Рюрик Варяжский
Основатель Государства Русского. Новгородский князь.
Годы жизни: около 817-879
Годы правления: 862-879

Предполагается от древне-исландского Hroerikr (Hroðrekr), буквально «славный могуществом». По другой версии — Рюрик — родовое славянское имя, означающее «сокол», который у славян также назывался рарогом.

О происхождении князя Рюрика существует много версий, основными из которых являются норманнская и западно-славянская.

Рожден предположительно в 817 (по другим сведениям в 806-807) году, в семье представителя датского королевского рода Скьольдунгов Хальвдана (князя славян-рарогов) и средней дочери новгородского старейшины Гостомысла Умилы.

До рождения Рюрика Хальвдан был изгнан из Ютландии и нашел приют у императора Карла Великого. Наследник Карла император Людовик I Благочестивый в 826 стал крестным отцом Рюрику и подарил ему провинцию в Нидерландах (земля в Фрисландии).
Повзрослевший Рюрик отомстил за отца. Покорил почти всю Данию и завоевал Ютландию, но после смерти Людовика I потерял права на Фрисландию. С этого момента он со своей дружиной и другими норманнскими племенами стали совершать набеги на многие европейские государства. Его полководческий талант сделал его некоронованным королем норманнов.

До сих пор образ князя Рюрика служит источником вдохновения для писателей и художников

Во времена начала Российской Государственности на Руси среди славянских племен особо выделялось два племенных союза: во главе с Новгородом – Северный, и под главенством Киева – Южный. Жили славяне в племенах и общинах по законам народного правления. Правителя у них не было и управлялись старейшинами, что приводило к разногласиям и частым войнам. Двум союзам, которых разделяли торговые интересы, приходилось между собой соперничать. Это ослабило славян и у них не оставалось сил бороться с внешними врагами. Враги этим пользовались. В 859 году «какие-то храбрые завоеватели, пришедшие из-за Балтийского моря» наложили дань на славян. Через два года славяне изгнали варягов, но между собой не смогли жить в мире. Опять начались разногласия, раздоры и войны.

Призвание Рюрика

Славяне долго думали, как спасти Отечество от гибели и по совету новгородского старейшины Гостомысла решили отказаться от народного правления и назначить над собой единого князя, надежный страж своих границ, вершивший по всей строгости суд и расправу. А чтобы была дисциплина, и не было обид стали искать князя в чужих краях. И пошли славяне за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами».

В 862 году первыми Правителями в Древнем Отечестве согласились стать братья Рюрик, Синеус и Трувор. Страна, в которой они поселились, стала зваться Русь и с этого времени берет начало Российская Государственность. Братья со своей дружиной расселились: Синеус — между чудью и весью на Белоозере; Трувор – у кривичей в Изборске; Рюрик у славян ильменских. Хотя относительно конкретного города поселения Рюрика у историков нет согласия. Одни утверждают в Ладоге, другие в Новгороде. Так начиналось правление Рюриков на Руси.

Вскоре славяне пожалели о «вхождении» варягов в славянский мир и некий Вадим «Храбрый» поднял против чужеродных правителей своих соплеменников. Существует версия что в этой схватке погибли братья Рюрика, но ему удалось казнить Вадима и подавить мятеж. Земли принадлежавшие братьям он присоединил к своим и установил единовластие. К славянскому народу присоединились и некоторые финские племена, приняв их язык, веру и обычаи.

Были у Рюрика недовольные и в своем окружении Аскольд и Дир . Недовольные князем, в поисках счастьях отправились они из Новгорода в Константинополь и основали свою самодержавную область на Руси. Аскольд и Дир на юге, Рюрик на севере.

Собрав многочисленную дружину Аскольд и Дир решили напасть на Византию. Греческий император с войском был в Азии, нападение было неожиданным. По словам византийцев ужас охватил всех, такого не видел еще никто. Пощады не было никому – ни старым, ни малым. Константинополь был в критическом положении, но греков спасло чудо: «опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки». Оставшиеся из дружины со своими князьями вернулись в Киев. Русские язычники напуганные Небесным гневом обратились с просьбой о святом крещении к духовенству Константинополя. По данным историков случаи принятия христианства были известны и до нападения Аскольда и Дира.

Согласно обычаям язычников, кем был Рюрик, он мог иметь несколько жен и наложниц. По преданию одна из его жен Эфанда родила сына Игоря , но также известно, что у Рюрика была дочь и пасынок Аскольд.

Правление Рюриков

Согласно летописи «Повесть Временных лет» Рюрик после смерти своих братьев в Новгороде княжил еще 15 лет и скончался в 879 году, оставив правление и сына Игоря своему родственнику Олегу.

Более 600 лет продолжалась на Руси эпоха правления потомков новгородского князя Рюрика. Последним представителем династии первым русским царем стал .

К нашему времени мало что известно о жизни Рюрика, но память о правителе-основоположнике великой династии Рюриковичей, поднявшей достоинство и авторитет державной России, осталась бессмертной.
И не даром Галерею барельефов великих Россиян, на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде открывает фигура князя Рюрика, «от которого есть пошла Русь Великая»

20.01.2015 0 16266


Историки утверждают, что наши пращуры в стародавние времена пребывали в дикости по лесам, по полям. Грустно это слышать, но что делать, если Нестор-летописец сказал, а Карамзин донес это до широкой публики? Видно, не могли наши пращуры организоваться без руководящей помощи Запада...

Варяжская, или норманнская теория, которой придерживались такие крупные историки XIX века, как Николай Карамзин и Сергей Соловьев, возникла на основе летописных источников. Она всегда была популярна на Западе и с радостью подхватывалась многими «норманиста-ми от политики», в том числе Гитлером и Гиммлером. В Советском Союзе к концу 1980-х годов она большинством историков была признана полностью несостоятельной.

Летописи лгут?

Так почему же спустя 30 лет все интереснейшие исследования забыты, и нам снова перетолковывают Карамзина? Вероятно, западникам в принципе неприятна сама мысль, что наши пращуры создали свое государство задолго до Рюрика и имели своеобразную культуру. У тех же скандинавов наша страна называлась Гардарика - «страна городов».

Согласитесь, странное название для дикой земли, где туземцы сидят по деревьям. Варяжская теория устраивала и дом Романовых, которые ко времени появления трудов Карамзина были чистокровными немцами. Последней русской на троне была императрица Елизавета -дочь Петра I.

Попробую изложить то, что давно известно, но почему-то забыто многими западниками.

Итак, в 862 году случилась в Новгородской земле очередная усобица, и чтобы навести у себя порядок, новгородцы вздумали пригласить себе князя из варягов. Поехали за море и по какой-то странности притащили с собой сразу трех князей: Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. В 864 году братья Рюрика почему-то умирают, а сам Рюрик с трудом подавляет восстание новгородцев под руководством Вадима Храброго.

Неувязки летописи чувствуются с самого начала. История знает массу примеров приглашения иностранных принцев на престол, но звали властителей, родовитость которых не вызывала сомнений. О родовитости же Рюрика, о его заморских владениях или хотя бы о его славном отце летопись умалчивает. Одно из объяснений несуразностям дал академик Б.Д. Греков в книге «Киевская Русь».

Он говорит, что Рюрика пригласили не княжить, а в качестве наемника. О том, что лихой искатель удачи со своей ватагой быстро оценит обстановку и захватит власть, перебив обе враждующие партии, недалекие новгородцы не подумали.

Восхищают и летописные братья Рюрика, которых до сих пор многие воспринимают всерьез. Они имеют занятные имена, составленные из скандинавских слов «сине хюс», что означает «свой дом» или «свой род», и «тру варинг» - «верная дружина». Очевидно, что братья у Рюрика в нашей летописи появились в результате ошибки перевода какого-то скандинавского источника. На самом деле Рюрик пришел в Новгород со своей родней и верной дружиной.

Существуют гипотезы, не связанные с летописью, о происхождении Рюрика от прибалтийских славян. Но при желании и такую гипотезу можно использовать в качестве обоснования влияния Запада. Многие знаменитые прусские дворяне, например Мольтке, Бюлов и другие, не скрывали свое славянское происхождение.

Итак, Рюрик захватил власть, а летопись говорит о приглашении. Причем летопись замалчивает существование законных князей, как будто имелся вакуум власти. А историки говорят об огромных пустых просторах, где всем хватало места, и нечего было завоевывать.

На самом же деле была война. В русских летописях X века упоминается 22 города, реально их было гораздо больше. Существовало несколько княжеских династий. И русская земля, возможно, временами напоминала федерацию греческих городов-государств. Для отражения вражеских нашествий со стороны степи совместными усилиями строились серьезные оборонительные сооружения.

Они получили название Змиевых валов. По легенде, сказочный богатырь запряг змея и пропахал на нем гигантскую борозду. Остатки этих сооружений можно обнаружить и в наше время. Изучением Змиевых валов много лет занимался киевский историк Аркадий Сильвестрович Бугай.

Остатки Змиевых валов (Украина)


Он определял возраст валов при помощи радиокарбонного анализа и выяснил, что Вито-Бобрицкая линия длиной более 8 километров была построена в 370 году! Даже сейчас высота вала составляет 8-9 метров, а перед ним располагался глубокий ров. Южнее пролегает Стуг-нинская линия валов, она надстраивалась в VII веке против аваров (по летописи - обров).

Против кого строился вал в IV веке? Против гуннов. Предводитель гуннов Аттила облагал данью Царьград и Рим, покорил многие германские племена, разбил Боспорское царство в Крыму, громил готов. А вот наши пращуры отгородились от напасти мощными фортификационными сооружениями.

Отцы и дети

Однако вернемся к Рюрику и его сыну Ингвару Хрёрексону - князю Игорю. Имя Ингвар переводится как «посвященный богу Инги». В 882 году Олег - родич Рюрика и регент при малолетнем князе Игоре - отправился с дружиной на юг, где захватил Киев и убил якобы самозваных князей-варягов Аскольда и Дира, покорил силой соседние земли, и провозгласил Киев столицей образовавшейся державы.

Главная ложь этой летописной сказки в том, что князья Аскольд и Дир - варяги. На самом деле они законные Киевичи - потомки князя Кия Полянского, основателя Киева. Об этом писал академик Рыбаков. Так варяги уничтожили еще одну (в Новгороде свои князья были) русскую княжескую династию.

И наступило на Руси время князей-волков. Они не задумываясь вступали в сговор с печенегами и хазарами. Рекой лили русскую кровь. Олег и Игорь ходили в кровопролитные походы на Византию, к чему их подвигали хазары, которым нужно было нанести ущерб своим торговым конкурентам - грекам. Так хазарам платилась своеобразная дань кровью.

Норманнов жертвы не волновали, их варяжская гвардия - рутсь (в славянском произношении русь) - оберегалась ими. Кстати, западники из многочисленных версий возникновения названия этноса Русь, естественно, выбирают летописно-варяжский, отбрасывая названия реки Рось и названия племен. Они утверждают, что Рюрик привел с собой русь (рутсь), в смысле ватагу, и это якобы дало название нашему народу.

Единственной силой, способной противостоять варягам на Руси, оставались древляне с их столицей в городе Искоростень. Их княжеская династия имела крепкие связи с Чехией. Есть большая вероятность того, что первой женой Мала Древлянского была чешская принцесса.

Неприступный Искоростень

Во второй поход Игоря на Византию в 944 году древляне отказались дать ему войска. В 945 году Игорь отправился в поход уже на древлян. По летописи, здесь его погубили жадность дружинников и собственная глупость. Но тот, кто видел Коростень (современное название) на гранитных холмах (а город и сейчас существует), не поверит в такое легкомыслие.

Коростень был совершенно неприступной крепостью. Игорь пришел к древлянам со всем войском, чтобы уничтожить своих последних соперников, а древляне заранее вынесли ему приговор как князю-волку. Конец битвы известен: варяжская гвардия - рутсь - полегла, а Игорь был подвергнут позорной казни - привязан к двум деревьям, разорвавшим его на части.

По летописи, жена Игоря - княгиня Ольга (Хельга) - страшно отомстила древлянам. Еще в учебнике истории для 7-го класса мы читали, что Ольга взяла с древлян дань голубями и воробьями, а потом велела привязать к ним горящие труты, и так сожгла враждебный город.

Эту сказку всерьез не воспринимал даже Карамзин. Тем не менее Ольге руками ее воеводы Свенельда удалось победить древлян через год после сокрушительного поражения Игоря.

Но Искоростень не был взят. И это позволило князю Малу Древлянскому выторговать у Ольги достаточно мягкие условия капитуляции для своей семьи и древлян в целом. Сам князь потом долгие годы провел узником в бывшем древлянском городе Любеч. А его дети - сын Добрыня и дочь Мала (в рабстве Малуша) -10 лет провели в рабстве. Это открытие было сделано Д.И. Прозоровским еще в 1864 году и сегодня благополучно забыто.

С трудом победив древлян, Ольга поняла, что если решительно не изменить политику, то варяжский дом будет окончательно сметен ненавидящими пришельцев-русичами. Возможно, поэтому еще до восстания древлян хитроумная Ольга дала престолонаследнику славянское имя Святослав. А после гибели Игоря начала проводить славянскую политику.

Малуша становится второй женой Святослава ориентировочно в 958-959 годах, хотя по летописи, естественно, только наложницей. И сын ее, будущий князь Владимир, родившийся около 960 года, якобы считается бастардом, «робичичем» (сыном рабыни).

На самом же деле все было с точностью до наоборот. Женив своего сына Святослава на попавшей к ней в плен дочери древлянского князя, Ольга придала безродным морским разбойникам - Рюриковичам - легитимность в глазах всей Руси. В 965 году Святослав нанес смертельный удар главному врагу Руси на тот момент - Хазарскому каганату.

Война против древлян

В 970 году Добрыня получает невиданную для бывшего раба власть - отправляется править в Новгород от имени своего малолетнего племянника - князя Владимира, который также едет с ним. То, что князь Святослав, раздавая уделы, отдает Владимиру Новгородскую землю - владения своего деда Рюрика, - говорит о многом. Очевидно, что ни он, и никто другой на Руси в тот момент не считал Владимира бастардом. Все эти фальшивки появились в последующих летописях.

Гибель Святослава в 972 году приводит к новой гражданской войне на Руси. По летописи, Святослава убили печенеги на острове Хортица, по Гумилеву, это сделали сами киевляне. В любом случае, гибель Святослава - результат предательства воеводы Свенельда.

Кстати, Свенельд - единственный из варягов, который попал в русские былины в образе зловещего Сантала, с которым борется Вольга-богатырь. Реальному Вольге -Олегу Святославичу, новому князю древлянскому - повезло гораздо меньше. Он погиб, защищая город Овруч в 977 году.

Соответствие былинных персонажей реальным историческим деятелям X-XI веков установлено академиком Б.А. Рыбаковым. Не вызывает сомнений, что как былинный Добрыня Никитич (Нискинич), так и реальный Добрыня Малович имел высочайший авторитет на Руси того времени. Князь Нискиня был отцом князя Мала и дедом Добрыни, следовательно, Добрыню тоже можно назвать Нискиничем.

Летопись изображает гражданскую войну, продлившуюся почти десятилетие, как семейную разборку между сыновьями Святослава. На самом деле это все та же борьба варягов с древлянами. Причем формально на первом этапе война выглядела как усобица между двумя единокровными братьями Яро-полком и Олегом.

Ярополк, руководимый Свенельдом и поддержанный Полянским боярством, стал знаменем варяжской партии. Свенельд в походах Святослава сохранил свою варяжскую дружину и собрал войска на других землях. У древлянской партии в распоряжении было только древлянское и новгородское ополчение. Профессиональные войска полегли в походах Святослава.

По византийским источникам, Русь потеряла в болгарских войнах около 60 тысяч воинов. К концу 977 года победа варяжской партии казалась полной. Князь Олег погиб. Захвачены Древлянское княжество и Новгород. Добрыня с князем Владимиром и дружиной бегут в Скандинавию, где живут три года. При этом флот Добрыни с помощью скандинавов громит пиратское гнездо викингов на Балтике и таким образом лишает Свенельда варяжского пополнения.

«Добрыня Никитич с младшей сестрой Малушей». Андрей Рябушкин. 1895 год

Но вскоре все меняется: в 980 году Добрыня высаживается в Новгороде, быстро захватывает Полоцк и Киев. Ярополк бежит к печенегам, но на границе его захватывают и казнят. Князь Владимир становится главой Киевской Руси, и наступают былинные времена - эпоха Владимира Красное Солнышко.

Главным богом варягов и полян был Перун. Перун (Перкунас) был известен и на Балтике. Принесли его варяги с собой на Киевскую землю или он был там и до них, неизвестно. Но не вызывает сомнения, что это было самое кровожадное божество. Человеческие жертвоприношения, которые практиковали варяги, приносились именно ему.

Свержение варяжского ига знаменуется установлением шестибожия. Рядом с Перуном в Киеве устанавливаются статуи богов земель-победительниц: Хорса Новгородского, Даждьбога Древлянского, Стрибога Полоцкого, Симаргла Дреговичского, Мокоши Смоленской. В 985 году Перун как бог варягов, бог-изменник и предатель, был осужден и низвергнут в Днепр.

Владимиром была отряжена специальная команда, которая не позволяла злобному идолу причалить к берегу до самых Днепровских порогов. В Киеве устанавливается пятибожие как символ федерации русских земель и русских богов.

Остается понять: почему же русские летописи дают столь превратную картину? А потому, что во второй половине XI века в Киеве вновь приходит к власти варяжская партия во главе с князем Из-яславом. Она занимается систематическим уничтожением и переделкой летописей. Какое-то время сторонники варягов хозяйничают и в Новгороде, и также уничтожают или правят новгородские летописи.

В итоге можно сказать, что информационную войну варяги выиграли. Интересно, что Изяслав был внуком Владимира, но изменил делу деда, поскольку мировоззрение князя в значительной степени формирует его окружение.

Василий КОЛВИН

Рюрик (ум. 879) — летописный основатель государственности Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Некоторые норманисты отождествляют Рюрика с конунгом Рёриком (Hrørek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По антинорманской версии, Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом.

Призвание варягов
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.
Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:
…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Рюриковичи (IX—XI вв.)
Рюрик
Игорь, жена: Ольга, соправитель: Олег
Святослав
Ярополк
Святополк Окаянный
Олег Древлянский
Владимир
Вышеслав
Изяслав Полоцкий
полоцкая ветвь
Ярослав Мудрый
Всеволод
Мстислав Храбрый
Евстафий
Святослав Древлянский
св. Борис
св. Глеб
Станислав
Позвизд
Судислав Псковский

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVII века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород. Сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слов Русь и русы.
Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

Норманнская версия

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.
Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии.

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.
В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.
В 855 год—857 годах Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.
Около 857—862 годов Рорик, по версии некоторых писателей, покоряет славян-вендов. По Саксону Грамматику датский конунг Хрёрик Метатель Колец, который отождествляется этими писателями с Рориком Ютландским, разбивает флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принуждает напавших славян платить ему дань после опять же морского столкновения. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец, деда знаменитого принца Гамлета, датируется исследователями VII веком.
В 863 году Рорик безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепится в Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.
В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.
Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.
Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд. А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргер Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.
Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Западно-славянская версия

Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.
]Варяги из вагров или пруссов
Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей.
М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:
…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.

Герб Старой Ладоги — сокол, падающий вниз (герб Рюрика)
Герб Рюриковичей некоторые исследователи трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины. В подкрепление балтославянской этимологии приводятся археологические находки времён первых Рюриковичей с изображением сокола. Подобное изображение сокола (или ворона Одина) чеканилось и на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941). Однако сокол в скандинавских языках называется иначе.

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.
Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.
Так Рюрик, согласно матрилатеральной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.
Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век

Монета Банка России 50 рублей, золото, реверс. (2011 г.)


Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киев.

Наследники

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.
Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун.


Семьсот лет в России правила династия Рюриковичей. Князь Рюрик дал династии имя, он был первым князем. Конечно, до Рюрика тоже были на Руси князья, но именно Рюрик создал единое государство.

Биография основателя династии полна загадок и таинств. Достоверных данных о его жизни нет, по одной из версий, первый правитель Руси был внуком новгородского князя Гостомысла. Средняя дочь Гостомысла вышла замуж за заморского князя Годослава. В этой семье и родились братья – Рюрик, Синеус и Трувор. Жили они на территории нынешней Германии в городе Рёрик. Имя Рюрик, скорее всего, славянское родовое прозвище, означающее птицу сокол. Сокола считали хранителем княжеского рода. Рёрик, Рюрик, Рарог – всё это разные произношения одного слова. У сокола – сильные, длинные, заостренные крылья. Его повадки в атаке стремительны, непредсказуемы для противника. Вполне подходящее имя для воинского вождя, для правителя. Древним гербом Рюриковичей было изображение сокола, летящего на добычу. Отец Рюрика погиб в одном из сражений.

Когда сам Рюрик возмужал, он собрал варяжскую дружину, блуждал по разным странам, добывая себе славу оружием. Варяги это не национальность. Это воинское сообщество, в него входили воины из разных племен – норманны, финны и славяне. Воинские племена находились на острове Ильмень. По нескольким сведениям известно, что Новгородские послы приплыли на остров и предложили начальнику варягов – Рюрику, приехать в славянскую столицу Ладогу со своей дружиной и быть там князем. Рюрик согласился. Став князем, Рюрик сильно изменился. Он не отправлялся в рискованные походы, а укреплял границы собственного государства, развивал экономическую и политическую систему. С Рюриком, Трувором и Синеусом на кораблях прибыли варяги, 150 человек, но по тем временам это была сильная армия. В Ладоге всего жило около тысячи человек, поэтому такой дружины вполне хватило для защиты. Рюрик также пополнял военные ряды, брав местную молодежь на службу. Варяги не проявляли уважения к местному населению, они искали лишь способ наживы, но Рюрик чувствовал родственные корни своего деда Гостомысла и стремился воссоединить государство. Князь распределил власть, он управлял в Ладоге, брату Синеусу дал Белоозер, а Трувор правил в Изборске. Прошло немного времени, братья Рюрика погибли. Вся власть сосредоточилась в одних руках. Через два года, Рюрик переносит славянскую столицу в Великий Новгород.
Князь тщательно следил за сбором полюдья, а бунты и различные конфликты подавлял армией. Рюрик создал древнее русское государство, границы которого протянулись от выхода из Балтики до Ростова. Под его властью также развивалась аграрная система. Крестьяне пахали землю, выращивали рожь, ячмень, овёс и капусту. В огородах росли горох и репа. Также при Рюрике, начали строить печи, выпекали хлеб. Есть сведения, что князь наведывался и на Запад – встречался с королями Людовиком Немецким и Карлом Лысым. Он хотел заручиться их поддержкой для большого похода на Киев и Византию. Последняя жена Рюрика – Эфанда происходила из норвежского королевского рода. Она родила ему наследника Игоря. Обрадовавшись рождению сына, Рюрик решил отметить это новыми победами. Он отправился в поход с дружиной и простудился. Несколько месяцев могучий князь боролся с болезнью, но умер. Рюрик завещал родственнику Олегу попечение над малолетним Игорем и поход на Киев. Умер князь в 879 году. Хоронили князя с большим почетом, ведь он оставил большой след в истории Руси, основал великую династию мудрых и смелых князей.

Биография этого человека полна тайн. Некоторые историки даже утверждают, что Рюрика и вовсе не существовало.

Древняя история чрезвычайно противоречива и полна неточностей. Это напрямую связано с тем, что совершенно никаких письменных источников, по которым можно было бы выяснить, какой была наша страна до прихода варягов, не сохранилось до наших дней. Знания можно получить только из летописей, который было не так и много, а ко всему они представляли собой взгляд на события самого летописца.

К примеру, у Нестора есть упоминание, что князь Рюрик с братьями впервые попал в Россию в 862 году, по просьбе самих ильменских славян, чуди, весь и кривичей. Но что это был за человек, с которого началось победоносное «взросление» нашей страны? На самого правителя, как и на событие в целом, цивилизованный и просвещенный мир Западной Европы не обратил никакого внимания, и очень зря. Ведь именно с прибытия этого правителя начинается новая история мощного государства, которое сегодня носит гордое имя – Россия.

Первый русский князь Рюрик: биография пионера

Существует два документа, которые свидетельствуют о прибытии нового князя из варягов на Русь. Речь идет об Ипатьевской и Лаврентьевской, в которых можно найти даже точный год этого события. В этих бумагах говорится о восстании северных народов, которые долго платили дань варягам, но однажды возмутились. Они взяли в руки оружие и прогнали захватчиков прочь. Однако никакой пользы это никому не принесло. Если раньше ссориться меж собой не было никакой возможности, приходилось упорно трудиться, чтобы оплатить непосильную дань, то сейчас началась серьезная междоусобица. Каждый пытался потянуть одеяло на свою сторону, что не всегда заканчивалось мирно и полюбовно.

Ильменская летопись гласит, что, помучившись некоторое время, освободившиеся племена решили отыскать себе князя. Недолго думая, они отправились к варягам-руси, так как возможности, ум и прозорливость этих людей они точно знали. В свою очередь, Новгородская летопись называет 854 год прихода первого Рюрика. При этом она упоминает также, что все вышеозначенные события происходят как раз в то время, когда в Киеве заседают Кий, Щек и Хорив.

Призвание варягов: Рюрик едет в Новгород

В варяги, как тогда говорили, было отправлено посольство, то есть делегация, просить их правителей прийти и княжить. На месте точно знали, о чем речь, ведь перед этим они долго время ходили туда за данью, потому не раздумывая согласились. Три родных брата, бывшие мощными, смелыми и воинственными мужчинами, Рюрик, Трувор и Синеус, решили отправиться в путь и помочь северным народам привести свою страну в порядок.

Достоверных данных о том, куда именно прибыли варяжские князья, в какие города пришли первым делом, нет, видимо, летописец не придавал таким общеизвестным мелочам значения. Ипатьевская летопись говорит, что именно Рюрик основал Ладогу, где и поселился. Его братья поехали немного дальше, Трувор обосновался в Изборске, а Синеусу досталось Белоозеро. Так как сами варяги называли себя русами, то земли их с тех самых пор стали называть Русью.

Однако лаврентьевская летопись опровергает это. В ней сказано, что первый Рюрик отправился прямиком в Новгород, где и сел княжить. Списки же летописей новгородских гласят, что сперва к ним пришли все три брата-руса в сопровождении многочисленной и сильной дружины. Они, будто, разделились позже, а потом и вовсе умерли.

Если же доверять Ипатьевским писаниям, то там говорится, будто варяги пришли в Ладогу, но спустя два года Синеус и Трувор заболели какой-то непонятной болезнью и отправились к праотцам. После этого горюющий князь пошел к озеру Ильмень, на котором и срубил совсем новый город, в честь погибших безвременно братьев, назвав его Новгородом. Чаще всего годами правления Рюрика называют 862-879, но об этом мы поговорим позже.

Происхождение Рюрика: череда загадок и тайн

Никто достоверно не знает, кем же был на самом деле родоначальник династии Рюриковичей, самых известных правителей на Руси, если не считать более поздних Романовых. Существует просто колоссальное количество самых разнообразных версий, среди которых немало мифических. Многие считают, что никакого Рюрика не существовало, будто он персонаж легенд и сказок, выписанный летописцами таким образом, будто был князем. Ведь действительно нет сведений о том, где именно он жил до прихода на Русь, чем занимался, из какого рода происходил.

Сторонники нормандского варианта говорят, будто братья были скандинавскими викингами-варягами. Некоторые даже говорят, будто сам Рюрик был шведом или норманнов. Но доказать любой из вариантов сейчас невозможно. Само имя Рюрик (Rørik) принадлежит к прагерманской группе языков, скорее всего, это старо-норманнский, старо-датский или же старо-шведский.

Датский вариант: Рорик Ютландский

Далеко не все историки склоняются к одной и той же мысли, по поводу происхождения будущего русского князя. Многие говорят, что это и есть тот самый конунг Рорик Ютландский или Фрисландский. Он был племянником знаменитого изгнанного короля Харальда Клака и принадлежал к знатному роду Скьёльдунгов. Согласно историческим сведениям, в 826 году он и его малолетний сын получили крещение, а также огромные владения в феод от Людовика Благочестивого, что был королем франков. Далее можно даже проследить хронологию событий, согласно записям Ксантенских анналов.

В 841 году старший сын Людовика Благочестивого решил, что папа чрезмерно расщедрился и отобрал у Рорика владение и все земли феода. 845 год ознаменовался набегами Рорика в земли Фризии, что также отмечено в анналах. К 850 году началась война и будущий князь воевал против Хорика I, датского короля, а потом снова возвращается для того, чтобы дограбить то, что осталось во Фризии. После смерти Хорика, Рорик, со своим двоюродным братом Готфридом, помогают вернуть датский трон в 855-857 годах. В 873 году он, после длительной борьбы за правление в Дании, наконец-то приносит присягу на верность королю Баварии Людовику Немецкому. В 882 году, сам король франков Карл Толстый передает датские земли под начало Готфрида, племянника Рорика, который к тому времени, пол всей видимости уже умер.

Казалось бы, какая связь может быть меж этими двумя людьми, но она действительно имеется. Историки считают, что во Фризии, где крутился на то время (IX век) Рорик, был исторический район Виринген, откуда и пошло слово «варяги». В пользу этой теории свидетельствуют еще одни дохристианские старинные хроники двенадцатого века Chronica Slavorum. В этом документе имеются прямые указания на то, что живет там народ фризов, которые сами себя называют рустры. Ну чем не похоже на русы или росы?

Антинорманизм: западнославянские воины

Согласно этому направлению в российской, советской и постсоветской историографии, никакими норманнами братья не были. А происходит Рюрик из народов, проживающих на северо-западе, но принадлежащих к славянам: ободриты, руяне или поморяне. Знаменитый австрийский дипломат, барон Сигизмунд фон Герберштейн, служивший советником посла в первой половине четырнадцатого века в Великом княжестве Московском, впервые начал разбираться с русскими летописями и заинтересовался происхождением князей-варягов. Он считал, что под этим определением были скрыты славянские прибалтийские племена вагров и вендов.

Интересно

Ломоносов напрочь опровергал все теории нормандского или прусского происхождения Рюрика. Он считал, что он однозначно был славянином. Ведь на то время, только приехав издалека на княжество, он сразу же стал разговаривать на понятном языке, ему были понятны обычаи и устои, он разбирался во всех тонкостях и нюансах социальной жизни того времени.

Теория Гедеонова

В девятнадцатом веке было опубликовано народное предание о Рюрике, которое отыскал у макленбургских крестьян знаменитый французский писатель Ксавье Мармье в книге «Северные письма». В преданиях и легендах говорится о короле одобритов или бодричей Годлаве, у которого было три сына: младший Трувар Верный, средний Сивар Победоносный и старший Рюрик Мирный. Молодые отправились искать счастья, пока не наткнулись на порабощенный народ, в котором им удалось пробудить мужество, а также помочь сбросить оковы и освободиться от угнетателей. Что-то уж больно напоминает историю с приглашением варягов.

Степан Гедеонов, русский историк девятнадцатого века тоже заинтересовался этой теорией и решил провести собственное исследование. Он решил, что Рюрик, это не имя собственное, а родовое имя всех членов правящей династии одобритов Ререк. В доказательство он приводит выдержки из скандинавской саги, принадлежащих к циклу «Круг Земной» Снорри Стурлусона, о Хаконе I Добром. Именно там он почерпнул знания о «сокольих далях», в контексте войны с вендами и датчанами.

Даже «Слово о полку Игореве» называет Рюриковичей соколами, а их юных отпрысков соколичами. Однако достоверность данного утверждения можно поставить под сомнение, ведь у разных народов знать сравнивали с этими гордыми и непокорными птицами. Правда, не стоит лукавить, знаки (гербы) Рюриковичей представляли собой падающего сокола, в котором некоторые видят явное доказательство подобного происхождения. Одним из стилистических рисунков подобного рода можно назвать герб современной Украины.

Иоакимовская летопись о Рюрике

Документ, носящий такое название, не имеет совершенно никаких признаков своего происхождения, и авторство ее неизвестно. Иаокимовская летопись до наших дней не сохранилась, а существует она только в виде выписок, которые в свое время, к огромной радости более поздних исследователей, сделал знаменитый русский географ и историк Василий Татищев. Правда, многие считают, что все это фальсификация.

В летописи говорится, что княжение Рюрика началось в 878-885 годах, что не очень-то похоже на правду, так как появившийся на свет сын Игорь тогда рожден им был бы в тот же год. Но суть не в этом, там описывается, что сам Рюрик является незаконно рожденным сыном неизвестного нормандского или финского князя, а также средней дочери легендарного Гостомысла. По имени Умила. Когда княживший в «Новом Великом граде» потерял всех своих сыновей, он велел призвать внука средней дочки и посадить его на престол.

Историография и первые упоминания

Впервые упомянуть Рюрика в печатных текстах изволил монах Иаков Черноризец, только во второй половине одиннадцатого века, в сочинении под названием «Житие святого князя Владимира». Там он называет Владимира внуком же Иолъжиным (княгини Ольги) и правнуком Рюриковым. «Повесть временных лет» же, которая появилась только на сорок лет позже, уже описывает историю пришлого варяжского князя. Все это ставится под сомнение современными историками, да и ранее неоднократно оспаривалось. Но что же делать, если досконально разобраться не представляется возможным, остается только гадать и додумывать.

Историки считают, что история, изложенная в «Провести…» о призвании варягов чрезвычайно сомнительна. Народ, что только что избавился от ига, постоянных поборов и угнетения, не мог просто взять и поехать на поклон к своим мучителям. Однако варяги могли захватить власть, после чего были признаны правителями. Еще один историк Игорь Фроянов считает, что князя и дружину действительно пригласили, чтобы помочь в плане военной поддержки. После установления мира и спокойствия, воинственный конунг Рюрик со своими мощными бойцами свергли правящего на тот момент словенского князя Вадима Храброго и сам уселся на престол Новгорода.

Стоит знать

Некоторые к тому же утверждают, что и братьев-то никаких у Рюрика не было, а тексты образно перекрутили смысл фраз до неузнаваемости. Так Синеус никак не мог быть князем Белоозера в период с 862 по 864 год, так как на тот момент его просто не существовало, о чем свидетельствуют археологические данные. Советский ученый Борис Рыбаков говорил, что скорее всего, имя это происходит от шведского sine hus – «свой род». При этом Трувор можно трактовать, как thru varing – «верная дружина» или «верные воины». Получается, что Рюрик приехал не с двумя братьями, а с семейством и армией. Но что же и эта версия имеет полное право на жизнь.

Управление страной и смерть князя Рюрика

Особых сведений о том, чем же занимался во время своего княжения в Новгороде князь Рюрик, не сохранилось. Известно только, что, обосновавшись там, он максимально постарался укрепить государственность. За первые два года, а именно с 862-го по 864-ый, он присоединил к своим землям такие города, как Муром, Смоленск, Ростов и многие другие. При этом внутри города стало расти недовольство, вызванное тем самым Вадимом Храбрым, которому не давало покоя такое успешное начало княжения чужестранцев.

Внутренняя политика

С подачи этого, достаточно лицемерного и завистливого человека, было организовано восстание в 864 году. Подбить на мятеж удалось не только простолюдинов, но также бояр, купцов и даже волхвов, мотивируя тем, что свои сидят в темницах, а чужаки едят и пьют на золоте. Бунт был быстро и жестко подавлен Рюриком, а все виновные брошены в темницу. Об этом свидетельствуют записи Нестора летописца, которому нет причин не доверять.

В 864 или 865 году Рюрик решил расширить свои имения вниз по Днепру, после чего отправил экспедицию, чтобы дойти до Византии. Однако командированные им Дир и Аскольд, дошли до Киева, захватили его и остались там править. Однако расплата приходит рано или поздно, потому преемник Рюрика Вещий Олег восстановил справедливость и убил прохвостов, предъявив им настоящего княжеского сына Игоря, который и имел бы право княжить в «матери городов русских».

Внешняя политика

Но сперва Рюрик заключил мир с Аскольдом и Диром, чтобы обезопасить свои южные рубежи и уберечь народ от регулярных набегов. Но люди эти, как говорят, было ненадежными партнерами и мир установился ненадолго. В 866 году, киевское войско под начало Аскольда выступило на север, как раз на те земли, что издревле принадлежали Новгороду. Длился его поход долгих четыре года. После чего, Рюрик наголову разбил противника.

Однако и тут имеется целый ряд удивительных странностей. Во-первых, никто не пошел захватывать Киев после победы. Была просто назначена дань. Во-вторых, не был наказан Аскольд, так и оставшийся на киевском престоле. В-третьих, начиная с 873 года, Рюрик направил все свои силы на то, чтобы заключить мир с западными странами, против Киева. И это после окончательной и разгромной победы? Все может быть.

Причины смерти Рюрика

Ни один из планов по захвату Киева и открытия прохода до Византии и в Константинополь, у первого князя новгородского не удался. Датой смерти Рюрика считается 879 год, после чего он передал власть Олегу, прозванному Вещим. Его собственный сын Игорь был слишком мал на тот момент, а сам новый правитель, по всей видимости, приходился мужем его супруги. Существует несколько версий, как именно умер легендарный первый Рюрик на Руси. Некоторые из этих рассказов похожи на правду, а многие и чрезмерно фантастичны. Давайте остановимся всего на двух, самых известных и более всего вероятных вариантах.

Многие говорили, что умер Рюрик своей смертью от старости в основной им Ладоге. Но имеется версия, что его специально заманили в леса на тайные тропы, где и убили подло сторонники и родственники уничтоженного им Вадима Хороброго (Храброго). Поговаривают, что выманивала из палат молодая женщина, но все это сегодня абсолютно недоказуемо. Кроме всего, находясь на смертном одре и передавая бразды правления, он якобы рассказал Олегу об отравленном кинжале и девушке-изменнице.

Согласно другим, более поздним записям, отчего они и не могут считаться полностью достоверными, погиб князь Рюрик, как настоящий герой, сражаясь. Будто бы битва под речкой Лугой разыгралась не на шутку, тогда и был он ранен копьем, после чего вскоре умер и был похоронен в яме, засыпанный камнями, так как дело происходил глубокой осенью и земля замерзла. Многие считают, что вместе с ним замерзли там и двенадцать его верных дружинников, которые не могли бросить тело правителя. Похоронен он якобы был на другом берегу Луги спустя полгода, когда снова наступило лето. Говорят, что в могиле имеется и клад.

Неизгладимый след в истории

Образ Рюрика не мог остаться без внимания, так как этого человека и правда можно считать основателем русской государственности в общем. В 2008 году на экраны вышел фильм «Сага о викингах» в которых он был выставлен в качестве настоящего героя-завоевателя. Он также прекрасно описан в романе Галины Петреченко «Рюрик», а книга Сергея Коропа «Русь. Легенда о Рюрике» освещает образ князя в полупуцблицистическом стиле.

В романе знаменитого Ильи Бояшова под названием «Конунг» он выставлен в качестве норвежского ярла Рюрика и даже упоминается приключенческих романах Марии Семеновой о викингах. Осенним утром в сентябре 2015 года, в поселке Старая Ладога, по преданию основанным именно древним князем, был открыт памятник Рюрику и Олегу Вещему. Первый там изображен, как грамотный человек, держащий свитки летописи, а второй как мужественный воин в железных доспехах, со щитом и мечом.