![Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе КН. Тема «Путешествие в страну звуков и букв](https://i0.wp.com/kladraz.ru/upload/blogs/1_e3e15d035bae62fc805a7f6d83187f08.jpg)
Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе КН. Тема «Путешествие в страну звуков и букв
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Звук и буква И»
Описание: конспект для логопедов подготовительно логопедической группы детей с ОНР
Тема: «Звук и буква «И»
Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».Задачи:
закрепить представление об артикуляционном образе звука [И];
совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;
учить выделять звук [И] из ряда гласных, слогов, слов;
развивать фонематическое восприятие;
совершенствовать навык определения позиции звука [И] в слове;
закрепить представления о зрительном образе буквы «И»;
совершенствовать навыки звукового анализа;
развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
развивать мелкую моторику.
совершенствовать навык образования множественного числа существительных.
Оборудование: мнемотаблица загадки «Ослик», предметные картинки (ослик, ива, апельсин, индюк, коньки, калитка, сидящий человек), экран, план-схема описания гласного звука, мнемотаблица «Звук и буква», магнитные буквы, цветные магнитные круги, индивидуальные зеркала на подножке, звуковые линейки, кассы букв, таблички для печатания, прищепки.
Ход занятия:
I. Организационный момент:Учитель-логопед: - Сядет тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук [А] или [У].
II. Основная часть:
Учитель-логопед: - Ребята, посмотрите на мнемотаблицу и отгадайте загадку:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Ослик)
Учитель-логопед: - К нам на занятие пришел ослик Иа. Какой первый звук вы слышите в его имени? Ослик хочет проверить, что вы знаете о звуке [И].
Артикуляция звука [И]:
Учитель-логопед: - Ребята, ослик Иа предлагает вам взять зеркала и посмотреть на свои органы артикуляции, когда вы произносите звук [И] (раздаются зеркала). Предлагается произнести звук [И] и рассмотреть артикуляцию.
Учитель-логопед: - Посмотрите в зеркало. Произнесите протяжно: и-и-и. Почувствуйте, что делают губы, зубы, язык, голосовые складки.
Характеристика звука [И]
Учитель-логопед: - Расскажите ослику о звуке [И]:
1. Звук [И] - гласный, «живет» в красном домике.
2. Произносится с участием голоса (можно ощутить вибрацию голосовых складок).
3. Звук [И] можно петь, тянуть.
4. Обозначается красным кругом.
5. Губы растянуты в улыбке.
6. Воздух свободно выходит изо рта - калитка в заборе открыта.
Учитель-логопед: - Молодцы. Раз, два, три - зеркала все убери.
Игра «Поймай звук»
Учитель-логопед: - Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Ослик будет произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [И]. Приготовились. Начали:
У, А, И, А, У, О, И, О, У, И.
ИК, ОМ, ИМ, АТ, КИ, ИТ.
ЕЛЬ, ИВА, ЯБЛОКО, ИНДЮК, КАЗАК, ИГОЛКА, СЛИВА, КАША, МЫШЬ, ФИЛИН.
Игра «Один-много»:
Учитель-логопед: - Ослик Иа принес мячик. Я назову предмет и брошу мяч. Кто его поймает, называет предметы, когда их много:
носок - носки, чулок - чулки, замок - замки, мелок - мелки, песок - пески, комок – комки, лепесток – лепестки, воротник - воротники.
Учитель-логопед: - Какой звук вы слышите в конце каждого слова?
Игра «Определи место звука в слове»
Учитель-логопед: - Ребята, Иа принес для вас картинки (выставляет предметные картинки). Назовите, что это. Что общего между этими словами? (Во всех словах есть звук [И]).
Учитель-логопед: - Ребята, давайте покажем Иа, как вы умеете работать со звуковыми линейками. Определим место звука [И] в слове индюк/ коньки/ апельсин.
Динамическая пауза:
(Пальчиковая гимнастика «Апельсин» под песню Е. Железновой «Мы делили апельсин»).
Учитель-логопед: - Апельсин - любимый фрукт ослика Иа. Споём ослику песенку про апельсин и поможем себе пальчиками:
Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, Загибание пальчиков, начиная с большого.
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас беда!!! Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь кто куда!!! Перебирают пальцами по столу.
Зубкова Л.
Зрительный образ буквы «И»
Учитель-логопед: - Ребята, повторим по схеме: «Звук мы говорим и слышим, букву видим мы и пишем».
Учитель-логопед: - Какой буквой обозначается звук [И]? (Буквой «И»). Посмотрите - это буква «И». На что она похожа? (Предлагается рассмотреть картинки «На что похожа буква И»).
Повторим стихотворение про букву «И»:
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов
Учитель-логопед:
- Из скольких элементов состоит буква «И»? Запомните, что «И» – «правая» буква (предлагается рассмотреть мнемотаблицу «Левые и правые буквы»).
Учитель-логопед:
- Найдите букву «И» у себя в кассе.
Учитель-логопед
: - Нарисуйте букву «И» в воздухе (сидя и в полный рост).
Учитель-логопед
: - Построим из пальцев букву «И»:
Указательные пальцы,
Словно столбики застыли.
Средний левый чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.
Учитель-логопед: - Сконструируйте букву «И» из прищепок.
Учитель-логопед: - Молодцы. Раз, два, три – в домики все убери.
Звуковой анализ и печатание слова из букв кассы:
Учитель-логопед: - Ребята, ослик приготовил для вас загадку:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
Учитель-логопед: - Напечатайте из букв кассы слово «ИВА». Кто хочет выйти к доске и сделать звуковой анализ слова «ИВА»? Остальные выполняют самостоятельно. Теперь проверяем, у всех также?
III. Итог занятия:
Учитель-логопед: – Молодцы, ребята. Ослику Иа очень понравилось у вас в гостях!
Учитель-логопед: - Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Какой буквой он обозначается? На что похожа буква «И»?
Учитель-логопед: - Иа приготовил для вас домашнее задание на стр. 6 в рабочей тетради «Пишем и читаем» (Коноваленко). Еще выучите загадку про ослика по мнемотаблице.
Поощрение детей. Прощание.
Анна Татаринцева
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [а], буква А»
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе на тему : «Звук [а] , буква А .»
Задачи :
Коррекционно – образовательные :
Познакомить со звуками [а] , буквой А .
Уточнить правильную артикуляцию звука [а] ;
Учить выделять звук [а] из слогов , слов, давать характеристику;
Учить составлять букву из счетных палочек , прописывать букву в тетрадях .
Коррекционно – развивающие :
Развивать зрительное и слуховое внимание, память;
Развивать мелкую моторику;
Развивать фонематический слух и восприятие;
Воспитательные :
воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям .
Оборудование : предметные картинки на звук [а] , карточка с изображением буквы А , тетради, карандаши, разрезные азбуки, индивидуальные зеркала, красные кружочки, счетные палочки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Правило поведения на занятии .
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Повторение звука [У] , припоминание рассмотренных ранее картинок на У.
Сядет тот, кто назовет предметы на звук [у] .
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия .
Ребята, кто нарисован у вас в тетрадях? (Девочка)
Что она делает? (Плачет)
Как плачет девочка? (А – а – а – а)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [а] .
2. Развитие артикуляционной моторики.
Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.
- упражнения для губ : «трубочка» , «заборчик» ;
- упражнения для языка : «вкусное варенье» , «часики» .
3. Работа по развитию речевого дыхания.
Ветерок дует слабо, затем сильнее …
4. Акустико – артикуляционный образ звука .
Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим , какое положе-ние принимают наши губки? (рот широко открыт) . Что делает язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами) .
5. Характеристика звука .
Мы можем пропеть звук [а] ? (Да)
Тянем нашу ниточку, какая она получилась? (Длинная)
Если мы можем пропеть звук значит он какой ? (Гласный)
В каком домике живут гласные? (В красном)
Когда мы произносим звук [а] у нас звенит горлышко, проверьте? (Да)
Значит звук [а] какой ? (звонкий)
6. Развитие фонематического слуха.
Хлопни если услышишь звук [А] : о, у, а, и, а, э, у, а, ну, ны, на, он, у, ан, арфа, зонт, арбуз, морж, тапки, ….
Ребята, наша девочка Аня плачет, потому что не может найти картинки на звук [а] давайте ей поможем. Говорим название картинки, длительно произнося звук [а] и определяем где он находится в начале, в середине или в конце слова.
7. Физ. минутка : «Аист»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногою,
Снова - левою ногою.
После - правою ногою,
После - левою ногою.
И тогда придешь домой.
8. Соотношение звука с буквой .
Ребята, посмотрите на доску. Это буква А . Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А .
Из скольких элементов состоит буква А ?
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь ? А?
Перед тобою буква А .
Сделайте букву А из пальчиков .
Выложите букву А с помощью счетных палочек. И напишем букву А в воздухе .
9. Работа в тетрадях
Найди и раскрась те предметы, названия которых начинаются со звука [а] .
Обведи и раскрась арбуз и апельсин. Отметь место звука [а] в словах .
Раскрась картинки. Отметь место звука [а] в словах : рыба, ручка, рак.
Найдите букву «А» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) . Мы раскрасим букву А цветом того домика, в котором она живет. В каком домике живет буква А ? (В Красном) . Значит, мы раскрасим ее красным цветом. - Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
III. Подведение итогов занятия .
Какой звук изучали ?
Почему он гласный?
Вспомни слова со звуком [а] в начале слова , в середине, в конце.
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и справились со всеми заданиями.
Публикации по теме:
Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.
Конспект фронтального занятия дефектолога по обучению грамоте «Звук и буква И» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте дефектологом Тема: «Звук и буква И» Цель: 1) Познакомить со звуком и буквой И с использованием.
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [К], [К’], буква К» Тема: звуки [К], [К’]. Буква К. Цель: знакомство с буквой К и звуками [К], [К’]. Задачи: 1. Закрепление навыка четкого произношения звуков.
Цели: Коррекционно – образовательные: Закрепление правильного произношения звука Ы, Расширение и уточнение знаний о звуке и букве Ы.
Татьяна Масасина
Конспект фронтального занятия «Звук [а]»
Тема : Звук [а] .
Цель : практическое усвоение четкого произношения звука [а] в речи ; выделение звука на слух из ряда звуков , слогов, слов.
Ход занятия:
1. Орг. Момент. Сядет тот, кто назовет части суток по порядку (времена, года, дни недели) ….
2. Предметные картинки : арбуз, астра, апельсин, аквариум, антилопа.
Назовите, что изображено на карточках. Какой первый звук вы слышите ?
3. Характеристика звука .
Звук тянется , поется, гласным зовется. Обозначаем красным квадратом.
4. Правильное произношение звука А
Хоровое проговаривание.
Индивидуальное.
2 полоски : длинная и короткая. А___
а а а а а а а …
5. «Поймай звук » . В потоке звуков : а, о, у, ы, о, а, у, и, а, о, ….
В потоке слогов : ам, ос, ко, уд, ав….
В словах : астра, суп, кино, алфавит…
6. «Запомни» . Запомнить и воспроизвести.
Акула – аптека, азбука – астра, арбуз – аптека – автобус, айва – Анна – Африка.
7. Итог. Какой звук мы учились правильно говорить? Дайте характеристику звуку [а] .
Оценка деятельности детей.
Публикации по теме:
Конспект фронтального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Звук У (знакомство)». Цель: Познакомить.
Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [А], буква «А» Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: "Звук [а], буква А" Цель: знакомство со звуком [а],.
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звук [С] и буква С» Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Звук и буква С». Цели и задачи: Коррекционно-образовательные.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук Н» Конспект занятия в старшей логопедической группе: Звук «Н» Программное содержание: 1. Познакомить детей со звуком «Н». 2. Научить характеризовать.
Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ТНР «Звук [У]» Цель: формирование навыков элементарного звукового анализа; развитие фонематического слуха. Задачи: 1. Уточнить понятие «звук». 2. Познакомить.
Организация: МАДОУ №9
Населенный пункт: г. Оленегорск
Обобщение пройденного материала о гласных и согласных звуках и буквах.
Образовательные:
1. Закреплять графические, зрительные образы гласных и согласных букв.
2. Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках.
3. Продолжать закреплять умение определять количество слогов в слове.
4.Упражнять в звуковом анализе слов.
5.Закреплять умения в составлении простых, с красивыми словами, с маленьким словом предложений.
Развивающие :
1.Развивать речь, внимание, мышление.
2.Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
1.Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
2.Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приёмы:
1.Музыкальное сопровождение для подвижной игры «Внимание»
2.Словесный (вопросы, объяснение).
3.Наглядный (предметные картинки, интерактивный стол).
4.Игровой (подвижная игра)
5.Практический (упражнения).
Наблюдение за работой детей, помощь, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал: предметные картинки, плакат «Разные буквы»
Раздаточный материал: карточки с кружками, предметные картинки, схемы для составления предложений, буквы.
Интеграция с другими образовательными областями.
1.Физ. культура: подвижная игра
2. Здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами.
3.Социализация: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить приходить друг другу на помощь.
4.Труд: помощь в раздаче раздаточного материала для занятия, уборка своего места.
5.Коммуникация: развивать речь, желание говорить красиво, правильно,
внимательно слушать друг друга и не перебивать.
I. Организационный момент.
(Л): – Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
(Л): - Вставайте в круг. Посмотрите на меня и не отвлекайтесь. Мы с вами уже большие и сегодня мы покажем нашим гостям, чему мы с вами научились. А чтобы наш язычок хорошо работал, сделаем зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости, (дети надули щечки)
С ними худые – лишь кожа да кости. (втянули щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись. (имитация поцелуя)
Утром проснулись – в улыбочку губы, (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы. (язычок двигается - между верхней губой и зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи,
С нижними зубками тоже мы дружим.
II. Введение в тему занятия.
(Л): - Сегодня вам предстоит пройти трудные испытания. А помогать двигаться от одного испытания к другому нам помогут вот эти разноцветные стрелоки.
(Л): - Я сегодня утром пришла в детский сад и увидела вот такую картину. Как вы думаете, что здесь изображено? (Буквы)
(Л): - Выберите только те буквы, с которыми вы знакомы.
(Л): - Вы знаете, что буква – это графическое изображение звука. А как вы определили, что это буква, а не звук? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)
(Л): - Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
(Л): - Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные можно пропеть – нет преграды, а согласные нельзя пропеть – мешает язык, зубы, губы)
(Л): - Согласные звуки, на какие делятся (На мягкие и твердые, звонкие и глухие)
(Л): Молодцы, вы все правильно сказали.
1. Игра «Живая стрелочка» (назови первый, последний звук в слове)
(Л): - Сейчас я проверю, как вы умеете определять звуки в начале и в конце слова и давать характеристику звуку. Вставайте в круг.
(Л): - «Стрелкой» будет каждый из вас по очереди. Первый в круг встанет …(Ребенок встает в центр круга и изображает «стрелочку». Ребенок кружиться вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Остальные дети, взявшись за руки идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
Ребенок останавливается и указывает на одного из детей. На кого указала «стрелка», достает из сумки «стрелки» картинку, определяя в нем первый и последний звук и дает ему характеристику.
(Л): - Хорошо, и с этим задание вы справились.
(Л): - Вставайте в рассыпную.
2. Подвижная игра «Внимание» (раздели слова на слоги)
(Л): - Когда услышите сигнал «Внимание», смотрите на выставленную картинку и если в слове 1 слог (строитесь в колонну по одному), если 2 слога (парами по 2 человека), если 3 слога (по 3 человека), если 4 слога (по четыре человека). Не забывайте прохлапывать слово.
3. Игра на интерактивном столе «Звуковые схемы»
(Л): - Подходите все к столу. Внимательно посмотрите и скажите, что на нем изображено? (Звуковая схема) Подумайте и скажите, какая картинка подходит к этой схеме? Почему?
4.Звуковой анализ слова (у каждого ребенка разные слова, в зависимости от возможностей)
(Л): Молодцы, а сейчас проходите за столы и выложите каждый свою звуковую схему по картинке. Выбирайте картинки и за работу.
(Л): Спрашивает: Прочитай слово, ведя пальцем по каждому звуку. Сколько гласных, согласных звуков? На каком месте стоит звук ….? На третьем месте, какой звук? Сколько слогов в слове? Почему?
5.Предложение по схеме
(Л): - А сейчас по этой картинке придумайте предложение и выложите его по схеме.
(Л): Работает с каждым индивидуально.
(Л): Спрашивает: Прочитай предложение, ведя пальцем по каждому слову. Сколько слов в предложении? На каком месте стоит короткое слово ….? На третьем месте, какое слово?
6. Угадай букву
(Л): - Умнички, это было очень трудно, но вы справились. Подходите ко мне, повернитесь спиной к гостям.
(Л): - Я буду рисовать букву у вас на спине, а вы попробуйте угадать букву и выложить ее из различных предметов, которые находятся у вас на столах.
III. Итог занятия.
(Л): - Чем мы сегодня занимались?
(Л): - Какое задание было трудное?
(Л): - Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?