Дороги, дорожки, тропы, площадки - одни из важнейших планировочных элементов объекта ландшафтной архитектуры. Анализ проектных решений и натурные обследования садово-парковых территорий показывают, что дорожная сеть и площадки занимают 10-20 % от всей площади объекта, а относительная протяженность дорог составляет 300 - 400 м на 1 га.

Технология устройства дорожек и площадок .

При устройстве садово-парковых дорожек и площадок с различными типами покрытий соблюдается ряд общестроительных норм и правил.

Сначала вся дорожно-тропиночная сеть с площадками выносится в натуру в соответствии с проектом и разбивочным чертежом планировки с применением геодезических инструментов и приборов.

Выносятся трассы основных дорог по их осям с привязкой к основным базисным линиям. Затем проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, и закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов и радиусов закруглений, а также переломов рельефа. В дальнейшем проводится комплекс земляных работ по вырезке "корыта" и планировке полотна дорожки в соответствии с требуемыми уклонами.

После подготовки дорожного полотна и корыта для площадок вновь необходимо проверить продольные уклоны поверхности.

Затем отбиваются границы сооружений, размечаются в натуре колышками и натягиваемым шпагатом.

Важным моментом является создание поперечного профиля дорог. Поперечный профиль небольших дорожек создается вручную с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры с заданным профилем.

Все микрорельефные изменения на поверхности полотна выравниваются, строительный мусор выбирается или может быть частично использован при устройстве основания.

Поверхность полотна уплотняется моторными катками. Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой и хорошо укатанной, если тонкие круглые предметы - гвозди, проволока и др. - вытаскиваются из грунта без нарушения его целостности.

Покрытиям дорожек и площадок в садах и парках, на объектах ландшафтной архитектуры городских центров, жилой и промышленной застройки придается очень большое значение в связи с общим композиционным решением объекта.

Покрытия должны быть разнообразны по своему рисунку, окраске, материалам. Поверхность дорожек и площадок воспринимается посетителем с различных точек - с видовой площадки, с плоских крыш зданий или с террас. Разнообразие типов покрытий на небольшом объекте может создать иллюзию масштабности и как бы увеличить его площадь. Величина, габариты аллей, дорог, троп, площадок, рисунок их покрытий, форма и пропорции их элементов, сам материал, из которого сделаны покрытия, должны соответствовать общему композиционному решению объекта и закономерностям построения пейзажа.

Дорожно-тропиночная сеть, площадки, аллеи обычно подразделяются на классывзависимости от их функций и классифицируются по типам покрытий. Выделяются 6 классов дорог, дорожек, аллей:

1класс - главные дороги и аллеи, по которым распределяются основные потоки посетителей объекта; они обычно предусматриваются как основные маршруты движения по объекту и воспринимают большие нагрузки от посетителей. Конструкция этого типа дорог должна быть очень прочной, выполненной из мало изнашиваемых материалов.

2 класс - второстепенные дороги, дорожки, аллеи, предназначены для соединения различных узлов объекта и более равномерного распределения посетителей, подведения их к главным маршрутам движения, площадкам отдыха и спорта, видовым точкам объекта и другим элементам планировки.

Интенсивность движения по второстепенным дорожкам, их пропускная способность ниже, чем на главных. Однако покрытия таких дорожек должны быть декоративными, так как они по своим функциям выполняют важную планировочную роль.

3 класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы, служат для соединения второстепенных планировочных элементов объекта, играют роль переходов, подходов к сооружениям, к цветникам, являются «ответвлениями» от главных и второстепенных маршрутов движения. Интенсивность движения на дополнительных дорожках снижается в сравнении с дорожками первых двух классов. Конструкции и покрытия таких дорожек делаются упрощенными.

4 класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы;

5 класс - дороги для конной езды ;

6 класс - хозяйственные дороги и проезды;

Каждому классу дорог соответствуют свои габариты - протяженность и ширина. Ширина садово-парковой дороги играет существенную роль, поскольку связана с посещаемостью объекта и интенсивностью движения посетителей.

Важное значение имеет величина пропускной способности садово-парковых аллей и дорог, особенно I и II классов, в связи с интенсивностью движения посетителей. Поэтому важно рассчитать габариты дорог и площадок.

Площадки в садах и парках имеют определённое назначение, используются посетителями в различных целях и подразделяются на следующие категории:

Площадки тихого отдыха, группового, одиночного, для тихих игр посетителей разных возрастов, в том числе для созерцания пейзажей;

Площадки активного отдыха, семейного или коллективного, группового, площадки для игр, для пикников, зрелищ, проведения массовых мероприятий;

Детские площадки различного возрастного состава: первичные, для дошкольников, для младших школьников, для старшего школьного возраста и молодежи;

Спортивные площадки: футбольные поля, для игры в гольф, для волейбола и баскетбола, тенниса, городков, специальные площадки для игры в шахматы и шашки;

Хозяйственные площадки, предназначаемые для установки передвижных служебных помещений, бытовок, раздевалок, хранения оборудования и инвентаря; площадки для контейнеров с мусором; площадки для складирования компоста, удобрений; площадки для прикопа посадочного материала; площадки, занятые теплицами и т. п.

Все площадки имеют различные типы конструкций и покрытий в зависимости от нагрузок на поверхности, посещаемости, интенсивности движения, частоты проводимых мероприятий.

Типы покрытий для дорожек и площадок

Покрытия из бетонных плиток. Покрытие дорожек и площадок из бетонных плит - одно из наиболее распространенных в садово-парковом строительстве.

Бетонные плиты изготавливаются индустриальным способом в заводских условиях и поэтому являются наиболее дешевым материалом для покрытий дорожек и площадок. Бетонные плитки изготавливаются методами:

Прессования;

Вибропрессования;

Вибропроката;

Вибрирования.

Возможно изготовление плит ручным способом в специальных формах, однако это приводит к удорожанию на 60 % стоимости.

Форма бетонных плиток и их размеры чрезвычайно разнообразны. Их делают по форме квадратными, круглыми, шестигранными, трапециевидными, треугольными, неправильными многогранниками.

Помимо разнообразия форм и размеров плитки изготавливаются разных цветов и оттенков, что достигается введением в бетон красителей или добавок в виде цветных цементов или цветного песка,

Поверхность плиток может быть обработана специальными матрицами, с помощью которых наносится декоративный орнамент. Фактура плиток становится чрезвычайно разнообразной.

Большим разнообразием отличаются плитки с обнаженным заполнителем, в качестве которого применяются галька, гравий различных фракций. Такие плитки изготавливаются на заводах и широко используются в садово-парковом строительстве.

Дорожки и площадки с покрытием из специальных смесей

При устройстве дорожек и площадок с насыпными (набивными) конструкциями большое значение придается устройству опорных бровок по границам и контурам.

Бровку устраивают вдоль границ дорожки путем подсыпки валика из растительной земли, Высота валика должна составлять не менее 15 см. Валик земли плотно утрамбовывается, и по его поверхности расстилается лента дерна с наклоном в сторону дорожки или площадки.

Вместо опорной бровки из земли устраивается бордюр, или садовый поребрик, из камня, бетона. На главных дорожках и площадках производится стационарная установка бордюра бортового камня.

После установки бордюра и подготовки полотна по поверхности рассыпается слой щебня. Слой щебня выравнивается в соответствии с поперечным и продольным профилем дорожки.

Песчано-гравийные и грунтоцементные смеси укладываются по заранее подготовленному и спрофилированному грунтовому основанию.

Освещение территории.

Освещение предназначено для обеспечения безопасного движения пешеходов в вечернее время по дорожкам и аллеям, создавая тем самым комфортные условия для вечерних прогулок.

При освещении парковых территорий следует различать осветительные установки, выполняющие утилитарные и декоративные функции.

Установки утилитарного значения обеспечивают освещение путей передвижения пешеходов.

Установки декоративного значения предназначены для высвечивания сооружений, скульптур, фонтанов, водоёмов, деревьев, кустарников, цветников.

Освещению следует отводить одну из важных ролей в создании ландшафтно-архитектурного облика вечернего парка. При этом все элементы освещения должны быть эстетически привлекательными в дневное время.

При освещении парковых территорий используют разнообразные источники света. Светильники с натриевыми лампами создают освещение золотисто-оранжевого оттенка предмета и создают «тёплые» тона. Светильники с ртутными лампами освещают предметы голубовато-зелёным цветом и создают «холодные» тона.

Для освещения цветников важным является подбор спектрального состава источников света с учётом цветовой гаммы растений. Для освещения деревьев и кустарников используются лампы накаливания в 300, 400, 500 Вт, ртутные лампы в 250 Вт, расположенные на высоте в 1-1,5 м.

Ступени лестниц, участки газонов, цветники, группировки деревьев и кустарников рекомендуется освещать низко расположенными светильниками. Такие светильники могут иметь форму грибов, шаров, цилиндров различной высоты и конфигурации. В дневное время такие светильники играют роль малых архитектурных форм.

Освещение садово-паркового объекта разрабатывается по специальному проекту и создается с помощью системы подведенных к светильникам электрических кабелей, проложенных в траншее.

Выбор источника света основан на экономичности установки и правильной цветопередаче. Опоры для парковых светильников бывают металлическими или железобетонными. Их устанавливают на газонах в одном ряду с деревьями. Осветительную сеть прокладывает, подключает к источнику питания и сдает на включение заказчику специальная строительно-монтажная организация.

Покрытие - это «верхняя одежда» любых элементов благоустройства территории в садах и парках.

Существует большое разнообразие типов и «фасонов» такой «одежды», которая, как правило, не только прочна и устойчива к атмосферным воздействиям, различным пешеходным и транспортным нагрузкам, но и красива.

Покрытие как средство декорации или оформления также играет важную роль в создании ландшафтных композиций, поэтому тип покрытия и материал обычно соответствуют особенностям ландшафтной архитектуры (рельефа и насаждений), общей композиции парка и функциональному назначению соответствующих элементов планировки.

Площадки и дорожки характерны, без исключения, для всех типов садов и парков. Поэтому имеет смысл, не вдаваясь в подробности (речь ведь не идет о строительстве сада или парка, а только о понимании сущности предмета), рассмотреть основные типы конструкции дорожек и площадок.

Садово-парковые дорожки и площадки состоят из земляного полотна, «одежды» и водоотвода.
Земляным полотном называется углубление, подготовленное путем выемки грунта в соответствии с размерами дорожек и площадок и толщиной «дорожной одежды».

«Дорожная одежда» состоит из подстилающего слоя, основания и покрытия.
Подстилающий слой часто устраивается из песка. Он служит регулятором нагрузок, возникающих от движения пешеходов и индивидуально-групповых транспортных средств, а также дренажа.
Основание - главный конструктивный элемент, несущая часть, от него зависит степень долговечности и прочности «дорожной одежды». Как правило, основание делают из щебня, в качестве которого применяют битый кирпич, дробленый гранит или металлургические шлаки.

Покрытие - верхний конструктивный элемент, «верхняя одежда», непосредственно воспринимающая нагрузки от движения. Важными качествами покрытий являются их долговечность, декоративность, отсутствие пылимости в сухую погоду и размокаемости во время дождя. Поскольку покрытие предназначено преимущественно для пешеходов, то оно должно быть ровным, но не скользким.

В качестве материалов для покрытия горизонтальных и вертикальных элементов благоустройства используют натуральный камень, различные виды дорожной плитки, плит и рулонов, декоративный бетон и клинкерный кирпич, дерево, траву (в том числе искусственную), а также сыпучие материалы: гранитную и мраморную, туфовую, резиновую (каучуковую) и кирпичную крошки, щебень, гальку и гравий, древесную кору.

Все материалы для покрытия делятся на две группы: твердые и мягкие.
Мягкое покрытие (крошка, щебень, кора) используется преимущественно на пешеходных тропинках и детских площадках.

Самыми несовершенными и одновременно экологически чистыми покрытиями являются естественные травянистые, грунтовые покрытия и покрытия, изготовленные из утрамбованной измельченной древесной коры. Они есть и останутся почти в каждом саду и парке, но их доля, удельный вес будет сокращаться.

Покрытие из дерева живописно, но недолговечно, поэтому используется в парках, расположенных в богатых лесом районах, где для этих целей используют отходы деловой древесины твердых пород, обычно хвойных (шашки из некондиционных досок и горбыля или спилы цилиндрической формы из кругляка). Например, деревянные ограничители на пологих лестницах-сходах, или мозаичное покрытие вертикальных участков декоративных стенок.
В некоторых садах и парках сохраняются деревянные дорожки-настилы, но это практически исключение.

деревянный настил-дорожка двумя рядами деревянной изгороди, парк Виндзор, окрестности Лондона, Великобритания

деревянные ступенчатые дорожки серпантина - Сад цветов (Garden-flowers-mae-fah-luang),
Chiang Rai, Таиланд

В современной практике на смену деревянным дорожкам-настилам давно пришли более прочные песчано-гравийные или щебеночные. Щебенка покрыта слоем мелкой крошки (кирпичной, гранитной, туфовой) и утрамбована катками. Получаются цветные яркие покрытия, хорошо сочетающиеся с зеленью насаждений.

В некоторых парках для покрытия используют морскую или речную гальку, прекрасный материал для создания сложных многофигурных композиций - красивых мозаичных панно с изображениями цветов, птиц, причудливых морских или фантастических животных.

Предлагаю вашему вниманию четыре примера, которые дадут некоторое представление о разнообразии композиций на примере сада Чжаньюань, в Нанкине, Китай


Современные индустриальные технологии внесли свою лепту в перечень мягких материалов используемых для покрытий. Широкое распространение получили резиновая (каучуковая) крошка, резиновые плитки и плиты, рулоны прессованной резины и искусственной травы.

резиновая каучуковая крошка


плитка и брусчатка (в средине снимка) из резиновой крошки

рулоны для спортивного покрытия


Чаще всего такие материалы используют в качестве покрытий детских и спортивных площадок или зон «тихого» отдыха.
Конструкция этой «дорожной одежды» во многом аналогична применяемой ранее, поэтому не требует серьезной специальной подготовки, а яркая цветовая окраска создает веселое разноцветье, радующее глаз и создающее хорошее настроение.

наливное бесшовное покрытие на основе резиновой крошки для детских площадок


искусственный газон


Твердые материалы обычно применяют для обустройства наиболее интенсивно используемых элементов планировочной структуры парков (большой ширины и высоты) - дорог и дорожек на главных «маршрутах» и в соответствие с характером окружающей среды.

плиточное покрытие парадной въездной аллеи, дворец Фонтенбло, Франция

плиточное покрытие терассы. Нагорный парк. Баку, Азербайджан


Процесс устроения твердых покрытий, используемых на дорожках, террасах, лестницах и некоторых площадках в садах и парках называют «мощением».
Мощение - необходимый элемент благоустройства садово-парковой территории. Оно используется, например, для покрытия площадок - мест активного отдыха, спорта или садовых дорожек/парковых аллей, связывающих между собой различные функциональные зоны.

Покрытия из природного камня прочны и красивы, они сохраняют декоративность в течение десятилетий, но они дороги. Поэтому их широко используют в композициях на площадках вокруг памятников, фонтанов. Обычно это небольшие плиты из твердых (гранит, гнейс или базальт) и мягких пород (песчаник, туф, известняк-ракушечник).

Из каменных шашек различной формы размером 3-7 см создано множество мозаичных покрытий горизонтальных уступов террас и лестниц, видовых и смотровых площадок, декоративных подпорных стенок и т.п.

Покрытия из кирпича-клинкера или керамейи по прочности, долговечности и разнообразию цветовых оттенков сопоставимы с натуральным камнем. Кирпичи-клинкеры, как и плитки из декоративного бетона или природного камня, укладывают клеткой, елочкой, а также плашмя или на ребро, утрамбовывают, а промежутки заполняют песком. В результате паркоустроители получили возможность создать и поддерживать неповторимость графического рисунка садово-парковых площадок, дорог и дорожек.

Использование индустриальных технологий позволило создать новые виды брусчатки на основе керамейи и резиновой крошки, высокая прочность и простота заменяемости позволяет решить проблему благоустройства на самых напряженных по степени изнашиваемости участках парковых дорог.

Декоративные плиты и плитки разных цветов и оттенков открывают широкие возможности для создания красочных панно на садовых вазах, кашпо, парапетах, бордюрах и тетивах лестниц. Они могут иметь неповторимый рисунок за счет искусственных швов или вставок из гальки, щебня, гравия.

В заключение. Современные дороги, дорожки, площади и площадки делятся на простейшие и усовершенствованные. Наибольший интерес представляют усовершенствованные покрытия, используемые в наиболее посещаемых и ответственных частях садов и парков. К ним относятся различные (по форме и размерам) покрытия из сборных или «штучных» элементов: плиты, плитки и рулоны.
Такое рулонно-плиточное покрытие не является сплошным, как асфальт, через зазоры вода и воздух поступают в почву, улучшая микроклимат территории сада или участка парка.
Эксплуатационные и декоративные свойства таких элементов, изготовленных индустриальным способом, дает возможность создать необходимые условия для организации качественного отдыха людей и нормального функционирования садов и парков.

Характеристикой покрытий заканчивается комплекс трех основополагающих разделов: растения, рельеф и воды, но по аллеям и дорожкам садов и парков наш
путь продолжится, нас ждут новые темы и объекты садово-парковых ландшафтов.

Проектирование и создание дорожно-тропиночной сети является важной частью в процессе создания поместья. Дорожно-тропиночная сеть даёт Вам возможность добраться до каждого объекта Вашего поместья самым удобным и кратчайшим путём. Она образует некие путеводные нити, которые объединяют в единый ансамбль все функциональные зоны поместья и другие элементы ландшафтного дизайна, находящиеся на Вашем участке. Красивые и удобные дорожки позволяют достичь завершённости всего художественного облика Вашего поместья.

Проектирование дорожно-тропиночной сети осуществляется на этапе проектирования всего поместья. Большое значение имеет протяжённость дорожной сети. Анализируя различные проектные решения и исследуя садово-парковые территории, можно сделать вывод, что дорожная сеть и площадки занимают 10 – 15%, а иногда их протяжённость достигает 20% от всей занимаемой площади участка. Относительная протяжённость дорожек на 1 га составляет примерно 300 – 400 м.

Ширина дорожек и площадок различна в разных частях участка и зависит от их назначения. По функциональному назначению все дорожки можно подразделить на две большие группы: утилитарные и декоративные.

  1. Утилитарная группа дорожек.

К этой группе дорожек относятся все дорожки, которые соединяют все хозяйственные постройки и активно эксплуатируются в течение года. К этой группе также относятся все подъездные дороги и дорожки к площадкам для автотранспорта.

  1. Декоративные дорожки.

Данный тип дорожек используют, прежде всего, для украшения поместья. Они прокладываются для совершения прогулок, позволяющих Вам наслаждаться красотами поместья.

Классификация дорожек по функциональному назначению

В садово-парковом дизайне дороги, дорожки и аллеи в зависимости от их функционального назначения можно разделить на 6 классов.

I класс - главные дороги и аллеи. К этому классу относятся такие дороги и аллеи, по которым проходит основной поток посетителей объекта. Они используются в качестве основных маршрутов движения посетителей, и поэтому должны выдерживать большие нагрузки. Из этого следует, что они должны быть достаточно широкими и их конструкция должна быть очень прочной. Покрытие таких дорог и аллей должно быть прочным и декоративным. Для этих целей используются мало изнашиваемые материалы, такие как плиты, камни и др.

II класс - второстепенные дороги, дорожки и аллеи. Они соединяют различные узлы объекта и подводят посетителей к главным маршрутам движения по объекту, площадкам для спорта и отдыха, подводят к различным видовым точкам и другим элементам планировки объекта. Интенсивность движения пот таким дорогам, дорожкам и аллеям меньше, чем на главных. Эти дорожки уже, нежели главные, поэтому пропускная способность их также меньше. Покрытие таких дорог, дорожек и аллей может быть менее прочным, чем на главных, но не менее декоративным.

III класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы. Дополнительные дороги, дорожки и тропы этого класса используют для соединения различных второстепенных объектов. Они играют роль переходов и подходов к различным сооружениям и цветникам, а также являются «ответвлениями» от главных и второстепенных дорог и дорожек. Интенсивность движения на дорогах, дорожках и тропинках данного класса ниже, чем на двух предыдущих. В этом классе можно использовать конструкцию и покрытия дорожек более упрощёнными.

IV класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы. IV класс дорог и троп используется обычно в парках и лесопарках. Они располагаются на отдельных полосах главных дорог и аллей. Основной целью сооружения таких дорог и аллей являются прогулки, осмотр достопримечательностей, иногда используются для спортивных соревнований. Конструкция для велодорог должны быть прочными и устойчивыми.

V класс - дороги для конной езды, в экипажах, на санях, верхом. Дороги этого класса предназначаются для прогулок и осмотра достопримечательностей, для занятий конным спортом. Обычно они используются в больших парках, лесопарках и спорткомплексах. Дороги этого класса должны иметь специальные типы покрытий.

VI класс - хозяйственные дороги и проезды. Хозяйственные дороги и проезды предназначаются для движения специализированного автотранспорта, такого как поливомоечные машины, машины для перевозки материалов и оборудования для различных хозяйственных нужд и т.д. и т.п. Конструкции и покрытие для таких дорог делаются из прочных твёрдых материалов, позволяющие выдерживать большие нагрузки.

Мы рассмотрели классификацию дорог, дорожек и тропинок, применяемую в садово-парковом дизайне. Но все эти классы используются далеко не всегда. Все 6 классов можно встретить только на крупных по площади объектах. В небольших скверах, на дачных участках, в поместье обычно используются дороги, дорожки и тропинки, принадлежащие первым трём классам. На таких объектах по основным и второстепенным дорогам предполагается эпизодический проезд автотранспорта и средств малой механизации.

Основным связующим элементом поместья являются - главные дорожки. Их ширина должна быть не менее 1,2 метра. При определении ширины дорожки необходимо учитывать её назначение и исходя из этого, рассчитываем ширину дорожки. На главных дорожках необходимо учитывать возможность того, что при встрече двух человек они могли бы свободно разойтись, не причиняя неудобства друг другу.

Второстепенные дорожки могут быть уже главных дорожек. Опять же для определения ширины дорожки учитываем её назначение. Ширина дорожек должна быть не менее 0,5 – 0,7 метра.

Тропинки являются самыми узкими дорожками в вашем поместье. Ширина их предусматривает комфортное движение одного человека и составляет 0,5 – 0,7 метра.

Классификация дорожек по типу мощения

Классификация дорожек может быть не только по назначению, но и по типу мощения.

Дорожное покрытие является важным элементом при проектировании любой дорожки. При проектировании дорог необходимо учитывать конструкцию, прочность и долговечность их покрытия. В зависимости от назначения дорог и их дальнейшего использования выбираются материалы и технологии их укладки. По типу мощения все дорожки делятся на две группы:

1. Жёсткое покрытие – кирпич, монолитный бетон, натуральный камень, тротуарная плитка и т.д.;


2. Мягкое покрытие – гравий, галька, щебень, гранитный отсев (крошка) и т.д.


Мы рассмотрели классификацию дорог, дорожек и тропинок по их функциональному назначению, которое непосредственно влияет на выбор типа мощения. Создавайте красивые и удобные дорожки в Вашем поместье. Пусть они принесут Вам радость, удовольствие и комфорт. Удачи Вам. Если у вас возникли вопросы или вы хотите что-то обсудить, то обязательно оставьте свой комментарий.

Современный сад трудно представить без организующих пространство элементов – дорожек и подъездных путей. А разнообразные материалы позволяют их использовать не только в утилитарных целях, но и как яркий декоративный элемент.
В принципе, процесс создания садовых дорожек – дело несложное и многие владельцы садов с азартом приступают к этой работе самостоятельно или легко нанимают первого встречного «специалиста». Но на самом деле это очень тщательная работа, требующая и знаний, и опыта, и даже специальных инструментов – как минимум трамбовки и болгарки. Дорожки должны служить саду не один год, они как артерии связывают функциональные участки сада, открывают обзор на самые яркие декоративные элементы, позволяют безопасно и удобно передвигаться по участку в любую погоду.

Городской двор. Мощение бетонной брусчаткой.

Поверхность площадки для детского игрового комплекса покрыта морским чистым песком крупной фракции, который не только амортизирует возможные падения детей, но и просто красив и приятен.

Современный дизайн сада предполагает не только устройство дорожек, но и открытых площадок. Это могут быть традиционные патио, примыкающие к дому, отдельные площадки для отдыха, размещения переносной садовой мебели, скамеек, игровые и детские площадки, для постоянного или кратковременного размещения автотранспорта. В зависимости от назначения и дизайнерской мысли они имеют свои особенности строительства и мощения. Однако, как и в случае дорожек, строительство площадок требует соблюдения общих строительных правил, а их эксплуатация должна соответствовать технике безопасности.

Что нужно знать о дорожках и площадках в саду
Оптимальная ширина для садовой дорожки – не менее 0,8 м, а для подъездной дороги – 3 м. Дорога, которая объединяет подъездную дорожку и пешеходную, должна иметь ширину не менее 4,5 м. Размеры площадок зависят от их назначения
Дорожки и подъездные пути должны быть несколько выше уровня почвы и иметь небольшой уклон, чтобы был естественный сток дождевой и талой воды. При этом уклон в длину составляет 2–5%, тогда как в ширину он может быть всего 1–2%.

Дорожки из пиленого камня в природном стиле.

При выборе материала для покрытия площадок, дорожек и подъездных путей следует учитывать его прочность, морозостойкость и долговечность. Какой вы будете использовать материал для покрытия дорожек и площадок, также зависит от стиля сада, декоративного оформления жилого дома и малых архитектурных форм, размещенных на участке. Сегодня на рынке представлено большое количество самых разнообразных материалов, к тому же многие фирмы предлагают и выполнение индивидуального заказа, например, тротуарной плитки необычного цвета да еще с вмонтированными светильниками.
Очень важно при сооружении дорожек и подъездных путей использовать систему линейного водоотвода. Это позволит избежать образования луж и, как следствие быстрого разрушения дорожек. Системы линейного водоотвода могут состоять из различных по размеру и прочностным характеристикам стоков, решеток и специальных элементов, часто очень декоративных.

Площадка с решеткой-водосливом.

Для качественного устройства дорожек и продления срока их службы сегодня используют такие материалы, как геотекстиль, пластиковые геосетки, которые укладывают под слоем щебня, чтобы не позволять ему сдвигаться. Геосетки важно использовать и при устройстве дорожек на склонах. А вот для устройства подъездных дорог лучше использовать газонные пластиковые решетки. У них верхние края снабжены зубчиками, благодаря чему колеса автомобиля имеют лучшее сцепление с покрытием и не проскальзывают. Соединяются в нужный размер решетки с помощью самозащелкивающихся крючков.

Строительство дорожек и площадок
Работы по прокладке дорожек делятся на три этапа. Первый – проектирование. Как именно будут пролегать по участку дорожки, зависит от выбора стиля вашего сада. Так, для сада в регулярном стиле дорожки должны быть прямыми, пересекаться под прямым углом. Для пейзажного стиля характерны дорожки с плавными изгибами. При планировании дорожек важно учитывать и то, каким путем привыкли домочадцы добираться до того или иного садового объекта.

Разбивочный чертеж – схема разметки дорожек и площадок.А так же делается схема мощения.

Второй этап – подготовка ложа для дорожек. Разметив дорожки, сначала снимают плодородный грунт и переносят его на отдельную площадку для дальнейшего использования в саду. Затем вынимают остальной грунт на глубину, необходимую для того, чтобы уместились основание и завершающий слой. При этом следует учитывать, что покрытие дорожек должно возвышаться над грунтом на 2–3 см. Дно земляного корыта тщательно утрамбовывают. Кстати, не пытайтесь трамбовать гумусный слой – это бесполезная трата времени и сил.
Основание дорожки состоит из несущего слоя и подсыпки. На хорошо утрамбованное дно укладывают 10–15-сантиметровый слой щебня или гравия (для подъездной дороги этот слой должен быть 20–30 см). Гравий тщательно утрамбовывается, затем подсыпается 3–5-сантиметровый слой песка и тщательно выравнивается.
Третий этап – выбор отделочного материала. Он также зависит от стилевого направления сада, дизайна жилого дома и других строений на участке. Отделочный материал должен быть качественным, прочным, морозостойким и безопасным для передвижения в дождливую погоду и зимой. Низкокачественный и неморозостойкий материал очень быстро приводит к разрушению дорожек и площадок.

Мощение площадок в парадной зоне.

Теперь остается только выбрать путь укладки отделочного материала. Это может быть как укладка на сухую смесь по гравийно-песчаному основанию, так и заливка основания бетоном и в дальнейшем декорирование отделочными материалами. Некачественный цемент и нарушения в подготовке раствора, а также строительство дорожек в период ночных заморозков, приводит к быстрому разрушению дорожек и площадок.
До укладки отделочного материала устанавливаются бордюры, которые с помощью бетона. Для грунтовых дорожек используют простые пластиковые бордюры. Укладка отделочных материалов производится по соответствующим им технологиям.
При строительстве площадок часто используется устройство как заглубленных контейнеров для растений, так и приподнятых клумб. Вопрос этот решается еще на стадии проектирования, чтобы затем не портить подготовленное основание для мощения. Наиболее важно тщательно рассчитать строительство площадок с комбинированным мощением, т. е. когда используются при декорировании два или три вида материалов.

Грунтовые дорожки
В саду природного стиля вполне естественно будут смотреться грунтовые дорожки и тропинки (по ширине тропинки могут быть до 60 см). Они дешевы и легки в исполнении. Однако такие дорожки менее прочны и более трудоемки в уходе, особенно если их поверхность декорируется щепой, песком или кирпичной крошкой.


Строительство грунтовых дорожек.Поверхность детской площадки, а также других площадок и дорожек отсыпана гранитным отсевом с оконтуриванием бордюрным камнем.

Если на участке долго стоят лужи, то перед прокладкой грунтовых дорожек следует провести дренаж местности. Из ложа будущих дорожек убирают плодородный слой, утрамбовывают основание и насыпают 10-сантиметровый слой гравия. Его тщательно утрамбовывают и только после этого насыпают 15-сантиметровый слой почвы, который также тщательно утрамбовывают.
Для более прочного земляного покрытия берут смесь глины (30%) и песка (70%). Ось дороги должна находиться на уровне окружающей почвы, а ее поперечное сечение должно иметь форму дуги. Такая выпуклость позволит естественно стекать дождевым и талым водам.
После того как покрытие сформировано, грунтовые дорожки можно декорировать тонким слоем крупного песка, кирпичной или каменной крошки и еще раз утрамбовать. Такие дорожки также можно выстилать декоративной щепой или дробленой корой. Это, кстати, не только красиво, но и предохраняет дорожки от зарастания сорняками, а ходить по ним очень приятно, особенно босяком.
Грунтовые площадки чаще всего используются в садах природного стиля под кострища, детские игровые комплексы, для спортивных занятий. Для детских площадок можно использовать покрытие грунта песком или декоративной щепой.

Настилы из дерева
Дорожки из дерева (декоративные настилы из досок, круглых спилов и т. д.) очень хорошо сочетаются с английскими миксбордерами и типичными для средней полосы растениями. Они теплы на ощупь и естественны в саду. Однако в дождливую погоду дерево становится скользким. К тому же, быстро загнивает. Против гниения дерево пропитывают специальными средствами.
Под такие настилы важно правильно подготовить хорошо дренированную отсыпку. Для этого используют 10–15-сантиметровый слой гравия и 5-сантиметровый слой крупного песка. При установке бордюров следует учитывать, что дерево разбухает, поэтому нужно оставлять щели. Мощение спилами предполагает также отсыпку промежутков каменной крошкой или мелким гравием.
Для бордюров, ограждающих деревянные дорожки, используют как бетон, специальный бордюрный камень, так и стильные ограждения из ошкуренных и обработанных от гниения чурбаков, напиленных из толстых веток или тонких деревьев, ивовое плетение.
Площадки для отдыха, выстеленные деревом, важно сделать безопасными в дождливую погоду. Часто их делают приподнятыми над уровнем почвы. Тогда используются сваи, а в самом покрытии делают щели для естественного стока воды. Дерево обрабатывается средствами защиты, его можно покрасить текстурными красками и покрыть палубным влагостойким лаком.

Мощение дорожек и площадок камнем
Каменные элементы дорожек чаще всего укладывают на подсыпку или бетон. Выбор укладки во многом зависит от величины элементов. Например, плиты из гранита или базальта лучше укладывать на бетон, а тонкие плитки из песчаника – на гравийно-песчаную подушку.

Сочетание в мощении брусчатки из малинового кварцита и гранитной брусчатки, имеющей другой оттенок, сделало площадку более декоративной. Брусчатка может быть выложена узорами.

Оригинальные дорожки и площадки получаются из тесаного камня, который имеет форму, близкую к шестиграннику или прямоугольному параллелепипеду (например, в виде брусчатки). В одной партии могут быть плиты различного оттенка, поэтому укладка потребует художественного вкуса. Гранитные плиты, как правило, имеют сероватые, красные или желтые оттенки, базальтовые – черные. При покупке обращайте внимание на размер плит, который обозначается через дробь. Например, размер плит 12/16 означает, что стороны плит имеют длину 12 и 16 см.

Строительство садовых дорожек из пиленого природного камня на гравийно-песчаной основе.Дорожка из плитняка через год после строительства. Между камнями проросла трава, что делает садовую дорожку особенно выразительной.

Более правильной формы нарезают каменные плиты. Они бывают из гранита, известняка или песчаника. Толщина таких плит – от 6 до 15 см, размер стороны колеблется от 10 до 100 см.
Особый колорит саду придает покрытие из гальки. Только сразу нужно определиться, что галькой лучше покрывать подъездную дорогу или узкие тропинки, ведь ходить по ней не очень-то привычно. Для дорожного покрытия у нас используют гальку с плоской и ровной поверхностью, при необходимости проводят дополнительное обтесывание. Кроме того, гальку часто используют при оформлении площадок, как дополнительный материал.

Мощение клинкером
Стильный сад, предполагающий большую историю, можно создать за считанные годы. В таком саду элементом старины могут послужить изысканные дорожки из клинкера. Согласитесь, что легко можно представить на вымощенной клинкерным кирпичом подъездной дороге какой-нибудь раритетный автомобиль или даже конный фаэтон.
Для сада используют специальный клинкерный дорожный кирпич или брусчатку с противоскользящими насечками. Материал этот очень долговечный, ведь глина обживается при температуре до 1300° С до полного спекания. Структура клинкерного кирпича плотная, без включений и пустот, что обеспечивает материалу высокие эксплуатационные качества.
Укладывают клинкер на слой песка или очень мелкую каменную крошку. Клинкерные элементы для дорожек имеют размеры 200x100x45 мм, 200x100x52 мм, 240x59x52 мм либо 60x59x52 мм. Для подъездных дорог клинкер лучше укладывать торчком, создавая слой толщиной 10 или 5,9 см. Между клинкерами оставляют зазоры в 3 мм, которые заполняют крупным песком или мелкой каменной крошкой. С помощью клинкерной брусчатки из неоднородно прокрашенного материала можно создать красивые площадки, выкладывая самые разные узоры.
При выборе клинкера следует обращать внимание на прочность, морозостойкость, устойчивость к жирам, растворителям и бензину.

Мощение дорожек и площадок бетонной плиткой
Кроме унылого серого бетонного покрытия сегодня на рынке представлено множество декоративных изделий на основе это материала. Начиная от бетонной плитки разнообразных цветов, с поверхностью часто имитирующей натуральный камень.
Лицевая сторона такой плитки может быть покрыта натуральной крошкой, а благодаря специальной обработке она немного неровная и шершавая, что увеличивает ее безопасность во время дождя и зимой. Как правило, такая плитка имеет толщину 4–10 см, ширину 9–20 см и длину 10–28 см. Для дорожек достаточно толщины в 6 см. Бетонная плитка может иметь не только прямоугольную или квадратную форму, но и фигурную.
Более популярны тротуарные плиты. Они имеют квадратную или прямоугольную форму со сторонами длиной 20–50 см и 35–100 см и толщиной 4–8 см. Чаще всего они имеют однотонную окраску, но встречаются и плиты серые в массе с вкраплениями цветной крошки.
Сторонники природного стиля предпочитают мостить дорожки ажурными плитками. Они также могут быть разного цвета, размера и формы. Эта бетонная конструкция передает нагрузки непосредственно на более глубокие слои грунта, разгружая тем самым поверхность почвы, которая заполняет свободные промежутки и засевается травой. Таким образом, получаются ажурный ковер из бетона и газонной травы. Увы, по таким дорожкам трудно ходить босиком или на высоких каблуках. Зато подобное покрытие великолепно подходит для подъездных дорог.
Все чаще в оформлении дорожек используется штампованный бетон. Его поверхность может имитировать каменную брусчатку, плиты песчаника, речной камень, кирпичи и даже доски. Для повышения прочности, такой бетон укреплен полипропиленовыми волокнами. Однако следует помнить, что такое покрытие дорожек отличается глянцевой, слишком скользкой поверхностью и невысокой морозостойкостью.

С сайта www.есоsystеmа.ru

Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Глава 3. Технология обустройства троп*

В.В. Комов, Я.И. Орестов

3.1 Дорожки, лестницы и площадки

Общие требования

Выбор материала и ширины дорожки зависит от функциональных и природных особенностей маршрута. Наиболее целесообразно использовать для дорожного строительства местные материалы.

В практике благоустройства парков и лесопарков приняты стандартные величины ширины дорожек, кратные 0,75 м. Ширина в 75 см предназначена для прохода одного человека, а при ширине 1,5 м по тропе могут комфортно передвигаться два человека. При строительстве экотроп к ширине дорожек можно подходить менее строго.

«Обустройство тропы начинается с того, что Вам придется опуститься на колени и исследовать почву. Внимательно посмотрите, с каким грунтом имеете дело, из чего состоит почва, что с ней может произойти во время дождя. Определите, откуда поступает вода на тропу и куда она стекает. Вашей основной заботой должно стать регулирование скорости и направления потока воды».
Марк Эдвардс, координатор маршрутов Департамента природных ресурсов штата Айова

Эффективность функционирования экологических троп и маршрутов в существенной мере зависит от технического состояния дорожного полотна. Одной из основных проблем является дренирование дорожки. Оно осуществляется за счет подсыпки в ее основание щебня, песка или других материалов с хорошей водопропускной способностью, а также за счет придания поперечного и продольного уклона верхнему покрытию тропы.

На поверхности неправильно сформированного покрытия тропы вода застаивается. Посетители парка обходят увлажненные участки, в результате чего возникают обходные тропинки.

Тропы, проходящие по склону, могут превратиться в канавы, по которым будет стекать вода. Если уклон более 7–10%, то для предотвращения эрозии почвы необходимо сооружение ступеней, площадок и заграждений для водного потока.

Уклон тропы обычно выражают в процентах: уклон в 1 процент соответствует понижению/повышению величиной в 1 сантиметр в расчете на каждый метр дорожного полотна.

Иногда вместо процентов употребляют другую единицу – промилле, которая равна одной десятой процента.

Уклон поверхности до 5% является оптимальным для подъема посетителей (5% соответствует набору высоты в 1,5 м на 30 м пути).

Рекомендуемые продольные уклоны составляют от 0,5 до 8%, в от дельных случаях уклоны могут достигать 20%. При больших уклонах участки подъема должны чередоваться с горизонтальными площадками, причем существуют определенные рекомендации по чередованию горизонтальных участков и участков с различным уклоном, выполняя которые можно сделать подъем комфортным.

На следующей схеме изображен участок с чередованием наклонных и горизонтальных участков.

Рис. 3.1. Продольные уклоны пешеходных дорожек
1 – Горизонтальные участки, 2 – Наклонные элементы с уклоном 1-1, 1-2…, A – стартовая точка пути

Продольные уклоны на участках подъема следует увеличивать по степенно, одновременно согласовывая их длину с величиной уклона (см. таблицу):

Продольный уклон, % (i) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Длина участка, м 1130 840 630 480 370 280 220 170 130 105 88 67 53 43

Применение таблицы можно пояснить на следующем примере: если у нас есть возвышенность, на вершину которой надо проложить дорожку, то целесообразно от подножия первый подъем устраивать как можно более пологим – предположим, что это участок с уклоном 3% (3 см подъема на 1 м тропы). Протяженность такого участка не должна превышать 630 м (см. таблицу). Трассировать дорогу следует так, чтобы после подъема шел горизонтальный участок. Обычно для этого маршрут прокладывают серпантином или спиралью вокруг холма.

Следующий подъем можно сделать более крутым – предположим, с уклоном 9%, протяженностью не более 130 м и так далее, до вершины, с последовательным увеличением крутизны участков и уменьшением их протяженности.

Такое сочетание уклонов и горизонтальных участков позволяет чередовать физические усилия и отдых и соответствует естественному распределению высот рельефа.

Устройство лестниц

Уклоны более 20% оборудуются лестницами с перилами. Лестницы могут быть деревянными, грунтовыми, металлическими или с применением природного камня. Наиболее долговечны, но и дороги в производстве – металлические конструкции. Ступени и площадки, сваренные из арматурного прута с интервалом 15–25 мм, меньше обледеневают и не снижают инсоляции (интенсивности солнечного света, попадающего на поверхность) под лестницей. Кроме того, металлические опоры более тонкие, что меньше повреждает корни растений при установке.

Удобная лестница рассчитывается следующим образом:
значение 2h+S , где h – высота ступенек в см, а S – ширина ступеньки в см (проступь) , должно лежать в интервале от 60 до 67 .
К примеру, если высота ступеньки у вас 13 см, то ширина ступеньки может быть от 34 см (60 – 13 х 2) до 41 см (67 – 13 х 2).

Горизонтальная часть ступеньки называется проступью, а вертикальная (фронтальная) – подступенком.

Рис. 3.2. Устройство деревянной лестницы

Простой и экономный вид лестниц – насыпные. Для них требуется подготовка наклонного основания в грунте или наращивание основания из засыпки. Наклон в грунте должен иметь дренирующий слой толщиной 50–80 мм из засыпки. Для засыпки используют шлак, песок, гравий, щебень, доломит.

Заранее скрепленные с боковинами подступенки укладывают в наклонную выемку между двумя уровнями участка, а затем засыпают шлак или песок до верхнего обреза доски подступенка и утрамбовывают. Возможность прогиба доски предотвращают с помощью колышков, которые лучше всего вбить с внутренней (засыпаемой) стороны доски. Доску в этом случае прибивают к колышкам. Расположение колышков в засыпке придает конструкции более совершенный и законченный вид (рис. 3.3). Доски в этом варианте являются постоянным элементом конструкции лестницы.

Рис. 3.3. Устройство насыпной лестницы
1 – тетива; 4 – колышки; 2 – подступенок; 5 – дренажный слой 3 – засыпка;

В качестве материала для укрепления подступенков может использоваться природный камень, поперечно положенные или вертикально вкопанные бревна. При необходимости укрепляются и боковые борта ступеней.

Бетонные ступеньки легко сделать на наклонной поверхности в деревянной опалубке из боковин и подпорных досок. Подпорные доски устанавливаются вертикально или с небольшим наклоном. Они формируют поверхность подступенка. Опалубка после затвердевания бетона удаляется. Для опалубки можно использовать листовое железо.

Устройство дорожек и площадок

Вкусная начинка «дорожного пирога»

Так же как обычный пирожок состоит из теста и начинки, так и дорога имеет несколько слоев. Верхний, – «румяная корочка пирога» – это асфальт или плитка или щебень, тот слой, по которому идут наши ноги. Под ним находится «начинка» – мы ее не видим, но именно она делает дорогу сухой и прочной. Термин «дорожный пирог» прочно вошел в язык строителей.

А кто изобрел «дорожный пирог»? Римские легионы завоевывали древний мир не только силой оружия, но и дорогами, которые сохранились спустя два тысячелетия. И не удивительно – иногда слой «начинки» дорожного «пирога» достигал 5 метров!

Полотно дорожки должно быть максимально ровным и пологим на всем протяжении, не иметь ям и выступающих кочек, корней и других препятствий. В целях предотвращения образования луж, уровень тропы должен быть приподнят над уровнем земли и иметь в поперечном сечении слегка выпуклую (3–5%) форму при двускатном поперечном профиле или наклон в сторону сброса стока с тем же уклоном.

Для предотвращения повреждения прилегающей к тропе почвы и растительности рекомендуется вдоль полотна посеять так называемый «спортивный газон» – смесь трав, устойчивых к вытаптыванию. При необходимости можно высадить вдоль полотна невысокую живую изгородь. Особенно это необходимо в местах пересечения тропы с нежелательными стихийно сформировавшимися тропинками.

Рис. 3.4. Устройство лестницы с бетонированными ступенями
1 – боковины опалубки; 4 – подпор для ступени с навесом; 2 – подпорные доски; 5 – основание подушки 3 – упоры (бруски);

Полотно из гравийно-песчаной смеси

Если тропа идет по земляным, песчаным и другим «мягким» грунтам, ее покрытие целесообразно делать из песчано-гравийной смеси (ПГС). Для устройства такого полотна формируется траншея глубиной 25–30 см, в ширину будущей тропы. При необходимости, ее борта могут быть надсыпаны, что позволит сделать дно максимально пологим, без резких перепадов и ступеней. На дно насыпается слой песка толщиной 7–10 см. Песок увлажняется и трамбуется. Варианты устройства таких дорожек представлены на рис. 3.5, 3.6.

На песок до уровня земли укладывается и трамбуется слой крупного – 40–70 мм – гравия или щебня. Этот слой является основной дренирую щей системой тропы. От степени трамбовки этого слоя будет зависеть устойчивость и долговечность будущей тропы. Над уровнем грунта формируются бортики высотой 5–7 см (из земли, дерна, досок и т.п.), пространство между ними заполняется ПГС. Эта смесь состоит из песка (до 30% объема), мелкого гравия или гальки размером 10–20 мм и связующего компонента – порошковой глины (15–30% объема) или цемента (до 10%). Этот слой также трамбуется, окончательно формируя поверхность дороги. Перепад высоты между краем обортовочной доски и естественным грунтом заравнивается укладкой дерна или просто подсыпкой грунта. При необходимости с одной из сторон, на которую идет поверхностный сток, можно сделать попутный дренаж: укрепить бортик бревном, бордюрным камнем и т.п. водоупорными мате риалами, устанавливая через 30–50 м под дорожным полотном перепускные трубы диаметром 100–150 мм, чтобы вода не размывала тропу.

Рис. 3.6. Покрытие ПГС: с бортовым камнем (вверху), со скрытой обортовкой (внизу). Поперечный разрез

Сооружение гатей и лежневок

… Была и есть в России еще одна стихия, неизвестная на Западе – бездорожье.

Даже при наличии камня и щебня нешуточное дело – проложить сотни и тысячи верст мощеных дорог. А камня в России как раз и не было под руками, нечем было отсыпать «постель», чтобы не утонул гранитный булыжник примитивного булыжного шоссе в раскисшей глине. Да и сбор этих булыжников по полям (такая повинность возлагалась кое-где на крестьян и в дореволюционное, и в советское время) не давал нужного количества материала. Поэтому в России была такая непростая типология дорог: были мощеные шоссе, а были и грунтовые, но благоустроенные почтовые тракты, были извилистые, набитые крестьянскими телегами проселки, и были чуть намеченные, заросшие травой полевые дороги.

Были выработаны на Руси оригинальные способы мощения дорог – гати, лежневки и торцовые мостовые. Сырые участки гатились связками прутьев и жердями, а на совсем уже непроезжих болотах ложились лежневки: укладывались вдоль трассы в два ряда толстые бревна, на них клались одно к другому, слегка врубаясь, поперечные бревна, составлявшие полотно дороги, а сверху вновь клались два ряда бревен по краям, скрепляя лежневку. На таких «дорогах», и по сейчас укладывающихся кое-где от лесосек, вылетали спицы из тележных колес, расходились ободы, ломались оси и дрожины и едва держалась в теле душа ездока. В городах же центральные улицы мостились деревянными торцами – чурбаками, обрезками бревен, иногда обтесывавшимися на шесть граней, а чаще остававшимися в кругляке. На песчаную постель (хорошо, если был поблизости песок) плотно, один к другому, ставились просмоленные торцы, заливались сверху смолой и посыпались песком. В первые месяцы такая мостовая была до вольно гладкой, хотя и слегка погромыхивали на ней тележные колеса, а через год одни торцы оседали, другие перекашивались, третьи начинали выгнивать и выбивались железными шинами колес, так что, съезжая с «благоустроенной» улицы в переулок, где не было уже торцов, вздыхал седок с облегчением от всей души. А еще через год нужно было снова мостить улицу. Автору этой книги, выросшему в маленьком северном городке, пришлось поездить и по торцовой мостовой на главной улице, и по гатям и лежневкам в сырых вятских лесах, и впечатления от этих поездок, от того, как стучали зубы и бились кости об облучок телеги, до сих пор свежи в памяти...

(А.В. Беловинский «Изба и хоромы. Из истории русской повседневности» http://www.booksite.ru/fulltext/izb/aih/oro/my/index.htm)

Когда тропа идет по влажным заболоченным местам, целесообразно сооружение гатей и лежневок. Гатью раньше называли настил из веток, древесных остатков, на слегка утрамбованном торфяном грунте, а лежневкой – дорогу по болоту, основанием которой служили продольные или поперечные бревна.

Фото 3.1.

В определении этих терминов у разных авторов есть расхождения, но можно согласиться с тем, что и тот, и другой тип дороги представляет собой приподнятый над землей настил, – а это дает нам возможность не только комфортно пройти по участку с избыточным увлажнением, но и помочь защитить от повреждений корни деревьев, сохранить интересные виды мхов и лишайников и другие объекты напочвенного покрова.

Лежащие на грунте настилы целесообразно делать из деревянных плах толщиной не менее 40 мм или полубревен. Возможно использование вместо поперечных бревен старых покрышек от колес. Они долговечны, хорошо держатся на болотной поверхности и, при достаточной ширине настила, могут быть целиком под ним скрыты. С точки зрения экологии они достаточно безопасны в силу большой химической инертности материала.

Рис. 3.7. Одна из возможных конструкций настила

Очень красиво выглядят настилы, приподнятые над почвой на столбах (деревянных или асбоцементных с заливкой раствором). Как правило, они довольно долговечны.

Ширину гатей и лежневок целесообразно делать около 1 м. Укладка настила должна быть поперечной, из плотно прилегающих досок, с не большими щелями (до 1 см) между ними для стока воды.

Фото 3.2. Настил с применением асбоцементных столбов

Пошаговые дорожки

Пошаговые дорожки выглядят как отдельные плоские камни или плитки, расположенные на расстоянии шага друг от друга. Они идеально вписываются в естественное природное окружение и достаточно долговечны при условии правильной технологии и хорошего качества плитняка.

К преимуществам таких дорожек следует отнести то, что они совершенно не препятствуют поверхностному стоку, так как основание под них можно делать не сплошное, а по контуру каждой плитки. К недостаткам следует отнести малую пропускную способность: идти по такой дорожке приходится друг за другом. В то же время такие дорожки вполне можно использовать для сходов с основной трассы экологического маршрута к отдельным достопримечательностям.

Фото 3.3.

Для пошаговых дорожек чаще всего используется плитка, называемая «плашкой», толщиной около 30 мм, и размером примерно 40х40 см.

Располагаться плитки должны на расстоянии 60–65 см (между центрами плиток). Плитку сначала раскладывают на грунте и пробуют пройти по намеченной дорожке. Неудачно расположенные плитки можно тут же поправить и после этого наметить наиболее удобные контуры будущего дорожного пирога. Чаще всего при этом можно обойтись без устройства опалубки.

Очень декоративно и естественно смотрятся и лесенки из плашки. При этом каждая следующая плитка поднимается относительно предыдущей на высоту 12–14 см. Как правило, при этом приходится для формирования ступенек использовать временную опалубку.

Укладка плашки прямо на грунт допустима только в условиях песчаной или супесчаной почвы, с предварительным увлажнением и трамбовкой грунта там, где нагрузка на дорожку будет незначительной.

Рис. 3.8. Технология устройства пошаговых дорожек

Торцовые дорожки и площадки

В лесных условиях торцовая дорожка, на первый взгляд, кажется наиболее очевидным вариантом. И красиво, и материал под рукой. На самом деле торцовая дорожка – один из самых сложных вариантов дорожного полотна. Действительно, торец – цилиндрический отрезок ствола высотой 10–30 см – фактически представляет собой кусок древесины, у которого снизу и сверху открыты все проводящие сосуды. Понятно, что загнивание и разрушение древесины идут довольно быстро.

Лишь две породы могут в таких условиях без основательной обработки сохранять прочность: дуб и лиственница. Фирмы, которые занимаются устройством торцовых покрытий, дают долгосрочные гарантии только для таких пород. Сосновые спилы, даже хорошо обработанные, служат на торцовых дорожках до 3–5 лет. А стоимость торцового покрытия из лиственницы может составлять до 50 евро за 1 м 2 . Устройство торцового покрытия трудоемко и может сравниться с устройством дорожки из брусчатки. При этом возникает проблема внешнего вида покрытия, так как торцы легко затираются грязью и практически не отчищаются.

Кроме того, по мере эксплуатации торцы, как правило, расшатываются и дорожка становится менее проходимой, чем просто грунтовая.

Поэтому прибегать к торцовым покрытиям следует с большой осторожностью. Желательно устраивать их только в сухих местах и ограничивать по площади, не забывая о том, что данный вид работ требует значительных трудозатрат.

«Корыто» под торцовую дорожку роют с тем расчетом, чтобы низ торцов лежал на песчаном основании толщиной 15–20 см. Обычная высота спилов от 10 до 30 см. «Корыто» заполняется крупнозернистым песком с послойной трамбовкой. Торцы укладывают на утрамбованное основание и подгоняют друг к другу, а промежутки между ними заполняют более мелкими спилами. При этом крайние торцы обязательно должны опираться на обортовку (края «корыта», даже притрамбованные, должны быть дополнительно укреплены доской или другим материалом). Затем промежутки между спилами просыпаются песком и дополнительно трамбуются.

Рис. 3.9. Примерная конструкция торцового покрытия

На участках тропы, проходящих по траверсам склонов, необходимо предусмотреть сооружение террас. Желательно, чтобы полотно лежало на естественном основании, при этом терраса врезается в склон на ширину будущей тропы. Дорожное покрытие на террасах должно быть твердым – деревянным или каменным. Боковые стенки террасы из сыпучего материала укрепляются подпорной стенкой из камня, дерева или посадкой легкоукореняющихся растений. Перила целесообразно прокладывать в две нитки: на высоте 75–80 см для взрослых, и 45–50 см – для детей.

Для соблюдения допустимых уклонов тропу целесообразно прокладывать по принципу серпантина.

* Данная страница содержит информацию из сборника ["Тропа в гармонии с природой ". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "Заповедники" , любезно предоставившего нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.