Средневековый дизайн в итерьере отражает период Европейской истории, длившийся с 5-го по 15-ый век. Он начался с упадка Западной Римской Империи, и продолжился в Ренессанс и, так называемый, Век Открытий.

Средневековый стиль создает яркий, драматичный образ квартиры или дома, который возвращает в памяти роскошные замки и отделанные деревом просторные обеденные залы той эпохи.

Средневековый стиль в интерьере комнаты - яркий, роскошный, эксклюзивный

Характеристика средневекового стиля интерьера

Для того чтобы придать помещению нотку изысканного, помпезного, великолепного Средневековья, придерживайтесь таких рекомендаций от дизайнеров:

Стены и их отделка

Активно используется природный камень: известняк или гранит.

Если это возможно, с их помощью отделывается одна или все стены, в крайнем случаеотдельные элементы в комнате. Если нет – можно обратиться к технике рисования на стенах, декоративной штукатурке либо использовать искусственные заменители натуральных камней. Сегодняшние технологии позволяют сделать это незаметно и без потери в качестве материалов.


Отделка стен в средневековом интерьере не должна быть идеальной

Как самостоятельно отделать стены для средневекового интерьера при помощи декоративного известкового покрытия, подскажет следующее видео:

Панели из дуба или других темных древесных пород придают комнате аутентичный средневековый look. Деревянные потолочные балки, прочные, темные, дубовые – также идеально впишутся в средневековую тему.

Цвет

Выбор за богатыми, глубокими, насыщенными цветами:

  • темно-бордовый;
  • темно-зеленый;
  • золотистый.


Цветовая гамма в средневековых интерьерах - насыщенная, богатая, глубокая

Для деталей интерьера, которые планируется сделать более светлыми, выбирайте:

  • кремовый;
  • тусклые розовый, голубой, зеленый;
  • рыжий или цвет ржавчины.


В этой столовой средневекового стиля цветовая гамма подобрана очень удачно

Подбирая бумажные обои в Средневековый стиль, выберите что-то в этой цветовой гамме, можно с геральдическими рисунками; цветочными или другими растительными принтами; имитацией гобелена или другими изображениями «в тему».

Камин или печь

Обустройство камина или печи создаст фокусную точку в Средневековом интерьере.


Настоящий дровяной камин - незаменимый атрибут для гостиной в средневековом интерьере


Грубая каменная кладка на стенах, потолочные балки, камин выдают средневековый стиль в этой комнате

Напольное покрытие

Для пола подберите что-то из следующего:


Неровная бетонная заливка, на которую уложен богатый расписной ковер - то, что надо для средневекового интерьера

Фурнитура

Обратите внимание на деревянную мебель из темных пород: дуб или другие лесоматериалы.

Подходящую атмосферу помогут придать детали фурнитуры из:

  • железа;
  • окислившейся меди;
  • латуни.


Удачным приобретением в Средневековый интерьер станут канделябры и античные статуэтки. Главное требование к мебели и фурнитуре – ее массивность, надежность, устойчивость.

Другие детали и декор в Средневековом интерьере

Использование витражных стекол в интерьере позаимствовано прямо из выдающихся кафедральных соборов и церквей Европы. Живые и красочные витражи, выполненные смелыми, сочными расцветками, с интересными узорами – будут удачным решением в комнату, где царит средневековая тема.


Традиционно витражные стекла украшали изображениями фамильных гербов или щитов. Такие символы можно оформить и у себя дома. Хорошо, если они будут повторяться в разных элементах интерьера, например, на текстильном декоре или деревянных напольных или стеновых панелях.


Столы и текстиль (скатерти, покрывала и др.) в Средневековом стиле должны сочетаться с коваными железными элементами декора и большими подсвечниками на мощных подставках. Отличным дополнением к ним станут массивные настенные кованые бра или канделябры.

Из материалов для обивки мебели, драпировки окон, стен или столов подходят богатые, роскошные ткани:

  • вельвет;
  • синель;
  • камчатое полотно;
  • парча.


Текстильная отделка в средневековом стиле - это богатые, дорогие ткани

Разнообразные тематические статуэтки и аксессуары можно сегодня приобрести в различных интернет-магазинах декора для дома. Подойдут, например:

  • статуэтки рыцарей, коней или драконов;
  • детали рыцарского обмундирования: латы, мечи, шлемы и пр.;
  • кубки и чаши;
  • шкатулки;
  • картины;
  • оригинальные торшеры и светильники «под старину» и т. д.


Подбирая отделочные материалы и декор, стильную атрибутику и аксессуары, Вы можете создать неповторимый Средневековый стиль в интерьере своей квартиры или загородного дома. Ваш личный дизайн может быть чуть более античным или готическим, подчеркнуто гламурным или нарочито романтичным, близким к эклектике или минимализму. Современный Средневековый стиль допускает некоторые вариации в зависимости от Ваших вкусов и предпочтений. В любом случае, со Средневековым интерьером Вы сможете продемонcтрировать свой изысканный вкус и неординарность.

С конца V века н. э. после падения Древнего Рима в Европе наступает эпоха Средневековья, коренным образом изменившая облик предметной среды. Когда в V веке Псевдо-Дионисий Ареопагит в своем сочинении "О небесной иерархии" сформулировал систему мироздания, предполагавшую извечный порядок движущихся по математически точным параметрам сфер, концентрирующихся вокруг Земли, было создано, мыслительно задано то культурное пространство, в котором предстояло существовать тысячелетнему царству средневековья. Христианство восприняло космогонию Ареопагита не потому, что нашло ее для себя пригодной, а потому, что я то и другое представлялось людям само собой разумеющимся. Поэтому еще в XII веке аббат Сугерий членил пространство Сен-Дени в соответствии с той картиной мира, которую нарисовал автор сочинения "О небесной иерархии". И еще через век Дайте развернул ее в своей "Божественной комедии".

То была эпоха суровая, тревожная, но и созидательная. Эпоха наивысшего развития феодализма, значит, уже не поиска, а нахождения устойчивых форм социальной организации, эпоха новых государственных образований, уже не искусственных или случайных, а органически народившихся с пробуждением национального самосознания. Это была эпоха нахождения юной Европой некоего синтеза заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом, воздействовали на мироощущение раннего средневековья.

Улицы тесных средневековых городов застраивались узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками с окованными железом маленькими дверями и защищенными ставнями окнами, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения.

Бытовая мебель. Европейское средневековье.

Главная комната служила одновременно столовой и кухней. Над очагом висел медный котел, поодаль стояли шкаф с посудой, большой прямоугольный стол, сундуки с одеждой и утварью.

Достижения ремесленного искусства античности были забыты, вся мебель делалась плотниками, не знавшими хитрости различных соединений частей и врезок. Стол в те времена представлял собой деревянный щит на козлах, скамьи и табуреты были самой простой конструкции со вставленными прямо в сиденье расходящимися книзу ножками.

Этот период находит свое развитие в тех самых "темных веках" раннего средневековья, о которых известно не очень много, большая часть информации о том времени уже отнесена к мифам и сказкам, которые словно живут в руинах старинных замков и монастырей, в легендах о славных рыцарских ристалищах и походах в далекие земли, о спрятанных сокровищах и поиске Священного Грааля.

Чтобы ознакомиться с деревянными интерьерами и мебелью тех загадочных и давно минувших средних веков, нам нужно остановиться на внутреннем деревянном убранстве крепостных замков и церквей. В замках феодалов для проживания строили " жилые башни". Главным помещением в этих башнях был высокий, достаточно темный зал, огороженный каменными стенами с колоннами, каминами и фресками, при этом этот зал все равно оставался достаточно холодным и мрачным помещением, особенно зимой его было практически невозможно прогреть. Уже позже отделываются деревянная обшивкой , потолочные балки, образующие деревянный потолок, раскрашивались в разные оттенки, пол при этом уже начали покрывать керамической плиткой, коврами. Также в центре этой особо укрепленной башни находился колодец, позволяющий осажденным в крепости людям всегда иметь питьевую воду. Разумеется в центральном зале башни всегда располагался камин, комплексная отделка которого - это отдельная интересная тема.
В средневековых городах сперва также были достаточно скромные деревянные интерьеры. Сами комнаты были узкие, темные; деревянная мебель в них была примитивная, даже более скромная, чем в самом начале античного опыта изготовления мебели. Краски романского стиля яркие, насыщенные, чрезмерно броские. С характерными для романского периода мебельными формами мы можем судить по обстановке церквей: это кресла для клироса, мебель ризниц. Это, наверное, наиболее часто встречающиеся предметы интерьера того периода. (о других периодах в истории развития мебели и столярного ремесла в целом вы можете прочитать в других разделах нашего сайта)

Стремление людей к роскошной мебели в этот период истории выглядет незначительным, что вполне бъясняется суровыми реалиями того времени, соответственно и само мебельное производство находилось в достаточно зачаточном состоянии, совес не продолжая славные столярные традиции Античности. Шкафы романского периода сделаны грубым плотницким инструментом из толстых, достаточно неаккуратных досок, элементы конструкции соединялись между собой коваными металлическими полосками. О более сложных соединениях и использовании филенок речь на то время вообще даже не шла.

В Западной Европе XI - XIII веков мебель была достаточно проста и ее было очень мало даже во дворцах. На протяжении длительного отрезка времени вырабатывались устойчивые, неизменные формы предметов. Романская мебель точно соответствовала своей эпохи и менталитету средних веков, отвечая самым простым критериям - практичность и надежность. Она была целиком произведением народного искусства, особенно крестьянская. Главными предметами деревянного интерьера домов жителей средневековья были сундук, который часто заменял собой стул и стол, кровать и бывало, что и шкаф (сундук, поставленный вертикально, явился прототипом первого шкафа). Прямоугольные столы делали с двумя боковыми щитами вместо ножек, соединенными брусками, которые заклинивались деревянными клиньями. Столы делались очень простыми, чаще всего они представляли собой съемную доску на двух козлах. Очень часто в изготовлении романской мебели использовалась оковка поверхности деревянного изделия железными полосами. Из точеных прямых брусков делали стулья и скамьи, кресла. Характерен табурет на трех ножках. Стулья бчасто не покрывались обивкой, они в основном были покрыты достаточно толстым слоем краски. Прямые спинки, ножки - точеные. Затем уже стала использоваться и резьба по дереву (это разного рода стилизованные листья, мифические животные, орнаменты). Материалом для изготовления мебели служили дуб, ель, кедр (подробнее о различных породах древесины, используемой в столярном ремесле читайте ). Делали ее в основном плотники и кузнецы.

Сейчас нам трудно представить, что какой-либо из элементов деревянного интерьера того периода мы можем использовать в современном столярном ремесле. Но комоды, обитые металлическими коваными полосками, кресла, больше похожие на трон, громоздкие шкафы, выполненные с применением полного перечня технологий по искусственному состаривания древесины, могут придать вашему домашнему кабинету или библиотеку особую индивидуальную изюминку, создав атмосферу глубокой сказочной старины. Прекрасно будет смотреться и стол, массивный и нарочито-грубый, окованный железом, занимающий центральную часть кабинета. Находясь за ним, хозяин такого домашнего кабинета будет чувствовать себя настоящим королем положения.

Также неплохо буддет смотреться комплексная отделка в таком стиле интерьера деревом вокруг домашнего камина . Здесь уже можно развернуть настоящий домашний очаг, наподобии таких, какие были в замках рыцарей и королей в эпоху раннего средневековья.

→ Дизайн


Мебель и оборудование интерьера в средние века


В исторической науке средними веками называют эпоху феодализма, которая в Европе длилась несколько столетий от конца V в. до XVII-XVIII вв.

Византия - одна из значимых мировых цивилизаций, которая оставила после себя многочисленные памятники архитектуры, произведения прикладного искусства и др.

По сравнению с греко-римской византийская мебель значительно проще по форме (рис. 2.9). Большое распространение получают табуреты, складные стулья, сундуки, кровати. Художественный эффект достигался обильным декорированием изделий цветной росписью, слоновой костью, инкрустацией смальтой, драгоценными камнями и металлами.

В решении интерьера и меблировки дворцов и жилищ византийцы продолжали римские традиции, однако возрастало влияние восточной роскоши. Использовались шелковые ткани с богатым узором, низкие и мягкие тахты и диваны.

Рис. 2.9. Византийское кресло, VI в. н. э.

Романский стиль господствовал в искусстве средневековой Европы с X по XI в. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не создавал условий для возникновения благоустроенного жилища, и само понятие «мебель» еще не существовало. У очагов сидели на скамьях, грубо обтесанных чурбанах.

В этот период мебель создавали в основном для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д.

Сундук был универсальным бытовым мебельным изделием (рис. 2.10,а). Он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для путешествий. Первые сундуки выдалбливали из стволов деревьев, а позднее их стали составлять из необработанных толстых досок, часто украшая резьбой из клиновидных зарубок. Позднее сундуки стали оковывать металлом, ставить на колеса или на довольно высокие ножки.

Мебель для сидения изготовляли из набора точеных стержней или досок. Кроме стульев и кресел (рис. 2.10,6) на четырех ножках был широко распространен точеный трехногий табурет. К стульям часто изготовляли скамеечки для ног.

Повернутый на бок кованый сундук явился прототипом шкафа (рис. 2.10,в). Его фронтальное завершение напоминает боковой фасад древнеримского саркофага.

Кровати создавались византийского типа. Позднее под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватью появляется балдахин, который создавал иллюзию безопасности.

Столы простые, дощатой конструкции. Прямоугольные столы не имеют ножек и покоятся на двух дощатых боковинах, соединенных для прочности массивными брусками. Более сложны по конструкции круглые и восьмиугольные столы на одной тумбе с массой столярных консолей.

Формы романской мебели просты, лаконичны и примитивны. Мотивы орнамента заимствованы из архитектуры (рис. 2.11). Мебель окрашивали в яркие цвета.

Роскошь убранства интерьера достигалась дорогими скатертями, покрывалами, бытовой утварью, выполненной из. драгоценных материалов.

Готический стиль сформировался по мере роста монастырей и их богатств в результате паломничества и крестовых походов.

В готическом интерьере городских домов большую роль играли массивные деревянные дубовые балочные потолки с прогонами и балками. Композиционным центром интерьеров являлся камин.

Рис. 2.10. Романская мебель: а - сундук; б - стул; в - шкаф

Важная роль отводилась посуде (кувшины, подносы, кружки, блюда), которые, как и другие предметы, размещались на полках. Главная роль в оборудовании интерьера продолжала принадлежать сундукам, которые расставляли вдоль стен.

В убранстве интерьеров большое значение имели ткани, которыми обтягивали стены. С середины XIV в. начали изготовлять тканые ковры (шпалеры) с тематическими композициями и орнаментальными мотивами. Широко применяли ткани для скатертей, покрывал кроватей, сундуков и сидений.

Рис. 2.11. Примеры орнаментации романской мебели: а -ларь; б-стул

Развитию мебели городских жилищ способствовало возрождение рамочно-филенчатой вязки. Теперь мебель конструировали не из толстых брусков, которые делали ее тяжеловесной, а из тонких пиленых досок (рис 2.12). В отделке мебели использовались архитектурные и натуралистичные растительные орнаменты.

Основным видом мебели как в домах знати, так и простых горожан остается сундук, часто с рамками и филенками, которые украшаются стрельчатыми сводами, имеют” цоколь и приближаются к форме шкафа.

Появляются и новые типы мебели, например различные шкафы для посуды: буфет, шкаф-поставец, дрессуар (вид поставца). В XV в. появляются большие закрытые шкафы с двумя или четырьмя дверцами.

В конструкции готических столов возросло число разновидностей. На боковых щитах столов появилась плоская резьба, а их среднюю часть стали облегчать проемом в виде двойного или одинарного готического окна с решеткой переплета. Появляется ранняя форма письменного стола с поднимающейся крышкой, под которой находились отделения и маленькие ящички. Были также распространены столы на четырех наклонных ножках, соединенных внизу проножкой.

Рис. 2.12. Готический стиль в предметно-пространственной среде:
а - фрагмент интерьера храма в Амьене; б- кровать; б - готическое кресло

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, но длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространенной мебелью для сидения и лежания. Основная форма готического кресла появилась из формы сундука с высокой глухой спинкой и подлокотниками. Сиденье подъемное (рис. 2.13,а). Верх спинки заканчивается горизонтальным карнизом с резным гребнем над ним. Отдельные части кресла украшают обильной рельефной резьбой. Гладкое досчатое сиденье было жестким, нижний ящик мешал ногам, а резная отвесная спинка не была удобной.

Каркас мебели украшали архитектурными членениями: поперечными ребристыми элементами, стрелами, башенками, колонками, что придавало изделию легкость. Для украшения мебели использовали также форму стрельчатых арок, ниш, затем стали появляться изображения фигур.

Рис. 2.13. Мебель французской готики:
а - шкаф; б - кресло; в - сундук

Наиболее изящна по пропорциям, подбору украшений и соразмерности отдельных частей французская готическая мебель (рис. 2.13 и 2.14). Ее отличают элегантность форм и утонченность деталей.

Индия. Представление о характере индийского городского жилого дома и его интерьере дают изображения на рельефах и каменная скульптура. Городские дома многоэтажные, с балконами, открытыми галереями, украшенные богатой орнаментикой.

Для украшения мебели применяли лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости, резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.

Мебель для сидения на скрещенных ножках. Часто использовались подушки. С IV в. до н. э. под влиянием греческого искусства широкое распространение получают низкая кровать с плетеным ложем, табурет с выточенными и покрытыми лаком ножками и плетеным сиденьем (рис. 2.15).

Рис. 2.14. Готическая мебель в стиле Тюдор:
а - кресло; б- мотивы готического орнамента; в ~- шкаф; г - треугольное кресло; д - ларь из древесины дуба

Китай. Искусство мебели в Китае уходит своими корнями в далекую древность. Оно тесно связано с развитием архитектуры и интерьером жилища.

Мебель (рис. 2.16) представлена разнообразными лежаками и кроватями с плетеными или плоскими деревянными ложами. Кровать часто снабжают ограждением - реечным или тканым. Стулья и кресла первоначально были низкими, а затем приобрели традиционную форму. Шкаф щитовой конструкции был прямоугольной формы, а затем появились криволинейные очертания и рамочная конструкция.

Рис. 2.15. Индийская мебель: а - церемониальное кресло; б- кровать; в - табурет

Мебель изготовляли из разнообразных материалов: древесины, различных волокон (плетеная мебель), фарфора и камня. Фурнитура выполнялась из сплава меди и никеля с добавлением цинка. Особой известностью пользовалась китайская лаковая мебель.

Мебель отделывали также инкрустацией цветной древесиной, костью, рогом, перламутром, раковинами, полудрагоценными камнями и металлом.

Япония. Японский дом - это дом-комната (рис. 2.17), т. е. каждое здание имеет внутри только одно помещение. Для подразделения внутреннего пространства используют передвижные стены и ширмы, что позволяет быстро трансформировать это пространство и дает возможность разнообразно использовать одно и то же помещение в зависимости от времени суток и потребности.

Рис. 2.16. Китайская мебель:
а- набор табуретов (низких столов) из семи предметов, черный лак с позолотой; б - парадная кровать; в - бамбуковое кресло

Другая особенность, оказавшая большое воздействие на конструкцию и эстетические свойства дома и сада, - обычай сидеть на покрытом циновками полу. Расчет на фигуру сидящего на полу человека определил пропорциональное решение интерьера, высоту помещений, масштаб вещей. Обычай сидеть на полу не требовал специальной мебели - стульев, кресел, диванов и постоянного стола для трапезы.

Рис. 2.17. Интерьер японского дома

Основные материалы в японском доме - полированное некрашеное дерево и бумага. Пол сплошь покрывают татами - толстыми матами из рисовой соломы. Под татами находится деревянная решетка. Татами имеет строго определенный размер (205×199 см) и служит модулем всего жилища, являясь основой системы стандартизации японской архитектуры.

В интерьере японского дома широко распространены невысокие бумажные фонарики. Для трапезы служат лаковые сервировочные столики, к которым садятся прямо на циновки или на плоские ватные или сплетенные из соломы или травы подушки (дзабу-тон). Спальные матрацы покрывают ватными почти квадратными одеялами (футон). В древности подушкой служила деревянная лакированная подставка с мягким вращающимся валиком. Постельные принадлежности убирают на день в стенные ниши. Для работы используют специальные столы высотой 20-40 см удлиненной формы с выдвижными ящиками (рис. 2.18).

Характерная и центральная деталь интерьера - ниша (токоно-ма), где располагаются скромные, но изысканные украшения - свиток живописи, ваза с цветами. Рядом может быть другая ниша с Z-образно расположенными полками (тигандана).

Рис. 2.18. Мебель и оборудование японского жилого дома:
а - бумажный светильник; б- сервировочный столик; в- подставка для головы; г - рабочий стол с выдвижными ящиками; д- встроенное оборудование (токоно-ма); е - лакированный шкаф

Для японской мебели характерны неправильные, асимметричные комбинации элементов и их ритмичное построение, изящная, основанная на естественных формах орнаментика, высокий художественный вкус, продуманность и завершенность проработки всех деталей, единство формы, материала и отделки.

Романский стиль

Романский стиль (от лат. - римский) был первой художественной системой средневековья, и господствовал около 400 лет, охватив большинство стран Европы. В период правления Карла Великого, около 800 года в Ахене были построены церковь и дворец. Здесь, в архитектуре эпохи династии Каролингов, и зарождается романский стиль. Широкое распространение он получает только в начале II тысячелетия и просуществовал до конца XII в. Отголоски его форм прослеживаются в народной мебели многих народов и в конце XIX в.

В основу стиля легло византийское искусство, кроме того на формирования стиля сказалось влияние античных форм и искусство варварских народов. Получил свое название в XIX в. в связи с использование в нем римских элементов.

Основной функцией романской архитектуры была оборонительная, поэтому для нее характерна статичность и тяжелые закрытые формы.

В этот период основная масса населения крестьяне мебели как таковой почти не имели, постоянные войны и грабежи не позволяли благоустраивать жилище. В условиях натурального хозяйства мебель для собственных нужд изготавливали сами крестьяне. Чаще всего это были скамьи и обтесанные чурбаны на которых сидели вокруг очага. Основными изготовителями мебели для церквей и замков были кузнецы и плотники. Как правило, мебель романского стиля имеет простую конструкцию и грубую массивную форму. Шкафы из плохо обструганных досок держались при помощи кованных железных накладок. Это прием зародился во Франции. В поздней романской мебели появляются колонны, профильные карнизы, аркатура.

Первое место среди мебели занимал сундук, который играл роль шкафа, стола, кровати, стула и дорожного чемодана. Во время поездок знатные люди перевозили в сундуках свое имущество. Первые сундуки выдалбливались из стволов деревьев, как у первобытных народов. Потом их стали делать из необработанных досок с двухскатной крышкой, часто украшенной резьбой в виде клиновидных зарубок. Очень часто сундуки украшали коваными накладками, которые являлись также крепежными элементами.

Ранняя форма сундука с тяжелыми коваными накладками

Сундук на ножках с коваными накладками

Французский сундук украшенный спиральными накладками. XIII в.

В храмах использовались более высокие сундуки с короткими ножками и дверцами, лицевую сторону украшали резьбой.

Сундук на ножках с ложными аркадами. XII в.

Сундук поставленный вертикально явился прототипом шкафа. Украшением романского шкафа служили розетки выполненные плосковыемчатой резьбой, грифоны по сторонам фронтонов, массивные полосы железной окантовки.

Шкаф с кованой обшивкой

1- Стоячий шкаф с резными розетками. XII в.

2- Стоячий шкаф с прорезными драконами и резной розеткой, окованный железными полосами.

Позднее появились шкафы с отделкой архитектурными элементами.

Шкаф из ризницы храма. XIII в.

В качестве мебели для сидения использовали массивные скамьи или сундуки, отдельные стулья полагались только главам знатных семей. Стул имел подставку для ног, чтобы не ставить их на холодный пол. Стулья имели прямые или точеные ноги и прямые спинки. Обивка не применялась. Дополненные подлокотниками стулья превращались в кресла.

Кресло точеное. XIII в.

Стул резной. XII в.

Кресло резное норвежской работы. XIII-XIV вв.

Мебель в большинстве случаев покрывалась слоем краски живых тонов с той целью, чтобы скрыть дефекты соединений. Необработанный деревянный каркас обтягивали холстом, покрывали его слоем гипса или мела и в некоторых местах расписывали эту грунтовку, создавая некое подобие картин. В позднем романском стиле к этому добавляется еще резьба по дереву и тонкая декоративная железная фурнитура.

Кровати. Кровати представляли собой коробку с выемкой в средней части боковой стенки. Стойки ножек заканчивались точеными элементам. В изголовье устраивали высокую стенку с небольшим деревянным навесом.

Кровать деревянная из Тироля

Начиная с XII в. под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватями появились балдахины, которые крепились к потолочным балкам или на специальный каркас.

Столы романского стиля имели простую конструкцию. В ранний период они представляли широкую столешницу установленную на двух козлах, столы были разборные. Более поздние столы стоят на двух массивных щитах скрепленных одним или двумя массивными брусками. Концы брусков выходят за приделы щитов и заклиниваются. Декоративное оформление сводится к фигурной форме боковых щитов.

Прямоугольный стол с одной проножкой

Прямоугольный стол с двумя проножками

Более сложными по конструкции являются столы с круглой и восьмигранной столешницей, которая установлена на подстолье столярной работы сложной формы.

Круглый стол

Восьмигранный стол

Для изготовления мебели использовали местные породы: сосну, ель, дуб.

В качестве декоративных элементов применяли: кованные железные накладки, ряды кованных гвоздей, роспись, плосковыемчатую резьбу, архитектурные мотивы. В орнаментах использовали растительные мотивы (стилизованные листья, вьющиеся растения, гроздья), геометрические формы, зигзагообразные линии, фигурки людей и животных, мистических животных.

Литература:

1. Барташевич А.А., Алданова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./ Под общ. Ред. А.А. Барташевича. - Мн.: УП «Технопринт», 2002. - 284 с.

2. Кес Д. Стили мебели. - Будапешт, 1979.

3. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М.: «СВАРОГ и К», 2000.

4. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины: Учеб. Для ПТУ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1993. - 176 с.: ил.