Конец века — подходящий повод оглянуться и подвести некоторые итоги столетия. Многие народы вспоминают прославивших родину героев, первооткрывателей. Настоящая работа — попытка подытожить славные достижения русских изобретателей и обобщить российские приоритеты XX века.

Очень многих учёных и изобретателей можно назвать первооткрывателями в своих областях. Но открытие открытию рознь. Есть среди них такие, которыми вправе гордиться страна, поскольку они обогатили человечество чем-то доселе невиданным, фундаментальным, получившим мировое признание.

У каждого открытия века своя судьба. Судьбу русских идей, нередко опережающих время, зачастую губит их запоздалая востребованность. Вот почему, наверное, можно говорить о том, что некоторые российские приоритеты XX века ещё не до конца осознаны и войдут в разряд выдающихся, может быть, ещё нескоро. И лишь конец XX столетия, когда русским людям стало не до открытий, так, видимо, и не будет отмечен у нас чем-то особенно выдающимся, если не считать приоритета россиян в невиданных бедах и потрясениях в мирное время…

Итак, в этой статье мы поговорим о русских изобретениях и их изобретателях , внёсших вклад в развитие мировых технологий и науки.

  1. Часть 1: Попов, Циолковский, Жуковский, Цвет, Юрьев, Розинг, Котельников, Сикорский, Нестеров, Зелинский

Попов Александр Степанович

Так как конец 19 века — это начало эпохи электричества и магнетизма, то Попов решает начать изучение этих явлений. В 1882 году он успешно защищает свою диссертацию на звание кандидата физико-математических наук. В своей работе он исследует принципы постоянного тока, а также его магнитный и электрические свойства. С 1883 года решает работать преподавателем Минной школы, расположенной в Кронштадте.

Попову не понравился электро-магнитный приёмник, изобретённый Генрихом Герцем, поэтому он решает начать исследования из области радиосвязи. Попов захотел создать некий аппарат, который бы мог принимать слабые электро-магнитные волны. Он добивается успеха и 7-го мая 1895 года представляет свой аппарат, который отвечал звонком на обычные электрические волны, а также способен был принимать на открытом пространстве сигналы на расстояние до 55 метров (около 30 сажен). В 1895 году Санкт-Петербург узнал об экспериментах Попова из газеты.

Схема релейного приёмника Попова

В 1896 году в марте Попов вместе с Петром Николаевичем Рыбкиным (помощник и сотрудник Попова) сумели передать радиосигнал с телеграммой со словами «Генрих Герц» на расстояние 250 метров. Это было первая радиоволновая телеграмма. Только спустя несколько месяцев из Италии пришла весть, что некий Гультельмо Маркони является «изобретателем беспроволочного телеграфа». Началось разбирательство в вопросе того, кто же первый преуспел в создании технологии радиопередачи. Была создана специальная комиссия, которая изучила данную проблему и позже на Международном электротехническом конгрессе в Париже в 1900 году было объявлено, что Попов имеет приоритет в изобретении радио.

Циолковский Константин Эдуардович

Не зная, что основы теории газов уже разработали, Циолковский самостоятельно разрабатывает эту теорию. Его научную работу замечает сам великий Менделеев. Другая исследовательская работа Циолковского посвящена «Механике животного организма», которая получила одобрительный отзыв от русского физиолога Сеченова. Вскоре за свои труды он принимается в члены Русского физико-химического общества.

С 1885 года Циолковский заинтересовался вопросами воздухоплавания. Он разрабатывает металлический дирижабль, которым можно было бы управлять. В 1894 году он опубликовал концепцию, описание и расчёты для аэроплана, который по своим аэродинамических свойствам и внешнему виду предвосхитил появление самолётов, которые были изобретены спустя 15-18 лет. В 1897 году под руководством Циолковского построена первая в России аэродинамическая труба для тестирования моделей самолётов.

В поздние годы своей исследовательской работы он пришёл к выводу, что на место винтомоторной авиации должна прийти авиация с реактивными двигателями.

Схема ракеты, предложенная циолковским в 1903 году

Основным достижением Циолковского считаются его научные изыскания в области реактивного движения и создания стройной теории о ракетодинамике. Именно за эти достижения его по праву зовут «отцом космонавтики». Циолковский в своих научных статья обосновывает тезис о том, что для полёта в космос пригодными будут только ракеты.

В 1903 году выходит его статья об исследовании космоса при помощи реактивных приборов, в которой он описал основные принципы ракетостроения, а также устройства реактивных двигателей.

Жуковский Николай Егорович

В 1871 стал магистром и начал преподавателем математики и механики в Московском техническом училище. Так как достижения в области науки у Жуковского были высокими, то в 1886 году он становится экстраординарным профессором в университете Москвы, то есть имел звание, но не имел должности.

Издал множество статей, посвящённых теории и практике аэродинамики. Разработал и применил множество математических методов для исследования потоков воздуха.

В 1893-1898 году заинтересовался проблемами Московского водопровода. Провёл анализ, изучил причины происшествий и сделал доклад о феномене гидравлического удара. Он не просто определил причину, но и сумел создать математический аппарат, выведя формулы, связывающие основные параметры движения воды в водопроводе.

В 1902 году руководит созданием одной из первых аэродинамических труб, которая была необходима для изучения скоростей и давлений вихревого поля, которое окружает модель воздушного судна или пропеллера.

В 1904 году под руководством Жуковского основан первый в Европе институт аэродинамики.

В этом же 1904 году Жуковский открывает закон, который определяет развитие авиации навсегда. Его закон о подъёмной силе крыла самолёта задал основные принципы строения профиля крыла и винтовых лопастей самолётов.

Профиль крыла. Принципы полёта

В 1908 году создал кружок для любителей воздухоплавания, из которого в итоге вышли видные учёные, инженеры и конструкторы (например, Б.С. Стечник или А.Н. Туполев).

В 1909 году под руководством Жуковского создаётся аэродинамическая лаборатория в Москве.

Активно помогал в основании Центрального аэрогидродинамического института, впоследствии известного как ЦАГИ, а также Московского авиатехникума, который позже был переименован в Военно-воздушную академию имени Жуковского.

Интересный факт. Впоследствии профессор Жуковский стал известен как «отец русской авиации». При этом Жуковский был чрезвычайно рассеянным человеком. Он был большого роста, выглядел крайне массивно, при этом имел очень писклявый голос, а к концу чтения лекции становился весь «седым», потому что незаметно для себя пачкал всю бороду мелом. Также Николай Егорович был очень застенчивым человеком, а на лекциях часто путался и читал не то, что надо было. Он получил очень высокую оценку от Ленина, который его высоко ценил за вклад в развитие русской авиации.

Цвет Михаил Семёнович

Изучал анатомию растений, написав ряд работ по этой теме. Преподавал в Санкт-Петербургской биологической лаборатории. Его исследования касались методов исследования хлорофилла, а также строения хлорофилла.

Основным достижением Цвета является разработка в 1903 году метода хроматографии, благодаря которому можно разделять и анализировать различные смеси веществ, изучая их физико-химические свойства. Данный метод используют тогда, когда другие методы становятся бессильными. Идея метода заключается в том, что раствор смеси вещества проходит через стеклянную трубку, которая заполнена веществом, различно впитывающим (адсорбирующим) составляющие смеси. В результате химических реакция вдоль адсорбента, который помещён в трубку, различно окрашенные части смеси вещества располагаются слоями. Когда хроматограмма вытолкнута, то каждый её цветовой сегмент можно исследовать отдельно от других.

Основная идея метода хроматографии

Долгое время метод Цвета был никому не нужен. Методу Цвета не доверяли, называя его слишком примитивными и якобы не позволяющим получить надёжные результаты. И только спустя почти 30 лет метод нашёл своё применение и стал распространяться. Позже этот метод признали уникальным и исключительным. Из одного метода родилось целое направление в химии, называемое химия каротиноидов. При помощи метода хроматографии цвета был выделен витамин Е. Сейчас данным методом пользуются для контроля качества продуктов и товаров. Развитие метода с использованием ультрафиолетовых лучей позволило изучать и анализировать даже бесцветные вещества. Теперь «примитивность» метода, за которую упрекали Цвета, стала его главным преимуществом и достоинством.

Юрьев Борис Николаевич

С 1907 года является активным участником кружка любителей воздухоплавателей Жуковского. В кружке занимаются руководящие роли.

В 1911 году впервые публикуется в журнале «Автомобиль и воздухоплавание». В опубликованной статье он описывает сколько полезной нагрузки можно взять на судно аэроплана или вертолёта. Интересно, что там же Юрьев использовал неологизм «аэробус», который впоследствии стал обозначать широкофюзеляжный пассажирский самолёт.

В этом же 1911 году Юрьев оставил заявку в патентное бюро на модель своего геликоптера, где был описан, ставший впоследствии классическим, принцип одновинтового вертолёта и рулевым винтом.

В 1912 году Юрьев демонстрирует свою модель геликоптера на Международной авиационной выставке и автомобилизма в Москве. Уникальная по своему принципу схема 23-летнего студента-конструктора произвела небольшой фурор, за что Юрьев даже получил малую золотую медаль выставки, даже несмотря на то, что его модель не летала. В дальнейшем именно модель одновинтового вертолёта станет самой распространённой в авиации во всём мире.

Одновинтовая модель геликоптера Юрьева

Ещё одно важное изобретение, которое сделал Юрьев, это автомат перекоса, который позволял лётчику изменять направление тяги несущего винта, а, следовательно, вертолёты теперь не только могли просто подниматься вверх по вертикали, но и изменять направление своего полёта.

Принцип функционирования автомата перекоса Юрьева

Во время Первой мировой войны Юрьев Борис Николаевич отслужил в эскадре тяжёлых самолётов «Илья муромец». Позже он попадает в немецкий плен, а в 1918 году возвращается в Россию. Здесь он начинает разработку проекта «четырёх моторного тяжёлого самолёта».

В 1919 году работает в ЦАГИ, где успешно разрабатывает математическую модель работы винтов, которая учитывала различные параметры, влияющие на работу винта, такие как трение и струи воздуха. Создал относительную вихревую теорию, издавал учебники про воздушные винты и по аэродинамике.

В 1926 году ЦАГИ организовала инженеров-конструкторов, которые начали разработку вертолёта по схеме, предложенной Юрьевым. В результате был построен вертолёт «ЦАГИ 1-ЭА», где ЭА означало «экспериментальный аппарат». В августе 1932 года А.М. Черепухин становится первым советский вертолётчиком на первом гегикоптере Советского Союза ЦАГИ 1-ЭМ, поднявшись на высоту 605 метров, что в итоге стало мировым рекордом высоты..

Черёмухин на ЦАГИ 1-ЭАВ 1940 году Юрьев становится Заслуженным деятелем науки РСФСР.

В течение всей своей жизни Юрьев подал более 40 заявок на изобретения. Он сумел получить 11 патентов. Все его изобретения связаны либо с двигателями. либо с вертолётами (например, реактивный винт или новая схема вертолёта).

Розинг Борис Львович

Начинает изучать проблему передачи изображения на расстоянии. Розингу крайне не нравятся недостатки механического телевидения, поэтому он начинает разрабатывать методы записи и последующего воспроизведения изображения, используя не механическую развёртку, а электронную в передающем устройства, а также конструирует электронно-лучевую трубку для приёмного оборудования. В 1907 году его достижение фиксируется, как факт и первенство закрепляется за Россией. В 1910 году получает патент на своё изобретение, которое позже подтверждают другие страны.

По сути Розингу удалось описать концепцию и фундаментальные принципы телевидения соверменности. В 1911 году он продемонстрировал впервые телевизионную передачу и приём изображения. В качестве изображения была решётка из четырёх полос. Это была первая в мире телепередача . Никто из предыдущих конструкторов и учёных до Розинга так и не сумел явить миру хотя бы какую-нибудь телевизионную систему, способную передавать хотя бы простые изображения.

Изображение, переданное Розингом Б.Л. (реконструкция)

Вместе с рядом других известных деятелей науки стоит у основания Кубанского государственного технологического университета в 1918 году.

В 1920 году Борис Львович организует екатеринодарское физико-математическое сообщество, где избирается его председателем.

В 1922 году предлагает более простую формулу, основанную на векторальном анализе, для планиметра Амслера. Также готовит доклады на тему электромагнетический полей и световых эффектов. Выпускает ряд книг, посвящённых передачи изображений на расстоянии.

Котельников Глеб Евгеньевич

Окончив Киевское военное училищ, Котельников прослужил 3 года. В 1910 году возвращается в Санкт-Петербург. Он крайне сильно впечатлился гибелью лётчика Льва Макаровича Мациевича, после чего решает заняться разработкой средством спасения — парашюта.

Изобретение парашюта имеет далёкие истоки. Первый парашют был предложен ещё . Позже свой вклад в изобретение парашюта вложили Фауст Веранчио, живший в 17-м веке, а также Луи-Себастьян Ленорман, модернизировавший разработку Веранчио в 18-м веке. Дальше был изобретён воздушный шар и началась эпоха воздухоплавания. В 1797 году был совершён первый прыжок с аэростата Жаком Гарнереном с использованием парашюта.

В 20-м веке началась эпоха аэропланов, а лётчики гибли постоянно, так как эти летательные аппараты были опасны и ненадёжны. Изобретатели того времени бились над тем, как же спасти пилота, если произошла авария. Только 1911 году ознаменовал себя гибелью 80 человек.

Первый прыжок с парашютом на движущемся аэроплане был произведён Альбертом Берри в 1912 году, хотя есть точка зрения, что в 1911 году ещё на самолёте братьев Райт Грант Мортон просто выкинул купол парашюта, а тот, раскрывшись, вытащил лётчика из кабины аэроплана.

Но надёжный парашют так и не был создан. От изобретателей со всего света летели только заявки а патенты, но ничего более, так как нет каких-либо свидетельств рабочих версий парашютов и их систематических испытаний.

Глеб Котельников решился подать заявку на патент в 1911 году, но ему было отказано. Сейчас сложно сказать, что послужило причиной отказа. Есть точка зрения, что это произошло из-за того, что в патентном бюро уже была заявка на подобную систему спасения пилота по типу ранцевого парашюта, которую подал И. Сонтага.

Впервые парашют Котельникова был испытан в 1912 году летом. Для испытаний был выбран манекен, который весил 76 килограммов. Манекен сбросили с аэростата, который был поднят на высоту 250 метров. Парашют сработал отлично и раскрылся менее, чем через секунду.

В парашюте Котельникова реализовалось множество фундаментальных принципов парашютостроения. Во-первых, купол парашюта был выполнен из плотного шёлка, который образовывал круг из 24 клиньев. Во-вторых, впервые парашютист мог маневрировать во время падения, благодаря изменённой системе строп, которая была разделена на два пучка (раньше парашютисты во время падения начинали вращаться вокруг оси, ведь все стропы парашюта крепились к спине). В-третьих, Котельниковым была создана грамотная система креплений, которая обхватывала парашютиста полностью. Крепления были на груди, на плечах и на ногах. В-четвёртых, чтобы парашют быстро раскрывался, внутрь кромки купола вставлялась тонкая проволока, которая в дальнейшем была заменена стальным тросиком. Все эти принципы парашютостроения сохраняются до сих пор.

Позже парашют Котельникова успешно испытывался людьми и произвёл фурор в среде воздухоплавания. В Европе начали появляться копии парашюта Котельникова, а вот в США с таким важным изобретением слегка опоздали, создав его лишь в 1919 году.

Глеб Иванович Котельников впоследствии занялся дальнейшим улучшением парашютной системы.

Сикорский Игорь Иванович

Иван Игоревич Сикорский известен прежде всего как создатель первого в мире тяжёлого многомоторного самолёта «Русский витязь». Этот гигант потрясал тогда всех по своим параметрам, ведь в мире не было подобных аналогов. Размах крыла достигал 27 метров, а площадь крыла 120 кв. м., вес на взлёте достигал более чем 4 тысячи килограммов, также он имел четыре двигателя.

Предназначение этого гиганта было ведение разведки. Интересно, что на самолёте имелся балкон, на который можно было выйти во время полёта, там имелся прожектор, а также предполагалась установка пулемёта для ведения воздушных боёв.

«Русский витязь» в 1913 году установил мировой рекорд по времени нахождения в воздухе с семью пассажирами на борту — целых 2 часа. Скорость «витязя» достигала 90 км в час.

Русский витязь Сикорского

Интересно, что самолёт «Русский витязь» окончил свою жизнь печально и смешно одновременно. Он сломался не в воздухе, а на земле. На него упал … только представьте … двигатель от аэроплана, котрым управлял Габер-Волынский. У самолёта было сломано крыло и повреждены моторы, его решили не ремонтировать.

Сикорский не остановился на достигнутом и решил развивать успех. Он начал строить самолёт «Илья Муромец», который воплощал в себе все преимущества «Русского витязя». Интересно, что «Илья» имел впервые в мире очень комфортную кабину с отоплением и электрическим освещением для пилотов. Этот самолёт принял активное участие в Первой мировой войне и производился серийно. Его использовали для разведывательных миссий, а также бомбардировок противника. До 1918 года было произведено порядка 80 штук. Сам самолёт оказался слишком крепким орешком для немцев, им удалось сбить только один из них.

Самолёт Сикорского «Илья Муромец»

Самолёты Сикорского выигрывали почти два года все главные награды на различных выставках и состязаниях.

В 1915 году Сикорскому удалось создать впервые в истории истребитель, который получил серийное производство. Истребитель C-XVI использовался в качестве обеспечения охраны для «Ильи Муромца», а также для охраны воздушного пространства аэродромов. Ряд следующих разработок в области истребителей оказались не столь удачными.

На видео ниже можете посмотреть о том, как Сикорский изобрёл своих «гигантов»:

Сикорский не принял Октябрьскую революцию и мигрировал в США, поэтому больше никаких достижений для своей Родины он не принёс, все его остальные заслуги в области авиастроения теперь можно приписать американцам.

Нестеров Пётр Николаевич

Пётр Иванович был военным испытателем и конструктором-самоучкой. Главным достижением Нестерова было развитие различных техник высшего пилотажа на самолётах.

С самого своего начала обучения в военном училище он был отмечен, как хороший и прилежный ученик, сдававший экзамены на отлично. В 1906 году отметился тем, что лично разработал технологию для корректировки стрельбы из аэростата.

В 1910 году у него началось увлечение авиацией. В 1911 году Нестеров знакомится с Жуковским и становится членом его кружка воздухоплавателей. Позже он сдаёт экзамены на лётчика и получает соответствующие звания. Примерно в это же время он построил свой собственный планёр, на котором начал летать.

Ещё до 1912 года у него появляются первые мысли о том, чтобы выполнить «мёртвую петлю». Он общается с Жуковским, проводит расчёты и получает необходимый опыт, летая на «Ньюпор-IV». Он стремился эмпирически доказать, что если управлять самолётом правильно, то он способен выходить из самых аварийных и ненормальных ситуаций, выравнивая свою траекторию полёта и стабилизируя её.

В 1913 году он совершает впервые в мире «мёртвую петлю», которая впоследствии будет названа его именем «петля Нестерова». На своём Ньюпоре он совершает этот потрясающий по сложности трюк. Таким образом Россия может гордиться тем, что именно её «сын» стоит у истоков высшего пилотажа.

В 1913 году Пётр Николаевич конструирует семицилиндровый двигатель, который обладают мощностью в 120 лошадиных сил и имеет воздушное охлаждение.

К 1914 году он уже неплохо разобрался в основах аэродинамике и начинает постепенно улучшать свой «Ньюпор-IV», совершенствуя его фюзеляж и модифицируя хвост. Правда при тестировании его воздушного судна выявились недостатки и по всей видимости, Нестеров забросил его.

Его понимание принципов механики, а также знание математики позволяют ему выдвинуть ряд смелых теоретических гипотез о том, какие виражи способен выполнять самолёт, позже он их осуществляет в реальности. Нестеров начинает обучать лётчиков основам экстремальной авиации. Так, к примеру, он обучает их тому, как посадить самолёт с отключённым двигателем.

До войны он совершает ряд длинных перелётов, а также экспериментирует с групповыми полётами и посадкой на незнакомой территории.

Началась Первая мировая война и Нестеров начинает подумывать о том, как совершить воздушный таран, о есть сбить самолёт противника так, чтобы самому остаться в живых и посадить самолёт. Сначала он предполагал, что самолёт противника можно сбить при помощи груза, который необходимо свесить со своего самолёта, но позже у него возникает идея сбить самолёт противника за счёт колёс шасси.

26 августа 1914 года, увидев в небе разведывательный самолёт противника, Нестеров прыгает в свой самолёт и решает осуществить задуманное. Пытаясь ударить самолёт противника колёсами своего самолёта, он, по всей видимости, повреждает и свой собственный. Оба самолёта упали с неба на землю тихо, просто рухнув. Не было никаких взрывов или пожаров. Нестеров погиб, забрав с собой жизнь противника. Человек невиданной отваги, изобретательности и смелости погиб.

Зелинский Николай Дмитриевич

Николай Дмитриевич был выдающимся химиком-органиком, который основал собственную научную школу и стоял у истоков нефтехими и органического катализа, но известен он в первую очередь, как изобретатель первого в мире эффективного противогаза.

Научные достижения Зелинского крайне обширны. Он изучал химию тиофена, кислоты, участвовал в научных экспедициях на Чёрном море, изучал бактерии, электропроводность, аминокислоты и так далее, но главные его достижения в области нефтехимии и вопросах органического катализа.

Но, безусловно, что одним из важнейших достижений Зелинского — это создание эффективного угольного противогаза в эпоху Первой мировой войны.

Впервые газовая атака была применена под Ипром, а вещество, распылённое в воздухе оказалось хлором, которые является крайне удушливым газом. Позже немцы применили газ против нашей страны на восточном фронте. Страны Антанты не ожидали появления нового оружия, поэтому были в панике. Нужно было срочно изобрести контрмеры.

По началу можно было использовать обычную тряпку, смоченную водой или даже своей мочой, если воды не было, но этот метод не был достаточно эффективным. Изобретатели других стран начали искать методы защиты против определённых веществ, но Зелинский пошёл по пути универсализма и решил, что лучше всего для борьбы с газами подойдёт активированный уголь. При испытаниях противогаз Зелинского оказался отличным средством защиты и был сперва принят на вооружение в рядах русской армии, а затем и в рядах союзнических сил.

В Сети регулярно появляются красивые списки русских изобретений. Примерно треть фактов из этих списков обычно ошибочна, а в остальных двух третях есть небольшой конфликт. Например, Фёдор Пироцкий действительно изобрёл и построил первый трамвай. Только вот он умер в нищете, а первую трамвайную линию запустил в Берлине фон Сименс. Считать ли это русским изобретением, если в мир трамвай пошёл из Германии? Мы решили сделать небольшой обзор дореволюционных изобретений, которые не только были созданы в России, но и были переняты другими государствами.

Большинство знаменитых российских изобретателей и инженеров свои основные работы опубликовали за границей и вообще жили в эмиграции (кто понемногу, а кто и большую часть жизни) - Зворыкин, Лодыгин, Термен, Сикорский, Старевич.

Иные изобретали разные вещицы, но их работы просто застревали в дебрях российской бюрократии. Например, Андрей Нартов ещё в 1721 году построил первый в мире токарно-винторезный станок, а в 1755-м завершил свой монументальный труд «Театрум махинариум, или Ясное зрелище махин», в котором описал 36 различных видов станков. Но после смерти о Нартове забыли, всё это было отправлено в архивы и по музеям, мастера продолжали по старинке работать в артелях, а токарный станок совершенно независимо от Нартова запатентовал британец Генри Модсли в 1800 году, то есть спустя почти 80 лет! Мы, конечно, можем гордиться нашим гениальным соотечественником, но при этом из-за чиновничьей бездарности его труд ничего не дал миру.

Таких случаев можно перечислить примерно сотню - от самолёта Сикорского (на доработку которого у конструктора просто не было денег, а государство отказалось ему помочь) до трамвая Пироцкого.

Токарно-копировальный станок Андрея Нартова, один из сохранившихся до наших дней экземпляров. И его изобретатель

В Британии, Франции и США с этим было несоизмеримо проще. В то время как в России авторские права на изобретения хоть как-то стали охранять лишь при Александре I в 1810-х годах, за рубежом уже давно существовали патентные институты, позволявшие талантливым инженерам защищать свои права и зарабатывать деньги на открытиях. Тем не менее и в России был целый ряд самородков, которые обладали не только техническим или научным складом ума, но и организационно-финансовыми способностями, благодаря которым сумели реализовать себя на родине - и отпустить свою работу в большой мир с маркой «сделано в России». Вот о них и пойдёт речь.

Да, хочется заметить, что это, конечно, далеко не полный список. Полный - значительно больше. Мы просто пройдёмся по наиболее интересным и заслуживающим внимания случаям, причём ограничимся периодом до 1917 года. Советское время - это совершенно другая история.

Ледяная пустыня

Есть такое понятие - стихийные открытия. Человек сталкивается с проблемой и решает её нетривиальным, никогда ранее не применявшимся методом. Именно к этому классу относится изобретение ледокольного судна. Его придумал кронштадтский промышленник и судовладелец Михаил Бритнев, причём исключительно из меркантильных соображений.

Он был очень богатым человеком, этаким Илоном Маском своего времени. У него было несколько заводов, кораблестроительное производство, торговое дело. В 1862 году сорокалетний Бритнев в очередной раз решил расширить свой бизнес и запустил первую паромную линию Кронштадт - Ораниенбаум. По ней курсировал небольшой, 26-метровый паровой катер «Пайлот», перевозивший в первую очередь грузы. Бритнев не был единственным судовладельцем Кронштадта - конкуренции хватало.

Внешний вид первого в мире парового ледокола «Пайлот»

Но была загвоздка: как только Финский залив покрывался льдом, судоходство вставало. Пока лёд был тонким, использовались специальные гиревые ледоколы для прокладки каналов. По сути, это были обычные корабли, оснащённые системой гирь, которые сбрасывались на лёд перед судном и пробивали канал. Такой ледокол продвигался в час едва ли на несколько метров и мог пробиться только сквозь осенний лёд. Зима же окончательно замораживала паромную линию.

Для решения этой проблемы изобретательный Бритнев извлёк из глубин исторической памяти такую штуку, как коч. Кочи были древнерусскими северными судами с плоским дном и скошенным носом, благодаря которому их при необходимости можно было вытащить на лёд и протащить по нему вручную. Тяжёлый паровой катер, подумал Бритнев, мог бы не просто забираться на кромку льда, но и обламывать её своей тяжестью. Так был придуман ледокол.

В 1864 году «Пайлот» был переоборудован - его форштевень скосили на 20°, чтобы он заползал на лёд при касании кромки. Бритнев не ошибся в расчётах - судно показало себя прекрасно. Оснащённое слабеньким 60-сильным двигателем, оно легко ломало лёд и на удивление быстро передвигалось, оставляя за собой аккуратный канал. Более того, навигацию удалось продлить практически на всю зиму 1864-65 годов, что вызвало лютую зависть у конкурентов и определённый правительственный интерес: Бритнев, хотя денег у него хватало, планировал выбить в Петербурге грант на постройку ещё нескольких ледоколов.

В 1866 году царская комиссия присутствовала при «живом» сравнении революционного «Пайлота» и традиционного гиревого ледокола «Опыт» на базе канонерской лодки. Огромный, с двигателем в три раза мощнее, «Опыт» банально застрял во льдах. Никакие чугунные чушки не помогли. Тем не менее комиссия вынесла «Пайлоту» традиционный для России вотум недоверия и объявила «Опыт» более перспективной конструкцией.

Русский коч, прообраз ледокола. Срезанная форма носовой оконечности позволяла легко затащить коч на лёд

Обычная история на этом бы и закончилась - такое случалось неоднократно. Но Бритнев был очень богатым человеком и мог позволить себе развиваться самостоятельно. Более того, в 1868 году он был избран городским головой Кронштадта. Затем в Германии случилась очень холодая зима 1870-71 годов, и немцы из Гамбурга, заинтересовавшись русской конструкцией, купили у Бритнева чертежи и полученный им в Европе патент. И в 1871-м в Гамбурге появился второй пароход по системе Бритнева, Eisbrecher 1.

Впоследствии Бритнев продал чертежи представителям разных стран - Дании, Нидерландов, Швеции, США, Канады. Он и сам построил ещё два ледокола: в 1875 году - «Буй», а в 1889-м - «Бой», расширяя паромную линию. Параллельно он занимался благотворительностью и, что интересно, открыл первую в России водолазную школу.

«Ермак», первый в мире ледокол арктического класса

Ледокольные судна системы Бритнева распространились по всему миру. В России достижение Бритнева первым признал знаменитый адмирал Степан Осипович Макаров, инициировавший в 1897 году - уже после смерти изобретателя - строительство первого в мире большого ледокольного судна арктического класса «Ермак».

City Ice Boat No. 1, американский пароход 1837 года, первый в мире гиревой ледокол. К 1860-м эта система уже безнадёжно устарела

Артериальное давление

Николай Коротков, первооткрыватель звукового метода измерения артериального давления

Всем известен простейший способ измерения артериального давления, когда руку передавливают жгутом и постепенно отпускают, фиксируя начальное и конечное значения давления при ярко выраженном сердцебиении. Этот метод в 1905 году изобрёл молодой (на тот момент ему был 31 год) русский врач Николай Сергеевич Коротков.

Сделал он это случайно, работая над докторской диссертацией. Проводя исследование пациента, он заметил закономерность в возникновении звуков при снижении давления, после чего сравнил результаты «звукового замера» с результатами бытовавшего на тот момент инвазивного метода измерения давления посредством введения катетера. Результаты совпали, и Коротков написал статью для специального петербургского журнала «Известия Императорской Военно-медицинской академии». Это статья в 281 слово принесла Короткову всероссийскую славу и уважение - его метод начал широко применяться и постепенно «перебрался» и в Европу.

Схожие исследования вёл знаменитый итальянский патолог Шипионе Рива-Роччи (он изобрёл, в частности, надувной рукав, которым пользовался Коротков и пользуемся сегодня мы), но до самой методики итальянец всё-таки не добрался. А звуки, которые врач слышит, измеряя давление, называются в медицине «тонами Короткова».

Поддать жару

В бывшем особняке Сан-Галли до сих пор функционируют батареи его работы. Почти как современные

Другое известное русское изобретение тоже появилось стихийно, и тоже из-за холода. Это отопительная батарея - да-да, та самая чугунная или металлическая ребристая штука, которая сейчас есть практически в каждом доме в России, Северной Европе и Канаде. Причём здесь произошла история, «обратная» обычной: не русский изобретатель эмигрировал, чтобы работать над своим устройством за рубежом, а немец по имени Франц Фридрих Вильгельм Сан-Галли приехал в Россию и придумал, как себя обогреть.

Сан-Галли прибыл в Санкт-Петербург 19-летним юнцом в 1843 году. В Германии он работал на фирме, торгующей русскими товарами, а в Петербурге устроился в её же российский филиал. Он менял места работы, набирался опыта, женился на дочери богатого купца, получил российское подданство и начал своё дело. Сан-Галли открыл на Лиговском канале мастерскую, делал печи, канализационные трубы, приводы и шкивы, а в 1855 году получил первый крупный заказ на ремонт отопительной системы в императорских оранжереях Царского Села. Вот тут-то в Сан-Галли и проснулся изобретатель.

В вечно холодном Петербурге обогревать оранжереи печурками было бы очень странно, система же водяного отопления была крайне несовершенна - в ней применялись длинные трубы, обогревавшие лишь небольшой участок. Тогда-то Сан-Галли и спроектировал систему вертикальных труб особого сечения; проходя через неё, вода отдавала окружающему воздуху значительно больше тепла, чем проходя по обычной трубе. Сан-Галли придумал и немецкое название устройства («heizkörper»), и российское («батарея»). За несколько лет он сделал на своём изобретении огромное состояние - заказы сыпались на мастерскую практически ежедневно. Сан-Галли запатентовал батарею, но патент не продавал, а распространял на определённых условиях бесплатно. Первыми странами, получившими право на производство батарей, стали Германия и США.

Позже Сан-Галли работал в Думе, консультировал правительство по вопросам финансов и промышленности, получил за свои заслуги дворянский титул, а его завод стал крупнейшим в Петербурге производством изделий из чугуна - как отопительного оборудования, так и оград, дверей, каркасов для зданий. А ещё он дал деньги на первые в Санкт-Петербурге (и в России) общественные туалеты. Батареи производства Сан-Галли до сих пор работают в некоторых исторических зданиях Петербурга - например, на бывшей даче великого князя Бориса Владимировича.

Рубли и копейки

Интересно, что именно Россия стала первым государством, которое ввело десятичный принцип денежного счёта, то есть крупную единицу (рубль), разделённую на 100 мелких (копеек). В европейских странах испокон веков бытовали сложные системы, порой обременённые десятками различных названий и значений (особенно этим отличалась Франция).

Пётр I провёл в 1698-1704 годах денежную реформу, в ходе которой утвердил основной денежной единицей серебряный рубль, делящийся на 100 копеек. Заодно он отменил «деньги», «алтыны» и прочие несистемные единицы. К сожалению, в Европе это событие не заметили. Переход европейских стран на десятичные системы произошёл уже в XIX веке по примеру вовсе не России, а США, где система «доллар - 10 даймов - 100 центов» была введена в 1792 году.

Гиперболоид инженера Шухова

Одним из тех, кто внёс заметный вклад в инженерную отрасль и при этом оказался востребован на родине, стал великий русский инженер Владимир Григорьевич Шухов. Более того, он был одним из немногих, кто успешно работал и при царской власти, и при пришедших ей на смену большевиках.

Строительство первых в мире сетчатых оболочек-перекрытий двоякой кривизны на Выксунском металлургическом заводе, 1897 год

Количество разработок и патентов Шухова огромно. Труды в области нефтяной гидравлики (именно Шухов, например, построил первый русский нефтепровод), оригинальные изобретения в области переработки нефти и крекинга в частности, различные тепловые машины и в особенности паровые котлы. Шухов умел не просто изобретать, но «продавать» свои работы - он получал патенты в разных странах и грамотно распоряжался своей интеллектуальной собственностью.

Шуховская башня в Полибино, первая в мире гиперболоидная конструкция (1896 год)

Но более всего он известен, конечно, как создатель инженерных сооружений - мостов, перекрытий и башен. Сетчатые оболочки-перекрытия системы Шухова опередили все аналогичные мировые разработки; в России они широко применялись на вокзалах (если будете на Киевском вокзале в Москве, не забудьте посмотреть вверх), в заводских цехах, выставочных павильонах и так далее.

Первым в истории сооружением с тонкостенным металлическим перекрытием-оболочкой стала так называемая «ротонда Шухова», возведённая специально для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Эта конструкция привлекла внимание европейских и американских инженеров; сегодня перекрытия с ромбовидными ячейками широко используются в мировой архитектуре.

Вообще, выставка 1896 года стала звёздным часом Шухова. Он представил на ней другое своё важнейшее изобретение в области строительной инженерии - применение гиперболических конструкций для высотных сооружений, получивших название «шуховских башен». Первая такая башня, построенная специально для выставки, ныне перевезена в Липецкую область и известна как «Шуховская башня в Полибино». При крайне низкой массе гиперболоидные башни абсолютно устойчивы к различным метеоусловиям, легки в ремонте, обладают отличной сейсмостойкостью.

Вопреки обману зрения, шуховские башни целиком собираются из абсолютно прямых металлических (деревянных, бетонных - неважно) стоек, которые легко изготовить даже на примитивном оборудовании. Сегодня гиперболоидные башни широко используются в качестве маяков, телевышек, смотровых площадок. Сам Шухов построил порядка 200 подобных систем, после его смерти их количество достигло нескольких тысяч.

Шуховская башня в Москве - наиболее известная работа Шухова

Почему же талант Шухова оказался востребованным - в отличие, например, от таланта Ивана Орлова, который изобрёл метод цветной печати денег и вынужден был уехать за границу, чтобы его изобретение получило мировое распространение? Всё просто. Дело в том, что работы Шухова экономили деньги и даже приносили прибыль крупным промышленникам. На Всемирной выставке 1876 года в США Шухов познакомился с Александром Вениаминовичем Бари, крупным бизнесменом и меценатом, который на всю жизнь стал другом инженера и его спонсором. В течение тридцати лет Шухов возглавлял «Строительную контору инженера А. В. Бари» и в рамках этой работы имел возможность развивать свои исследования, не волнуясь о финансировании. В начале XX века Шухов имел такое признание в России и за рубежом, что к нему начали обращаться и правительственные организации - поступали заказы на перекрытия для вокзалов, для Пушкинского музея. Разработки сделали Шухова абсолютной фигурой, главным инженером страны, и эта слава «работала» и после революции. Впрочем, в 1930-е годы его, уже пожилого, не миновали обвинения в антисоветской деятельности и угрозы репрессий, но это уже совсем другая история.

Снежный пропеллер

Одни из самых красивых аэросаней в истории - «Север-2» с кузовом от «Победы»

Многие жители нашей страны знают, что такое аэросани. Трудно поверить, но за границей о существовании аэросаней не знает практически никто. Встретить этот вид транспорта можно разве что в Канаде и в Скандинавии. Более того, по-английски они называются тоже aerosani, то есть термин напрямую калькирован с русского.

Да, аэросани - это сугубо русское изобретение, причём давно и широко распространённое. Первые аэросани разработал и построил российский инженер Сергей Сергеевич Неждановский в 1903 году (он же в 1916-м разработал и первые российские «моторные сани», то есть снегоход). Интересно, что строил он их вовсе не как транспортное средство, а как установку для зимних наземных испытаний авиационных винтов - Неждановский работал вместе с Василием Жуковским, пионером авиации. Но пока авиация находилась в зачаточном состоянии, аэросани оказались отличной идеей в отрыве от первоначального назначения. Жуковский, имея серьёзное влияние и научный авторитет, смог продвинуть изобретение, в том числе в армейской отрасли. В России аэросани выпускают до сих пор.

Немного о металлах

Одной из отраслей, в которых Россия всегда и беспрекословно первенствовала, была металлургия. Связано это было в первую очередь с востребованностью металлов в военной области - тут и артиллерия, и различные машины, и личное оружие. Известным металлургом был, например, Пётр Петрович Аносов, который с 1817 по 1847 год работал на оружейной фабрике в Златоустовском горном округе, а после стал Томским гражданским губернатором. В частности, именно Аносов в начале 1840-х получил булатный узор; русский булат прославился во всём мире, а технология Аносова до сих пор используется на различных кузнечных производствах.

Практически весь современный булат делается по методике, разработанной в 1840-х годах Петром Петровичем Аносовым

Но куда более весомым вкладом в мировую науку стало изобретение… сварки. Да, именно так - классическая дуговая сварка, которая повсеместно используется практически во всех технических отраслях, - исключительно русское изобретение, причём, что интересно, «двухступенчатое». Известно, что в самом начале XIX века двое учёных, Гэмфри Дэви и Василий Петров, параллельно представили электрическую дугу перед своими Академиями наук. Работы Петрова многократно цитировались и использовались русскими учёными XIX века, и вообще, в исследовании свойств электрической дуги мы продвинулись - наряду с англичанами - достаточно далеко.

И в 1881 году, когда эффект, открытый Дэви и Петровым, уже вовсю использовался в лампочках накаливания, инженер Николай Николаевич Бенардос нашёл ему другое применение. Бенардос был «классическим изобретателем»: получив медицинское образование, он в большей мере тяготел к исследованиям и экспериментам, нежели к монотонной работе. Он, подобно Лодыгину и Яблочкову, работал над усовершенствованием электрического освещения (будучи как раз сотрудником фирмы Яблочкова) - и случайно открыл, что дугой можно не только светить, но и нагревать до такой степени, что металлы свариваются. В 1882-1887 годах Бенардос запатентовал свой «Электрогефест», как он назвал итоговый прибор, в Германии, Франции, России, Италии, Англии, США и ряде других стран, причём соавтором изобретения числился купец Ольшевский, который дал Бенардосу денег на патентование.

Бенардос получил ещё множество патентов. Впрочем, он до конца жизни оставался безденежным, поскольку все средства тратил на исследования. А мир помнит его именно благодаря изобретению дуговой сварки.

Электросварка - чисто русское изобретение

Но на этом история не закончилась. В 1888 году другой русский изобретатель, Николай Гаврилович Славянов, усовершенствовал метод Бенардоса, придумав сварку под слоем флюса - это позволило сваривать металлы, считавшиеся несвариваемыми. На Всемирной выставке в Чикаго 1896 года Славянов произвёл фурор, сварив в единое целое куски бронзы, томпака, никеля, стали, чугуна, меди, нейзильбера и бронзы - совершенно несочетаемых материалов. За эту разработку он получил золотую медаль. Славянов провёл ещё один знаменитый опыт - сварил разорванный вал паровой машины, после чего машина снова заработала.

* * *

Вообще, перечислять изобретения, сделанные в России до революции, можно достаточно долго. Если сфокусироваться на тех, что получили продолжение и распространились по всему миру, можно вспомнить минный транспорт - тип корабля, предложенный и разработанный адмиралом Константином Макаровым, электромагнитный сейсмограф князя Голицына, ранцевый парашют Глеба Котельникова и так далее.

Правда, значительно больше русских изобретателей всё-таки реализовали себя в эмиграции. Упомянутый выше Иван Иванович Орлов, работая в Экспедиции заготовления государственных бумаг, многие годы пытался внедрить ирисовую (однопрокатную многокрасочную) печать в производство денег, запатентовал её в ряде стран, но в итоге разочаровался, уехал в Англию, продал свой патент и со скорбью написал управляющему Экспедиции Борису Борисовичу Голицыну:

Мне не достало бы сил и жизни добиться в России и сотой доли тех результатов, какие, при моём участии, возможны на Западе.

Многоцветные узоры слева от памятника - это ирисовая печать. Изобретена в России, но впервые применена в Великобритании

В советское время ситуация поменялась. Изобретений стало намного больше, авторские права стали соблюдаться значительно лучше, а государство действительно стало обращать внимание на талантливых инженеров, хотя премии за разработки, перевернувшие мир, были копеечными. Тем не менее это был шаг вперёд. Россия во все времена порождала множество блестящих умов, способных на великие дела, но крайне редко пользовалась этой своей способностью. Аршином общим не измерить, как писал классик.

Комментарии ( 14 )

    А что, собственно, надо считать «изобретением»? Согласитесь, что ответить на него можно по‑разному. Одни скажут, что изобретение - это выдвижение самой идеи, изложение принципа. Другие подразумевают под изобретением создание работающей модели. Третьи - внедрение этой модели в производство. Делая разные акценты, можно по‑разному видеть историю любого изобретения.
    И кто является автором изобретения? Ибо нет, наверное, такого великого изобретателя, который не имел бы своих предшественников, потому что ничего, как известно, не рождается на пустом месте.
    И где кончается «изобретение» и начинается то, что зовется «усовершенствованием». Сошлюсь на слова одного из самых выдающихся изобретателей конца XIX и начала XX века - Томаса Альвы Эдисона.
    Эдисон признался: «Легко делать удивительные открытия, но трудность состоит в усовершенствовании их настолько, чтобы они получили практическую ценность». Всякий, знакомый с историей техники, согласится, что это именно так. И пусть никого не вводят в заблуждение рассказы о внезапных озарениях, чудесных совпадениях и удивительных удачах, которые будто бы случались с некоторыми великими изобретателями. Все это не более, чем досужие домыслы. Да, мы знаем, что Уатт будто бы «изобрел» свою паровую машину во время прогулки, увидев, по его собственным словам, «как пар вырывался из окна прачечной». Но мы так же знаем, что он потратил потом более десяти лет каждодневного упорного труда, прежде чем сумел наладить серийный выпуск этих машин. Потому что одного «принципа действия» еще мало. И когда дело дошло до реального пара, реального металла и реальных машин, все оказалось совсем не так просто, как могло показаться вначале. Мы знаем также, что Морзе изобрел все части своего знаменитого телеграфного аппарата всего за две недели, пока плыл на корабле из Европы в Америку. Но сколько неудач и разочарований ожидало его в последующие годы, пока он сумел воплотить свою идею в реальную схему! И сколько еще сил и средств пришлось ему потратить, прежде чем он сумел доказать, что его телеграфный аппарат - не игрушка, а нужная и полезная вещь. Мы знаем, как удивительно повезло изобретателю телефона Беллу, когда из‑за ошибки его помощника, чинившего контакт, ему открылся простой способ преобразования звуковых волн в электрические, и наоборот. Но не стоит забывать, что это произошло ни с кем‑нибудь другим, а именно с Беллом после многолетней работы над проблемой телефонной связи.
    Вывод один: изобретателем по праву должен считаться не тот, кто сделал «удивительное открытие», а тот, кто придал ему «практическую ценность». Говоря, что такое‑то изобретение сделано тем‑то или тем‑то, мы тем самым переносим на одного человека достижения его предшественников и современников (а этих последних мы, увы, забываем; справедливо или не справедливо - это другой вопрос).
    У всех на языке имена Галилея, Уатта, Модсли, Стефенсона, Фултона, Морзе, Маркони, Зворыкина, Сикорского, Брауна или Королева. Эти люди по праву считаются величайшими изобретателями, хотя прекрасно известно, что зрительными трубами пользовались до Галилея, что паровые машины работали до Уатта, что суппорт применяли до Модсли. Ни для кого не секрет, что паровозы (и очень неплохие) строили до Стефенсона, а пароходы - до Фултона. Мы знаем, что телеграфы функционировали до Морзе, что принцип радио был уже известен до Маркони, что телевизоры показывали до Зворыкина, вертолеты летали до Сикорского, а ракеты брали старт до Брауна и Королева (и что их собственные ракеты никогда бы не стартовали без усилий подчиненных им мощных научных коллективов). И тем не менее это ничего не меняет. Огромная заслуга конкретно этих и многих других «признанных великими» изобретателей перед человечеством заключается в том, что, взявшись за какую‑то (быть может, даже чужую) неразработанную идею, они упорным трудом, преодолев множество затруднений, довели ее до такого состояния, когда для всех стала очевидна ее «практическая ценность». Именно этот акт мы и принимаем в дальнейшем за «изобретение» в подлинном смысле этого слова. Что же касается вопроса о том, до какой «степени сове

    Ответить

    Кто дополнит?
    Еще вспомнился - миномет. Гобято и Власьев 1904 Порт-Артур
    Мало кто знает, что Intel Pentium (первый) и был разработан бывшим сотрудником ИТМиВТ Владимиром Пентковским, который в настоящее время является ведущим разработчиком микропроцессоров фирмы Intel.
    Правде, уже не в России, но русским.
    И магнитофоны и видеомагнитофоны воплотил в жизнь русский эмигрант Алексей Михайлович Понятов, основатель фирмы AMPEX (Инициалы АМП и EXcelence - превосходительство, Понятов был полковником царской армии).
    Про Тетрис - хотя величайшим и не считаю, но тем не менее, для кого то возможно самое великое достижение цивилизации)) поэтому упомянул
    Противогаз - химик Зелинский, да вообще, вся автомобильная цивилизация - каталитический крекинг и платформинг нефти - синтетические волокна - его заслуга
    Да и сотовая связь - еще 1957 году Л.И. Куприянович вСССР создал экспериментальный образец мобильного телефона ЛК-1 весом 3 кг и базовую станцию к нему, связанную с ГТС.
    Технология Стелс основана на наших разработках, впервые использована на МИГ-25 - тот что Беленко в Японию угнал, если помните
    малоизвестно, что умерший в Блокаду в 41 Олег Лосев изобрел усилительный полупроводниковый прибор с туннельным эффектом аж в 1922 году
    Аппарат Илизарова
    Цемент, каким мы его знаем - Егор Герасимович Челиев, в 1825 выпустиший своё "Полное наставление, как приготовлять дешевый и лучший мертель, или цемент, весьма прочный для подводных строений, как-то: каналов, мостов, бассейнов и плотин, - подвалов, погребов и штукатурки каменных и деревянных строений", написанная им по опыту восстановления Москвы после войны 1812 г.
    Как ни смешно, но то, что сегодня используется повсюду и называется портланд-цементом - фактически тот самый цемент Челиева, а вовсе не "портландцемент" англичанина Аспдина, который получил патент на это название своего цемента, который давно уже никем не используется.
    Фактически - вся начинка сотового телефона - основана на русских изобретениях, начиная от базового принципа действия - радио и заканчивая принципом организации конвеера микропроцессора
    Наконец, вот этот самый Интернет (принцип передачи данных пакетами) - Игорь Александрович Мизин. Организация ARPA, сотрудникам которой приписывают изобретение этого принципа на самом деле лишь пыталась повторить в железе добытые американской разведкой данные из России. При этом, повторила криво, из-за чего лет 8 пыталась заставить нормально работать свою сеть. Ошибка в реализации приводила к затыканию потока данных. Решить эту проблему американцы смогли только после того, как воспользовавшись уже ставшими открытыми сведениями о мизинской сети исправили ошибки в соотвествии с работами Мизина. К сожалению, получив более-менее работоспособную систему, её тут же стали развивать, не реализовав и половины фич мизинской сети. Недоделанная штуковина стала стандартом де-факто. Из-за этого теперь есть куча проблем с протоколами, маршрутизацией и т.п..

    Ответить

    Список можно продолжить
    Королев (первая в мире космическая ракета),
    Ю. В. Ломоносов (первый в мире магистральный тепловоз),
    К.М. Веригин (создал Шанель N 5),
    Михаил Струков (создатель первого реактивного военно-транспортного самолета в США),
    Сергей Прокудин-Горский (первая в мире цветная фотография),
    А. Алексеев (создатель игольчатого экрана),
    Ф. Пироцкий (первый в мире электрический трамвай),
    Ф. Блинов (первый в мире гусеничный трактор),
    Владислав Старевич (подарил миру объемно-мультипликационное кино),
    Мутилин В.П. (первый в мире строительный комбайн),
    А. Р. Власенко (первая в мире зерноуборочная машин),
    В. Демихов (первым в мире осуществил пересадку легких, и первым создал модель искусственного сердца),
    Виноградов А. П. (создал новое направление в науке - геохимию изотопов),
    Дм. Ползунов (первый в мире универсальный паровой двигатель непрерывного действия (2 цилиндра)),
    М. О. Доливо - Добровольский (изобрёл систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор),
    В. П. Володин (первый в мире высоковольтный ртутный выпрямитель с жидким катодом, разработал индукционные печи для использования токов высокой частоты в промышленности),
    А. Г. Столетов (исследовал намагничивание железа, что дало возможность производить расчеты электромагнитов для электрических машин),
    С.О. Костович (создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель),
    Валерий Глушко (первый в мире эл/термический ракетный двигатель),
    В. В. Петров (открыл явление дугового разряда),
    Н. Г. СЛАВЯНОВ (дуговая электросварка),
    В. Г. Шухов (крекинг-процесс для переработки нефти в легкие фракции),
    И. Ф. Александровский (изобрёл стореофотоаппарат),
    Д.П. ГРИГОРОВИЧ - СОЗДАТЕЛЬ ГИДРОСАМОЛЕТА,
    Страндин, Поварнин и Столица создали огнемет СПС,
    Александров А, Вавилов С.И. и многие другие.

    Ответить

    1718 А.К.Нартов (1693-1756) Механик, построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом.
    1748 М.В.Ломоносов (1711-1765) впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения.
    1751 М.В.Ломоносов впервые в мире начал читать курс физической химии. В Западной Европе (Лейпциг) эту дисциплину начал читать Л.Оствальд в 1886 г.
    1760 Р.Глинков Механик, создал прядильную установку с водяным приводом, увеличивавшую производительность труда в 15 раз. Аналогичная машина появилась в Англии в 1771 г.
    1761 М.В.Ломоносов впервые обнаружил на Венере существование атмосферы.
    1776 И.П.Кулибин (1735-1818) Механик, разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста.
    1789 М.Е.Головина (1756-1790) Вышла в свет книга “Плоская и сферическая тригонометрия” – по своему научному уровню превосходила аналогичные книги за рубежом.
    1802 В.В.Петров (1761-1834) Физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею; открыл электрическую дугу.
    1806 К.К.Принц (1778-?) Инженер, разработал впервые в мире платформенные весы большой грузоподъемности.
    1814 П.И.Прокопович (1775-1850) впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками.
    1826 В.В.Любарский и П.С.Соболевский Химики, положили начало порошковой металлургии.
    Н.И.Лобачевский (1792-1856) Математик, представил рукопись работы “Сокращенное изложение начал геометрии”. Эта дата считается годом рождения неевклидовой геометрии.
    1834 В Санкт-Петербурге спущено на воду первое в мире металлическое судно.
    1837 Д.А.Загряжский (1807-1860) изобрёл гусеничный ход.
    1838 Б.О.Якоби (1801-1874) изобрёл гальванопластику.
    Б.С.Якобсон Академик, создал первое в мире судно с использованием гальванических элементов.
    1841 П.П.Аносов (1797-1851) Металлург, раскрыл тайну изготовления древних булатов.
    Ю.В.Лермонтова (1841-1919). Родилась первая в мире женщина-химик.
    1844 Д.И.Журавский (1821-1891) впервые разработал теорию расчетов мостовых ферм, применяемую в настоящее время во всем мире.
    1847 Н.И.Пирогов и А.М.Филомафитский Хирурги, впервые в мире разработали внутривенный наркоз.
    1854 Н.И.Пирогов (1810-1881) составил атлас “Топографическая анатомия”, не имеющий аналогов в мире.
    1856 Н.П.Макаров (1810-1890) организовал в Брюсселе первый Международный конкурс гитаристов.
    1859 П.В.Циклинская (1859-1923) Родилась первая в мире женщина професор-бактериолог.
    И.Р.Германн (1805-1970) впервые в мире составил сводку урановых минералов.
    1860 На Князе-Михайловской фабрике отлита первая в мире стальная пушка по способу Обухова.
    1861 А.М.Бутлеров (1828-1886) впервые сформулировал основные положения теории строения органических соединений.
    1863 И.М.Сеченов (1829-1905) опубликовал свой основной труд “Рефлексы головного мозга”.
    1867 А.А.Иностранцев (1843-1919) впервые в мире применил микроскоп для изучения горных пород.
    1869 Д.И.Менделеев (1834-1907) открыл периодический закон химических элементов.
    1872 А.Н.Лодыгин (1847-1923) изобрёл угольную лампу накаливания.
    1875 П.Н.Яблочков (1847-1894) изобрёл дуговую лампу.
    1876 М.А.Новинский (1841-1914) Ветеринарный врач, заложил основы эксприментальной онкологии.
    1879 Ф.А.Блинов (1823-1899) впервые в мире построил машину с гусеничным ходом – прообраз трактора, танка.
    1880 Г.Г.Игнатьев (1846-1898) впервые в мире разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования по одному кабелю.
    К.С.Джевецкий (1843-1938) построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем.
    1881 Н.И.Кибальчич (1854-1881) впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата.
    1882 Н.Н.Бенардос (1842-1905) изобрёл электросварку.
    А.Ф.Можайский (1825-1890) построил первый в мире аэроплан.
    1883 В.В.Докучаева Вышла в свет книга “Русский чернозем”, которой он заложил основы генетического почвоведения.
    1884 А.М.Воейкова (1842-1916) Вышла в свет книга “Климаты земного шара” – первая подобная работа в мире.
    1886 П.М.Голубицкий (1845-1911) разработал первую в мире портативную микротелефонную станцию.
    В.И.Срезневский (1849-1937) Инженер, изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат.
    1887 А.Г.Столетов (1839

    Ответить

    Николай Дубинин - генетик, открыл делимость гена.
    Николай Бенардос - изобретатель, создал способ электрической дуговой сварки с помощью угольных электродов.
    Иван Греков - хирург, первым в мире провел успешное ушивание раны сердца.
    Матвей Капелюшников изобрел турбобур.
    Евгений Завойский открыл электрический парамагнитный резонанс.
    Петр Куприянов - врач, первым применил хирургический метод лечения пороков сердца.
    Николай Лунин - догадался и доказал, что в организме живых существ есть витамины. Потом эти витамины по его наводке ступенчато, в течение восьми лет, нашли двое других ученых, уже не русских.
    КЛИМЕНТ ТИМИРЯЗЕВ! КОНСТАНТИН ЦИОЛКОВСКИЙ! Сергей Вавилов - оптик, свечение В., на основе которого создана лампа дневного света.
    Николай Вагнер открыл педогенез насекомых.
    Иван Кулибин - автор первого прототипа прожектора ("зеркального фонаря").
    Николай Славянов - электротехник, первым в мире применил для сварки металлов электрический генератор.
    АЛЕКСАНДР БУТЛЕРОВ. Михаил Ломоносов - открыл (но не обосновал) закон сохранения вещества своим опытом с запаянным стеклянным сосудом; открыл атмосферу Венеры.
    АЛЕКСАНДР ПОПОВ! Валерий Глушко создал первый в мире эл/термический ракетный двигатель.
    Святослав Федоров - офтальмолог, "хрусталик Федорова".
    Сергей Юдин впервые произвел переливание трупной крови человека.
    Алексей Шубников - физик, шубниковские группы (58 точечных кристаллографических групп антисимметрии).
    Лев Шубников - эффект Шубникова-де Хааза (магнитные свойства сверхпроводников).
    Владимир Шухов - изобретатель, башня Ш. (гиперболоидные башни из металлоконструкций).
    Павел Львович Шиллинг (корни у него немецкие) изобрел первый в мире практически пригодный электромагнитный телеграф.
    Эдуард Шпольский - физик, эффект Шпольского.
    Николай Жуковский (дедушка у него турок, а сам он "дедушка русской авиации") - основоположник современной аэродинамики, теорема Ж. (основа теории крыла самолета и гребного винта).
    Владимир Зворыкин изобрел первую в мире передающую телевизионную трубку в 1931 году в США, куда он эмигрировал из красной России.
    Николай Изгарышев открыл явление пассивности металлов в неводных электролитах.
    Владимир Демихов - биолог, первым в мире осуществил пересадку легких, и первым создал модель искусственного сердца.
    Петр Лебедев - физик, первым получил и исследовал миллиметровые эл/магнитные волны, открыл и измерил давление света на твердые тела и газы.
    Ленц Эмилий Христианович (корни немецкие) - правило Л. (определяет направление индукции тока), закон Джоуля-Ленца, открыл обратимость электрических машин.
    Александр Лавров - металлург, открыл и объяснил ликвацию стали (неоднородность химического состава сплава, возникающая при его кристаллизации).
    Петр Лазарев - автор ионной теории возбуждения.
    Дмитрий Лачинов - физик, доказал возможность передачи э/энергии по проводам на значительные расстояния в 1880 году.
    Сергей Мосин создал первую в мире магазинную винтовку, знаменитую "трехлинейку".
    Михаил Налетов создал первый в мире подводный минный заградитель "Краб", по существу - первую подводную лодку.
    Сергей Неустроев - почвовед, ввел понятие "серозем".
    ДМИТРИЙ МЕНДЕЛЕЕВ! Петр Минаков - медик, пятна М. (по ним в судебной медицине определяется смерть от острой кровопотери).
    Павел Молчанов - метеоролог, создал первый в мире радиозонд.
    Николай Умов - физик, уравнение движения энергии, понятие потока энергии, кстати, первым объяснил практически и без эфира заблуждения теории относительности.
    Евграф Федоров - столик Ф. (прибор для кристаллографических исследований).
    Нил Филатов - врач, болезнь Ф. (мононуклеоз инфекционный).
    Василий Петров - физик, "первый сварщик", он открыл электрическую дугу и догадался, что с ней можно делать.
    Григорий Петров - химик, контакт П. (смесь нефтяных сульфокислот), первое в мире синтетическое моющее средство.
    Василий Петрушевский, ученый и генерал, изобрел дальномер для артиллеристов.
    Игорь Петрянов-Соколов - фильтры П-С. (принципиально новые фильтрующие материалы).
    Николай Пирогов - врач, первым ввел неподвижную гипсовую повязку.
    Лев Обухов - металлург, ста

    Ответить

    Владимир Костицын (впервые занялся решением задач биологии математическими методами и эволюционной теорией),
    Илья Пригожин (внес колоссальный вклад в химию, физику, биологию, а также социологию и философию),
    Сергей Виноградский (открыл хемосинтез, что стало одним из величайших событий в биологии ХХ века),
    Александр Чупров Математик и статистик (Предложенная им система преподавания статистики до сих пор считается непревзойденной),
    Борис Бабкин Физиолог (являлся членом Королевского общества Канады, Лондонского Королевского общества, членом немецкой Академии естествоиспытателей ("Леопольдина"), был избран президентом Канадского физиологического общества),
    Иван Остромысленский Выдающийся химик (Сейчас его открытия в области полимеров оценивают выше достижений, сделанных в этой области Нобелевскими лауреатами),
    Борис Уваров Энтомолог (возглавлял Лондонское Королевское энтомологическое общество и был награжден высшей наградой Великобритании - "Орденом подвязки"),
    Сергей Метальников Иммунолог и эволюционист (Он осуществил попытку переноса "павловского" учения об условных рефлексах в иммунологию)
    Михаил Зароченцев Главный холодильщик Америки - Инженер стал видным специалистом в области холодильных установок и занимал важное положение в холодильной промышленности США,
    Георгий Кистяковский (Советник президента Эйзенхауэра) Он консультировал президента по широкому кругу проблем - от координации исследований и разработок в различных научно-технических учреждениях до подготовки научных кадров.
    Константин Воронец Механик (Ученый внес огромный вклад в область механики жидкостей и газов, а также в развитие академического Института математики в Югославии)
    Николай Бобровников Астроном (В 1942 г. он опубликовал статью "Физическая теория комет в свете спектроскопических данных", которая заложила основы физической теории комет. В дальнейшем многие исследователи в своих работах опирались на ее результаты)
    Георгий Пио-Ульский Инициатор внедрения турбин в морском флоте родился в России сконструировал газовые турбины, первым в мире теоретически обосновав их двойное преимущество - скорость и бесшумность,
    Сергей Прокопович Основатель Берлинского Экономического кабинета (Всех поражал метод работы ученого: пользуясь официальной советской статистикой, он верно и беспристрастно анализировал советскую экономику и приходил к выводам, которые, между прочим, стали очевидны лишь после распада СССР)
    Академик Сербской Академии Наук, физик и математик Антон Билимович (Ученый впервые в мировой науке разработал методику применения математики к механике, расширяя свои исследования за счет сопредельных наук: небесной механики, геофизики и гидродинамики).
    Михаил Струков - создатель первого реактивного военно-транспортного самолета в США. Павел Виноградов - один из самых выдающихся медиевистов нашего времени По признанию английских историков, Виноградов открыл им, англичанам, их собственную историю.
    Григорий Трошин Невропатолог и психиатр. Он впервые в мире всесторонне проанализировал важнейшие проблемы детской психопатологии, сочетая воедино начала детской психологии и психиатрии.
    Алексей Чичибабин Химик-органик (Ученый разработал технологию получения салициловой кислоты и ее солей, а также аспирина, салола и фенацетина, которые спасли жизнь тысячам русских солдат во время Первой мировой войны).

    Ответить

    Русские эмигранты
    Профессор Г. Знаменский заявил в своей речи по радио, "нет в Америке сейчас такой области человеческого духа, в которой русский гений и русский талант не играли выдающейся роли". Во второй половине XX в. иммигранты третьей волны и их дети также внесли свой вклад в Дальнейшее развитие экономики, науки и культуры Соединенных Штатов.
    Так, уже в 70-х годах XIX в. у Томаса А. Эдисона работал русский инженер-электрик Ладыгин. В 1880-х годах начинал за океаном свою карьеру строителя железной дороги и основателя города Санкт-Петербург во Флориде будущий бизнесмен и сенатор штата Калифорния П.А. Дементьев (1850-1919).
    В начале XX в. в США работал русский агроном М.И. Волков и будущий широко известный энтомолог А.И. Гетрункевич (1875-1964). А в годы Первой мировой войны в качестве членов и сотрудников закупочных миссий царского и Временного правительств в США оказались десятки русских инженеров различных специальностей, экономистов и т.д., многие из которых остались там на постоянное жительство.
    Владимир Карапетов Инженер-электрик (187?-1948), родившийся в Санкт-Петербурге и окончивший там в 1897 г. Институт путей сообщения, стал в США университетским профессором, консультантом Военно-морской академии, был удостоен наград и медалей научных обществ, стал автором многих книг в области электромеханики.
    А.М. Понятов (1892-1986) Инженер внес вклад в развитие в США электроники и создал крупную фирму АМПЕКС с 10 тысячами работников.
    Г.П. Чеботарев (1899-1986) Инженер-строитель стал профессором Принстонского университета, где проработал 27 лет.
    П.А. Малоземов (1909-1997) Горный инженер, ставший вице-президентом, председателем правления, президентом фирмы "Ньюмонт" и превративший ее в компанию международного класса, был удостоен членства в Палате славы горной промышленности США. Переехавший из Парижа в Америку
    В.И. Юркевич (1885-1964) Инженер-судостроитель был конструктором одного из крупнейших лайнеров XX века "Нормандия".
    Инженеры-судостроители Н.И. и И.Н. Дмитриевы и инженер И.А. Автомонов (1913-1995) работали конструкторами в ряде крупных американских фирм.
    Р.А. Неболсин (1900-19?) Инженер стал известным гидравликом, специалистом по очистке воды и бизнесменом.
    М.Т. Зароченцев (1879-1963) Инженер стал видным специалистом в области холодильных установок,
    А.М. Тихвинский Инженер стал известным конструктором подводных лодок.
    Но, пожалуй, наиболее ярким (хотя бы в силу своей масштабности) примером в этом отношении может служить перечень имен известных нам русских инженеров, конструкторов, пилотов-испытателей, изобретателей и организаторов производства, внесших свой вклад в развитие американского авиастроения. "Первопроходцами" среди них, приехавшими в США уже в 1918 г., оказались И.И. Сикорский (1889-1972), А.Н. Северский (Прокофьев-Северский, 1894-1974) и Г.А. Ботезат (1882-1940). Однако лишь после того, как "вертолетчику? 1" Сикорскому удалось сколотить костяк своей будущей фирмы, состоявшей из авиаконструкторов, инженеров и пилотов-испытателей - М.Е. и С.Е. Глухаревых, Б.В. Сергиевского (1888-1971), И.А. Сикорского, В.Р. Качинского (1891-1986), а также собрать с помощью С.Рахманинова и других русских иммигрантов необходимые финансовые средства, в 1923 г. в Стратфорде (штат Коннектикут) была, наконец, основана фирма "Сикорски авиэйшн корпорейшн". В ней нашли работу и получили специальность многие русские инженеры, конструкторы и рабочие. Здесь выдвинулись такие крупные специалисты, как профессор А.М. Никольский (1902-1963), Н.А. Александров, В.Н. Гарцев.
    В 1926 г. основал фирму "Де Ботезет импеллер компани" по производству вертолетов Г.А. Ботезат (изменивший в Америке свою фамилию на Де Ботезет). Большинство ее сотрудников были русскими (в том числе В.А. Иванов, Н.А. Транзе, Н. Соловьев). В 1931 г. на Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк) возникла созданная А.Н. Северским фирма "Северски эйркрафт", в которой работали такие известные авиаконструкторы и испытатели, как А.М. Картвели (1896-1974), ставший после ухода в 1939 г. Северского главой фирмы, М.А. Грегор. Большая часть ее работников также состояла из русских и

Еще 200 лет назад мир жил без электричества, хорошего транспорта, без телевидения, мобильных телефонов, Интернета и без многих других вещей, без которых мы не можем обойтись сегодня. К сожалению многие современные технологии придуманы не Российскими изобретателями и учеными. Но на самом деле нашей стране есть чем похвастаться. Вот самые значимые Российские изобретения, созданные нашими соотечественниками.

Маска с угольным фильтром

Кто изобрел: Н. Д. Зелинский

Н. Д. Зелинский изобрел защитную маску от воздействия на людей ядовитых газов, которые использовались противником во время Первой мировой войны. В основу маски входил абсорбирующий уголь, который успешно нейтрализовывал большинство ядовитых газов, применявшихся в те годы.

Ранцевый парашют

Кто изобрел: Котельников Г.Е.

Первый в мире ранцевый парашют который в принципе используют и по сей день, изобрел Российский изобретатель самоучка Глеб Котельников. Первое испытание парашюта прошло в 1912 году.

По легенде Глеб увидел в театре женщину со сложенным на спине куском ткани, которая затем путем простых манипуляций превратила сложенную ткань в большой платок. Именно это возможно и озарило изобретателя, который придумал новый способ складывания парашюта.

Миномет

Кто изобрел: Гобято Л.Н.

Гобято Леонид Николаевич во время русско-японской войны в 1904-1905 годах изобрел миномет, который представлял собой классическую пушку на колесах, которая использовала для огня минометные мины. Новое устройство (миномет) позволяло запускать мины по баллистической траектории. Это давало возможность стрелять из пушки по окопам и шахтам противника под определенным углом и с высокой траектории полета снаряда.

Торпеда

Кто изобрел: Александровский И.Ф.

Иван Федорович Александровский является автором первой русской мобильной мины (торпеды), а также создателем в 1865 году первой Российской подводной лодки.

Первый Российский автомат

Кто изобрел: Федоров В.Г.

Владимир Григорьевич Фёдоров является автором первой Российской автоматической винтовки, которую смело можно называть "автоматом", так как винтовка умела стрелять очередями.

Автомат был создан до начала Первой мировой войны. Начиная с 1916 года винтовка Федорова стала использоваться в боевых действиях.

Радиоприемник

Кто изобрел: Попов А.С.

Кто изобрел радиоприемник? Споры ведутся уже давно. И вполне возможно, что его автором является наш Российский ученый, русский физик и электротехник Александр Степаночив Попов.

Свой первый радиоприемник Попов показал в 1895 году на заседании Физико-химического комитета в Санкт-Петербурге.

К сожалению, ученый не запатентовал его. В итоге Нобелевская премия за изобретение радио была отдана ​​Г. Маркони.

Изобретатель телевидения и телевещания на электрической основе

Кто изобрел: Зворыкин В.К.

Зворыкин Владимир Козьмич разработал иконоскоп, кинескоп и цветное телевидение. Однако большую часть своих изобретений он сделал в США, куда иммигрировал из России в 1919 году.

Видеомагнитофон

Кто изобрел: Понятов А.М.

Как и Зворыкин, Александр Матвеевич Понятов в годы гражданской войны в России иммигрировал в США, где основал компанию Ampex, которая в 1956 году представила первый в мире коммерческий видеомагнитофон. Одним из авторов изобретения является Понятов А.М.

Первая в мире кинокамера

Кто изобрел: Тимченко И.А.

Официально считается что кинематограф был рожден в 1895 году, когда братья Луи и Огюст Люмьеры объявили об изобретении киноаппарата и получили на него патент. В конце 1895 года братья также устроили первый в мире платный киносеанс в Париже.

Но на самом деле первый киноаппарат изобрел наш Российский ученый Иосиф Тимченко, который еще до 1895 года уже демонстрировал публике первую кинокамеру.

Первый же в мире киносеанс состоялся в 1893 году в Одессе где автор изобретения показал публике на белом листе кадры кавалеристов.

Гипсовые повязки

Кто изобрел: Пирогов Н.И.

Во время Кавказской войны в 1847 году Николай Иванович Пирогов изобрел первые в мире гипсовые повязки. Он применял повязки, пропитанные крахмалом, которые оказались очень эффективными.

Компрессионно-дистракционный аппарат

Кто изобрел: Илизаров Г.А.

Илизаров Гавриил Абрамович создал компрессионно-дистракционный аппарат, который можно использовать в ортопедии, травматологии, хирургии, при искривлении костей, переломах и других дефектах конечностей.

Первая в мире машина для лечения сердечно-легочных заболеваний

Кто изобрел: Брюхоненко С.С.

Русский советский физиолог, доктор медицинских наук, создал первый в мире аппарат искусственного кровообращения и доказал, что человек может восстановиться после клинической смерти. Также Сергей Сергеевич Брюхоненко доказал всему миру, что открытые операции на сердце- это не фантастика. Кроме того, изобретение Российского ученого позволило пересаживать органы, в том числе стало возможным пересаживать сердце.

Основатель трансплантологии

Кто изобрел: Демихов В.П.

Владимир Петрович Демихов изобрел технологию пересадки органов человека, став основателем высокотехнологичной медицины в области трансплантологии. Кстати, Владимир Демихов стал первым в мире кто пересадил легкие и создал модель искусственного сердца.

Благодаря его многочисленным экспериментам на собаках и знаниям ученого, его технология по пересадке органов человека спасла тысячи жизней.

Технология лечения глаукомы

Кто изобрел: Фёдоров С.Н.

Святослав Николаевич Фёдоров внес огромный вклад в развитие радиальной кератотомии. В 1973 году он был единственным в мире, кто проводил операции на глазах у пациентов с глаукомой на ранних стадиях. Уже через год врач начал применять собственную технологию лечения близорукости, с помощью определенных порезов на роговице. Всю технологию операций на глазах Федоров изобрел сам.

Сегодня же по методу Федорова во всем мире делаются тысячи операций.

Электрическая лампочка

Кто изобрел: Лодыгин А.Н.

Российский инженер Александр Николаевич Лодыгин изобрел первую электрическую лампочку, которая представляла собой вакуумную колбу с внутренним сердечником.

Дуговая лампа

Кто изобрел: Яблочков П.Н.

Великий изобретатель Павел Николаевич Яблочков изобрел дуговые лампы. Эти одноразовые лампы даже использовались в Европе для освещения улиц.