Конспект по духовно – нравственному воспитанию

ТЕМА: "Богатыри – защитники земли Русской".

Цель: Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Способствовать развитию интереса к языку былин, молитв – оберегов, словам благословения богатырей, древним заветам.

Закрепить название древнего оружия богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским войнам, желание им подражать.

Познакомить с Ильёй Муромцем, как святым (приставлен к лику святых)

Активизация словаря: Богатырь, Русь, застава, меч, щит, кольчуга, шлем, копьё, лук, стрелы, обряд - поклонение, молитва – оберег, завет, Илья – Муромец, Добрыня – Никитич, Алёша – Попович.

Оборудование: презентация, вырезанные из бумаги листья дуба, музыка

А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Предшествующая работа: Рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; рассматривание иллюстраций и чтение сказок «Финист – ясный сокол», «Змей – Горыныч», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» .

Рисование на темы: «Оружие богатырей», «Кони русских богатырей».

Беседы о богатырях; о славе богатырской; о Родине, её защитниках; заучивание пословиц и поговорок о Родине.

ХОД:

Ребята, мы с Вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! (дети подсказывают) (СЛАЙД)

Много разных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Родина, значит родная, как мать и отец. Какая наша Родина?

Большая, огромная, красивая. Есть реки и моря, озёра, горы и леса.

Как называлась наша страна раньше?

Святая Русь (СЛАЙД)

А почему её так называли?

Люди славили Бога и жили по его заповедям.

Как называли себя наши предки? (СЛАЙД)

Дети: Славяне

Кто защищал Землю русскую?

Богатыри (СЛАЙД)

Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно сказать словом, рассказом или стихотворением?

Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Богатыри сильные, храбрые, могучие…(СЛАЙД)

Ученик: Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей! (СЛАЙД)

А почему люди защищали свою Родину?

Сотворив прекрасный мир, Бог повелевал человеку оберегать его. Люди, жившие на Святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были и богатыри.

Ребята, я предлагаю вам пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги? Знаю, что Вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дорогу.

Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня. (СЛАЙД)

(РЕБ ЧИТ): Пойдёшь на право

Деньги и слава,

Пойдёшь на лево

Друзей потеряешь и не будешь смелым,

Двинешься прямо

Ждёт опасность и богатырская застава.

И так, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дорогу, которая идёт прямо

ВОСП-ЛЬ: Вот преграда на пути

Её так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать

И пословицы сказать!

(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине) (СЛАЙД)

1.Тот герой, кто за Родину горой.

2.Сам погибай, а товарища выручай

3.Жить – Родине служить

4.Счастье Родины – дороже жизни

5.Если дружба велика, будет Родина крепка

ВОСП-ЛЬ: Все преграды покорились

(Назвать правильно оружие, которым пользовались богатыри) (СЛАЙД)

Предлагаю отгадать загадки

1.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Какое оружие богатырей вы еще можете назвать?..

Ребята, а знаете, чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили: (СЛАЙД)

«Дай великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках»

Посмотрите, кого вы видите? (СЛАЙД «Три Богатыря»)

Богатырей

Вот они богатыри Земли Русской. Кто стоит в центре?

Илья Муромец! (СЛАЙД)

Илья Муромец 30 лет и 3 года пролежал на печи, у него не ходили ноги, и не двигались руки. Много молился Илья и днём и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо. Постучались к нему калики прохожие странники, Божьи люди, как их называли и спросили, почему он сиднем сидит, когда стонет земля русская, защищать её надо. Илья ответил, что и рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают. И вылечили они его живой водой и святым хлебцем. Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец. (РЕБ ЧИТАЕТ)

А кто стоит рядом с Ильёй Муромцем?

Алёша Попович и Добрыня Никитич

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери благословение:

Мать : Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела, нет моего благословения

Отец: Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву. А что такое молитва?

Разговор с Богом.

Богатырь: Надеваю я сбрую богатырскую, не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню, крепким заговором. Но, чур слову конец, делу венец. (РЕБ ЧИТАЕТ)

А теперь у нас игра со зрителями. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения.

Что случилось с поговорками? Они стали просто смешными! А какими должны быть на самом деле? Помогите, люди добрые, нашим богатырям. Ваша задача - прослушать поговорку, найти ошибку и дать правильный вариант.

1. Аппетит проходит во время еды. (Аппетит приходит во время еды).

2. Город не тетка. (Голод не тетка).

3. Готовь сени летом, а телегу зимой. (Готовь сани летом, а телегу зимой).

4. Ронять лодыря. (Валять лодыря).

5. Всяк жулик свое болото хвалит. (Всяк кулик свое болото хвалит).

7. Машу маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь).

8. Икра стоит свеч. (Игра стоит свеч).

9. Блин блином вышибают. (Клин клином вышибают).

10. Не в свои бани не садись. (Не в свои сани не садись).

11. Нет козы без шипов. (Нет розы без шипов).

12. Первый блин колом. (Первый блин комом).

13. Проще жареной репы. (Проще пареной репы).

14. Своя ноша не тонет. (Своя ноша не тянет).

В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился и до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям, поэтому ему поклонялись и отдавали честь.

Наш поход подошёл к концу! Я хочу познакомить вас ещё с одним заветом, который оставили богатыри нам, потомкам: (СЛАЙД)

Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и свою Родину.

(Реб читает ):

Сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням

Землю русскую

Слава русской старине!

Слава русской стороне! (СЛАЙД)

Сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

(звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».)

Информационные ресурсы.

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.

2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – 3-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.

Франковская Зоя Александровна
НОД «Богатыри земли русской» с презентацией

НОД «Богатыри земли русской »

Программное содержание : обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями , как они защищали Родину.

Оборудование и материалы : репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря » , иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей , деталей одежды русских богатырей .

Предварительная работа : чтение былин «Илья Муромец и Соловей – разбойник» , «Добрыня и змей» , «Никита Кожемяка» .

Ход НОД.

Воспитатель. Славилась русская земля мужественными и сильными людьмибогатырями . Народ слагал о них легенды и передавал их друг другу, из уст в уста. Так богатыри стали героями русских былин , которые дошли до наших времен.

Богатырское наше правило :

Надо другу в беде помочь,

Отстоять в борьбе дело правое,

Силой силушку превозмочь.

Н. Добронравов.

Какие былины о русских богатырях вы знаете ? (ответы детей)

Посмотрите, как русский художник В . Васнецов изобразил трех могучих русских богатырей . Это Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. Они настоящие воины, защитники земли русской , стерегут ее границы и покой.

Давайте повторим их имена.

Посмотрите, как они одеты? (ответы детей : у каждого кольчуга, шлем)

Какое у них оружие? (Лук, стрелы, копье, меч)

В самом центре картины – богатырь Илья Муромец . Он зорко всматривается в даль : не видно ли врагов земли русской ? По преданию, родился Илья недалеко от древнего города Мурома, поэтому и прозвали его Муромец. Просидел он ровно тридцать лет и три года на печи : ни ногой, ни рукой шевельнуть не мог. И такая великая в нем сила накопилась! Предсказали ему странники, что станет он могучим богатырем , которого никто не сможет победить. Так и стал Илья Муромец защитником древнего Киева. О его подвигах русский народ сложил много песен и былин. Не зря в народе говорили :

Как одно на небе красно - солнышко,

Так один на Руси Илья - Муромец.

Справа от него на белом коне Добрыня Никитич. В 12 лет Добрыня оседлал коня и поскакал в чистое поле сражаться с врагами. Добрыня Никитич совершил много славных подвигов : защищал землю русскую от врагов и даже одолел страшное чудище – Змея Горыныча. Добрыня Никитич лучше всех стрелял из лука, умел играть на гуслях и петь.

А самый юный богатырь – Алеша Попович . Он слева от Ильи Муромца. Алеша Попович был самым веселым богатырем . Врагов поражал не только силой, но умом и отвагой. По преданию, Алеша Попович защищал Киев от врагов, поборол огромного Змея.

Во все времена защищать родную землю считалось делом почетным и героическим. Древние богатыри защищали Древнюю Русь. Когда вы, будете учиться, в школе вы узнаете, сколько раз приходилось русским воинам вставать на защиту нашей Родины. Чтобы овладеть такой могучей силой, как русские богатыри , надо уже сейчас заниматься спортом, делать зарядку, закаляться.

Сейчас мы устроим нашим будущим богатырям небольшую проверку .

Мальчики делятся на две команды, девочки – болельщики.

1. Эстафета «Кто быстрее»

Сооружается импровизированная полоса препятствий. Надо перепрыгнуть через скамейку, проползти под дугой, попасть мячом в мишень или в корзину, пройти по узкому мостику – доске.

2. Из предложенных картинок с изображением оружия нужно выбрать и назвать только те, на которых оружие русских богатырей : палица, копье, булава, меч, лук, стрелы.

3. Из предложенных картинок с изображением одежды надо выбрать и назвать те, на которых предметы одежды русских богатырей : латы, кольчуга,с сапоги, шлем.

Итог занятия.

Воспитатель. Назовите русских богатырей .

Что вы о них знаете?

Публикации по теме:

Все роли в спектакле играют дети. ДЕЙСТВИЕ 1 (Под музыку «Былина. Русские гусли» Сказительница начинает свой рассказ): Сказительница:.

Физкультурный досуг «Богатыри земли русской» Цель: 1. Создать атмосферу радости и эмоционального благополучия. 2. Способствовать развитию у детей интереса к различным видам двигательной.

Конспект культурно-досуговой деятельности «Богатыри земли Русской» Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия; Физическое.

Тема:" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

Конспект НОД в старшей группе

Богатыри - былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков.

Вспомним главных.

1. Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь.

Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века.

В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

2. Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение.

Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.

3. Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

4. Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

5. Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

6. Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

7. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.
Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

8. Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

9. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.

В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

10. Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

11. Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».
По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

12. Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать.

В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

14. Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos .

Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

15. Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Слышали все. Но немногие знают, что он почил в Киево-Печерской лавре, где в пещерах покоятся его нетленные мощи в числе четверти всех святых, прославленных в Русской православной церкви за тысячу лет.

Само название «былина» означает песню о том, что было, то есть имело место в жизни. Слово же «богатырь» появилось в русских летописях в XII веке. Оно пришло на смену синониму «хоробр», то есть «удалец».

В то время русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Народ называл их богатырями.

Главные их черты - верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь.

Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца:

«Я простой крестьянский сын, - говорит он. - Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».

Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. В старину эти былины были своеобразными «военными хрониками», не требовавшими расшифровки, о ком в них идет речь.

А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий.

Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен - «не владел ногами» - и до тридцати лет не мог ходить.

Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному.

Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.

Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку…

После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее.

Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от ворогов. «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», - предсказывают они.

Научное обоснование


А теперь посмотрим на чудесное исцеление Ильи Муромца с точки зрения современной науки. В 1926 году, когда Киево-Печерскую лавру закрыли большевики и на ее месте организовали музей, нетленные мощи святых вскрывали и изучали, чтобы объяснить феномен сохранности их тел в пещерах. Проводилась медицинская экспертиза и останков преподобного Ильи Муромца, которые датировали XII веком.
Анатомы выявили в поясничном отделе его тела явно выраженные отростки на позвонках, вызывавшие ущемления нервов спинного мозга. А врачи поставили диагноз: перенесенный в молодости полиартрит, сковывавший движения, от которого он позднее излечился. Так что современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения».

Очевидно, «калики перехожие», исцелившие «немощного» Илью, были не просто странниками, а экстрасенсами-врачевателями, которые вылечили его с помощью энергетически заряженной воды. В старинных рецептах, помимо различных травяных настоев, есть и указания на то, как готовить и применять «целительную воду».

Исследования также показали, что Илья Муромец был на голову выше человека среднего роста того времени - 177 сантиметров, но в XII веке такой воин считался великаном. К тому же он имел очень мощное телосложение и, очевидно, обладал огромной физической силой.

«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.На княжеской службе


Но вернемся к былине. Калики говорят Илье, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, у которого он должен обязательно остановиться.

Попрощавшись с родными, Илья отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит «к тому камени неподвижному», на котором было написано, чтобы он сдвинул камень с места. Там он найдет коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашел там все, что было написано. А после этого поскакал в Киев.

Там он попадает на княжеский пир у великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который собирает вокруг себя самых мужественных и славных людей Руси. Это не обычное застолье, а прежде всего, духовное общение, братская встреча.

Собравшиеся за столом богатыри - не любители повеселиться, а защитники веры Православной и Русской земли от врагов. Недаром на Руси такой пир называли братчиной, поскольку он знаменует духовное единение его участников.

Судя по былинам и летописям, за братским столом у князя Владимира сиживали богатыри из разных городов, охранявшие границы Руси: Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович - сын священника из Ростова, Добрыня Никитич - княжеского рода, Ставр - боярин, Иван - купеческий сын.

Илья Муромец - единственный из русских витязей - крестьянин по происхождению. Но именно ему дарована самая большая сила - и духовная, и телесная. Поэтому выходцу из далеких Муромских земель воздают честь не по сословию, а по делам и подвигам. Он быстро научился мастерски владеть булавой, палицей, мечом и копьем. В сочетании с огромной физической силой это делало его непобедимым бойцом.

Будучи на службе у князя Владимира, Илья Муромец участвовал в бесчисленном множестве «боестолкновений», постоянно происходивших на границах Киевской Руси. Ни в одном из них он не потерпел поражения, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает того уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в смертельный бой.

Но русские воины-пофессионалы, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врагов. В летописях повествуют о том, что доблестные дружины загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».

Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Нет сомнения, что во всех этих славных походах неизменно принимал участие Илья Муромец, причем он всегда был впереди в ходе кровопролитных схваток, неизменно одерживая верх над вражескими витязями.


Илья Муромец. Реконструкция облика на основании мощей. Скульптор С.А.НикитинИнок Печерского монастыря


В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу его нетленных мощей. Для получения точных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура.

В результате исследований удалось установить, что Илья Муромец скончался в возрасте не моложе 40-45 лет. В то время это был возраст, до которого доживали немногие мирные люди, а профессиональные воины практически никогда.

Но Муромский богатырь дожил. Если же учесть, что он занялся ратным делом после 30 лет, а пробыл в Печерском монастыре после монашеского пострига не слишком долго, то получается, что его «военная выслуга» была больше 10 лет. Для ХII века это было просто немыслимо.

Тем более что, как установила медицинская экспертиза нетленных мощей, Илья Муромец получил тяжелое ранение в области сердца, которое сказывалось впоследствии в течение всей жизни. Были у него и другие ранения, например левой кисти, полученные в боях.

Израненный и чувствовавший, что его физические силы на исходе, Илья Муромец принял постриг и стал монахом. Но прежде у богатыря была семья, и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых. А получили они эту фамилию от прозвища своего отца.

Дело в том, что в кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - «Чеботок», то есть сапожок. Появилось же оно у Муромца после одного памятного случая. Вскоре после его пострига в монастырь ворвалась шайка разбойников (вероятно, половцев). В этот момент в своей пещерной келье Илия обувался и успел надеть лишь один сапог.

Но, застигнутый врасплох, монах не растерялся: выпрямившись во весь свой немалый рост, он принялся с такой силой и яростью колотить нападавших вторым сапогом, что обратил их в бегство.

В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.
***
Отошел Илья Муромец в Царство Небесное 1 января 1188 года. К лику святых он был причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

В пещерах можно подойти к его гробнице, которая заметно больше других, однако рост усопшего не кажется огромным. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.

Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая - о духовном подвиге православного монаха.

Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя – преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января.

В русских былинах каждый богатырь имеет свое живое лицо, со своими достоинствами и недостатками. И все это пронесено нашими предками через столетия. Здесь каждый характер дышит правдой. Добр и прямодушен, но скор на расправу и не щадит врага Добрыня Никитич. Дерзок, смел и ловок, но чаще побеждает хитростью Алеша Попович. И среди этого живого многообразия самых сильных и славных людей Древней Руси возвышается образ кроткого богатыря Илии Муромца


Преподобный Илия родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название этого села сохранилось и поныне. Любовно сохранено народной памятью и имя отца Илии, крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри в основном витязи знатного рода, Добрыня Никитич - даже родственник князя Владимира. Илия Муромец - единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила - и духовная, и телесная.


От рождения Илия был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. И видно, в эти тридцать лет воспитались в нем великое терпение и смирение, великая кротость, если Божиим Промыслом ему было определено стать в то тревожное время во главе всей богатырской рати. Их молодой силе и мощи, всегда волнующейся, готовой вспыхнуть ссорой, нужен был именно такой, всеми уважаемый за свою силу духовную, всех объединяющий и примиряющий предводитель.


Из былин видно, что Илия Муромец - особый избранник Божий, сила дается ему чудом, через святых старцев, «калик перехожих», то есть странствующих монахов. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и со властию говорят: «Поди и принеси нам напиться». Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, он получает помощь свыше и встает.


Здесь очень важен момент испытания веры Илии - «по вере вашей да будет вам». Господь ничего не творит с человеком насильственно. Требуется свободное устремление воли человека, его решимость, чтобы все остальное получить даром, по благодати. Будущий великий богатырь оказался достоин своей избранности. Поистине великую веру надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности по требованию «калик перехожих» попытаться встать.


Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илия не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бессменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и телесной силы.


По всему видно, что Илия получил хорошее христианское воспитание. Собираясь на богатырские подвиги, он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения. Отец и мать понимают высокое назначение своего сына, понимают, что не просто так дана ему от Бога великая сила. Люди уже старые, они тем не менее беспрекословно отпускают Илию, дают ему великое благословение и завет не проливать крови христианской.






Простившись с родителями, Илия отправляется в стольный Киев-град к великому князю Владимиру. Сколь тревожным было то время можно судить уже по тому, что прямой дорогой в Киев ехать никто не решался там пошаливали разбойники, могли и ограбить, и жизни лишить. Илия не испугался, поехал дорогой прямоезжей. Очистить ее от разбойников это был его первый подвиг.



Илия называет его «ласковым князем». В этих словах искренняя любовь без подобострастия. Мономах, подобно своему великому предку святому Владимиру, собирает вокруг себя на благо Отечества всех самых мужественных и славных людей Руси. И они сами едут к нему, зная, что здесь найдется достойное применение их силам.


К этому мудрому и благородному князю на помощь Божиим Промыслом был послан русский богатырь, крестьянский сын Илия Муромец. Усилиями самых мужественных и храбрых людей того времени - русских богатырей, атаманом которых был Илия Муромец, брань с половцами была перенесена в глубь степей.


Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича (сына былинного Шарк-великана) за «железные врата» на Кавказе, «пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.


Эта внешняя война не мешала русскому народу под защитой своих богатырей в мире и благоденствии строить монастыри и храмы, крепости и посады, пахать землю и растить детей, слагать величественные былины, отразившие спокойную мощь и достоинство уверенного в своей силе народа.


И столетия спустя народ вспоминал то время, как одно из самых праздничных и светлых в истории Руси, с любовной памятью хранил многие века имена и деяния своих защитников-богатырей. Сохраненные народной памятью подвиги богатырей помогли выжить народу в тяжелые годы монголо-татарского ига, возродить Русь Великую.


Единое стояние избранных людей всего народа против общего врага дало почувствовать себя разным славянским и угро-финским племенам единым народом, объединенным истиной Православной веры. Этому-то благородному делу призван был служить и с честью служил преподобный Илия Муромец. И поэтому он останется навсегда в памяти народа русского.


По былинам Илия не знает поражений. И, служа благу Отечества на поле брани до глубокой старости, в душе всегда остается монахом- подвижником. Его нигде не называют удалым - спокойная, величавая мощь Илии выше удали и суеты. Вокруг бушуют страсти, а он сохраняет внутренний мир, кротость, любовь к ближнему. Поистине могучая духовная сила его удивляет нас гораздо сильнее телесных подвигов.


Илия Муромец стал монахом, уже увенчанный славой любимого народом героя и победителя супостатов. Сам он славы никогда не искал: ни на бранном поле, ни тем более в монастыре. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были и они велики, более велики даже и трудны, чем подвиги ратные, доказательством тому нетленные мощи Илии, которые и доселе покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.



Высок и светел образ преподобного Илии, он близок сердцу каждого русского человека. Вот уже более восьмисот лет рассказы о его благородных подвигах, христианском милосердии и добродушии воспитывают в поколениях русских людей мужество и благородство, любовь к своему Отечеству и народу.