Лекция 3. Социальное управление как особый вид управленческой

деятельности.


1. Понятие социального управления.

Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:

Процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами , что является областью изучения преимущественно технических наук;

Процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

Процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением , что относится преимущественно к области социальных наук.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ? В настоящее время на этот вопрос вряд ли можно получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя, его профессии и научных интересов.

1. С позиции классического менеджмента, « управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цель (цели) организации».

2. С позиции системного анализа, управление – это наука и искусство принятия решений. «Процесс управления – это последовательное осуществление выработки и принятия решений, организации выполнения принятых решений, координации хода работы по выполнению принятого решения, контроля за ходом выполнения принятого решения».

3. С позиции кибернетики, управление – это процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние.

4. С позиции правоведения , управление – это государственное правовое регулирование с помощью законов.

5. С позиции политологии управление – это управление обществом, страной, государством. Заметим, что слово «политика» означало в древнегреческом языке «искусство управлять гражданами, государством. Родственным ему было слово «полис», означавшее город-государство.

6. Ф.Тейлор - основатель школы научного управления, определял управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом».

7. Питер Дракер, которого считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, предлагает такое определение: «Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».


В «Социологическом энциклопедическом словаре» социальное управление определяется как один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов».
Несмотря на различие трактовок социального управления (правления), в них есть одна общая особенность : каждая из них предполагает добровольное или насильственное подчинение человека неким внешним факторам, будь то бог, царь, законы или обычаи. Указанные внешние факторы относятся к разряду так называемых «социальных фактов» (по Э.Дюркгейму),

Социальное управление (широкое) - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем».

Социальное управление (узкое) - это вид интеллектуальной человеческой деятельности, связанный с выявлением и решением проблем социальной организации, благодаря чему обеспечивается ее продолжительное существование как социальной целостности и достижение ее целей».

В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством – control (direction); управлять страной – rule; управлять делами – manage; управлять машиной – operate, run; управлять автомобилем – drive; управлять оркестром – conduct; руководить – govern и т.д. В отличии от менеджмента (management),связанного с с управлением фирмой,социальное управление (social administration,public administration) обычно связывают с управлением социальной системой,под которой понимается «сложноорганизованное упорядоченное целое,включающее отдельных индивидов и социальные общности,объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями»/ /. Часто вместо слова «управление» используются в качестве слов-заменителей: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организовывание, оперирование, упорядочение, контролирование.

В России понятие «управление» применяется и ко многим другим объектам управления (управление финансами, маркетингом, персоналом, ресурсами, инвестициями, инновациями, качеством, здоровьем, окружающей средой и т.п.).

В научной литературе принято различать следующие понятия: управление и административная система и менеджмент. Эти понятия 6yдут рассматриваться как находящиеся в следующей зависимо друг от друга (рис. 1):

УПРАВЛЕНИЕ

Менеджмент

Административная система

Рис. 1 Соотношение понятий "управление", "административная система " и "менеджмент "

Административная система - это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в нерыночном обществе.

Менеджмент - это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в рыночном обществе.

Управленческая деятельность существует в двух направлениях:

Как управление производством;

Так и управление государством.

Социальное управление имеет множественные применения. Оно используется для: обеспечения устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества. Несмотря на разнообразие применений, можно условно выделить два основных направления: как средство выживания социальных организаций и как средство решения сложных социальных проблем.

2. Особенности социального управления.

1. Социальное управление (или, просто, управление), в отличии от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, управление является неотъемлемым атрибутом любой социальной организации, обеспечивающим ее существование. Примерами социальных организаций являются семьи, первобытные общины, поселения, города, нации, фирмы, партии, общества (цивилизации), мировые сообщества, человечество в целом.

2. Управленческая деятельность – вид социальной деятельности, присущий всем другим видам, т.к. все виды деятельности нуждаются в управлении.

3. Наличие двух осей – управляющая и управляемая подсистемы; Управление в обществе это всегда воздействие одних субъектов на другие, с целью побуждения их к деятельности.

4. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

5.Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей

6. Управление субъективное;

7. Целенаправленное, сознательное воздействие на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе реализации стоящих перед обществом целей и задач;

8. Система социального управления включает разных специалистов, объединенных в органах управления; исполь­зует целую совокупность методик управления , в том числе и совокупность средств поддержки принятия решений в виде вычислительной и организационной техни­ки; использует различные виды экономической, социальной, политической, организационной и другой информации, которая по­зволяет установить взаимосвязь; между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

9. Основными механизмами социального управления являются: взаимодействие и воздействие. Взаимодействие - процесс воздействия различных объектов друг на друга, определяющий взаимную связь и обусловленность, характер изменений их состояния. В результате процесса взаимодействия происходит объединение отдельных элементов в систему, формирование ее целостности. Взаимодействие служит основополагающим понятием теории социального управления при анализе системообразующих типов связей, определении содержания и направленности управленческого воздействия.

Социальное взаимодействие - процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов. Чтобы данная социальная система сохраняла свое существование, взаимодействие интересов должно быть устойчивым. Содержательно социальное взаимодействие выступает как обмен деятельностью. При этом социальные образования могут выступать объектами взаимных интересов как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае выбор индивидами, социальными группами или общностями обусловлен непосредственно их качествами; во втором - содержанием и результатами их деятельности как средствами реализации своих потребностей. Социальное взаимодействие носит противоречивый характер ввиду различий в направленности особых интересов индивидов, социальных групп и общностей. Социальное управление, регулируя их положение в системе социальных отношений, обеспечивает разрешение противоречий в процессе социального взаимодействия, в результате достигаются согласование особых интересов отдельных социальных образований, удовлетворение потребностей, развитие социальных качеств.

Управленческое воздействие - действие, вызывающее изменение состояния (параметров, свойств) объекта (системы) управления. Социальное управленческое воздействие связано с изменением содержания и реализацией интересов и потребностей социальных объектов (общностей, социальных групп, индивидов), имеет целью регулирование поведения, направленности деятельности социального объекта.10. В этом отражается фундаментальная закономерность всех социальных процессов: чтобы быть реализованным, любой из них должен
«очеловечиться», то есть воплотиться в действиях конкретных людей.

11.Возникнув в рамках социальной организации , управление уже давно стало самостоятельным институтом и используется не только как средство выживания организации, но и для решения сложных социальных проблем.

12.Управление – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает. В течение всего ХХ века мы сталкиваемся с попытками его рационализации и «онаучивания».

13. Система управления, в которой реализуются функции управления, включает: специалистов, объединенных в органы управления; организационную и вычислительную технику, связи между органами управления, используемый комплекс методов управления, связи объекта с внешней средой, потоки управленческой информации, материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных целей и т. п. В нее входят также и социальные организации, органы которых в процессе управленческой и организационной деятельности принимают управленческие решения, организуют контроль за их исполнением и постоянно совершенствуют этот процесс, осуществляя обратную связь.

14. Уровни социального управления:

1) Государственное управление – главная функция это регламентация деятельности объектов управления, разработка норм, основополагающих направлений регулирования отношений в обществе. Управление осуществляется по следующим направлениям:

Внутренние экономические и социальные процессы;

Охрана правопорядка внутри государства;

Обеспечение безопасности;

Выработка основных принципов и направлений в социальной политике.

2) Муниципальное управление. Субъекты – организации, службы, контролирующие деятельность исполнителей.

3) Менеджмент. Связан с организацией производства, осуществление деятельности с целью получения прибыли.

Иными словами, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества : политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ.

Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.

3. Объект и субъект социального управления.
Субъект социального управления – это источник воздействия, управляющая система или носители реальной публичной власти, организационно оформленные общности людей, наделенные функциями, полномочиями, правами и ответственностью по осуществлению управленческого воздействия. Субъекты управления составляют в совокупности аппарат управления.

Это муниципальные органы, государственный органы и организации, общественные организации; индивиды, способные вырабатывать программную деятельность и реализовывать данную способность; должностные лица, организации и социальные институты, которые занимаются разработкой решений, направленных на реализацию основных направлений социальной политики и организацией управляемых субъектов в целях осуществления принятых решений.

В конечном счете, управленческие решения фактически принимают реальные личности, которые облечены соответствующей властью, предполагающей ответственность. К субъекту управления предъявляются повышенные требования: компетентность, наличие именно управленческого склада ума, который, с одной стороны, готовится всей системой воспитательных и образовательных средств, а с другой - предполагает и природную одаренность. Необходимым условием принятия субъектом эффективного управленческого решения и осуществления разумного контроля за его исполнением является, как уже говорилось, высокое качество информации, ее полнота, своевременность и оперативность, а также переработки. Все это предполагает глубокие и всесторонние знания субъектом существенных свойств, состояний, тенденций движения управляемого им объекта, а также условий его существования. В этом и заключается компетентность управляющего органа или лица.

Задача субъекта социального управления состоит в согласовании, гармонизации интересов отдельных общностей, социальных групп, индивидов в процессе жизнедеятельности общества, реализации их целей.

Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий . Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры , стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты , видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов , считая, что главное в менеджменте и бизнесе - соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом.

В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы , ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор - это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом.

Объект социального управления - управляемая социальная система, элементами которой являются общества, социальные группы, взаимодействующие между собой по поводу реализации общих и особых интересов. Это деятельность, поведение человека и социальных групп (люди (персонально), организации, территориальные общности, социальные, этнические и другие группы). Например, мы можем управлять исполнителями, отделами и службами, целыми подразделениями организации. Мы можем также управлять технологическим процессом, финансовыми потоками, потоками информации и т. д.

Объектами же управления выступают такие элементы как социальные отношения, социальные процессы, социальные организации, ресурсы и сам человек.

Главным объектом социального управления являются общественные процессы.

Общественным процессам можно дать следующую классификацию:

По формам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая и др.)

По общественному содержанию, вызванные по различным аномалиям (эпидемии, землетрясения и т. д.).

По характеру: массовый, системный, эпизодический.

По направлению развития общественных связей (конструктивные, деструктивные).

По уровню организации общества (личностные, внутригрупповые и т.д.)

Ещё одним компонентом объекта управления являются ресурсы, которые представляют собой запасы, источники, средства чего-либо, используемые при необходимости, а также представляют собой предельную роль определённого средства.

Кроме понятия «ресурсы» используют тождественные понятия «резервы» и «потенциал».

Социальные ресурсы представляют собой творческий потенциал личностей, социальных групп, организаций, их возможностей, творческой энергии.

Социальные ресурсы являются основой всех ресурсов. Поэтому перед социальным управлением стоит задача более продуктивно использовать социальные ресурсы для эффективного достижения поставленных целей.

В связи с этим социальные ресурсы можно разделить на такие ресурсы: - мотивационные; интеллектуальные; информационные; коммуникативные; социально-психологические; соревновательные; демографические; социально-экологические; деятельностные; инновационные; стратегические; кадровые; организационные; управленческие; научные.

Социальные ресурсы имеют ряд своих особенностей: они практически неисчерпаемы; целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению, обладают многообразием и взаимозаменяемостью.

Следует заметить, что объекты социального управления являются и субъектами управления. После своего создания они сами оказывают большое влияние на развитие общественных процессов, использование ресурсов. Например, социальные организации создаются и проектируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказывают обратное влияние на объект управления.


4. Модели социального управления.

Под "моделью управления" следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления , стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия её элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.

Три модели социального управления: субординация, координация, реординация

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления.

Отношения субординации – это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом. субординация (от лат.- сопдчинение) Такая модель соц. управления при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов явл. ведущим, определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинения. Такая модель в основном применима гос.службе, гос.органа. Она сущ-ет опред. период времени. Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне – между руководителями и исполнителями. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства. Субординация вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимосвязи с особыми интересами посредством определенной соподчиненности. То есть вышестоящие субъекты управления задают цели нижестоящим, которые призваны реализовывать их с учетом своего индивидуального интереса. Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается по цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственный органов управления. Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных. Однако чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности , недоиспользованию их творческого потенциала.

Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Такая модель управления при кот.осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равноликостью. Пример: взаимоот.людей в составе семьи - > взаимоот.семей в составе наций. Отношения координации – это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов – в экономической сфере; общественных организаций – в политической сфере. Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы.

Реординация – упорядочение снизу вверх. реординация (с лат. - переподчинение) Такая модель соц.управления, при кот. осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.
Управление – это целеполагающее, т.е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которая может быть осуществлена как непосредственно, так и через специально созданные органы и структуры. Процесс управления – это сложная динамическая система неразрывно связанная с информацией и имеющая обратную связь.
Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций (операций):
1) технические операции;
2) коммерческие операции;
3) финансовые операции;
4) страховые операции;
5) учетные операции;
6) административные операции.
Любому управленческому процессу свойственны сле-дующие характерные черты:
1) необходимость создания и функционирования закон-ченной системы;
2) целенаправленное воздействие на систему, ре-зультатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;
3) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;
4) информация как главное связующее звено между участниками управления;
5) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);
6) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.
Социальное управление является одним из видов об-щего управления, представляющего собой воздействие одних людей на других, главным образом с помощью информации в целях упорядочивания социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем. Различают следующие особенности социального управления:
1) управление людьми;
2) действия человека носят сознательный, волевой ха-рактер;
3) высокая степень автономии и самостоятельности управляемых;
4) управление людьми осуществляется сознатель-но;
5) способность к быстрой передаче информации.
По пределам воздействия различают следующие виды управления:
1) управление государством;
2) управление городом;
3) сферой социальной жизни;
4) предприятием;
5) и т.п.
По признаку собственности управление бывает:
1) государственным;
2) муниципальным;
3) частным некоммерческим;
4) частным коммерческим.

Еще по теме 1. Общее понятие управления. Социальное управление. Его особенности и виды.:

  1. 1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы
  2. Тема 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: понятие, сущность и МЕСТО В СИСТЕМЕ социальных отношений
  3. 1.1. понятие и сущность государственного управления в системе социальных отношений
  4. 14.1. Понятие, основные черты и виды методов государственного управления

Социальное управление - один из наиболее сложных видов общего управления. Любая общественно-экономическая форма­ция, являясь совокупностью органически взаимосвязанных эле­ментов и процессов, есть целостная система, в рамках которой осуществляется управление, свойственное обществу на любой ступени его развития.

На различных этапах развития человечества меняются тип, методы и формы управления, его цели, но неизменной остается необходимость управления всеми важнейшими сторонами обще­ственной жизни. Управление - особая функция, возникающая из самой природы общественного процесса труда.

Общество, как и производство, нуждается в том упорядоче­нии, ради которого управление осуществляется. Совокупное выpажение общественных связей не может само по себе автомати­чески обеспечить необходимое взаимодействие между составны­ми элементами общества как целостной системы, бесперебой­ность осуществления всех задач, достижение поставленных це­нен. Отсюда и возникает объективная необходимость в управле­нии, которое по своему основному содержанию сводится к упо­рядочению общественных отношений, регулированию различных сторон и проявлений общественной жизни, объединению усилий людей, налаживанию совместной работы.

Социальное управление, являясь условием нормального функционирования общества и одним из атрибутов общественной жизни, обладает определенными признаками:

есть только там, где имеет место совместная деятельность людей;

Это упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организо­ванный характер;

В качестве основного объекта воздействия подразумевает по­ведение людей и их взаимоотношения;

Осуществляется на началах подчинения участников совмест­ной деятельности единой управляющей воле, из чего выте­кает властность социального управления, которая означает, что субъект управления формирует и реализует господствую­щую волю, а объект подчиняется ей. Следовательно, власть-специфическое средство, обеспечивающее подчинение воли уп­равляемых воле управляющих;

Нуждается в особом механизме реализации, который пред­ставляют субъекты управления (определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих орга­нов управления (общественных или государственных), выпол­няющих определенные функции).

В социальном управлении, как и в управлении в других сферах, следует различать субъект управления, объект управле­ния, содержание управления (цели, задачи, функции), управляю­щий цикл (стадии процесса управления).

Субъектами социального управления являются как отдель­ные лица (управляющие), так и организованные коллективы людей.

Объектом управления является поведение людей.

Цели и задачи социального управления могут быть различ­ными, а функции подлежат систематизации.

Общие функции социального управления:

сбор и обработка (анализ) социальной информации;

Прогнозирование - предвидение изменений в развитии ка­ких-либо событий или процессов на основании полученных данных и достижений науки;

Планирование - определение направлений, целей, задач и ре­зультатов управленческой деятельности, а также способов и средств их достижения;

Организация - формирование системы управления, упорядо­чение управленческих отношений между субъектом и объек­том управления, определение их прав и обязанностей, поряд­ка взаимоотношений, структуры и штатов органов, подбор и расстановка кадров и т.д.;

Регулирование - корректировка повседневной деятельности объектов, оперативное внесение изменений и дополнений в установленные задачи, устранение условий и ситуаций, нару­шающих нормальный ход процесса управления;

Координация - обеспечение согласованности действий всех объектов управления, увязка их функционирования для дос­тижения целей управления;

Контроль - постоянное наблюдение (надзор) за упорядочен­ностью управляемой системы, ее состоянием, соответствием заданным программам;

Законность - обеспечение единообразного подхода к соблюде­нию законов всеми участниками управленческого процесса;

Безопасность - обеспечение безопасности (территориальной, экологической, информационной, энергетической, продоволь­ственной и т.д.) на управляемой территории.

Процесс управления носит циклический характер, осуще­ствляется в определенной последовательности и проходит ряд стадий, основные из которых:

Анализ социальной информации;

Выработка и принятие управленческого решения;

Подбор и расстановка его исполнителей;

Организация исполнения управленческого решения;

Контроль за исполнением решения и подведение итогов.

Субъект управления, объект управления, их взаимосвязи и функции составляют систему социального управления. Управление обществом есть управление людьми. В этом смысле оно является условием нормального функционирования общества, одним из атрибутов общественной жизни. Во всех случаях, ког­да управление рассматривается в качестве общественно необхо­димой социальной категории, его объектами являются поведе­ние людей, их действия, поступки. В общественных связях, подвергаемых управляющему воздействию, активно проявляют себя моля, сознание человека. В силу этого объектом социального управления является волевое поведение людей. Таким образом, волевой характер социально-управленческих отношений опре­деляется тем, что их участниками являются люди, обладающие нолей и сознанием. Указанные отношения проходят через со­знание людей; являясь прямым результатом воли и сознания человека, они подвержены воздействию с их стороны.

Итак, социальное управление представляет собой организо­ванную, общественно значимую деятельность людей (воздействие одних людей на других) с целью обеспечения согласованности и упорядоченности социально значимых процессов (совместных действий людей, их коллективов) для достижения поставлен­ных задач (устойчивого развития социальных систем).

Следует иметь в виду, что система социального управления состоит из ряда четко выраженных подсистем. Это дает основа­ние для постановки вопроса о видах социального управления. В современной научной литературе он решается неодинаково. На наш взгляд, главный критерий, руководствуясь которым можно принципиально решать вопрос о видах социального уп­равления, это субъект управления, ибо именно он реализует фун­кции управления в различных сферах общественной жизни при­менительно к тем или иным объектам. Также можно выделить государственное и общественное управление.

Виды управления различаются не только по субъектам, но и по методам управления. При этом если говорить, например, о государственном управлении, то оно будет политическим по сво­ей сути, характеру.

Каждый из видов социального управления может быть раз­делен на ряд подвидов в зависимости от объектов, характера, направленности и т.д. Например, государственное управление в широком смысле слова осуществляется органами государства и некоторыми негосударственными субъектами по поручению го­сударства.

1.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Государственное управление - особый вид социального уп­равления. Ему присущи все общие признаки и черты, свойствен­ные социальному управлению. Вместе с тем государственное управление имеет и свои основные черты и особенности. Госу­дарственно-правовой характер управления проявляется в том, что, во-первых, в процессе его реализуются задачи, функции и интересы государства; во-вторых, функции управления осуще­ствляются специальными субъектами, формируемыми государ­ством; в-третьих, эти субъекты действуют по поручению госу­дарства; в-четвертых, они наделяются необходимыми полномо­чиями государственно-властного характера; в-пятых, они дей­ствуют в рамках, устанавливаемых для них государством в со­ответствующих нормах права; в-шестых, все ведущие варианты управленческих систем опосредуются правом.

Подход к пониманию управления в масштабе общества раз­личный даже по объему. Дело в том, что от имени государства действуют практически все государственные органы, а не только те, которые именуются органами государственного управления. Вместе с тем функции управления в масштабе всего общества в самом широком их понимании связываются с организацией всех сторон общественной жизни. При такой постановке воп­роса деятельность органов государственной власти, суда, проку­ратуры в совокупности составляет управление государством.

Государственное управление в широком смысле слова мож­но характеризовать как всю деятельность государства по орга­низующему воздействию на общественные отношения.

В то же время имеется ряд факторов, которые не дают осно­вания считать подобную характеристику управления универсальной.

В частности, нельзя игнорировать то обстоятельство, что в государственно-правовой практике прочно укоренилось и получило закрепление иное, более узкое понятие, а именно «государственное управление» в собственном смысле слова. Оно не может быть отождествлено с понятием «управление государством».

Анализ соответствующих правовых норм не позволяет ставить

знак равенства между деятельностью органов законодательной власти, суда, прокуратуры, с одной стороны, и деятельностью органов государственного управления - с другой.

Государственное управление (в широком смысле) - уп­равление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и ветвями власти (законодательной, исполни­тельной и судебной).

Государственное управление (в узком смысле) - подза­конная, юридически властная, организующая деятельность осо­бой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая и практическом исполнении задач и функций государства в про­цессе руководства экономической, административно-политичес­кой и социально-культурной областями.

Государственное управление базируется на основных поло­жениях-принципах. Принципы государственного управления - основополагающие начала, наиболее общие идеи, отражающие его сущность. В научной юридической литературе принципы государственного управления делятся на две группы:

Общие (социально-политические): приоритет прав личности, демократизм, объективность, научность, конкретность, опера­тивность, гласность, эффективность;

Организационные: отраслевой, линейный, территориальный, функциональный, двойного подчинения, сочетания единона­чалия и коллегиальности.

В действующем законодательстве в специальном и само­стоятельном смыслах употребляются различные термины, име­ющие единую основу: «государственное управление», «органы государственного управления», «отрасли государственного управ­ления» и т.д. Данная терминология имеет строго целевое на­значение: распространяется не на все органы государства, а лишь на специально образуемые в качестве органов государственного управления. Функции государства реализуют все государственные

органы. Все они осуществляют единую государственную власть. Однако в рамках такого единства наблюдается извест­ное разделение труда, в основе которого лежат различия в фор­мах и методах реализации функций государства. Соответствен­но выделяются самостоятельные виды государственной деятель­ности. Для каждого из них характерны специфическое назначе­ние, особый субъект - государственный орган; особые методы деятельности (способы осуществления функций государства).

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие виды государственной деятельности:

осуществление законодательной деятельности;

Государственное управление;

Правосудие;

Контроль и надзор.

Теория разделения властей вытекает из следующих прин­ципиальных позиций. Государственная власть не может при­надлежать одному лицу или одному государственному органу, ибо это создаст угрозу тоталитарного, антидемократического ре­жима. Соответственно государственная власть должна строить­ся на определенной специализации, не нарушающей, однако, ее принципиального единства. Государственные органы - это вет­ви единого «дерева», требующие разделения властных функций между ними. Поэтому и появились три ветви государственной власти, отличающиеся определенной степенью самостоятельно­сти. Каждой ветви соответствуют субъекты, ее выражающие. Таким образом, исполнительная власть представляет собой от­носительно самостоятельную ветвь единой государственной вла­сти, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ветвями.

Все ветви государственной власти закреплены конституци­онно, имеют специфическое место в общем механизме государ­ственного воздействия на общественные отношения.

Основному направлению деятельности каждого вида орга­нов соответствуют определенные, специфичные именно для них юридические формы, являющиеся внешним выражением выпол­няемых ими функций.

Несмотря на то, что конкретная роль органов государствен­ного управления различна, имеются четкие основания для того, Чтобы привести их к единому знаменателю - определению ос­новного назначения осуществляемой ими деятельности, имею­щей исполнительный и распорядительный характер. Суть та­кого назначения заключается в исполнении законов и других правовых актов органов государственной власти.

Наука социального управления не является прикладной науки. Она базируется на общеметодологических принципах фундаментальных наук, но имеет свой собственный предмет и свою проблематику исследования, стала актуальнейшим направлением научного здания, от успехов которого во многом зависят как успех частных управленческих дисциплин, так и темпы развития общества, качество жизни его граждан, их личная безопасность.

Необходимость социального управления, прежде всего, обусловлена разделением труда и потребностью в его кооперации. Как совместный труд составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым условием существования и развития общества.

Ключевое понятие управления – воздействие. Воздействие в социальных системах носит осознанный характер и понимается как воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в желаемое состояние. Поэтому основной элемент управления – целеполагание.

Новой парадигмой управления стало все более полное включение творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества в содержание субъекта управления, что позволяет формировать управленческую элит профессионалов, способную выполнить главную миссию общества – дать условия для его саморазвития и повышения качества жизни своих членов.

Управление не сводится только к достижению целей, оно служит средством поддержания целостности любой сложной системы и стимулирования ее саморазвития.

В процессе осуществления управленческой деятельности создаются особого рода управленческие отношения. Они имеют свою сложную внутреннюю структуру. Система управления, которая складывается в процессе реализации управленческой деятельности и функции управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных связей. Внутри системы, источников саморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления и внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяет целеполагание, связанное с прогнозированием и моделированием социальных систем. Конечный итог функционирования и развития системы управления – принятие и реализация управленческого решения.

Социальное управление – это процесс управления в различных типах общностей, организации, институтов и общества в целом, осуществляемый для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры, достижения ее целей.

Целью социального управления является исследование деятельности органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем, всего комплекса подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами.

В центре его внимания – изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения его качественной специфики и целостности, обеспечения его нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Задачи, которые призваны достичь цели социального управления:

1. Изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

2. Из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

3. Необходимость объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.

4. Построение наиболее вероятных направлений, сценариев развития управленческой деятельности в будущем, то есть прогноз ее совершенствования, а это означает, что, определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социальное управление получает возможность успешно решать и пятую задачу.

Вычленение основных задач социального управления позволяет определить его основные функции:

1. Целеполагание в управлении пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную.

Целеполагание определяет содержание всех остальных, объединяет, объединяет их и реализуется во всех сферах социального управления и лежит в основе главного принципа управления – системного подхода. Поэтому основная цели территориального образования и соответствующих видов управления определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка.

В основе подлинного целеполагания лежит познание объективных закономерностей развития общества. В качестве главных определяющих целей общества, его отдельных подсистем сегодня осознаются как главная миссия целеобеспечения высокого качества жизни людей.

2. Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главной цели.

Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Есть программы общегосударственные, охватывающие все сферы жизни, функциональные, решающие группу проблем отрасли, региона, местного сообщества. Они содержат подтипы программ. Особое место в их ряду занимают научно-технические программы и проекты, предусматривающие создание новых идей, технологий и образцов техники.

Сегодня программно-целевой метод управления распространен во всем мире и во многом стал определяющим среди других методов. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегическая и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение.

3. Стратегическое целеполагание управление в современных условиях определяют содержательную сторону управления на концептуальной долгосрочной основе, позволяют скоординировать отдельные программы и проекты, сконцентрировать ресурсы на главных направлениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявить приоритетные программы и проекты, которым предстоит осуществить «прорыв» в антикризисном управлении.

Актуальные технологии стратегического развития хорошо известны и разработаны на Западе. К ним относятся стратегии: проникновения, ускоренного роста, переходного периода, стабилизации и выживания, роста и др. Российскими учеными предложена к внедрению стратегия развития местного сообщества и становления реального местного самоуправления.

Все они требуют достраивания до уровня регионального и федерального стратегического управления, что особенно актуально для России. Процесс выработки и реализации стратегий управления имеет ряд этапов, технологии которых известны, но еще недостаточно используются в российской управленческой практике, что усиливает кризисные явления в управлении.

4. Ценностное воздействие.

Особенность науки социального управления социального управления состоит в том, что она является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемости общественными делами определяется культурой, традициями, идеологией, нормами морали, целостностью мышления и т. п. Зависимость эта возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального прогресса.

В управлении общественными делами очень важно соблюдать баланс между мерами административно-правового, властно-силового, духовно-нравственного регулирования. Нарушение такого баланса обычно приводит к распространенному сегодня в нашем обществе явлению социальной аномии. Целеполагание в обществе всегда имеет ценностно-нравственный аспект. Если цели безнравственны, бездуховны, то и сама целеполагающая деятельность теряет смысл.

5. Нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными делами тесно связано с духовно-нравственным и идеологическим регулированием и ориентирует субъекты управления в количественно и качественно при оценке состояния общественных процессов и тенденций развития.

Обычно в социологии понимание социальной нормы связано с особого рода предписанием, регулирующим поведение людей в любых социально-значимых ситуациях. Они могут принимать форму юридических норм или существуют в виде общественных правил, показателей, обычаев и традиций. Оценка норматива обуславливается характером его связи с показателями прогнозов, расчетов и социальных программ.

Моделирование как метод исследования различных процессов и явлений, выработки вариантов управленческих решений описывает структуру объектов, процесс его функционирования и развития. Особого внимания сегодня заслуживает имитационное моделирование, которое повторяет функции или развитие социальных явлений.

6. Информационное обеспечение социального управления пронизывает все сферы человеческой жизни, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения.

Договорная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного социального управления. Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, может стать тормозом в принятии управленческого решения.

    Социальное управление - Социальные системы являются наиболее сложными системами, а управление ими наиболее сложным видом управления. Под социальным управлением понимается воздействие на общность людей с целью упорядочения общества, его совершенствования и развития,… … Административное право. Словарь-справочник

    Социальное управление - см. Управление социальное …

    СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какового может выступать общество в целом и его отдельные сферы экономическая,… … Социология: Энциклопедия

    Социальное управление - деятельность по организации общественных процессов, основанная на сознательном использовании присущих им закономерностей. С. у. является целенаправленным воздействием на основные сферы и структуры общественной системы с целью планомерного их… … Социологический справочник

    УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - в широком смысле слова управление всеми и любыми обществ. процессами в отличие от управления в биологич. и технич. системах; в узком смысле управление процессами и явлениями соц. сферы обществ. жизни, средство реализации соц. политики. У.с.… … Российская социологическая энциклопедия

    Управление социальное - целенаправленное воздействие на общество с целью изменения его поведения (сохранение структуры, поддержание режима деятельности, реализация программы достижения целей). Социальное управление может быть сознательным и стихийным. В техническом… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Управление - (administration лат.) это функция организованных систем любой природы и сложности, связанная по сути своей с определенным воздействием одного элемента (субъекта управления или управляющего субъекта) на второй элемент (объект управления или… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

    Функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими… … Философская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России. . 194 Социальное страхование в СССР........ 196 Социальное страхование в капиталистических странах...................... 204 Социальное страхование в царской России.… … Большая медицинская энциклопедия

    Управление, элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Социальное управление , А. И. Гомола, И. А. Гомола. Изложены сущность, принципы, функции, методы социального управления и их классификация. Раскрываются основные понятия социальной политики, ее функции и направления. Анализируются разные формы…
  • Социальное управление. Серия: Среднее профессиональное образование , А. И. Гомола, И. А. Гомола. 176 стр. Изложены сущность, принципы, функции, методы социального управления и их классификация. Раскрываются основные понятия социальной политики, ее функции и направления. Анализируются…