таможенных сборов и продажи добытых в рудниках металлов, включая золото. Из внутренних районов через нее на побережье шли также слоновая кость, шкуры редких зверей, рабы. С XVI-XVII вв. эту торговлю контролировали португальцы, в зависимость от которых вскоре и попала Мономотапа, постепенно слабевшая и раздиравшаяся внутренними распрями.

В середине XVII в. на крайнем юге континента у мыса Доброй Надежды была создана стоянка-фактория Голландской Ост- Индской компании. Занятая торговыми операциями в Индии и Индонезии, компания мало интересовалась в то время Африкой и рассматривала эту стоянку (Капстад, Капштадт, Кейптаун) лишь как пересадочный пункт для небольшого отдыха на долгом пути. Вскоре, однако, здесь - а это в климатическом смысле едва ли не самый благоприятный район Африки - стали оседать служащие компании, а затем и переселенцы из Голландии. Многие из них начали осваивать земли побережья и основывать скотоводческие фермы. Переселенцы- буры быстро распространялись по южноафриканскому побережью и постепенно уходили в глубь континента, оттесняя и истребляя немногочисленное местное население, особенно готтентотов. К концу XVIII в. белое население Капской колонии достигло 20 тыс. и численно превосходило вымиравших готтентотов и бушменов.

С начала XIX в. Капская колония попала в руки Великобритании. Английские колонисты продолжили успехи буров. И хотя между англичанами и бурами началось соперничество, доходившее до военных столкновений и настоящих войн, в целом англо-бурская колонизация вела к единой цели, к сельскохозяйственному, а затем и промышленному освоению юга Африки, в первую очередь в сфере добычи ресурсов, ценных металлов, а затем и алмазных россыпей и рудников. Этому способствовало вытеснение местного населения, кроме той его части, которая оставлялась в качестве рабов или зависимого от колонистов населения для выполнения на фермах и рудниках тяжелых работ. Наибольшее обострение в англо-бурских отношениях пришлось на вторую четверть XIX в., когда бурская колонизация ушла на север. Эта миграция («трек»), имевшая своим результатом провозглашение республик Трансвааль и Оранжевая, значительно расширила земли европейских колонистов и как бы условно разделила их на две части, северную, бурскую, и южную прибрежную, английскую.

16.4. Социополитическая организация Африки _

В английской (прежде бурской) зоне колонизации тем временем шли свои небезынтересные политические процессы в среде местного бантуязычного населения. Речь идет прежде всего о государстве зулу, зулусов, сложившемся в начале XIX в. в районе юго-восточного побережья, в провинции Наталь. Племенная общность зулу под воздействием извне, т.е. со стороны европейцев, быстрыми темпами в начале XIX в. консолидировалась. Ее вожди, особенно знаменитый Чака, сумели создать мощную боеспособную армию и завоевать земли соседей-банту, заставив многих из них мигрировать на север. Столкновение зулусов с бурами в 1838 г. привело к крушению могущества зулусов и освоению бурами значительной части Наталя, откуда они в начале 1840-х гг. под давлением англичан мигрировали на север.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»


Рецензенты:

Л. М. Ляшенко, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Института истории и политики, МПГУ

Е. А. Канаев, доктор исторических наук, профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики, НИУ ВШЭ

Пояснительная записка

Методический материал к занятиям по курсу «История стран Азии и Африки» предназначается для студентов Института истории и политики МИГУ. Материалы могут быть использованы при изучении базового курса новой истории. В пособии дается тематика лекционных, семинарских и практических занятий. Пособие построено по проблемно-теоретическому, страноведческому и хронологическому принципам.

Специфика данного методического учебного пособия заключается в том, что оно, являясь продолжением и дополнением к «Методическим рекомендациям к семинарским занятиям по Новой истории стран Азии и Африки» (М., 2012), посвящено вариативным темам. Предыдущее пособие охватывало в первую очередь материалы по семинарским занятиям, включенным в основной курс истории Востока в Новое время в рамках существующей тогда нагрузки. Возможности расширения курса бакалавриата и появление дисциплин по выбору дают основание разработать актуальные темы занятий в данном пособии.

В частности, проблемы развития общественной мысли. Ведь XX столетие часто называют веком идеологий. А что же такое политическая идеология? Является ли она порождением разрушительных кризисных явлений или, напротив, способствует историческому прогрессу, ускоренному обновлению всех сфер общественной жизни?

Не менее важны проблемы религиозной реформации. Современный мир переживает сейчас «возвращение к религии». Во многих странах религия воскрешается как единственный смысл сохранить свои традиции и культуру в потоке глобализации. Но проблема в том, что большинство старых религиозных догматов и запретов не отвечают потребностям современных обществ. Это вызывает необходимость в реформации и модернизации самих религиозных устоев. Эволюция политических идеологий и процессы религиозной реформации развивались на Востоке начиная с позднего колониального периода и вплоть до наших дней. Этим проблемам посвящены соответствующие темы пособия.

Ярким примером связи религии и общества является социальная структура, существовавшая в Индии. В теме 3 отражены проблемы, с которыми столкнулись индуисты после прихода европейцев, а также методы, которые использовали европейцы для изменения существующей социальной системы. В глазах представителя западной цивилизации восточное общество всегда представало диким и варварским. Это была одна из ключевых причин, по которой англичане решили модернизировать существующую систему индийского общества. Не зная традиций и воззрений, особенностей брахманического учения и индуизма, они принялись изучать данный феномен. Однако пристрастное отношение к индуистам как к варварам и невежам искажало их представления. В итоге традиционная индийская социальная система была изменена. Она стала более стройной и удобной в глазах европейцев, но потеряла свою специфику.

Подобная модернизация губительно отразилась на традиционных отношениях, царивших в Индии, хотя и не изменила их коренным образом.

Если в случае Индии модернизация религии происходила извне, то Османская империя, напротив, стремилась с помощью реформ укрепить свое государство.

Идеологические течения, существовавшие в Порте, представляют большой научный интерес. Османизм, панисламизм, пантюркизм – это бесконечная попытка власти остановить крушение своего государства. Османизм – детище турецких либералов, панисламизм – реакционное просултанское течение и пантюркизм – идея, объединяющая не только население тогдашней Турции, но и многие народы за ее пределами.

Неотъемлемой частью истории стран Азии и Африки в Новое время являются проблемы взаимоотношений с европейскими государствами. Сложившиеся в рамках колониальной системы, они одновременно стали ареной конкурентной борьбы между ведущими государствами Европы и Россией. Исходя из степени и продолжительности влияния на международные отношения, историки выделяют несколько проблем: в первую очередь – Восточный вопрос и вторая – так называемая Большая игра.

По-видимому, именно Восточный вопрос стоит рассматривать как краеугольный камень в международных отношениях стран Востока и Запада с последней трети XVIII в. и до начала 1920-х гг. Этот комплекс противоречий вместил огромное количество проблем, ставших определяющими для многих государств – Османской, Российской и Австро-Венгерской империй, Франции, Великобритании, Пруссии, всего конгломерата балканских государств и некоторых восточных стран. В попытке решения Восточного вопроса государства начинали войны и поднимали восстания, подписывали беспрецедентные мирные договоры и составляли удивительные в своем противоречии военно-политические союзы.

В этом смысле «Большая игра» есть всего лишь противостояние Великобритании и России, однако оно не менее серьезно и всесторонне отражалось как на судьбах некоторых азиатских стран, так и на политике ведущих европейских государств на протяжении всего XIX – начала XX в. (многие историки считают, что «Большая игра» не закончилась 1907 г., а лишь вышла на новый уровень).

На семинарских занятиях учащиеся попробуют разобраться в хитросплетениях интересов и мотивов всех участников Восточного вопроса и «Большой игры». Проанализируют последствия принятых когда-то решений и возможные пути решения схожих проблем в современном мире.

Казалось бы, особняком в этом вопросе стоит Китай. Мы знаем, что это государство отличалось тем, что в нем отсутствовала какая-либо религия. Специфика китайского мировоззрения была таковой, что она сочетала в себе три учения (конфуцианство, буддизм, даосизм), которые нередко противоречили друг другу. Именно поэтому в XIX в. Китай оказался на распутье. С одной стороны, маньчжурским правительством навязывалось конфуцианское учение, с другой – были крепки народные верования, с третьей – образованный класс занимался изучением чань-буддизма. Архаичные традиции каждого из этих течений не удовлетворяли пытливой мысли прогрессивной китайской общественности. Вместе с этим усилилось идеологическое влияние западных держав: с каждым годом в Китай прибывало все больше и больше миссионеров.

Итогом этого стало сначала Тайпинское восстание, провозгласившее своей идеологией христианское учение, а затем восстание ихэтуаней, имевшее четкую антихристианскую направленность.

Также в пособии четко обозначены проблемы, связанные с предпосылками становления Королевства Саудовская Аравия, Королевства Бахрейн и других государств Аравийского полуострова, а также государств Магриба. Основной упор тем не менее сделан на темах, имеющих отношение к колониализму стран Запада в указанных регионах. Изучение этих вопросов помогает понять истоки многих нынешних трудностей в арабских странах, в том числе и проблем, которые явились на свет при участии колониальных стран.

Основным учебником для студентов исторического факультета МПГУ по истории стран Азии и Африки является:

Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX вв.: учебник для студ. высш. учеб, заведений: в 3 ч. / [А. М. Родригес и др.]; под ред. А.М. Родригеса.-М.:Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014 (дополненное и исправленное переиздание).

Настоящий учебник издается в трех частях. В первой части представлена история стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии XVI–XIX вв., во второй части представлена история стран Индии, Афганистана, Средней Азии, Ирана, Кавказа, Османской империи, арабских стран XVI–XIX вв., в третьей части представлена история арабских стран Азии и Африки, а также история Африки.

Тема 1
Развитие общественной мысли на Востоке

Тема 1.1 (лекция)
Человек и общество. Идея общественного прогресса

План

1. О некоторых закономерностях общественной мысли.

2. Эволюция общественной мысли.

3. Восток между традиционализмом и современностью. Культурная специфика и местные особенности.

4. Просветительство на Востоке и его типология.

5. Ранние рационалисты и просветители.

6. Буржуазное просветительство на Востоке.

7. Поздние просветители.

8. Особенности восточного просветительства.


Подчинение жизни «человека общественного» объективным законам физиологии, психологии, экономики и экологии, этнообразова-нию и социальным отношениям. По-прежнему нерешенность многих проблем эволюции человеческих обществ. Актуальность выявления и уточнения законов и закономерностей, управляющих бесчисленным множеством явлений общественной жизни. Общественная мысль как часть общественного сознания. Ее относительная самостоятельность. Реакция на всякое новое общественное явление лишь на основе уже сложившихся представлений и ценностей прежней шкалы. Восприятие в массах новых научных идей на веру, отождествление национализма с религией, социализма как религиозного предписания. Зависимость динамики общественной мысли от внешних влияний, взаимодействия культур, реализующихся через человеческую личность. История общественной мысли как история конфликтующих интересов, сформулированных в понятиях различных, часто противоречивых, ценностей.

Новые функции восточных обществ в системе мирового капиталистического рынка. Необходимость трансформации их социально-экономических структур и нового мышления. Начало пробуждения

Востока, повсеместного осмысления отношения к Западу и собственного бытия: восприятие Запада как образца развития, но при этом защита собственных непреходящих ценностей. Развертывание культурно-просветительской и реформаторской деятельности, направленной на ликвидацию политической и социально-экономической отсталости. Нарастание остроты противоречий между новыми социальными силами и колониальной администрацией. Постепенная смена (к началу XX в.) фазы национального пробуждения на фазу национального освобождения.

Столкновение традиционной восточно-феодальной культуры с ее универсализмом и спиритуализмом и рационалистической буржуазной культуры. Образование двух основных полюсов в борьбе «старого» и «нового». Один полюс – концепция пути к «царству справедливости и счастья» через возврат к нормативному комплексу (отбрасывающему современную культуру как противоречащую идеалу). Другой полюс – теории и взгляды, опирающиеся на идеализацию западного общества и современные пути развития (появление крайних либерально-буржуазных, модернистских взглядов, отрицающих всякий положительный потенциал в традиционной культуре).

Рационализм как функция «самовыражения общественной мысли», развивающаяся по законам логики и психологии. Истоки колониального рационализма в восточном Средневековье (Рази, Ибн Рушди, аль-Фараби, Ван Янмина, Хуан Цзунси и др.). Буржуазное просветительское движение XIX в. Источники и содержание просветительской мысли, обусловленной развитием научного знания. Светские и религиозные реформаторы и модернизаторы: Лин Цичао в Китае, Фукудзава Юкати в Японии, Л. Г. Десмук в Индии, Мараган в Иране, Намык Кемаль в Турции, Аль-Афгани, М. Абдо, Ф. Антуан в арабских странах. Влияние их деятельности на внутреннее сближение различных групп, формирование общественного мнения и складывание прослойки либеральной интеллигенции на почве общих интересов, культуры и просветительских идей вообще. Качественные отличия позднего просветительства (начала XX в. и периода Первой мировой войны). Патриотизм, приверженность национальным культурным ценностям, традиции во взглядах Ар-Рейхани, Таха Хусейна, Ху Ши, Сунь Ятсена, М. Ганди, Тосана и др. Позднее просветительство как течение реформаторской мысли, перестройки религиозного сознания, национально-освободительных идеологий.

Европейская колонизация затронула не только Северную и Южную Америку, Австралию и другие земли, но и весь Африканский континент. От былого могущества Древнего Египта, который вы изучали в 5 классе, не осталось и следа. Теперь все это колонии, поделенные между разными европейскими странами. Из данного урока вы узнаете, как проходил процесс европейской колонизации в Африке и были ли какие-то попытки противостоять этому процессу.

В 1882 году в Египте вспыхнуло народное недовольство, а Англия ввела в страну свои войска под предлогом защиты своих экономических интересов, под которыми понимался Суэцкий канал.

Другим мощным государством, которое распространяло свое влияние на африканские государства в Новое время, была Оманская империя . Оман располагался в восточной части Аравийского полуострова. Активные арабские торговцы проводили торговые операции почти по всему побережью Индийского океана. В результате под их влияние попали многочисленные торговые фактории (небольшие торговые колонии купцов определенной страны на территории другого государства) на побережье восточной Африки, на Коморских островах и на севере острова Мадагаскар. Именно с арабскими торговцами столкнулся португальский мореплаватель Васко да Гама (рис. 2), когда ему удалось обогнуть Африку и пройти через Мозамбикский пролив к берегам восточной Африки: современной Танзании и Кении.

Рис. 2. Португальский мореплаватель Васко да Гама ()

Именно это событие и стало началом европейской колонизации. Оманская империя не выдержала конкуренции с португальскими и другими европейскими мореплавателями и распалась. Остатками этой империи считаются султанат Занзибар и немногочисленные султанаты на побережье восточной Африки. К концу XIX века все они исчезли под натиском европейцев.

Первые колонизаторами, обосновавшимися на территории Африки к югу от Сахары, оказались португальцы . Сначала мореплаватели XV века, а затем Васко да Гама, который в 1497-1499 гг. обогнул Африку и добрался до Индии морским путем, оказывали свое влияние на политику местных правителей. В результате побережья таких стран, как Ангола и Мозамбик, уже к началу XVI века были ими изучены.

Португальцы распространяли свое влияние и на другие земли, некоторые из которых были признаны менее эффективными. Основным интересом для европейских колонизаторов была работорговля. Основывать большие колонии не было необходимым, страны ставили свои торговые точки на побережье Африки и занимались обменом европейских продуктов на рабов или же завоевательными походами с целью захвата рабов и отправлялись торговать ими в Америку или Европу. Такая работорговля сохранялась в Африке до конца XIX века. Постепенно разные страны запрещали у себя рабство и работорговлю. В конце XIX века велась охота за рабовладельческими судами, но все это не имело большой пользы. Рабство продолжало существовать.

Условия содержания рабов были чудовищными (рис. 3). В процессе переправки рабов через Атлантический океан погибало не менее половины. Их тела выбрасывали за борт. Никакого учета рабов не было. Как минимум 3 миллиона человек, а современные историки утверждают, что до 15 миллионов, потеряла Африка из-за работорговли. Масштабы торговли менялись от века к веку, а своего пика она достигла на рубеже XVIII-XIX веков.

Рис. 3. Африканских рабов переправляют через Атлантический океан в Америку ()

После появления португальских колонизаторов на территорию Африки стали претендовать другие европейские страны. В 1652 году активность проявила Голландия . В это время Ян ван Рибек (рис. 4) захватил точку на крайнем юге африканского континента и назвал ее Капстад . В 1806 году этот город был захвачен англичанами и переименован в Кейптаун (рис. 5). Город существует и по сей день и носит то же название. Именно из этой точки началось распространение голландских колонизаторов по всей Южной Африке. Голландские колонизаторы называли себя бурами (рис. 6) (в переводе с голландского - «крестьянин»).Крестьяне составляли основную массу голландских колонистов, которым не хватало земли на территории Европы.

Рис. 4. Ян ван Рибек ()

Рис. 5. Кейптаун на карте Африки ()

Точно так же, как в Северной Америке, колонисты столкнулись с индейцами, на территории Южной Африки голландские колонисты столкнулись с местными народами. В первую очередь, с народом коса, голландцы называли их кафрами . В борьбе за территории, которая получила название Кафрские войны , голландские колонисты постепенно оттесняли туземные племена все дальше к центру Африки. Захваченные ими территории, однако, были небольшими.

В 1806 году на юг Африки прибыли англичане. Бурам это не понравилось, и они отказались подчиняться британской короне. Они стали отступать дальше на Север. Так появились люди, называвшие себя буры-переселенцы, или буртрекеры . Этот великий поход продолжался на протяжении нескольких десятилетий. Он привел к тому, что в северной части нынешней ЮАР образовалось два независимых бурских государства: Трансвааль и Оранжевая республика (рис. 7).

Рис. 7. Независимые бурские государства: Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство ()

Англичане были недовольны таким отступлением буров, ведь она хотела контролировать всю территорию южной Африки, а не только побережье. В результате в 1877-1881 гг. произошла первая англо-бурская война. Англичане требовали, чтобы эти территории вошли в состав Британской империи, но буры с этим были категорически не согласны. Принято считать, что в этой войне принимало участие около 3 тысяч буров, а вся английская армия составляла 1200 человек. Сопротивление буров было настолько ожесточенным, что Англия оставила попытки влиять на независимые бурские государства.

Но в 1885 году в районе современного Йоханнесбурга были открыты залежи золота и алмазов. Экономический фактор в колонизации всегда был самым главным, и Англия не могла допустить, чтобы выгоду от золота и алмазов получали буры. В 1899-1902 гг. произошла вторая англо-бурская война. Несмотря на то что война велась на территории Африки, она проходила, по сути, между двумя европейскими народами: голландцами (бурами) и англичанами. Ожесточенная война закончилась тем, что бурские республики потеряли свою независимость и были вынуждены войти в состав южно-африканской колонии Великобритании.

Вместе с голландцами, португальцами и англичанами в Африке быстро появились представители других европейских держав. Так, в 1830-е годы активную колонизационную деятельность осуществляла Франция, которая захватила огромные территории в Северной и Экваториальной Африке. Активной колонизацией занималась и Бельгия, в особенности во время правления короля Леопольда II . Бельгийцы создали на территории центральной Африки собственную колонию под названием Свободное государство Конго. Оно существовало с 1885 по 1908 год. Считалось, что это личная территория бельгийского короля Леопольда II. Это государство только на словах было м. На самом же деле ему было присуще нарушение всех принципов международного права, а местное население загоняли на работы на королевских плантациях. Огромное количество людей на этих плантациях погибло. Существовали специальные карательные отряды, которые должны были наказывать тех, кто собирал слишком мало каучука (сок дерева гевеи, основное сырье для изготовления резины). В доказательство того, что карательные отряды справились со своей задачей, они должны были приносить к точке, где находилась бельгийская армия, отрубленные руки и ноги людей, которых они карали.

В итоге почти все африканские территории к концу XIX века оказались разделены между европейскими державами (рис. 8). Настолько велика была активность европейских стран по присоединению новых территорий, что эта эпоха получила название «гонки за Африку» или «драки за Африку». Португальцы, владевшие территорией современной Анголы и Мозамбика, рассчитывали на захват промежуточной территории, Зимбабве, Замбии и Малави, и, таким образом, на создание сети своих колоний на африканском континенте. Но реализовать этот проект было невозможно, поскольку у англичан на эти территории были свои планы. Премьер Капской колонии с центром в Кейптауне, Сесиль Джон Родс, считал, что Великобритания должна создать цепочку своих собственных колоний. Она должна начинаться в Египте (в Каире) и заканчиваться в Кейптауне. Таким образом, англичане рассчитывали построить свою колониальную полосу и протянуть по этой полосе железную дорогу от Каира до Кейптауна. После Первой мировой войны цепочку англичанам построить удалось, а железная дорога оказалась недостроенной. Не существует ее и по сей день.

Рис. 8. Владения европейских колонизаторов в Африке к началу XX века ()

В 1884-1885 годах европейские державы устроили в Берлине конференцию , на которой принимали решение по вопросу о том, какой стране принадлежит та или иная сфера влияния на территории Африки. В результате почти вся территория континента оказалась между ними поделена.

В итоге, к концу XIX - началу XX века европейцы освоили всю территорию континента. Оставалось только 2 полунезависимых государства: Эфиопия и Либерия . Связано это с тем, что Эфиопию было трудно колонизовать, ведь одной из своих главных задач колонизаторы ставили распространение христианства, а Эфиопия еще со времен раннего Средневековья являлась христианским государством.

Либерия , по сути, была территорий, созданной США. Именно на этой территории находились бывшие американские рабы, вывезенные из США по решению президента Монро.

В результате англичане, французы, немцы, итальянцы и прочие народы начали конфликтовать на территории Англии. Немцы и итальянцы, имевшие немного колоний, были недовольны решениями Берлинского конгресса. Другие страны тоже хотели заполучить в свои руки как можно больше территорий. В 1898 году между англичанами и французами произошел фашодский инцидент. Майор французской армией Маршан захватил опорный пункт в современном Южном Судане. Англичане считали эти земли своими, а французы хотели распространить там свое влияние. В результате произошел конфликт, в ходе которого отношения между Англией и Францией сильно ухудшились.

Естественно, что африканцы сопротивлялись европейским колонизаторам, но силы были неравны. Можно выделить только одну успешную попытку в XIX веке, когда Мухаммед ибн абд-Аллах, который называл себя Махди (рис. 9), создал в 1881 году в Судане теократическое государство. Это было государство, основанное на принципах ислама. В 1885 году ему удалось захватить Хартум (столица Судана), и даже несмотря на то, что сам Махди прожил недолго, это государство существовало до 1898 года и было одним из немногих реально независимых территорий на африканском континенте.

Рис. 9. Мухаммед ибн абд-Аллах (Махди) ()

Против европейского влияния боролся самый известный из эфиопских правителей этой эпохи Менелик II , правивший с 1893 по 1913 год. Он объединил страну, провел активные завоевания и успешно противостоял итальянцам. Также он поддерживал хорошие отношения с Россией, несмотря на существенную удаленность этих двух стран.

Но все эти попытки противостояния были лишь единичными и серьезного результата дать не могли.

Возрождение Африки началось только во второй половине XX века, когда африканские страны одна за другой начали получать независимость.

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н Учебник по Истории за 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.

2. Дроговоз И. Англо-бурская война 1899-1902 гг.. - Минск: Харвест, 2004.

3. Никитина И.А. Захват бурских республик Англией (1899-1902 гг.). - М., 1970.

4. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс. - М., 2013.

5. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900, 8 класс. - М., 2012.

6. Яковлева Е.В. Колониальный раздел Африки и позиция России: Вторая половина XIX в. - 1914 г. - Иркутск, 2004.

Домашнее задание

1. Расскажите о европейской колонизации в Египте. Почему египтяне не хотели открытия Суэцкого канала?

2. Расскажите о европейской колонизации южной части африканского континента.

3. Кто такие буры и почему разразились англо-бурские войны? Каков был их итог и последствия?

4. Были ли попытки противостоять европейской колонизации и в чем они проявлялись?