Вопрос 13. Понятие политического режима. Тоталитарный политический режим

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов). Политика является «полем» взаимодействия человека и государства.

Политический режим – это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти (или - это цели и правила политического взаимодействия). К структурным элементам политического режима также относятся:

· ценности (жизненно важные, желаемые цели и события);

· нормы (правила, на основе которых организуется жизнь государства, взаимодействие граждан). При этом нормы могут быть обычными (формироваться постепенно, как бы сами собой по мере накопления политического и исторического опыта и передаваться от поколения к поколению) и легальными (специально установленными государством и зафиксированными в официальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);

Тоталитарный политический режим.

Большим разнообразием в подходах отличается классификация видов антидемократических режимов. Среди отдельных самостоятельных видов антидемократических режимов современности авторы выделяют такие, как авторитарный, тоталитарный, расистский, фашистский (при этом указывается, что фашизм - это крайняя, наиболее опасная форма авторитарного режима), террористический, элитарный, охлократический, автократический, режим рабоче-крестьянской диктатуры и т.д. На наш взгляд, все это многообразие можно свести к двум его основным видам – авторитаризму и тоталитаризму. Все остальные будут производными либо от тоталитарного режима, либо от авторитарного, и выступать как из разновидности (типы, формы). Между тоталитаризмом и авторитаризмом, несомненно, много общего, но в то же время есть и существенные различия, что позволяет нам рассматривать их именно как два существенно различающихся друг от друга вида антидемократического режима. Основные различия между ними можно свести к следующему :

· авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства, или, по крайней мере, без его поддержки и согласия; тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс (именно поэтому тоталитаризм зачастую называют «диктатурой массовых движений»);

· при авторитаризме государство и гражданское общество разделены, государство не очень интенсивно вмешивается в жизнь гражданского общества, хотя и держит его под жестким контролем; гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство. При тоталитаризме гражданское общество целенаправленно этатизируется (огосударствляется);

· при авторитаризме политическая власть, предоставляя человеку определенные возможности самореализации в гражданском обществе, препятствует активной самостоятельной политической деятельности граждан, вследствие чего для авторитаризма характерен политический абсентеизм. При тоталитаризме, вследствие предельной политизации и идеологизации всей жизнедеятельности людей, они не могут оставаться в стороне от политической жизни, да и сам политический режим перманентно пытается держать людей в состоянии политической напряженности; политический абсентеизм не только не приветствуется, как при авторитаризме, но и рассматривается как большое зло, как проявление нелояльности режиму.

· при авторитаризме между политическим лидером и народом существует непреодолимая дистанция: узурпатор и народ. Тоталитарный же вождь и народ – неразрывная органическая целостность, тоталитарный вождь, как правило, любимец толпы, массы; культ вождя – характернейшая черта тоталитаризма.

Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). Впервые он был введен в употребление окружением Муссолини и употреблялся итальянскими либералами (Д. Амендола и П. Габетти) для обозначения фашистской диктатуры, установленной в Италии осенью 1922 года. Окончательно понятие «тоталитаризм» вошло в широкий политический лексикон после речи Муссолини 22 июля 1925 г., в которой он прославлял «тоталитарное государство». После утверждения гитлеровских порядков в Германии идея тоталитарного государства получила свое дальнейшее развитие в работах таких гитлеровских теоретиков, как К. Шмитт, Э. Форстхофф, Х. Циглер, А. Мюллер и др. В настоящее время термин «тоталитаризм» используется для обозначения одного из видов антидемократического режима, как антипод правового государства.

На сегодняшний день в отечественных гуманитарных науках существует множество определений понятия «тоталитаризм», зависящих как от объективных свойств самого предмета исследования, так и от точки зрения наблюдателя. Из всех имеющихся научных определений тоталитаризма, на наш взгляд, наиболее удачным и содержательным является определение известного российского политолога профессора В.Ф. Халипова. В соответствии с ним: “тоталитаризм – политический режим, система государственной власти, характеризующаяся прямым насилием в процессе управления обществом, отсутствием политического плюрализма, демократических свобод, ограничением политических прав для всего населения”. Это определение и будет использоваться нами как базовое и в дальнейшем, при анализе проблемы “тоталитаризм как политико-правовое явление”, мы будем исходить именно из него.

Основными типами тоталитаризма являются фашистский (правый) и коммунистический (левый).

Основными признаками тоталитаризма , которые, пусть и в неодинаковой мере, но обязательно, присутствуют в любом варианте тоталитарного режима, независимо от его типа и формы, являются следующие:



1. монополия одной партии на власть; отсутствие политического плюрализма; недопущение фракционности внутри правящей (тоталитарной) партии; запрещение деятельности каких-либо партий, кроме той, которая находится у власти. Тоталитарная партия строится по принципу военной организации, со строгой иерархией и соподчиненностью по вертикали ее членов, со своим генералитетом, партийным офицерством и низшим командным составом (партийным унтер-офицерством);

2. слияние высших органов партии и высших органов государственной власти. Лидеры партии становятся одновременно и руководителями государства. Партия превращается в решающий стержневой элемент государственной структуры. Государство выступает в качестве средства реализации партийной программы. Пределов действия политики не существует. Решения, принимаемые на партийных съездах, являются обязательными для государственных органов. Для государственного аппарата характерна чрезвычайная централизация и бюрократизация. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива строго наказывается. Власть формируется на всех уровнях путем назначения сверху. Фактическое упразднение принципа разделения властей. Может действовать представительный государственный орган, но его роль сведена к нулю;

3. господство единственной официальной идеологии (идеологический монизм), которой проникнуты все сферы жизни общества. Отступление от нее расценивается как проявление нелояльности к существующему режиму и жестоко карается. Официальная идеология активно насаждается через СМИ, аппарат пропаганды, навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, нация, раса, класс, клан). Независимая пресса отсутствует. Государство обладает монополией на информацию, СМИ. Официально непризнанные убеждения и инакомыслие преследуются. Идеологический плюрализм не допускается. Существует жесткая цензура. Тоталитарная идеология выступает как мессианская (национальная, классовая); превращается в некоторое подобие государственной религии с особыми догматами, священными книгами, святыми апостолами, со своими богочеловеками (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.), литургией. Государство представляет собой, чуть ли не систему теократического правления, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем;

4. наличие вождя, харизматического лидера, фактическое положение которого сакрализуется. Вождь объявляется «отцом народа», «спасителем нации», самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающем о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается, вождь вне критики и фактически находится над государством и правом;

5. отсутствие реальных прав и свобод населения, хотя формально они и могут провозглашаться, как это имело место, например, в Конституции СССР 1936 г.;

6. господство одной, государственной, формы собственности. Государство стремится к ограничению, а в идеале и полному устранению, частной собственности, рыночных отношений, конкуренции. Наличие жестко централизованной, планируемой сверху экономики, основывающейся на приказах, применении принудительных мер (трудовая повинность, продразверстка, широкое применение труда репрессированных). Экономика носит мобилизационный характер, подчинена выполнению глобальных задач (победа в войне, индустриализации, восстановлению разрушенного народного хозяйства и т.п.) за счет благосостояния рядовых граждан. Этатизация хозяйственной жизни;

7. массовая поддержка населением тоталитарного режима;

8. стремление режима к полному (тотальному) контролю над обществом и отдельной личностью;

9. всеохватывающая милитаризация общественной жизни, агрессивность во внешней политике. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Агрессия может питаться идеями мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс и армия являются основными опорами тоталитаризма;

10. примат государства над правом; нарушение законности; ликвидация правовых начал в общественной жизни. Понятие права размыто (это и воля фюрера и революционное правосознание); сама политика возводится в ранг права. Право рассматривается только как средство политики государства и партии. Принимаемые законы направлены на оправдание царящего в обществе беззакония, правового беспредела. Независимое демократическое правосудие фактически отсутствует. Место правосудия занимают репрессии, проводимые как в судебном, так и во внесудебном, более упрощенном, порядке. Место правопорядка занимает произвол. В качестве базового «правового» принципа господствует принцип «разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено»;

11. система физического и психологического террора. Террор носит не узконаправленный, узколичный, а именно массовый характер. Он направлен не только против политических противников, политической оппозиции, а, прежде всего, против народа в целом. Террор является формой утверждения тоталитарного господства. Террор распыляет все социальные группы, превращает общество в бесструктурную массу разрозненных индивидов. Террор проводится государством систематически, легально, организованно и непрерывно. Физический террор и страх, используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников (различного рода «врагов народа», «диверсантов», «вредителей», «изменников Родины» и т.д., на происки которых власть списывает свои ошибки, экономические беды, обнищание населения), но и как нормальный, повседневно используемый инструмент управления массами. Объектом террора может стать практически любой человек, независимо от его заслуг, наград, занимаемой должности. Насилие и террор имеют не только сугубо физическое, но также и интеллектуальное и духовное измерения, материализующиеся в деятельности широкомасштабного пропагандистского аппарата.

Степень проявления обозначенных нами основных признаков тоталитаризма в тех или иных странах, которые мы с полным правом можем отнести к разряду тоталитарных, может быть различной. Так, например, Ю. Игрицкий считает, что гитлеровская Германия не знала полного (тотального) огосударствления экономики, как это было, скажем, в СССР. Однако, оттого, что одни признаки в одних странах проявляются сильнее, а в других – слабее, государства с тоталитарными политическими режимами не теряют своей тоталитарной сути. Кроме того, в них обязательно присутствует и главный критерий тоталитарности, выделенный А.П. Бутенко, это – положение человека в обществе, общее состояние прав и свобод граждан в обществе: «Тоталитаризм налицо там и тогда, где и когда личность, индивид, гражданин, все сферы его жизни и деятельности оказываются под тотальным контролем, где индивид – марионетка власть имущих».

Политические режимы и право.

В зависимости от типа политического режима, существующего в том или ином отдельно взятом обществе, существуют различные модели взаимодействия права и государства:

1. для тоталитарных политических режимов (и соответственно – тоталитарных политических систем) характерны следующие особенности взаимодействия права и государства: как уже указывалось выше – это примат государства над правом; нарушение законности; ликвидация правовых начал в общественной жизни.

2. для демократических правовых режимов (и правовых государств) характерно: источником права является личность; признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность изначальных, неотъемлимых от его существования (естественных) прав, и государство, политическая система должны быть построены в соответствии с этими правами и для их защиты. Уважение в обществе к закону, рассмотрение его как основного, доминирующего фактора упорядочения общественных отношений и имеющего своей основой прежде всего более высокий уровень законотворчества, и служащего следствием компетенции законодателей, и максимального учета последствий того или иного акта, и широкого предварительного обсуждения юридических и политических нововведений, и стабильности правовой системы, и законопослушности граждан, понимающих и стремящихся действовать в рамках закона. Именно легальность обеспечивает легитимность политического режима и политической системы (то есть признание населением). Легальность – это нормативность, выражающая в способности оперировать и ограничиваться законами. Именно право является наиболее эффективным механизмом осуществления политической власти. Власть действует только в рамках закона. «Не право нуждается в санкции закона, а государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве» (Н.А. Бердяев). «Диктатура закона» (В. Путин). Закон должен господствовать в обществе. В этом смысле закон сильнее власти. Там, где кончаются законы, начинается произвол, самоуправство. Право – это мощный антитоталитарный фактор. Еще древние римляне заявляли: «Пусть рухнет мир, но восторжествует закон»; «Закон – единственный Бог, которому все обязаны поклоняться»; «Надо быть рабами законов, чтобы стать свободными»; «Государством должен править закон».

В современной литературе указываются три возможных модели во взаимоотношения государства и права: авторитарная, тоталитарная (государство выше права и им не связано); либеральная (право выше государства); прагматическая (государство создает право, но связано им). Третья модель ближе к нынешним российским реалиям.

План работы

Введение 2

Понятие государственно-политического режима 3

Типология политических режимов 5

Тоталитарный режим (тоталитаризм) 6

Исторические предпосылки тоталитаризма 6

Характерные признаки тоталитаризма 8

Заключение 12

Используемая литература 13 Введение

Сегодня человечество существует в эпоху провозглашенного плюрализма, многообразия мнений, мировоззрений. Свобода совести, гласность и демократия стали идолами современности. Однако вместе с этими, несомненно, достойными ценностями пришло поклонение многому тому, созидательность чего весьма сомнительна. Западные ценности, западный менталитет давно и стремительно распространяются по всему миру, меняя облики стран и континентов. Внося положительные достижения цивилизации, успехи в построении материальной стороны жизни, блеска и комфорта, они несут далеко неоднозначные ценности для внутреннего мира человека, а значит, и для самого общества. Ибо весь опыт человечества доказывает ту банальную истину, что из несовершенных людей нельзя создать совершенно общество. Многочисленные попытки «механических» построений не дали положительного результата. Провозглашенные идеи о правовом государстве, разделении властей, и прочие попытки построения на основе формальной, внешней законности, не явились панацеей от катастрофических потрясений. Можно сказать, что они, собственно говоря, и не заявляли себя таковыми, не претендовали на решение всех проблем, однако это будет не всей правдой. На построение нового рая, несомненно, выдвигали притязания западные ценности, в которые идеи либерализма и демократии входят как фетиши. ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития. В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн. Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно. Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть? Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная политическая наука не дает.

Понятие государственно-политического режима

Появившись в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.

Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) - испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства) , так и в широком своем понимании (вся функциональная характеристика политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти).

Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

  • степень участия народа в формировании политической власти;
  • гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
  • степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
  • характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
  • положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
  • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

Политический режим является важным, активно функционирующим институтом политической системы, с помощью которого осуществляется государственная власть. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

Типология политических режимов.

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально классовую структуру, но и сам определяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующего государства.

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

В современном мире политические режимы также не однотипны. Проблематично сравнить, например, монархические режимы европейских стран (Великобритания, Испания, Швеция) и республиканские режимы в арабских государствах (Иран, Ирак и др.). Существенно различаются политические режимы и в социалистических странах Азии (КНДР и Китай).

Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. Так, природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т. д.

Нравственная природа авторитарного режима - это, наоборот, навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений. Авторитарное, а особенно тоталитарное, государство активно и прямо вторгается в непринадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или же коренная смена политических режимов осуществляется либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.

Тоталитарный режим (тоталитаризм).

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный; лат. totalitas - цельность, полнота) - политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм (в частности, нацизм), сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма.

Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможны не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов (как пример - Петр Великий и Людовик ХIV были могущественными правителями – деспотами, но примитивность средств коммуникации, неразвитость социальной инфраструктуры предопределяли их власть не настолько эффективной и всепроникающей, чтобы можно было ее назвать тотальной). Первые тоталитарные режимы были сформированы после Первой мировой войны (1914-1918) в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).

Исторические предпосылки тоталитаризма. Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного, едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и др., отвергая конфуцианство, выступили с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни, в том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установление круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т. п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.

Близкий к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. Свое идеальное государство в своих диалогах - «Полития», «Законы»- Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждение коллективистских начал и единомыслия в быту (провозглашение права собственности государства не только на землю и дома, но и жен и детей граждан); государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия; политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти.

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима большинству из современных стран неприемлема, но в каком общественном строе лучше жить, понятнее после изучения Платона. Либеральные демократы, философы Б. Рассел, К. Поппер в целом пришли к заключению, что именно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.

Осмысление тоталитарного режима осуществили немецкие мыслители XIX в.: Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Ницше, О. Шпенглер и некоторые другие авторы. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Политическое значение ему впервые придали руководители и идеологи фашистского движения в Италии. В начале 1920-х г. Бенито Муссолини пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.

Западная концепция тоталитаризма, созданная усилиями его критиков, складывалась на основе анализа политических режимов в фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и СССР в годы сталинизма. После Второй мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы, некоторых государств «третьего мира».

Этот далеко неполный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в различных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Характерные признаки тоталитаризма . Единого подхода в этом вопросе нет. Российский историк и политолог В. В. Ильин предлагает набор из шести признаков тоталитаризма, Ю. Борисов и А. Голубев выделяют лишь два комплексных признака.

Западные политологи К. Фридрих и 3. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» также выделяют шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:

  1. всеобщая государственная идеология;
  2. одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, т. е. исключительно одаренным и наделенным особым даром;
  3. монополия государства на средства массовой информации;
  4. монополия государства на все средства вооружения;
  5. особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;
  6. жестко централизованный контроль над экономикой.

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качество всеобщности и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») в тоталитарные. Тоталитаризм в названных странах утверждался, однако, не в силу лишь желания правителей, но и в силу исторических объективных обстоятельств, требовавших мобилизации и концентрации усилий всего населения. Именно так и было, хотя и всякий раз по-своему, во всех названных государствах.

Прежде всего необходимо указать на «идейный абсолютизм» тоталитарной власти. С ним связано, во-первых, распространение в странах мессианской моноидеологии - социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамена режимов широкие массы. Во-вторых, отметим духовную подготовку населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли за границы официальной идеологии преследовались.

Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждения гитлеровского и сталинского политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку народами этих стран.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его ведущая политическая партия. Только одна партия имеет в тоталитарном обществе пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит необязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией; партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.

Правящая партия и государственная власть находятся под руководством одного человека (вождя), который настолько полно отождествляется с общей доктриной и судьбой государства, что, пока он стоит у власти, вокруг него создается культ личности. Так, фашистской Италией руководил Муссолини, нацистской Германией правил Гитлер, Сталин был бесспорным руководителем Советского Союза в течение длительного периода, а Мао Цзэдун являлся единственным официальным руководителем Китайской Народной Республики со времени ее учреждения.

Партийные функционеры также получают крупные посты в бюрократической системе и обеспечивают приверженность масс идеологическим догмам на всех общественных уровнях.

Специфическими чертами тоталитарного режима являются организованный террор и тотальный контроль, применяемые, чтобы обеспечить приверженность масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применение пыток.

На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т. п.

Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Для тоталитарных режимов характерны монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечивается политическая мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.

Жесткий централизованный контроль над экономикой также является важной чертой тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тотальный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Структурно тоталитарный политический режим можно представить в виде схемы:


Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации своих идеологических доктрин и корыстных экономических интересов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим (Германия, Италия, Испания и др.) системам, либо к социалистической демократии (Китай и др.). КНР в 1980 г. отошла от маоистской теории и практики социализма и сегодня добилась устойчивого развития смешанной экономики и управляемого государством рынка, достаточного уровня жизни для всех своих граждан.


Заключение

Низкий уровень общественного сознания при высоких темпах развития капиталистических отношений может привести к установлению тоталитаризма. Однако тоталитаризм - тупиковый вариант развития, со временем разлагающийся изнутри, который приводит либо к катастрофе, например разгрома в войне, либо, по мере развития общественного сознания, к переходу в сторону демократии через авторитаризм.

Истоки тоталитаризма «таятся» в природе человека, в сущности его внутреннего мира. Даже сегодня человечество имеет достаточно широкое распространение этого явления – только в более мелких масштабах: в виде религиозных, так и называемых, тоталитарных сект.

И пока суть человеческая не изменится в достаточной степени, в ходе продолжающейся эволюции, тоталитарные тенденции вновь и вновь будут угрожать обществу. Будут появляться классы, слои, элиты, «группировки», стремящиеся узурпировать власть – со старыми, как мир, целями – для удовлетворения корысти и честолюбия.

Человечество, кажется, наверное, даже неизбежно, должно переболеть этой болезнью. Этой искаженной, извращенной формой здоровья, такого, когда достигается единство при многообразии и свободе воли.

Однако история имеет свойство повторяться, и, как и раньше, к установлению новых тоталитарных, или авторитарных режимов, будут использованы все те же предлоги – необходимость наведения порядка.

И так, по кругу, как говорил еще Платон, общество рискует вновь вернутся к отправной точке.


Используемая литература

  1. Вятр Е. Лекции по политологии. Т.1. Типология политических режимов. – М.: Инфра-М, 2001
  1. Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. М.: Новости, 1991
  1. Семыкина Т. В. Политические режимы. //Методические рекомендации. //М. , 1994
  1. Талмон Дж. Л. Истоки тоталитарной демократии / Тоталитаризм: что это такое (исследования зарубежных политологов). Сборник статей, обзоров, рефератов, переводов. - М.: ИНИОН, 1993. - Ч. 1
  1. Шилобод Михаил Исидорович. ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Тоталитаризм.html
  1. http://www..html
  1. http://www.tspu.tula.ru/res/other/politolog/lec7.html
  1. http://5ka.ru/64/32062/1.html

Вятр Е. Лекции по политологии. Т.1. Типология политических режимов. – М.: Инфра-М, 2001. – С. 58

Политический институт - устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе - http://www.emc.komi.com/02/15/126.htm

Крайняя форма авторитарного режима - тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).

Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.

Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых государств «третьего мира».

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:

всеобщая государственная идеология;

одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;

монополия государства на средства массовой информации;

монополия государства на все средства вооружения;

особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;

жестко централизованный контроль над экономикой.

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего - в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;

господство репрессивных аппаратов;

упразднение представительных органов власти;

монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.

Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии.

Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.

Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С ним связано во первых, распространение в таких странах мессианской моноидеологии - социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждения гитлеровского и сталинского политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку с народами этих стран.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией, партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.

Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.

На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т.п.

Массовое истребление целых групп населения во время Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Для тоталитарных режимов характерна монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.

Жесткий централизованный контроль над экономикой - важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

Задача историков и политологов объяснить, не фальсифицируя действительность, феномен леворадикального тоталитаризма, не только поднявшего две мировые державы, но и на десятилетия сковавшего мир страхом ракетно-ядерной катастрофы.

Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах (Россия, Китай и другие), где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.

Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства.

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм - на расово - этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно тому, как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое общество.

Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим системам (Германия, Испания, Италия и др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).

Слово «тоталитаризм» происходит от латинского слова totalis, что означает весь, целый, полный. Сам термин был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20в.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки: стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти практически полное отчуждение общества от политической власти, но оно не осознает этого, т.к. в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни людей, до мотивов поступков людей абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом» формирование «государственной власти» бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа доминирующим методом управления является насилие, принуждение, террор господство одной партии, фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил декларативность, формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализации крупная собственность (общинная, монополистическая, государственная), выступающая в качестве экономической основы наличие одной официальной идеологии, фактически устранение плюрализма централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества отсутствие правовой государственности и гражданского общества произвол государственной власти, её осуществление без учета мнений большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия.

Данный режим характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Еще по теме 45. Тоталитарный политический режим: понятие, признаки.:

  1. 33 Тоталитарное государство, тоталитарный политический режим

Тоталитарный режим характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Понятие «тоталитаризм» означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его с политической лексикой. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии с 1933 г.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность. К ним относятся следующие.

Высокая концентрация власти, гипертрофия руководящего аппарата, ее проникновение во все сферы жизни общества. В тоталитарном сознании проблемы "власть и общество" не существует:

1.Власть и народ мыслятся как единое, неразделимое целое. Актуальными становятся совсем другие проблемы, а именно: власть и народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ - против враждебного внешнего окружения. Как это ни парадоксально, но в условиях тоталитаризма народ, реально отрешенный от власти, верит, что власть выражает его интересы глубже и полнее, чем он сам смог бы это сделать.

2.Для тоталитарных режимов характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер. Сеть партийных ячеек этой партии пронизывает все производственно-организационные структуры общества, направляя их деятельность и осуществляя контроль.

3. Идеологизация всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии - рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и др.), которая оправдывает все средства. Данная идеология включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.), которые отражают силу магических символов.

4. Тоталитаризм характеризуется монополией власти на информацию, полным контролем за средствами массовой информации. Вся информация имеет одностороннюю направленность - прославление существующего строя, его достижений. С помощью средств массово информации решается задача подъема энтузиазма масс для выполнения целей, которые ставит тоталитарный режим.

5. Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы - армия, полиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти.

6. Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей системами насилия. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходят массовые убийства ни в чем неповинных людей. В тоталитарном обществе действует тщательно разработанный репрессивный аппарат. С его помощью насаждаются страх за личную судьбу и членов семьи, подозрительность и доноси, поощряются анонимки. Делается все для того, чтобы в стране не возникало инакомыслия и оппозиции. С помощью силовых и карательных Органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

7. Как общее для всех тоталитарных режимов следует, отметить, что они функционируют в соответствии с принципом запрещено все, кроме того, что «приказано властью». Руководствуясь этим принципом, общество осуществляло воспитание человека. Тоталитаризму нужна в высшей мере скромная личность, скромная во всем: в желаниях, в одежде, поведении. Культивируется стремление не выделяться, быть как все. Подавляется появление индивидуальности, оригинальности в суждениях; широкое распространение получают доносительство, угодничество, лицемерие.

Таковы основные общие черты тоталитарных политических режимов, что и дает основание для объединения их в одну группу.

Изучение общих черт тоталитарных политических режимов и особенностей, различных их форм, несомненно, делает более доступным понимание условий и путей возникновения тоталитарных режимов, принесших столько горя человечеству. Тоталитарные режимы существенно затормозили прогресс экономического и социального развития в странах, где эти режимы были господствующими. Изучение данного вопроса привлекало многих выдающихся ученых - политологов, экономистов, историков, психологов, социологов и др. В развитие его большой вклад внесли работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944 г.), X Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951 г.), К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тотальная диктатура и демократия», Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1958 г.) и др. Практически все исследователи приходят к выводу, что предпосылки тоталитаризма многообразны и проистекают из разных сфер общественной жизни: хозяйственной, политической, социальной. В их основе - мировоззренческие предпосылки и психологические факторы. И что особенно важно, в каждой из стран, в которых возник тоталитарный политический режим, наряду с общими предпосылками (характерными для всех тоталитарных стран), имелись и свои, специфические, характерные лишь для данной страны