• Реферат - Новые технологии в дорожном строительстве (Реферат)
  • Быстров Н.В. Справочник энциклопедии дорожника (Документ)
  • Реферат - Конвенция о дорожном движении Вена (Реферат)
  • Чистяков Б.З. Использование отходов промышленности в строительстве (Документ)
  • Кремнийорганические полимеры (Документ)
  • Реферат-Виды конструкционных пластмасс (Реферат)
  • Реферат - Компьютерные технологии в строительстве (Документ)
  • Альбом схем строповки строительных конструкци, материалов и оборудования (Документ)
  • Реферат - Монолитное строительство (Реферат)
  • Домокеев А.Г. Строительные материалы (Документ)
  • n1.docx

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТА

    Кафедра: «ТТС»

    на тему: «Применение геосинтетических материалов в дорожном строительстве»

    Выполнил: ст. гр. МСО-07-1

    Микуров И.С.

    Проверил: Яркин А. В.

    Тюмень 2011

    Введение

    Достаточно широкое распространение в укреплении автомобильных дорог получили геосинтетические материалы, по-другому это называется: "Армирование автомобильных дорог".

    Область применения геосинтетиков очень широка, а использование - эффективно, Геосинтетические материалы в Европе применяются уже несколько десятилетий, совершив практически революцию в дорожном, гражданском и специальном строительстве. Экономическая эффективность и широкая область применения геосинтетиков, в т.ч. в областях, где они практически незаменимы, позволяют говорить о них как весьма перспективных материалах.

    Использование геосинтетики в дорожном строительстве уже имеет свою историю, хотя и не очень продолжительную. За рубежом геосинтетику в виде геотекстилей применяют с конца 60-х годов.

    Производство этих материалов в мире развивалось стремительно, и в настоящее время на мировом рынке предлагается большое количество различных видов геотекстилей, геосеток, георешеток и геосот, геонитей, а также геоплит, используемых в качестве термоизоляторов. Все они различаются по своему назначению, составу исходного сырья, технологии получения, расходу полимера, физико-механическим характеристикам, ширине полотен и т.п. В частности, геотекстиль (нетканые полотна иглопробивного или клеевого способа производства) изготавливают из синтетических волокон: полиэфир (лавсан), полипропилен, полиамид (капрон); геосетки - из полиэфирных или полипропиленовых нитей повышенной прочности, стеклоровингов; геоплиты - на основе полистирола.

    1. История развития применения геосинтетических материалов в РФ

    Начало российскому опыту применения геосинтетики было положено в середине 70-х годов сначала закупками этих материалов за рубежом, в частности, в Венгрии и Чехословакии, затем - интенсивными научными исследованиями в отраслевых научно-исследовательских институтах и собственными разработками предприятий-производителей. В настоящее время в мире выпускается примерно 380 различных видов геосинтетических материалов. Применение геосинтетики предусматривается в проектах более 100 тысяч различных сооружений ежегодно во всем мире.

    Причины этого основаны на двух основных факторах: экономический - применение геосинтетических материалов позволяет существенно снизить капиталовложения при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог; экологический - использование геосинтетических материалов благоприятно для окружающей среды (уменьшается расход природных материалов, снижаются объемы подготовительных геотехнических работ и т.д.).

    Дополнительно использование геосинтетики позволяет:


    • повысить долговечность конструкций земляного полотна и дорожных одежд;

    • повысить качество работ;

    • уменьшить объемы переделок (дополнительных работ);

    • повысить культуру производства.
    Актуальность внедрения инновационных технологий в дорожном строительстве и природоохранных мероприятиях на территории СНГ сегодня очевидна и бесспорна. Это и континентальный характер климата отдельных регионов с большим перепадом температур, и наличие территорий со сложными геологическими условиями, и само состояние дорог, большинство из которых было построено 40-60 лет назад и рассчитано на более низкие нагрузки и интенсивность движения. Проблема повышения сдвигоустойчивости и трещиностойкости, а следовательно, долговечности асфальтобетонных покрытий является особенно актуальной при все возрастающей интенсивности движения и наметившейся тенденции роста осевых нагрузок на автомобильных дорогах и городских улицах. В составе сети автомобильных дорог подавляющая часть способна пропускать лишь относительно легкие автомобили с нагрузкой на ось не более 6 тс. В то же время автомобильная промышленность развивает производство тяжелых машин с нагрузкой на ось до 10 тс. В потоке движения нередко встречаются еще более тяжелые автомобили. Возросла и интенсивность транспортного потока, достигающая на некоторых участках 45-50 тыс. автомобилей в сутки при расчетной норме 6 тыс. единиц. В результате несущая способность дорожных одежд многих автомобильных дорог исчерпана. Отсюда возникает необходимость в частых ремонтах.

    И, наконец, условия рыночной экономики и экономической самостоятельности заставляют считать деньги и строителей. Например, применение геосеток из стеклоровинга для армирования асфальтобетона дает возможность снижать толщину последнего до 20%.

    2. Геосинтетические материалы

    Геосинтетические материалы (геосинтетики) – группа синтетических материалов нашедших широкое применение в дорожном и гражданском строительстве, применение геосинтетиков открывают новые возможности решения самых различных задач при проектировании и строительстве дорог, а также сложнейших инженерных сооружений.

    Геосинтетики - это полимерные материалы, предназначенные для изменения естественных свойств грунтов. Изменение, как правило, касается фильтрационных свойств почвы (обычно производится понижение коэффициента фильтрации слишком рыхлого грунта), или же ее прочностных характеристик (например, с помощью армирования георешетками повышается прочность слабых грунтов).

    Специалисты отдела геосинтетики компании "Евроизол" предлагают такое определение этим материалам: "Геосинтетик-это материал, у которого хотя бы один из составляющих изготовлен из синтетического или естественного полимера в виде полотна, ленты или трехмерной структуры, которая используется в контакте с грунтом и другими строительными материалами. Объединение грунта с ГС следует рассматривать как образование нового композитного материала, который объединяет в себе функции как грунта, так и синтетического материала".

    Качественные и химико-физические характеристики геосинтетиков обусловлены свойствами полимеров, применяемых для их производства.Так, такие качества, как водо- и морозостойкость, устойчивость к коррозии, малый вес, высокая прочность на растяжение - "заслуга" полимеров, В то же время, недостатки полимеров (быстрое старение под воздействием УФ-излучения, падение прочности при температуре + 80 -120°С, горючесть) нивелируются спецификой применения ГС. Материалы используют в конструкциях, подавляющую часть объема которых составляют грунты или сыпучие горные породы, защищающие полимеры от световых и температурных воздействий.

    Прародителем геосинтетических материалов считают геотекстиль. Те же зарубежные нормативы изначально создавались на эти материалы.

    В зависимости от области применения в грунтовых конструкциях геосинтетики в целом могут выполнять такие функции:


    • армирование, для улучшения сопротивления сдвигу зернистых материалов;

    • разделение, для сохранения конструктивной целостности зернистых слоев;

    • фильтрация, для пропуска жидкости и удержания грунтовых частиц;

    • дренаж, для сбора и отвода жидкости за пределы конструкции;

    • контроль эрозии, при предотвращении эрозии грунта под действием воды или ветра;

    • защита, для предотвращения повреждения конструктивного слоя, например, изоляции вокруг искусственных сооружений в земляном полотне при их засыпке;

    • изоляция, для предотвращения миграции жидкостей и газов.
    Двуосная решётка ГЕО ДС

    Первая двуосная георешетка была произведена в 1980-х годах путем экструзии полотна полиэтилена или полипропилена, перфорированного после растягивания регулярной сетью шаблонных отверстий. Такие экструдированные и ориентированные георешетки называются неэластичными (жесткими) георешетками. Двуосные георешетки получили широкое применение при строительстве дорог, аэродромов, контейнерных площадок, автостоянок и.т.д. на слабых и неоднородных грунтах.

    Основной принцип работы двуосных георешеток состоит в исключении взаимопроникновения конструктивных слоев и фиксации заполнителя за счет расклинивания его частиц в ячейках георешетки. При заполнении и уплотнении инертным материалом ячеек георешетки, частицы материала фиксируются в ячейках, и создается эффект "механической стабилизации". Двуосная георешетка обладает высокой жесткостью, что позволяет выдерживать высокие нагрузки при низких деформациях.

    Рис. 2.1. Георешетка двуосная

    Преимущества применения:


    • увеличение несущей способности основания укреплённого участка;

    • разделение несвязных слоёв, защита от проникновения крупнозернистого материала в нижние слои;

    • уменьшение величин деформаций от морозного пучения;

    • позволяет не увеличивать толщину балластной призмы на слабых грунтах;

    • снижение скорости осадки оснований;

    • увеличение скоростного режима движения (железнодорожное основание).
    Геосетки (стеклонит)

    Геосетки ССНП - геосинтетики изготавливаемые из сеток стеклянных нитепрошивных пропитанных. Применяются при строительстве или ремонте жестких дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием. Применение геосеток в дорожном строительстве позволяет решить ряд существующих проблем.

    Геосетки ССП - Нефтегаз геосинтетики предназначенные для армирования, стабилизации слабых грунтов, сооружения временных дорог, обеспечения местной устойчивости откосов и склонов.

    Рис. 2.2. Геосетка

    Геосетка стеклянная марки ССНП-34БТ производства ОАО "СТЕКЛОНиТ" (г. Уфа) представляет собой сетку из двух слоев ровинга, скрепленных между собой прошивной нитью и пропитанную связующим составом для повышения прочности и адгезии к асфальтобетону. Рассмотрим механизм взаимодействия геосетки марки ССНП и асфальтобетонного слоя. Асфальтобетон является идеальным материалом для устройства покрытий нежесткого типа, так как благодаря высокой вязкости асфальтового вяжущего и шероховатости зерен заполнителя обладает высоким сопротивлением кратковременным нагрузкам.

    Проведенные испытания образцов - балочек, изготовленных из двухслойного асфальтобетона (верхний слой толщиной 3 см, нижний слой - 4,5 см), армированных дорожной сеткой, расположенной между слоями асфальтобетона, и контрольных - неармированных - показали, что армирование асфальтобетона сеткой марки ССНП незначительно увеличивает предельное усилие и относительную деформацию на изгиб. Однако также было выявлено, что для разрушения образцов асфальтобетона с дорожной сеткой требуется в 2,85 раза больше энергетических затрат, а, следовательно, во столько же раз замедляется скорость образования трещин в асфальтобетоне. Таким образом, сетка ССНП повышает упругие свойства асфальтобетона, увеличивает его распределяющую способность, в результате чего напряжения от колес автомобиля распределяются на большую площадь, что способствует уменьшению концентрации напряжений и, следовательно, замедляет процесс образования трещин. Кроме того, сетка усиливает сопротивляемость разрыву дорожного полотна льдом, что немаловажно для регионов с жесткими климатическими условиями.

    По своим эксплуатационным характеристикам дорожные сетки ОАО "СТЕКЛОНиТ" не уступают соответствующим зарубежным материалам и могут значительно повысить транспортно-эксплуатационные показатели покрытий, увеличить межремонтные сроки, а в целом высвободить материальные средства на другие виды работ и объекты. Сетки ССНП доказали свои исключительные качества в целом ряде проектов. Стеклосетки ОАО "СТЕКЛОНиТ" применялись при прокладке дорог в Санкт-Петербурге, Москве, Астане, при реконструкции аэропортов в Нижневартовске и Ханты-Мансийске.

    Геотекстиль высокопрочный стабитекс

    Геотекстиль Стабитекс (геоткань) - относится с разделу геосинтетиков представляет собой тканое полотно из высокопрочных полиамидных нитей. Применяется для строительства насыпей повышенной крутизны из сыпучих материалов возведения подпорных стен; защиты территорий от оползневых явлений; разделения грунтовых слоев; укрепления оснований железных и автомобильных дорог, стабилизации слабых грунтов. Геотекстиль повышенной прочности Стабитек является аналогом следующих материалов: геолон (geolon), полифелт (polyfelt), тайпар (typar),кортекс (kortex).

    Рис. 2.3. Геотекстиль (геоткань)

    Геотекстиль (дорнит)

    Геотекстиль (дорнит) – геосинтетический материал представляет собой иглопробивное или фильерное нетканое полотно изготовленное из полиэфирных волокон. Превосходные физико-механические характеристики геотекстиля дорнит, а также массовость его использования в самых разных областях, позволяют утверждать, что геотекстиль дорнит лидер среди геосинтетиков по диапазону применения как в строительстве так и в быту.

    Рис. 2.4. Геотекстиль (дорнит)

    Применение геотекстиля дорнит:


    • геотекстиль используется в качестве разделяющего слоя (фильтра) между грунтом и заполнителем (песок, щебень и т.п.);

    • препятствует проникновению частиц грунта в дренажные системы (дренаж подвалов, плоских крыш);

    • при строительстве тоннелей геотекстиль защищает изоляционное покрытие от повреждений, образует дренажный слой, отводит грунтовую и ливневую воду к дренажу;

    • геотекстиль дорнит выполняет функции фильтра под береговым укреплением;

    • геотекстиль с высокой плотностью может использоваться в качестве армирующего слоя на слабонесущих грунтах;

    • используется для укрепления дна отстойников очистных сооружений, одновременно выполняя роль фильтра, заменяя слой песка;

    • применяется в качестве тепло и звукоизоляции;

    • при прокладке трубопроводов в качестве балласта.
    Георешетка

    Одной из перспективных конструкций для объемного армирования грунта является геотехническая решетка (георешетка). Георешетка - геосинтетик представляющий собой гибкий компактный модуль, состоящий из скрепленных между собой пластиковых лент, образующих в растянутом положении пространственную ячеистую конструкцию с заданными геометрическими сочетаниями и размерами. Георешетки устойчивы к действию ультрафиолетового излучения, пресной и соленой воды, химическому воздействию почвы и агрессивных сред. А главное материал долговечен, не токсичен и экологически безопасен. Совокупность этих факторов обуславливает технологический эффект использования георешетки.

    Широкое применение обусловлено высокими физико-механическими свойствами: прочностью, низкой материалоемкостью к воздействию погодно-климатических и гидрогеологических факторов, долговечностью и экологической безопасностью.

    В зависимости от условий строительства укрепление с применением георешеток может быть как однослойным с горизонтальной прослойкой из геотекстиля, так и многослойным, обеспечивающим равномерное армирование всего массива земляной насыпи.

    Рис. 2.5. Георешетка объемная

    Применение георешеток:


    • укрепление откосов и склонов, повышение общей устойчивости откосов;

    • железнодорожное строительство. Усиление балластной призмы;

    • освоение строительных площадок с минимальными затратами;

    • укрепление защитных сооружений трубопроводов;

    • использование георешетки дает возможность применения местных материалов при строительстве;

    • снижение прямых затрат за счет замены традиционных несущих, защитных и изолирующих типов укрепления до 20% от их стоимости;

    • при строительстве аэродромов.

    Рис. 2.6. Георешетка объемная

    Геомембрана

    Геомембрана HDPE – это рулонный гидроизоляционный геосинтетический материал изготовленный из полиэтилена высокой плотности. Надежно защитить, обеспечить гидроизоляцию и отсутствие сырости в зданиях – это одна из главных задач современного строительного проектирования. Тех, кто понимает, как важно обеспечить надежность и безопасность зданий и сооружений, уже не устраивают существующие в настоящее время системы гидроизоляции; поэтому и была разработана геомембрана HDPE.

    Геомембрана характеризуется высокой прочностью и стойкостью к воздействию различных веществ; это продукт, который, благодаря многочисленным выступам, позволяет вентилировать защищаемые поверхности и отводить от них влагу.

    Применение геомембран HDPE:


    • гидроизоляция и укрепление откосов;

    • при строительстве водоемов и оросительных каналов;

    • защита внешней стороны стен;

    • защита подпорных стенок;

    • замена тощего бетона (подушки под фундамент);

    • вентиляция и дренаж внутренних стен;

    • вентиляция и восстановление старых помещений (защита внутренней стороны стен);

    • защита и двойная гидроизоляция;

    • дренаж, гидроизоляция и защита от корней;

    • укрепление, уменьшение толщины и изоляция;

    • гидроизоляция и защита от эрозии;

    • гидроизоляция и распределение нагрузки (при строительстве тоннелей).

    Рис. 2.7. Геомембрана

    3. Геосинтетические материалы в дорожном строительстве

    Активизация дорожного строительства, как надеются операторы рынка геосинтетиков, благоприятно скажется на объемах продаж этих материалов. Во-первых, именно этот сегмент - один из основных потребителей геосинтетиков. Во-вторых, отечественные дорожно-строительные предприятия все чаще обращаются к применению более современных материалов и технологий, к которым, безусловно, относятся и геосинтетики.

    В данном сегменте геосинтетические материалы используют для устройства откосов повышенной крутизны, подпорных стенок, усиливают основания дорожных насыпей. Кроме того, геосинтетики применяют для защиты конусов путепроводов, армирования асфальтовых покрытий, разделения конструкционных слоев дорожного "пирога", как элементы дренажных систем.

    В дорожном строительстве преимущественно используют различные типы геотекстилей, как тканые, так и нетканые. При этом учитываются их более или менее выраженные характеристики - механические, фильтрующие.

    Помимо геотекстилей, широко применяют георешетки с целью укрепления (армирования) откосов или дорожного полотна. Использование георешеток позволяет добиться значительной экономии строительных материалов: например, армирование слоя щебня в системе устройства дороги "дает" 60-70% экономии этого же щебня.

    Применение геосинтетиков экономически эффективнее таких традиционных технологий, как строительство бетонных подпорных стен, замена грунтов при строительстве на слабых основаниях. В железнодорожном строительстве геосинтетики преимущественно используют для армирования железнодорожного полотна и насыпей (геотекстиль, георешетки).

    Более того, осуществить качественное и отвечающее всем требованиям строительство взлетно-посадочных полос, мостов без геосинтетики, как отмечают специалисты, сегодня практически невозможно. Часто эти объекты возводятся на слабых грунтах, соответственно, требуют надежного и долговечного укрепления.

    4. Применение геосинтетических материалов

    При строительстве дорог (от пешеходных до железных) и стоянок обычно используют щебень. Но со временем на дороге на слабом основании (глина, торф или переувлажненные грунты) образуются колеи либо щебень вообще "тонет". Геотекстиль помогает в решении этих проблем, препятствуя перемешиванию щебенчатой засыпки с основанием и сохраняя первоначальную толщину засыпки, что в сочетании со значительным модулем упругости самого геотекстиля позволяет:


    • значительно увеличить несущую способность такой конструкции;

    • обеспечить повышенную степень уплотнения на этапе строительства, предотвращая вдавливание щебня в мягкую подоснову;

    • снизить разрушение дорог, вызываемое воздействием мороза. Задержанные мельчайшие частицы (тонкодисперсные включения) действуют, как губка, впитывая воду и расширяясь при замораживании;

    • предупредить колееобразование.
    Результатом применения геотекстиля в качестве разделительного слоя являются:

    • снижение издержек на укладку (уменьшение использования щебня для достижения такой же несущей способности);

    • снижение времени строительства за счет более быстрой и качественной утрамбовки;

    • снижение стоимости технического обслуживания и увеличении срока работоспособности конструктива.
    Совмещение высокого начального модуля упругости и удлинения (сочетание свойств тканых (силовых) геосинтетиков и иглопробивного геотекстиля дает возможность материалу поглощать больше энергии). Это обеспечивает ему повышенную устойчивость к повреждению во время укладки и выполняет армирующую функцию.

    Широкое использование геотекстиль получил и при устройстве дорожек и площадок из тротуарной плитки. Мягкая (без бетонной стяжки) укладка тротуарной плитки значительно ниже по цене (разница в стоимости бетона и арматуры и работ доходит до 70%), он предотвращает вымывание песка, перемешивание его со щебнем или грунтовым основанием, увеличивает жесткость конструкции и значительно снижает вероятность просадок. Вы получаете превосходный результат, возможность легкого ремонта и перепланировки при значительно меньших материальных, трудовых и временных затратах.

    Армирование насыпей

    Рис. 4.1. Схема армирования

    Используется с целью армирования мелкозернистого, связного грунта.


    • Препятствует обрушению откосов.

    • Снижает повышенное поровое давление грунта.
    Что же позволяет рассматривать геосинтетики (ГС) как материалы с "большим будущим"?

    Во-первых, их применение позволяет оптимизировать экономические затраты и обеспечить высокое качество строительных работ по армированию и гидроизоляции конструкций и сооружений, основу которых составляют рыхлые горные породы - грунт, песок, гравийные смеси и т.п.

    В мировой практике строительства геосинтетические материалы менее чем за 30 лет сделали существенные изменения во многих аспектах практики транспортного и гражданского строительства. Если в 70-х годах XX столетия на мировом рынке было всего 5-6 ГС, то в 2000 году их количество составляло порядка 600. Объемы использования составляют 1 триллион кв. м за год на общую сумму около 1,5 млрд у.е. Такие темпы роста и объемы указывают на чрезвычайно широкое применение и эффективность ГС в строительстве благодаря их свойствам и функциям в конструкциях. Во многих случаях использование ГС может существенно повысить запас прочности, долговечность и надежность, улучшить работоспособность и уменьшить стоимость, по сравнению с традиционными проектными решениями.

    Так, по данным специалистов направления геосинтетики, применение ГС в дорожном строительстве, например, геотекстилей для борьбы с "отраженными трещинами" Polyfelt PGM 14 и PGM G (ремонт асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог) снижает напряжения на участках старых трещин до 40% за счет поглощения деформаций между старым и новым покрытием. А общий эффект от применения этих материалов - существенное замедление трещинообразования, увеличение межремонтного срока в три раза, экономия средств на эксплуатацию автодорог, регулярные текущие и объемные ремонты и усиления покрытия. Во-вторых, область эффективного применения геосинтетиков не просто широка. Материалы прекрасно работают там, где использование других решений дает не столь надежный и долговечный результат. Отечественное строительное производство, в отличие от западного, непосредственно в ракурсе широкого применения начало "рассматривать" геосинтетические материалы относительно недавно, и перечень проблем, связанных с применением этого материала, достаточно стандартен. Нет официальной украинской классификации этих материалов, что проистекает из вполне традиционной ситуации - отсутствия нормативов. Да и информированность о свойствах и преимуществах ГС заказчиков пока еще оставляет желать лучшего.

    Заключение

    Применение геосинтетических материалов в дорожном строительстве удешевляет его и делает его намного прочнее. Применение геосинтетиков экономически эффективнее таких традиционных технологий, как строительство бетонных подпорных стен, замена грунтов при строительстве на слабых основаниях. Применение геотекстиля значительно увеличивает несущую способность автомобильной дороги; обеспечивает повышенную степень уплотнения на этапе строительства; снижает разрушение дорог, вызываемое воздействием мороза; предупреждает колееобразование.

    С применением геосинтетических материалов снижается стоимость технического обслуживания и увеличивается срок работоспособности конструктива.

    Геосинтетические материалы используются во всех отраслях строительства. Это материалы будущего. Развитие их должно увеличиваться.

    Их применение улучшает как само строительство, так и его эксплуатацию. Срок службы конструкции с применением геосинтетических материалов увеличивается. Нужно больше использовать геосинтетики.

    Список используемой литературы

    1. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги/Госстрой СССР.-М.: ЦИТП Госстроя СССР,1986.

    2. Учебно-методическое пособие к выполнению рефератов по дисциплинам "Инженерная геология" и "Инженерно-строительная карстология"/ под ред. Мулюкова Э.И. УГНТУ, 2009. 29с.

    Современный мир очень требователен к характеристикам материалов. Каждый пытается выбрать что-то более качественное, инновационное, надежное и натуральное. Именно поэтому производители все чаще вовсе отходят от синтетической продукции, либо предлагают прекрасные заменители природных веществ. Это касается практически всех сфер жизни, начиная от домашнего хозяйства, быта, и заканчивая строительными изделиями. Одним из таких современных материалов, который соединил в себе свойства натуральной продукции и высокой технологии, стал геотекстиль. Его основное назначение - это фильтрация воды и разделение грунтов. Он не заменим при работе с любыми видами почв, отлично удерживает и укрепляет откосы, а также используется при строительстве дамб. В статье пойдет речь о применении геотекстиля.

    Геотекстиль считается оптимальным выбором в случаях, когда необходимо смонтировать какие-либо герметические подземные конструкции и не волноваться о том, что острые камни смогут прорвать защитный слой. Изделие используют при постройке зданий и домов, дорог, свалок или других подземных хранилищ, а также разнообразных иных сооружений.

    Различают несколько видом геотекстиля по способу изготовления. Стоит более подробно разобрать классификацию данного материала и его основные свойства.

    Геотекстильное полотно, виды и характеристики

    Геотекстилем принято называть нетканое полотно из синтетических волокон, внешне очень напоминающим ткань. Выпускается он в больших рулонах, а производится из волокон полипропилена или полиэфира, которые прессуются, образуя единую структуру. Отличается изделие небольшой стоимостью, но, в то же время, отличными эксплуатационными характеристиками и длительным сроком службы.

    Сфера применения материала достаточно обширна, его используют в строительстве и в мебельной промышленности, в садоводстве и в домашнем хозяйстве. Геотекстильное полотно можно разделить по сфере применения.

    • Дренажный геотекстиль - применяется для устройства системы дренажа или для обмотки дренажных труб;

    • Мебельный геотекстиль - используется для внутренней обивки мягкой мебели и при производстве матрасов, а также как защитный слой при транспортировке мебельных гарнитуров;
    • Садовый геотекстиль - в таком качестве применяется для создания парников, так как он отлично защищает от мороза, а также и от прямых солнечных лучей, кроме того, очень часто им застилают землю вокруг культурных растения, чтобы сократить число сорняков;
    • Строительный геотекстиль - такая разновидность используется в строительных целях, для гидроизоляции фундамента или подвальной части дома, на него укладывают тротуарную плитку, а также применяют при строительстве дорог;
    • Упаковочный геотекстиль - применяется в качестве упаковочного материала для техники, обуви, одежды и других веществ и элементов.

    Данная классификация не дает понятия о том, из чего создается геотекстиль. Так, по способу изготовления современные производители предлагают несколько основных типов геотекстильного материала:

    • иглопробивной геотекстиль , который может быть усиленный геосетками или дублированный геоматом;

    • термоскрепленый геотекстиль ;
    • тканый геотекстиль.

    В России большинство строительных компаний, да и обычные потребители предпочитают использовать термоскрепленый геотекстиль, в то время как за рубежом предпочитают чаще всего применять иглопробивной. Это связано с тем, что термоскрепленый материал хоть и имеет высокие разрывные нагрузки, но на самом деле эта характеристика не гарантирует долгой эксплуатации.

    • Все дело в том, что такое полотно не способно качественно отфильтровывать воду из почвы, содержащей глину или мелкий песок. Частички забивают структуру изделия, и вода не проходит внутрь, а размывает верхние слои грунта. Иглопробивной геотекстиль обладает более эластичными порами, сквозь которые свободно проходит жидкость, даже если использовать материал на глинистой почве.
    • Это означает, что применять термоскрепленый геотекстиль можно только в случаях, когда грунт не имеет мелкодисперсных частичек, то есть в качестве дренажной системы, а также для укрепления откосов. В то время как иглопробивной геотекстиль является более универсальным материалом, особенно в случаях усиления георешетками.
    • Также различают геотекстиль, изготовленный из полипропилена, являющейся максимально прочным, надежным и устойчивым к химическому воздействию. И изготовленный из полиэфира, который считается не столь устойчивым к химическим реактивам.

    И еще одним видом, заслуживающим внимания, можно назвать геотекстиль смесовый - производится с добавлением в состав вторсырья (шерсти, хлопчатобумажного волокна, вискозы), имеет невысокую стоимость, но, впрочем, не отличается и большой надежностью. Это один из самых натуральных и экологически чистых геотекстильных материалов, который, к сожалению, в процессе эксплуатации быстро выходит из строя, так как природные волокна сгнивают от соприкосновения с водой.

    Иглопробивной геоматериал

    • Он может состоять как из волокон полипропилена, так и из волокон полиэфира, соединяются они между собой иглопробивным методом. То есть, полотно получается путем протаскивания волокон при помощи зазубренных игл через слои специального материала. Благодаря такой технологии изделие отлично пропускает жидкости, но только вдоль и поперек.
    • В России аналогичным методом производится такой материал, как «Дорнит». В основе его полипропилен. Он устойчив к механическому воздействию и большим нагрузкам, не деформируется при эксплуатации и обладает отличной прочностью. Чаще всего применяется в дорожном строительстве, ландшафтном дизайне и для укрепления откосов.

    Термофиксированный геоматериал (нетканый геотекстиль)

    • Получается путем скрепления волокон при высокой температуре. То есть, получаемое полотно обладает повышенной прочностью, но способно пропускать воду лишь в одном направлении - поперечном. В итоге его не рекомендуется использовать для устройства дренажа или в дорожной сфере, а оптимально применять для защиты от сорняков и для укладки тротуарной плитки.

    • В России геотекстиль производит компания «Технониколь». Материал изготавливается механическим способом, и скрепляется при помощи термической обработки. Компания позиционирует свою продукцию как надежную и прочную и предлагает использовать для укрепления фундамента, при строительстве трубопроводов, дорог, для улучшения водоотвода и в качестве гидроизоляции.

    Тканный геотекстиль

    • Иначе еще называют вязально-прошивной, состоит также из волокон полиэфира или пропилена, которые в данном варианте прошиты нитями. Это наименее стойкий вид изделия, так как существует риск разрыва материала. В результате полотно становится негодным, так как перестает справляться с основными функциями.

    Достоинства и характеристики геотекстиля

    Геотекстильный материал обладает множеством положительных качеств :

    • универсален в применении;
    • стойкий к гниению;
    • обладает высокой прочностью;

    • устойчив к химическим реактивам, как кислотам, так и щелочам;
    • имеет долгий эксплуатационный срок и увеличивает срок службы строительных объектов;
    • подавляет рост сорняков;
    • предотвращает развитие эрозии грунта;
    • обладает фильтрующими свойствами;
    • ускоряет отвод воды;
    • имеет высокую устойчивость к разрывам (способен удлиняться до 45 %)
    • обладает высокой упругостью;
    • армирует строительные конструкции;
    • не разлагается и относится к экологически чистым материалам);
    • имеет низкую стоимость;
    • уменьшает расход материалов при монтаже сооружений;
    • прост в использовании и в укладке.

    При использовании геотекстиля значительно снижается стоимость обслуживания сооружений. Дороги, возведенные на таких основаниях, как торф, глина или на других грунтах с повышенной влажностью могут не пережить и один сезон, если их предварительно не армировать. Щебень, используемый при строительстве, за счет применения геотекстильного полотна, не перемешивается со слабыми основаниями и надежно удерживает автомагистрали от разрушений и деформаций.

    Геотекстильные материалы устойчивы ко многим внешним факторам, в том числе:

    • к проколам (можно не бояться укладывать полотно даже при наличии большого скопления острых камней);
    • к щелочам и кислотам (не подвержен влиянию почв с любым уровнем pH);
    • к ультрафиолетовому излучению (что особенно важно в случаях устройства кровельных систем);
    • к биоорганизмам (грибки, бактерии и прочие);
    • к грунтовым водам.

    Приобретая изделие, следует обращать внимание на такие параметры как:

    • плотность;
    • состав;
    • эксплуатационный срок.

    Так, наиболее востребованным считается материал, изготовленный полностью из полипропилена. Срок эксплуатации геополотен может достигать 100 лет, ни один другой подобный материал не может конкурировать с такой долговечностью.

    Укладка геотекстиля

    Для правильной укладки геотекстильного полотна следует соблюдать определенную последовательность.

    • Так, первым этапом станет подготовка основания. То есть поверхность выравнивается, при необходимости верхний слой грунта снимается на несколько сантиметров, а открывшаяся почва утрамбовывается. Если невозможно добиться ровности имеющегося слоя, то рекомендуется засыпать ровный слой песка и тщательно его утрамбовать.

    • Следующим этапом станет настил геоматериала на ровную и чистую поверхность. Рулоны раскатываются по основанию с нахлестом не менее 25-35 см. Такая мера необходима, чтобы материал качественно справлялся со своей основной задачей. Если не удается добиться идеальной гладкости основания, то нахлест делается от 40 см и более.
    • Далее необходимо качественно соединить полотна. Для этого применяются специальные скобы из пластика или металла, также можно воспользоваться методом холодной сварки. Скобы требуют больше времени, поэтому если требуется быстрый монтаж, то лучше воспользоваться именно сваркой.
    • Для того, что бы качественно соединить материал в единое полотно, края ленты нагреваются специальной горелкой, а, затем, сверху накладывается второй лист геотекстиля и шов придавливается на короткий промежуток. Этого достаточно, чтобы надежно закрепить изделие.
    • Следующим этапом идет накрывка геополотна грунтом той толщины, которая требуется для каждого конкретного случая. Грунт укатывается, но не слишком тяжелым предметом. Далее, производится укладка остальных материалов или возводятся соответствующие конструкции, согласно требуемым технологиям.

    Укладывать геотекстиль несложно, важно правильно подобрать материал под конкретную ситуацию.

    Геотекстиль ассортимент и цены

    Геотекстиль «Геотекс»

    • «Геотекс 150» цена от 214,87 руб.;
    • «Геотекс 200» цена от 19,35 руб.;
    • «Геотекс 250» цена от 223,31 руб.;
    • «Геотекс 300» цена от 227,97 руб.;
    • «Геотекс 350» цена от 32,63 руб.;
    • «Геотекс 400» цена от 37,29 руб.;
    • «Геотекс 500» цена от 46,61 руб.

    Геотекстиль «Канвалан»

    • «Канвалан 150» цена от 22,42 руб.;
    • «Канвалан 200» цена от 29,90 руб.;
    • «Канвалан 250» цена от 37,38 руб.;
    • «Канвалан 300» цена от 44,85 руб.;
    • «Канвалан 350» цена от 52,32 руб.;
    • «Канвалан 400» цена от 59,80 руб.;
    • «Канвалан 450» цена от 67,27 руб.;
    • «Канвалан 500» цена от 74,75 руб.

    Геотекстиль «Авантекс»

    • «Avtex 100» цена от 12,50 руб.;
    • «Avtex 150» цена от 14,70 руб.;
    • «Avtex 200» цена от 20,25 руб.;
    • «Avtex 250» цена от 23,30 руб.;
    • «Avtex 300» цена от 27,95 руб.;
    • «Авантекс 110» цена от 10,80 руб.;
    • «Авантекс 120» цена от 11,80 руб.;
    • «Авантекс 130» цена от 12,75 руб.;
    • «Авантекс 140» цена от 13,75 руб.;
    • «Авантекс 160» цена от 14,90 руб.;
    • «Авантекс 180» цена от 16,80 руб.;
    • «Авантекс 200» цена от 18,65 руб.;
    • «Авантекс 220» цена от 20,50 руб.;
    • «Авантекс 330» цена от 30,75 руб.;
    • «Авантекс 350» цена от 32,60 руб.;
    • «Авантекс 400» цена от 37,25 руб.;
    • «Авантекс 500» цена от 46,55 руб.;
    • «Авантекс 600» цена от 55,90 руб.;
    • «ЭкоТекс 200» цена от 18,12 руб.;
    • «ЭкоТекс 250» цена от 22,23 руб.;
    • «ЭкоТекс 300» цена от 26,33 руб.;
    • «ЭкоТекс 350» цена от 31,08 руб.;
    • «ЭкоТекс 400» цена от 34,92 руб.;
    • «ЭкоТекс 450» цена от 39,51 руб.;
    • «ЭкоТекс 500» цена от 43,60 руб.

    Геотекстиль «Геоспан»

    • «Геоспан ТН 100» цена от 2 207,75 руб.

    Геотекстиль «Technohaut»

    • «Технохаут Geo 60» цена от 700,00 руб.;
    • «Технохаут Geo 100» цена от 1 148,00 руб.;
    • «Технохаут Geo 130» цена от 1 484,00 руб.;

    Геотекстиль Дорнит

    • «Дорнит 200» 3х100 м цена от 19,30 руб.;
    • «Дорнит 250» цена от 21,00 руб.;
    • «Дорнит 300» 3х50 м цена от 28,05 руб.;
    • «Дорнит 300» 6х50 м цена от 28,40 руб.;
    • «Дорнит 350» цена от 33,60 руб.;
    • «Дорнит 400» 6х50 м цена от 37,45 руб.;
    • «Дорнит 400» 3х50 м цена от 37,70 руб.;
    • «Дорнит 500» 6х50 м цена от 46,50 руб.;
    • «Дорнит 550» 3х50 м цена от 49,50 руб.

    Перед тем как купить геотекстиль, следует помнить, что он бывает разный. Тканый (получают переплетением нитей под прямым углом), нетканый (получают из полиэфира или пропилена методом иглопробивания и термического скрепления нитей) и даже вязанный (так называемый геотрикотаж, изготавливаемый петлевым переплетением). Полотно обладает высокой прочностью и долговечностью.

    Используется материал во многих сферах, особенно там, где требуется разделение грунтов, армирование, фильтрация или в качестве дренажа. Применяется он в медицине, в дорожном строительстве, в сельском хозяйстве, при возведении домов, при производстве мебели и для упаковки различных веществ.

    • К основным свойствам можно отнести то, что изделие не гниет, не изменяет своих качеств, даже находясь в агрессивных условиях, стойко к химическим реагентам. Материал отлично пропускает воду, но не заиливается и не забивается частичками грунтов. Сохраняет надежность даже при минусовых температурах (до -60 градусах) и при высоких (до +100 градусах). Укладывается геотекстиль довольно просто, а закреплять между собой полосы можно как при помощи специальных скоб, так и методом холодной сварки.

    • Российские производители предлагают свой вариант материала, который носит название «Дорнит». Выпускается он в рулонах, ширина которых 150 см и до 5,3 м, а длиной от 50 м и до 150 м. Плотность изделия бывает различной и варьируется в пределах от 90 и до 800 г/м2. Использовать полотна можно во многих объектах, при устройстве насыпей, в ландшафтном дизайне, для дренажных систем, в строительстве домов и дорог. По стоимости именно российский материал является наиболее выгодным для потребителей.

    Дорожные покрытия постоянно попадают под воздействие большого давления. Ежегодно прокладывается и ремонтируется огромное количество автомобильных дорог. Для повышения их качества стали применять дорожную геосетку. Изучив все про геосетку для дорожного строительства, можно сделать вывод, что данный материал очень прочный и обеспечивает надежную поверхность асфальтированной дороге.

    Область применения геосетки

    Основная отрасль, где широко используется дорожная геосетка - это укладка автомобильных дорог, а также их ремонт. В зависимости от технологии, ее укладка может проводиться между всеми слоями дорожного покрытия.

    Главное ее назначение:

    1. Армирование участков во время ремонта. Геосетку кладут на поврежденный участок дороги, и сверху укладывают новое дорожное покрытие. Ее структурные свойства не позволяют соприкасаться старым трещинам с новым покрытием.
    2. При наличии вмятин и колеи равномерно распределяет нагрузку по всей площади, что снижает вероятность образования новых вмятин.
    3. Геосетка используется для предотвращения образования трещин.
    4. Помогает усилить швы между бетонными плитами.
    5. Используемые современные технологии зачастую требуют предварительного армирования грунта. Для этого применяется геосетка.
    6. Используется при строительстве гравийных лесовозных дорожных участков, а также для технологических проездов и временных дорог.

    Нередко дорожная геосетка используется в аэродромном, ландшафтном, гражданском и садово-парковом строительстве.

    Общие сведения о геосетке

    Что представляет собой геосетка? Это синтетический рулонный материал, имеющий плоскую сетчатую структуру и сквозные ячейки подвижной формы, которые образуются двумя перекрывающими рядами волокон. Могут соединяться в узлах прошивочной нитью, склеиванием, а также с помощью переплетения или сплавления.

    ГС - технологическая маркировка геосетки. Часто используется во время ремонтных работ. Классифицируется по разным признакам и производится из большого ряда материалов.

    Справка. Геосетка изготавливается из прочного материала, который не образует коррозии и хорошо противостоит внешним факторам.

    Отличие геосетки от георешетки и геосот (геоячеек)

    Чтобы понять основное отличие, необходимо знать не только все про геосетку для дорожного строительства, но и, что собой представляют георешетка и геосоты.

    Георешетка - это специальный материал, который в отличие от геосетки обладает сквозными ячейками, имеющими правильную неподвижную форму. Элементы и узлы соединения получают с помощью вытягивания и перфорации, прессования и с помощью литья под давлением, что отличается от способов соединения в геосетке.

    Георешетка не подвергается битумной или полимерной пропитке. Отличается и область применения. Георешетка в основном применяется для улучшения основания дорожных одежд, сделанных из зернистых материалов, и почти не используется для асфальтирования дорог.

    Геосоты представляют собой геоматериал, который имеет объемную конструкцию с высокими ячейками. Получается при помощи соединения полимерных лент между собой. Их основное назначение - укрепление насыпей, откосов, в том числе нижних слоев основания дороги. Основное их отличие от геосетки заключается в том, что они не применяются для армирования покрытия асфальтобетоном. Также отличается и сырье, из которого изготавливается данная конструкция.

    Классификация геосеток

    Классификация определяется по нескольким признакам.

    По назначению:

    1. Для грунта.
    2. Для асфальта.

    По типу ориентации ячеек:

    1. Одноосная. Геосетка обладает достаточно хорошими показателями прочности, в том числе механическими свойствами, но только в одном направлении - продольном.
    2. Двуосная. Имеет похожие механические свойства в обоих направлениях (продольном и поперечном).

    По типу материала:

    1. Полимерная.
    2. Полиамидная.
    3. Полиэстерная.
    4. Полипропиленовая.
    5. Полиэтиленовая.
    6. Базальтовая.
    7. Стекловолоконная.
    8. Поливинлалкогольная.
    9. Органическая.
    10. Из джутовой нити или кокосового волокна.
    11. Композитная.

    Справка. Композитные геосетки в дополнение могут выполнять функцию дренажа и фильтрации.

    По способу изготовления:

    1. Плетеная.
    2. Сплавленная.
    3. Клееная.
    4. Вязаная.
    5. Нитепрошивная.

    По типу пропитки:

    1. Полимерная.
    2. Битумная.

    Основные эксплуатационные характеристики геосетки

    К ним относятся:

    1. Материал изготовления.
    2. Размер ячеек, определяемый в мм.
    3. Тип пропитки.
    4. Предельная поперечная, а также продольная прочность, кН/м.
    5. Поверхностная плотность.

    Применение геосетки при устройстве дорожных оснований и асфальтирования

    Дорожная геосетка в зависимости от своего типа может использоваться во время строительства дорог разных технических категорий, покрытия дороги, а также небольших участков и территорий асфальтом. Основное их назначение - усиление дорожных оснований, в том числе армирование асфальтовых покрытий.

    К главным ее функциям относятся:

    1. Улучшение стабильности дорожного основания. Происходит это из-за разделения инертных слоев, в результате чего предотвращается неравномерная усадка в дорожной одежде.
    2. Повышение прочности дорожного покрытия и увеличение срока службы.

    При устройстве дорожных оснований геосетка используется для:

    1. Улучшения земляного полотна. Особо актуально ее использование на слабых грунтовых основаниях, где насыпь не достигает твердого основания.
    2. Укрепления несущего основания, состоящего из зернистых материалов. Из геосетки создается прослойка между щебеночным и песчаным слоем. Она разделяет инертные слои и превращает дорожное основание в более упругую конструкцию.

    Основные задачи, которые выполняются геосеткой в случае армирования дорожного покрытия:

    1. Перераспределение транспортной нагрузки, в результате чего повышается несущая способность асфальтового покрытия.
    2. Не допускает появление трещин, а также иных деформаций.

    Допускается укладка геосетки разными схемами:

    1. Частичное армирование. Укладывается только над продольными и поперечными трещинами и швами.
    2. Сплошное армирование. Геосетка распределяется по всей площади участка.
    3. Комбинированное армирование. Сочетает в себе частичную и сплошную схему укладки.

    Виды георешеток для дорожного строительства

    Различают несколько разновидностей георешеток:

    1. Объемные. Хорошо подходят для укрепления слабых грунтов. Все элементы соединены шахматным способом, что образует крепкий каркас в двух плоскостях. Их прочность может доходить до 70% от исходной прочности синтетических лент.
    2. Плоские. Представлены в виде ячеистого материала, скрученного в рулон. Ими укрепляются дороги, подъездные пути, садовые дорожки, в том числе откосы и насыпи.

    Справка. Георешетка объемного типа считается долговечной. Срок ее эксплуатации достигает 50 и более лет. Способна противостоять большим нагрузкам и температурным колебаниям.

    Геосетка для дорожного строительства - правила и технология укладки

    Использование геосетки требует соблюдения определенных условий хранения, транспортировки, а также ее применения. Нарушение данных правил во время монтажных работ может привести к образованию большого количества дефектов дорожного полотна, вплоть до разрушения дороги.

    Одним из важных условий считается надлежащее хранение. Храниться она должна на специализированном складе и с определенной в помещении температурой. Сетка должна содержаться в специальной защитной пленке, а укладка происходить на ровную и чистую поверхность. Чтобы материал не деформировался, геосетка укладывается в высоту максимум в 2 или 3 рулона.

    Сам процесс укладки налагает определенные требования. В случае их отклонения эффективность армирования может снизиться:

    • Размер ячеек выбирается из расчета в 2-2,5 раза больше размера щебня.
    • Разрывная нагрузка должна составлять не менее 40 кН/м.
    • Асфальтобетонная смесь должна соответствовать ГОСТу (9128-97).

    Подготовка основания для монтажа геосетки

    Укладка геосетки требует тщательной подготовки грунтового основания, чтобы не допустить в дальнейшем деформации материала. Прежде всего оно должно быть ровным, чистым и сухим. На нем должны отсутствовать ямы, выбоины, острые предметы, а также бугры и корни растений.

    Любые неровности или трещины более 1 см убираются, срезаются и заполняются битумом. Если трещина небольшого размера (менее 3 мм), то она не обрабатывается.

    Слои асфальта, между которыми укладывается геосетка, предварительно обрабатываются битумной эмульсией, что позволяет обеспечить хорошее сцепление слоев.

    Если грунт переувлажнен, то проводится осушка основания, и укладывается дренаж.

    Преимущества и недостатки применения геосетки

    Основные преимущества:

    1. Доступная цена.
    2. Широкая область применения.
    3. Удобная транспортировка.
    4. Обладает высокой прочностью.
    5. Хорошие эксплуатационные характеристики.
    6. Снижает потерю отсыпаемого грунта.
    7. Уменьшает толщину дорожного покрытия (до 20%).
    8. Увеличивает максимально возможную транспортную нагрузку.
    9. Легкий и качественный монтаж в любые погодные условия.
    10. Сокращает сроки строительных работ.
    11. Отсутствуют усадочные процессы.
    12. Увеличение времени эксплуатации дорожного покрытия более, чем на 6 лет.

    Если геосетка изготовлена из некачественного материала или хранилась ненадлежащим образом, то она склонна к воздействию разных внешних факторов, а также деформации, что значительно может сократить срок службы дорожного основания и покрытия.

    Геосинтетические материалы для дорожного строительства – это инновационный строительный материал на основе полимеров (полиэтилен, полиамид, полипропилен, пр), который широко применяется последние 10 лет в России. Его использование обеспечивает высокий уровень конструктивных решений и экологических требований, а также увеличивает срок эксплуатации дорожного полотна.

    Функции геосинтетических материалов

    Основные функции, которые выполняют геосинтетические материалы для дорожного строительства:

    • Армирование (геосетки, георешетки). Материал перераспределяет весовые нагрузки, тем самым усиливая дорожное полотно.
    • Фильтрация (геокомпозиты, геотекстиль). Композиты и текстиль позволяют просачиваться воде без перемещения в основание дорожного полотна.
    • Дренаж (геокомпозиты, георешетки). Укладывается для вывода воды.
    • Усиление прочности слоев асфальтобетона (геосетки, георешетки). Перераспределение растягивающих нагрузок, механических воздействий.
    • Предотвращение и контроль эрозии грунта (геоматы, геоячейки). Материал замедляет размывание, пучнение и прочие деформации грунта вследствие климатических воздействий.
    • Упрочнение слабого грунта (геокомпозиты, геотекстиль). Усиление несущих способностей грунтового основания.
    • Разделение слоев полотна (геокомпозиты, геотекстиль). Предотвращение слеживания слоев дорожного пирога.
    • Гидроизоляция (геомембраны, геокомпозиции). Уменьшает приток жидких сред к земляному полотну.
    • Защита от механических повреждений (геосетки, геоматы, геотекстиль).

    В зависимости от назначения материала и индивидуальных особенностей грунта геосинтетика может выполнять одну или несколько функций.

    Свойства геосинтетических материалов для дорожного строительства

    Геосинтетики обладают рядом уникальных свойств:

    • Устойчивость к химическим веществам, агрессивным средам.
    • Долговечность (срок использования достигает до 100 лет).
    • Устойчивость к высоким и низким температурам, перепадам сред.
    • Низкая материалоемкость.

    Справка. Благодаря сочетанию универсальности, долговечности и устойчивости, современные проекты с применением геосинтетических материалов для дорожного строительства позволяют сократить срок ремонтов в 2-3 раза, снизить расход строительных материалов. Кроме решения целого ряда технических проблем, геоматериалы приводят к ощутимому экономическому эффекту!

    Классификация и виды геосинтетических материалов

    При выборе геоматериала большое значение имеет его тип, который выбирается исходя из поставленных строительных задач.

    В зависимости от функции материалы могут быть нескольких видов проницаемости: газонепроницаемые, дренирующие, фильтрующие, изоляционные.

    По структуре геосинтетические материалы подразделяются на следующие виды:

    • геотекстиль;
    • георешетки;
    • геосетки;
    • геокомпозиты;
    • геоматы;
    • геокамеры;
    • геомембраны.

    Георешетки, геосетки

    Это рулонный или модульный сетчатый материал, выполняемый из синтетических или полимерных нитей. Он изготавливается на основе полиамида, полиэтилена, полиэфира, полипропилена, стекловолокна, пр.

    Георешетки по толщине и размеру ячейки больше геосеток. Они активно используются для предотвращения эрозий подпорных стенок, укрепления оврагов, склонов дорог, в обустройстве автомобильных, железных дорог на слабых грунтах. Также материал обладает хорошими армирующими свойствами. Он используется в основаниях дорожного полотна, несущих площадок, а также для укрепления устоев мостов. В качестве заполнителя ячеек применяется бетон минимальной марки М200, щебень, песок, грунт. Максимальный эффект достигается благодаря сцеплению ячеек с заполнителем. Температура монтажа составляет от -40 до +60 градусов. Диагональ ячейки может быть 0,2м, 0,3м, 0,4м. Размеры колеблются от 2 до 3м (ширина), от 5,5 до 12 м (высота). Толщина модуля от 0,05 до 0,2м. Толщина ленты мин 1,5 мм. Нагрузка сварного шва на разрыв – от 50% прочности ленты.

    Геосетка прочный и в тоже время легкий гибкий материал. Он выпускается в рулонах. Основное предназначение сетки: исключение взаимопроникновения слоев, армирование, выравнивание и укрепление. Геоматериал укладывается в грунте или асфальтобетонных покрытиях, включая верхние асфальтовые слои. Размер ячеи от 2,5 до 40 мм. Срок эксплуатации свыше 50 лет.

    По способу формирования плетения сетки различают двуостную и одноостноую сетку. Одноостная геосинтетика предполагает уравновешивание высокой долговременной нагрузки в одном направлении. Она имеет плоский вид с длинными узкими секциями. Двуостная геосетка распределяет нагрузки в поперечном и продольном направлении. Имеет ячейки квадратной формы с жесткими соединениями узлов.

    Геотекстиль

    Геотекстиль - это рулонный (иногда листовой) материал, который производится из полипропилена или полиэфера. Высокая гибкость, прочностные характеристики, водонепроницаемость позволяют использовать его во множестве строительных работ.

    В дорожном строительстве материал служит для фильтрации влаги, не смешивания грунта со щебнем, что не дает деформироваться покрытию дороги. Его использование уменьшает появление трещин в 3 раза. Важным критерием в выборе геотекстиля является плотность.

    В дорожном строительстве применяется геотекстиль плотностью:

    • 200-300 г/м2. Используется в строительстве парковок легкового транспорта, дорог для малогабаритного транспорта или небольшим трафиком.
    • 300-400 г/м2. Для дорог, с высокой нагрузкой (грузовой транспорт, высокая интенсивность движения).
    • 450-500 г/м2. Материал используется для временных дорог в качестве разделителя между слоями щебня.

    По текстуре и способу плетения нитей материала различают:

    • Нетканый геотекстиль. Расположение волокон без системного переплетения. Ткань пропитывается специальными составами. Материал хорошо растягивается, но имеет низкую прочность. Снижает нагрузки на дорожное основание.
    • Тканный геотекстиль. В тканном материале волокна переплетены как в ткани перпендикулярно друг другу. При этом используется две или несколько полос нитей. Тканый более надежный и используется в слоях дорожных одежд. Он существенно снижает нагрузки на дорожное полотно.
    • Вязаный. Состоит из соединенных специальной схемой волокон. Используется для распределения сред, дренажа.

    Геокомпозиты

    Геокомпозит - это двух- трех- и многослойные структуры композиций геоматериалов, объединяющие между собой все характеристики и свойства используемых слоев. Основной задачей материала является дренаж и фильтрация. Материал используется при обустройстве вертикальных прикромочных дренажей автомобильных дорог, дренажей подпорных стен.

    На строительном рынке встречаются следующие сочетания:

    • Геотекстиль-георешетка. Например, сочетание нетканого фильтра и сетки с ячейками ромбовидной формы, изготавливаемой из композиций полиэтилена низкого и высокого давления;
    • Геомембрана-геотекстиль. В таком случае геотекстиль работает фильтром, а геомембрана гидроизолирующим слоем и обеспечивает зазор дл вытекания воды.

    Основными техническими параметрами материала являются толщина слоя, плотность.

    Геомембраны

    Мембраны - это сплошное влагостойкое синтетическое полотно для изоляции слоев. Мембраны для дорожного строительства отличаются полиэтиленовым составом высокой прочности при толщине слоя от 1 до 4 мм. Главное отличие мембран от прочих геосинтетиков - это ее прочность на растяжение, которая достигает свыше 600%. Материал производится в рулонах или листах множества габаритов, что позволяет устраивать настил с минимальными стыками.

    Совет! Для дорожного строительства применима профилированная геомембрана. При высоком уровне насыпи полотна мембрану лучше укладывать на глубине от 0,5 до 1м от бровки.

    Сфера применения в дорожном строительстве – илистые грунты, почвы с подземными реками, влажные климатические зоны. Слой мембраны исключает морозное пучнение, разрыв слоев асфальта. Места укладки могут быть тоннели, мосты, опоры мостов, особовлажные участки дорог.

    Справка. Для наилучшего эффекта производители рекомендуют использовать геомембраны в паре с геосеткой, решеткой или геокомпозитом.

    Геоматы

    Геомат – это легкий материал трехмерной волокнистой структуры с ячеистой структурой, обеспечивающий фиксацию корневой системы растений и деревьев. В отличие от сетки его ячейки очень малы и расположены в хаотичном порядке. Его форма позволяет переплетаться корням растений и деревьев с собственными волокнами. Используется для предупреждения и снижения эрозии почв.

    Материал производится в матах, укладывается внахлест в основаниях подпорных стен, склонах и откосах.

    Геокамеры

    Геокамеры применимы в сфере инновационного строительства, для возведения гидротехнических сооружений. Они используются как форма для заполнения сыпучими и материалами средней фракции. Отличаются высотой и размерами ячеек. Материал хорошо пропускает влагу, воду, повышает устойчивость сооружения к деформации, не подвержен разрушению под воздействием жары, мороза, ультрафиолетовых лучей.

    Применение геосинтетических материалов в дорожном строительстве России активно растет. Значительное увеличение номенклатуры и ассортимента обеспечивает высокий уровень решений всевозможных конструктивных задач, что дает толчок к повышению качества полотна и снижению использования природных ресурсов.