Михаил Сергеевич Горбачев был избран президентом СССР 15 марта 1990 года на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР.
25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, М.С. Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента и подписал Указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Ельцину.

25 декабря, после заявления Горбачева об отставке, в Кремле был спущен красный государственный флаг СССР и поднят флаг РСФСР. Первый и последний Президент СССР навсегда покинул Кремль.

Первый президент России, тогда еще РСФСР, Борис Николаевич Ельцин был избран 12 июня 1991 года всенародным голосованием. Б.Н. Ельцин победил в первом туре (57,3% голосов).

В связи с истечением срока полномочий Президента России Б. Н. Ельцина и в соответствии с переходными положениями Конституции РФ на 16 июня 1996 года были назначены выборы Президента России. Это были единственные президентские выборы в России, где для определения победителя потребовалось два тура. Выборы прошли 16 июня - 3 июля и отличались остротой конкурентной борьбой между кандидатами. Основными конкурентами считались действующий Президент России Б. Н. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганов. По результатам выборов Б.Н. Ельцин получил 40,2 миллиона голосов (53,82 процента, значительно опередив Г.А. Зюганова, который получил 30,1 миллиона голосов (40,31 процента). 3,6 миллиона россиян (4,82%) проголосовали против обоих кандидатов.

31 декабря 1999 года в 12 часов 00 минут Борис Николаевич Ельцин добровольно прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации и передал полномочия президента председателю правительства Владимиру Владимировичу Путину.5 апреля 2000 года первому президенту России Борису Ельцину были вручены удостоверения пенсионера и ветерана труда.

31 декабря 1999 года Владимир Владимирович Путин стал исполняющим обязанности президента РФ.

В соответствии с Конституцией Совет Федерации РФ назначил датой проведения внеочередных президентских выборов 26 марта 2000 года.

26 марта 2000 года в выборах приняли участие 68,74 процента избирателей, включенных в списки голосования, или 75 181 071 человек. Владимир Путин получил 39 740 434 голоса избирателей, что составило 52,94 процента, то есть более половины голосов избирателей. 5 апреля 2000 года Центризбирком РФ постановил признать выборы президента Российской Федерации состоявшимися и действительными, считать избранным на должность президента России Путина Владимира Владимировича.

Кто был президентом СССР и Российской Федерации. СправкаСюжет:Выборы президента РФ: законодательство, справки, биографии (10)18:0529.02.2008(обновлено: 12:25 08.06.2008) 068035305 За годы существования института президентства на территории СССР и Российской Федерации в стране было три главы государства - Михаил Горбачев (первый и единственный президент СССР), Борис Ельцин и Владимир Путин.

Михаил Сергеевич Горбачев был избран президентом СССР 15 марта 1990 года на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР.
25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, М.С. Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента и подписал Указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Ельцину.

25 декабря, после заявления Горбачева об отставке, в Кремле был спущен красный государственный флаг СССР и поднят флаг РСФСР. Первый и последний Президент СССР навсегда покинул Кремль.

Первый президент России, тогда еще РСФСР, Борис Николаевич Ельцин был избран 12 июня 1991 года всенародным голосованием. Б.Н. Ельцин победил в первом туре (57,3% голосов).

В связи с истечением срока полномочий Президента России Б. Н. Ельцина и в соответствии с переходными положениями Конституции РФ на 16 июня 1996 года были назначены выборы Президента России. Это были единственные президентские выборы в России, где для определения победителя потребовалось два тура. Выборы прошли 16 июня - 3 июля и отличались остротой конкурентной борьбой между кандидатами. Основными конкурентами считались действующий Президент России Б. Н. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганов. По результатам выборов Б.Н. Ельцин получил 40,2 миллиона голосов (53,82 процента, значительно опередив Г.А. Зюганова, который получил 30,1 миллиона голосов (40,31 процента). 3,6 миллиона россиян (4,82%) проголосовали против обоих кандидатов.

31 декабря 1999 года в 12 часов 00 минут Борис Николаевич Ельцин добровольно прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации и передал полномочия президента председателю правительства Владимиру Владимировичу Путину.5 апреля 2000 года первому президенту России Борису Ельцину были вручены удостоверения пенсионера и ветерана труда.

В соответствии с Конституцией Совет Федерации РФ назначил датой проведения внеочередных президентских выборов 26 марта 2000 года.

26 марта 2000 года в выборах приняли участие 68,74 процента избирателей, включенных в списки голосования, или 75 181 071 человек. Владимир Путин получил 39 740 434 голоса избирателей, что составило 52,94 процента, то есть более половины голосов избирателей. 5 апреля 2000 года Центризбирком РФ постановил признать выборы президента Российской Федерации состоявшимися и действительными, считать избранным на должность президента России Путина Владимира Владимировича.

14 марта 2004 года - Владимир Путин был избран Президентом Российской Федерации на второй срок. За пост Президента России боролись шесть кандидатов. За Владимира Путина проголосовали 71,31 процента от общего числа избирателей (49565238 человек). Вступил в должность 7 мая 2004 года.

Конституция Российской Федерации запрещает действующему президенту страны баллотироваться на третий срок подряд.


Пост Президента СССР был учрежден на III Съезде народных депутатов. Соответствующая поправка к Конституции гласила, что Президент СССР избирается всенародным голосованием на пятилетний срок. При этом первый и последний Президент СССР М. С. Горбачев в порядке исключения был избран Съездом народных депутатов 15 марта 1990 г. Вице-президентом СССР стал Г. И. Янаев, который выполнял по поручению президента отдельные его функции и мог замещать последнего в случае его болезни или отставки.
Президенту отводилось важное место в системе высших государственных органов. Он являлся главой государства, обеспечивал взаимодействие органов власти и управления, представлял на утверждение Верховного Совета кандидатуры главы правительства, министров, Генерального прокурора, председателей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР, персональный состав Комитета конституционного надзора СССР. Президент назначал и смещал высшее военное командование, вел международные переговоры, назначал и отзывал дипломатических представителей, имел право объявлять мобилизацию и состояние войны, вводить военное или чрезвычайное положение. Президент СССР мог активно влиять на деятельность Верховного Совета СССР, ограничивал его полновластие. Так, Президент обладал правом отклонять принятые Верховным Советом законы и направлять их на повторное обсуждение; он мог ставить перед Съездом народных депутатов СССР вопрос об избрании Верховного Совета СССР в новом составе. У Президента СССР было право издавать указы нормативного характера экономической и социальной направленности, он мог даже создавать новые органы и другие государственные структуры «для ускорения формирования союзного рынка».
В декабре 1990 г. VI съезд народных депутатов СССР наделил Президента СССР дополнительными полномочиями, предоставив ему право возглавлять систему органов государственного управления СССР и обеспечивать ее взаимодействие с высшими органами государственной власти страны. Совет министров СССР был переименован в Кабинет министров СССР, а Председатель Совета министров - в Премьер-министра СССР. Переименование повлекло и существенное изменение статуса Кабинета министров, который переставал быть высшим исполнительным и распорядительным органом СССР, поскольку данные функции переходили Президенту
Президент СССР возглавил Совет безопасности СССР - новый государственный орган, на который возлагалась « выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны, поддержанию надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе».
Созданная в СССР в 1989 - 1990 гг. государственно-политическая система нового типа в целом оказалась неспособной к управлению страной в условиях кризиса. Конкретные меры подменялись пустыми разговорами о необходимости перестройки, ее историческом значении и трудностях переходного периода. Формально увеличив объем своих властных полномочий, М. С. Горбачев к 1991 г. фактически утратил личный авторитет и статус всесоюзного лидера.


Рис. 26. Государственное управление в СССР с декабря 1990 по декабрь 1991 гг.

Начало российских реформ. После избрания Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета СССР руководство России попыталось осуществить рыночные реформы. Летом 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял экономическую программу «500 дней» С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского - программу перехода СССР к рыночным отношениям в максимально сжатые сроки. Для ее доработки была создана совместная российско-союзная группа экономистов во главе с академиком С. С. Шаталиным. При этом программа вызвала резкое противодействие в Совете министров СССР, так как предусматривала передачу широкого круга функций от центра республикам. Решительными противниками программы выступили руководители Совмина СССР Н. И. Рыжков и Л. И. Абалкин.
Отказ от совместных действий союзного и российского правительств вызвал нарастание противостояния и соперничества между союзными и российскими органами управления. В январе 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон «О собственности в РСФСР». Этим законом в России возрождалась частная собственность, причем сфера ее действия не ограничивалась ни размерами, ни отраслями. Признавались права частной собственности на землю, капитал и средства производства, разрешалось создавать частные предприятия любых размеров и с широким диапазоном деятельности. Предприниматель получил право привлекать любое количество наемных работников.
Одновременно Совет министров РФСР и Верховный Совет РСФСР вели последовательную работу по переводу союзных предприятий, находившихся на территории РСФСР, под юрисдикцию России. Такие действия вызывали растерянность и возмущение союзных ведомств. Для союзного центра стала реальной перспектива утраты прав собственности на крупнейшие промышленные предприятия, определявшие экономический, финансовый и оборонный потенциал СССР.
Весной 1991 г. в России развернулась кампания по избранию первого Президента республики. На президентских выборах 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин одержал убедительную победу: за него было подано 57,3% голосов, тогда как шедший вторым Н. И. Рыжков собрал 16,9%. 10 июля 1991 г. впервые в истории России состоялась процедура вступления в должность Президента России. Б. Н. Ельцин принес присягу, в которой обязывался соблюдать Конституцию, защищать суверенитет России, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина.
Всенародное избрание на высший государственный пост дало Б. Н. Ельцину политическое превосходство над М. С. Горбачевым, легитимность которого в качестве Президента СССР была основана только на решении Съезда народных депутатов. Это обстоятельство выводило противостояние союзного и республиканского руководства на новый уровень

Лекция, реферат. Введение поста Президента СССР - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Период с 1985 по 1991 гг. вошел в историю как время больших перемен, которые в итоге привели к распаду большого и могущественного государства. Высший пост генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году занял Михаил Сергеевич Горбачев, который в 1990 году был избран на пост президента СССР. После его прихода к власти был принят целый ряд реформ, направленных на изменение экономической ситуации в стране и сближение со многими мировыми государствами, в том числе и США. Весь этот процесс получил название "перестройка". Суть этих реформ и результаты, к которым они привели, попробуем рассмотреть в статье.

Социально-экономическая и политическая ситуация в СССР в средине 80-х годов XX века

В рамках начавшегося процесса демократизации были приняты законы, направленные на расширения свободы слова. В это время начинают появляться газеты, на страницах которых можно было найти критику действующей власти. За гражданами закреплялось право заниматься предпринимательской деятельностью. Впервые за всю историю существования страны была проведена реформа, в результате которой КПСС потеряла статус руководящей партии СССР. Это дало возможность создать многопартийную систему власти с равными шансами на победу любой из политических организаций. Генсек инициировал широкомасштабную программу по реабилитации политических заключенных, в результате которой было оправдано множество репрессированных граждан, в том числе и академик Андрей Сахаров.

Одним из самых радикальных решений Горбачева, направленных на изменение сформировавшихся устоев социалистического общества, было учреждения поста Президента СССР вместо Генерального секретаря ЦК КПСС. Был принят соответствующий закон и внесены поправки в конституцию, согласно которым на эту должность могли быть избраны граждане страны в возрасте 35-65 лет на срок 5 лет. Одна и та же личность не могла занимать этот пост более 2 раз. В выборах главы государства могли принимать участие все граждане Советского Союза, достигшие совершеннолетия. Но первый президент СССР был выбран не на всенародном голосовании, а решением политиков на III внеочередном Съезде народных депутатов, который состоялся в марте 1990 года.

Единогласно было решено утвердить на высшей должности страны Михаила Горбачева. Но продержаться долго на новом месте он не смог, и 25 декабря 1991 года ему пришлось сложить свои полномочия. А на следующий день было утверждено решение о прекращении существования самого большого государства планеты. В свете тех событий Горбачев вошел в историю еще как и последний президент СССР.

Внешняя политика

В процессе всеобщей демократизации были сделаны серьезные шаги на внешнеполитической арене, направленные на сближение и сотрудничество со странами Западной Европы и США. Была сформирована целая программа, имевшая название «Новое мышление». Она гласила, что мир не должен быть разделен на два враждующих лагеря, где конфликты решаются с помощью военной силы.

В новых условиях признавалась свобода выбора всех граждан. С этой целью было сокращено влияние компартии на правительства государств Восточной Европы. Это привело к возникновению восстаний, в результате которых было повержено социалистическое руководство во многих государствах Центральной и Восточной Европы. В ходе переговоров Горбачева с Рейганом было принято решение о сокращении ядерного потенциала обеих стран, в том числе и ракет среднего и ближнего радиуса действия. Это положило начало прекращению холодной войны. Нерешенным оставался вопрос с российскими войсками в Афганистане. Но в ходе переговоров с США было достигнуто согласие, на условиях которого американцы прекращали оказывать военную помощь моджахедам при условии вывода русского контингента с территории страны.

Итоги правления

Политическую деятельность Михаила Горбачева нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, он реформатор, который изо всех сил пытался вытянуть страну из застоя и наладить диалог с Западом. С другой, все принятые им решения были неэффективны и в результате ускорили распад СССР. Президент Горбачев так и не смог укрепиться на своей должности, а в народных массах он заслужил славу проамериканского политика, который уничтожил Советский Союз. Как бы то ни было, в историю Горбачев вошел как первый и последний президент СССР, который смог положить конец холодной войне.

На уровне Союза ССР этот вопрос был решен в марте 1990 года. III Съезд народных депутатов СССР принял Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР» . Согласно измененной Конституции (статья 127), главой Советского государства становился Президент СССР. Им мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков подряд. Конституция СССР предусмотрела выборы Президента СССР гражданами, то есть прямые выборы. Однако, избрание первого Президента СССР (оказавшегося и последним) в соответствии с Законом от 14 марта 1990 года произошло на Съезде народных депутатов СССР.

Фактически был взят курс на изменение формы правления - переход к президентской республике. Позднее институт Президента был введен в ряде бывших союзных республик, например, в Казахстане, Молдавии, Узбекистане. Институт Президента СССР предусматривался и в Договоре о союзе суверенных государств. В периодической печати было опубликовано несколько его проектов. Окончательный текст Договора был согласован 23 июля 1991 года. Его подписание было намечено на конец августа 1991 года. В проекте Договора Президент СССР трактовался как глава союзного государства, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью. Но события 19-20 августа 1991 года, т.е. выступление ГКЧП и связанный с этим политический кризис не дали этим надеждам оправдаться. Подписание договора о создании СНГ привело к аннулированию поста президента СССР.

Каковы были причины введения поста Президента СССР? Во-первых, демократизация процессов руководства страной продемонстрировала неспособность парламента и правительства принимать оперативные решения и быстро их осуществлять, и потому потребовалось иметь одного руководителя государства, который бы отвечал за текущие дела. Во-вторых, в условиях становления системы разделения властей на том историческом отрезке Съезд народных депутатов СССР и, особенно, Верховный Совет СССР, работавший на началах постоянства, присваивали, чуть ли не бесспорное право решать любые вопросы. В-третьих, при отсутствии парламентского большинства одной партии, либо союза нескольких партий в Парламенте, Президент объективно был бы вынужден брать на себя функцию формирования правительства и руководство его работой, поскольку конфликтующие партии могли бы попросту парализовать функционирование высшего органа исполнительной власти. В-четвертых, в процессе формирования идеологического плюрализма и отказа от политического монизма пост Генерального секретаря ЦК КПСС мало что значил, а руководство КПСС не желало ограничивать свои полномочия. Введение же должности Президента СССР рассматривалось значительной частью партийных функционеров как способ сохранения влияния партии в изменившихся общественно-политических и социально-экономических условиях жизни страны.

Таким образом, президентство предоставляло возможность бывшим партийным лидерам на уровне Союза и союзных (а также автономных) республик не только сохранить себя у власти, но и бороться с всесилием партии, а если они видели в партии угрозу своей власти, как, например, в РСФСР, вообще запретить ее.