Теория познания

Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от (основанного на производстве товаров) к , или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis — знание + logos — учение), или теорией познания.

Познание в целом — творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире .

Часто познание требует от человека убежденности в своей правоте и особого мужества: многие ученые за свои идеи шли в тюрьмы и на костры. Таким образом, познание имеет социальную природу: оно обусловлено внутренними потребностями общества, целями, ценностями, убеждениями людей.

Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности — , игрой, и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности, — потребность, мотив, цель, средства, результат.

Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное — необходимый элемент жизни человека.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Цель познания - получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании есть соответствие знаний о действительности самой действительности.

Средства познании в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д. (ниже они будут рассмотрены подробно).

Действия в процессе познания также многообразны. Например, в принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.

Результат познания — это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Н ап ри мер, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.

Философия познания

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология ” — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.

При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий. Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX в. стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в теме 5). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение — таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и , образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

Субъект и объект познания в философии

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является , но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, — на , этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ — это человек», «Ф.М.Достоевский — русский писатель» и т.д.; они не зависят от наших личных желаний: Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

Конечно, совершенно «очищенным» от человека знание быть не может. На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха.

Познание как философская категория изучается специальным разделом философии - гносеологией. Философов интересуют глобальные проблемы человеческого бытия, существования абсолютной истины и пути ее поиска. Процесс познания как часть психической деятельности человека изучает академическая психология.

Потребность в изучении окружающего мира знакома каждому человеку с момента рождения. Что такое познание? Каковы средства и цели познания? Попробуем кратко и простыми словами ответить на эти вопросы в нашей сегодняшней статье.

Определение познания

Научных определений этого понятия очень много. Если объяснять просто, то познание - это отражение окружающей действительности в сознании человека, процесс изучения мира. Процесс познания позволяет человеку идентифицировать себя и свое место в мире, а также понимать назначение, свойства и место других объектов и явлений в окружающем пространстве. Субъектом познания всегда выступает человек.

А вот объектом изучения может быть как внешняя среда, так и сам человек, и его внутренний мир. Основными считаются две формы познания: чувственная и рациональная. Чувственная форма присуща всем живым существам на планете. А вот рациональное познание дано только лишь человеку. Животные (в том числе человек) познают мир с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Чувственное познание напрямую связано с изучаемым объектом. Оно характеризуется субъективными выводами, впоследствии формирующими знания и опыт. Рациональное познание осуществляется с помощью разума, мышления. На нашей планете когнитивными (мыслительными) способностями обладает только человек. Правда, некоторые высшие млекопитающие (например, дельфины, приматы) тоже способны мыслить, но их возможности весьма ограничены. Познание мира человеком происходит опосредованно. Опираясь на чувственные знания, он старается выяснить внутренние свойства предмета, а также его значение и связь с остальным миром.

Цели процесса познания

Цели можно условно разделить на обыденные и высокие. Человек, познавая окружающий мир, применяет для улучшения качества собственной жизни, создания безопасной и удобной среды обитания. Можно сказать, что человеку для выживания необходимо познавать в первую очередь ту часть реальности, которая его окружает.

Высокие цели познания ставят перед собой наука и искусство. Оно здесь выступает как процесс выявления внутренней сущности вещей, явлений и событий, их взаимосвязей в поисках истины. Долгое время считалось, что человечество открыло все основные законы природы и узнало об окружающем мире практически все. Парадоксально, но новейшие научные открытия поднимают еще больше новых вопросов. Сегодня многие ученые признают, что окружающий мир гораздо сложнее и многообразнее представлений человека о нем. Процесс познания бесконечен, и результаты этого процесса совершенно непредсказуемы.

Житейский опыт, или Бытовое познание

Для человека, как и для любого другого живого существа, процесс познания начинается с рождения. Маленький ребенок знакомится с миром с помощью органов чувств. Он все трогает руками, пробует на вкус и внимательно рассматривает. В этом нелегком труде ему помогают родители, попутно передавая уже накопленные собственные знания об этом мире. Таким образом, с возрастом человек приобретает определенную систему представлений о мире, продолжая присоединять к опыту предков свой собственный.

Бытовое, или житейское познание - это естественный повседневный процесс, целью которого является улучшение качества жизни. Результаты познания на протяжении многих поколений складываются в жизненный опыт, который позволяет новому человеку быстро адаптироваться к реальности и чувствовать себя в безопасности. Надо отметить, что жизненный опыт является субъективной категорией. Например, результаты житейского познания чукчей кардинально отличаются от жизненного опыта североамериканских индейцев.

Научное познание

Научное познание, с одной стороны, стремится охватить общие закономерности для отдельных предметов, явлений и событий, которые позволят увидеть за частным общее. С другой стороны, наука работает только с фактами, конкретным и реальным материалом.

Научным знание становится тогда, когда его можно доказать экспериментально. Любые умозаключения, гипотезы и теории требуют практического доказательства, не вызывающего сомнений и разночтений. Поэтому многие научные открытия происходят в результате многолетних исследований, наблюдений и практических экспериментов. Если житейское познание важно для отдельного человека или группы людей, то цель познания научного - получение знаний в масштабах человечества. Научное основано на логическом и аналитическом мышлении.

Художественное познание

Совсем по-другому происходит художественное познание мира. Объект в этом случае воспринимается целостно, в виде единого образа. Художественное познание проявляется прежде всего через искусство. В игру вступают воображение, ощущение и восприятие. Через субъективные художественные образы, созданные художниками, композиторами и писателями, человек познает мир красоты и высоких чувств. Цель процесса познания в искусстве - все тот же поиск истины.

Художественное познание - это образы, абстракции, нематериальные объекты. На первый взгляд, научное и художественное познания абсолютно противоположны. На самом деле абстрактное, образное мышление имеет огромное значение в научном поиске. А достижения науки способствуют появлению новых форм в искусстве. Потому что цель познания едина для всех его форм и видов.

Интуитивное познание

Помимо чувственного и рационального человек наделен еще одной необычной формой познания - интуитивной. Отличие ее в том, что человек получает знания внезапно и неосознанно, не прилагая никаких видимых усилий. На самом деле это сложный познавательный процесс, тесно связанный с чувственным и рациональным опытом.

Интуитивные знания приходят к человеку разными способами. Это может быть внезапное озарение или предчувствие, безотчетная уверенность в ожидаемом результате или принятие правильного решения без логических предпосылок. Интуитивное познание человек использует и в обычной жизни, и в научной или творческой деятельности. На самом деле за неосознанными интуитивными открытиями стоит предыдущий опыт чувственного и рационального познания. Но механизмы интуиции до конца не понятны и не изучены. Предполагается, что за стоят гораздо более сложные психические процессы.

Методы и средства познания

За свою историю человечество определило, создало и классифицировало множество методов познания. Все методы можно отнести к двум большим группам: Эмпирические методы основываются на чувственном познании и широко используются человеком в обыденной жизни. Это простое наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент. Эти же методы являются основой научной деятельности. В научном познании, кроме того, широко используются теоретические методы. Популярным примером методов познания в научной теории являются анализ и синтез. Кроме того, ученые активно используют в своей деятельности индукцию, аналогию, классификацию и много других методов. В любом случае теоретические выкладки всегда требуют практического доказательства.

Значение познавательного процесса для человека

Понятие познания и его целей - на самом деле вопрос очень объемный и сложный. Помимо рассмотренных форм существует еще философское, мифологическое, религиозное познание, самопознание. Кроме того, к познанию относятся понятия научного и ненаучного знания. А есть еще понятие веры. Все эти вопросы относятся к сфере научного и философского поиска. Очевидно только то, что стремление к познанию окружающего мира - это неотъемлемая характеристика человека разумного.

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

В понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

В достоверном обобщении фактов;

В том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

Ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

Восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

Представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

Понятие;

Суждение;

Умозаключение.

Понятие - это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение - мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение - это связь понятий.

Умозаключение - это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к

Урок: Познание как вид деятельности

1. Введение

Здравствуйте. Сегодня мы начинаем разговор о познании. Тема нашего урока – «Познание как вид деятельности».

Познанием принято называть процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Результаты познания передаются из поколения в поколение при помощи материальных носителей информации. Это не только книга, но также миф, сказка, кино, телевидение и даже устная речь.

Вопрос о познании, его возможностях и границах является одним из основных вопросов философии. Им занимается специальный раздел философии – гносеология (это слово происходит от греческого «гнозис» - «знание»). Ее также называют эпистемологией.

Главный вопрос гносеологии – «Познаваем ли мир?» В общественной мысли существует три варианта ответа на этот вопрос. Люди, которые отвечают «Да», называются гностиками, сомневающиеся в возможности человека и общества познавать мир называются скептиками, наконец, люди, отрицающие принципиальную возможность познания мира, зовутся агностиками (рис. 1).

Рис. 1. Гносеологические позиции

Давайте рассмотрим эти гносеологические позиции подробнее.

С точки зрения гностицизма, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Если мы чего-то не знаем, это объясняется несовершенством наших методов познания. К примеру, мы не знаем, что находится в центре нашей Галактики, но можем предположить, что это черная дыра.

С точки зрения скептиков, мы вынуждены опираться на данные наших органов чувств и не можем сказать, насколько эти данные истинны. Один из наиболее известных представителей скептицизма Дэвид Юм, считал, что человек оперирует только своими ощущениями, не может выйти за их границы и поэтому не знает даже, существует внешний мир или нет. Отсюда очень недалеко до солипсизма. Солипсизм (субъективный идеализм) – философская концепция, представители которой считают, что существует лишь одно сознание, а весь материальный мир – его кажущееся порождение.

Нельзя сказать, что скептики совершенно неправы. Цвет. Температура.

Скептик не знает, какой характер носит полученная им от органов чувств информация, – истинный или ложный. Представитель агностицизма уверен, что чувства нам лгут. Основоположник этой концепции Иммануил Кант считал, что органы чувств фиксируют лишь внешние свойства вещей, но не в состоянии дать информацию о их сущности.

С точки зрения Канта, все вещи в этом мире имеют две формы – «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас».

Неудивительно, что подавляющее большинство ученых и философов – гностики. Ведь если мы отрицаем реальность воспринимаемых нами вещей, процессов и явлений, то изучать их невозможно, а значит, не может быть ни науки, ни философии.

Познаваемость материального мира является одним из принципов гносеологии. Еще одним важным принципом является диалектика. Это слово происходит от греческого «диалегомай» – «спорю» и означает подход к объектам с точки зрения их развития. Диалектика как принцип познания мира гласит, что вещи не остаются неизменными. Они постоянно трансформируются под воздействием многочисленных факторов.

Главным способом познания в современной философии считается практика. Знания, полученные практическим способом, являются наиболее прочными. Практика у студентов.

Как мы с вами уже сказали на прошлом уроке, познание является одним из основных видов деятельности. Структура познания абсолютно идентична структуре деятельности: здесь тоже есть мотив, потребности, убеждения, социальные установки и, разумеется, активность. Если сознание не требует активности человека, но познание невозможно без целеполагания и осуществления конкретных действий.

Вспомните эпизод из рассказов о Конан Дойле. Шерлок Холмс спрашивает Ватсона, сколько ступенек насчитывает лестница в их доме.

Почему Ватсон не может это вспомнить? Ведь он видел эту лестницу много раз. Она отражалась в его сознании, но никогда не была предметом познания. Вспомните сейчас, сколько окон в вашем доме, или ступенек в подъезде.

Точно так же, как и в других видах деятельности, в познании также существует субъект и объект познания, а значит, и три типа их взаимодействия. Познание тоже может быть субъектно-объектным, субъектно-субъектным и обратным (его мы называем самопознанием).

Но есть и отличие познания от других видов деятельности. Познание всегда носит творческий характер. Возьмите две книги, написанные разными людьми на одну и ту же тему, и вы увидите, как различаются их позиции. Именно поэтому, когда вы сдаете идентичные рефераты и уж тем более сочинения на одну и ту же тему, учителя не верят, что это простое совпадение. Творческий характер познания проявляется и в отборе материала, и в выборе методов, и, конечно, в ваших выводах.

Чтобы проиллюстрировать творческий характер познания, немецкий философ Людвиг Витгенштейн придумал и нарисовал «уткокролика» (рис. 2). Уткокролик

Что вы видите в этом рисунке?

Такие картинки-перевертыши очень популярны. Психоаналитики, к примеру, используют их, чтобы увидеть психологическую установку своих пациентов.

Целью познания является истина – адекватное и идентичное отражение объекта субъектом познания. Противоположность истины называется заблуждением.

Истиной мы называем такое знание человека о явлениях природы, общества и сознания, которое соответствует объективной действительности и которое поддается проверке при помощи человеческой практической деятельности и определенных методов.

Понятия «правда» и «истина» используются постоянно. Очень часто их смешивают, не видят между ними особой разницы. Различие, тем не менее, есть. Если спросить обычного человека, чем правда отличается от истины, скорее всего, вам скажут, что правда у каждого своя, а вот истина – всегда одна. Истиной называют соответствие реального положения вещей и наших мыслей о нем; правда описывает оценочное знание. То, что Ленин родился в 1870 году, – истина, так как эти данные можно проверить. А вот то, что Ленин был хороший человек или, наоборот, плохой, – это оценочное знание, а значит, для одних людей является правдой, а для других – ложью.

В философии принято говорить об абсолютной и относительной истине. Абсолютной истиной называется полное, завершенное знание, которое невозможно даже уточнить. Относительная истина тоже носит объективный характер, но ее можно уточнять и развивать. И абсолютная, и относительная истины объективны и различаются лишь по степени точности и полноты отражения действительности.

Неудивительно, что абсолютная истина воспринимается нами как недостижимая. Есть, конечно, некое элементарное знание, которое невозможно опровергнуть (например, Российская Федерация является республикой), но его также можно развивать.

Несмотря на то, что целью познания для всех является истина, пути познания могут быть разными. В современной гносеологии существует несколько теорий познания, представители которых используют разные методы для изучения мира и человека. С этими теориями мы познакомимся в следующий раз. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Младшие братья и познание

В сказке Ершова «Конек-Горбунок» младший сын не отличался особыми умственными способностями: «Младший вовсе был дурак». Не хочется обижать младших детей в семье, но психологи уверены: у тех, кто родился раньше, больше возможностей для интеллектуального развития.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в Нидерландах проводилось исследование влияния недостаточного питания на интеллектуальные способности детей, родившихся в конце Второй мировой войны; как часть этого исследования проводился тест Равена на интеллектуальное развитие (тест выполнили более 350 000 голландских мужчин в возрасте 19 лет), и он показал, что результаты теста были тем ниже, чем больше был у них «порядковый номер» рождения.

На протяжении нескольких лет этот парадокс никто не мог объяснить. Лишь в 1975 году психологи Роберт Зайонц и Грегори Маркус доказали, что старшие братья и сестры зачастую играют по отношению к младшим роль учителей. Ведь если у младшего брата не выходит решение задачи, он обращается к старшим. Старшие тем самым повторяют уже изученный материал.

Есть анекдот об учителе, который сам уже понял излагаемый им материал, а дети все не понимают.

Впрочем, у младших братьев и сестер есть выход. Можно объяснять материал собаке или даже воображаемому ученику. Ведь это обратная деятельность: ее результатом станет совершенствование интеллекта того, кто объясняет.

Врет, как очевидец

В одном из юридических вузов профессор проделывал такой опыт. В начале лекции он как бы совершенно случайно доставал из своего портфеля разные предметы, выкладывал их на стол и через некоторое время убирал. В конце лекции он просил студентов на листочке перечислить, какие предметы находились на столе.

Результаты были ошеломляющими. Все студенты видели эти предметы, но практически никто не делал их предметом своего познания. Все предметы перечислить не смог никто; большинство студентов могло назвать меньше половины, а многие называли даже такие предметы, которых на столе не было.

Профессор таким образом демонстрировал студентам избирательность человеческого познания и возможность формирования ложных знаний. Среди юристов есть даже выражение «врет, как очевидец»: свидетели одного и того же события могут описывать его совершенно по-разному.

Какое брюхо к ученью глухо?

В русском языке, да и в некоторых других языках, существуют взаимоисключающие выражения типа «сытое брюхо к ученью глухо» или «голодное брюхо к ученью глухо». Так каким же должен быть познающий субъект, чтобы процесс познания шел наиболее успешно.

В психологии существует понятие «когнитивные карты», которое описывает объем пространства, в котором свободно ориентируется человек. Эдвард Толмен (1948) провел опыты с крысами в лабиринте и установил, что крысы также обладают когнитивными картами, то есть представляют себе все пространство, а не только его видимый кусок (обладают пространственной ориентацией). Кроме того, крысы, получавшие награду (еду), гораздо быстрее изучали лабиринт, чем не получавшие подкрепления. Однако чем крысы голоднее, тем больше они стремятся только к цели и тем уже их когнитивные карты.