Вопрос (3319):

Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх, пусть Аллах приумножит Ваши знания!

Мой вопрос следующий:

Я знаю, что намеренное невыполнение намаза является большим грехом, но иногда затрудняюсь вставать на намаз фаджр (утренний намаз). Встав утром, не могу вспомнить, как выключил будильник. А иногда, проснувшись, не могу трезво думать и, не осознав надобность совершения фаджр-намаза, снова засыпаю. Но так случается изредка, не постоянно. Однако, проснувшись, сразу совершаю намаз фаджр полностью. В этом случае совершаю ли я грех, пропустив намаз? И вообще, виновен ли человек, если у него крепкий сон и каков приговор, если человек проспал намаз? Спасибо за ответ заранее, пусть Аллах будет доволен Вами!

С уважением

Ответ:

Бисмиллахир Рахманир Рахим
Передается от Джарира радияллаху анху:

«Мы были вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Взглянув вечером на луну, он сказал:

Непременно, вы увидите своего Господа так же, как эту луну. Не будет трудностей в видении Его. Итак, если вы в состоянии совершать намаз перед восходом и перед закатом солнца, то выполняйте это. Потом прочитал аят: «Пречищай [поминай пречистым] Господа твоего хвалой, перед восходом солнца и перед его закатом! ».

Передали четверо мухаддисов.

Пояснение : В этом благородном хадисе намаз перед восходом солнца - это солатул-фаджр, а намаз перед закатом солнца - это солатул-аср.

Польза, извлекаемая из этого благородного хадиса:

  1. Истинность того, что в Судный день люди увидят лик Всевышнего Аллаха так же без затруднения, как видят полную луну.
  2. Чрезвычайная значимость намазов фаджр и аср.
    3. Необходимо уделять особое внимание намазам фаджр и аср. Потому что сон и другие факторы препятствуют своевременному совершению этих двух намазов.
  3. Хорошо приводить далилы (аргументы) из Куръана своим утверждениям (по шариату).

Следуя этому благородному хадису,нам следует стремиться к тому, чтобы не проспать намаз фаджр. Нам необходимо принять меры для того, чтобы не пропустить намаз аср. Вот тогда мы выполним подоснову того, чтобы в Судный день удостоиться чести лицезреть лик Всевышнего Аллаха.

Передается от Анаса радияллаху анху:

Кто позабыл совершить намаз (вовремя), пусть совершит его сразу, как вспомнит. Для него нет иного искупления, кроме этого. «Совершай намаз для упоминания Моего». Передали пятеро из мухаддиссов.
В повествовании Муслима сказано:
«Когда кто-то из вас уснет или позабудет совершить намаз (вовремя), пусть совершит его сразу, как только вспомнит. Потому что Аллах сказал: «Совершай намаз для поминания Меня ».
Пояснение : Религия Ислам - это религия облегчений, приволья и милосердия для людей.

Ислам не предлагает человеку то, что он не сможет выполнить, что вне его возможности.
Всевышней Аллах создал человека и мир, в котором он живет. Также, Аллах - Тот, Кто внедрил исламский шариат, как совершенный, завершённый шариат, отвечающий всем требованиям человечества до Судного дня.
Следовательно, ниспосланный Аллахом шариат не может не подходить созданному Аллахом человеку, который живет в сотворенном Аллахом мире. Всевышней Аллах, как мудрый Творец, хорошо знает, что подходит человеку и что не подходит ему.

Частично эта истина проявляется в нижеследующем благородном:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Кто позабыл совершить намаз (вовремя), пусть совершит его сразу, как только вспомнит».
Человеку свойственно забывать. Арабы утверждают, что слово «инсан» (человек) происходит от слова «нисйан» (забывчивость, забвение).
Следовательно, забывчивость не порок, пожалуй, это уважительная причина. Человеку, который забыл о намазе, следует совершить его сразу, как только он вспомнит о нем.
«Для него нет иного искупления, кроме этого».
То есть нельзя восполнить не совершенный намаз другим способом, кроме как совершение его. А это один из самых весомых доводов в пользу того, что нет другого выхода чтобы восполнить пропущенный намаз, кроме как последующим совершением его.

«Совершай намаз для поминания Меня» .

В этом аяте Аллах подчеркивает, что Он предписал совершать намаз для того чтобы поминали Его. Поэтому забывший человек совершает намаз, как только вспоминает о нем.

В переданном имамом Муслимом хадисе, наряду с человеком, забывшим о намазе, упоминается и проспавший человек.

Проспавшей человек так же не виновен, как и забывший о нем. Проспавший человек, проснувшись сразу же совершает пропушенный намаз.
Вывод из этого благородного хадис таков: человек, не совершивший намаз вовремя, непременно должен возместить его. Ибо раз уж должны восполнить намаз проспавший и забывший, которые невиновны в том, что пропустили намаз, то пропустивший намаз без уважительной причины и по этой причине считающийся виновным в том, безусловно должен возместить его.

Таково утверждение преобладающего большинства алимов.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

(Перев. Абдулазиз, Шокир Т.)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Пропущенные обязательные намазы могут быть восполнены (в качестве каза-намазов) в любое время дня и ночи, за исключением:
– восхода,
– заката,
– зенита,
– предзакатного времени, когда солнце бледнеет.

Господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) говорил:

ثلاث ساعات كان رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهانا أن نصلي فيهن، أو أن نقبر فيهن موتانا: «حين تطلع الشمس بازغة حتى ترتفع، وحين يقوم قائم الظهيرة حتى تميل الشمس، وحين تضيف الشمس للغروب حتى تغرب

Есть три промежутка времени, в которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам совершать намаз и погребение (исполнение погребального намаза): – когда солнце восходит, пока оно полностью не поднимется; – когда солнце находится в зените, пока оно не сдвинется; – когда солнце заходит, пока оно полностью не зайдет. (Муслим. Сахих. – № 831)

В любое иное время, кроме указанных промежутков, совершение каза-намазов разрешено. Нет необходимости связывать каза-намаз со временем конкретного намаза. То есть, скажем, восполнение пропущенного зухр-намаза отнюдь не обязательно совершать именно в зухр-время. Вполне можно в зухр-время восполнять пропущенные фаджр-, зухр-, аср-, магриб- и иша-намазы. В хадисе приводятся следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

من نسي صلاة فليصلها إذا ذكرها، لا كفارة لها إلا ذلك

Кто пропустил намаз, пусть исполнит его, как вспомнит. Иного искупления за это нет. (Муслим. Сахих. – № 684)

В данном хадисе восполнение пропущенного намаза не ограничивается каким-то конкретным промежутком времени. Поэтому при пропуске фаджр-намаза нужно восполнить его сразу, как человек вспомнит об этом. Если он вспомнит об этом в зухр-время, то тогда он его и должен восполнить.

Прочитанное вами на сайте о восполнении в зухр-время пропущенного зухр-намаза, а в аср-время – пропущенного аср-намаза и т. д. является лишь рекомендацией для облегчения восполнения намазов при большом, многолетнем количестве пропусков, чтобы восполнение не стало чрезмерным бременем. То есть это отнюдь не является неким обязательным правилом.

В отношении вашего вопроса об аср-намазе следует отметить, что после него вполне можно совершать каза-намазы вплоть до того момента, когда солнце побледнеет, готовясь к закату. Когда же оно побледнеет и приблизится к закату, в это время каза-намаз совершать нельзя, и лишь после заката его исполнение снова станет допустимым. Единственный намаз, который можно совершать в указанный предзакатный отрезок времени, – это текущий аср-намаз, если он еще не был исполнен. Поскольку солнце в это время еще не зашло, формально время для аср-намаза еще не закончилось, и соответственно его нужно совершить, чтобы он не перешел в разряд пропущенных. Впрочем, отметим, что такая задержка аср-намаза порицается. (Маргинани. Хидоя. – Том 2, стр. 41)

ولا صلاة جنازة " لما روينا " ولا سجدة تلاوة " لأنها في معنى الصلاة إلا عصر يومه عند الغروب لأن السبب هو الجزء القائم من الوقت لأنه لو تعلق بالكل لوجب الأداء بعده ولو تعلق بالجزء الماضي فالمؤدى في آخر الوقت قاض وإذا كان كذلك فقد أداها كما وجبت بخلاف غيرها من الصلوات لأنها وجبت كاملة فلا تتأدى بالنقص

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q601

Воистину, вся хвала принадлежит Аллаху, мы восхваляем Его и ищем Его помощи и прощения. Мы ищем убежища у Аллаха от пороков наших душ и от зла наших поступков. Кого Аллах повел прямым путем никто собьет, а того кого сбил Аллах, никто не поведет прямым путем, мир и благословение лучшему из Творений Аллаха Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем кто последовал за ним, вплоть до Судного Дня.


А затем:


Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является нашим примером, который долгие часы тратил на ночи в молитвы и бодрствования до времени фаджра. Это достоверно известно о нем и в его учении и в его жизни, например, как он не любил спать до молитвы иша и не любил бесполезные разговоры после нее. Он советовал своим сподвижникам и всем мусульманам не делать этого. Сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, знали, какие причины, приводят к лени и, что мешало соблюдению молитвы фаджр в свое время и предупреждали людей и остерегали от этого. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если вы не в состоянии молиться ночью, то это является явным признаком того, что ваши грехи сковали вас и лишили вас добрых дел" . Хасана аль-Басри спросили: "Почему мы не можем бодрствовать ночью?" Он ответил: "Вы скованы в своих грехах".


Мотивация в настоящее время отсутствует среди мусульман. Когда от одного из них требуется из-за его работы или для собственных мирских выгод, встать рано на рассвете, он, несомненно, примет все необходимые меры предосторожности, чтобы не пропустить свое назначение. Он лишиться своего спокойствия, а так же будет беспокойным его сон, только из страха, что он может быть наказан или его зарплата от опоздания снизиться. Когда дело доходит до молитвы, они всего этого не имеют.

Проблема в лени. Такие люди не знают, то, что они теряют. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в отношении тех, кто не соблюдает иша и фаджр молитвы: "Если бы одному из них было известно, что он найдет полезную еду или два хороших дела, он непременно бы пришел на молитву иша и фаджр" .


В целом, для того, кто искренне хочет, очистить свою душу от лицемерия, пусть держиться подальше от лени, будет активнее, использует на практике действия, изложенные в нашей религии, пусть приучает себя вставать вовремя на фаджр и помнит, что это несет великую награду от Аллаха.


Почему ты не встаешь на фаджр?


Один из жестоко кажущихся явлений и самым серьезным прецедентом предвещающим о надвигающейся опасности и наказании это намеренное оставление утренней молитвы. Имеются основания опасаться, и я призываю к рассмотрению наиболее актуальных вопросов. С нашей стороны требуется немедленное выяснение причин и лечение его симптомов.


Является фактом, что все большее число мусульман сознательно избегают утреннюю молитву в мечети и выполняют ее в другое время. Это может быть связано с тем, что человек долгое время часов в ночное время занимается развлечением в интернете, играми на компьютере и др. Праведные предшественники рано ложились, чтобы застать утреннюю молитву. Их двери закрывались сразу после молитвы иша, они делали легкий ужин, чтобы проснуться на утреннюю молитву бодрыми. Вот почему они вели счастливый, мирный и здоровый образ жизни, поэтому они действительно чувствовали настоящий вкус утренней молитвы.


Появление современной цивилизации испортили наши религиозные ценности. В результате, мы стали лениться; наши тела обросли жиром и кожа стала дряблой, мы двигаемся не так часто, готовы лечь спать в любое время и не заметить как наступило время молитвы.


В настоящей статье предприняты попытки, которые могут оказать помощь нам, чтобы мы могли проснуться на молитву фаджр и я надеюсь они нам помогут, с помощью Аллаха.


Вот несколько советов по моему мнению, которые могут облегчить выполнение утренней молитвы:


Первый: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рано ложился, и предостерегал ото сна перед выполнением иша молитвы и от разговоров после нее. Некоторые случаи были исключением, имам ан Навави, да помилует его Аллах, говорит: "Причина, почему не рекомендуется - страх, что это приводит к бодрствованию в течении долгого времени после нее, и что может вызвать сонливость и трудность соблюдения ночной молитвы или фаджра, в их разрешенное, предпочтительное и лучшее время. Тем, кто пренебрегает этими ограничениями, и не выполняют никакой полезной работы, и не имеют полезных целей, для них лучше, чтобы они оставили это и побоялись Аллаха. Однако, что касается полезной деятельности, таких как: стремление к знаниям, слушать лекции праведных людей, приступают к переговорам предназначенных для примирения людей, увещевание людей, указывание на полезные действия, им дозволены ограничения, приведенные в хадисе" .


Второй: Быть усердными в соблюдении адаба (хорошим манерам предписанных в Исламе) выполняемых перед сном, таких как: дуа (мольбы) перед сном, выполнение двух ракаатов добровольной молитвы после вуду (омовения). Также мусульманин должен попросить жену, родителей, чтобы разбудили его. Как только проснулся, ты не должен задерживаться лениво и долго в постели, чтобы не приобрести пороки лицемеров, которые приходят на молитву, показывая признаки лени и отсутствие энтузиазма.


Третий: Заполни сердце верой и добрыми делами. Как только вера поселяется в сердце, она вызывает у человека действия на совершение добрых дел и он непрерывно стремиться к благим делам, даже если трудно. Вера, как дерево, которое дает хорошие плоды, когда его орошают из ручейков хороших дел, в результате чего улучшается отношения, как в личном, так и с обществом в целом. Отсутствие таких ручейков или воды пропорциональна - вера начинает чахнуть и вянуть. Сердце очень чувствительно к внешним раздражителям, таким как избыток пищи или напитка или просмотрам или прослушиванию запрещенного. Поэтому вы должны защитить сердце от таких внешних соблазнов.


Четвертый: Нужно держаться подальше от актов неповиновения Аллаху, защищая глаза, язык, слух и все чувства от потакания желаниям, которые Аллах сделал запретными для нас. В качестве альтернативы, следует задавать себе вопросы, и выполнять действия, связанные с поклонением Аллаху, такие как: чтение Книги Аллаха, размышлять над существами, которых Аллах создал в этой Вселенной, чтение книг для приобретения знаний и т. д. Один из праведных предшественников, раннего поколения спросили о причине того, почему людям было трудно выстаивать добровольные молитвы ночью. Он ответил: "Ваши грехи сковали вас" . Без сомнения, грехи могут быть основной причиной для некоторых людей и поэтому неспособны пользоваться благами благочестия. Как Имам Ибн аль-Каййим сказал: "Грехи как раны и для некоторых, раны могут иметь летальный исход" .


Пятый: Помнить о великой награде за участие в утренней молитве в джамаате и своевременное ее выполнение. Усман ибн "Аффан рассказывал: "Я слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: "Тот, кто молился иша в джамаате (коллективно), подобен тому, как, если бы он молился половину ночи. Что касается того, кто молился фаджр в джамаате, подобен тому, кто молился всю ночь" (Муслим). Также, Бухари и Ан Насаи приводят хадис от Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Про человека, который спал всю ночь до рассвета (без пробуждения на фаджр), Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Это человек, в чье ухо шайтан помочился" , или же он сказал, что "в оба его уха".


Имам аль Куртуби говорит: "Шайтан мочится и имеет половое сношение, а Аллах ведает лучше. Чтобы понять для себя справедливость этого утверждения, посмотрите на лица тех, кто пришел к своей повседневной деятельности, не помолившись фаджр в свое время, посмотрите на их лица в рабочее время. Вы наверняка попросите у Аллаха убежища. Но, в конце концов, что вы ожидаете от человека, которому в сердце шайтан помочился!".

Шестой: Плохие последствия возникают, в связи с отсутствием молитвы фаджр, таких как депрессивные состояния ума и потеря многих религиозных и мирских выгод, а также хорошего эффекта можно добиться в результате его выполнения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Шайтан связывает три узла на макушке каждого из вас во время сна. Он говорит, на каждый узел, который он связывает: "Долгая ночь перед вами, поэтому вы должны спать". Но если вы просыпаетесь и поминаете Аллаха Всевышнего один узел развязывается. Если вы совершите омовение другой узел развяжется. Если вы приступите к молитве последний узел развязывается. Таким образом, вы будете чувствовать себя утром энергичными и в хорошем настроении. В противном случае вы будете чувствовать себя в презренном состоянии и ленивым" (Рассказан Маликом, приведены в сборниках Бухарии и Абу Даудом).


Время после утренней молитвы полна добра и благословения. Ат-Тирмизи передал в своем сборнике, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, Аллах сделай благословенной моей общине ранее утро!". И всякий раз, когда он направлял армию в поход, он посылал их в начале дня, ранним утром. Сакр был купцом, который всегда посылал свой товар рано утром, таким образом, стал богатым. То есть, поэтому мы находим ремесленников и торговцев, использующих это время. Есть много преимуществ для здоровья, полученные от пробуждения для утренней молитвы. Например, самый высокий процент озона в атмосфере регистрируется на рассвете. Затем он постепенно исчезает, пока полностью не исчезнет до восхода солнца. Этот газ имеет очень благотворное влияние на нервную систему, это оживляет мозг и питает энергией мышцы, также человек вдыхает прекрасный ветер зари, известный как рассветный ветер, он будет испытывать удовольствие, не имеющий аналогов в любое другое время дня или ночи.


Седьмой: Не теряйте времени, очистить себя от лицемерия. В связи с тем, что трудно вставать на молитву фаджр, можно смело сказать, что человек имеет твердую веру и свободен от лицемерия. Именно поэтому в хадисе от Бухари и Муслима, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Самой трудной молитвой для лицемеров, являются иша и фаджр молитвы. Если бы только они знали, что они теряют, они скорее пришли бы на них, даже если пришлось ползти на коленях" .


Один из достойных сподвижников Абдулла ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, утверждал: "Действительно, кто пропускает их (то есть иша и фаджр молитвы) является лицемером". Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: "Когда мы видели человека отсутствующего на иша и фаджр молитвах, мы начинали подозревать его в лицемерии".


Если вы хотите оценить степень веры и правдивости человека, следите за его соблюдением молитвы фаджр. Если он проходит испытания, которые должны быть знаком, указывающим на силу его имана. Его правдивость в том, что ему удалось достичь наибольшей победы над собой и отказаться от удовольствия спать в постели. Если вы не видите этого в нем, это является показателем его слабости веры, черствости его сердца, и он пострадал от своих прихотей. Что же тогда говорить о том, кто утопает во сне и пропускает молитвы, и при этом чувствует себя комфортно, в то время как люди радуются совершением молитвы в мечети в джамаате, слушают Коран, прислушиваясь и задумываясь над каждым аятом от Аллаха, и становятся еще счастливее. Тот, кто предпочитает удовольствие от кровати, чем от удовольствия в общении с Аллахом, является реально проигравшим и понесшим убыток.



Пусть Аллах сделает их полезными. Хвала Аллаху Всевышнему, с самыми прекрасными атрибутами и благодарность Аллаху за Его милость к нам. Воистину Он Господь всего сущего.

Ежедневное выполнение пяти обязательных Намазов — это самое лучшее, что может сделать верующий. Когда Пророка Мухаммада спросили, какое из дел является наилучшим, он ответил означающее: «Своевременное выполнение [обязательных] Намазов» 1 .

В общинах всех Пророков, от Адама до Мухаммада, Намаз являлся самой важной обязанностью после Веры в Бога и Его Посланников. Все Пророки призывали своих последователей выполнять Намаз в соответствии с Шариатом. Поэтому каждый мусульманин обязан знать условия и правила и совершать его своевременно. Ни работа, ни учеба, ни домашние дела не являются оправданием для того, чтобы пропускать самый важный ритуал в нашей жизни. Тем более нельзя откладывать его выполнение из-за лени или развлечений.

Многие люди не выполняют Намаз, когда находятся в гостях или в общественном месте (в аэропорту, в университете, в больнице или на улице), стесняясь или боясь, что их не поймут. А также они оправдываются тем, что им неудобно делать омовение или они не успевают добраться до дома или мечети. Все это не является причиной пропускать Намаз! И даже тот, кто болен и не может встать с постели, обязан делать Намаз, если он в сознании.

Пропускать Намаз без уважительных причин является большим грехом. Уважительные причины: если человек проспал или забыл про Намаз. Но не считается забывчивостью, если человек вообще не выполняет Намаз, не помнит и не вспоминает о нем на протяжении многих лет.

А также является грехом делать Намаз раньше или позже времени без оправдания. Оправданием, например, может быть путешествие.

Что делать тому, кто не выполнил фард-Намаз?

ПРАВИЛО: Если человек был обязан делать Намаз 2 , но пропустил его (по уважительной причине или нет), то этот Намаз все равно остается для него долгом, и он обязан его выполнить.

Если человек пропустил Намаз по неуважительной причине, то он обязан покаяться 3 в грехе и выполнить пропущенный Намаз как долг безотлагательно. А если у него была уважительная причина, то греха нет, и он не обязан немедленно выполнять долг за этот Намаз.

Некоторые невежественные в религии люди утверждают, что можно не отдавать долги за невыполненные фард-Намазы, так как их время уже ушло. Они говорят, что вместо этого можно выполнять сунна-Намазы или другие благие дела, например, раздавать милостыню. Однако Пророк Мухаммад сказал означающее: «Кто проспал обязательный Намаз или пропустил его по забывчивости, то пусть выполняет его, когда вспомнит. И нет за это никакого другого искупления» 4 . Из слов Посланника Аллаhа следует, что если даже за Намазы, пропущенные по уважительной причине, единственным искуплением является их выполнение в качестве долга, то тем более он должен отдать долг за Намаз, пропущенный без уважительной причины! И это — единодушное заключение всех ученых-муджтаhидов (иджма) 5 .

А также все исламские ученые дали единое заключение, что тот, кто пропустил Намаз без уважительной причины, обязан покаяться. Он обязан отдать долги по Намазам без промедления, и долг за один обязательный Намаз не закроют даже сто тысяч рак’атов сунна-Намазов. У исламских ученых есть правило: «Кто не выполнил сунну, так как выполнял фард — оправдан. А кто вместо фарда выполнял сунну — обманут”.

Что делать, если много долгов по фард-Намазу?

Независимо от того, сколько у человека долгов по фард-Намазу, он обязан отдать их полностью. Некоторые люди, которые годами не делали Намаз, не отдают долги, оправдываясь: «Мы уже в пожилом возрасте и так много долгов не успеем выполнить. Мы надеемся, что Аллаh простит нас за пропущенные Намазы». Это в корне неправильная позиция! Даже если у человека огромное количество долгов, важно само стремление выполнить их все. И если он начал делать пропущенные фард-Намазы, но умер, не успев закрыть все долги полностью, то есть надежда, что Аллаh его простит, так как он совершил покаяние и твердо намеревался выполнить их все.

Отдавая долги по Намазу, важно определить их количество. Отсчет пропущенных Намазов ведется с того времени, как мусульманин достиг совершеннолетия 6 . А если человек принял Ислам, уже будучи совершеннолетним, то с момента принятия Ислама. Женщине нужно учитывать, что нет долгов за те дни, когда у нее были месячные и послеродовые выделения. Если человек не знает точно количества пропущенных Намазов, то пусть определит такое число, чтобы быть уверенным, что долгов больше нет. Рекомендуется отдавать долги в том порядке, как они выполняются (например, сначала Субх, потом Зуhр, Аср и т.д.), а также вести письменный учет выполненных долгов.

Выполнению долгов нужно отдавать все свое время, кроме минимально необходимого для обеспечения жизненных потребностей и выполнения обязанностей.

Посланник Аллаhа сказал, что пять фард-Намазов — это первый ритуал, о котором человек будет спрошен в Судный День. Он будет отвечать за то, выполнял ли он их своевременно, а если не выполнял вовремя, то отдал ли долги за них.

Тот, кто умер без покаяния за не выполненные без уважительной причины Намазы, будет горько сожалеть об этом. Когда появится перед ним Ангел смерти, грешник скажет: «Как я сожалею, что не сделал этот Намаз вовремя, и как я сожалею, что не покаялся и не выполнил его как долг!»

Сказано в Священном Писании 7: «И когда придет к одному из них смерть, он скажет: «О, мой Господь! Дай мне вернуться, чтобы выполнить свои обязанности [которыми я пренебрег]!» Но тщетна его мольба! Это всего лишь слова [сожаления] — его ждет жизнь в могиле до Дня Воскрешения [и ни возврата, ни возможности сделать обязанности уже не будет]».

А также сказано в Священном Писании 8: «О, те, которые уверовали! Пусть ваши заботы о богатстве и детях не отвлекают вас от выполнения Намаза! [Воистину] те, кто был увлечен мирской суетой [пропуская Намаз], будут в проигрыше!»

____________________________________

1 этот хадис передал имам Аль-Байhакый

2 женщина в период менструации не делает Намаз, и нет у нее долгов за эти Намазы

3 покаяние включает в себя: сожаление, выполнение пропущенного Намаза как долга и намерение в будущем не пропускать Намаз

4 этот хадис передали имамы Аль-Бухарий и Муслим

5 то иджма’ передал имам Ан-Науауий в своей книге «Маджму’, а также имам Ибн Кудама Аль-Макдисий Аль-Хамбалий в своей книге «Аль-Мугнии’

6 совершеннолетие по Шари ату: наступление половой зрелости или достижение 15-ти лет по лунному календарю (приблизительно 14,5 лет по григорианскому календарю), если половая зрелость не наступила ранее

7 значение аятов 99-100 суры «Аль-Му минун»:

8 значение аята 9 суры «Аль-Мунафикун»:

Вам может понравится

Мавлид — символ искренней любви к Пророку, мир Ему

Совсем скоро мусульмане всего мира отметят знаменательное событие - рождение Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему. День этот осветил мир лучами истины, справедливости и добра. Он стал величайшей вехой в распространении любви, мира и счастья. Поэтому хотелось бы напомнить мусульманам непосредственно перед наступлением месяца, в котором родился Посланник, мир Ему. К этому великому событию с особым вниманием и почетом относились наши старики, от которых мы, собственно, и приняли этот прекрасный дар – проведения Маулида. Не стоит забывать и о том. что в наше время многие не только не понимают сущности Маулида (Мевлюда), но еще и просто не знают что это такое. Учитывая этот факт, будет уместным начать с краткого описания сути этого праздника , а также осветить его духовную и религиозную составляющие.

Эта прекрасная традиция поддерживается во всех мусульманских государствах . О ней написано масса книг ученых , ей посвящены стихотворения и поэмы.

Празднование Мавлида

Стимулом, побуждающим простых верующих праздновать этот праздник, а ученых писать великие произведения, является Аят из Священного Кур’ана это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن . в котором сказано, означающее:

«И совершайте благие деяния»

Для того, чтобы осознать величественность Мавлида, постигнуть это великое и благое деяние, для искренних людей достаточно узнать о цели этого празднования, о сути, а также о том, как он проводится.

Мавлид — это символ любви к Пророку, мир Ему. Таким образом, мусульмане выражают свою благодарность Аллаху за посланную милость в лице Великого Пророка, мир Ему. Известно, что желательно держать пост-сунну (желательный пост) в понедельник. Однажды у Пророка Мухаммада, мир Ему, спросили причину того, почему мусульманам желательно соблюдать пост-сунну именно в этот день. Пророк, мир Ему, ответил: «В этот день родился я». Таким образом, сам Посланник Аллаха, мир Ему, указал на то. что пост в этот день — это благодарность Аллаху за то, что Он послал нам Пророка, мир Ему. Если пост в этот день разрешен, являясь благодарностью Аллаху, то отсюда следует, что разрешенным является совершение и иных благих деянии, в которых выражаются благодарность Создателю. Несомненно, и такой благодарностью является Мевлюд. Этот праздник, включая в себя перечисленные духовные составляющие, охватывает и множество других аспектов, которые в совокупности могут стать для верующего важной ступенью в духовном развитии.

Несмотря на то. что данное торжество в различных мусульманских странах имеет свои отличительные особенности, причина которых самобытность и языковое разнообразие, тем не менее, можно указать и на общие, характерные для всех верующих принципы.

Открывается торжество Мевлюда, как и любое иное мероприятие подобного рода, чтением Священного Курана. Затем, пока готовится угощение, кто-либо из верующих читает красивым, певчим голосом жизнеописание Пророка, мир Ему: о рождении, жизни и других знаменательных событиях, которые были в Его прекрасной жизни.

Одной из особенностей Мевлюда является коллективное восхваление Пророка, мир Ему, читая различные салауаты. Подтверждается двумя достоверными хадисами (изречениями Пророка, мир Ему), что коллективное восхваление Посланника Аллаха, мир Ему, одобрено Шари’атом. Один из этих хадисов передан Имамом Ахмадом нбн Ханбалем в его книге «Муснад». В нем рассказывается, что эфиопы, находясь в мечети Пророка, мир Ему, читали восхваление на своем языке. Пророк, слышавший это чтение, спросил о значении их слов. Они отвечали, что эти слова означают: «Воистину, Мухаммад — благочестивый раб Аллаха». И Пророк, мир Ему, одобрил это деяние.

В книге «Муснад Аль-Баззар» сказано, что эфиопы, сопровождая чтение Салауата танцем, читали: «Абуль-Гасим-таййиб». Этот Салауат означает: «Абуль-Гасим -благочестив». Абуль-Гасим это одно из имен Пророка, мир Ему. Посланник, мир Ему, будучи очевидцем этого чтения, не запретил его и не высказался против коллективного его совершения.

Восхваление Пророка, мир Ему, — один из видов ‘ибады (поклонения Аллаху). Собираясь вместе, мусульмане в минуты праздника могут ощутить единство сердец в любви к Великому Пророку, мир Ему. В эти моменты верующие ощущают небывалое единство, сплоченность и любовь друг к другу. Мусульмане, совершая это великое деяние, по Воле Аллаха могут получить барака (благословение) от Аллаха ; больные, посетившие такое собрание, возможно, покинут его уже будучи здоровыми, а печальные и грустные ощутят небывалую силу и лечение душ и сердец.

Мусульманские имена для мальчиком и девочек

Проблема имя наречения является актуальной и по сей день. С этой проблемой, несомненно, сталкивался каждый из нас в момент рождения ребёнка. Мы кропотливо перебираем десятки имён прежде чем остановиться на одном из вариантов. Всегда хочется найти что-то красивое, не противоречащее традициям и вероисповеданию, но в то же время и простое, легко выговариваемое. Благозвучность имени играет отнюдь не последнюю роль в социальном обществе. Бывают случаи, когда родители под влиянием личных эмоций и идеологических идей называли детей, такими именами, которые не соответствовали морально — этическим устоям в мусульманском обществе. Например, во времена всесоюзного строительства коммунизма в некоторых тюркских народах детям присваивались имя «Ленур» — Ленинъ нуры (Светоч Ленина), “Марлен» — Маркс и Ленин и другие политические имена. Также следует отметить проблему исчезновения из языка таких букв как «ه» — h и «ح» — х . Например, Асан, Усеин, Усние. Это имена, общепринятые в мусульманском мире, как однокоренные слова “Х асан» — » “Х усейн» — “Х юснияй”, от арабского — утончённый, изящный, хороший. Причиной исчезновения упомянутых букв в языке тюркских народов, является подмена арабской графики латинской или кириллической.

Некоторые тюркские народы по сей день сохраняют интересную традицию называть ослабленного новорожденного именем Турсун или Яшар, Омюр. В частности, азербайджанцы называют Дурсун или же присваивают имя отца и матери. Никто не будет отрицать факт того, что имя является своеобразным носителем какой-либо информации. Мусульманское имя может нести в себе память о роде Пророков и их близких, мир Им. Свидетельствовать о покорности и вере мусульманина в существование Единого Аллaha, а также в Судный день. Это заметно на примере имен, основывающихся на: ‘абд (‘ибад), сейф и нур. Варианты арабского термина «’Абд» трактуются как: раб. Сейф как: мечь, а нур — луч, свет. Обратим внимание на следующие имена: ‘Абдуллah, ‘Абдурах ман, ‘Абдульк адир, ‘Абдуссъамад, Сейфуддин, Нуреддин и др.

Нужно сказать, что в процессе наречения ребенка принимают участие не только молодожены, но и их родители, бабушки, дедушки. В большинстве случаев, молодые в знак уважения и благодарности последнее слово оставляют за старшими. В этом собственно и заключается менталитет крымскотатарского народа.

В традициях некоторых тюрков-мусульман, имеется особый подход к именам, супруга зачастую обращается к мужу без упоминания его имени. Например, женщина-узбечка зовет мужа «ходжайын» (но этимологии русского слова «хозяин»), отасы — отец детей. В крымскотатарских домах, а в особенности это семьи е большим прошлым, друг к другу обращаются как: акъай, апай или киши, апакъай, аврат и т.д. Слово «аврат» применяется к женщинам, из-за того, что у них есть части тела, которые они должны закрывать перед чужими мужчинами. (Все тело, кроме лица и кистей рук).

Возвращаясь непосредственно к нашей теме достаточно вспомнить о наших соотечественниках, у которых двойные имена. Например: Къурт-Сабе. Къурт-Али, Къурт-Асан, Къурт-Осман, Сеит-Асан, Сеит-Бекир, Сеит-Белял, Сеит-Вели, Мамбет-Али. Вспомним о формах имен в довоенном Крыму, это имена известных классиков крымскотатарской литературы: Хасан Сабри, Хусейн Шамиль, Умер Фехми и другие. Иногда среди читателей находятся такие, кто путает их вторые не официальные имена с фамилиями. Ибо, как мы знаем в фамилиях тюркского происхождения отсутствуют типичные для славянских народов окончания типа: ов/ова, ев/ева. В настоящее время отдельные крымскотатарские деятели культуры, дабы подчеркнуть патриотизм намеренно отсекают от личных фамилий подобные окончания. Например, Шакир Селим(ов), Шевкет Рамазан(ов), Айдер Мемет(ов), Фетта Аким(ов), Айше Коки(ева), Шерьян Али(ев). По некоторым данным, вышеупомянутые парные имена присваивались детям для того, чтобы избежать недоразумений между односельчанами с одинаковыми именами. Возможно, здесь существуют и другие мотивы. На данный момент этот вопрос остается малоизученным. Наряду с именами существуют и различные псевдонимы, прозвища. Если обычно творческие люди или реже политические деятели, наряду с настоящим личным именем приписывают себе и псевдоним, то прозвища присваиваются определенному человеку непосредственно людьми, окружающими его.

С намерением напомнить старинные традиционные мусульманские имена начинаем публикацию наиболее часто употребляемых имен. За основу статьи взяты справочник тюркских имен, арабско-русский, османско-турецкий и другие словари.

Мужские и женские имена на буквы — А

‘Абдуллаh — раб Божий.
‘Абид, (‘Абиде) — поклоняющийся, молящийся, верующий раб.
‘Адалет — правосудие, справедливость.
‘Адиль, (‘Адиле) – справедливый. Мужское и Мужское и женское имя женское имя.
‘Азамат — величие, великолепие.
‘Азиз, (‘Азизе) — уважаемый, почитаемый, любимый. Мужское и женское имя
‘Азим — полный решимости, решительный
‘Али — имя двоюродного брата Пророка Мухаммада, мир Ему (‘Алие женское имя)
‘Алим (‘Алиме) — мудрый, ученый, знатный. Мужское и женское имя
‘Ариф — знатный, смышленый
‘Абдульгъаффар — Раб Аллaha, Прощающего грехи
Адем — Адам, имя первого человека, созданного Аллахом, первый Пророк, мир Ему
Алемдар — знаменосец
Амин — достоверный, правдивый Мужское имя и женское имя
Амина — имя матери Пророка Мухаммада, мир Ему
Амир (Эмир) — правящий, дающий приказы
Арзу — 1.возлюбленная Камбера — героя известной в народе сказки «Арзу ве Камбер». 2. от перс, желание, мечта
Асия (Асие) — так звали жену Фараона. Благочестивая женщина из последователей пророка Муса, мир Ему
Ахмад — одно из имен Пророка Мухаммада, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Б

Басыр — проницательный, прозорливый, дальновидный
Батал — смелый, храбрый, герой
Батыр — богатырь
Бахтияр — от перс. Счастливый

Мужские и женские имена на буквы — В

Вильдан (от ар.слов валил, велел, эвляд) — новорожденные дети; рабы

Мужские и женские имена на буквы — Г

Гевхер (Джаухар) — драгоценный камень, чистый, истинный, неподдельный
Гюзуль (Гузаль, Гезуль) — от тюрк, красивый, хороший. Женское имя

Мужские и женские имена на буквы — Д

Дилявер — от перс. отважный, смелый, храбрый
Диляра — от перс.поэт. красавица; милая, прекрасная, успокаивающая сердце

Мужские и женские имена на буквы — З

Заhид (Заhида) — ведущий аскетический образ жизни. Мужское и женское имя
Заир (Заира) — посещающий, навещающий. Мужское и женское имя
Зайнаб (Зейнеб) — имя дочери Пророка Мухаммада, мир Ему
Закир (от Зикр) — упоминающий Имя Бога Всевышнего
Зариф (Зарифа) — нежный, утонченный. Мужское и женское имя
Зафер — достигающий цель; побеждающий, победитель
Заhра — цветок
Зуhра — одно из имен дочери Пророка, мир Ему, Фатимы
Зеки (Зекие) — чистый, без примесей, натуральный, неподдельный. Мужское и женское имя
Зеки — умный, смышлёный
Зульфие — та, у которой очень красивые, пышные волосы

Мужские и женские имена на буквы — И

Ибраhим — имя Пророка, мир Ему, отец Пророка Исма’иля, мир Ему.
Идрис — имя одного из Пророков, Мир Им.
Иззет — величие, почтение.
Ильhам (Ильhамие) — вдохновение. Мужское и женское им.
Ильяс — имя одного из Пророков, мир Им.
Имдад — помощь; сила, посланная на помощь
Иман — вера. Женское имя.
‘Инает — милость, попечительство, заботливость.
Ирфан — знание. Мужское имя.
‘Иса — имя одного из Пророков, мир Им, сын Марьям, мир Ей. Аллаhом Ему был ниспослан Инджиль.
Ислям — название религии всех Пророков, мир Им, от ар. означает покорность Единому Богу
Исма’ил — имя одного из Пророков, мир Им. Первый сын Пророка Ибраhима, мир Ему, от hаджера Исмет — непорочность, защищенность.
Ирада (Ираде) — воля.

Мужские и женские имена на буквы — К

Камаль (Кемаль) — совершенство.
Керем — благородство; щедрость.
Керим (Кериме) — щедрый, благородный. Мужское и женское имя.
Каусар (Кевсер) — 108 сура из Кор’ана название райского источника.
Кямиль (Кямила) — совершенный, безукоризненный. Мужское и женское имя.
Кадер (Кадире) — могущественный, сильный. Мужское и женское имя

Мужские и женские имена на буквы — Л

Лятифе — нежная, мягкая. Женское имя.
Лютфи (Лютфие) — любезный, милый. Мужское и женское имя.
Ляле – тюльпан.

Мужские и женские имена на буквы — М

Махбуб (Махбубе) — любимый, возлюбленный. Мужское и женское имя.
Мавлюд (Мавлюда) — рожденный. Мужское и женское имя.
Мадина — город в котором находится могила Пророка Мухаммада, Мир Ему.
Марьям (Мерьем) — мать пророка ‘Исы. мир Ему
Мадиха – восхваляющая.
Мекка — Место где родился Пророк Мухаммад, Мир Ему и место нахождения Ка’бы.

Мужские и женские имена на буквы — Н

Надир (Надире) - редкий.
Назим (Назмие) - сочиняющий.
Назиф (Назифе) – чистый.
Наиль (Наиле) - достигающий цели.
Нафисе - очень ценная; прекрасная.
Недим (Недиме) - собеседник, друг.
Нимет - благо, дар.
Нуреддин - свет веры.

Мужские и женские имена на буквы — Р

Рагъиб (Рагъибе) - желающий.
Раджаб (Реджеб) - седьмой месяц но лунному календарю.
Райф (Райфе) добросердечный.
Рамазан (Рамадан) — месяц Поста.
Расим - художник, рисующий.
Рефат - сострадательный, добрый.

Мужские и женские имена на буквы — C

Саадет -счастье.
Сабит твердый, устойчивый.
Сабир — терпящий, примеряющийся.
Садриддин - с верой в сердце.
Саид (Саиде) – счастливый, удачливый.
Сакин (Сакине) пребывающий в покое.
Салих (Салиха) - благочестивый.
Сафвет - чистый, ясный.
Сафие — чистая, без примеси.
Селим (Селиме) - без изъянов.
Селямет - благополучие, безопасность.
Сефер - путешествие.
Субхи (Субхие) утренний.
Сулейман - имя Пророка, мир Ему.
Султан (Султание) - правитель.

Мужские и женские имена на буквы — Т

Таhир (Таhире) чистый, благородный.
Талиб — стремящийся; ученик.
Тевфикъ – удача, удачливый.

Мужские и женские имена на буквы — У

Ульви (Ульвие) – возвышенность.
‘Убайдуллаh — раб Всевышнего.
Уммет - община.

Мужские и женские имена на буквы — Ф

Фазиль (Фазиле) -благородный.
Фаикъ (Фаикъа) – превосходный.
Фарукъ – справедливый.
Фатима (Фатма) — имя первой дочери пророка Мухаммада, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Х

Халиль преданный (друг, товарищ).
Халим (Халиме) - мягкий, добрый.
Халис (Халисе) - чистый, без примеси.
Хабиб (Хабибе) – любимый.
Хадидже – имя первой жены Пророка Мухаммада, мир Ему.
Хайдар - лев, то есть храбрый и смелый.
Хайреддин - благо от веры.
Хайри – счастливый, удачливый.
Хаким (Хакиме) - мудрый.
Халиль – преданный, друг, товарищ.
Халим (Халиме) – мягкий, добрый.
Халис (Халисе) – чистый без примеси.
Хасан – изящный, хороший. Имя внука пророка Мухаммада, мир Ему.
Хикмет – мудрость.
Хусейни – хороший, изящный. Имя внука пророка Мухаммад, мир Ему.
Хусний (Хусние) – изящный, красивый.

Мужские и женские имена на буквы — Ш

Шаабан - восьмой месяц лунного календаря.
Шемседднн - со светлой верой.
Шакир (Шакире) – благородный.
Шевкет – величественный, важный.
Шемседдин – со светлой верой.
Шемси (Шемсие) – солнечный, лучезарный.
Шериф - почетный.
Шефикъ (Шефикъа) – добрый, душевный.
Шукри (Шукрие) – благодарящий.

Мужские и женские имена на буквы — Э

Эдиб (Эдибе) – благовоспитанный.
Эдие (hедие) - подарок.
Экрем — очень щедрый, радушный.
Эльмаз — драгоценный камень, алмаз.
Эмин (Эмине) - честный.
Энвер - очень лучезарный, светлый.
Энис (Энисе) – очень хороший соебеседник.
Эсма - очень щедрая, радушная.
Эюб - имя Пророка, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Ю

Юнус - имя Пророка, мир Ему.
Юсуф имя пророка, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Я

Я’къуб - имя пророка, мир Ему.

Соблюдение Ораза в месяц Рамадан это особое поклонение, и от него есть польза как в этой, так и в следующей жизни. У постящегося есть две радости: первая в этом мире, когда он разговляется после соблюдения Поста, а вторая в мире следующем, когда ему будет дано видеть Аллаха в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую без места, без образа и без расстояния. Мусульманин, соблюдающий Пост, ин шаа Аллах, войдет в Рай. Кроме того, Пост полезен для здоровья. Люди, которые соблюдали Пост в месяце Рамадан, становятся более милосердными, больше сочувствуют и оказывают помощь бедным, поскольку им самим пришлось ощутить чувство голода и жажды. Люди становятся более богобоязненными, меньше совершают грехов и меньше ссорятся. Здоровье людей соблюдающих Пост, заметно укрепляется. Поэтому нужно стремиться сохранить здоровье, которое вы смогли поправить благодаря благотворному влиянию Поста.

В месяц Рамадан люди ограничивают себя в еде, в результате сердце работает с меньшей нагрузкой и снижается давление. Снижается уровень холестерина, нормализуется кровообращение. Поэтому соблюдение Поста особенно полезно для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. У таких больных заметно улучшается самочувствие.

Соблюдение Поста способствует, снижению излишнего веса. Это способствует лечению ревматизма, так как уменьшается нагрузка на суставы. Ученые констатируют, что у больных ревматизмом состояние здоровья в месяц Рамадан улучшается. Прежде всего, это связано с определенным режимом питания. В дальнейшем у таких больных также может появиться шанс полностью отказаться от медикаментозного лечения.

Пост полезен и для людей, страдающих аллергией и респираторно-бронхиальными заболеваниями. Соблюдение Поста особенно важно для больных бронхиальной астмой. В случае если больной с подобным недугом в течение года придерживается определенного режима питания, то его желудок меньше переполняется и не оказывает давление на диафрагму. Соответственно, не затрудняет дыхание..

Особой диеты следует придерживаться после месяца Рамадан. Нужно постараться ограничить себя от потребления большого количества соли и жиров. В результате, в крови заметно снижается избыток солей и снижается артериальное давление.

Также употребление пищи с низким содержанием соли и жиров снижает вероятность кожно-воспалительных заболеваний, а в частности угревая сыпь.

Ограниченное потребление пищи влияет на снижение уровня сахара в крови больных сахарным диабетом. Таким образом, снижается нагрузка на поджелудочную железу, а тем самым уменьшается выработка избыточного количества инсулина в организме.

Чрезмерное употребление пищи приводит к ускоренному старению организма. Это объясняется нарушением процесса регенерации и деления клеток.

Злоупотребление сладостями, а также переедание наносит непоправимый ущерб организму, так как из-за нарушения артериального кровообращения и повышения давления возникают различные аномалии в области сердца и печени.

Воистину, за соблюдение Поста в месяц Рамадан во имя Аллаха мусульманин получает большое вознаграждение.

Придерживаться Ораза значит укреплять здоровье и силу духа во имя Аллаха.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как будете возвращать и восполнять все пропущенные фарды? Вы думали о том, какие последствия могут ожидать за это в День Суда?

В Коране Аллах Всевышний сказал: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» .

Все обязательные намазы по предписанию Всевышнего Аллаха должны быть совершены в период определенного времени. Если же по какой-либо причине намаз не совершается в свое предписанное время, он должен быть совершен в ближайшее возможное время, соблюдая правила совершения каза-намаза. Восполнение не совершенной вовремя молитвы является обязательным, как и сами пятикратные намазы.

В том, что человек пропустил намаз с уважительной причиной, как например проспал, забыл по чрезвычайных обстоятельствам, греха нет. Но есть необходимость восполнить пропущенный намаз, несмотря на то, был ли он пропущен по уважительной причине или нет.

Анас ибн Малик передал, что Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Кто забудет об обязательной молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха, кроме как это».

Что касается восполнения пропущенного фард намаза или поста, существуют определенные правила, которые касаются обоих. Например, каза утренний намаз не может быть совершен во время восхода солнца. Намаз можно совершать по происшествии 15-20 минут после его полного восхода.

Также запрещается совершать каза-намазы в то время когда запрещены любые намазы (закат, зенит). Каза-намаз можно совершать в любое время, в независимости от того, когда должен был быть совершен определенный намаз, например, если вы по забывчивости или другим обстоятельствам пропустили период утреннего намаза, то не стоит дожидаться утра следующего дня, следует совершить его сразу после полуденного.

Такие же детали касаются всех остальных обязательных намазов. Восполняться может только пропущенный фард намаз. Сначала выполняется пропущенный намаз, далее тот, который обязан по времени. Желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.

Если человек совершил намаз, но потом оказалось, что его время истекло, то в этом случае необходимости совершать каза-намаз нет.

Совершение каза намаза означает стремление к милости Аллаха, в то время как пренебрежение ими только вредит мусульманину:

Что привело вас в Преисподнюю? Что привело вас в Преисподнюю?» (74:42-43).

Аллах сказал, «Это - те, которые проявляют терпение и уповают только на своего Господа» .

Что касается совершения намаза вовремя, однажды Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили о том, какое деяние мусульманина является наилучшим. Он ответил: «Обязательные намазы, выполняемые в совершенстве и в указанное для каждого из них время».