Занятие помогает в увлекательной форме систематизировать представления об осенних изменениях в природе, формировать представления о периодах осени, пополнить активный словарь существительными с уменьшительными суффиксами, сложными словами у воспитанников подготовительной логопедической группы. Используется авторское пособие "Лого-книга".

Коррекционно -образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад). Расширение представления о переносном значении слова золотая (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе).

Коррекционно -развиваюшие цели. Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств. Развитие связной речи, зрительного восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений с речью.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Корзинка с разноцветными листьями разных деревьев, мольберт, 3 картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени, 2-я страница "Лого-книги", рисунки с наложенным изображением листьев по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)

Логопед встречает детей в дверях кабинета, где тихо звучит "Осенняя песня" П. Чайковского, с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Логопед поднимает корзинку на уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.

Логопед. Садится будет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково.

1-йребенок. Березка.

2-й ребенок. Дубок.

3-й ребенок. Тополек.

4-й ребенок. Осинка.

Дети выполняют задание логопеда и по очереди садятся за стол.

Логопед. Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос "Какие осенние листья?"

Дети. Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.

Логопед. Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. (Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе).)

Логопед рассыпает оставшиеся листья в корзинке на столе.

Логопед. Какой месяц осени заканчивается?

1-й р е б е н о к. Заканчивается сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.

Логопед. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло днем, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.

Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.

Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

3. Упражнение "Периоды осени". (Развитие зрительного восприятия и внимания, способности обобщать, связной речи).

Логопед смахивает листья в корзинку и вывешивает на мольберт три картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени.

Логопед. Посмотрите на картины и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на доске именно в таком порядке.

Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.

Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание, выполняя задание.

1 -й р е б е н о к. На первой картине нарисованы дети в парке. Небо серое, покрытое облаками. Но листья на деревьях и трава еще зеленые, на клумбе много цветов. Дети одеты в легкие курточки. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.

2-й ребенок. На второй картине мы видим деревья, покрытые разноцветными листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать "Золотая осень".

3-й ребенок. На третьей картине мы видим голые деревья, серое небо, мальчики и девочки одеты в теплые куртки. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору - позднюю осень.

4. Общая артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

Логопед просит детей взять в руки зеркало и предлагает им сделать несколько упражнений артикуляционной гимнастики

Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. "Широкий" язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас "почистим" зубки. "Почистить" языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

5. Подвижное упражнение "Туман". (Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, просодической стороны речи).

Логопед предлагает детям, пройти на ковер.

Туман повис клоками в Сидят на корточках, выполняют ритмичные
Саду и во дворе удары ребром ладони и кулачками
по полу.
Поймать туман руками Ритмично сжимают и разжимают кулаки
Я взял его ладошкой
и крепко- крепко сжал
Но прыткий он как кошка, Бегут пальчиками по полу.
он взял и убежал
Висит туман над речкой Встают, поднимают руки и качают ими из
и дышит, как живой стороны в сторону
Как белая овечка с кудрявой головой. Смыкают руки над головой.
И маленькие рожки на этой голове,
Но поутру остались лишь капли на траве.

6. Работа с "Лого-книгой" (Развитие мелкой моторики, связной речи. Закрепление понятий "Золотая осень", листопад)

Логопед вывешивает на доске 2-ю страницу из "Лого - книги".

Логопед. Ребята, а давайте теперь создадим свою картинку. Изобразим золотую осень. Перед вами лежат части картины (на столе лежат, выполненные из ткани листья разных цветов, "кроны" разных цветов, трава, сугробы, цветы, солнышко, тучки).

Сейчас, каждый из вас будет подходить к столу, брать одну из частей картины, которая соответствует периоду "золотая осень", и прикреплять ее к странице книги. При этом каждый из вас объяснит свой выбор.

1-й ребенок. Я выбрал и пристегнул желтую "крону" дерева, потому что она как -будто золотистая, и напоминает переливающиеся желтые листья на солнце.

2-й ребенок. Я пристегнул к дереву разноцветные листья - желтые, бордовые и зеленый, потому что золотой осенью все литья разных цветов.

3-й ребенок. Я пристегнул травку желтую и зеленую, потому что золотой осенью, трава уже начинает желтеть.

4-й ребенок. Я прикрепил солнышко и тучку. Солнышко, потому что золотой осенью солнышко еще светит ярко, хотя уже и не греет как летом. А тучку, потому что золотой осенью, бывают и пасмурные дни.

Логопед. Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Молодцы.

А теперь объясните мне, что такое листопад.

Дети. Листопад, это когда осенью опадают с деревьев листья.

Логопед. Давайте, изобразим листопад на нашей картинке. Что для этого нужно сделать?

Дети. Отстегнуть листья и положить их в траву.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с этим заданием.

7. Пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой моторики)

Логопед предлагает детям сделать зарядку для пальчиков.

8. Работа по картинке-загадке "Что ты видишь?" (Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи).

Логопед раздает каждому ребенку картинку - загадку с наложенными изображениями листьев.

Логопед. Последняя игра сегодня - картинка-загадка "Что ты видишь?" У каждого из вас на столе есть картинка, на которой спрятались листочки. Вы должны назвать по одному листочку, и обвести его

1 -й р е б е н о к. Я вижу кленовый лист.

2-й ребенок. Я вижу березовый листок.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. А я увидела дубовый листок.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Не назвали только рябиновый листок. Вот он. Обводит изображение карандашом.

Логопед. Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы отлично справились с ним.

9. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает детям вспомнить основные этапы занятия, рассказать о том, что нового они узнали, что им было интересно делать, а потом оценивает их работу.

При подготовке конспекта использовалась литература:

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Работа с глиной - одно из средств коррекции развития речи
Памятка родителям заикающихся дошкольников

Проект системы работы с дошкольниками со зрительной патологией. Тема: "Комплексное воздействие арттерапии на психоэмоциональное состояние дошкольников со зрительной патологией"
Несколько идей для привлечения родителей к совместной деятельности в группах детского сада
| конспект | конспект урока | подгрупповые занятия | конспект подгруппового занятия | конспекты занятий | формированию | формирование личности | лексико–грамматических | средств | народные средства | языка | русский язык | развитию | речи | части речи | лексическая | лексическое значение | тема | и тем и тем | осень | осень 2011 | периоды | ледников период | осени | детский | детский сад | Страничка логопеда | Конспект подгруппового занятия по формированию лексико–грамматических средств языка и развитию речи Лексическая тема Осень Периоды осени Детский сад

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе

Тема: «Осень»

Цели:

уточнить, закрепить и расширить представления детей об основных приметах осени;

активизировать словарь прилагательных и глаголов по теме;

продолжать развивать словообразовательную функцию речи;

учить составлять рассказ об осени с опорой на схему;

развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и мышление;

воспитывать любовь к осенней природе.

Оборудование: картинка с изображением времени года «Осень», картины с изображением времен года, опорные схемы примет осени, мяч, картонные желтые листья, схема для составления рассказа по осенним приметам, панно.

Ход занятия

1.Орг. момент

Упр. «Назови ласково»

2.Сообщение темы занятия

Отгадайте загадку.

«Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда это бывает?» (Осенью)

Сегодня мы поговорим об осени.

3.Беседа по теме

После, какого времени года наступает осень?

Что делают люди в садах, на огородах и полях осенью? (Осенью люди убирают урожай овощей и фруктов).

Назовите осенние месяцы.

Повторение названий осенних месяцев.

4.Повторение названий времен года

5. Д/и «Подбери признак»

Что можно сказать об осени, какая она? (Осень - золотая, нарядная, хмурая, холодная, ранняя, красивая, дождливая и т.д.).

Какая природа осенью? (Осенью природа красивая, желтая, нарядная, яркая и т.д.).

6.Приметы осени

Вспомним и назовём приметы осени.

Как светит осенью солнце?

Какое небо? (Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь).

Какая погода осенью? (Погода осенью холодная, дует ветер).

Что происходит с деревьями, травой? (На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает).

Что происходит с птицами осенью? (Птицы улетают на юг).

Что происходит с животными? (Звери готовятся к зиме).

7. Д/и «Скажи со словом «Осенний»

Ветер, небо, погода, аллея и др. (Осенний ветер, осеннее небо и др.)

8. Объяснение и понимание переносного значения слов (« Золотая осень», «Поздняя осень», «Золотой ковер» (из листьев), «Золотые листья»).

9.Пальчиковая гимнастика

ОСЕННИЙ БУКЕТ

Раз, два, три, четыре, пять

Начиная с большого.

Будем листья собирать Ритмично сжимают и разжимают кулачки .

Листья берёзы, листья рябины, Поочерёдно загибают пальчики на руке,

листики тополя, листья осины, начиная с большого.

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и

Указательным пальчиками.

10. Д/и «Подходит-не подходит» (с желтыми листьями)

Поиграем с осенними листьями.

Я буду называть слова. Если слово подходит к осени, то поднимите осенние листья.

Опадают , тает, хмурая, расцветают, холодная , теплеет, жарко, улетают, зеленеют, поспевают , желтеют

11 . Физкультминутка

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх

Перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыжки на носочках, руки на поясе.

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть. Приседаем, руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги. Идём по кругу с высоким подниманием

Колена.

12. Упр. «Какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь?-дождливая,

…дождь-дождливая, ..холодно-холодная…, пасмурно-пасмурная…, сыро-сырая…, хмуро-хмурая…, солнечно-солнечная…, ясно-ясная…

13.Упр. «Скажи по образцу»

Наступил осенний день- наступили осенние дни.

На дереве желтый лист- на дереве желтые листья.

Плывет серая туча- плывут серые тучи.

Идет холодный дождь- идут холодные дожди.

Дует сильный ветер- дуют сильные ветра.

Висит теплая куртка- висят теплые куртки.

Летит птичья стая- летят птичьи стаи.

14. Д/и «Исправь ошибки» (по осенним приметам)

Скажите, что я говорю об осени правильно, а что неправильно.

Осенью солнце светит ярко? (Солнце осенью светит мало, не греет).

Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь.

Погода осенью теплая ? (Погода осенью холодная, пасмурная, дождливая).

На деревьях листья зеленые и опадают? (На деревьях листья желтеют, вянут и опадают).

Птицы прилетают с юга? (Птицы улетают на юг).

15. Составление рассказа-описания об осени (по схеме)

Осенью солнце светит мало, не греет. Погода холодная, ветреная. Небо покрыто темными тучами, часто моросит дождь. На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает. Птицы улетают на юг, туда, где тепло. Звери тоже готовятся к холодной зиме. Заяц меняет свою серую шубку на белую. Белка припасает на зиму: орехи, грибы. Медведь ложиться спать в берлогу на всю зиму.

16.Итог занятия

О чём мы сегодня говорили? В какие игры мы играли?

17 . Оценка деятельности детей

Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы.


Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного запаса по теме “Осень”.

1. Обогатить и активизировать словарный запас по теме “Осень” (предметный словарь, словарь признаков, глагольный словарь).

2. Развивать грамматический строй речи (подбор родственных слов, работа с относительными прилагательными).

3. Активизировать знания по темам: деревья, перелетные птицы, дикие животные.

4. Развивать умение отвечать на вопрос развернутым предложением.

5. Совершенствовать слуховое внимание и умение выполнять инструкции.

6. Развивать общую моторику.

7. Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: проектор и экран,ноутбук с презентацией, осенние листочки с: березы, клёна, дуба, рябины, липы.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети заходят в кабинет, стоят полукругом.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в сказку, чтобы туда попасть, нам нужно поиграть в волшебную игру. Я буду говорить и показывать разные действия, но вы должны делать только то, что я говорю.

Ход игры: логопед показывает – руки в стороны и делает руки в стороны, показывает руки вверх – говорит руки вниз и т.д.

Дети выполняют задание и садятся на стулья.

II. Изучение нового материала.

Дети сидят на стульях перед экраном.

Логопед: Мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречают 4 подружки, как вы думаете кто это?

Дети: Это времена года.

Логопед: Правильно. Как вы догадались?

Логопед: Какие времена года бывают?

Дети отвечают по очереди, называя по одному времени года, потом один ребёнок обобщает сказанное.

Логопед: Что идет после лета?

Аналогичные вопросы: какое время года между зимой и летом, что идет после зимы и т.п.

Дети отвечают.

(Слайд № 3)

Логопед: Какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года - осень.

(Слайд № 4)

Логопед: Нас в свою сказочную страну пригласила осень. Она приготовила картинки из своей страны для того, чтобы вы всегда могли узнать её, когда она придет к нам в город. Посмотрите на первую картинку, как вы поймете, что пришла осень?

Аня: Осенью солнце светит, но не греет. Дни становятся короче.

(Сайд № 5)

Логопед: Посмотрите на следующую картинку, как ещё можно понять, что пришла осень?

Антон: Я понял, что пришла осень, потому что за окном часто идут дожди.

Логопед: Что может делать дождь?

Предполагаемые детские ответы: Дождь может идти, моросить…

Логопед: Какие слова родственники, вы знаете у слова дождь?

Предполагаемые детские ответы: дождик, дождевик, дождливый…

(Слайд № 6)

Логопед: Смотрим на следующую картинку.

Диана: Я поняла, что пришла осень, потому что листочки желтеют и краснеют.

(Слайд № 7)

Логопед: Давайте посмотрим, какую ещё картинку нам приготовила осень.

Даша: Я поняла, что пришла осень, потому что с деревьев опадают листья.

Логопед: Как называется явление, когда опадают листья?

Саша: Явление, когда опадают листья с деревьев, называется листопад.

Логопед: Какие слова родственники у слова лист вы знаете?

Предполагаемые детские ответы: листок, листик, листочек, листва, лиственный, лиственница.

Логопед: Аня, расскажи, как ребята поняли, что пришла осень?

Аня: Мы поняли, что пришла осень, потому что солнце светит, но не греет. Часто идут дожди. Листочки на деревьях желтеют и краснеют. С деревьев опадают листья.

IV. Физминутка.

Дети встают со своих мест и выбирают заранее подготовленные листочки.

Логопед: Осень принесла вам листочки и предлагает с ними поиграть. Олег, ты какой листок?

Я кленовый листок.
Все дети отвечают по очереди.

Логопед: Представим, что мы с вами листочки.

Мы, листики осенние, (показывают друг другу листочки)
На веточках сидели. (потрясли свои листочки)
Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. (идут по кругу, взмахивая листочками)
И на землю тихо сели. (дети присаживаются)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял. (побежали по кругу)
Повертел их, покружил. (кружатся вокруг себя)
И на землю опустил. (дети присаживаются)

Дети повторяют слова и действия за логопедом.

Логопед: Теперь устроим листопад. Положите на ладонь свои листочки и сдуйте их с ладошки.

Дети выполняют задание.

III. Изучение нового материала.

Дети садятся на свои места перед экраном.

(Cлайд № 8)

Логопед: Посмотрите, какой следующий признак у осени?

Аня: Птицы улетают на юг.

Логопед: Все птицы улетают на юг?

Дети: Нет, только перелетные.

Логопед: Каких перелётных птиц, вы помните?

Дети по очереди называют птиц.

(Cлайд № 9)

Логопед: Что дикие животные делают осенью?

Предполагаемые детские ответы: Животные готовятся к зиме. Белочки делают запасы на зиму. Медведи впадают в спячку. Зайчики меняют шкурки с серой на белую. И т.п.

(Слайды № 10,11,12)

Логопед: Чем люди занимаются осенью?

Предполагаемые детские ответы: Собирают урожай (выкапывают картошку, собирают яблоки и т.п.), надевают теплую одежду.

(Cлайд № 13)

Логопед: Какая осень бывает?

Предполагаемые детские ответы: Золотая, дождливая и т.п.

Логопед: Какие отличия у ранней и поздней осени?

Дети высказывают свои предположения.

(Слайды № 14, 15, 16)

Логопед: Какие осенние месяцы вы помните?

Детские ответы: Сентябрь, когда ребята идут в школу, октябрь - в это время часто идут дожди и опадают листья с деревьев, ноябрь – наступает поздняя осень, деревья стоят голые, на улице становится ещё холоднее.

Хоровое проговаривание всех осенних месяцев. Логопед обобщает все сказанное детьми.

IV. Подведение итога. Оценка деятельности детей.

(Слайд № 17)

Логопед: Осень прощается с вами. Она надеется, что вы теперь сможете всегда узнать, когда она придет к вам погостить. Про что мы разговаривали на занятии?

Олег: Про приметы осени.

Логопед: Какие приметы осени вы запомнили?

Дети отвечают на вопрос.

Логопед: Какие месяцы называются осенними?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Все молодцы. Сейчас сможет пойти в группу только тот, кто скажет, какая осень.

Дети отвечают на вопрос и выходят из кабинета.

Лексическая тема "Осень"

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки : ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика
"Осень"

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
- Листик, листик, ты откуда?
- Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Тема: Формирование лексико-грамматического компонента по теме «Осень».

Звук О. Средняя группа.

« Осенний листопад » .

Занятие проводится в парке им агарина

Активизировать и обогащать словарь по теме «Осень».

Уточнить артикуляцию и дать характеристику звуку О. Закрепить навык выполнения речедвигательного упражнение на звук О.

Совершенствование грамматических навыков словоизменения.

Углублять знания детей о растениях в парке им.Гагарина.

Развивать слуховое восприятие: выделять звук среди других звуков, в слогах, словах.

Развивать общую и мелкую моторику, навыки координации движений с речью, речевую память, внимание.

Воспитывать позитивное отношение к природе родного края.

Ход занятия.

Организационный момент. Дети с логопедом в парке Гагарина.

Двигательные упражнения «Прогулка в парк е ».

В парк отправились гулять,маршируют

Будем весело шагать.

По тропиночке идем«змейкой» между деревьями

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят взмахи кистями рук

И летят, летят, летят

Ответы на вопросы

Вот мы в нашем любимом парке! Сегодня в лесу чудесная погода: светит солнышко, по небу плывут облака. Все деревья, кусты, травы – в осеннем наряде. А под ногами ковер из осенних листьев.

Расскажите чего много в нашем парке? (много деревьев, листьев, травы, пней, веток, шишек,.)

Какие деревья растут в парке? (клены, ели, рябины, березы, вязы.)

– Какой наряд у клена? (разноцветные листочки: желтые, желто-красные, оранжевые, багряные)

На что похож лист клена?

– Какая березка? (стройная с золотыми листочками). Какой ствол у березки? (гладкий, белый с черными черточками).

– Подойдите к вязу, прикоснитесь рукой. Какой ствол у вяза? (шершавый)

Какие деревья в нашем парке не меняют осенью свой наряд? (ель,)

Подбор слов-действий.

Деревья - качаются, стоят, шумят, растут. Листья - осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Листопад».

Ветерок хочет с нами поиграть в игру «Листопад». А вы знаете, что такое листопад? Ответы детей.

Ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на листочки пестрые подул, подул, подул.

Дыхательное упражнение. Дети дуют на листочки с различной силой, в зависимости от команды: «слабый ветерок» и «сильный ветер». По команде «листопад» отпускают листочки и они падают.

Речевая игра «Осенние листочки»

Дети берут по два осенних листочка (клена, вяза, березы, липы). Выполняют движения с речью.

Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево – вправо)

На веточках сидели, (присели)

Дунул ветерок (подуть на листочки),

И мы полетели (круговые вращения вокруг себя)

Мы летели, мы летели (медленно приседать)

И на землю тихо сели (присесть).

Игра «Угадай и посчитай» Отгадывание загадок. Логопед показывает детям листочки, загадывает загадки о деревьях в парке. Дети отгадывают дерево и считают деревья рядом)

Упражнение «Услышь звук» .

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы полетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года, как дети зовется? (осень)

Логопед предлагает детям определить какой первый звук слышим в слове «осень», уточняет артикуляцию звука, его характеристику. Дети хором и индивидуально произносят звук О.

Повторение и закрепление речедвигательного упражнения на звук О.

Игра «Зонтик». Логопед подставляет ладошку, а дети как под зонтик подставляют пальчики и должны их убрать, услышав звук О: а, са, о, у, уа, Оля, осень, ой, утка ….

Игра «Прятки». Закрепление выполнения инструкций логопеда и употребления предлогов в речи.

По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая - по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.»)

Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.

Итог занятия

Дети составляют букеты из осенних листьев.

Литература:

Выгодская И., Берковская Н. Звукоград. Буквоград. М., 1999.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Коноваленко В.В. Артикуляционняя и пальчиковая гимнастика.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

Мухина А.Я. речедвигательная ритмика Москва Астрель 2010

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР С-П «Детство-пресс» 2004

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

Сиротюк АЛ. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 1999.