список литературы

1. Безнин М. А., Димони Т. М. Процесс капитализации в российском сельском хозяйстве 1930-1980-х годов // Отечественная история. 2005. № 6. С. 94-95.

2. Боффа Д. История Советского Союза. Т. 1. М.: Международные отношения, 1990. 630 с.

3. Братющенко Ю. В. Военно-кооперативное движение в России // Вопросы истории. 2003. № 6. С. 159-166.

4. Давыдов Ю. С., Фигуровская Н. К. Развитие аграрнопромышленной интеграции в СССР // Вопросы истории. 1978. № 8. С. 12.

5. Днепровский С. П. Кооператоры. М.: Экономика, 1968. 383 с.

6. Зеленин И. Е. Коллективизация и единоличник (1933-й - первая половина 1935 г.) // Отечественная история. 1993. № 3. С. 52.

7. Зеленин И. Е. «Революция сверху»: завершение и трагические последствия // Вопросы истории. 1994. № 10. С. 28-29.

8. Ким Чан Чжин. Государственная власть и кооперативное движение в России - СССР (1905-1930). М.: Институт российской истории РАН, 1996. 252 с.

9. Кооперативное право: Уч. пос. / Под ред. А. А. Собчака. Спб.: Санкт-Петербургский университет, 1992. 280 с.

10. Кузнецова Т. Е. Колхоз как форма кооперативного хозяйства // Кооперация. Страницы истории. М., 1993. С. 194.

11. Ланин В. М. Из истории интегральной кооперации на Обском Севере // Вопросы истории. 1974. № 12. С. 192-193.

12. Назаров П. Г. История российской промысловой кооперации. 1799-1960 гг. Ч. 10. Челябинск, 1995. С. 78-88.

13. Селунская В. М., Рогалина Н. Л. В. П. Дмитренко, Л.Ф. Морозов, В. И. Погудин. Партия и кооперация. М. Политиздат. 1978. 296 с. // Вопросы истории. 1987. № 7. С. 114-115.

14. Файн Л. Е. Развитие кооперативной формы социалистической собственности в СССР // Вопросы истории. 1987. № 5. С. 9.

УДК 629.113/115 (09)

автомобиль в русской поэзии начала XX века

С. И. ИЛЛИЕВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра новейшей истории России и краеведения

В статье анализируется источниковедческий аспект некоторых произведений художественной литературы. Показано как появление нового вида транспорта - автомобиля отражалось в сознании современников. В частности, творческой интеллигенции.

Произведения художественной литературы ценны для нас не только богатством языка, своими нравственными ориентирами, способностью пробуждать в человеке чувство прекрасного и т.д. Для историка-исследователя литературное творчество изучаемой эпохи представляет собой, прежде всего памятник документальный, то есть является историческим источником. Явления времени, в котором творит художник слова, так или иначе, отражаются в его произведениях. Это совсем не обязательно могут быть какие-то конкретно-исторические факты и события. Нет. Но автор произведения, если он пишет о современном ему времени, обязательно упоминает о предметах той окружающей его жизненной обстановки, в которой он находится. Это могут быть чисто бытовые описания, знакомые автору виды городской архитектуры, пейзажи природы, или же предметы индустриального развития общества, в котором ему суждено творить. О внимательном отношении к художественной литературе, как предмету исторического исследования писал академик С.О.Шмидт:«Наибольший интерес представляет извлечение исторической информации из художественных произведений...особенно в то время, когда все в большей мере возрастает внимание к проблематике истории повседневности и ментальности.» .

Задачей исследователя в этом случае выступает поиск в художественном тексте «живых черт времени», по выражению академика С. О. Шмидта. Для нас такими «чертами времени» являются упоминания на

страницах русской поэзии начала XX века об автомобилях и автомобильном транспорте.

Конец XIX - начало XX столетия в литературе принято называть «серебряным веком». Так получилось, что поэзия «серебряного века» стала ровесницей века автомобильного. К началу Первой мировой войны (август 1914 г.), мировой автомобильный парк исчислялся уже 2,5 миллионами машин . В городах промышленно развитых стран мира в этот период к услугам жителей были доступны тысячи автобусов, такси. Развитие общественного транспорта, как, впрочем, и автомобилестроения в целом, в России подобными темпами не отличалось. Но, тем не менее, и здесь делались робкие шаги на ниве автомобилизации народного хозяйства. Поэтам было свойственно фокусировать и одухотворять знаковые явления повседневного бытия. Чем же был, и как воспринимался русскими поэтами новый вид транспорта?

В исследовательский оборот данной статьи включено творчество следующих поэтов начала XX столетия: С. А. Есенина, М. А. Волошина, К. Д. Бальмонта,

В. Я. Брюсова, Н. Гумилева, А. А. Блока, И. Северянина. Имена известные, представители русской классической поэзии. Первым из этой плеяды, кто упомянул о новом средстве передвижения, стал Игорь Северянин. В 1910 году появилось его стихотворение «Июльский полдень». Оно заканчивается такими словами: -«И пьянел вином восторга поощряемый шоффэр...» . Примечательно, что наименование новой профес-

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

сии - шофер, пишется И. Северяниным во «французском исполнении» - «шоффэр». Отчетливо виден иностранный акцент в названии водителя автомобиля. Слово «шофер» пришло к нам из французского языка. Первоначальное его значение - «кочегар». Такая на первый взгляд необычная трансформация связана с тем, что первые попытки создания самодвижущихся экипажей связаны с использованием паровой машины. Кочегар в этом случае был одним из членов «автомобильного экипажа». Постепенно буква «э» сменилась на «ё», но написание с двумя «ф» сохранялось в России вплоть до конца 1920-х годов, причем, даже в деловой документации . Написание слова шофёр, аналогичное тому, которое мы видим в стихотворении «Июльский полдень», встречается и в двух других: «Фиолетовый транс» и «Сегодня не приду». Последнее написано в июне 1914 г., в местечке Эст-Тойла. В этих произведениях мы уже встречаем не только современное поэту название водителя автомашины, но и некоторые технические подробности. В «Фиолетовом трансе» И.Северянин пишет: «.Коснулся рукоятки, и, вздрогнувши, мотор, // Как жеребец заржавший, пошел на весь простор.».

Кроме способа запуска двигателя, из стихотворения можно узнать и тип кузова северянинского «мотора»: «Я приказал. подать кабриолет».

Запуск автомобильного двигателя с помощью заводной рукоятки было вполне обычное явление для того периода времени. Электрический стартер только -только начал применяться, да и то на очень дорогих машинах представительского класса. В частности -на «Роллс-Ройсе». А «кабриолет» - весьма распространенный тип кузова легковых машин начала XX века. Небезынтересно и само название автомобиля: «мотор». Так в то время называли машины не только в просторечии, но и в периодической печати. Журнал «Самокат» в 1898 году писал: «.Свершилось давно жданное событие - состязание моторов» . Название самых первых, еще во многом технически несовершенных машин конца XIX века, перекочевало в век XX-й. От такого архаичного названия поэт отказывается к середине 1910-х годов. В его «Увертюре» название машин трактуется уже вполне современно: «Стрекот аэропланов! Бега автомобилей!...». «Увертюра» создана И.Северяниным в январе 1915 года в Петрограде. Еще раз он упомянет автомобиль в 1925 г., работая над крупным произведением «Рояль Ленарда».

Касается автомобильной темы в двух своих стихотворениях и Николай Гумилев: «.И будет // Как автобус, давить людей вопящих.» . Это строчка из стихотворения «Слоненок». Упоминая «молодой» вид общественного транспорта - автобус, поэт не соотносит его с Россией. Напротив, действие его стихотворения разворачивается в западно-европейских столицах: «в Берлине иль Париже.» В Париже накануне Первой мировой войны ежедневно выходило на маршруты около двух тысяч (!) городских автобусов. Гумилевский шуточный экспромт: «На Дуксе ли, на Бенце ль я» упоминает две марки автомобилей. «Мерседес - Бенц» к 1912 г. уже прочно укрепилась на европейском рынке.

Важно другое: Николай Гумилев упомянул российскую фирму «Дукс». Она возникла в феврале 1895 года, в Москве, благодаря инициативе Юрия Александровича Меллера . Ю. А. Меллер производил русскую версию американской машины «Олдсмобиль», она получила название «Дуксмобиль». Крупносерийное производство этого автомобиля развернуть к сожалению, не удалось. Изначально Акционерное Общество «Дукс» создавалось как.велосипедная фабрика. Тем ценнее для нас то, что эта малоизвестная русская марка машины попала на страницы отечественной классики.

В творчестве Максимилиана Волошина автомобиль упоминается также в двух произведениях: в стихотворении «Машины» из цикла «Путями Каина» и в стихотворении «Шоссе...Индийский телеграф.» . Последнее было написано автором в 1912 г. в Коктебеле:«...Летит тяжелый автобус // Внутри трясутся пассажиры.».

Описывая путешествие на автобусе в 1912 г., автор не грешит против истины. До революции 1917 г. в Крыму было налажено автобусное сообщение. Кроме того, в этом шуточном стихотворении упоминается инженер-архитектор В. А. Рогозинский. Известно также, что этот человек два лета подряд совершал путешествие из Москвы в Крым на своем автомобиле . В стихотворении «Машина» Волошин впервые говорит об автомобиле как о предмете массового производства.

«...Стальные чревы мечут как икру...//...воротнички, автомобили, граммофоны.» - это стихотворение написано гораздо позже всех предыдущих: в марте 1922 года. К этому времени опыт Первой мировой войны и развития мирового хозяйства показал необходимость дальнейшего совершенствования массового производства автомобилей. Продажа знаменитой американской модели «Форд-Т» к 1927 г. достигла более 15 миллионов экземпляров. В России в данный период крупная автомобильная промышленность совершала лишь подготовительный этап. Сравнивая Россию и Америку Сергей Есенин в поэме «Страна негодяев» противопоставляет наши «глухие раздолья» с «каменными реками - шоссе», по которым «от разбега в бензинном мыле» мчатся машины. Симпатии великого русского поэта отнюдь не на стороне «глухих раздолий». «Страна негодяев» написана Сергеем Есениным в 1922-1923 гг., отчасти под впечатлением от путешествия по Европе и Америке с А. Дункан. В последний год своей жизни он напишет коротенькое стихотворение «Неуютная жидкая лунность» . Его седьмое четверостишие можно вполне расценить как жизнеутверждение индустриализации страны:

- «И внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,

Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.» -

Исследовав творчество наиболее известных российских (советских) поэтов указанного периода, мы не находим ни одного конкретного упоминания об автомобилях в произведениях Александра Блока и Константина Бальмонта. «Автомобильная» жизнь стра-

ны оказалась как бы вне их поэтического мира. Первым представителем замечательной плеяды поэтов «Серебряного века», который сделал автомобиль главным героем своего стихотворения стал Валерий Брюсов. В сентябре 1917 г. он создал стихотворение, целиком и полностью посвященное новому виду транспорта . Оно так и называется «Зов автомобиля». Если более позднее есенинское стихотворение «Неуютная жидкая лунность» - жизнеутверждение нового курса, взятого страной, то брюсовское - призыв к этому курсу. «Зов автомобиля» - от первой до последней строки своей торжественный гимн новому средству передвижения. Гимн, сочиненный за месяц до Октябрьской революции. События, с которого начинается принципиально новая эпоха в экономической жизни страны, события, после которого Россия из «волочащейся сохой по полям» (С.Есенин) превращается в «кентавра сказочных времен» (В. Брюсов).

Итак, изучая русское поэтическое наследие начала XX века мы открываем новый источниковый пласт по истории отечественного автомобилестроения и автотранспорта. И, чем глубже, полнее он будет исследован, тем достовернее станут представления об изучаемой теме.

список литературы

1. Шмидт С. О. Памятники художественной литературы как источник исторических знаний // Отечественная история. 2002. № 1. С. 4.

2. Артемов И. И., Уханов А. П. История техники. Автотракторостроение учебное пособие. Пенза, 2005. С. 3.

3. Игорь Северянин. Стихотворения. Поэмы. Архангельск. 1988. С. 70

4. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф.Р. 877. Оп. № 1. Д. № 524.

5. Отечественный автомотоспорт. Страницы биографии // За рулем. 1973. № 10. С. 7.

6. Гумилев Н. Сочинения в 3-х томах. М., 1991. Т. 1. С. 297.

7. Дубовский В. И. Автомобили и мотоциклы России (1896-1917 гг.). М., 1994. С. 182.

8. Волошин М. А. Собрание сочинений. Т. 2. М., 2000. С. 471.

9. Там же. С. 712.

10. Есенин С. А. Я, Есенин Сергей. М., 2005. С. 361.

11. Есенин С. А. Стихотворения. Поэмы. М., 2000. С. 305-306.

12. Брюсов В. Я. Избранные сочинения. М., 1980.

развитие организационной структуры советской милиции

в 1953-1964 гг.

Е. В. КУРИЦЫНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра истории и права

Статья посвящена изучению некоторых вопросов истории советских правоохранительных органов. Автор предпринимает попытку объективно и взвешенно проследить путь организационного оформления советской милиции и уделяет внимание развитию системы управления органами милиции в период «оттепели».

1953-1964 годы, вошедшие в историю как пе- Первые попытки реформирования правоохрани-

риод хрущевской «оттепели», характеризуются су- тельных органов, в том числе и милиции, были осу-

щественными изменениями в общественно-полити- ществлены практически сразу после смерти И. В. Ста-

ческой, социально-экономической и духовной сферах жизнедеятельности советского общества, среди которых можно отметить либерализацию политического режима, определенное улучшение уровня жизни населения, зарождение в массовом сознании уверенности в завтрашнем дне, ощущения стабильности и спокойствия. Однако несмотря на все эти позитивные перемены криминогенная обстановка в стране по-прежнему оставалась сложной. При этом следует оговориться, что уровень преступности и ее динамика в данный период в большей мере определялись политическими процессами, происходившими в обществе. В этих условиях органы милиции должны были мобилизовать все свои силы на борьбу с преступностью. Однако не следует забывать, что эффективность работы милиции во многом зависит и от развития ее организационной структуры. В данном контексте изучение организационноструктурных изменений в органах милиции и системы управления ею в 1953-1964 гг. представляет научный интерес.

лина. Уже 6 марта 1953 г. на совместном заседании пленума ЦК КПСС, Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности в одно ведомство - МВД СССР во главе с Л. П. Берией , а законодательное закрепление данное решение получило 15 марта 1953 г. в принятом Верховным Советом СССР Законе о преобразовании министерств СССР . Закономерным итогом образования единого силового ведомства явилось усиление его влияния на политическую жизнь страны, что, в свою очередь, обеспечивало Л. П. Берии явное преимущество в борьбе за лидерство. Сложившаяся ситуация вызывала беспокойство партийного руководства, которое стало выражать заинтересованность в ослаблении позиций МВД СССР.

Первым шагом в этом направлении стал июльский пленум ЦК КПСС 1953 г., на котором Л. П. Берия был обвинен в осуществлении преступных антинародных действий, «направленных на подрыв Советского го-

Начнем описание машины с внешнего вида и всё, что вы сможете лицезреть снаружи.

Внешний вид всего модельного ряда тех лет разрабатывал Оливье Буле, Митсубиси входило в начале двухтысячных в Даймлер-Крайслер, это был дизайнер, специально отправленный в Японию... ему и надо сказать спасибо за до сих пор актуальный и симпатичный внешний вид.

Создан на базе Аутлендера, но клиренс у Грандиса пониже. Видел, как заниженные БПАН, так и лифтованные проставками авто. Сам проходимость до критического уровня не проверял, но съездить на море, немного полазать по пляжу, легкому бездорожью и горным тропам можно.

Диски R17 такие же что были на пруле, шины 235/45 R17. На летние ценник в этом году от 3000р., за штуку до ваших возможностей, на зимние 5500р., за штуку. У других владельцев видел варианты с дисками от 16 до 20 дюймов... Всегда следите за покрышками - за их состоянием, внешним видом, давлением!!! Давления в покрышке нет - вы расточительный человек!) Лучше пройтись вокруг машины, попинать колеса, чем отдать из-за пойманного на кануне шпиона от 3000р... Давление в покрышках меньше 2,3 (всё зависит от типа покрышки смотрите табличку на стойке водительской двери) т.е. меньше чем нужно - ниже чем 15л., на 100км., расхода не ждите... Водите как "дедуля" и начинает "жрать" колесо - сразу ищите причину... Шишка на покрышке - покрышку сразу под замену (в данной машине много людей помещается, не рискуйте чужими жизнями)...

Тормоза все вкруг дисковые, самый бюджетный комплект колодок который встречал стоил в районе 750р., с наценкой магазина... Смена колодок не представляет особых проблем.

Передний бампер и задний пластиковый - считается у многих автолюбителей расходником... выдерживает большие нагрузки, деформируется и принимает прежнюю форму проще чем пластик бамперов на Ауди, да и защелки копейки стоят. Но некоторые считают низкие передние бампера недостатком данной модели - к высоким бордюрам парковаться передом приходится крайне осторожно - требуются тренировки на котиках!)). Паркуясь задом к тротуару можно не то что заехать, но и частично перекрыть движение пешеходам).

Фары стояли на руле и стоят на левше обычные лампочки галогенки H1... У пруля светили хорошо, но недостаточно ярко. Галочку за всё время даже не хотелось переделывать. Были такие моменты на других прулях в ночных поездках в Ростов из Краснодара по М4 и так же в Ростов по дороге Славянск-на-Кубани--Тимашевск--Ростов: знак с обозначением направлений вижу четко, но что на нем написано понимал только включив дальний свет - некоторые буквы вообще не отражают "неверный" свет. К Грандису прулю не относится!!!) Пару раз за год полировал фары кремом с абразивом - брал в гипермаркете. На левше фары светят как надо - очень ярко, обочину видно очень хорошо, дальний ядрёный. Но, есть один момент!)) Не зависит от руля... При движении в темное время суток в условиях не очень хорошей видимости (морось, легкий смог и т.д.), двигаясь по двухполосной дороге с плотным встречным потоком, в момент сближения приходится ориентиром брать небольшой отрезок разметки на дороге - длиной не более 15м. По моему опыту лечится установкой фар с оптикой и ксеноном)

Зеркала заднего вида - лопухи!))) Очень хорошая обзорность на любой модели Грандиса. На левше уголок с радиальным искривлением. Лопухи складываются с кнопки в салоне, сами открываются при увеличении скорости стоящей машины свыше 30км/час. Есть подогрев зеркал зимой - очень приятная опция (по моему есть во всех Грандисах)... Во время движения по трассе при приближении к Вам машины со стороны заднего бампера))) почти ни один авто не смог ослепить меня через зеркала. Пару-тройку раз, когда встречал "откровенное хамло" - дальний из всех орудий в спину, просто с кнопки складывал зеркала и ехал без напряга))

Передние стойки очень широкие, не всегда видно, что происходит в мертвых зонах - приходится перемещать голову, плечи и работать поясничкой)). При тонировке по ГОСТУ со стороны невозможно увидеть что творится в машине. При пленке как в моем случае - даже стоя перед машиной не видно пассажиров второго ряда), если конечно пассажиры в адекватном состоянии)). Как-то раз на въезде в СБС на Уральской, меня пристегнутого ремнем и с включенным светом, остановил сотрудник ДПС, подошел, получил документы, проверил их, протянул руку с документами обратно и в этот момент не пристегнутые девчонки, находившиеся "под шампанским" и понимая что опасность позади - всех в детстве пугали милицией?)), опустили стекла и начали открывать свои рты))... к счастью документы у меня в руках, жму педаль газа)))...

Рейлинги на крыше - встретил впервые в своей практике. Насколько это удобно смогу сказать, поставив на крышу багажник (ждем дополнения отзыва и по этой теме)). Насколько это не удобно могу сказать уже сейчас)) - при моем небольшом росте в 183см., мыть крышу машине приходится стоя на порогах авто, либо с табурета... на пруле не было рейлингов - рукой с тряпкой доставал до середины крыши без проблем... Но всё относительно и для кого-то это не высота - у меня у соседа есть табурет - Царь всех табуретов!))

Двери - все двери открываются как надо (простите меня заранее владельцы автомобилей Мазда - ничего плохого не о ваших авто не говорю!)))... ни раскрываются как у Мазда RX8, ни съезжают вбок как задние у Мазда 5, ни поднимаются наверх как ламбодвери, а полноценно открываются и закрываются!)

Задняя оптика - вот что заслуживает отдельного внимания при движении назад!)) Плафоны большие и не дорогие 4000р., во Владивостоке б/у, но очень красивые и дотянуться до них обычному любителю парковаться в задний бампер не так легко!) В правом плафоне встроена лампа заднего хода, в левом противотуманный красный фонарь, включается с отдельной кнопки в салоне)... Тот кто хоть раз ехал за Грандисом в темное время суток будут со мной солидарны - свет очень яркий и не заметить такое количество красного цвета невозможно!!)

Выхлопная труба не бросается в глаза как у немцев - не обозначает себя никак пока на улице тепло - любые доработки по желанию. Зимой пар от нажатия на педаль газа дает понять, что перед вами машина с небольшим, но с табуном)... Единственный негативный момент не связанный с стилем эксплуатации, который встречается почти у всех владельцев - погремушка в выхлопной - много способов лечения, все уже разжеваны и пережеваны. У меня тоже при остановке брякает-булькает - БОЛЯЧКА №1 будем дорабатывать как и на пруле с обязательным дополнением к отзыву. Звучат прули очень интересно: жмем тапку в пол - появляется приятный рокот и некое подобие свиста - своеобразный эмулятор турбины, откуда свист ни с одним из знакомых, имеющих во владении Грандисы, найти не смогли... Левша пока что в посвистывании замечен не был)).

Омыватели лобового стекла струйные - есть ребята, которые меняют на омыватели от Грейтволл по 140р., за штуку, есть кто от СанЕнга берут по 450р., за штуку, кто от Мазды 6 ставит... в общем на вкус и цвет все фломастеры разные... Будет желание поменять - опишу с пристрастием. Дворники на том же лобовом стекле чистят от центра к бокам, практически полностью очищая ОГРОМНОЕ лобовое стекло, оставляя 1-3 см., (зависит от типа грязюки на стекле)) не очищенного стекла вдоль передних стоек + широкие передние стойки = обзорность чуть хуже + дорабатываем поясничкой))... У дворников со временем появляется БОЛЯЧКА №2 - облезает краска. Лечить ни на одной из машин не пытался и даже ещё не думал что и как))...

Теперь о главном - лакокрасочное покрытие - очень слабенькое!!! Машинку лучше не мыть на автоматической контактной мойке. Мне кажется это не зависит от того пруль, левша, передний или полный привод это просто тонкий слой краски - бонус от производителя (должны же быть и минусы в авто!))... Рекомендуют следить за дверью багажника, а точнее за местом в районе плафона освещения заднего номера, оно же место для монтажа камеры заднего вида и место для ручки открывания двери. Открываем багажник и смотрим под планочку - должно быть всё сладко да гладко. В данном месте чаще всего начинается появление ржавчины под декоративной накладкой, краска начинает пузыриться - вовремя не вылечить равносильно замене пятой двери. БОЛЯЧКА №3 лечится просто - нужно промазать любым герметиком места соединения декоративной планки и двери багажника. На моем авто данная проблема не была известна предыдущим владельцам - будем дорабатывать с дополнениями к отзыву).

Человек всегда уделял внимание транспорту в искусстве. Одни авторы относились к машинам как к предметам роскоши, другие упоминали их как деталь, третьи использовали как инструмент для создания определенных ситуаций. Иногда автовладельцы в рассказах, романах и повестях покупают запчасти для своих машин в специальных магазинах, таких как www.soauto.spb.ru , или ухаживают за внешним видом «железного коня». Все зависит от времени, которое описывается в произведении, и от сюжетной линии. Ведь замысел автора может кардинально отличаться.

Художественные произведения и автомобили

Привычка упоминать средство передвижения в прозе осталась у людей еще с античных времен. Ведь тогда обязательно описывались повозки, лошади, слоны и ишаки, чтобы объяснить, насколько герой торопился к цели и сколько ресурсов вез с собой.

    В современной и классической литературе довольно часто можно встретить описание автомобилей:
  1. В «Трех товарищах» Ремарка упоминается некий «Карл». Точная модель машины не указана, известно лишь то, что это был очень старый автомобиль с высоким поржавевшим кузовом. Один из героев установил на него спортивный двигатель. Получилось забавное несоответствие между внешностью автомобиля и его возможностями.
  2. В производственном романе А. Хейли «Колеса» описывается жизнь целой корпорации. Концерн, производящий автомобили, рассматривается со всех сторон: от разнорабочего до руководителя.
  3. В детективной повести Жапризо «Ловушка для Золушки» машина становится подарком. Fiat 1500 подарила главной героине Жанна. Машина появлялась на протяжении всей книги.
  4. Лорен-Дитрих Козлевича в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова сыграл очень важную роль. Без «Антилопы» было бы сложно представить развитие сюжета.

Можно привести еще множество примеров упоминания автомобилей в художественной литературе – как популярных, так и незаслуженно забытых. Но в каждой книге роль самодвижущихся повозок или спортивных болидов очень серьезно отличается.

В последнее время для большинства граждан личный автомобиль превратился не только в средство передвижения, но и в некий атрибут формирующий образ личности. Именно по этой причине большинство производителей ввязались в гонку за «лучший» дизайн автомобиля. Все чаще в рекламе авто акцент делается именно на инновационном, спортивном, стильном, дамском, брутальном или просто современном дизайне, а главенствовавшие ранее технические характеристики уходят на второй план. Но справедливо ли это? Неужели на них вообще не стоит обращать свое внимание? Конечно стоит, ведь на самом деле технические характеристики, как и ранее, играют ключевую роль, ведь именно от них зависит поведение автомобиля на дороге, скорость его движения и, в конце концов, безопасность водителя и пассажиров. Сегодня мы рассмотрим основные характеристики автомобилей (которые, кстати, указаны в каждом обзоре каждого автомобиля на нашем сайте) и расскажем, на что конкретно они влияют – знание этого значительно помогает в объективном сравнений автомобилей.

Итак, начнем с двигателя. Есть такая старая водительская поговорка: «покупаем лошадиные силы, а ездим на моменте». К сожалению, большинство автовладельцев считает, что ключевая характеристика двигателя автомобиля – это лошадиные силы или попросту мощность мотора, влияющая на максимальную скорость, которую может развить автомобиль. Отчасти они, естественно, правы, особенно в свете необходимости уплаты транспортного налога, рассчитываемого по мощности мотора, но с другой стороны нельзя проходить и мимо крутящего момента, ведь именно от него зависит динамика разгона. Чем выше показатель крутящего момента и чем шире диапазон оборотов коленвала, на которых он достигается, тем быстрее ваш автомобиль набирает скорость. Кроме того, не следует забывать и о «тяговитости», т.е. способности двигателя переносить тяжелые нагрузки или попросту двигать автомобиль в трудных условиях (подъем в крутую гору, перевозка груженого прицепа, езда по бездорожью). Здесь первоочередную роль опять же играет именно крутящий момент. Кстати, один из основных параметров, влияющих на образование крутящего момента – это объем двигателя. Кроме того, дизельные моторы «при прочих равных» более «тяговитые», но уступают бензиновым в мощности (что, как правило, отражается на максимальной скорости автомобиля).
Так же стоит отметить, что сейчас всё большую популярность обретают так называемые «турбированные» двигатели. Использование «турбин» (иногда не одной) позволяет повысить отдачу двигателя не увеличивая его объём, но это происходит «не просто так». За большую мощность при меньшем объёме приходится платить: значительно меньшим ресурсом (временем службы) силового агрегата (особенно при интенсивном использовании – резкие ускорения, езда на высоких скоростях), повышенным расходом масла (как говорят «турбина масло ест») и «топливной капризностью» (т.е. вероятность поломки силового агрегата по причине использования низкокачественного топлива у «турбированных» моторов гораздо выше чем у «атмосферных»).

Двигатель – это хорошо, но если не передать крутящий момент (тягу) на ведущие колеса, то и автомобиль никуда не поедет. Для этой цели используются различные коробки передач (КПП), которых на сегодняшний момент представлено четыре основных типа: механика, автомат, вариатор и робот.
Главный параметр любой КПП – это передаточное отношение, от которого зависит объем «тяги», переданный колесам. КПП имеют несколько передач с разным передаточным числом, что позволяет более эффективно использовать крутящий момент двигателя при своевременном переключении на нужную передачу. При этом «механика» требует ручного переключения передач, а «автомат» переключается самостоятельно за счет гидромеханического привода. Оба указанных типа КПП известны уже давно и имеют определенный набор передач с четким передаточным отношением. В отличие от них вариаторные КПП нацелены на еще более эффективное использование крутящего момента двигателя за счет возможности плавно изменять передаточное число. В свою очередь роботизированные КПП – это смесь механической и автоматической коробок передач, где управлением механизмом переключения и сцеплением занимается электроника. Такой тип КПП легок в управлении, обеспечивает отличную экономию топлива, да и стоит гораздо дешевле, чем АКПП.

То, что автомобиль едет – это, конечно же, здорово, но любому автовладельцу хочется, чтоб езда при этом приносила удовольствие и сопровождалась комфортом. В этом аспекте одну из ключевых ролей выполняет подвеска автомобиля, ибо от ее реакции на неровности дорожного полотна зависит уровень «тряски» в салоне.
На бюджетных моделях в настоящее время чаще всего используется стандартная компоновка подвески с независимой конструкцией на стойках МакФерсона спереди и полузависимой торсионной балкой сзади. Такая конструкция проще и дешевле в изготовлении, но высокого уровня комфорта не обеспечивает даже наполовину. Куда привлекательнее выглядит подвеска с независимой многорычажной системой как минимум в задней части автомобиля, а еще лучше и сзади, и спереди (на дорогих моделях автомо). На самых продвинутых автомобилях может использоваться адаптивная или пневматическая подвеска, которая способна подстраиваться под качество дорожного покрытия и гасить все лишние колебания кузова, обеспечивая наивысший комфорт при движении на любых скоростях.

Немаловажную роль играет и такой показатель, как длина колесной базы автомобиля. Чем длиннее база, тем больше свободного пространства можно организовать в салоне автомобиля, но это не самое главное, на что влияет данный параметр. Управляемость – вот на что, прежде всего, воздействует база. Длиннобазные автомобиля обладают более плавным ходом, а благодаря меньшему перераспределению веса между осями устойчивы при разгоне и по той же причине более предсказуемы в поворотах. В свою очередь короткобазные автомобили увереннее (при должных навыках у водителя) вписываются в крутые повороты на высокой скорости, обладают лучшей маневренностью в городском потоке, легче выходят из заноса и обеспечивают лучшую геометрическую проходимость (из-за чего все производители стремятся в «в рамках разумного укоротить» свои внедорожники).

Тип привода – так же важная характеристика автомобиля. Наибольшее распространение в наши дни получил передний привод, применяемый на всех бюджетных автомобилях благодаря простоте, легкости и дешевизне конструкции. Передний привод позволяет гораздо эффективнее использовать крутящий момент двигателя за счет более низких потерь при передаче тяги от двигателя к колесам, обеспечивает оптимальную управляемость в сложных дорожных условиях и, как правило, гарантирует большую проходимость по сравнению с задним приводом. В то же время передний привод имеет и ряд ощутимых минусов, среди которых стоит выделить вибрации, передающиеся на кузов и снижающие уровень комфорта в салоне, а также склонность к пробуксовке при резком старте.
Задний привод чаще всего используется на спортивных автомобилях и авто премиум-класса, так как обеспечивает более высокий уровень комфорта в салоне за счет снижения лишних вибраций кузова и позволяет оптимально распределять нагрузку между осями, гарантируя плавность движения. Не лишен задний привод и минусов: сниженная проходимость, больший вес автомобиля, сложная управляемость на скользкой дороге.
И, наконец, полный привод, который подразделяют на постоянный и подключаемый. При постоянном полном приводе тяга передается на все четыре колеса одновременно, что обеспечивает высокую проходимость даже в самых тяжелых дорожных условиях, но при этом автомобиль потребляет гораздо больше топлива, что сказывается на кошельке владельца. В свою очередь подключаемый полный привод в обычном режиме задействует только одну из осей, а вторую подключает только в случае пробуксовки основных ведущих колес. При такой схеме проходимость несколько снижается, но в качестве компенсации обеспечивается более приемлемый расход топлива.

Кстати, о расходе топлива. Такая характеристика автомобиля, как топливная экономичность в наше время становится всё актуальнее (цены на топливо только растут и их снижение в обозримом будущем не ожидается).
Если говорить о типе топлива – то дизельные двигатели, как правило, заметно экономичней бензиновых (но бензиновые более «неприхотливы» и дешевле в обслуживании).
Прямое влияние на расход топлива оказывают и многие компоненты автомобиля. Во-первых, чем больше автомобиль (его вес) – тем больше ему нужно топлива для движения (и не только из-за веса, но и потому, что для больших автомобилей нужен более мощный двигатель).
Во-вторых, большое влияние на расход топлива оказывает «трансмиссия». Существует мнение, что «механика экономичнее автомата», но на самом деле это не совсем так – корректнее будет сказать, что расход топлива зависит от количества ступеней коробки передач (чем больше кол-во ступеней, тем ниже расход топлива). Ну и как уже было отмечено выше – полноприводные автомобили, как правило, менее экономичны моноприводных.
При всём при этом – огромное влияние на расход топлива оказывает манера вождения автомобиля (чем спокойнее – тем меньше расход). Поэтому, глядя на цифры «расход топлива» (заявленный производителем) в характеристиках автомобиля можете смело умножать эти цифры на 1.2~1.5 (т.к. заявленный производителем расход – это «для идеального водителя на идеальной пустой прямой дороге») если Вы спокойный водитель или даже на 2.0~2.5 если Вы «любитель нажать на газ».

В завершение – о безопасности автомобиля, хотя это вовсе не означает, что на данный «параметр» надо обращать внимание в последнюю очередь.
Системы безопасности автомобиля, условно, можно разделить на два типа: «пассивные» и «активные». К первым относятся: подушки и шторки безопасности, пристёгнутые ремни безопасности и их натяжители, конструкция кузова и элементов интерьера автомобиля… и т.п. Ко вторым – различные «электронные помощники» (ABS, EBD, ESP и многие другие системы контроля и корректировки движения автомобиля).
В целом можно сказать так: «чем более безопасный автомобиль – тем выше его цена», но это не значит, что «чем дороже автомобиль – тем он безопаснее». Поэтому, если для Вас важна Ваша жизнь и жизнь других людей, при наличии финансовой возможности, при выборе автомобиля – не в последнюю очередь стоит обращать внимание именно на характеристики повышающие безопасность автомобиля.

К легковым автомобилям относят пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, включая водителя. Основными отечественными заводами-изготовителями их являются: Волжский автозавод (ВАЗ), г.Тольятти; запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), г.Запорожье; производственное объединение «Ижмаш», г.Ижевск; Горьковский автозавод (ГАЗ), г.Нижний Новгород, а также в г. Таразе; Ульяновский автозавод (УАЗ), г.Ульяновск; Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ), г.Луцк, «Шкода» г. УстьКаменогорск, «НИВА» г. Семипалатинск и т.д.

Главными классификационными признаками для легковых автомобилей являются масса снаряженного автомобиля и рабочий объем двигателя.

Основной номенклатурной характеристикой для конкретных разновидностей автомобилей является индекс модели . Принятая система обозначений включает сокращенное название завода-изготовителя, индекс класса автомобиля, номер его модели и модификацию, разновидность исполнения (например, ВАЗ-21083-01). Полный товарный адрес включает индекс и торговую марку рассматриваемой модели (например, ВАЗ-2121 Нива).

При характеристике типажа конкретных моделей по классам важнейшими ассортиментными признаками являются: предназначение автомобиля, колесная формула и компоновка, тип кузова (с числом мест и дверей).

Предназначение выражает функциональные возможности данной модели в части передвижения в различных дорожных условиях. По данному признаку различают автомобили общего назначения и автомобили повышенной проходимости.

Автомобили общего назначения предназначены для движения по дорогам различных категорий, преимущественно по автотрассам.

Автомобили повышенной проходимости могут двигаться вне дорог, предназначены для эксплуатации преимущественно в условиях сельской местности.

Проходимость автомобиля существенно зависит от конструктивного показателя, называемого «колесная формула».

Колесная формула указывает общее количество колес автомобиля (для легковых – обычно 4) и количество приводных (ведущих) колес. Автомобили общего назначения, как правило, имеют колесную формулу «4 х 2», то есть из четырех колес автомобиля ведущими являются два; автомобили повышенной проходимости конструируются по формуле «4 х 4» , то есть со всеми ведущими колесами. С колесной формулой увязывается компоновка автомобиля в целом.

Компоновка характеризует место расположения двигателя. Количество и положение приводных осей, конструкцию силовой и ходовой части автомобиля в целом. В легковых автомобилях отечественного производства применяются следующие компоновочные схемы:

· Заднее приводная с передним расположением двигателя (классическая) «4 х 2» - двигатель располагается спереди (продольно кузову над осью передних колес), привод на ведущие колеса задней оси осуществляется посредством карданного вала, расположенного в нише пола кузова. Примеры: ВАЗ-21013, ВАЗ-2105 и др.;



· Заднее приводная с задним расположением двигателя «4 х 2» - двигатель расположен в заднем отсеке кузова автомобиля, ведущими являются также колеса задней оси, которая находится рядом с двигателем. Пример: ЗАЗ-968М;

· Переднее приводная «4 * 2» - двигатель и трансмиссия располагаются непосредственно над передней осью, представляя собой общий силовой узел с выводом крутящего момента на передние ведущие колеса. Весь узел при этом компактно размещается в передней части кузова и ниша в полу кузова не требуется. Примеры: ВАЗ-2108, Москвич-2141 и др.;

· Полно приводная «4 * 4» - расположение двигателя и привода на заднюю ось аналогично классической схеме, для привода передней оси имеется раздаточная коробка и второй карданный вал. Пример: ВАЗ-2121, УАЗ-31512.

В настоящее время наиболее целесообразной для автомобилей малых классов считается переднее приводная компоновочная схема - прежде всего в силу высокого коэффициента полезного использования внутреннего объема кузова. В среднем классе этот показатель не так важен и здесь сохраняется в основном классическая компоновка.

Тип кузова определяется по взаиморасположению внутренних объемов, базе (расстояние между осями автомобиля), количеству рядов сидений и боковых дверей, возможности открытия (или снятия) верха, доступу в багажное отделение и в значительной мере – по внешней конфигурации.

Современные легковые автомобили в основном выпускаются с кузовами типа «седан», «хэтчбек» и «универсал».

«Седан» - закрытый двух- или четырех дверной кузов с двумя рядами сидений. Багажник полностью отделен от салона, доступ к багажнику - через специальную крышку (капот багажника).

Таблица 11.3 Типаж легковых автомобилей

Менее распространенными названиями кузовов данного типа являются: «нотчбек», «салун», «берлина», «лимузин».

«Хэтчбек» - закрытый двух- или четырех дверной кузов с наклонной задней стенкой, в которой имеется открывающийся наверх люк, то есть «нечетная дверь». Багажник отделен горизонтальной съемной полкой в задней части салона. Задний ряд сидений может откидываться, при этом увеличивается пространство для размещения багажа. Менее распространенные названия кузовов данного типа: «комби», «лифтбек» и «свингбек».

«Универсал» - закрытый двух- или четырех дверной грузопассажирский кузов, в котором помещение для груза выполнено в общем объеме с салоном и может значительно увеличиваться путем складывания заднего ряда сидений. Доступ к багажу – через дополнительную дверцу («нечетную дверь») в заднем торце кузова. К «универсалам» относятся: ВАЗ-2121 (с двумя боковыми дверями), ВАЗ-2104 (с четырьмя боковыми дверями). Кузова данного типа называются также «стейшн вэгон», «фамильяле», «эстейт» и «бреак».

За последние годы самое широкое распространение в мире получили кузова типа «хэтчбек», сочетающие достоинства «седана» и «универсала», занимающие промежуточное положение между ними.

Потребительские свойства легковых автомобилей. В настоящее время в особо малом и малом классах производятся в основном переднее приводные автомобили с кузовами типа «хэтчбек». Рассмотрим их более подробно.

Особо малый класс представлен автомобилями ВАЗ-1111 и ЗАЗ-1102.

Ока ВАЗ-1111 – переднее приводной малогабаритный (длина – 3,2м), легкий и экономичный автомобиль, предназначенный для деловых поездок по городу и в хороших дорожных условиях. При малых внешних габаритах внутри кузова типа «хэтчбек» относительно свободно умещаются четыре взрослых человека, при сложенных задних сидениях объем багажника - около 0,5м 3 . Двухцилиндровый двигатель с рабочим объемом всего 649см 3 развивает мощность 30л.с., что достаточно для движения со скоростью 120 км/ч. При этом жидкостное охлаждение обеспечивает устойчивый температурный режим работы двигателя даже в экстремальных условиях. Низкий уровень шума в салоне – 77дБ (А) – также выгодно отличает этот автомобиль от предыдущих моделей данного класса в отношении комфортабельности. Автомобиль снабжен вакуумным усилителем привода тормозов, галогенными фарами, эффективным отоплением салона и другими элементами комфортабельности и безопасности, применяемыми обычно в автомобилях более высокого класса. Съемные передние крылья значительно повышают ремонтопригодность кузова, особенно в отношении антикоррозионной обработки. Кузов быстро и легко трансформируется в «грузовой вариант».

Таврия ЗАЗ-1102. особенностями кузова являются высокие аэродинамические качества, современный внешний вид и выгодное сочетание жесткости и прочности конструкции с малой собственной массой. Компоновка кузова позволяет при данных габаритных размерах автомобиля достичь наибольшего полезного объема. Размещение силового агрегата спереди позволяет создать вместительный багажник сзади, а поперечное расположение двигателя экономит длину моторного отсека и за счет этого дает возможность увеличить длину пассажирского салона. При меньшей, чем у модели ЗАЗ-968М (на 40 мм), длине автомобиля ЗАЗ-1102 имеет большую длину пассажирского салона и в 1,5 раза больший объем багажника.

Четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения мощностью 50 л.с. имеет довольно высокие значения крутящего момента в зоне малых частот вращения. Коробка передач – пятиступенчатая (5-я передача – для снижения расхода топлива в условиях равномерного магистрального движения). Использование прогрессивных технических решений по всем агрегатам автомобиля позволило добиться существенного снижения его снаряженной массы: 710 кг у ЗАЗ-1102 по сравнению с 840 кг у ЗАЗ-968М. За счет этого значительно улучшены как топливная экономичность, так и динамические показатели.

Малый класс представлен автомобилями Лада – Спутник ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и автомобилем Москвич АЗЛК-2141.

Спутник ВАЗ-2108 – наиболее массовый автомобиль этого класса. Благодаря компоновке с поперечным расположением силового агрегата и передними ведущими колесами этот автомобиль стал компактнее и легче. Кроме того, более эффективно используется пространство в автомобиле, повышены курсовая устойчивость и проходимость машины по дорогам со скользким покрытием, исключены заносы из-за пробуксовки колес, обеспечен высокий уровень пассивной безопасности при лобовом ударе и низкий уровень шумов и вибраций. Технические и технологические решения, воплощенные в этой машине, обеспечивают комплекс потребительских качеств, определяющих современный легковой автомобиль.

По сравнению с прежними моделями ВАЗа салон на 60 мм длиннее (хотя габаритная длина автомобиля сократилась на 120 мм), сократились размеры туннеля на полу в результате перехода на новую компоновочную схему. Габаритная ширина машины не изменилась, однако благодаря гнутым боковым стеклам ощутимо выросла внутренняя ширина салона на уровне плеч. Кузов «хэтчбек» легко трансформируется из пассажирского в грузопассажирский вариант. Багажный отсек отделен от салона складывающейся полкой, которая поднимается при открывании двери задка. Для перевозки более крупного багажа или груза задние сидения могут быть сложены.

Система отопления и вентиляции обеспечивает подачу воздуха одновременно в несколько точек салона и обеспечивает равномерный прогрев всего объема салона и его стекол. Существенно повлияли на улучшение комфорта передние анатомические сидения с подголовниками и механизмом бесступенчатой регулировки наклона их спинок. При продольном перемещении подушка одновременно приподнимается и поворачивается относительно горизонтали. Взаимное расположение рычагов, кнопок, педалей, руля, приборов подчинено созданию наибольших удобств для управления. В целом улучшена обзорность и снижен по сравнению с ВАЗ-2105 уровень шума в салоне – на 7 дБ (А). Хорошая аэродинамика обеспечила высокие скорость и приемистость ВАЗ-2108. автомобиль требует меньше корректирующих движений рулем, позволяет быстрее и безопаснее преодолевать повороты, особенно на скользких дорогах. Общее уменьшение массы ВАЗ-2108 обеспечивается применением более рациональной компоновочной схемы и широким использованием алюминия – для радиатора и других деталей, а также пластических масс (около 80 кг). Сократились потери, связанные с сопротивлением воздуха, и расход топлива. Двигатель по мощности практически равноценен силовому агрегату ВАЗ-2105, но на 20 кг легче его, имеет новый карбюратор, систему зажигания и целый ряд усовершенствований. Система встроенных датчиков сигнализирует о падении уровня тормозной жидкости, опасном износе тормозных накладок, затянутом стояночном тормозе, падении давления масла, разрядке аккумулятора. Избранная для кузова силовая схема обеспечивает сохранение жизненного пространства салона при ударах спереди, сзади, с боков и в то же время гасит энергию ударов.

В числе мер антикоррозионной защиты – более стойкая грунтовка панелей перед окраской, специальная обработка закрытых полостей, нанесение защитной пленки из эпоксидного состава при окончательной обработке кузова.

Внешний вид автомобиля своеобразен благодаря клинообразной форме двух объемного кузова с гнутыми боковыми стеклами и минимальному количеству хромированных декоративных элементов. Для ВАЗ-2108 характерны большие углы наклона лобового и заднего стекол, ярко выраженные отформованные кромки колесных проемов, блок фары, наружная поверхность которых как бы вливается в формообразующую поверхность кузова.

Спутник ВАЗ-2109 имеет по две двери с каждой стороны, что облегчает посадку и выход пассажиров; разделяющая двери центральная стойка кузова смещена вперед, благодаря чему увеличилось расстояние между стойкой и подушкой заднего сидения; изменилось также положение верхних точек крепления ремней безопасности и они меньше стесняют при поездке.

Для ВАЗ-2109 и его модификаций освоено производство бензобаков из пластмассы. Не уступая в прочности металлическим, пластиковые емкости легче, более технологичны и безопасны.

Среди конструктивных особенностей, повышающих безопасность и комфортабельность ВАЗ-2109, - гидра корректор фар. Он снижает их слепящее действие, помогает правильно освещать дорогу независимо от загрузки автомобиля. Улучшение микроклимата в салоне обеспечивают дефлекторы вытяжной вентиляции в рамках неподвижных боковых окон. Панели обивки на боковинах и двери задка придают салону больший комфорт.

Москвич АЗЛК-2141 – пятиместный автомобиль, его салон на 140 мм шире и на 100 мм длиннее салона автомобиля Москвич -2140. Такое сочетание размеров и массы достигается благодаря применению компоновки автомобиля с приводом на передние колеса. Конструкция передней подвески типа «реечный руль», эффективная тормозная система с плавающими скобами дисковых тормозов передних колес и рычажно-пружинная задняя подвеска обеспечивают безопасность и комфортабельность. Силовой агрегат, состоящий из двигателя, сцепления, коробки передач и главной передачи, выполнен в одном блоке.

Трансформируемое заднее сиденье и легкосъемная средняя часть полки, отделяющей багажник, расширяют возможности автомобиля для перевозки габаритных грузов. Объем багажного отделения может быть увеличен с 0,4 до 1,7 м 3 .

Контроль качества легковых автомобилей. Перед отгрузкой автомобилей покупателям завод-изготовитель обязан:

· провести консервацию автомобилей согласно заводской инструкции по эксплуатации и в соответствии с технологическим процессом;

· залить в бак топливо по установленной техническими условиями норме;

· отключить аккумуляторную батарею от «массы»;

· наклеить на ветровое стекло с внутренней стороны ярлык с указанием мест расположения и количества пломб, а также с отметкой вида применяемого топлива и состояния аккумуляторной батареи (с электролитом, без электролита);

· закрыть стекла и двери кузова;

· произвести пломбирование, исключающее доступ в кузов и багажное отделение, к двигателю и аккумуляторной батарее.

Проведение операций по подготовке автомашин к отгрузке должно быть выполнено торговыми предприятиями при приемке с учетом вышеперечисленных требований без разборки агрегатов и механизмов. Качество автомобилей подтверждается соответствующими документами и клеймом ОТК завода.

Качество всех материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, изготовленных другими заводами, определяют по внешнему виду, наличию клейм технического контроля заводов-поставщиков, сертификатам или паспортам. Заводы-изготовители гарантируют исправность автомобиля в целом, а также нормальную работу всех его агрегатов, механизмов и деталей в течение установленного для каждой модели срока (указывается в ТУ).

При приемке необходимо проверить комплектность автомобиля, так как каждая машина продается с комплектом инструментов и принадлежностей (запасное колесо, банка с краской в цвет кузова, домкрат, насос для накачки шин, лопатка для монтажа шин, манометр шинный, лампа переносная, ключи разных размеров, сумки инструментальные и так далее). Все контрольно-диагностические операции проводятся в процессе предпродажной подготовки автомобилей.