Исправление недостатков звукопроизношения и формирование правильного и четкого произношения звуков у дошкольников должно приобрести характер определенной системы. В нее входят, прежде всего, вспомогательные упражнения по развитию речевого слуха и слухового внимания, речевое дыхание, гимнастика языка, упражнения и игры на развитие речевого слуха и слухового внимания .

Такие игры и упражнения можно использовать как при работе воспитателя или логопеда в детском саду , так и родителями, проводя игры в домашней обстановке .

Игра «Узнай звук».

Подобрать слова с близкими по звучанию звуками (ш, с, з, ц, ж) и предложить ребенку: «Я буду называть слова, а когда услышишь в слове звук «ш», хлопни в ладони». Взрослый называет слова: «сумка», «шум», «суп»), или слова на звук «ж» («жук», «зуб», «женщина», «замок»), ребенок же хлопает в ладоши, только услышав нужный звук.

Игра «Испорченный телефон».

В условиях семьи в этой игре должны принять участие все члены семьи: взрослые и дети. Для игры подбираются слова с шипящими (ж, ш, ч, ш) и сонорными звуками (р, л, м, н). Ведущий (может быть и ребенок) говорит шепотом слово на ухо, которое передается дальше, последний вслух называет услышанное слово. Если слово искажено, выясняется, кто неправильно услышал слово.

Игра «Поручение».

На расстоянии 5-6 метров ребенку дается шепотом поручение принести нужную вещь. Например: «Принеси мне миску», «Принеси Миша», или «Покажи зубы..., губы...».

Аналогично проводится игровое упражнение «Узнай, какоея слово я сказала». Взрослый на определенном расстоянии (6-7 м) произносит вполголоса слово, ребенок его повторяет.

Полезным для развития слухового внимания являются упражнения типа «Послушай, о чем говорит комната» (кто-то стукнул, скрипнула дверь, бой или ход часов, шум мотора холодильника, бульканье воды в кране...), «Послушай, о чем говорит улица, парк, лес» (пение птиц, шум ветра, голоса людей...).

Языковые игры помогают эффективно развивать фонематический слух дошкольников, закреплять правильное произношение, воспитывать плавность речи, тренировать речевое дыхание и мышцы органов речи. Во время игр уточняются и закрепляются понятия и представления детей, развивается их творческое воображение, мышление, речь. Ребенок в дальнейшем быстрее и легче воспринимает новый материал, осваивает новые знания и навыки.

Игра «День рождения»

Дети выбирают именинника. Каждый жестами, движениями и мимикой показывает, что дарит имениннику, а именинник пытается отгадать.

Игра начинается со слов: «Я дарю...»

Игра «Показуха»

Дети делятся на команды. Каждая команда планирует слово и, используя невербальные средства, представляет это слово другой команде, которая должна его отгадать.

Игра «Окно»

Игроки становятся друг напротив друга. Воспитатель говорит: «Представьте себе, и что вас отделяет окно с очень толстым стеклом. Попытки кричать напрасны - партнер вас не услышит. Но ему необходимо рассказать очень важную новость. Попробуйте передать партнеру содержание разговора, не произнося ни слова». После этого на ушко говорит детям задачу - новость, которую необходимо передать.

Игра «Цепочка»

Первый ребенок называет объект, второй - его свойства, третий - новый объект с такими же свойствами, четвертый - другое свойство нового объекта и так далее. Например: морковь - морковь сладкая - сладким бывает сахар - сахар - белым-белым бывает снег.

Игра «Картина»

Все садятся в кружок. Один держит в руках чистый лист бумаги и пытается представить нарисованную картину. Он начинает подробно ее описывать. Потом передает лист с мнимой картиной другому, тот продолжает воображаемое описание.

Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитании всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий. Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и даёт более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А.П.Усова, М.Е.Хватцев). Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. Наибольший эффект даёт обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения. В процессе самого обучения необходимо использовать методику, обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны. В ходе обучения следует также формировать у ребёнка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает положительное влияние на становление фонетической стороны речи, ведет к пониманию необходимости обучения для овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться.

Средства звуковой культуры речи (предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи.

Формирование правильного произношения звуков

А.М.Бородич

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

1) подготовка артикуляционного аппарата;

2) уточнение произношения изолированного звука;

3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи

Первый этап - подготовительные артикуляционные движения - может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также и в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи. Все три этапа могут осуществляться или на одном занятии, или на двух с перерывом в 1-5 дней.

Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звука такова:

· показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в образной форме);

· произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи;

· проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи;

· упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шуткм-чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).

М.М.Алексеева

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

1 этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводятся в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения. Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на статические и динамические. Статические упражнения нацелены на развитие у детей умения удерживать заданный артикуляционный способ (« Заборчик», «Баранка», «Горка», «Грибок», «Чашка»). Динамические упражнения направлены на развитие объёма артикуляционных движений («Сладкое варенье», «Гармошка», «Цоканье», «Пистолет и автомат»). Правила проведения артикуляционной гимнастики и некоторые упражнения будут даны в приложении. Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение («Кто как кричит?», «Чей домик?»), артикуляционная гимнастика. Для развития речевого дыхания проводят дыхательные упражнения. Они направлены на выработку диафрагмального дыхания, глубокого бесшумного носового вдоха и длительного ротового выдоха (без надувания щёк).

2 этап - становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением (Правдина О.В.). Постановка звука начинается с легких и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Основной принцип постановки звуков - звуки ставятся группами в зависимости от сходства по месту артикуляции. Постановка звука идет на основе подражания (используем зеркало). Обязательно словесное объяснение способа артикуляции звука.

3 этап - закрепление и автоматизация звуков. . С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно (О.В.Правдина). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце.

4 этап - этап дифференциации смешиваемых звуков. В его основе лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

В основе работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Начинать следует с простых: и, ф, т, ы и др. Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваются постепенного усвоения ребёнком фонематической системы языка.

Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (проводятся, начиная со второй младшей и кончая старшей), а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. Этапы формирования фонематического слуха

1 этап - узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы). Неречевой слух - восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки. Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая природные, бытовые, музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализируя шумы только на слух, без опоры на зрение.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Сама формулировка раскрывает сущность работы на этом этапе.

3 этап - различение слов, близких по своему звуковому составу. Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры.

4 этап - дифференциация слогов. Ребёнок уже подготовлен к тому, чтобы научиться различать слоги.

5 этап - дифференциация фонем. Начинать работу нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, потому что их проще воспринимать, выделять и дифференцировать в словах.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа

Выработка дикции.

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой дикции. Задача педагога при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы укреплять и развивать с помощью специальных упражнений артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и чётко произносить все звуки родного языка, развивать речевой слух, вырабатывать умеренный темп речи. Для формирования дикции у дошкольников младшего возраста можно использовать ряд игр на звукоподражание, несколько изменив при этом требования к детям. Показывая образец произношения звукосочетания, воспитатель делает очень четкие движения ртом, гласный звук слегка протягивает (но говорит его легко, неударно). Дети в сопряжённой и отражённой речи непроизвольно подражают речевой манере воспитателя. Аппарат дикции значительно легче формируется именно в младшем возрасте (четвёртый - пятый год), когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. Для совершенствования дикции используются чисто - и скороговорки (методика разучивания скороговорки дана в приложении). Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах.

Работа над словопроизношением, ударением и орфоэпией.

Особое значение эта работа имеет в младших группах, где дети искажают слоговой состав слова. Для сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания. Эти качества хорошо воспитываются у детей в хороводных играх с напевным текстом, при замедленном чтении потешек. Для работы над словопроизношением используются дидактические игры («Поручения», «Магазин»). При проведении их с малышами желательно сначала использовать такие игрушки, названия которых дети выговаривают легко, а затем и более сложные.

Степень развития слухового сосредоточения у детей старшего дошкольного возраста достаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформировать твёрдые орфоэпические навыки в правильной постановке ударения. Для этого надо показать ребёнку правильное произношение на разных формах одного и того же слова. Следует при этом использовать начальные формы произвольного внимания, запоминания, лишь тогда у ребёнка возможно качественно новое отношение к своей речи и появляются условия для анализирования и синтезирования слуховых восприятий.

Для закрепления ударения в косвенных падежах существительного можно предложить детям короткий дидактический рассказ (из трёх- четырёх фраз), в который нужно вставить недостающие слова.

В целом орфоэпическая правильность детской речи формируется путем подражания речи взрослых.

Важно приучать детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. В этом воспитателю помогут индивидуально направленные приёмы: замечания («Я не поняла, что тебе дать, скажи помедленнее!»), сопряжённая речь. Лучший приём - проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, и при этом - сопровождение речи движениями.

В старших группах проводят тренировочные упражнения, развивающие гибкость голоса (проговаривание скороговорок, игры «Перекличка», «Ауканье», «Эхо»).

У детей старшего возраста вызывают интерес задания, выполняя которые они учатся менять высоту голоса. Например, рассматривая игрушки или картинки, изображающие животных и их детёнышей, произносят звукоподражания с различной высотой голоса. Шире нужно использовать и дидактические рассказы со звукоподражанием.

Воспитание выразительности речи.

Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребёнку в его повседневной жизни. Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями: «Ладушки», «Идет коза рогатая».

Путём кропотливой повседневной работы решаются и такие задачи, как воспитание мягкого приветливого тона разговора. На всех занятиях педагог следит за тем, чтобы во время ответа ребёнок обращался к слушателям, принимал спокойную позу. В младших группах можно использовать игровое упражнение, которое заключается в том, что кукла выполняет необходимые действия. В старших группах используется такой приём: включение показа отдельных навыков речевого общения в игру «Так или не так?». Правильные действия дети оценивают красной фишкой, поднимая её, чтобы видели все, неправильные - черной.

Исходным приёмом является образец выразительного чтения. Образец должен сопровождаться рядом других активных приёмов. Их назначение - помочь ребёнку осознать особенности исполнения данного произведения, заблаговременно потренироваться, поучиться читать его, особенно сложные места. Образец чтения дополняется объяснениями и указаниями воспитателя к выразительности речи детей. Используется напоминание сходного случая, яркого представления из жизни детей, оживляющие пережитые ранее чувства.

Во всех группах оправдано применение подсказывающей формы вопроса, особенно это касается выбора интонаций, так как такой приём облегчает ребёнку поиск выразительного средства, помогает найти наиболее точное определение.

Очень эффективен прием - чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки. В младших группах чтение сопровождается игровыми действиями и движениями детей, способствуующими естественности, как бы непроизвольности интонации. Живости и естественности интонации способствует включение в текст потешки (стихотворения) имени кого-либо из детей, присутствующих на занятии.

Приёмы формирования выразительности чтения и пересказа очень разнообразны. Как правило, на одном занятии используется одновременно несколько приёмов.

Формирование речевого слуха.

Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т.е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах в играх, которые проводят на речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучились различать силу и характер звука.

В старших группах слуховые восприятия у детей развивают путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей и т.д. Следует чаще практиковать «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чём говорит комната?». По ходу этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали.

Уже в младшей группе детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух её разнообразные качества, «отгадывать» их.

Средний возраст - пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребёнка к предстоящему затем овладению звуковым анализом. В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности - из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук, отмечая их хлопком в ладоши, фишкой. Слуховое восприятие облегчает замедленное произнесение звука в слове.

Воспитание речевого дыхания.

Задача воспитателя - научить ребёнка правильно дышать в процессе речи, устранить возрастные недостатки речевого дыхания. Прежде всего, у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребёнка: двух-трёхлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2-3 слова, ребёнку среднего и старшего дошкольного возраста - фразы из трёх-пяти слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы у ребёнка была правильная поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.

Работа по развитию речевого дыхания осуществляется поэтапно:

· упражнения на развитие физиологического дыхания;

· дыхательные упражнения без участия речи;

Цель предлагаемых упражнений:

· развитие сильного плавного ротового выдоха;

· активизация губных мышц.

Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения («Дровокол», «Насос»), а также игровые (поддувание бумаааажных птичек, шариков и т.д.).

Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение педагогом требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.

Перькова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №114 г.Брянска "Чебурашка"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: Система игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи младших дошкольников.
Дата публикации: 26.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Система игр и упражнений в формировании

звуковой культуры речи

младших дошкольников.
Правильная речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи- звукопроизношение. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях развития дети способны к самокоррекции.
Звукопроизношение детей данного возраста характеризуется

рядом особенностей.

1
. согласные произносятся смягченно («лёзецька» - ложечка),
2.
свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются(«абака» - собака, «амок» - замок); заменяются: с – ф («фобака» - собака),з – в («вамок» - замок), ц – ф («фыпленок» - цыпленок), с – т («тобака» -собака), з –д («дамок» - замок), ц – т («тветок» - цветок),
3
. шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук); заменяются: ш – с, ф («сапка», «фапка» - шапка), ж – з, в («зук», «вук» - жук), ч – ц, ть («оцки», «отьки» - очки), щ – с, т («сётка», «тётка» - щетка),
4
. звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются звуками л («лямпа» - лампа, «люка» - рука), i («ямпа» - лампа, «юка»
-рука). Учитывая эти недостатки, нужно готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков. Я работаю по
программе
" От рождения до школы" под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В ней определены следующие
задачи по формированию звуковой культуры

речи детей 3-4 лет:
*совершенствование умения детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с- з-ц); *развитие моторики речедвигательного аппарата,слухового восприятия,речевого слуха и речевого дыхания,уточнение и закрепление артикуляции звуков, выработка правильного темпа речи,интонационной выразительности, формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы,говорить спокойно,с естественными интонациями. Работа по воспитанию звуковой культуре речи проводится на специальных занятиях по развитию речи,а также в режимных моментах,планируются индивидуальные игры и упражнения для детей. Интенсивность работы с детьми определила в зависимости от результатов обследования речи детей в начале учебного года. Детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагала индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагала индивидуальные задания, либо их подключала к уже работающим детям(только в том случае, если речевые дефекты детей совпадают). Так индивидуальная работа постепенно переходила в подгрупповую. По аналогии проводила работу и во второй половине дня. Ее организовала как бы в обратном порядке: от подгрупповой к индивидуальной (в зависимости как дети
расходятся по домам). Чтобы способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции на подготовительном этапе я провела консультацию для родителей с целью включения их в данную работу, подобрала и систематизировала дидактические игры и упражнения. Воспитание звуковой культуры речи - не только отработка правильного произношения,хотя данная задача считается одной из главных.При отработке звукопроизношения совершенствуются способность различать звуки(т.е.фонематический слух),речевое дыхание,темп речи,сила и высота голоса, дикция и т.п.
Формирование звукопроизношения осуществляется в три

этапа
:
1.подготовка артикуляционного аппарата,

2.уточнение произношения звука,

3.закрепление звука в словах и фразовой речи.

Подготовка артикуляционного аппарата

.
С детьми проводятся специальные упражнения,направленные на выработку и уточнение движений органов артикуляционного аппарата,обеспечивающих произношение тех или иных звуков.
Комплекс дыхательной гимнастики
Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение.Все знают, что дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс. В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом ».
Правила обучения дыханию (для детей 2-4 лет)

Покажите малышу и назовите предмет, на который он будет дуть. Предмет,на который будет дуть ребенок, должен находиться на уровне его рта на расстоянии 10-15 см.Расскажите и покажите, как нужно дуть. Упражнения на развитие дыхания лучше проводить стоя. Следите за осанкой ребенка - спина прямая, плечи расправлены. Соотношение вдоха и выдоха 1:3. Я провожу следующие
игры и упражнения
: "Шарик","Перышко","Занавесочка"(формирование произвольного ротового выдоха),"Ветерок","Бабочка,лети","Горячий чай"(учить продолжительному ротовому выдоху),"Загони мяч в ворота","Задуй свечу"(формировать целенапрвленный ротовой выдох),"Погреем руки","Зайка"(формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха),"Ароматные коробочки","Отгадай по запаху"(формировать носовой вдох),"Воздушные шары","Трубочка"(формировать предпосылки целенаправленного комбинированного дыхания) и др.
Артикуляционная гимнастика
Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов. Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. Поэтому, начиная с трех лет, у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти.
Статические упражнения для языка
. «ПТЕНЧИКИ» Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. «ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. «ИГОЛКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО» Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед. «ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. «ТРУБОЧКА» Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. «ГИБОК» Рот открыт. Язык присосать к небу.
Динамические упражнения для языка.
«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта. «ЗМЕЙКА» Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперед и убрать в глубь рта. «КАЧЕЛИ» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. «ФУТБОЛ»,«СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ» Рот открыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. «ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ» Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. «ЛОШАДКА» Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. «ГАРМОШКА» Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. «ОБЛИЖЕМ ГУБКИ» Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю,
затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для губ.
«УЛЫБКА» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК» Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. «ТРУБОЧКА» Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «ХОБОТОК» Вытягивание сомкнутых губ вперед. «БУБЛИК »Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Чередование положений губ: «Заборчик»-«Бублик». «КРОЛИК» Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Уточнение произношения звука (отработка произношения изолированного звука и в звукоподражаниях). Воспитатель знакомит детей с новым звуком или звукоподражанием (многократно произносит).Используются приемы хорового повторения с индивидуальным,вкаждом удобном случае связывает звук или звукоподражание с конкретным образом (ф- песенка ежа,ааа-плач малыша,пи-пи-пищит мышка,бип-сигналит машина и т.д.) Используются дидактические игры типа "Ожившие игрушки"("Заводные игрушки") Дети изображают ежат.Воспитатель спрашивает заводит игрушку и спрашивает: "Ежик,хочешь молока?" "Ф-ф-ф",-отвечает ежик и "лакает" молоко из блюдца.По ходу игры воспитатель вызывает 10 и более детей.С интересом дети играют с "волшебным кубиком".На его гранях наклеены картинки.Вниманию детей предлагается одна из картинок,а они исполняют соответствующую песенку:самолет-в-в-в,кран- с-с-с и т.п.Я использую такие игры на звукоподражание, как "Кто как кричит?",
"Что звучит?", "Чей домик?" и другие, предлагала детям пожужжать, как "пчела", погудеть как "паровоз", пощелкать как "кучер". При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и других отмечалась высокая активность детей. Используя подражательные способности детей и игровую ситуацию,легче добивалась произношения того или иного звука. Дети с большим желанием изображали птиц, животных, подражали им. Закрепление звука в словах и фразовой речи. На этом этапе используются дидактические упражнения типа "Узнай и назови",игры-инсценировки,чтение отрывков из стихотворных произведений,повторение слов из текста,который рассказывает воспитатель(напр. про мышат Пик,Пак,Пок,повторение чистоговорок,исполнение колыбельных песен,используются дидактические игры типа "Теремок","Иди сюда","Узнай предмет по описанию". Упражнение на автоматизацию звука Ц 1. УТЕНОК НЕ БОИТЬСЯ ОКУНУТЬСЯ В ВОДИЦУ. 2. НЕ ПОЁТСЯ ПТИЦЕ, КОГДА ОНА В ТЕМНИЦЕ. 3. ИЗ СОСЕДНЕГО КОЛОДЦА, ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ВОДИЦА ЛЬЕТСЯ.37 Упражнение на автоматизацию звука С 1. Н САД В СНЕГУ И ЛЕС В СНЕГУ, А ПО СНЕГУ Я БЕГУ. 2. МАЛЕНЬКУЮ ЛЮСЮ НАПУГАЛИ ГУСИ. 3. У МАЛЕНЬКОЙ САНИ, САНКИ ЕДУТ САМИ. 4. У САНИ КОСА ДО САМОГО ПОЯСА. Упражнение на автоматизацию звука З 1. ДАЕТ ХОЗЯЙКА КАПУСТУ ЗАЙКЕ.
2. ДВЕ КОЗЫ И ДВА БИЗОНА, ПОТОПТАЛИ ВСЕ ГАЗОНЫ 3. ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА Упражнение на дифференциацию звуков С-З 1. ВОЗДУХ ЛЕСНОЙ ПАХНЕТ СОСНОЙ 2.ДЕТИ НА СКАМЕЙКУ СЕЛИ. ПЕСНЮ ЗВОНКУЮ ЗАПЕЛИ. 3. СОСТАВЛЯЕТ ЗАЙКА ЗАБАВНУЮ МОЗАИКУ. Упражнение на дифференциацию звуков С-З-Ц 1. ВЕСНОЙ В ОКОНЦЕ СВЕТИТ СОЛНЦЕ, 2.ПОЗВАЛИ ЗАЙЦЕВ БЕЛКИ, ВЕСНОЙ НА ПОСИДЕЛКИ. Более пристальное внимание я уделяю воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводится, например, следующая игра. «Чей это голос?» Цель игры:Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Для этой игры понадобятся фигурки:лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности. В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал. - Мяу- мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как?
(Мяу-мяу.) - Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит - корова или теленок. - Ква-ква - чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Котенок, поиграй со мной».) В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько). Подобные игры я провожу с разными животными. Например, показываю ребенку картинку. На ней нарисован петух. - Кто это? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок). Петя- Петушок кричит... (ку-ка-ре-ку). --А это кто?(Утка) А ласково?(Уточка) - Послушай слова: «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук «у»). ,От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа. Например, детям читаю русскую народную песенку «Курочка- рябушечка». Сначала читаю детям всю песенку, а затем начинается диалог. Одеваю ребенку шапочку курочки и предлагаю ему отвечать на вопросы: - Курочка- рябушечка, куда идешь?
- На речку. - Курочка- рябушечка, зачем идешь? - За водой. - Курочка- рябушечка, зачем тебе вода? - Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат - пи-пи-пи! Также предлагаю детям фразы из стихотворений, например: "Колобок, колобок, я тебя съем..."они произносят их с разной силой голоса (тихо - громко - шепотом) или в разном темпе (быстро - медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление). Чем хороши для меня эти игры, что их можно проводить в режимные моменты как в группе, так и вовремя прогулок. Огромные педагогические возможности таят в себе подвижные игры. Они нашли широкое применение в развитии звуковой культуры речи младших дошкольников. В подвижной игре на фоне двигательной активности переплетаются заклички, дразнилки, переклички, перевёртышы. Поэтому осуществляется наиболее полный выход эмоциональной и чувственной энергии детей, их темперамента. Ребёнок освобождается от комплексов. Таким образом, создаются благоприятные условия для решения коррекционных проблем. Рассмотрим пример. Русская народная игра "Козлик и дети". Воспитатель вместе с детьми выбирает водящего-" козлика". Шёл козлик по мостику И вилял хвостиком. За перила зацепил
Прямо в речку угодил. (Дети встают в круг, а козлик в середину.) Вышел козлик погулять Свои ножки поразмять. (Дети идут по кругу, взявшись за руки, а «козлик» идёт противоходом топающими шагами) . Козлик ножками стучит По-козлиному кричит. (Дети хлопают в ладоши, а «козлик» прыгает на двух ногах с продвижением вперед.) -Ме-Ме-Ме! (Дети разбегаются, а козлик их ловит) . - Кто ни разу не попался козлику? Кто оказался самым ловким? Как козлик кричал? Использование подвижных игр в педагогическом процессе позволяет мне не только сократить сроки работы над звуком, но и способствует приобщению к народной культуре. В своей работе активно использую подвижные игры с речевым материалом, например: игра « Бусинки». Перед началом игры выбираем ведущего, который будет ловить детей –собирать «бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По моей команде начинается ходьба за ведущим по кругу (можно в дальнейшем усложнить ходьбой змейкой), одновременно дети произносят текст: Раскатились бусинки по ковру. Я сегодня бусинки соберу. Насажу на ниточку по одной-
Бусики получатся для мамочки родной. (С окончанием слов все разбегаются, а "козлик" их ловит.) Во время произношения текста выделяю слова бусинки, бусики,при этом выделяю звуки б,с,к. В соответствии с ФГТ интегрирую область "Речевое развитие", куда входит звуковая культура речи, с другими образовательными областями: познание, физическая культура, художественно- эстетическое развитие,социально-коммуникативное развитие. Использовав индивидуальную и коллективную работу с детьми, заметила что в коллективных занятиях продуктивность повышается, а утомляемость детей снижается. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. Чтобы привлечь родителей к данной работе, я предлагаю им взять домой на вечер карточки с дидактическими играми и упражнениями, чтобы у них была возможность еще и дома поиграть с детьми. В итоге моей работы по формированию правильного звукопроизношения дети значительно отчетливее произносят слова и короткие фразы, говорят спокойно, с естественными интонациями, вырабатывается правильный темп речи.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник речевых упражнений, направленных на формирование звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

44.02.01 Дошкольное образование

Камышлов,2017

Составитель: Скакунова О.А., студентка «Камышловского педагогического колледжа» 43 группы, специальность: 44.02.01 Дошкольное образование.

©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017

Пояснительная записка

Данный сборник предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и методистов, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возраста. В данном сборнике представлены игры и упражнения для развития звуковой культуры речи детей. Игры и упражнения разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной.

Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, проводится в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «от рождения до школы» по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Особое внимание уделено решению приоритетных направлений каждой речевой задачи дипломного проекта по формированию звуковой культуре речи детей среднего дошкольного возраста.

В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.

Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала, проведение упражнений в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок.

Пояснительная записка

Список литературы

1 раздел «Упражнения на развитие слухового внимания, подвижности речедвигательного аппарата детей»

Упражнение «Солнце или дождик?». Цель: Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Упражнение «Угадай, кто кричит». Тема: Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание.

Цель: Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Краткое описание: Воспитатель достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы дети внимательно слушали, активизировать их вопросами.

Упражнение «Угадай, кто идет». Тема: Воспитание умения определять темп звучания тамбурина.

Цель: Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

Краткое описание: Воспитатель показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом воспитатель показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем воспитатель стучит в тамбурин, все время, меняя темп, а дети то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания: Менять темп звучания бубна надо не более 4- 5 раз.

2 раздел «Упражнения на становление и закрепление звуков, формирующие правильное звукопроизношение»

Упражнение «Во дворе». Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур, Пугаю кур!

Ам-ам! Кто - там?

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!

Му-му-му! Молока кому? (А. Барто) Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?»

Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком - молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

Упражнение. Стихотворение «Гав-Гав». Цель: Добиваться от детей четкого произношения звуков в различных звукоподражаниях. Подготовительная работа. Подобрать картинки с изображениями: щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся.

«Гав! Гав!» - на заре,

«Гав! Гав!» - на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав – Гав!»

Упражнение «Что появилось?». Цель: Добиваться правильного произношения звука «ж» в словах, формировать умение произносить слова четко, достаточно громко, развивать фонематический слух.

Содержание: Педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется звук «ж» (жираф, ежик и т. п.). Ребята называют их. Затем воспитатель накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую, также имеющую в названии звук «ж», например медвежонка или флажок. Открывая, он спрашивает, что новое появилось. Потом воспитатель предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется звук «ж».

Упражнение «Чай Танечке». Цель: Автоматизация звука «ч» в предложениях.

Описание упражнения: Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят четыре куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Посадив ребенка на место, педагог спрашивает других детей: «Что делал Сережа?» Дети отвечают. Затем вызывается другой ребенок, и ему педагог предлагает выполнить задание.

Упражнение «Будьте внимательными». Цель: Научить детей правильно произносить звук «щ» в словах.

Сегодня мы будем искать звук «щ» в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: «щука», «лампа», «веник», «щетка», «поезд», «кубики», «щенок», «щи», «хлеб», «дрова», «щепки», др.)

Упражнение «Красный - белый». Цель: Нахождение звука в слове, воспринятого на слух.

Оборудование: По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание упражнения: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

Задан звук «а», лук - белый кружок, мак - красный кружок.

Задан звук «к», капуста - красный кружок, мяч - белый кружок.

Упражнение «Для чего нужен предмет?». Цель: Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах.

Материал: Тексты чистоговорок.

Ход упражнения:

Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите:

«Са-са-са» - живет в лесу... (оса, лиса)

«Со-со-со» - катил ось... (колесо)

«Су-су-су» - я беру... (косу)

«Сы-сы-сы»- жало у...(осы)».

Упражнение. Сказка «Жили-были звуки». Цель: напомнить детям строение артикуляционного аппарата; ввести понятие гласных и согласных звуков и их цветовое обозначение; совершенствовать фонетико - фонематическое восприятие; развивать моторику артикуляционного аппарата.

Материал: фишки красного и синего цветов, условные домики красного и синего цветов, предметные картинки на гласные и твёрдые согласные звуки, мяч, карандаши красного и синего цветов.

Ход занятия: Чтение дидактической сказки «Жили-были звуки».

«Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик, у них вот какой хороший (открыть рот). Есть потолок (потрогать языком верхнее нёбо). Пол - нижнее нёбо, дверь - губы. Есть даже костяные решётки для прочности (зубки сомкнуть и разомкнуть). Всё было бы хорошо, да поселился в домике Змей Горыныч (пошевелить кончиком языка). И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускает свободно, вот так (чёткая артикуляция педагога): «а», «о», «у», «ы», «э», «и». Эти звуки проходят свободно и носят красные платьица. Называются они гласными звуками. А на пути других звуков Змей Горыныч строит разные преграды: то дверь закроет «м-м-м», то к потолку прижмёт «т-т-т», то заставит звуки шипеть «ш», фыркать «ф», свистеть «с», хрипеть «х». То бьёт Змей Горыныч хвостом «р». Эти звуки не свободно проходят через рот, носят синие платьица и называются согласными звуками» (По Л.П. Царёвой). Педагог совместно с детьми произносит эти звуки, чётко артикулируя их.

3 раздел «Упражнения на работу над дикцией, темпом и ритмом речи, речевым дыханием, силой голоса и интонационной выразительностью»

Упражнение «Громко – тихо». Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-Ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-Ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

Упражнение «Идите с нами играть». Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Ход: На расстоянии 2-3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

Упражнение «Не разбуди куклу». Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

Упражнение «Одуванчик». Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью выдоха.

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

Упражнение «Зайка». Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.

Взрослый читает стихотворный текст:

Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки погреть (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).

Лапку заинька обжег.

На нее подуй дружок (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).

Затем предлагается ребенку также подуть.

Упражнение «Ароматные коробочки». Задача: формировать носовой вдох.

Оборудование: Для проведения игры необходимо подготовить набор коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки).

Взрослый предлагает ребенку понюхать каждую коробочку из набора и спросить: «Чем пахнет?», затем рассмотреть её содержимое.

Упражнение «Кто кого?» Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Описание упражнения: Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки «а, о, у, и, э». Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям, определить, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

Описание упражнения: Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук «у» сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Упражнение «Придумай фразу». Цель: Развитие фразовой речи, речевого дыхания. Правильное построение предложений.

Оборудование: Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание упражнения: Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детя11 дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение и добавляет на улице. Следующий, повторяет предложение «Таня играет на улице» и добавляет в песочнице. Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению: и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (3-4 слова) произносятся на одном выдохе, а длинные с паузой через 3-4 слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Упражнение «Скажи предложение». Цель: учить передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что недовольны, их это огорчает и т.д. То же задание выполняется, с другими предложениями солнце светит, снег идет, подснежник расцвел.

Упражнение «Узнай по интонации». Цель: воспитание выразительности речи и мимики.

Описание упражнения: Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: Ай-ай-ай!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий, можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Упражнение «Медведь и елка». Цель: воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Описание игры: Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, лисой. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Лиса. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Лиса. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Лиса. Где поставишь ты ее?

Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Лиса. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, медведь может повстречаться и с другим зверем.

Список литературы

    Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3 - е. изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. – 400 с.

    Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5

лет), «Программа воспитания и обучения в детском саду» / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015, - 80 с.

    Лопухина И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений

для развития речи детей. М.: Аквариум, 1995.

    Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Максаков, Г. А. Тумакова - 2-е изд., испр. к доп. М.: Просвещение, 2013. - 144 с.

    Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под

ред. Власовец Г. А. М.: Детство – Пресс, 2002.

    «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

    Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения

для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010.

    Хватцев М. Е. Логопедия. Книга 1. М.: Владос, 2009 г. – 272 с.

    Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7

лет: Сборник упражнений. М.: ТЦ Сфера, 2005.

    Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.

Елена Чуднова
Картотека упражнений по звуковой культуре речи

(Младшая группа) Карточка №1

Цели : развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков , слов.

Упражнение «Подуем на пушинку»

Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося : «Фу-у-у» , - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. (повтор 5-6 раз.)

Материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3x1 см) .

Игра «Медвежата едят мед»

Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед - дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит : «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу {показ) . Гладят животики, говоря : «У-у-у» (2-3 раза)

(Младшая группа) Карточка №2

Игра «Покормим птенчиков»

Воспитатель. Я - мама-птица, а вы - мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат : «Пи-пи-пи» , - и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание ) .

Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. ({Дети произносят : «Пи-пи-пи» .)

Прилетела мама и начала кормить своих деток {дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек {воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.

(Младшая группа) Карточка №3

Игра «Часы»

Воспитатель. Послушайте, как тикают часы : «Тик-так, тик-так» , как бьют часы : «Бом-бом.» . Чтобы они ходили, нужно их завести : «Трик-трак.» . Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза ) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) . Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

(Младшая группа) Карточка №4

Игра «Забей гвоздик молоточком»

Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слышно : «Тук-тук-тук» {дети повторяют звукосочетание 5-6раз ). Когда стучит маленький молоточек, то слышно : «Тюк-тюк-тюк» {дети повторяют звукосочетание 5-6 раз ) .

Давайте забьем гвоздь большим молотком.

Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.

Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз , а дети говорят, какой молоток стучит) .

(Младшая группа) Карточка №6

Упражнение «Забей мяч в ворота»

На каждый стол - на противоположный от детей край - ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Дети дуют на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.

(Младшая группа) Карточка №5

Упражнение «На приеме у врача»

Воспитатель. Кукла - врач. Врач пришел к нам, чтобы посмотреть, не болит ли у кого-нибудь из детей горло. К кому врач подойдет, тот пусть широко раскроет рот {дети выполняют) .

Врач сказал, что все дети здоровы и ни у кого горло не болит.

Давайте проверим зубы, пусть врач посмотрит, не болят ли они у вас. {Дети вместе с воспитателем проводят по зубам круговыми движениями языка с закрытым и открытым ртом.)

К кому врач подойдет, тот покажет зубы {зубы сомкнуты) .

Врач сказал, что зубы у всех здоровы.

Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф; на каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика.

(Младшая группа) Карточка №7

Игра «Будь внимательным»

Воспитатель. У меня разные картинки . Если я покажу картинку , где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.

Воспитатель показывает картинки (произвольно, а дети

выполняют действия.

(Младшая группа) Карточка №8

Упражнение «Заморозим руку»

Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят :

» Фу-у-у» - дуют на руку. Упражнение повторить 4-5 раз .

(Младшая группа) Карточка №9

Упражнение «Маятник»

Воспитатель говорит, что у некоторых часов есть маятник. Он качается (показ, и часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы. Наши языки будут маятниками. Откройте пошире рот. Язык будет «ходить между зубами (показ) Упражнение повторить 3 раза . После небольшого перерыва проводится вновь.

(Младшая группа) Карточка №10

Игра «Отгадай слово»

Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе). Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно. Я скажу : «Лоша.» , а вы должны сказать : «Лошадь» или «лошадка» .

Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука , дети называют слово целиком.

Материал. Игрушки

Игра «Научим мишку говорить правильно»

Воспитатель. Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу? (Мишка. Кукла.) Нет, неправильно. Это. (дети хором называют игрушку) . Скажи, Лена (имена вводятся для удобства изложения, как называется эта игрушка. Скажи, Вова, погромче. Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка (показывает зайку? (Мишка. Зака.) Скажи, Коля, правильно. (Ответ.) Теперь все повторите слово. Мишка, теперьты скажи. Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек : пирамидка (пирадка, машина (шимина) . Материал. Игрушки : кукла, зайка, пирамидка, машина.

(Младшая группа) Карточка №11

Игра «Звенят колокольчики»

Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит : «Дин, дин, дин» . Маленький (показывает маленький кружок) звенит : «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания ) . Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно) .

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.

(Младшая группа) Карточка №12

Игра «Лошадки и поезд»

(в кругу) Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно : «Цок, ЦОК, цок» (дети повторяют звукосочетание ) ; когда едет поезд, колеса стучат : «Чок, чок, чок» (дети повторяют) . По-скакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился. Игра повторяется 3 раза.