Культура (от лат. «возделывание», «воспитание») – способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.

Структура политической культуры:

– политические представления;

– политические ценности и ценностные ориентации;

– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;

– политическое поведение;

– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.

Характерные черты политической культуры:

1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;

2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;

4) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы;

5) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;

6) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Функции политической культуры:

1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;

2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;

4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;

5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.

Политическая культура

Политическая культура - часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии , позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

История термина

Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера . Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» ( г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США , Великобритании , Италии , ФРГ и Мексики . Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура - особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» - средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.

Функции политической культуры

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков - рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти .

К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах , а также в странах Африки и Латинской Америки .

Типологии

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

  • приходская культура (Parochial)
  • зависимая культура (Subject)
  • культура участия (Participant)

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия - это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех .

Сравнительные исследования

Политическая культура существенно зависит от общей культуры страны, многие социологи и политологи подчеркивают принципиальные различия политических культур стран Запада и Востока, см., работы С. Г. Кирдиной . Согласно другой точке зрения большее влияние имеет степень доверия между людьми (см, например, работы Ф. Фукуямы ) и устойчивость институтов. Согласно С. В. Цирелю по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные.

Холодные общества - это такие общества, где существуют установленные правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.

Теплые общества - это такие общества, где отсутствуют установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.

Литература

  • Алмонд, Г. А., Верба, С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования . - 1992. - № 4.
  • Гуляихин В. Н. Архетипы политической культуры российских граждан // Проблемы общества и политики. - 2012. - № 1. - С. 153-170.

Примечания

Ссылки

  • Портал политических наук. Раздел: Политическая культура

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Видманн, Йорг
  • Honda S2000

Смотреть что такое "Политическая культура" в других словарях:

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах полит, процесса, оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно, оно включает полит, мысль, связи культуры и полит, философии, оценку полит. структур с т.зр.… … Энциклопедия культурологии

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - (political culture) Установки, верования и ценности, лежащие в основе функционирования конкретной политической системы. Раньше в это понятие включались знания и мастерство, связанные с ее функционированием; вызываемые ею положительные и… … Политология. Словарь.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - см. КУЛЬТУРА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Политическая культура - часть культуры в целом, совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - – уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. П.к. находит свое выражение в деятельности институтов общества… … Политическая психология. Словарь-справочник

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - (political culture) нормы, убеждения и ценности в политической системе. Обычно предполагается, что особая политическая культура создается в результате продолжительного исторического развития и что ее отличительный характер оказывает глубокое… … Большой толковый социологический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - совокупность усваиваемых путем научения, социально передаваемых типовых образцов поведения, характеризующая управление и политику в данном обществе. Часто сопутствующим смысловым значением рассматриваемого понятия выступает психологическое… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - (POLITICAL CULTURE) Данным понятием обозначаются установки, убеждения и правила, лежащие в основании политической системы. Они определяются как историей системы в целом, так и опытом ее членов. Понятие политической культуры применяется для… … Социологический словарь

В широком смысле политическую культуру можно рассматривать как исторически обусловленную качественную характеристику политической сферы общества, включающую уровень развития субъекта политики, его политическую деятельность и результаты этой деятельности, «опредмеченные» в соответствующих общественно-политических институтах и отношениях.

В узком смысле под ней понимается комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики. Подобно тому как культура в целом определяет и предписывает те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере.

Политическая культура в определенном смысле устанавливает некие рамки, в которых члены общества приемлют существующую форму управления как законную (легитимную) или отвергают ее, способствует формированию определенных типов поведения, придает ему направленность.

Анализ состояния политической культуры позволяет, например, объяснить, почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах имеют различные функциональные назначения или почему демократические по форме институты власти и конституционные нормы в отдельных странах могут комфортно уживаться с тоталитарным режимом власти.

Политическая культура включает характерную для данного общества совокупность политических знаний, норм, правил, обычаев, стереотипов политического повеления, политических оценок, политический опыт и традиции политической жизни, политическое воспитание и политическую социализацию.

Политическая культура — это определенный способ мышления, комплекс представлений о том, что является приемлемым для большинства населения, а что будет отвергнуто, несмотря на усилия инициаторов политических инноваций. Например, если большинство членов общества являются носителями патриархальной политической культуры, то для них тоталитарный или авторитарный режимы власти могут признаваться как вполне легитимные, в то время как представителями демократической политической культуры такие режимы власти будут восприниматься как политическая тирания.

Политическая культура достаточно инертна. Она обладает способностью воспроизводства традиционных (привычных) форм политического устройства общества. Поэтому нередко попытки проведения демократических реформ в патриархальном обществе заканчиваются провалом. Вместе с тем политическая культура обладает определенным потенциалом саморазвития и способностью к восприятию политических инноваций извне.

Структура политической культуры

Политическая культура представляет собой сложное явление, состоящее из взаимосвязанных компонентов. Назовем некоторые из них:

  • ценностно-нормативный — политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила;
  • познавательный - политические знания, способы политического мышления, умения, навыки;
  • оценочный - отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам;
  • установочный — устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях;
  • поведенческий - готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости — участие в соответствующих действиях.

Кроме компонентов, можно выделить также уровни политической культуры:

  • мировоззренческий — представления о политике и ее различных аспектах;
  • гражданский - определение своего политического статуса в соответствии с существующими возможностями;
  • политический - определение своего отношения к политическому режиму, к своим союзникам и оппонентам.

Отношение к политике, к политическому режиму может меняться в зависимости от тех или иных событий. По-разному оценивают события люди, принадлежащие к различным социальным слоям и классам, этносам и нациям, и т. д. Поэтому политическая культура общества, как правило, включает ряд субкультур. Например, субкультура одного региона может существенно отличаться от субкультуры другого; одной социальной группы — от другой и т. д. Кроме того, в каждой культуре взаимодействуют новые и традиционные компоненты.

Функции политической культуры

Политическая культура играет важную роль в формировании и развитии политических институтов и отношений. Она в значительной степени определяет направление политического процесса, способствует интеграции общества, обеспечивает координацию деятельности политических институтов, создает общее ценностно-нормативное пространство. Культуру можно представить как особую совокупность средств и способов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. При этом с точки зрения ценностного аспекта культуры важным является не только достижение цели (решение проблемы), но и то, как, какими способами она достигается.

Деятельностный подход к политической культуре подчеркивает ее функциональную последовательность, основанную на ти- пол оптированных способах деятельности.

Политическая культура выполняет следующие социальные и политические функции в обществе:

  • ценностно-нормативные - создание общих «правил игры» в политической сфере общества;
  • идентификации и интеграции - понимание общей принадлежности к определенной социальной группе или обществу в целом;
  • нормативно-регулятивные - выработка определенных норм и стилей политического поведения, способов защиты гражданами своих интересов и осуществления контроля за властью;
  • мотивационная - способность выбора определенных мотивов своей политической активности (пассивности);
  • социализации - усвоение основных элементов политической культуры, приобретение социальных и политических качеств, дающих индивиду возможность свободно ориентироваться и функционировать в политической сфере;
  • коммуникативные — обеспечение взаимодействия всех субъектов и участников политического процесса на базе общих норм, ценностей, символов, образцов смыслового восприятия политических явлений.

Ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики, существующая в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

Политическая культура отражает качественное состояние политической жизни, уровень ее демократичности, эффективность функционирования политической системы, степень политической активности людей, уровень их политической компетенции, тип поведения людей в сфере политики, сложившиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации. Она основана на способности людей к организованному взаимодействию в процессе достижения целей. На специализированном уровне — это государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и проч., на обыденном — межличностные отношения между людьми.

Эта сфера культуры аккумулирует особый исторический опыт отношений людей и социальных групп между собой и государством и не существует без политических организаций (государство, партии, политические объединения), имеющих свои символы (герб, флаг, гимн и т.д.). Она разная в различных политических системах и может иметь различные формы в традиционных и современных обществах.

В сфере идеи политическую культуру характеризуют следующие элементы:

  • осознание субъектом необходимости зашиты своих интересов посредством поли тических институтов;
  • идеологические убеждения субъекта, т. е. идеи о характере политических институтов и характере отношений, которые они должны строить и защищать;
  • установка субъекта на определенный тип собственного включения в политические отношения.

В сфере отношений политическая культура характеризуется следующими элементами:

  • отношение к закону;
  • отношение к существующей политической системе в целом, ее отдельным институтам (сотрудничество, конфронтация), их символам и представляющим их лицам;
  • отношение к другим участникам политического процесса (терпимость, нетерпимость);
  • формы активности в политической жизни общества (митинги, демонстрации, политические забастовки, пикеты, партийная активность).

Политическая культура индивида и политическая культура сообщества находятся в диалектическом единстве, оказывая влияние друг на друга. Общество представляет собой культурное пространство, в котором формируется политическая культура индивидов и групп. Деятельные личности при поддержке своих единомышленников (партии), получив полномочия на правление сообществом, способны в соответствии со своими взглядами формировать определенную систему политических институтов и отношений в данном сообществе. Характер функционирования политических институтов и осуществления политических отношений прямо представляет политическую культуру правящей группы. Эти же явления косвенно представляют политическую культуру всего сообщества, если данное правление сформировано законно и не имеет широкой оппозиции.

Формирование политической культуры

В формировании политической культуры участвуют общественные организации , в первую очередь . Они закладывают идеологические основы политического мышления и поведения, формируют тип отношения граждан к политическим объединениям и . Участвует в создании политической культуры и церковь . Особенно велика ее роль в странах, где большинство граждан — верующие. За последнее столетие существенно возросла роль средств массовой информации . Именно они формируют многие убеждения и стереотипы, определяющие и поведение. Участвуют в формировании политической культуры и такие общественные силы, как этническая, деловая (сообщество бизнесменов) и академическая общины (сообщество ученых), армия. Во многих странах с традиционно сильной и влиятельной армией (Россия, Германия) именно этот институт оказывается источником таких переносимых на общество в целом ориентаций, как единоначалие, действие «по команде», акцент на использовании силовых методов решения проблем.

На личностном уровне непосредственное проявление культуры в политике находит свое выражение в политической культурности , которая предполагает наличие у человека четкой политической позиции, глубоких политических и юридических знаний, моральных убеждений, идеологических принципов. Политически культурная личность — это личность, свободная от догматизма, предвзятого мнения и предрассудков.

Политическая идеология

Наряду с политической культурой субъективная сторона политической жизнедеятельности находит свое отражение также и в , которое в наиболее концентрированном и системном виде «материализуется» в политической идеологии. Последняя, т.е. политическая идеология предстает как комплекс идей, система взглядов и ценностных ориентаций, связанных с проектами обустройства (переустройства) общественной жизни на тех или иных мировоззренческих началах.

Среди всех разновидностей современных политических идеологий, отражающих многообразие интересов стратифицирующих общество социальных формирований и групп, наиболее крупными и широко распространенными выступают:

Популизм — разновидность политической деятельности государственных и иных политических структур и институтов, элит, лидеров, которые используют прямую апелляцию к общественному мнению и массовым настроениям как основному средству оправдания (или достижения) властных целей.

Культура" появилось в 18 веке. Этот термин применял в своих трудах Иоганн Гердер (немецкий философ-просветитель). Однако сама теория, предусматривающая исследование политического мира через культуру, образовалась гораздо позже. Сформировалась она только к 50-60-м годам.

Политическая культура считается комплексом типичных для определенного государства образов и форм в общественной сфере. Эти формы и образы воплощают ценностные представления населения. В них отражается представление людей о целях и смысле Вместе с этим закрепляются устоявшиеся традиции и нормы отношений между обществом, человеком и государством.

Представления о власти в основном привиты человеку с воспитанием. Исходя из этих представлений, индивид взаимодействует с государством. Таким образом, просматриваются самые устойчивые и неизменчивые черты в характере, проявляется стиль поведения человека, определяется политическая культура личности.

Однако часто решения принимаются "не головой, а сердцем". Не всегда намерения людей совпадают с их действиями. Возникающие противоречия, входящие в течение придают внутреннюю противоречивость и политической культуре. Вместе с этим, такая неоднозначность позволяет одновременно поддерживать как активные, так и пассивные формы участия в жизни власти каждого индивида.

Определяя политическую культуру как специфическую сферу явлений, следует отметить, что она способна оказывать воздействие на течение процесса, динамику изменений в секторе государственной власти, а также на состояние задействованных субъектов. Среди наиболее устойчивых функций, отражающих разные направления действия на власть, следует выделить:

  1. Идентификацию, раскрывающую постоянное стремление человека понять свою групповую принадлежность и определить приемлемые для себя методы участия в отстаивании, выражении интересов всей соответствующей общности.
  2. Социализацию - получение некоторых свойств и навыков по реализации собственных гражданских интересов и задач.
  3. Интеграцию (дезинтеграцию), обеспечивающую разным группам возможность сосуществовать в пределах установленной системы.
  4. Коммуникацию, способствующую взаимодействию всех институтов и субъектов власти на основе применения общепринятых стереотипов, символов, терминов и прочих информационных средств.
  5. Ориентацию, характеризующую человеческое стремление к смысловому выражению явлений власти, пониманию своих личных возможностей при реализации свобод и прав в условиях определенной системы.
  6. Предписание (программирование), отражающее приоритетность конкретных норм, ориентаций и представлений, задающих и объясняющих отдельную направленность и границы формирования человеческого поведения.

Различают три основных (идеальных) вида политической культуры. Однако в идеальном виде они в реальном мире не встречаются. Теоретически существует подданническая и патриархальная культура, а также культура участия. Для молодых государств, отличающихся независимостью, характерен второй тип. При этом патриархальная политическая культура ориентирована на национальные ценности и может проявляться в виде местного патриотизма, мафии, коррупции.

Тема 12

Политическая культура

    Понятие политической культуры и ее структурные элементы.

    Типология политической культуры.

3. Формирование политической культуры.

В мире политического особое место занимает политическая культура, без которой невозможны политическая и гражданская жизнь общества, политические отношения в отдельных государствах и в международном масштабе. От уровня и типа политической культуры во многом зависят также формы, способы и масштабы политического участия и политического поведения зичностей, характер политических действий.

1. Понятие политической культуры и ее структурные элементы

Политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов.

Политическая культура – явление сложное и многогранное. Поэтому существует самый широкий спектр мнений, определений формулировок и т.д. в толковании как самой категории “политическая культура”, так и ее структурных компонентов, содержания, функций и т.д.

Политическая культура как особое, связанное с духовной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями политическое явление имеет такую же длительную историю, как и политика в целом. В той или иной степени она описывалась еще в глубокой древности такими, например, выдающимися политическими мыслителями, как Конфуций, Платон, Аристотель и др. Однако сам термин “политическая культура” появился намного позже. Его впервые ввел в научный оборот в ХУШ в. немецкий философ-просветитель И.Гердер. Опирающаяся же на эмпирическую базу концепция политической культуры сложилась в 60-е гг. ХХ в. благодаря крупным международным исследованиям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, с.Вербой, Л.Паем идр.

Политическая культура –неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках. Последние определяют политическое поведение людей.

Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных понятия – политический опыт, политическое сознание и политическое поведение – составляют основные структурные элементы политической культуры (см. схема). Рассмотрим каждый из них подробнее. Политический исторический опыт человечества, наднациональных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, политических традициях, обычаях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями и т.д.

Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции, Они формируются в результате деятельности нескольких поколений людей, являются одной из наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы политического поведения. Сохранение и развитие политических традиций – одно из условий политической стабильности общества и его прогрессивного развития. Законы и нормы, регулирующие общественные отношения, принятые в соответствии с национальными политическими традициями, воспринимаются гражданами не как средство принуждения, а как необходимое явление общественной жизни, направленное на достижение всеобщего блага.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Политический Политическое сознание Политическое поведение

исторический

Политические Политические Политические

знания ценности убеждения

Структура политической культуры

На основе политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется их политическое сознание – еще один элемент структуры политической культуры. Политическое сознание – это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки людей в отношении политической системы и их места в данной системе.

Остановимся более детально на характеристике структурных элементов политического сознания.

Политические знания – это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, о процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе и т.п.

Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др.

Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей и выражаются в представлениях людей о том, какой должна быть политическая система. Для одних это демократия – прямая или представительная, основанная на принципе частной собственности; для других – авторитарно-тоталитарные системы, основанные, к примеру, на идее национального превосходства и т.д. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями. Политические убеждения граждан выражаются в том, что на выборах они голосуют за ту или иную партию, а значит отдают предпочтение той или иной идеологии.

Политические ориентации и установки находят свое конкретное воплощение в политическом поведении.

Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень и тип их политической культуры на практике.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению, результативности. Так различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие.

Наиболее значимые виды политического участия:

Действия людей в политике, служащее ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

Периодическое участие во всякого рода выборах, политических компаниях, связанное с делегированием полномочий;

Деятельность в политических организациях, движениях, партиях;

Выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;

Посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

Прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампании неповиновения или бойкот;

Воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

Высокую политическую культуру отличают три основных критерия, которые проявляются в политическом поведении людей: вовлеченность в политическую деятельность, позитивная активность. Посредством участия в политическом процессе и гражданин и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни: в голосовании, избирательных компаниях, акциях протеста, деятельности партий и т.п.; Для личности с таким типом политического поведения характерна утрата интереса к политике, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической власти, ее норм и ценностей.

В процессе развития политической культуры сформировались и развиваются ее функции. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт людей. именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а следовательно, практически значимой и достижимой.

Основные функции политической культуры:

    Познавательна я - формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;

    Нормативно-ценностная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения;

    Интегративная – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура формирует таким образом стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления;

    Коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

    Воспитательная – формирует у граждан политическое сознание и навыки политической деятельности, адекватные данной политической системе.

2. Типология политической культуры

Политическая культура под влиянием общественных условий, а также новых норм и образцов поведения граждан вырабатывает и совершенствует свои внутренние черты и свойства, имеющие как всеобщее, так и типично групповое значение для отдельных стран, слоев, наций, регионов. Для отражения процесса изменения политической культуры в ходе истории, специфики политической культуры определенной общности вводится понятие тип политической культуры. С помощью данного понятия можно фиксировать наиболее общие черты поведения и политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на политические события. Поскольку оснований для выделения типов достаточно много, то естественно существуют различные классификации типов политической культуры.

В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их типология, предложенная американцами Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделяют три основных типа политической культуры:

1. Патриархальная , для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни. Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы, тем более не проявляют собственной инициативы для этих изменений. Аполитичность, замкнутость на местной или этнической солидарности свойственны этому типу политической культуры. Такая культура может сразу стать господствующей в молодых государствах, но она присутствует и в развитых странах, когда кругозор большинства граждан ограничен принадлежностью к своим корням, своему месту проживания.

2. Подданическая , отличается сильной ориентацией граждан на политическую систему и результаты ее деятельности. Но одновременно отмечается низкая индивидуальная активность граждан, их слабое участие в функционировании политической системы. Достоинством этого типа политической культуры является ее способность мобилизовать огромные массы людей, направлять их энергию на социально необходимые или надуманные преобразования. Это достигается за счет жесткой дисциплины, упорядоченности, организованности.

Необходимым компонентом этого типа политической культуры является жесткая централизация управления, келейность процессов принятия политических решений, Происходит постепенное истощение, деградация инициативы граждан. Государственная власть представляется в плане спускания сверху норм, которые необходимо выполнять, и регламента, которому нужно подчиняться. Людьми руководит боязнь наказания или ожидание благ.

3. Активистская (культура участия) – ей присуще высокий интерес граждан к политике, их хорошая информированность, стремление реализовать с помощью власти собственные интересы и цели, высокая активность. Граждане пытаются оказывать влияние на процесс выработки и принятия решений. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым законам.

Для стран со стабильным демократическим режимом характерен гражданский тип политической культуры. Она является как бы синтезом подданической и активистской культур, обеспечивая характерные для демократии примирение крайностей, баланс постоянства и развития, политической активности масс и профессионализма политиков, лояльности граждан к политическим элитам и контроля за ними, автономии правительства и его подконтрольности; самостоятельности политической позиции граждан и их политической ответственности

Согласно Г.Алмонду и С.Вербе, с точки зрения демократического идеала как народовластия гражданская культура не является идеальной, ибо она предполагает ослабление интереса граждан к политике в условиях благополучного правления и активизацию их политического участия в кризисных ситуациях или в случаях неэффективности функционирования власти, нарушений ею конституций и т.п. Однако гражданская культура в целом наиболее соответствует природе современной представительной демократии.

Своеобразную типологию политической культуры предложил российский ученый Э.В. Баталов. Он считает, что на протяжении веков человечество выработало два основных цивилизованных механизма действие и взаимодействие которых оказывает существенное влияние на все стороны материальной и духовной жизни общества. Эти механизмы – рынок и государство. Их функционирование и структура не могут не находить отражения и проявления в политической структуре общества. Рынок регулирует не только экономические отношения. Он во многом предопределяет характер и особенности возникающих и существующих политических институтов и отношений. Он порождает и определенную политическую культуру, которую можно условно назвать “рыночной культурой “, не вкладывая в это понятие никакого ценностного смысла – позитивного или негативного.

Государство также выступает не только в качестве “машины подавления”, но и выполняет регулятивные функции в сфере экономики, политики, культуры. При этом оно как и рынок формирует определенный тип личности, поведения, социальных отношений, отличающихся от тех, которые порождает рынок. Создает оно и определенный тип культуры –“этатистскую”, существенно отличающуюся от рыночной.(Этатизм – от фр.etat –государство- засилие государства в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной и др.деятельности).

Рыночная политическая культура есть культура рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик или “товар”, или “бизнесмен”. Политические решения – результат “торговой сделки”. Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов.

Этатистская политическая культура – это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Таковы два идеальных полярных типа, которые в чистом виде практически не встречаются, но логически образуют те полюса, между которыми располагаются, тяготея то к одному, то к другому полюсу, реальные политические культуры.

    Формирование политической культуры.

Политическая культура – продукт естественно-исторического развития. При этом большую роль в формировании политической культуры каждой страны играют такие факторы, как ее геополитическое положение; социальная и политическая структура общества; характер общественных отношений; политические традиции, особенности национальной культуры и национальной психологии.

Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. В политическом процессе действует целый ряд институтов. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса.

Основные пути формирования политической культуры:

Деятельность государства,

Деятельность политических партий,

Воздействие церкви на политическую жизнь,

Информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации,

Деятельность общественно-политических организаций и движений,

Воздействие семьи, круга друзей, трудового коллектива и т.д.

На характеристике некоторых из перечисленных путей следует остановиться особо. Так, деятельность государства по определению моделей политического поведения, формированию и закреплению национальных политических символов посредством принятия законодательных актов определяет соответственно и важнейшие параметры политической культуры. Когда же государство принимает на себя идеологические функции, оно самым непосредственным образом активно включается в процесс формирования политической культуры. История располагает примерами того, что именно государству принадлежит не просто значительная, а определяющая роль в формировании национальной политической культуры. Весьма активно эту роль выполняло государство в бывших социалистических странах. Бывает и так, что государство на протяжении многих десятилетий может ограничиваться функцией “ночного сторожа”, как, например, в США. Однако и в этих условиях национальная политическая культура была в огромной степени детищем своего государства. Конституция, Билль о правах, поправки к конституции, другие законы, свод общенациональных символов, официальные праздники с символическим поддекстом, как неотъемлемые черты американской политической культуры создавались под эгидой этого самого “ночного сторожа”.

Другой, не менее важный путь формирования политической культуры – политическая, идеологическая и организационная деятельность политических партий. Они закладывают основы политического сознания граждан, их мышления и поведения. Именно деятельность политических партий формирует у граждан отношение к партиям и партийным системам, представления о месте партий в политической системе общества, об отношениях между партиями и государством, о возможностях партий в представлении и защите интересов граждан и т.п.

На политическую культуру многих стран оказала, а в ряде стран оказывает и в настоящее время глубокое воздействие церковь. В некоторых государствах этот орган активно участвует в политической жизни, но даже там, где деятельность церкви не столь высока, она все равно оказывает ощутимое влияние на политическое мышление и особенно политическое поведение граждан.

В современных условиях одним из наиболее эффективных путей формирования политической культуры является информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации (СМИ). К СМИ относится пресса, массовые карманные справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковых средств связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков). СМИ часто называют “четвертой властью”. За этой метафорой скрывается реальная способность СМИ формировать основные политико-культурные ценности граждан, стереотипы политического поведения.

Эффективность влияния СМИ на формирование политической культуры граждан определяется во-первых, их способностью воздействовать на максимальное число людей, во-вторых, возможностью воздействовать в кратчайшие промежутки времени. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, и прежде всего радио и телевидение.

Стихия общественно-политических движений , как показывает опыт многих стран, нередко рождает идеи, установки, модели поведения, которые прочно входят в национальную политическую культуру. Это еще один путь формирования политической культуры. В качестве примера можно привести влияние майдана на принятие политических решений во время президентской избирательной кампании в Украине 2004 г.

На один из путей формирования политической культуры указывал в свое время Конфуций. Он утверждал, что принципы семейных отношений переносятся на политическую жизнь , предопределяя тем самым ее культурное содержание.

Стихийное воздействие на формирование политической культуры личности на уровне обыденного сознания происходит в кругу друзей, родственников, в трудовом коллективе и т.п.

Процесс формирования политической культуры идет практически на протяжении всей жизни человека.

. В формировании политической культуры граждан особая роль отводится политической символике . Символ в широком смысле слова – это образ, Он предназначен для воздействия на человека, - на какой бы стадии политической социализации тот не находился. В политической жизни общества политическая символика наличествует в самых разнообразных формах. К основным и наиболее распространенным формам политической символики относятся следующие:

1. Национально-государственная символика. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. В таких символах проявляются вековые традиции его политической культуры. К национально-государственной символике относятся, прежде всего, флаги, гербы, гимны, конституции, денежные знаки и др.Цель подобной символики – привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия. 2.Политическая ритуально-процессуальная символика. Политические ритуалы и процедуры занимают в общественно-политической жизни особое место. С помощью таких ритуалов простые смертные превращаются в президентов и монархов. Например, с помощью церемонии инаугурации (т.е. торжественного вступления в должность) президента Украины или коронации королей в Англии.

В общественно-политической жизни ритуально-процессуальная символика представлена также съездами и собраниями политических партий и движений, политическими демонстрациями, митингами, пикетами. Высоким уровнем символичности отличаются также и празднование исторических событий государственной важности, соответствующие салюты и фейерверки. Политико-ритуальная символика проявляется и в процессе возложения венков и цветов к национальным святыням, в процессе задействования в торжественных случаях почетных караулов и т.д.

3. Скульптурно-архитектурная политическая символика. В современном мире политическая символика самым широким образом воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений.

Символами власти и государства выступают дворцы, правительственные здания, площади. Например, Белый дом в США, Елисейский дворец во Франции, Кремль и Красная площадь в России. После помаранчевой революции в Украине к таковым можно отнести и майдан Незалежности (площадь Независимости) в Киеве.

Политико-национальными символами могут выступать и человеческие фигуры в виде скульптур.

4.Условно-графическая политическая символика. В современном мире многие политические символы зачастую изображаются условно-графически. К таким символам можно отнести звезды различной вариации, христианский крест, мусульманский полумесяц, серп и молот, подкова, изображение голубя, колосьев пшеницы и других растений и др.

Подобная символика представлена также и в определенных цветах. Так белый цвет символизирует ненасилие, чистоту помыслов, мирные намерения. Голубой цвет – символ общности мира, защиты. Зеленый – символ жизни и экологии. Красный цвет – символ борьбы, жертвенности, сопротивления. Черный – символ скорби, потери, поражения и т.д.

Условно-графическая политическая символика широко отражена также в массе эмблем, значков, партийных билетов, почетных грамот и дипломов, а также в государственных орденах, медалях и иных наградах.

5. Наглядно-агитационная политическая символика. Политическая жизнь современного общества данной разновидностью политической символики оснащена в изобилии. В обществено-политической жизни такая символика представлена: лозунгами, художественно оформленными призывами, транспарантами, портретами политических деятелей, листовками, флажками, шарфиками, политической карикатурой и мн. др.

Наиболее интенсивно подобная символика применяется в период выборной компании, во время государственных праздников, юбилейных торжеств, партийных мероприятий, политических демонстраций, акций протеста либо поддержки.