«Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1Ин.5:7-8)

Кагор – красное вино, используемое в традиционных православных обрядах Евхаристии. Сладкий и крепкий кагор тёмно-рубинового цвета символизирует кровь Христа. Кагор чаще всего пьют на Пасху, но в течение года это вино допускается пить для поддержки здоровья, на православные праздники и даже во время Великого поста по воскресеньям.

Известно, что кагор входил в довольствие выздоравливающих бойцов Красной Армии во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.

Хотите узнать, какое отношение имеет французский винодельческий регион Kahor (Cahors)к знаменитому церковному вину? О появлении кагора в России? Об истории и закреплении кагора в христианских обрядах и особенностях его пития в Православии? Разобраться, можно ли кагор пить за столом, какие блюда лучше всего подходят к кагору и с чем сочетается это церковное вино? Давайте узнаем:

На юго-западе Франции существует местечко Kahor Appellation d’origine contrôlée (AOC), в котором выращивается знаменитый сорт винограда Malbec, который славится своим насыщенным цветом и благородным ароматом вкупе с плотным насыщенным вкусом. Считается, что именно из этого местечка экспортировали церковное вино в Россию в начале 18 века и именно этот город дал имя церковному вину Российской Империи.

Копнём подальше в историю. Примерно в 50 году до н.э. (до Рождества Христова) область Kahor (Каор) засаживается виноградниками виноделами Римской Империи. Плодородные земли дают отличное вино, которое, к слову, очень любили не только римские императоры, но и их европейские ставленники, а впоследствии полюбили Римские Папы, короли Франции, Англии и других государств Европы.

Отличное красное вино обладало насыщенным красно-рубиновым цветом, ароматами фиалки и смородины, было сладким и крепким. К сожалению, морозы 1956 года полностью уничтожили все виноградники Кагора, и они были заменены закалёнными аргентинскими потомками.

Известно, что кагор символизирует кровь Христа, и насыщенный цвет вина – это ключевое, но не единственное условие. В разное время споры о том, какое именно вино считать церковным, заканчивались либо церковными расколами, либо принятием совершенно неожиданных и неспецифичных традиций. Например, в Православии прижилась традиция глубокого контроля производства и благословения вина (аналогичная кошеризации в иудаизме).

«Служебник» 1699 года издания утверждает: «Вином же не суть быти и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инии сим подобнии». То есть, в церковных обрядах должно применять исключительно виноградное вино, но не соки ягод или овощей. С вином в христианстве связан ещё один факт: киприоты искренне верят, что вино с их острова было испито на Тайной Вечере. Именно это вино «рекомендовал» Иисус Христос. В настоящее время на Кипре производится «то самое вино» и называется Commandaria. Вино имеет насыщенный вкус сухофруктов, обладает хорошей крепостью и сладостью, цвет Коммандарии – янтарно-каштановый. Но при всём уважении к дружественным
Православной Церкви киприотов, кагор гораздо ближе к символу Крови Христа. Глубокий насыщенный красный цвет в сочетании с полным вкусом и ярким ароматом – вот, что должно отличать подлинный христианский символ.

Настоящая история российского кагора начинается со времён Петра I , который наладил импорт одноимённого французского вина для церковных нужд. Не многие знают, что у царя был слабый желудок, потому-то во время частых и обильных пиров ему прописывали пить кагор. Вплоть до конца XIX века вина этого типа завозились из Франции и Испании. Наиболее известные марки французских кагоров того времени – “Рогом”, “Висант”, “Кагор-Гран-Констан”, “Кагор-Дюрок”, “Кагор-Маркэр”, испанских – “Бени-Карло”. Все они отличались интенсивной красной окраской, густотой, терпкостью и необыкновенным вкусом с оттенками малинового варенья и шоколада.
Лишь в конце XIX века при поддержке князя Голицына русскими виноделами (профессор Ховренко, профессор М. Ф. Щербаков, С. Ф. Охременко, И. А. Биянки, С. Д. Долганов, З. Л. Дубинин, А. В. Келлер и другие) была разработана технология получения вин типа кагора. В его основе лежали крымские сорта винограда.

Кагор или любое иностранное вино было в российских церквях и раньше, но доставлялось из различных источников, часто портилось в дороге и не удовлетворяло высоким требованиям. Креплёное густое красное вино из Кагора было очень высокого качества и доставлялось в неизменном виде, что и определило его выбор в качестве церковного. Впоследствии были выбраны и другие источники вина, и с 19 века производство вина для церковных церемоний было налажено внутри Российской Империи, но имя закрепилось и остаётся неизменным до наших дней. Сейчас кагор выпускаются в Краснодарском крае, в Молдове и в Крыму. Изготавливаются они, в зависимости от региона, из сортов винограда Мальбек или Каберне-Совиньон, что обязательно указывается на этикетках.

Главные отличия кагора от прочих вин кроются в особом методе приготовления. На определённом этапе вино нагревают выше 65°C, а затем остужают и оставляют для дображивания, после чего и вводят спирт, доводя вино до нужной крепости. Именно сочетание нагрева с дображиванием позволяет достичь глубокого тёмно-красного цвета с тонами малины, чернослива, чёрной смородины, вишни и шоколада и мягкого бархатистого вкуса вина. Настоящий кагор должен содержать около 16% сахара (160 гл) и 16% спирта. Кагор относят к категории сладких десертных вин, а по международной классификации, кагор – это почти ликёр.

В христианской традиции, кагор – это символичный напиток, его не принято пить так, как пьют, скажем, обычное столовое вино. В полном соответствии со святыми текстами, кагор, символ крови Христа, принято пить с хлебом – символом плоти Христа. Совершается такое совместное вкушение в церкви во время Евхаристии или Святого Причастия. Хлебом в данном случае называют просфору, выпеченную из дрожжевого (квасного) теста, а вино, то есть кагор, разбавляют водой по древнему византийскому обычаю. Вкушая кровь и плоть Христа, верующие таким образом соединяются с Богом.

Традицию пить вино и есть хлеб ввел сам Иисус Христос на Тайной Вечере: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ин.6:53-58). В процессе Евхаристии происходит Пресуществление, то есть, Преложение, когда вино и хлеб становятся Телом и Кровью Христовыми. В католической традиции Пресуществление хлеба и вина в Кровь и Тело Христа сложилось окончательно после трудов Фомы Аквинского, в которых сказано, что во время евхаристической молитвы сущность хлеба и вина пресуществляются в сущность Крови и Тела Христа, в то время как для органов чувств верующих свойства вина и хлеба не изменяются. Однако многие христианские конфессии не признают реального воплощения Тела и Крови Христова в вине и хлебе и считают обряд Пресуществления символическим.

Если говорить о «гастрономических пристрастиях» кагора – он очень выгоден, так как непривередлив. У этого вина нет идеальных сочетаний, равно как и несовместимости с каким-либо продуктом. Кагор можно пить до, во время и после еды – кому как больше нравится. Конечно, если пить его «на десерт» - то бишь, во время «сладкой» части стола, то богатый вкус и аромат будет замечен и оценен вами лучше. Если же вы хотите приятно провести время за интересной беседой или прочтением любимой книги – лучшего спутника вам не найти. Однако не забывайте – во всем хороша мера. Применительно к кагору это – и маленькие глоточки (именно так советуют пить этот чудо-напиток ценители.) Каждый такой глоточек позволит вам не только «растянуть удовольствие», но и дать каждой капле «раскрыться» во всей ее полноте, подарить незабываемый вкус, аромат и, возможно, напомнить о чем-то очень «сладком». Настоящий кагор настолько хорош, что многим и не захочется его чем-то «закусывать».

Как и все десертные вина, кагор принято пить из небольших бокалов. Для домашнего пользования вино можно водой не разбавлять, подавать кагор следует комнатной температуры после еды или в больших перерывах между едой. Кагор не принято пить за праздничным столом, запивая им еду. Сладкое вино плохо сочетается почти со всеми традиционными праздничными кушаниями, кроме кулича, и за столом лучше ограничиться обычным сухим вином, а кагор приберечь для десерта. Сладкое насыщенное вино с ярким вкусом и ароматом хорошо подходит к фруктам.

Несмотря на то, что кагор – это церковное вино, его можно пить не только во время обряда Евхаристии, но и на праздник Пасхи и в другое время, если проявить к нему должное уважение. Кагор нельзя пить для веселья и пьяного застолья. Кагор – это особое вино, и отношение к нему должно быть соответствующим.

Основные характеристики кагоров следующие:

ординарные вина /не проходившие процесс выдержки в деревянных бочка должны содержать 16% спирта и 16% сахара.

марочные вина /прошедшие процесс выдержки не менее трех лет/ имеют также крепость 16% спирта, а содержание сахара в них должно быть от 18-25%.

Кагор является достаточно универсальным вином, его можно употреблять до начала трапезы, во время и после еды. Здесь каждый человек определит для себя лучшее время для употребления этого сказочного напитка. Температура напитка должна быть комнатной, а при приеме в лечебных целях его следует слегка подогреть.

В настоящее время производится достаточно большой ассортимент кагорных вин.

-Россия: «Кагор №32» /используется,как церковное вино/, «Черные глаза», «Южная ночь», «Церковное», «Кагор Тамани», …

-Крым: самый знаменитый «Кагор Южнобережный», «Черный доктор», «Золотое поле», »Партенит», …

-Молдова: марочный и коллекционный «Чумай».

-Азербайджан: марочный и коллекционный «Кюрдамир» и «Шемаха».

-Абхазия: кагор «New Athos».

КАК ВЫБРАТЬ?

Внимание на этикетку!

И так, на что же обратить внимание при выборе кагора? Конечно же, на этикетку и контрэтикету, благодаря которым вы сможете получить максимум информации о напитке. В первую очередь найдите «градус» продукта: в соответствии с международными требованиями крепость кагора не должна опускаться ниже 16%, ведь это, как вы помните, десертное вино. Кроме того, настоящий кагор просто обязан содержать не менее 80 мг сахара на один кубический дециметр. В составе напитка не должно быть искусственных красителей или ароматизаторов – это просто недопустимо!

Не редко на этикетке кагора можно встретить надписи «вино специальное» и «вино столовое сладкое». В первом случае в бутылке реально будет кагор, а во втором обычное красное вино, ничем не напоминающее рассматриваемый нами напиток. Проверить качество купленного кагора можно и в домашних условиях: налейте полстакана напитка и долейте сюда же немного воды, перемешайте и посмотрите что получилось: если цвет останется прежним, не потускнеет и не посветлеет – перед вами настоящий кагор, в противном случае лишь его фальсификат.

Есть и более изощренный способ проверить напиток на наличие ароматизаторов, примесей и прочих добавок: наполните глубокую посуду водой, в отдельный пузырек налейте кагора и зажмите горлышко пальцем; затем поместите пузырек в посудину с водой, переверните его и разожмите палец – натуральное вино смешиваться с водой не будет. Если это все же произошло, не исключено, что производитель «постеснялся» вынести все входящие в состав напитка ингредиенты на этикетку, хотя и был обязан это сделать.

Ещё раз! Т.к. всегда есть вероятность приобрести подделку, то лучше приобретать вино в фирменных магазинах. Цена одной бутылки кагора может меняться в очень широких пределах, от 200 рублей до нескольких тысяч. Поэтому надо выбирать это вино для себя, учитывая особенности своего вкуса.

Кагор - единственное вино, изготовленное по заказу Русской Православной Церкви.

Одна из его церковных задач- напоминать христианам об искупительной жертве Иисуса Христа.

Впервые кагор упоминается в 13 столетии. В это время вино с терпким вкусом и насыщенным красным цветом начинало приобретать свою популярность.

Родиной кагора считают Францию - страну с богатейшими традициями виноделия, а точнее, правобережье реки Лот, протекающей на юго-западе этой страны. Только на этих землях выращивают редкий сорт винограда, который является главным ингредиентом сухих вин сорта "Cahors ". Производным именно от этого названия и стало в русском языке слово кагор.

Но откровенно говоря, у привычного нам церковного кагора нет практически ничего общего с тем самым, французским.

История появления кагора.

По одной из версий, - очень понравилось Петру Первому, который позднее организовал его производство на родине.

Приверженцы иного мнения утверждают, что вино было выбрано представителями Православной Патриархии в качестве официального во время их пребывания во Франции.

Сделав выбор в пользу этого напитка, священнослужители поначалу решили закупать вино за границей в больших количествах, но такие поставки были достаточно дорогостоящими и обходились церкви "в копеечку".

Естественным выходом стало решение наладить производство кагора на южных территориях страны. Вследствие естественных географических и климатических причин, виноград, выращиваемый в России, не обладал такими же вкусовыми характеристиками, что и французский сорт.

У нас кагор производили из сортов винограда "каберне " и "саперави ", что придавало ему необычный бархатистый вкус и аромат черной смородины с нотками сливок и даже шоколада.

Поэтому наш кагор получился сладким, но это вовсе не означает, что он уступал своим насыщенным вкусом и богатым букетом французскому вину "Cahors ". Тем более, что русскому народу сладость родного кагора пришлась очень даже по вкусу.

Технология производства кагора.

При производстве кагора используют особые сорта винограда: Каберне-Совиньон, Морастель, Саперави и некоторые другие. Главное, чтобы их сахаристость была 22-25 процентов.

Самое важное в обработке ягод - из их кожицы извлечь как можно больше экстрактивных и красящих веществ.

Обрабатывают ягоды винограда на различных дробильных и центробежных машинах.

Церковный кагор относится к крепленым винам. Главная особенность технологии производства кагора состоит в достижении следующих качеств:

  • интенсивно окрашенного, ярко красного цвета;
  • сладость напитка;
  • ярковыраженный виноградный вкус.

Символичность кагора.

В православном христианстве используют для Таинства Причастия. Исходя из церковных канонов это вино должно быть виноградным и иметь насыщенный красный цвет. Одна из задач церковного кагора - быть похожим на кровь Христову.Что касается крепости, то церковный кагор следует относить к крепленым винам. Естественно, в церкви крепленый кагор разбавляется водой, но, что характерно, ничуть не теряет густоты своего красного цвета.

Сам Иисус себя сравнивал с виноградной лозой, а Бога Отца- с виноградарем, который очищает плодовитые ветви и отсекает бесплодные. А первым чудом Сына Божьего было превращение воды в вино на свадьбе.

Вино же в христианской традиции применяется в Таинстве Евхаристии, когда она превращается в кровь Христову, которую Он вместе с жизнью пожертвовал ради спасения человечества.

Христиане верят, что в Таинстве Евхаристии хлеб превращается в Тело, а вино в Кровь Христову, при этом вид и вкус хлеба и вина остаются неизменными. Христос взяв чашу и благодарив, подал им (апостолам) и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27-28). Вино, используемое для Причастия должно быть только виноградным, сладким и обязательно иметь насыщенный цвет, напоминающий кровь. Причем, цвет не должен меняться, если вино разбавить водой.
С таким заданием Русская Православная Церковь обратилась к французским виноделам, где выращивали интенсивно окрашенные сорта винограда: Каберне-Совиньон, Саперави, Бастардо, Мерло и др. Больше всего православным церковнослужителям подошло вино Cahors с богатым букетом. Это было в 18 веке, а до того русская церковь использовала греческие и итальянские вина.

Только к концу 19 века стали производить в Крыму, где сорта винограда больше всего отвечали требованиям производства церковного вина по сладости, крепости и цвету. Крымский кагор производили из сортов винограда «саперави» и «каберне», которые придали вину аромат черной смородины и особенный бархатистый вкус.

Кагор в христианстве

Членов Церкви причащают Телом и Кровью Христовой. Для этого крещенный православный верующий три дня поститься, молится, исповедуется. В день Причастия нужно стараться проводить день в особом благочестии и чистоте. Причащаться следующий канонам христианин должен не реже раза в год.

Детей причащают после крещения и до семилетнего возраста их разрешается причащать хоть каждый день.

Кагор в христианстве часто используют и простые люди, ставя его на стол в церковные праздники: Рождество, Пасху. Кагор можно пить во время Великого поста по выходным дням.

Настоящий кагор.

К сожалению, кагор нередко фальсифицируют, что обусловлено его высокой популярностью: ведь это вино используют не только для нужд Православной Церкви, но и на различных торжественных мероприятиях - свадьбах, именинах и т.д. К тому же, не следует забывать о его лечебных характеристиках: умеренные дозы прописывают для лечения и профилактики различных заболеваний.

Если однажды какой-нибудь француз заявит Вам, что настоящий кагор производится только во Франции, можете смело поспорить с ним. Кагор , это ни с чем не сравнимый вкус, аромат и польза.

РПЦ запускает собственное производство вина, выяснил РБК. Винодельческое хозяйство расположено на 70 га сельскохозяйственных угодий недалеко от резиденции патриарха в Краснодарском крае

Русская православная церковь начала винодельческий проект - ее дочерняя компания высадила виноградники в поселке Дивноморское Краснодарского края на побережье Черного моря.

«Дочка» Церкви называется ООО «Мезыбь», ее в 2015 году зарегистрировали финансово-хозяйственное управление РПЦ и другая дочерняя компания РПЦ - «Софрино», которая занимается производством свечей и религиозной утвари. Основной вид деятельности ООО «Мезыбь», согласно данным ЕГРЮЛ, - производство виноградного вина, а также выращивание винограда, производство этилового спирта из сброженных материалов, оптовая и розничная торговля алкогольными и другими напитками, а также упаковывание.

Винодельня компании «Мезыбь» сейчас «в стадии строительства», сообщил источник в компании. Производство вина предприятие планирует начать в 2017 году. По словам источника, сейчас урожай уже дают «пробные» виноградники, высаженные в 2012 году​. На сайте «Авито» «Мезыбь» разместила объявление о поиске работников для «прополки, подвязки, обломки, обрезки, полива винограда, сбора урожая». Когда корреспондент РБК позвонил по указанному номеру, все вакансии уже были закрыты.

«Купить вино пока нельзя», - сообщила генеральный директор предприятия Светлана Дмитриева, когда корреспондент РБК позвонил под видом покупателя. «Мы пока не афишируем этот проект», - написала она в ответ на запрос РБК о комментарии. По данным СПАРК, Дмитриева также соучредитель прихода геленджикского кафедрального собора апостола Андрея Первозванного, а ее фамилия совпадает с фамилией настоятеля этого прихода. До этого Светлана Дмитриева возглавляла логистические компании «Солл-Р», зарегистрированную в Новороссийске, и ООО «Смит Терминалс Сахалин» (Южно-Сахалинск), а также она руководит строительной компанией «Андреевский перевал» (принадлежит новороссийской епархии). В «Софрино» и финансово-хозяйственном управлении РПЦ к моменту выхода публикации на запрос РБК не ответили, их представители, опрошенные РБК, не осведомлены о проекте. «Не морочьте мне голову», - попросил глава управления Архиепископ Рязанский и Михайловский Марк.

Какой бизнес ведет РПЦ

В 2000 году - последние доступные данные - доходы РПЦ от ее коммерческих предприятий составили 55% от общего бюджета, писал РБК, остальное - спонсорские пожертвования и отчисления епархий. Крупнейшие компании - совладелец «Мезыби» художественно-производственное предприятие (ХПП) «Софрино» и гостиница «Даниловская». Выручка «Даниловской» в 2015 году составила около 100 млн руб., финансовые показатели «Софрино» не раскрываются. «Софрино» производит свечи, иконы и чаши, разную церковную утварь - по словам источников в РПЦ, продукция предприятия поставляется примерно половине всех церковных приходов, писал РБК. Почти 30 лет «Софрино» руководит Евгений Пархаев, он же до января 2015 года был руководителем «Даниловской» и банка «Софрино» до отзыва у него лицензии в 2014 году. Московская патриархия также является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба», сейчас не действующего, но с функционирующей «дочкой» - ОАО «Ритуальная православная служба» с выручкой 70 млн руб. в 2015 году. Сретенскому монастырю принадлежит сельхозкооператив «Воскресение» в Рязанской области, выручка в 2014 году - 52,3 млн руб. Не облагаемые налогом доходы Церкви, сообщили РБК в Федеральной налоговой службе, в 2015 году составили 5,9 млрд руб., в 2014-м - 5,6 млрд руб.

Винодельческие угодья РПЦ расположены вплотную к летней резиденции патриарха, которая официально называется «Патриарший и синодальный духовно-административный и культурный центр Русской православной церкви». Как говорится на сайте Московского патриархата, в центре оборудованы покои святейшего патриарха и постоянных членов Синода, рабочие кабинеты, конференц-залы.

«Несколько административных мероприятий там прошли, культурных - ни разу», - сказал РБК бывший председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин.

Всего, по данным ЕГРП, у Церкви около 170 участков общей площадью примерно 83 га к югу от поселка Дивноморское Геленджикского района Краснодарского края. Со времени начала строительства духовного центра в 2005 году Церкви удалось расширить свои владения в несколько раз. Ранее было известно только про 12,7 га, которыми распоряжается церковь в Геленджике - столько, согласно данным администрации Краснодарского края, РПЦ было выделено безвозмездно в аренду на территории земель лесного фонда Кабардинского и Геленджикского лесничеств. Еще 0,7 га РПЦ, согласно данным ЕГРП, получила в собственность.

В 2009–2014 годах финансово-хозяйственное управление РПЦ получило еще около 70 га в собственность от частных компаний и физических лиц. Это земли для сельскохозяйственного использования, а в выписке ЕГРП на один из участков площадью 1,4 га уточняется также, что он предназначен для виноградников.

Один из бывших владельцев участков рассказал РБК, что несколько лет назад его «в добровольно-принудительном порядке» попросили продать землю для последующей передачи ее РПЦ. Покупатели объяснили, что хотели бы купить его участок и передать патриархии в виде благотворительной помощи. Сумма выкупа, по словам собеседника РБК, его полностью устроила. По его словам, покупатели «сделали предложение, от которого я не смог отказаться».

В 2009 году участок земли рядом с «дачей патриарха» был выкуплен Банком Москвы и Столичным торговым банком (СТБ), а затем передан в собственность Московской патриархии. Экс-владелец СТБ Герман Горбунцов рассказал РБК, что хотел сделать подарок Церкви. Просьба о помощи, по его словам, поступила ему от самой РПЦ, но сумма оказалась слишком велика для банкира, и он нашел партнера. Банки купили участок, следует из данных ЕГРП, а потом безвозмездно передали его РПЦ. По словам Горбунцова, он и до этого активно помогал Церкви финансово, но всегда вкладывался «во что-то бедное, окраинное». Банкир сомневается, что мог бы «делать что-то» для патриаршей резиденции. В том, что на подаренном им участке будет выращиваться виноград для производства вина, Горбунцов ничего плохого не видит.

Еще один участок, рядом с подаренным СТБ и Банком Москвы, Церковь выкупила сама в 2012 году. Владелец компании - собственника земли подтвердил РБК, что это была денежная сделка «на добровольных началах», но подробности раскрыть отказался.

«То, что Церковь будет производить вино, известно уже давно», - рассказали РБК два участника рынка. «Знаю, что Церковь получила земли заброшенных виноградников, и они высадили новые лозы. Но подробности проекта мне неизвестны», - рассказал Павел Титов, председатель совета директоров «Абрау Дюрсо», чьи структуры владеют виноградниками по соседству. По его словам, если все 70 га пойдут под виноградники, получится винодельческое хозяйство среднего размера. «С такими площадями при хорошем урожае они смогут производить свыше полумиллиона бутылок вина», - подсчитал Вадим Дробиз, директор отраслевого агентства ЦИФРРА.

«До первого «боевого» урожая должно пройти как минимум четыре-пять лет с момента высадки. Чтобы получить вино для продажи - еще два года. Это долгосрочный проект», - подсчитывает Павел Титов.

Для того чтобы получить хороший урожай, саженцы надо покупать за рубежом, говорит Елена Денисова, член совета директоров компании Chateau le Grand Vostock, владеющей виноградниками в Краснодарском крае. По ее словам, в России нет качественных питомников, способных предоставить саженцы для такой площади. Инвестиции она оценивает в сумму от 600 тыс. до 900 тыс. руб. на гектар: это стоимость импорта саженцев, посадки и ухода за ними в течение четырех лет, то есть высадка лоз на 70 га может обойтись в 42–63 млн руб. без учета строительства винодельни.

В Геленджикском районе, где расположена резиденция РПЦ, есть и другие винодельческие хозяйства. Вплотную к церковным участкам примыкают 80 га, принадлежащие геленджикской «Апекс Юг», основной вид деятельности которой - выращивание винограда. Эта компания принадлежит Николаю Егорову, однокурснику Владимира Путина, известному адвокату, совладельцу одного из крупнейших российских адвокатских бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», владельцу 20% Антипинского НПЗ. Он зарегистрировал «Апекс Юг» в конце 2014 года, а земли купил в феврале 2015 года.

30 га винодельческих угодий к северу от Дивноморского и столько же в селе Прасковеевка (рядом с мысом Идокопас) принадлежат ООО «Лазурная ягода», которой владеют структуры «Абрау Дюрсо» Бориса Титова.

«Вино используется на каждом богослужении, на каждой литургии. Чтобы гарантировать качество, крупные монастыри, где много паломников, заказывают вино на заводах в России, Украине, Молдавии - где угодно», - рассказал пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков. Это вино закупается не на продажу, а для внутренних нужд, добавил он.

Потребность приходов в вине зависит от количества прихожан на службе - нужно примерно полбутылки вина на 100 человек, говорит настоятель храма Сергия Радонежского в Чапаевске отец Сергий. В праздничные службы вина требуется в три раза больше, добавляет настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках отец Николай. Поставщиков каждый приход выбирает самостоятельно, зачастую ввиду небольших объемов вино просто покупают в магазине, также пожертвования в виде кагора принимаются от благодарных прихожан. Всего у РПЦ - более 34,5 тыс. храмов, но не в каждом из них богослужения совершаются ежедневно.

Примерно 100 тыс. бутылок кагора в год в церковные приходы напрямую поставляет «Массандра», сообщила гендиректор объединения «Массандра» Янина Павленко. По ее словам, продукцию завода в храмы поставляют и их дистрибьюторы. «В этом году мы впервые произведем сухой кагор без добавления спирта - об этом просили батюшки, и мы прислушались к их пожеланиям», - рассказала Янина Павленко.

В 2015 году Россия импортировала из-за рубежа 840 тыс. л кагора (этот сорт десертного красного крепленого вина традиционно используется в богослужениях), в основном абхазского и болгарского, за полгода 2016-го - 471 тыс. л, свидетельствуют данные логистического оператора ILS. Стоимость ввезенного кагора за полтора года составила $2,4 млн.

Неизвестно, будет ли ООО «Мезыбь» использовать вино только для церковных нужд или предполагается его реализация через розницу. «Для этого им придется получить лицензию на торговлю алкоголем», - замечает Дробиз. По мнению эксперта, указание на «церковность» вина вряд ли обеспечит преимущества на полке.

Подробнее на РБК.

Церковное вино

Так назыв. "Ц. вино" довольно распространено в России, но из нескольких миллионов ведер, ежегодно поступающих в продажу, лишь небольшое количество (около 500 тыс. ведер) идет для надобностей церкви при совершении таинства евхаристии, значительнейшая же часть (до 4½ млн.) потребляется преимущественно средним и низшим слоями населения при всякого рода празднествах (крестинах, свадьбах и пр.), а иногда также в целях лечебных. Понятие и качества Ц. вина в точности православною церковью не установлены, но, по каноническим указаниям ("Известие учительное") и установившемуся обычаю, Ц. вино должно быть густо-красное, сладкое и достаточной крепости; впрочем, в Закавказье и в Бессарабии при богослужении употребляется не сладкое, а сухое красное вино. Само собою разумеется, что выделка Ц. вина, удовлетворяющего указанным требованиям, возможна, так сказать, естественным способом, во всех наших винодельческим районах, где почвенные и климатические условия, а равно разводимые сорта винограда пригодны, вообще, для получения достаточно крепких и интенсивно окрашенных вин. Некоторые недостатки последних, обусловливаемые неблагоприятными атмосферными явлениями неудачных годов, могут быть исправлены применением рациональных приемов виноделия и погребного хозяйства. К числу этих приемов следует отнести: вяление винограда на кустах или на соломенных матах, сгущение виноградного сока уваркою (концентрация), добавление виноградного спирта и, наконец, пастеризация уже готового напитка. В настоящее время на рынке наряду с доброкачественным продуктом обращается множество фальсификатов, более или менее искусно подогнанных под Ц. вино нормальных свойств. В качестве высоких сортов в торговле предлагаются вина иностранного происхождения - кагор, рогом и беникарло; затем обычно идут под названием Ц. же вина красные вина, северного Кавказа (преимущественно из Кизляра) и наконец, всякие другие бессарабские, закавказские и крымские вина, подвергающиеся более или менее существенным переделкам; попадается много (особенно в захолустьях) и такого "Ц. вина", которое и капли настоящего виноградного вина в себе не содержит.

В. Таиров.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Церковное вино" в других словарях:

    вино - душистое (Огарев); зеленое (Мельн. Печерский); искрометное (Фет, Фруг); янтарно прозрачное (Минаев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. вино… … Словарь эпитетов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Нама (значения). Нама (греч. Νάμα) сладкое красное вино, традиционно использующееся в греческих православных храмах для таинства Причастия. По вкусовым качествам обладает схожестью с вином… … Википедия

    - (теория). Под Т. разумеют промысловую деятельность, имеющую целью преодолевать препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве. Это определение (Ван дер Боргт) шире общепринятого, по которому Т. заключается в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Один из винодельческих «шато» в Каоре О городе см. Каор. Кагор (фр. Cahors) французское красное сухое вино из региона … Википедия

    А (у); м. Сорт красного десертного виноградного вина; вино этого сорта (используется в религиозных обрядах как церковное вино). ● По названию г. Каор (Cahors) во Франции. * * * кагор (от названия г. Каор, Франция), десертное вино, приготовленное … Энциклопедический словарь

    - (по им. фр. города, где произведено). Сорт красных вин; церковное вино. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАГОР красное, сладкое и довольно крепкое французское вино, получившее свое название от города … Словарь иностранных слов русского языка

    В 1618 г., будучи стряпчим, был прислан с сеунчом к царю Михаилу Феодоровичy полномочным послом, боярином и наместником московским Ф. И. Шереметевым после заключения Деулинского договора с Польшей. Государь пожаловал ему за сеунч: 40 соболей,… … Большая биографическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Благовещенский собор. Кафедральный Православный храм Благовещенский кафедральный собор Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы … Википедия

    кагор - а (у); м. Сорт красного десертного виноградного вина; вино этого сорта (используется в религиозных обрядах как церковное вино) По названию г. Каор (Cahors) во Франции … Словарь многих выражений

    Табачный скандал события, связанные с беспошлинным ввозом в Россию подакцизных товаров структурами Русской православной церкви под эгидой благотворительного фонда «Ника» и Штаба по гуманитарной помощи Русской православной церкви в 1996 году … Википедия

Книги

  • Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны , Гашек Я.. Образ чешского солдата в армии Австро-Венгерской монархии был создан Ярославом Гашеком не сразу. В 1911 году в чешском журнале "Карикатуры" были напечатаны первые рассказы о солдате по имени…

Кагор является, пожалуй, единственным представителем группы типовых классических вин, изготовленных по заказу, который был сделан Русской Православной Церковью с целью совершения в воспоминание искупительной жертвы Иисуса Христа Таинства Евхаристии (Благодарения).

Своим именем он обязан французскому городу Кагор , расположенному недалеко от Пиренеев, в окрестностях которого выращиваются интенсивно окрашенные сорта винограда - Саперави, Каберне-Совиньон, Матраса, Бастардо, Мерло и др. Такой ответственный заказ мог быть поручен только опытным виноделам, знакомым с технологией производства красных вин. Что касается сорта и качества вина, употребляемого в богослужении, то об этом сказано в «Известии учительном» - «Для совершения Таинства Евхаристии должно употребляться вино виноградное, так как на таком именно вине совершил Таинство Сам Спаситель. Виноградное вино должно быть красное, чтобы внешним видом изображало для чувственных взоров преестественную кровь Спасителя, подаваемую в Евхаристии, тем более, что несомненно употребление Спасителем на Тайной Вечере вина именно красного, которое было в общем употреблении в Палестине. И Святая Церковь искони употребляла в Таинстве Евхаристии красное виноградное вино».

Древняя Русь, не имея своих виноградников, не установила четкого вкусового отношения к вину. Нашим предкам больше нравилось вино сладкое, как и другие хмельные напитки, содержащие сахар (мед, пиво) поэтому и заказанное французам церковное вино имело традиционный вкус - сладкий.

История Русского церковного вина берет свое начало в XVII веке. В первые годы распространения христианства на Руси церковное вино ввозилось из Греции священниками - греками, а затем для этой цели использовались итальянские вина. Стоглавый Собор 1551 года допускал употребление в монастырях только фряжского вина (фрягами русские летописцы называли итальянцев). В дальнейшем вино закупалось русской церковью на Моложской, Макарьевской и Новгородской ярмарках у иностранных купцов. И только в начале XVII века персидские купцы привезли в Астрахань закавказские виноградные лозы и передали их местному монаху для посадки вблизи монастыря. Урожай этих лоз дал первое церковное вино в России. В 1613 году повелением царя Михаила Федоровича монаху было поручено поставлять вино для церковного стола и в 1658 году воевода Ромадановский отправил в Москву 41 бочку церковного вина. Из царской грамоты от 17 января 1659 года на имя астраханских воевод князя Дмитрия Львова и Никифора Беклемешева известно, что казенным виноделием заведовал Паскаюнос Падавин, которому было приказано приготовлять исключительно церковное вино. Воеводы были обязаны следить за тем, чтобы отданные в обучение русские люди несколько «навыкли» в деле приготовления церковного вина и могли без мастера делать хорошее вино.

Произведенное вино поступало в соборы, монастыри и церкви только с ведения Святого Синода , который получил это право в 1733 году. В это время в качестве церковного вина использовались волошские и молдавские вина. Эти вина, производимые в винодельческих районах России были сухими. В остальных регионах применяли завозные заморские вина. Страны-производители выбирали для отправки вина крепленные, которые лучше переносили длительное морское транспортирование. В XVII-XIX веках такими были вина типа Кагор из Франции и Беникарло - из Испании.

К концу XIX века представление о церковном вине сложилось как о сладком, умеренно - крепком, интенсивно - красном и без примесей. Из русских церковных вин в наибольшей мере этим требованиям отвечали крымские вина. В Крыму инициатором производства такого вина проявил себя владелец знаменитых Гурзуфских садов Губонин. К этому времени десертные вина типа Кагор распространились по всей территории России, как церковные. Вместе с тем, церковью употребляются и красные сухие вина.

Церковное вино на основании решения Московского съезда виноградарей и виноделов от 1902 года «выделяется из всей массы вин, потребляемых в России, в совершенно отдельную группу, подлежащую ведению духовного ведомства и может быть церковно-богослужебным сладким и церковно-богослужебным сухим».

Большая потребность в церковном вине, которое расходовалось не только для нужд церкви, но и для свадебных торжеств, именин, поминок, а также и во время болезней, так как народ приписывал ему целебные свойства, приводила к его немыслимой фальсификации. Искусственные вина этого типа производились в Москве, Ростове, Одессе, Нижнем Новгороде из воды, черничного морса, хлебного спирта, свекловичного сахара, патоки, чернослива, а нередко с добавлением сахарина, анилинового красителя, салициловой кислоты. В то же время каноны Православной церкви предписывали, что «вино же не суть, и быть не могут вся соки от различных овощей и ягод источены, сие яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иные сим подобные...», «Кроме сего, оно не должно кисло, остро, не заплесневело, не загнило и чем-либо не мерзко было».

Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон отмечает, что «хорошее церковное вино... очень и очень нужно, но только хорошее. Церковь причащает и больных и младенцев и умирающих и плохо, если вино будет некачественным, кислым, неприятным на вкус. Грех, соблазн и нарекания».

Случаи фальсификации как зарубежных, так и отечественных вин отмечают еще в XVII веке. Новоторговый устав 1667 года устанавливал необходимость соблюдения качества церковного вина «...церковного (вина) ввозить доброго, без подмесу, для церковных потреб...» Был издан даже ряд царских указов по поводу качества церковных вин и мерам по предотвращению их подделок. Указ от 1683 года давал право на беспошлинный ввоз вина из-за границы, а другой указ устанавливал рублевую пошлину. В обоих случаях особо определялось наказание за фальсификацию вина.

В результате многолетних обсуждений пришли к выводу, что лучшим вариантом борьбы с этим злом послужит обеспечение надлежащего контроля со стороны церкви, начиная с процесса переработки винограда и кончая розливом готового вина.

История церковного вина созидается и в наше время. В агрофирме «Южная» на Тамани изготовлено вино Церковное , освященное патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, ставшее лауреатом многих международных конкурсов, получило признание и благословение вино Благодать . Вот что пишет создателям Благодати Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон: «Уникальное церковное вино Благодать... полностью соответствует тем строгим требованиям, которые предъявляются к вину, используемому в Богослужении, тем более, в Таинстве Евхаристии... Изделие, названное Вами Благодать да освещается Благодатию Всесвятого Духа и да будет всем причащающимся от нея детям России во здравие души и тела».

Следует отметить, что понятия «Кагор» и «церковное вино» не являются синонимами. Церковное вино может быть представлено только Кагором или Беникарло, а также их смесью. Однако не каждый Кагор может использоваться в качестве церковного вина. Например, старый высококачественный Кагор, в окраске которого преобладают луковичные кирпичные тона, при трехкратном разбавлении водой не сможет отвечать по этому показателю требованию церковного вина.

Таким образом, Кагор, первоначально изготовленный как церковное вино в дальнейшем расширил свое значение, став основателем специальной группы вин. К Кагорам относят высокоэкстрактивные сладкие вина с интенсивной красной окраской, проявляющие во вкусе черносмородиновые, вишнево-терновые и другие специфические тона, обусловленные сортом винограда и технологией.