Уже совсем скоро выпускникам школ предстоит сдача ЕГЭ. Именно сейчас необходимо мобилизовать все свои силы и настроиться на высокий балл. Несмотря на то, что в сети интернет дается очень много информации на этот счет, преподаватели советуют не оставлять подготовку на последнюю неделю, а тем более, перед самими экзаменами. Если придерживаться всего 8-и правил, то выпускник сможет с легкостью преодолеть этот трудный период в своей жизни.

1. Ставим цель

Очень важно для выпускника школы определиться с выбором его будущей профессии. В этом и заключается основная цель, для достижения которой нужно поступить в вуз и получить диплом.



Но без ЕГЭ никак не обойтись. Преподаватель русского языка и литературы говорит, что готовиться лучше всего начинать после 9 класса.

С мнением коллеги полностью согласна - учитель высшей категории, эксперт ЕГЭ по обществознанию. По ее мнению начинать готовиться к экзамену надо в 10-м классе. За полгода до ЕГЭ нужно заняться выполнением отдельных заданий повышенной сложности, и при этом не следует затрагивать содержание курса. Такой способ подготовки в идеале подходит одаренным школьникам.

2. Оцениваем силы

Ольга Жовтонога считает, что когда есть цель, и нет сомнений, значит, настало время оценивать свои силы. Начинать подготовку необходимо с тех предметов и тем, к которым у ученика присутствует неуверенность. Но бывают ситуации, когда обращение к просто необходимо. Например, недостаточный уровень знаний, полученных на уроках, либо нужно повысить баллы до 90-100, которые нужны для поступления.

Обращаться к репетитору при выборе определенного предмета советует Ирина Корягина.

Современная школьная программа не дает возможности достойно подготовиться к сдаче ЕГЭ по другим предметам, кроме математики и русского языка.

3. Отбросить лишнее, но не в ущерб остальным предметам

Конечно же, следует все внимание сконцентрировать на предметах, выбранных для сдачи экзамена. Но опытные преподаватели напоминают, что не следует забывать и об остальных уроках, которые входят в школьную программу. Учиться нужно обязательно! Ирина Корягина предупреждает, что никто не может знать, какие знания понадобятся в жизни. Самое главное делать все по уму.

Если, например, школьник выбрал гуманитарную специальность, то ему уж точно не нужно тратить чересчур много времени на подготовку к завтрашнему уроку по биологии.


4. Правильно создаем рабочее место

В привычном понимании рабочее место школьника должно представлять собой стол, заваленный многочисленными учебниками и мобильный телефон рядом на случай, вдруг кто-то позвонит. Но очень важно, чтобы ничто не отвлекало ученика, тогда подготовительный процесс значительно повысится и будет эффективным. Василина Юрченкова, преподаватель русского языка, советует убрать все постороннее и в частности мобильные телефоны, исключить телевизор, общение с членами семьи и друзьями. Это поможет школьнику сосредоточиться на изучении материала.



В идеале на столе должен быть компьютер, помогающий в учебе. Но иногда общение в интернете у ученика занимает больше времени, чем надо, поэтому родители должны проверять, как выполняет задания их ребенок.

5. Правильное распределение времени

Перед тем как приступить к подготовке к ЕГЭ, необходимо уточнить дату экзамена по каждому предмету - это поможет распределить правильно время на подготовку, советует Василина Юрченкова. Умение рационально планировать время может стать приятным бонусом при подготовке к экзаменам. Кроме этого, в качестве помощника послужит таймер, по которому можно будет засекать время выполнения определенного задания. А тренироваться можно на экзаменационных вопросах прошлых периодов.

6. Готовимся по составленному плану

Успешной будет подготовка к ЕГЭ только в том случае, когда составлен рациональный план для ее реализации. Например, целесообразно ежедневно решать по три теста, которые размещены на тренировочных сайтах. После чего потребуется проверка работы и разборка ошибок (если таковые присутствуют). остерегает:

"ни в коем случае не следует выполнять задания на удачу. Игра в интуицию - не лучший способ сдать экзамен."
Лучше всего при незнании ответа обращаться к правилам и так можно будет постепенно выучить и полностью усвоить проблемные темы.

Такой принцип всегда срабатывает, так как в ЕГЭ присутствуют однотипные задания.

7. Время отдыха - обязательно

Василина Юрчекова убеждена, что интенсивная подготовка должна сопровождаться отдыхом для мозга. Для этого необходимо выделить день, на протяжении которого восстановятся силы, чтобы утром следующего дня вновь приступить к занятиям.



«Отдых каждый выбирает на свое усмотрение, но не следует оставаться надолго в социальных сетях, так как это снизит желаемый эффект. Лучше всего прогулки на свежем воздухе, а также физические нагрузки. Ольга Жовтонога считает, что хорошего результата можно добиться только в том случае, если занятия будут регулярными, а силы распределены равномерно - для учебы и отдыха. »

8. Не стоит нервничать

Это совет, который в большей мере относится к родителям, так как именно они являются паникерами и зачастую не создают нужной психологической поддержки своему ребенку. А постоянное напоминание о том, что какой важный и трудный шаг его ждет, в большинстве случаев лишний. Целеустремленный 17-летний выпускник, который собирается поступить в вуз, скорее всего сам все понимает. Поэтому не стоит «подливать масла в огонь», а придите на помощь своему выпускнику пониманием, добрым словом и напутствием. Дайте ему поверить в свои силы и в то, что у него все получится, если он вовремя приступит к подготовке. Василина Юрченкова успокаивает родителей и учеников, говорит:

бояться ЕГЭ не надо, так как это не самый сложный жизненный экзамен, хоть и очень важный.
Советов много, главное, чтобы школьник сам знал, что он хочет и что нужно сделать для достижения своей цели. Тогда и на подготовку к ЕГЭ он сможет посмотреть с положительной стороны и разработает правильную стратегию. Помощниками ему в этом также станут преподаватели и родители.

Ночной кошмар выпускников или ЕГЭ экзамены: полезные советы по эффективной подготовке

Единый Государственный Экзамен - это итоговая точка во всем школьном образовании, последний и самый ответственный срез знаний, финальная аттестация детей, ставших взрослыми. А еще это их «пропускной билет» в высшие учебные заведения, поэтому важность ЕГЭ сложно переоценить. К сожалению, тех знаний, что дает учитель в ходе школьных занятий, не достаточно - учебные часы на изучение каждого предмета ограничены. Поэтому, чтобы полноценно подготовиться к ЕГЭ, школьникам необходимы дополнительные занятия и их собственная самоотдача. Иначе высоких баллов достичь не получится.

  • Эффективная подготовка возможна лишь в комфортной для этого обстановке: на столе не должно быть ничего лишнего, нужные принадлежности, учебники и пособия необходимо расположить на рабочем месте удобно для себя.
  • Дополнительными плюсами станут стимулирующие интеллектуальную активность желтый и фиолетовый цвета в интерьере комнаты, где проходит подготовка к экзаменам.
  • Занятия следует планировать. Тем, кто просыпается рано, эффективнее заниматься с утра, а ребятам, которые ложатся спать поздно, рекомендуется готовиться к экзаменам во второй половине дня. При составлении плана следует четко определить, какой предмет будет изучаться именно сегодня, какие темы и разделы будут затронуты в подготовке.
  • Начинать стоит со «слабых» тем, которые даются хуже остальных. Однако учащимся, которым сложно «раскачаться», стоит оставить самые непростые разделы на вторую часть занятия. Вместо этого рекомендуется начинать с чего-то легкого и более приятного.
  • Между занятиями необходимо делать перерывы. Позанимавшись около 40 минут, следует предоставить себе десятиминутный отдых. Важно в процессе перерыва сменить вид активности - помыть посуду, вытереть пыль, размяться, сходить в душ.
  • Не стоит пытаться зазубрить весь учебник. Любой материал нужно конструировать, составляя планы и схемы. Впоследствии они помогут быстро восстановить в памяти пройденные разделы.
  • Изучая определенный предмет, стоит уделить внимание прохождению самых разных тестов по нему. Подобные тренировки помогут лучше понять, как структурированы тестовые задания.
  • В ходе занятий будет полезен секундомер - он позволит выявить, сколько времени уходит у учащегося на выполнение определенного теста.
  • При подготовке к ЕГЭ не стоит рисовать в своем воображении печальные картины о возможном провале. Напротив, настраивать себя нужно только на успех.
  • За день до экзамена стоит повторить весь материал, используя составленные схемы и планы, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Последний день перед экзаменом

  • Многие школьники слишком полагаются именно на последнюю ночь перед экзаменом, считая, что за эти часы они успеют все повторить и заполнить существующие пробелы. Конечно, это не разумно. Усталость уже сказывается, и лишнее переутомление - ни к чему. Напротив - прекратить подготовку стоит еще с вечера, вместо этого лучше погулять, принять душ, отдохнуть. Перед важным и ответственным днем необходимо хорошо выспаться, набраться сил и энергии. Важен и «боевой» настрой. Ведь экзамен сродни бою, в котором нужно проявить себя, показать свои способности и знания.
  • К месту сдачи ЕГЭ рекомендуется прийти заблаговременно, минут за 30 до тестирования. Взять с собой необходимо пропуск, паспорт и несколько ручек (капиллярных или гелиевых) с черными чернилами.
  • Если день выдастся холодным, стоит одеться теплее, ведь экзамен длится три часа.

И вот экзамены начались…

  • Непосредственно перед тестированием учащимся сообщают всю необходимую информацию - о правилах заполнения бланка, кодирования номера школы, о том, какими буквами нужно писать и пр.). Правильность ответов во многом зависит от того, насколько хорошо тестируемый запомнит эти правила!
  • Бланк с ответами (место регистрации, ответы на вопросы теста и т.д.) необходимо заполнять исключительно печатными буквами! Стоит обратить внимание на написание отдельных букв, например, буквы «а» - некоторая информация записывается в кодированном виде, о котором учащимся рассказывают в самом начале.
  • Самое время сконцентрироваться! Когда бланки уже заполнены, и наступает самая важная часть экзамена, нужно постараться забыть обо всем, что существует вокруг. Думать теперь важно лишь о тексте заданий и стремительно утекающем времени. Стоит поторопиться, но при этом не нужно спешить. Навязчивая мысль об истекающем времени не должна сказываться на качестве выполнения задания. Каждый вопрос стоит прочитывать дважды, чтобы четко понимать его смысл.
  • Начинать рекомендуется с простого. Лучше всего сперва дать ответы на вопросы, ответы на которые не вызывают сомнений. Задания же заставляющие подумать лучше оставить на потом. Подобная тактика также поможет втянуться в рабочий ритм, успокоиться и направить энергию в нужное русло.
  • Трудные или непонятные вопросы лучше всего просто пропустить. В экзаменационных текстах обязательно найдутся задания, которые не вызовут большой сложности. Было бы глупо недобрать очки лишь потому, что не успеваешь дойти до «своих» заданий, вместо этого раздумывая над теми, которые вгоняют в ступор.
  • Каждое задание нужно прочитывать до конца! Многие тестируемые в спешке пытаются понять смысл вопроса, лишь прочитав первые пару строк. Подобная тактика может стать причиной досадных ошибок даже в легких вопросах.
  • Школьнику стоит сосредотачиваться на текущем задании - с переходом на каждое новое задание, о предыдущем лучше забывать, тем более что между собой они никак не связаны. Только что отвеченный вопрос и использованные при этом знания могут помешать сконцентрироваться на новой задаче. Кроме того, не стоит расстраиваться из-за предыдущего задания, если оно оказалось «не по зубам» - вместо этого рекомендуется перенести концентрацию на следующий вопрос. Каждый новый ответ может принести дополнительные баллы.
  • Во время решения задач можно воспользоваться методом исключения - удобнее всего отбрасывать те ответы, которые явно не подходят, чтобы подумать в итоге на 1-2 вариантами, вместо 5-7.
  • Выполнять экзаменационные задания удобно в два круга - первый круг (две трети всего отведенного времени) стоит посвятить простым заданиям, второй - заданиям, которые вызвали трудности. Так шансы набрать большее количество баллов заметно возрастают.
  • Важно оставить немного времени на проверку своей работы - это возможность заметить и вовремя исправить явные недочеты.
  • Если нет уверенности в точном ответе на тот или иной вопрос, нужно довериться своей интуиции. Выбирать стоит тот вариант, который кажется наиболее правильным.
  • Не стоит огорчаться, если не удается выполнить все задания - на самом деле это не удается практически никому. Следует помнить, что вопросы теста рассчитаны на самый высокий уровень сложности. Возможно, того количества правильных ответов, которого удалось достичь, будет достаточно для хорошей оценки.

Распространенные мифы о ЕГЭ

Миф 1

Подсчеты результатов Единого Государственного Экзамена постоянно выявляют, что получить 100 баллов по всем предметам под силу лишь одному из 10 тысяч учеников. Из этого следует, что, по меньшей мере, от одной из двух главных бед Россия избавится еще не скоро.

На деле же эти самые 0,01% - это гении и вундеркинды, которые встречаются довольно редко. Исследовательские данные говорят об ином: анализируя количество полученных «пятерок» и «четверок» (первые достигаются в 10%, вторые - в 40%), можно сделать вывод, что половина школьников, сдавших ЕГЭ, имеет хорошую возможность поступить в высшие учебные заведения.

Миф 2
Замена сочинения на ряд сомнительных заданий означает лишение тестируемых возможности проявить свои творческие способности.

Лишь две начальные группы вопросов призваны «измерить» глубину знаний учащихся. Третья часть позволяет школьникам раскрыть свой талант, проявить креативность. Ребята уже привыкли к сочинениям, чьи темы давно стали штампами и были подробно раскрыты в большинстве пособий-шпаргалок. Задания же третьего уровня предполагают развернутый ответ, требующий знаний и размышлений. Так, например, школьнику будет предложено объяснить, как он понимает значение определенного высказывания того или иного литературного героя.

Миф 3

Провал на ЕГЭ означает крах надежд на поступление в желанный вуз.
С 1 сентября многие школы нашей страны перешли на систему профильного обучения. Теперь за три года до выпуска ученики будут отдавать большую часть сил на изучение тех наук, которые особенно им пригодятся в вузах. Дальнейшая ситуация будет выглядеть примерно так: для вузов результат ЕГЭ не станет единственным показателем пригодности учащегося к дальнейшему образованию, между ребятами, достигшими определенный балл, будет проводиться конкурсный отбор. Возможно, им придется еще раз сдать профильный предмет, но уже в рамках правил, принятых в данном вузе.

Миф 4

Школьники постараются избежать сложных заданий, ответив на самые простые для них вопросы, поскольку так они гарантируют себе нормальную оценку.
Первые итоги ЕГЭ выявили, что 90% школьников не пытаются избежать усложненных вопросов. При этом половина из них дает правильные ответы, что само по себе хороший показатель.

Миф 5

Этот миф, наверное, самый распространенный - тест сдать сложнее, чем письменный экзамен.
Как и в других странах, после введения ЕГЭ в России «вдруг появились» неуспевающие школьники. Однако до 2001 года их подсчет попросту не велся - учителя, имея в уме «два», просто рисовали в журналах оценку «три». Теперь же картина общей успеваемости российских школьников стала более правдоподобной. Единые государственные экзамены показали, что 40% экзаменуемым ученикам удается четко излагать свои мысли, вдумчивый анализ текста дается лишь 33% учащихся.
Кроме того, первый единый госэкзамен по литературе выявил серьезные недостатки в системе подачи данного предмета в рамках школьного образования. Так, например, многие из произведений, включенных в школьную программу, дети просто не успевают прочитывать. К тому же, некоторые из них оказываются слишком трудными для подростков. Проще говоря, ЕГЭ способствуют более тщательному анализу современного среднего образования, позволяет выявить его минусы и найти подходящие способы их устранения.

И в заключение хочется сказать, что при подготовке к ЕГЭ не стоит полагаться на «авось», рассчитывать на то, что удастся пройти нужный материал за пару недель. Чудес, увы, не бывает. Лишь тщательная подготовка и ответственное отношение к сдаче госэкзамена могут принести желаемые результаты и стать первым серьезным вкладом в успешное и обеспеченное будущее.

10 хороших советов для успешной подготовки к ЕГЭ.

1. Вне зависимости от того, как вы решили готовиться – самостоятельно или на курсах – практика играет решающую роль. Раз в неделю обязательно выполняйте задания частей «А» и «В». Постарайтесь хотя бы раз в две недели писать сочинения, которые после уроков можно обсудить с учителем. После таких тренировок задания вы будете щелкать как орешки.

2. Важно ставить себе достаточно высокие цели и постоянно завышать планку. Выбирать задания и варианты тестов посложнее. Тренируясь дома, вы не рискуете пролететь мимо университета, а вот на экзамене такой серьезный уровень подготовки обязательно сослужит вам хорошую службу.

3. Обратите пристальное внимание на темы, которые традиционно вызывают сложности у школьников при сдаче ЕГЭ. Рособрнадзор регулярно публикует эти данные после каждого экзамена. Например, по русскому языку тяжело даются задания, связанные со слитным, раздельным или дефисным написанием слов, пунктуацией на стыке союзов и определением частей речи. Если вы чувствуете слабую подготовку по этим темам, как следует проработайте такие вопросы.

4. Небольшой секрет из части «С». Когда в сочинении вам предлагают привести аргументацию, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения, стройте текст в предложенной последовательности. Эксперт из комиссии, проверяющий вашу работу, легко увидит все интересующие его пункты – так можно избежать досадных недоразумений и апелляции.

5. Если в один из дней настроения заниматься абсолютно нет, попробуйте начать подготовку с того материала, который вам наиболее интересен. Постепенно вы войдете во вкус и сможете осилить новую для себя тему.

6. Постоянно повторяйте материал по вопросам и тематическим блокам. Стремитесь систематизировать всю информацию – обязательно рисуйте схемы, чертите таблицы, составляйте краткие конспекты. Важно не вызубрить экзаменационный предмет, а понять его.

7. Старайтесь грамотно чередовать подготовку к ЕГЭ и отдых. Больше времени проводите на свежем воздухе, оставьте достаточно времени на сон. В последние три дня можно повторять изученный материал, еще раз обратить внимание на вопросы, вызывавшие сложности. В ночь перед экзаменом хорошо выспаться просто необходимо.

8. На самом экзамене обязательно дочитывайте задания теста до конца. Не нужно позволять воображению придумывать свой вариант окончания вопроса – огромное количество глупейших и обиднейших ошибок из года в год вызвано банальной невнимательностью.

9. Если вы попали в тупик и не можете выбрать правильный вариант ответа – кажется, что такого среди предложенных нет вообще, – идите от противного. Исключите все наименее вероятные пункты – шанс ответить верно вырастет в разы.

10. По дороге к пункту проведения ЕГЭ сосредоточьтесь на достижении успеха. Каждый год сотни тысяч российских школьников и миллионы учащихся по всему миру проходят через это испытание. Выпускной экзамен – обычная процедура, на которой вас никто не сможет завалить из-за плохого настроения или договоренности с «блатным» абитуриентом. Все в ваших руках и в вашей голове!

Вы ищете подготовку к ЕГЭ по русскому языку с нуля? Давайте разберёмся, что это может означать.

Скорее всего, у вас есть некие базовые знания, которые вы получили в школе. Но они никак не привязаны к конкретным заданиям ЕГЭ по русскому языку.

Что же такое ЕГЭ по русскому языку?

ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей.
Первая часть – тестовая – включает в себя 25 заданий, за которые можно получить максимально 34 первичных балла. Да-да, по сравнению с 2017 годом, добавлено одно задание № 20 «Лексические нормы».
И вторая часть - сочинение, за которое мы можем максимум получить 24 балла.

Итого 58 первичных баллов. Они приравниваются к 100 тестовым баллам.

Так вот, в тестовой части ЕГЭ есть задания, абсолютно не привязанные к школьной программе. Есть задания на понимание текста – это так называемые «ловушки». Например, задания № 1 и № 21 без знания конкретных алгоритмов практически нереально выполнить. По статистике, абитуриенты делают в них максимальное количество ошибок.

Отметим также задание № 7
В тестовой части ЕГЭ по русскому языку это самое дорогое задание, и оно оценивается в 5 первичных баллов. Без подготовки его сделать просто невозможно. Даже школьные учителя не всегда с ним справляются. Это очень сложное комплексное задание, включающее в себя такие темы, как синтаксис, морфология и орфография. Хорошая новость – безупречное знание теории по этому заданию гарантирует грамотное написание сочинения-эссе в задании № 26 (то есть можно быть спокойным за критерии К7 и К 9, а это в сумме 5 баллов)

Есть ещё и задания, основанные на разборе текста. Это задания №№ 22-25, и для их выполнения учебников совершенно недостаточно. Нет единого школьного учебника, который можно открыть и подготовиться самостоятельно к ЕГЭ по русскому языку. Есть книги, в которых разберётся педагог, но не обычный ученик.
Вот что значит подготовка к ЕГЭ по русскому языку с нуля.

Как мы готовимся к ЕГЭ по русскому языку с нуля на наших курсах?

Мы берем каждое задание отдельно, начиная с задания № 1. Мы разбираем все методические приёмы и порядок их применения к данному заданию. Мы нарабатываем скорость, потому что ЕГЭ по русскому длится всего 3 часа 30 минут - и нужно успеть ответить на вопросы теста, и написать сочинение. Поэтому наша подготовка предполагает применение определённых алгоритмов к каждому заданию.

Например, задание № 8 - на правописание корней. Как его делает обычный ученик, опираясь на школьные знания? Вспоминает правила на чередование гласных в корнях, слова-исключения, вспоминает словарное это слово или нет. Затем подставляет все пропущенные буквы и выбирает правильный вариант. В итоге – тратит на это задание около пяти минут. А мы, по нашему алгоритму, делаем его за 30-40 секунд!

А теперь секретная тема – «серые кардиналы» на ЕГЭ по русскому языку

Есть в ЕГЭ по русскому задание № 26. Это сочинение-эссе, на которое приходится примерно 40 % тестовых баллов. Сочинение проверяется по 12 критериям, и вот здесь как раз самые таинственные моменты и начинаются. И они являются загадкой даже для очень сильных учеников, которые вдруг потеряли желанные 5-6 баллов на ЕГЭ.

В задании № 26 перед вами будет исходный текст, который принадлежит к одному из трёх книжных стилей - художественному, публицистическому либо научно-популярному. Каждый вид текста нужно анализировать своим способом!
По общей схеме выявляется проблема текста и позиция автора по этой проблеме. Только эти пункты плана сочинения берутся из исходного текста. Остальные – из головы.

Текст комментируется, причём двумя способами – пишется либо текстологический комментарий, либо концептуальный. Эту часть сочинения даже методисты считают самой сложной. Прокомментировать не всегда простые мысли и утверждения автора (к примеру, учёного-академика или фантаста) совсем не легко! А ведь комментарий оценивается так же, как и аргументы, в 3 балла!

Когда мы проанализировали текст, нам нужно сформулировать свою позицию по проблеме, в нём поднимаемой, и доказать эту позицию двумя аргументами. Сильные аргументы – это примеры из классической литературы, исторические факты или биографии писателей или учёных. И вот мы написали своё сочинение – а оно пишется очень энергично, кратко, сжато. Это аналитическое произведение, здесь есть минимум и максимум слов (150-300). Оно принципиально отличается от декабрьского сочинения по литературе. Но это не всё.

Затем мы проверяем свой текст по 12 критериям. Есть 3 критерия по стилистике. По ним проверяются лексические, грамматические и речевые нормы, точность словоупотребления, подбор синонимов. И не зря эти критерии К6, К9 и К10 зовутся «серыми кардиналами».

Причём критерий К10 - очень коварный! Если по нему идёт снижение на 1 балл, то автоматом идет снижение ещё и по К6. За одну ошибку снимается 2 первичных балла.

А знаний о том, как справиться с этими критериями, нет в школьных учебниках! Эти знания можно получить в университете на журналистских и редакторских специальностях.

Плохая новость – по стилистическим критериям практически невозможно отвоевать баллы на апелляции. Крайне сложно будет доказать, что именно это слово и этот синоним уместен в данном контексте либо в данной конструкции предложения. Вот такие они, «серые кардиналы» - с виду незаметные, но хитрые и коварные.

Когда школьники пишут сочинения, они обращают внимание на орфографию и на пунктуацию. А стилистика остается без внимания. И ребята даже не догадываются, что нельзя употреблять устаревшую лексику. Например, за выражение «до сего дня» можно получить снижение оценки на 2 балла сразу. Это он, «серый кардинал», критерий К10 – «речевые нормы и употребление лексики, не соответствующей данной исторической эпохе». И заодно снижается оценка по критерию К6.

Очень строго сейчас проверяется сочинение на соответствие критерию К11 («Этические нормы»). Раньше этот критерий формулировался как «пренебрежительное упоминание об авторе». Сейчас он расширен. Новая формулировка этого критерия: «унижение человеческого достоинства не только собеседника, но и самого говорящего». Это значит, что если ученик, приводя пример из жизни, пишет: «Мои одноклассники как бездельничали все 11 лет, так и продолжают этим заниматься», - то за слово «бездельничали» снижают оценку по критерию К11, поскольку это «пренебрежительное отношение к окружающим людям». И еще по критерию К10 (употребление просторечной лексики) и сразу автоматом по критерию К6! Итог - за одно неосторожное слово в сочинении можно сразу потерять 3 балла из 24.

Огромные трудности вызывает задание № 4, посвящённое орфоэпическим нормам, то есть ударениям в словах. К сожалению, в современной жизни разговорная и литературная нормы языка очень серьёзно расходятся. Мы часто слышим на улице или в своём окружении слова, которые произносятся неверно, и поневоле запоминаем их.

Много сложностей с глаголами. Например, в инфинитиве «включИть» - ударное «Ить», и это ударение переходит на личные окончания: ты включИшь свет, он включИт свет, а мы включИм свет. А теперь давайте вспомним – всегда ли мы так говорим? Не делаем ли ударение на первый слог, что нормам орфоэпии не соответствует?

Отдельная тема – произношение терминов. В торговле, как мы знаем, есть слово «опт», есть и «óптовый рынок». Для профессиональной лексики это нормальное произношение, но не для ЕГЭ по русскому языку! Мы должны говорить «оптóвый».

Русский государственный язык – это московский говор, это нейтральная лексика. За её пределами остаётся лексика профессиональная, диалектная, устаревшая и жаргонная. Поэтому мы должны говорить кóмпас, хотя все моряки говорят «компáс». Они не ошибаются и говорят правильно. Но это профессиональная лексика.

Есть в ЕГЭ такое задание № 6, которое подразумевает знание окончаний слов во множественном числе.

Например, слово «договор». Как правильно образовать от него множественное число?
Мы привычно говорим: «договорА». Так говорят бухгалтеры, менеджеры – очень многие люди. Но правильно, по нормам русского языка, «договОры» (мы выделили слог, на который падает ударение).

Все страховщики говорят: «полисА», «страховые полисА», для профессиональной лексики это нормально, но мы должны говорить: « пОлисы». В магазинах от продавцов мы часто слышим «джемперА» и «свитерА», а на самом деле - это «джЕмперы» и «свИтеры».

И когда ребята узнают нормы произношения – они часто говорят: «Мы никогда бы и не подумали, что правильно вот так».

Насколько это возможно – подготовиться к ЕГЭ по русскому с нуля? И сколько времени надо на такую подготовку?

Объем знаний, которыми нужно обладать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку, действительно очень большой. На нашем курсе достаточно занятий в течение 9 месяцев, начиная с сентября, раз в неделю по 2 часа. При этом многое надо учить наизусть. ЕГЭ по русскому языку – это еще и зубрежка. Нормы ударения никак не объясняются. Все окончания слов – тоже. Просто учить наизусть.

В группах этот процесс идёт быстрее. Например, мы используем «кричалки». Не только читаем глазками, но и проговариваем всей группой трудные слова. Это очень весело и запоминается намного лучше. Когда мы видим слово в книжке, включается один вид памяти. Когда проговариваем его хором всей группой три раза – другой.
С нуля готовиться реально? Абсолютно реально! Надо в сентябре записаться в мини-группу, весело включиться в учебный процесс и до намеченных 90+ баллов – рукой подать!

При выборе будущей профессии возникает вопрос о месте дальнейшей учёбы. Попасть в лучший ВУЗ страны и на самый востребованный факультет можно только, получив по всем требуемым ЕГЭ оценку близкую к 100 баллам. Если для выбранной специальности требуются исторические знания, следует выяснить, как лучше и эффективнее подготовиться к ЕГЭ по истории, чтобы заработать максимально возможные баллы.

ЕГЭ 2018 по истории

История в 2018 году является необязательным экзаменом. Право выбора предоставляется самому ученику, и зависит от ВУЗа и направления специализации, куда решено поступать.

Сдающим историю открывается дорога в топовые вузы страны по самым разнооразным направлениям

Какие задания включает экзамен

Ознакомиться с демоверсией ЕГЭ 2018 по истории можно на официальном сайте www.fipi.ru/ . Экзамен состоит из 2-х частей, в него включено 25 заданий.

1-ая часть охватывает 19 заданий, тестирующих базовый уровень знаний. Почти во всех предлагаются варианты ответов. Требуется правильно вписать нужный номер в отведённые клетки.


2-ая часть состоит из 6 заданий повышенной сложности.

  • Задания с 20 по 22 выполняются на основании приведённого в тексте ЕГЭ отрывка документа. По ним проверяются не только знания истории, но и умение анализировать и систематизировать предложенный документальный источник.
  • 23 и 24 вопрос являются аргументированными мини-сочинениями рассуждениями, в которых нужно по заданному историческому материалу привести в доказательство минимум 2 факта для подтверждения своих мыслей. Иначе баллы будут снижены.
  • 25 задание - настоящее сочинение по одному из предложенных исторических периодов времени. Задание является наиболее ёмким по баллам (11 баллов), но и самым трудным.

Подготовиться к ЕГЭ по истории за месяц практически невозможно из-за огромных объёмов информации

Примеры

Удобным при подготовке к ЕГЭ является сайт https://hist-ege.sdamgia.ru/ . В нем имеется возможность пройти весь тест целиком и узнать начисленные баллы, а можно выбрать отдельную тему и проработать по ней предлагаемые задания. Все варианты ежемесячно обновляются. Также установлен таймер, который фиксирует затраченное время на ответы.

Несколько примеров предлагаемых заданий.

Задание 1. Необходимо правильно расположить по хронологии 3 события:

  1. Убийство князя Игоря.
  2. Основание Новгорода.
  3. Образование империи Карла Великого.

Требуются не только исторический знания, связанные с Россией, но и основные сведения по всемирной истории. Событие из 1 пункта произошло в 945 году, из 2 пункта - 862 году и из 3 пункта - 800 году. Ответ на 1 задание должен выглядеть так: 321.

Задание 2. Требуется установить соответствие между событиями и датами:

При выполнении этого задания следует найти события, которые известны на 100%. Например, крещение Руси (988 год) и начало Великой Отечественной войны (1941 год). Далее из оставшихся дат нужно убрать те, которые точно не подходят: 2013 и 1054. Остаются 1564 год и 1648 год. Время правления Алексея Михайловича Романова известно несколькими бунтами, среди которых был соляной. Ему должен соответствовать 1648 год. Ответ: А-5, Б-3, В-6, Г-2.

Задание 9. Указать соответствие терминов и правителей, в чьё время они появились.

Ответ: А-3, Б-1, В-2, В-5.

Задание 25. Предлагается написать сочинение, выбрав один из периодов: 1425–1505, 1762–1796, 1941–1943. Следует указать минимум 2 личности этого периода и 2 события.

При выборе периода 1941–1943 годы, известно, что Великая Отечественная война славилась большим количеством военачальников: Жуков Г.К., Рокоссовский К.К., Говоров Л. А. Главнокомандующим был Сталин И.В. Наиболее известные сражения и события в начальный период войны: битва за Москву, Сталинградская битва, оборона Ленинграда, оборона Севастополя.

На какие специальности потребуется сдача экзамена

Знание истории требуется при поступлении на следующие направления и специальности:

  • история;
  • археология;
  • философия;
  • культурология;
  • история искусств;
  • социология;
  • религиоведение;
  • теология;
  • политология;
  • лингвистика;
  • международные отношения;
  • туризм;
  • гостиничное дело.

Как быстро и эффективно подготовиться к ЕГЭ по истории

Получить глубокие знания по российской истории за короткий промежуток времени невозможно. К тому же в ЕГЭ помещены задания, которые требуют базовых знаний мировой истории. Из-за большого объёма заняться подготовкой к экзамену по истории следует заранее, с 10 класса. За 2 года можно углубленно проработать материал, который охватывает не только знание дат, событий и деятелей, но и умение работать с картами, анализировать исторические документы.

Если решили сдавать историю, лучше начать подготовку к ЕГЭ не менее, чем за год

Изучать предмет самому или обратиться к репетитору? Данный вопрос решается каждым индивидуально. Нужно учесть, что никакой репетитор не сможет вложить в голову большое количество дат и событий. Это придётся зазубривать самостоятельно. Хороший репетитор сможет направить и организовать процесс подготовки, расскажет о тонкостях и критериях оценки заданий.

За несколько месяцев

При подготовке к истории за несколько месяцев освоить глубоко весь исторический материал будет сложнее.

  • Рекомендуется заниматься предметом каждый день. Не стоит в один день накинутся на историю, а затем на неделю забыть о ней.
  • Занятия следует разбивать на несколько частей. В 1 части изучать теорию. Учебный материал не просто прочитывать, а составлять план или конспект на основании тех сведений, которые были почерпнуты из изучаемой темы. Сделать небольшой перерыв для лучшего усвоения материала. Затем во 2 части решать тесты по прочитанной теории, которых в интернете предлагается большое множество. Это поможет усвоить и закрепить тему.
  • По проработанному материалу рекомендуется изучить все имеющиеся в учебниках карты, просмотреть иллюстрации и плакаты, относящиеся к рассматриваемому периоду.
  • Отдыхая, не стоит расслабляться. Нужно с пользой проводить свободное время, просматривая документальные фильмы по исторической тематике.

При изучении тем следует выстраивать их в правильной хронологической последовательности, не вырывая отдельные куски материала. Тогда будут понятны причинно-следственные связи всех последующих событий.

За 1 месяц

Чем меньше времени останется до экзамена, тем меньше материала сможет усвоить экзаменуемый. За месяц можно только поверхностно изучить основные моменты истории. Углубленного знания предмета за такой короткий период получить невозможно.

В 25 задании предлагается обычно 3 варианта исторических периодов. Как показывает практика в них обязательно присутствует 20 век. Стоит больше уделить внимание изучению материалов по этому времени: характеристика исторических личностей, их реформы, события. На подробную проработку других периодов времени не хватит.

Самостоятельно изучить и систематизировать весь исторический материал за месяц невозможно. Можно прибегнуть к услугам профессионалов. В ряде ВУЗов предлагается экспресс подготовка по ЕГЭ. Выбирать следует учебное заведение, в котором история является профильным предметом.

За 1–2 недели

Подготовиться за несколько недель до любого экзамена невозможно. За такой короткий срок можно только ещё раз пройтись по всему материалу, освежив его в памяти. Даже если ученик располагает уникальной памятью за неделю можно только зазубрить даты и имена основных персоналий. Но вряд ли останется время на изучение исторических документов, реформ, карт и иллюстраций, глубокой проработки какого-либо исторического периода для написания сочинения. Рассчитывать на высокий балл при таком подходе к предмету не стоит.

Как грамотно распределить время на экзамене

На выполнение всех заданий по истории предоставляется 3 часа 55 минут. Чтобы успеть выполнить трудоёмкие задания, требуется правильно распределить экзаменационное время. На каждый вопрос из 1-ой части не стоит тратить более 3–5 минут. Если возникают сомнения, то лучше перейти к следующим вопросам. Пройдя все задания 1-ой части, следует вернуться к оставленным без ответов вопросам и еще раз попробовать рассмотреть их.

На выполнение заданий 2-ой части можно отвести по 10–15 минут. Следует так распределить время, чтобы на сочинение по заданию 25 оставался свободный час.

Некоторые ученики пытаются начинать со 2-ой части, увлекаясь написанием сочинения. На экзамене сложно контролировать время, поэтому такой подход может привести к тому, что времени на выполнение остальных заданий не останется. К тому же начиная со сложных заданий, можно впасть в панику, обнаружив отсутствие знаний по предложенным заданиям. Рекомендуется двигаться от простого к сложному. Это поможет лучше настроиться на более сложные вопросы.

Выбрав специальность, для которой требуются результаты ЕГЭ по истории, нужно правильно организовать подготовку. Требуется рационально распределять время между изучением теории, выполнением тестов, знакомством с историческими картами и иллюстрациями. На подготовку следует отводить минимум по 2 часа в день. Изучать темы рекомендуется в соответствии с хронологической последовательностью. Приступая к рассмотрению следующего периода, постоянно обращаться к уже пройденным материалам, закрепляя их. Подготовиться к ЕГЭ самостоятельно вполне реально. Хороший репетитор сможет только дать правильное направление, объяснить тонкости оформления 2-ой части заданий.