Тысячелетнее царство

I. Под Т.Ц. подразумевается та эпоха в Священной и мировой истории, которая предшествует последнему великому Суду. Об этом вполне определенно говорится только в Откр 20:4-6 ; близкие по смыслу идеи высказываются и в 1Кор 15:23-28 , но само понятие Т.Ц. здесь отсутствует. Указ. сообщение в книге Откровения относится к грандиозному видению → Второго пришествия Иисуса (Откр 19:11 – Откр 20:15 ). Победивший Иисус, «Господь господствующих» (Откр 19:16 ), теперь одолевает «зверя», «лжепророка» и их воинства, т.е. восстающие против Него мировые царства и религии; зверь и лжепророк ввергнуты Им в огненное озеро, а их приверженцы убиты (ст. 17-21). Однако источник зла, сатана, еще не уничтожен, а только скован и на некоторое время (Откр 20:1-3 ) изолирован от мира. С этого момента начинается эпоха, когда у сатаны отнята всякая возможность воздействовать на людей и над миром властвует Иисус Христос. Вместе с Ним участие в управлении миром – в качестве судей, властителей и священников – принимают и воскрешенные Иисусом мученики, умерщвл. за Слово Божье и за свидетельство об Иисусе (ст. 4-6). Это первое воскресение касается только их, а не всех умерших к этому времени людей (→ Воскресение, III,В,1 и 2). продолжительность этой эпохи, как сказано в Откровении, составляет тысячу лет (ст. 4,6). После этого сатана вновь будет освобожден (ст. 7) и выйдет «соблазнять народы земли» на последнее, отчаянное восстание против Господа (ст. 8,9); но огонь с неба уничтожит их всех, и тогда в огненное озеро будет ввержен и сатана (ст. 10). После этого приходит срок второго, всеобщего воскресения для последнего, окончат. Суда, которым завершается эта мировая эпоха (ст. 11-15) и за которым следует сотворение нового неба и новой земли (Откр 21:1 и следующие). Для изображаемой в Откровении картины Т.Ц., как и для высказываний в 1Кор 15:23 и следующие, характерна сдержанность. Здесь не раскрываются подробности, которые будут иметь место в будущем, а также отсутствует изображение этого времени в духе «золотого века». Данный фрагмент Откровения лишь сообщает, что за эту тысячу лет Иисус установит новый порядок, которому будут подчинены все жители земли; но последующее за ним последнее возмущение людей показывает, что эти новые внешние установления не отождествляются с коренным внутр. обновлением всех людей. При этом слова «тысяча лет» нельзя принимать как указание точного календарного периода; согласно Пс 89:4 и 2Пет 3:8 , Т.Ц. следует понимать как очень долгий, законч. временной отрезок, сравнимый с «днём» творения. Эту тысячу лет надо рассматривать как исполнение ветхозаветного пророчества (ср., напр., Ис 2:1 и следующие; Ис 11:1 ; Ис 60:1 – Ис 66:1 ; Мих 4:1-7 ; 7,11-20). На протяжении огранич. времени жизнь на земле будет определяться тем фактом, что верховная власть будет принадлежать Иисусу, а силы зла будут скованы и бессильны. При этом Иисус особо восславит тех, кто отдал жизнь, следуя за Ним; здесь исполнится то, что обещано в Откр 1:6 ; Откр 3:21 ; Откр 6:9-11 . Но в Т.Ц. конечная Божья цель еще не достигнута, ибо сама земля, на которой установлено это царство, предназначена к гибели (Мф 24:35 ; 2Пет 3:10,13 ), к тому же власть Иисуса распространяется и на тех людей, которые внутренне еще не обновились и потому при освобождении сатаны станут жертвами его искусства обольщения. Сама по себе жизнь в Т.Ц. не может спасти человека для вечности, если этот человек не возрожден духовно.

II. Учение о Т.Ц. имело в истории христианства самые разные последствия. В древних христ. общинах и в ранней Церкви оно было живо, и в результате гонений вера в него постоянно получала новые импульсы. Христиане шли на смерть с ожиданием, что, воскреснув, они как мученики воссядут на престол в Т.Ц. Но когда со времен Константина (с 313 г. по Р.Х.) христ. вера превратилась в гос. религию, эта надежда стала меркнуть, пока в конечном итоге не был объявлен еретиком каждый ее приверженец. Христианство начало относить это библ. понятие к текущему периоду, и рассматривать Т.Ц. как уже наступившую эпоху церк. и Свящ. истории. Поэтому надежду на будущее Т.Ц. церковные власти воспринимали как выступление против доктрины, утверждавшей, что оно уже существует в настоящем. Но всякий раз во времена войн и бедствий знания о Т.Ц. оживали и давали людям утешение и надежду. Большая осторожность евангелич. церквей в подходе к этому вопросу связана с тем, что в течение столетий идея Т.Ц многокр. использовалась учителями, чьи взгляды были весьма далеки от подлинно библ. Иногда эта идея даже полностью вытесняла ожидание последнего Суда и окончат. обновления, которые соотв. являются целью всей истории. Картина золотого века, в которой Христос не обязательно занимает центр. место, а главное внимание уделяется исполнению мирских надежд на лучшие условия жизни, осуществления которых люди не видят в настоящем, представляет собой фальсификацию Свящ. Писания. К явным заблуждениям относятся и постоянно повторяющиеся попытки установить срок наступления Т.Ц. Как показывает опыт, одностор. концентрация на ожиданиях, связ. с ближайшим будущим, ведет к агрессивности, фанатизму и надменности. Они являются следствием отступления от присущей Библии трезвой взвешенности.

Тысячелетнее царство

I.
Под Т.Ц. подразумевается та эпоха в Священной и мировой истории, к-рая предшествует последнему великому Суду. Об этом вполне определенно говорится только в Откр 20:4-6 ; близкие по смыслу идеи высказываются и в 1Кор 15:23-28 , но само понятие Т.Ц. здесь отсутствует. Указ. сообщение в книге Откровения относится к грандиозному видению Второго пришествия Иисуса (см. Второе пришествие Иисуса) (Откр 19:11 - 20:15) . Победивший Иисус, "Господь господствующих" (Откр 19:16) , теперь одолевает "зверя", "лжепророка" и их воинства, т.е. восстающие против Него мировые царства и религии; зверь и лжепророк ввергнуты Им в огненное озеро, а их приверженцы убиты (ст. 17-21). Однако источник зла, сатана, еще не уничтожен, а только скован и на нек-рое время (Откр 20:1-3) изолирован от мира. С этого момента начинается эпоха, когда у сатаны отнята всякая возможность воздействовать на людей и над миром властвует Иисус Христос. Вместе с Ним участие в управлении миром - в качестве судей, властителей и священников - принимают и воскрешенные Иисусом мученики, умерщвл. за Слово Божье и за свидет-во об Иисусе (ст. 4-6). Это первое воскресение касается только их, а не всех умерших к этому времени людей (см. Воскресение, III,В,1 и 2). Продолжит-сть этой эпохи, как сказано в Откровении, составляет тысячу лет (ст. 4,6). После этого сатана вновь будет освобожден (ст. 7) и выйдет "соблазнять народы земли" на последнее, отчаянное восстание против Господа (ст. 8,9); но огонь с неба уничтожит их всех, и тогда в огненное озеро будет ввержен и сатана (ст. 10). После этого приходит срок второго, всеобщего воскресения для последнего, окончат. Суда, к-рым завершается эта мировая эпоха (ст. 11-15) и за к-рым следует сотворение нового неба и новой земли (Откр 21:1 и след.) . Для изображаемой в Откровении картины Т.Ц., как и для высказываний в 1Кор 15:23 и след. , характерна сдержанность. Здесь не раскрываются подробности, к-рые будут иметь место в будущем, а также отсутствует изображение этого времени в духе "золотого века". Данный фрагмент Откровения лишь сообщает, что за эту тысячу лет Иисус установит новый порядок, к-рому будут подчинены все жители земли; но последующее за ним последнее возмущение людей показывает, что эти новые внешние установления не отождествляются с коренным внутр. обновлением всех людей. При этом слова "тысяча лет" нельзя принимать как указание точного календарного периода; согл. Пс 89:4 и 2Пет 3:8 , Т.Ц. следует понимать как очень долгий, законч. временной отрезок, сравнимый с "днём" творения. Эту тысячу лет надо рассматривать как исполнение ветхозаветного пророчества (ср., напр., Ис 2:1 и след.; 11; 60-66; Мих 4:1-7; 7,11-20) . На протяжении огранич. времени жизнь на земле будет определяться тем фактом, что верховная власть будет принадлежать Иисусу, а силы зла будут скованы и бессильны. При этом Иисус особо восславит тех, кто отдал жизнь, следуя за Ним; здесь исполнится то, что обещано в Откр 1:6; 3:21; 6:9-11 . Но в Т.Ц. конечная Божья цель еще не достигнута, ибо сама земля, на к-рой установлено это царство, предназначена к гибели (Мф 24:35; 2Пет 3:10,13) , к тому же власть Иисуса распространяется и на тех людей, к-рые внутренне еще не обновились и потому при освобождении сатаны станут жертвами его иск-ва обольщения. Сама по себе жизнь в Т.Ц. не может спасти человека для вечности, если этот человек не возрожден духовно.
II.
Учение о Т.Ц. имело в истории христианства самые разные последствия. В древних христ. общинах и в ранней Церкви оно было живо, и в результате гонений вера в него постоянно получала новые импульсы. Христиане шли на смерть с ожиданием, что, воскреснув, они как мученики воссядут на престол в Т.Ц. Но когда со времен Константина (с 313 г. по Р.Х.) христ. вера превратилась в гос. религию, эта надежда стала меркнуть, пока в конечном итоге не был объявлен еретиком каждый ее приверженец. Христианство начало относить это библ. понятие к текущему периоду, и рассматривать Т.Ц. как уже наступившую эпоху церк. и Свящ. истории. Поэтому надежду на будущее Т.Ц. церковные власти воспринимали как выступление против доктрины, утверждавшей, что оно уже существует в настоящем. Но всякий раз во времена войн и бедствий знания о Т.Ц. оживали и давали людям утешение и надежду. Большая осторожность евангелич. церквей в подходе к этому вопросу связана с тем, что в течение столетий идея Т.Ц многокр. использовалась учителями, чьи взгляды были весьма далеки от подлинно библ. Иногда эта идея даже полностью вытесняла ожидание последнего Суда и окончат. обновления, к-рые соотв. являются целью всей истории. Картина золотого века, в к-рой Христос не обязательно занимает центр. место, а главное внимание уделяется исполнению мирских надежд на лучшие условия жизни, осуществления к-рых люди не видят в настоящем, представляет собой фальсификацию Свящ. Писания. К явным заблуждениям относятся и постоянно повторяющиеся попытки установить срок наступления Т.Ц. Как показывает опыт, одностор. концентрация на ожиданиях, связ. с ближайшим будущим, ведет к агрессивности, фанатизму и надменности. Они являются следствием отступления от присущей Библии трезвой взвешенности.


. Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Тысячелетнее царство" в других словарях:

    - – см. ХИЛИАЗМ. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

    Тысячелетнее царство - ♦ (ENG millennial kingdom) тысячелетнее правление Христа, о к ром говорится в книге Откровения св. Иоанна Богослова (Откр. 20:1 7) …

    Тысячелетнее царство - См. «Воскресение» … Словарь библейских имен

    Тысячелетнее Царство - English: Millenium Слово millenium происходит латинских слов mille, что значит тысяча, и annus, что значит год. Отсюда, период длиной 1000 лет. Хотя концепция Тысячелетнего Царства основана на безусловных заветах в Ветхом Завете,… … Словарь богословских терминов

    I. ПОНЯТИЕ Слова, используемые в Библии для передачи понятия царство (евр. малхут; греч. басилейа), означают: царская власть, царское владычество. Слово царство имеет два значения: правление царя и территория, подвластная царю (ср. Пс 144:13;… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    царство - (царствие), Царство Божие правление людей или Бога А. Темы в Библии ЦАРСТВО как тема: второй Царств: 2Цар 5:12 третьей Царств: 3Цар 4:21 Б. Земные царства 1. Основные царства библейской истории Васанское царство: Чис 32:33 Аморрейское царство:… … Библия: Тематический словарь

    Земное царство - ♦ (ENG earthly kingdom) царство Божие на земле; часто этим термином обозначают будущее тысячелетнее царство Христа (Откр. 20:4) … Вестминстерский словарь теологических терминов

    millennial kingdom - Тысячелетнее царство … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ - последняя книга НЗ и всей христианской Библии. В рукописной традиции встречается не менее 60 вариантов ее наименования (Hoskier. 1929. Vol. 2. P. 25 27). В самых ранних рукописях (Синайском () и Александрийском (А) кодексах) содержится краткое… … Православная энциклопедия

    - (от греч. χῑλιάς тысяча), или милленаризм (от лат. mille тысяча) учение, в основе которого лежит буквальное толкование пророчества Откр.20:1 4, говорящего о тысячелетнем Царстве Божием на земле в конце истории … Википедия

Книги

  • Тысячелетнее царство (300-1300). Очерк христианской культуры Запада , Воскобойников Олег Сергеевич. Монография представляет собой очерк христианской культуры Запада с эпохи Отцов Церкви до ее апогея на рубеже XIII-XIV вв. Не претендуя на полноту описания и анализа всех сторон духовной жизни…

Слова, используемые в Библии для передачи понятия «царство» [евр. малхут; греч. басилейа ], означают: «царская власть», царское владычество». Слово «царство» имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю» (ср. Пс 144:13; Мф 25:34).

В Евангелие от Матфея чаще употребляется другое словосочетание — «Царство Небесное» (32 раза; «Царство Божие» — только в Мф 6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43), но эти выражения синонимичны.

Царство Божие означает прежде всего неограниченную власть Господа над миром — над царством природы и Духа (Пс 102:19)

19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
(Пс.102:19)

Но помимо этого, подразумевается и нечто другое, а именно: господство Бога, Которому мы себя подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим.

Иисус учит молиться о пришествии этого Царства, этой царственной власти Бога (Мф 6:10)


(Матф.6:10)

Царство Божие одновремеменно пребывает в настоящем и в будущем

Природу его нельзя назвать ни чисто земной, ни чисто неземной, ни чисто духовной (1Пар 29:11); односторонняя трактовка привела бы к сужению этого библейского понятия.

11 Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.
(1Пар.29:11)

II. БИБЛИЯ О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ

Царство Божие, отчасти проявляющееся в настоящем, во всей своей полноте придет в будущем.

В Ветхом Завете сообщается о зарождении Царства Божьего, о том, что противостоит ему на земле, излагаются пророческие обетования, касающиеся этого Царства и его будущего.

Новый Завет показывает Того, в Ком «Царство Божие» на земле проявляется воочию: Иисуса Христа.

! Где находится Христос, там и наступает Царство Божие

Но только со Вторым пришествием Иисуса в славе Царство Божие обретет свое совершенство на земле:

1 Ветхозаветное возвещение Царства Божиего и его ожидание

Говоря о ветхозаветной истории Царства Божьего, прежде всего следует иметь в виду миссию Израиля.

Чтобы установить Свое Царство на земле, Бог избрал народ, которым стал особым образом руководить, чтобы через него всем остальным народам открылась Божья сущность.

5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
(Исх.19:5,6)

Чтобы вооружить Израиль для исполнения высокого поручения, Бог посылал ему Своих пророков, устами которых Он давал народу указания.

25 С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих — пророков, посылал всякий день с раннего утра;
(Иер.7:25)

Но народ Израиля сопротивлялся водительству Бога и препятствовал осуществлению Царству Божьему на земле (см. Неем 9:6-37).

С резкими обличениями израильтян выступали пророки, возвещая суд над избранным Божьим народом. И наказание пришло. Палестина была завоевана врагами, а народ уведен в плен. Но Бог не отказался от Своего замысла.

Предсказания пророков о грядущем Царстве, в котором свершатся Божьи замыслы, должны были исполниться. От Израиля исповедание Бога должно распространиться на все народы мира. Оружие, предназначенное для войн, будет перековано в орудия труда.



(Ис.2:2-4)

1 И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы.
2 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима.
3 И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
4 Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.
5 Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков.
(Мих.4:1-5)

Израиль станет благословением «посреди земли» (Ис 19:24). Это царство на земле установит Царь из рода Давида. Он будет «производить суд и правду на земле» (Ис 11:1,2; Иер 33:15). В то время как для земных царств характерно звериное начало (см. Дан 7), грядущее Ц.Б. исполнено человеч. черт. Его представляет «как-бы Сын человеческий» (Дан 7:13). Оно сменит все предшествующие земные царства и заступит на их место (Дан 2:44). В грядущем Ц.Б. жизнь будет подчинена новым установлениям, соотв. Божьей воле (Иер 31:33; Иез 36:25 и след.);

2 Царство Божие в современном мире

Иоанн Креститель и Иисус объявляли, что Царство Божие «приблизилось» (Мф 3:2; 4:17).

2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.3:2)

17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.4:17)

Иоанн говорил, что это Царство установит Тот, Кто идет за ним. Вся проповедь Иисуса наполнена напряженным ожиданием: Царство Божие уже на пороге, оно уже наступило в Иисусе, но о приходе Царства все же следует молиться.

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
(Матф.6:10)

7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
(Матф.10:7)

28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
(Матф.12:28)

В Своих притчах (Мф 13) Иисус говорит о возрастании этого Царства; данный процесс будет завершен могущественным вмешательством Бога (притча о неводе, ст. 47-50).

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
(Матф.13:47-50)

! Царь этого Царства — Сам Иисус, посланный Богом

Его Царство носит духовный характер, оно «не от мира сего»

36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
(Иоан.18:36)

Его нельзя установить человеческими усилиями и с помощью оружия (ст. 33-37).

Тот, кто желает «увидеть» Царство Божие и ждет его «пришествия», т.е. «от Духа»

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Иоан.3:1-8)

! Царство Божие не может считаться принадлежностью только иудеев

Оно доступно каждому, кто находится в правильных отношениях с Богом

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
(Матф.8:11)

«Основным законом» царства власти Бога по праву считается Нагорная проповедь, в которой перечислены основные правила, действующие в Царстве Божием.

Жертвенной смертью Иисуса, Его воскресением и вознесением созданы духовные предпосылки для того, чтобы древние обетования о Царстве Божьем на земле и о миссии Израиля смогли осуществиться. Очевидно, именно этого ожидали ученики Иисуса перед Его вознесением:

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
(Деян.1:6)

Отвечая на этот вопрос, Воскресший не опроверг высказанное предположение, но сказал, что право устанавливать времена и сроки принадлежит одному лишь Отцу. Самим же ученикам довелось пережить событие, имевшее чрезвычайно важное значение в истории Царства Божьего, когда апостолы «исполнились … Духа Святого» (Деян 2).

С того дня, Царство Божие охватывает всех, кто верит во Христа, в великую, вселенскую Церковь Христову, которая представлена на земле поместными церквами, но не ограничивается ими.

! В , воплощается Царство Божие.

Внутри нее исчезают все национальные, религиозные и социальные различия

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
(Гал.3:28)

Поскольку Христос — поставленный Богом Царь Царства Божьего, то это Царство по праву называется Царством Христа

11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
(2Пет.1:11)

Верующий в Христа введен в Его Царство

13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
(Кол.1:13)

где торжествуют «праведность и мир и радость во Святом Духе»

17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
(Рим.14:17)

Подданные этого Царства еще живут в мире

15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
(Иоан.17:15)

но они уже могут общаться с Богом; они сопричастны Небесному Царству;

20 Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
(Фил.3:20)

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
(Кол.3:1-3)

3 Грядущая полнота Царства Божиего

Присутствие Царства Божиего пока сокрыто от людей и познается только верой. Но со Вторым пришествием Господа Царство Божие установится в силе и славе.

Здесь следует различать два аспекта:

а) грядущее Царство сначала будет земным; тогда сбудутся многие пророческие предсказания

(напр., Ис 2:2-4; 11:6-9; Зах 8:13,20-23).

2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
(Ис.2:2-4)

6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
(Ис.11:6-9)

13 И будет: как вы, дом Иудин и дом Израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением; не бойтесь; да укрепятся руки ваши!
(Зах.8:13)

20 Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов;
21 и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; [и каждый] [скажет]: пойду и я.
22 И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа.
23 Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.
(Зах.8:20-23)

На основании Священного Писания можно говорить о тысячелетнем царстве (Откр 20:1-6).

В этом сбудется предсказание о призвании Израиля. Иисус, придя на землю во второй раз, будет вершить суд над народами, решая, кто достоин «наследовать» Его Царство (Мф 25:31-46).

Нельзя относить библейского высказывания о земном Царстве Христа только к духовной сфере, тем самым обесценивая их. Когда-то с неба будет объявлено: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр 11:15);

б) земное Царство Христа следует, однако, отличать от последнего совершенства всего сотворенного, когда Христос передаст Свою царственную власть в руки Отца, и всякая власть и сила окажутся упраздненными (1Кор 15:24)

24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
(1Кор.15:24)

Тогда Царство Божие достигнет своей полноты. Когда будут одолены все враги Божьи, и как последний из них — смерть (ст. 26), Иисус исполнит предназначение Своей царственной власти.


Царство мира сделалось царством Христа (11:15). Они ожили и царствовали со Христом (на земле) тысячу лет (Отк. 20:4).

Работа Божия не прекратится в подготовке пришествия Христа и восстановления Его Царства. Земля будет наполнена ведением Господним, как воды наполняют море. Когда миллионы просветленных возродятся на преображенной земле, и тогда начнется жизнь видимого с невидимым, временного с вечным, какое это чудесное просветление всех народов!

Что собой представляет тысячелетнее царство Христа на земле согласно Библии, и кто будет жить в этом царстве? ””И будет препоясание чресл Его - правда, и препоясание бедер его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись вместе с медведицею и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла на святой горе Моей; ибо земля наполнена будет ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11:5-9).

В пророчествах Ветхого Завета очень ясно говорится о воздвижении царства мира на земле: во-первых, это славный юбилей земли (Лев. 25:8-101); во-вторых, это реабилитация Христа и церкви (Ис. 53:2) и в третьих, это исполнение всех обетовании Израилю и народам земли (Пс. 2:1-12).

С Его царства все проклятье и виновник их, будут удалены. Сказал Господь Господу моему: “Сядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих, в подножие ног Твоих! Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона” (Пс. 109:1).

И до каких пор следует хранить гробовое молчание о той великой славе Христа на земле, которую составите вы? Сотни пророчеств, видений и откровений говорят об этом. Кто дал право хранить за семью печатями молчание и кому это выгодно скрыть головокружительную радость от знания грядущего Царства (миллениума). Надо ясно представить ту атмосферу гармонического спокойствия, которое воцарится на земле в эпоху миллениума. Оно упразднит государственное и общественное насилие, оно устранит какую бы то ни было эксплуатацию, оно ослабит хищное начало в человеке. Оно смягчит нравы народов до той степени, на какую указывают вам пророчества, оно поднимет культуру, творчество, архитектуру, живопись до разумного творческого бытия (Ис. 65:19-23). О деспотизме государств, о войнах и революциях; о голоде, бедности, эпидемиях и болезнях будете узнавать только в музеях и библиотеках. Все силы наши, не отвлекаемые социальной борьбой и личной жизнью, будут уходить на духовное и физическое совершенствование, на утоление жажды познания Божественной премудрости.

Но насколько я сам понял и представил, могу и вам объяснить на сколько земля может обновиться. Я знаю, что в мечтах людей, в их видениях и откровениях, очень много показано об этом.

Как выглядит это царство

И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней всякие народы. И будет Он судить народы и обличит многие племена, и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы, и не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать, и препоясанием бедер Его -Истина. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господним, как воды наполняют море” (Ис. 2:2-5).

Эта картина, как видения прошлые, прошла предо мною, кода я возвратился и был во сне. Я думал - это же восстановление сотворенного Богом рая, только в огромных масштабах всей цивилизации и всего человечества. Это же всемирное объединение народов, для мирных целей и сохранения священного дара жизни на земле. Тысячелетнее царство Христа - это первоначальное намерение Бога, относительно человечества и земли (Евр. 1:6; Ис. 35:1-8). Больше не будет болезни и страдания (Ис. 2:2-4). По всей земле воцарится мир (Пс. 45:10; 71:7). Владычеству Его нет предела (Ис. 9:7). Будет изобилие здоровой пищи (Пс. 71:1б-17; Ис. 11:6-10). Все это и многое другое не может оставаться не отраженным в культуре, просвещении, архитектуре, науке, строительстве и градостроении, ансамбле великих богослужений и прославлении Христа для народов. Мал будет храм иерусалимский. Вы знаете какие там будут великолепные храмы, наполненные великими произведениями художников? Какие там хоры и музыка? Одухотворяющая душу человека величественное прославление как фимиам, возносящийся к престолу величия на высоте.

Говоря о просвещении в тысячелетнем Царстве, мы должны понять, что оно будет всемирным. Сколько надо будет учителей, директоров, профессоров, институтов и академий, чтобы охватить весь мир! Чему там будут учить? Сюда относятся, во-первых, все духовные области: сознание души и духа, потому что там будут люди с высшей сферы, которые передадут влияние духовных здоровых способностей на физический мир.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Глава 23

Царство Иисуса Христа

Царство представляет собой правительство, распространяющее власть на своих подданных. Оно регулирует общественные дела людей, которые ему подчиняются, руководствуясь своими высшими идеалами равенства, процветания и общего благополучия.

Именно таким было представление Иисуса Христа о Царстве. Его Царство было "не от мира сего" - не от мира греха, болезни, бедности, несправедливости и смерти. Естественное состояние всех его подданных включало в себя праведность, здоровье, жизнь, мир и процветание. Иисус намеревался утвердить это Царство среди людей благодаря силе Своего свидетельства. Он посылал учеников как Своих агентов, призванных утвердить новый порядок вещей.

Чему подобно Царство?

Если бы Царство, о котором часто учил Иисус, было городом с улицами из чистого золота, Он мог бы легко указать его местоположение – однако, Он этого не сделал. Напротив, все иллюстрации, используемые Им, были призваны показать слушателям, что Царство – это состояние, которое должно утвердиться среди них благодаря силе Духа, и что это может произойти очень быстро. Так например, Иисус учил: "Чему уподобим Царствие Божие? Или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле, а когда посеяно, восходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные" (Марка 4:30-32).

"Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все" (Матфея 13:33).

Невозможно логически объяснить, как подобные образы могут иметь отношение к определенному месту в небесах. Какую связь с "городом, улицы которого из чистого золота" имеет горчичное зерно, вырастающее и превращающееся в дерево, или же небольшая закваска, заквашивающая хлеб?

Если под Царством подразумевать место, куда хорошие люди попадают после своей смерти, то сравнения Иисуса выглядят странными и необычными. Но истина в том, что Он никогда не имел в виду ничего подобного.

В понимании Иисуса, Царство Небесное есть состояние, которое призвано внедриться в делах людей уже здесь, на земле. Оно подразумевает постепенный рост из незначительного начала, подобного горчичному зерну, или куску закваски. Он послал учеников, чтобы те проповедовали в силе Духа, утверждая Царство здесь и сейчас. У нас нет оснований для какого-либо другого вывода.

Символизм

Все теории о том, что "небеса" - это место, основаны на символическом описании Нового Иерусалима апостолом Иоанном. Картина, показанная в книге Откровение, показывает полный расцвет основанного Иисусом движения, начало которого было малым и незначительным.

Город, который видел Иоанн, находится среди людей. "Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прошлое прошло" (Откровение 21:3,4). Все это должно происходить здесь, посреди нас, а не в мире ангелов.

Если царство, о котором учил Иисус, находится на небесах, то почему же Он призвал Своих учеников молиться такими словами:

"Да придет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя
И на земле, как на небе"?

В наше время, когда люди все больше познают скрытые ресурсы природы, человечество видит, что их правильное использование способно сделать землю раем.

Не нужно обольщать себя предположениями о том, что где-то во вселенной существует место, называемое "небесами". Ни Ветхий, ни Новый Завет, не дают основания для такой доктрины. Напротив, Писание ясно указывает на то, что все "небеса", который человек только способен найти, находятся с нами, и они открыты взору каждого, кто способен разорвать завесу чувств.

Приблизившееся Царство

Слова "приблизилось Царство Небесное" являются ясным указанием на скорое утверждение нового порядка вещей. Фактически, для человека нет ничего ближе, чем Бог и Небесное Царство, которое всегда существует в нераскрытых глубинах сознания. Жизнь человека – в крови, циркулирующей в теле, но человек не отдает отчета в существовании крови до тех пор, пока не посмотрит на нее. Точно так же, человек не осознает свою духовную природу до тех пор, пока не погружается в глубины своей души.

Субъективное (внутреннее) сознание должно стать объективным (внешним). Согласно апокрифическим Евангелиям, на вопрос учеников о том, когда придет Небесное Царство, Иисус ответил: "Когда то, что снаружи, станет подобно тому, что внутри".

Это высказывание ясно свидетельствует, что небо находится внутри людей. Оно станет доступно сознанию человечества тогда, когда проявится вовне, когда открытое примет образ сокровенного.

Иисус был хорошо знаком со внутренней сферой, обитая там большую часть своего времени. Эта сфера существует и сегодня, и она доступна для каждого, кто ищет ее.

Провозглашение

Поскольку Царство Небесное существует здесь, посреди нас, и нам лишь следует этот осознать этот факт, давайте же провозглашать присутствие Царства в мыслях и делах. За этим последует его видимая манифестация.

Видимое проявление Царства – не только вопрос восприятия. Все идеи воплощаются благодаря действию. Для того, чтобы способствовать манифестации потенциала Бытия, вам необходимо использовать ваш талант. Главнейшая способность человека, превосходящая все его остальные качества – это способность к мышлению. Думать – это значит способствовать проявлению идей в мире форм. Всякий раз, когда вы концентрируете сознание на той или иной идее, вы формируете для этой мысли тело. Вера в ограничения материального мира приводит к образованию тела плоти, скованного ограничениями. Если вы хотите обрести тело свободы и света, пусть основанием ваших мыслей будут свобода и свет. Человек никогда не поднимется в своей манифестации выше уровня своего мышления. Мысль никогда не станет выше стоящей за ней идеи. Если вы хотите повысить уровень своей жизни, контролируйте мысли своего сознания, потому что именно они формируют ваши обстоятельства. Если вы пребываете в рабстве чувств, окружающая вас действительность становится стенами вашей тюрьмы.

Динамика

Метафизики пришли к выводу, что в сфере идей существует область, возможности которой еще до конца не изучены. Она представляет собой великую кладовую мудрости и жизни, и каждый человек един с ней в глубине своей личности. Высший Принцип проявляет себя в видимом мире благодаря мышлению. Слова приводят в движение механизмы, осуществляющие манифестацию невидимых идей.

Царство Небесное, от начала и до конца, есть внутреннее состояние, но оно воплощается в материальной сфере благодаря тем людям, которые раскрывают свои высшие способности. Тем не менее, мы не должны концентрироваться на внешних проявлениях, подобно тому, как это делают люди, порабощенные чувствами. Будучи обременены вещами, они взывают: "Сделайте нас счастливыми в наших владениях, и с нас будет довольно". Но духовные люди мыслят иначе. Их сокровище – сокровище души, их удовольствия – удовольствия разума и сердца. Всякий человек, сосредоточивший внимание на своем внутреннем мире, находится на пути в Царство.

Великая цель

Мудрый человек не концентрируется на внешних проявлениях, для него они – прах. В нем вечно горит неугасающий и всегда живой огонь Духа. Поскольку он не отождествляет себя с тленным миром, он знает, что мир – не конец его существования. Прах будет развеян на четырех ветрах, но огонь продолжит гореть вечно.

Вы находитесь на земле для того, чтобы исполнить определенную цель, но вы не сможете осуществить свое призвание, игнорируя высший закон Бытия, пребывая в рабстве плоти и мелочной суеты.

Вы – семя, которое было брошено в почву для того, чтобы оно росло и приносило плод. Вы – не прах и не пепел.

Пробудитесь к осознанию этой истины. Живите по высшим идеалам. Возвысьте себя, потому что Царство Небесное приблизилось. Вы – царь! Христос Божий родился в вас, и час вашего правления воистину приблизился.

Развитая душа

Душа и радиантное тело Иисуса были развиты в большей степени, чем у кого-либо из людей нашей расы. Это развитие напрямую зависит от духовной культуры. Тело света Иисуса сияло в то время, когда Он молился. Благодаря силе своего духовного посвящения, Иисус смог восстановить каждую клетку Своего организма после распятия на кресте.

В настоящее время, Иисус продолжает жить в Своем прославленном теле в Небесном Царстве – в сфере, которая пронизывает всю землю и ее окружение.

Великие учителя и духовные лидеры человеческой расы смогли развить и выразить сверхсознание, которым обладает каждый человек. Когда наука придет к пониманию великих законов, которые управляют манифестацией, человечество вступит в новую эпоху, и результаты деятельности людей превзойдут самое смелое воображение.

На протяжении столетий, тайны сверхразума были достоянием различных оккультных и мистических школ, которые проявляли осторожность, не желая раскрывать их массам из опасения, что те, в своем невежестве, могут злоупотребить ими. В наше же время, врата духовного познания широко открыты, так что любой желающий может войти.

Новое измерение

Царство Небесное – это новое измерение разума и энергии, которое раскрывается сейчас в духовной субстанции. Оно представляет собой идеальное состояние творческого разума, которое готово войти в умы людей. Его источник – не извне, а внутри человека. Люди являются внешним проявлением Божественного Разума, и все бесконечные возможности Царства принадлежат им по праву рождения.