Введение

Возникновение государственности у восточных славян

Теории происхождения Древнерусского государства

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Образование Древнерусского государства происходило в IX веке. Территория, на которой оно возникло простиралась от Балтийского моря, Ладожского и Онежского озер на Севере до Днепровских областей немного южнее Киева.

Различные славянские племена издавна обитали на территории Восточной Европы. Об этом имеются многочисленные свидетельства греческих, римских, арабских ученых. Славяне описаны под именем венедов у римских историков Тацита и Плиния Старшего. В VI в. н.э. о «винидах» упоминал автор «Истории готов» Иордан. Византийский историк VI в. Прокопий указывал на племена антов и склавинов, занимавших огромные пространства в бассейне Дона. Свидетельства хронистов позволяют полагать, что славяне являются автохтонами (коренными жителями) Восточной Европы. К середине I тыс. н.э. происходит масштабное расселение славян на огромных территориях между Эльбой на западе, оз. Ильмень на севере, причерноморскими степями на юге и Волгой на востоке. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства - западных, южных и восточных славян.

Название одного из восточнославянских племен - рус (рос, рось), встречается с IV в. Основным ареалом проживания русов являлась лесостепь среднего Поднепровья. Примерно на рубеже V-VI вв. в Поднепровье сложился союз племенных групп руси и полян, за которым закрепилось название «Русь». С IX в. это название преобладает в обозначении восточных славян. Его происхождение наукой точно не выяснено .

Цель данной работы: изучить возникновение государственности у восточных славян и раскрыть теории происхождения Древнерусского государства.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.

1. Возникновение государственности у восточных славян

Достоверных данных о восточных славянах в первой половине первого тысячелетия нашей эры практически нет. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры восточные славяне заселяют Восточно-Европейскую равнину от Балтики до Черного моря.

Откуда пришли восточные славяне также точно неизвестно. Поэтому момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с точностью. Разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. Летописи начали появляться только на рубеже XI-XII вв. .

На территории Восточной Европы издавна обитали различные славянские племена. Об этом имеются многочисленные свидетельства греческих, римских, арабских ученых. Славяне описаны под именем венедов у римских историков Тацита и Плиния Старшего. В VI в. н.э. о «винидах» упоминал автор «Истории готов» Иордан. Византийский историк VI в. Прокопий указывал на племена антов и склавинов, занимавших огромные пространства в бассейне Дона. Свидетельства хронистов позволяют полагать, что славяне являются автохтонами (коренными жителями) Восточной Европы. К середине I тыс. н.э. происходит масштабное расселение славян на огромных территориях между Эльбой на западе, оз. Ильмень на севере, причерноморскими степями на юге и Волгой на востоке, повлекшее деление славян на восточных, западных и южных. Название одного из восточнославянских племен - рус (рос, рось), встречается с IV в. .

Прародиной славян в русских летописях называется Подунавье (Центральная Европа), откуда (под давлением неведомых волохов) в IV в. славяне вынуждены были отступить в другие районы. На север пошли ляхи (поляки, т. е. западные славяне, осевшие по Висле), на северо-восток и восток - будущие восточные славяне (заселившие пространство от Среднего Поднепровья (Киев - поляне) до Ладоги (Новгород-ильменские словене)), на юг - будущие южные славяне (сербы).

Основным ареалом проживания русов являлась лесостепь среднего Поднепровья. Примерно на рубеже V-VI вв. в Поднепровье сложился союз племенных групп руси и полян, за которым закрепилось название «Русь». С IX в. это название преобладает в обозначении восточных славян. Его происхождение наукой точно не выяснено.

Древнерусские летописи описывают историю восточных славян только со времени, когда они начали расселяться на большом просторе Восточной Европы, создавая союзы племен. Этот процесс начался в конце V в. и закончился в VIII-IX вв.

Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений формировавшейся восточнославянской государственности - Куявия (южная часть племен, объединившаяся вокруг города Киева), Славия (как итог консолидации северных славянских племен вокруг Новгорода) и Артания либо Тмутаракань (предположительно на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги). Постепенно остались два влиятельных центра восточнославянской государственности - на юге Киев, на севере Новгород.

Догосударственные образования (княжения) возникают на основе родовой, кровной близости. О живших в V в. в Прикарпатье антах (видимо, тоже славянах) известно, что у них господствовала военная демократия - догосударственная форма политической организации славянского общества.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т.е. определенного правопорядка. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина. И хотя государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства .

Восточнославянские союзы племен (поляне, древляне, ильменские словене, северяне, вятичи и др.) находились на разных уровнях развития, и поэтому в одних процесс государствообразования протекал быстрее, а в других - медленнее. Первыми пришли к государственности ильменские словене на севере (Новгород) и поляне на юге (Киев) .

В то время, когда такое имя, как «Русь» закрепилось у восточных славян, т. е. к VIII в., их жизнь претерпела большие изменения. В «Повести временных лет» неоднократно упоминается, что накануне объединения большего числа восточнославянских племен под властью Киева насчитывалось по меньшей мере 15 крупных племенных союзов, каждый из которых включал в себя 120-150 отдельных племен, состоящих из огромного количества родов и занимающих значительную территорию.

Самым мощным племенем считались поляне с центром в городе Киев. К северо-западу от них жили древляне - жители лесов. На север от полян вокруг городов Ладоги и Новгорода располагались новгородские словене. На северо-востоке жили вятичи, главными городами которых были Ростов и Суздаль. В верховьях рек Волги, Западной Двины и Днепра располагались кривичи. Племена, обитающие в бассейне Западной Двины, получили название полочане. Их главным городом стал Полоцк. К востоку от полян проживали северяне. Позже их главным городом стал город Чернигов. По берегам рек Сож и Сейм располагались радимичи. Между реками Днестром и Дунаем расселились уличи и тиверцы. К западу от полян обитали волыняне и бужане. Обладая немалой силой, а также имея численное преимущество, восточнославянские союзы племен подчиняли окрестные народы, облагая их данью. Иногда возникали междоусобицы, но, несмотря на это, отношения были добрососедскими. Собирая дань с соседних племен, часто и сами славяне находились в даннической зависимости от более мощных окрестных соседей.

В VIII- начале IX в. ремесла славяне достигли большого совершенства. Ремесленники селились в многолюдных местах и вблизи с торговыми путями, т. е. там, где было удобно продавать и обменивать свой товар на продукты питания. Теперь они могли, не занимаясь сельским хозяйством, содержать себя и свою семью. Начали зарождаться города. Они имели перспективы дальнейшего развития только в том случае, если являлись центром торговли, местом отправления религиозного культа, местом обороны от врагов.

Формирование торговых путей в начальной истории Древней Руси было важнейшими событиями. Их два. Примерно в 800 году на территории Древнерусского государства были установлены торговые связи с Хазарским каганатом (столица в г. Итиль близ дельты Волги) по речному пути Волхов-Ильмень-Мста-Волга. Через него далее шел путь по Каспийскому морю в Дербент к Арабскому халифату. Торговля восточнославянских племен со своими соседями явилась предпосылкой к зарождению в VIII-IX вв. знаменитого пути «из варяг в греки» в период 830-860 гг. Это - Волховско-Днепровская магистраль, протяженностью около 1500 км.

В 860 году состоялся принципиально важный акт международного признания Руси. Тогда воинственные представители народа Русов совершили морской поход и нападение на Константинополь (столицу Византийского государства). В результате был заключен первый «Договор любви и дружбы» с Византией. В нем впервые оформлялись межгосударственные добрососедские отношения Руси и Византии. Этот основной торговый путь способствовал развитию отношений славян с окружающим миром. Начали появляться такие крупные городские центры, как Новгород, Любеч, Смоленск и Киев. Существовали также восточные западные и юго-западные торговые пути, которые, пересекая друг друга, крепко связывали восточнославянские земли с государствами Поволжья, Западной Европы, Кавказа, Прикаспия, Средней Азии, Северного Причерноморья .

Таким образом, основные предпосылки формирования государственности у восточных славян:

Основной причиной возникновения государства у восточных славян ученые называют сброс ига норманов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате. Волнения по поводу постоянных внешних вторжений продолжались, поэтому группа жителей направилась к варягам (русичам).

Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью. После своей смерти оставил малолетнего наследника - Игоря. Вместо малолетнего наследника (в те годы не существовало обязательного перехода власти по кровному наследию) правителем стал новгородский князь Олег по прозвищу Вещий, который в 882 г. отправился в поход, захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель .

Затем Олег присоединил к Руси еще множество территорий посредством захвата либо мирного присоединения соседских земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья - «великими киевскими». С этого времени восточнославянские земли окончательно объединяются в огромное по тем временам государство с центром в Киеве - Киевская Русь.

Киевская Русь считается одним из самых крупных государств IX-XII вв. В отличие от Западных и Восточных стран, процесс формирования Руси имел свои уникальные черты - геополитические и пространственные. Киевское государство располагалось на стыке очень контрастных миров: оседлого и кочевого, иудейского и языческого, мусульманского и христианского. В процессе своего образования Русь переняла разные собственные особенности как Западных, так и Восточных государств, поскольку занимала среднее положение между Азией и Европой, а также не имела особо выраженных географических границ на огромной площади своего равнинного пространства. Именно эта острая потребность в защите от врагов своей земли вынудила народы с различным типом развития (вероисповедание, ведение быта и пр.) сплотиться и создать мощную государственную власть. Объединение вокруг сильного центра способствовало экономическому подъему славянских земель и их успешной борьбе с врагами (варягами, печенегами, хазарами и др.), началу оформления центральной власти .

В Древнерусском государстве установилась форма правления в виде раннефеодальной монархии династии Рюриковичей. Во главе государства стоял великий князь. В его руках была высшая военная, судебная и административная власть. При князе действовал Совет, сословный совещательный орган. Складывается дворцово-вотчинная система управления. Большую роль в государственной жизни играли вече - коллективные органы принятия важных политических решений.

государственность восточный славянин древнерусский

Этапы развития древнерусского государства

Итак, возникновение государственности у восточных славян связано с Древнерусским государством (IX-XII вв.). Оно сформировалось в результате длительного экономического и социально-политического развития восточнославянских народов. Процесс их консолидации завершился во второй половине IX в. объединением Киева и Новгорода .

Как уже было сказано, Древняя Русь сформировалась на территории восточных славян в конце десятого века. Во главе данного государства ставится князь, который обещает защиту и покровительство окрестным феодалам. Взамен на данные услуги феодалы отдают ему в пользование часть собственных территорий в качестве платы. В это же время часть территорий, которые были завоёваны в результате военных походов отдаётся боярам, которые взымают дань с данных земель. Для данной процедуры нанимаются дружинники, которым было разрешено оставаться жить на территории к которой они были прикреплены. Так начала формироваться феодальная иерархия (Князь - вотчинники - бояре - мелкие земельные держатели). Данная система способствовала тому, что сам князь из военного руководителя стал превращаться в фактического политического деятеля. Так появляются зачатки монархии и развивается феодальная власть.

Первым правовым документом была «Русская правда», которую создал Ярослав Мудрый. Основной задачей этого документа являлась защита людей от всяческих беспорядков, а также регулирование общественных отношений. Однако, кроме этого, данный документ разделял общество на определённые социальные категории. Например, существовали зависимые и общинники. Первые считались неполноправными гражданами и вовсе не располагали свободами (также не имели права служить в армии). Их делили на временно зависимых, холопов (слуг), а также простолюдинов (смердов). Свободные же общинники делились на людей и смердов.

Окончательное формирование государственного политического строя Руси было окончено только к концу двенадцатого века. Но уже с середины XI в. проявились тенденции к распаду Киевской Руси. Они явились следствием политического укрепления региональных центров и слабых связей между ними, успехов местной экономики, ослабления внешней угрозы, усобиц местных князей. Правда, в конце XI в. угроза половцев заставила русских князей сплотиться, что приостановило распад государства. Следует также учитывать, что держава Рюриковичей существовала в сложнейших условиях противостояния между Востоком и Западом.

После смерти Ярослава Мудрого возникает специфический (хотя подобные органы были и в других странах) орган коллективного управления - княжеские съезды (в источниках - сеймы, снемы). В их компетенцию входили вопросы спорного наследства и границ, объявление войны и заключение мира, союзы, законодательство. Первый съезд прошел в 1054 г. Наиболее дальновидные князья старались сохранить единство Руси. Однако съезд в Любече в 1097 г. фактически закрепил распад единого государства на уделы. На нем для предотвращения усобиц князья поклялись не посягать на чужие уделы («къжъдо да держить отьчину свою»). Известны съезды в 1100 г. в Уветичах, рассмотревший спорные вопросы землевладения, Долобский 1103 г., посвященный действиям против половцев и др.

На съездах в 1100 г. и 1103 г. Владимиру Мономаху удалось на время объединить князей для отпора половцам. Решения съездов носили рекомендательный характер и не были обязательны для князей. Тем не менее, весь домонгольский период истории Руси съезды координировали управление русскими землями, взаимоотношения между князьями и совместную оборону. Окончательно Древнерусское государство распалось после переноса великокняжеского стола во Владимир и разорения князем Андреем Боголюбским в 1169 г. Киева. В XII в. на территории Древнерусского государства насчитывалось 15 отдельных земелькняжеств: Киевское, Переяславское, Полоцкое, Турово-Пинское и др. Каждое из них в свою очередь дробилось на уделы (обычно по числу сыновей князя-правителя). В начале XIII в. на Руси насчитывалось уже свыше 50 княжеств, а в XIV в. - около 250 .

Древнерусские князья и их политика представлены в Приложении.

2. Теории происхождения Древнерусского государства

Точно сказать, когда появилось Древнерусское государство, ученые не могут и в наше время. Разные группы историков говорят о многих датах, но большинство из них сходятся к одному: появление Древней Руси можно датировать IX веком. Именно поэтому распространены разнообразные теории происхождения древнерусского государства, каждая из которых старается доказать свою версию возникновения великого государства .

Точки зрения историков на возникновение государства у восточных славян

Норманнская теорияЦентристская теорияАнтинорманнская теорияДревнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия восточных славянДревнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варяговУ восточных славян шёл процесс складывания государственности до прихода варягов. Роль варягов в образовании Древнерусского государства отрицается

Норманнская теория, повествует о том, что государство организовали варяги, призванные на княжение - Рюрик, Синеус и Трувор. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века «Повесть временных лет», где говорилось о том, что племена чудь, славяне, кривичи и весь, будучи не в состоянии справиться с усобицами, перессорились между собой и в 862 г. для установления порядка призвали на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика и его братьев. Варяги и установили на Руси государственный строй. Сторонники этой теории делают вывод о том, что братья-варяги основали Древнерусское государство, дали ему название «Русь» и положили начало русской государственности и правящей династии.

Данный факт многие дореволюционные исследователи считали отправным пунктом в истории российской государственности. В XVIII в. немецкие историки Иоганн Байер и Герард Миллер, приглашенные в Российскую Академию наук, данную версию признали самой правдоподобной и заявили, что Российское государство и даже его название - скандинавского происхождения. Теория эта получила как сторонников, так и противников. Сами выводы были расценены в России как идеологическое обоснование неспособности русских к самостоятельному развитию государственности и их политической и культурной отсталости. Причины ожесточенного отношения в России середины XVIII в. ко всему иностранному, и тем более к «варяжской» теории, становятся предельно понятны, если учесть специфику государственно-политического развития Российской империи в 1730-1741 гг. Во время правления Анны Иоанновны и ее фаворита герцога Курляндского Бирона произошла фактическая узурпация власти немецким элементом. Страной управляли немецко-прибалтийские выходцы - Миних, Корф, Ливен, Бреверн, Браун, Бисмарк и др. Русская аристократическая верхушка была отстранена от власти, а частично (князь А. Д. Меньшиков, клан князей Долгоруких, министр А. П. Волынский и др.) была уничтожена. В своих записках князь П.В. Долгорукий писал: «Трудно себе представить пренебрежение, с которым немцы относились к русским в царствование Анны Иоанновны». Критика «варяжской теории» была поручена императрицей Елизаветой Петровной, занявшей трон на «волне» борьбы с немецким засильем, М.В. Ломоносову.

Антинорманисты указывали, что восточные славяне в IX в. были на более высоком уровне социального и политического развития, чем варяги. Другой аргумент - один или несколько человек не могут создать государство. Утверждалось, что Рюрик являлся выходцем из Пруссии, а Пруссия, это искаженное «Поруссия», а руссы-пруссы - славяне. Борьба норманистов и антинорманистов постепенно перешла из научной в идеологическую сферу.

Несомненны факты - в основе летописи лежал исторический факт появления и вокняжения в Новгороде скандинава, пришедшего с дружиной, несомненно присутствие на Руси значительного количества варягов, как рядовых воинов-наемников, так и высокопоставленных лиц при дворе князя. В договоре князя Олега с Византией 911 г. перечислены имена его соратников - дипломатов скандинавского происхождения - Гуды, Фарлаф, Инегельд, Веремуд, Рулав, Руалд, Карн и др. Нужно учитывать, что варяги в VIII-X вв. являлись грозной силой, с которой считалась вся Европа.

Спорные вопросы норманнской теории

Наиболее оптимальным является, при разумном объединении доводов сторон в этом споре, вывод, что вызревшие в середине IX в. предпосылки формирования государственности у восточных славян были претворены в жизнь самими славянами при прямом и непосредственном участии варяжского князя Рюрика и его дружины. Еще накануне «варяжского переворота», по словам видного исследователя И. Я. Фроянова, славяне создали свою государственность и ее основные институты. Варяги сыграли роль своеобразной «скрепы» государства, цементирующей силы в русском обществе и были затем полностью ассимилированы .

Но есть и другая версия. Гостомысл (князь Новгорода) велел перед своей смертью, чтобы его наследником обязательно стал потомок Рюрика-варяга, женатого на его дочке Умиле. В «повести временных лет» можно прочитать, что на поиски князя для себя старейшины финских и финских племён отправились к варягам, за море. Известный исследователь Лихачёв Д.С. пишет в переводе данной летописи, что тогда варяги имели прозвание «русь» и пришли княжить братья: Рюрик по старшинству - в Новгороде, Трувор - в Изборске, а Синеус был посажен в Белоозере. Так и начала называться Русская Земля.

Также существует версия Лихачёва, согласно которой письменные доказательства «призвания варягов» является поздней вставкой в летопись. Эта легенда якобы была создана печерскими монахами для того, чтобы подчеркнуть независимость и самостоятельность Руси от Византии. Данное сказание (по мнению самого Лихачёва) является отражением одной из средневековых традиций поиска истоков правящих династий среди древних иноземных знатных народов. Делалось это в первую очередь для поднятия авторитета в глазах подданных.

Другие исследователи приходят к выводу, что «варяжская тема княжения» может вполне отвечать фольклорному бродячему сюжету о возникновении государственной власти и о том откуда растут корни правящей династии (подобные сюжеты имеются в легендах различных этносов). В других летописях (Троицкой, Ипатьевской и Лаврентьевской) монахи, которые переписывали «Повесть временных лет» называют не варягов, а одно из соседствующих с чудью племя. Основным аргументом данной теории считается факт существования города Старая Руса на реке Руса до появления варягов.

Заключение

Краткие выводы по работе отражают следующее. Формирование государственности у восточных славян обусловлено становлением древнерусской народности и процессом объединения восточно-славянских племен. Большинство историков относит образование Древнерусского государства к IX веку. Как написано в знаменитой «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в 862 году. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус) и положили начало русской государственности и правящей династии. Уже в 882 году князю Рюрику удалось соединить воедино земли под единой властью. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое древнерусское государство. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси.

Признаки образования Киевской Руси как государства: переход от родовой общины к территориальной и соседской; наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти; введение налогов на поддержание государственного механизма.

Существуют разнообразные теории происхождения древнерусского государства. Норманизм и антинорманизм - это две теории образования Киевского государства. Автором первой версии является Байрон, который сделал свои выводы на основе прочитанных рукописей. Автором второй версии является Ломоносов. Обе теории сходятся во мнениях, что Киевская Русь образовалась с момента правления Рюриков, но их точки зрения расходятся в определении национальной принадлежности Рюриков: норманизм отстаивает точку зрения, что Рюрик по происхождению норманн; антинорманизм придерживается мнения, что Рюрики не нормандцы.

Итак, зарождение государственности у восточных славян формировалось в результате длительного экономического и социально-политического развития восточнославянских народов. Процесс их консолидации завершился во второй половине IX в. объединением Киева и Новгорода в 882 г.

Список используемой литературы

1.Белковец Л.П. История государства и права России. Курс лекций / Л.П. Белковец, В.В. Белковец. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. - 216 с.

2.Вениосов А.В. История государства и права зарубежных стран: краткий курс / А.В. Вениосов. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 176 с.

Дудкина Л.В. История государства и права России / Л.В. Дудкина. - М: Аллель, 2011. - 64 с.

Дусенбаев А.А. Экономическая история России / А.А. Дусенбаев, Н.А. Воеводина. - М.: Юстиц-Информ, 2010. - 190 с.

Исаев И.А. История отечественного государства и права. Учебник / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 432 с.

Кушнир И.В. История государства и права России / И.В. Кушнир. - М.: Норма 2011. - 478 c.

Пашенцев Д.А. История государства и права России: Учебное пособие / Д.А. Пашенцев. - М.: Эксмо, 2011. - 448 с.

Приложение

Древнерусские князья и их политика

Князь (годы правления)Его деятельностьРЮРИК (родоначальник династии Рюриковичей) (862-879)862 г. - призван на княжение ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель (согласно «Повести временных лет»). Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях ОЛЕГ ВЕЩИЙ (т. е. мудрый) (есть сведения, что он являлся родственником Рюрика) (879-912)882 г. - захватил Киев (убийство киевских правителей Аскольда и Дира) и превратил его в столицу Древнерусского государства. Подчинил племена древлян, северян, радимичей. 907 г., 911г. - совершил успешные походы на Византию, итогом которых стали выгодные для Руси два мирных догоцора (907 и 911 гг.). Установил контроль над торговым путём «из варяг в греки»ИГОРЬ (сын Рюрика) (912-945)915 г. - заключил мир с печенегами. 922 г. - подчинил племя уличей. Организовал военные походы на Византию: 941 г. - закончился неудачей: византийцы сожгли русские ладьи с помощью «греческого огня» (нефти). 944 г. - закончился заключением взаимовыгодного договора. 943 г. - осуществил поход на Северный Кавказ: взял г. Бердаа на р. Курье. 944 г. - организовал поход в Древлянскую землю за даньюОЛЬГА (жена князя Игоря) (945-9692)945 г. - окончательно покорила древлян (взятие стольного города Искоростень). Впервые установила чёткий порядок сбора дани («полюдья») путём введения: уроков - определения точных размеров дани; погостов - установления мест сбора дани. Прекратила внешние походы. 955 г. (957 г.) - совершила поездку в Византию и приняла христианство, крестившись под именем Елены. 968 г. - руководила защитой Киева от печенегов СВЯТОСЛАВ I (сын князя Игоря и княгини Ольги) (957-972)965 г. - разгромил Хазарский каганат и его столицу Итиль. 965 г. - установил союзные отношения с ясами и касогами. 966 г.- присоединил племя вятичей. 968-971 гг. - совершил походы в Дунайскую Булгарию, вёл войны с Византией. 969-972 гг. - участвовал в военных столкновениях с печенегами. 971 г. - заключил договор между Русью и Византией. Назначал сыновей наместниками в восточнославянские земли вместо племенных князей. 972-980 гг.- первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Ярополком и Олегом, Владимиром и Ярополком → победа Владимира ВЛАДИМИР I («Красное Солнышко», Святой, Равноапостольный) (сын Святослава I) (980-1015)980 г. - провёл языческую реформу. 987 г. - заключил союз с Византией. 988 г. - начал распространение христианства на Руси. Брак с византийской царевной Анной. Осуществлял дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства: 981-982 гг. - успешные походы на вятичей. 981 г. - отвоевал у Польши Червенские города. 984 г. - поход на радимичей. Предпринял успешные походы на печенегов, основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.)ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (сын Владимира I) (1019-1054)1015-1019 гг. - междоусобные войны между Ярославом и его братьями Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским → утверждение на киевском престоле Ярослава. Способствовал возвышению международного авторитета Руси установлением широких династических связей с европейскими дворами. Осуществлял военные походы: в Прибалтику; в польско-литовские земли; в Византию. 1036 г. - окончательно разгромил печенегов под Киевом (в память этого события возведён Софийский собор). Являлся основателем письменного русского законодательства: 1016 г.3 - начало составления свода законов Древнерусского государства - «Русской Правды». 1051 г. - избрание епископами первого русского митрополита ИларионаВЛАДИМИР II МОНОМАХ (внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха) (1113-11125)1113 г. - ввёл в действие «Устав Владимира Мономаха», по которому ограничивались проценты по займам и запрещалось обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей. 1116-1119 гг. - участвовал в борьбе за власть с Глебом Минским. Написал «Поучение детям», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой: был женат на дочери английского короля Гарольда II - ГитеМСТИСЛАВI ВЕЛИКИЙ (сын Владимира Мономаха) (1125-1132)1127 г. - присоединил к Киеву Полоцкое удельное княжество. Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославича. Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единство Древнерусского государства

Введение 3
1. Возникновение государственности у восточных славян 4
2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия 5
3. Становление древнерусского права. «Русская правда» 8
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Введение

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.
В контрольной работе речь пойдет о вопросах возникновения государственности у восточных славян, о Киевской Руси как раннефеодальной монархии, «Русской правде» и становлении древнерусского права.

1. Возникновение государственности у восточных славян

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии .
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
Киевская Русь IX – X вв. – первое государство восточных славян, объединившее более 200 мелких славянских, финно-угорских и латышско-литовских племен. Термин «Киевская Русь» очень удобен для обозначения определенного хронологического отрезка – 9 –начало 12 в., когда Киев стоял во главе огромного государства, открывшего собой новый, феодальный период в истории народов Восточной Европы, период, сменивший первобытность и продолжавшийся почти тысячу лет.
Но, древнейшим источником права является обычай. Наиболее ранним памятником русского права является текст договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 г.). тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международномы, торговому, провессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являющийся, сводом норм обычного права.

2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия

Здесь невозможно охарактеризовать всю многовековую историю взаимоотношений Руси и Византии, начиная с хождения в Константинополь первого (правившего на рубеже VIII-IХ вв.) киевского князя Кия, который, по летописи, “велику честь приял” от византийского императора. Остановимся только на первом военном столкновении русских и византийцев. 18 июня 860 года войско Руси осадило Константинополь (сведения о более ранних подобных атаках недостоверны). Новейшие исследования показали, что этот поход был совершен под диктатом Хазарского каганата. Это неоспоримо явствует, в частности, из того факта, что в том же 860 году Византия отправила посольство во главе со святыми Кириллом и Мефодием не в Киев, а в тогдашнюю столицу Хазарского каганата - Семендер на Северном Кавказе (есть, правда, серьезные основания полагать, что на обратном пути это посольство посетило и Киев). Отмечу еще, что в одном из позднейших византийских сочинений предводитель похода на Константинополь (это был, очевидно, киевский князь Аскольд) точно определен как “воевода кагана” (то есть властителя Хазарин).
Особенное, даже исключительное значение имеют для нас рассказы непосредственного свидетеля и прямого участника - событий одного из наиболее выдающихся деятелей Византии за всю ее историю, константинопольского патриарха св. Фотия (он, кстати сказать, называет русских “рабствующим” народом, - имея в виду, как полагают, тогдашнюю подчиненность Руси Хазарскому каганату; именно по его инициативе и было отправлено к хазарам посольство его великих учеников свв. Кирилла и Мефодия).
Св. Фотий свидетельствовал, что в июне 860 года Константинополь “едва не был поднят на копье”, что русским “легко было взять его, а жителям невозможно защищать”, что “спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия... город не взят по их милости” и т.п. Фотия даже уязвило, как он отметил, “бесславие от этого великодушия”. Но так или иначе 25 июня жители Константинополя неожиданно “увидели врагов... удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения”.
Впоследствии, в XI веке, византийские хронисты, не желая, по всей вероятности, признавать это русское “великодушие”, выдумали, что будто бы буря по божественной воле разметала атакующий флот (эта выдумка была воспринята и нашей летописью). Между тем очевидец событий Фотий недвусмысленно сообщает, что во время нашествия русских “море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плавание”.
Раннефеодальное общество не тождественно феодальному. В нем еще не развились до зрелого состояния основные характерные черты феодальной формации и существуют многие явления, присущие предшествующим формациям. Речь идет не столько о преобладании в данный момент того или иного уклада, сколько о тенденции развития, о том, какой из укладов развивается, а какие постепенно отмирают. В древнерусском государстве будущее принадлежало именно феодальному укладу.
Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. По летописи нам известны немногие из них. Однако договоры Олега и Игоря с Византией содержат упоминание о том, что их было не мало .
Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Функции князя точно определены в легенде о призвании варягов: «володеть и судить по праву». Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. Отношения князя и дружинников были далеки от отношений подданства. Князь советовался с дружиной по всем делам. Вместе с тем и князь был нужен дружине, но не только как реальный военный предводитель, а и как некий символ государственности.
Наиболее уважаемые, старшие дружинники, составляющие постоянный совет, «думу» князя стали именоваться боярами. У некоторых из них могла быть и своя дружина. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «чадь», «гриди». Если бояре выступали в роли воевод, то младшие дружинники исполняли обязанности административ-ных агентов: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т.д. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов.
Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося народного самоуправления. Народное собрание – вече – действовало активно в 9-11 вв. и позднее. Народные старейшины – «старцы градские» – участвовали в княжеской думе, и без их согласия было, видимо, трудно было принять то или иное решение. Летописи отразили падение роли вече в политической жизни: его упоминание обычно связано с экстраординарными ситуациями, когда ослабевшая княжеская администрация или нуждалась в дополнительной опоре или утрачивала власть. Однако были и исключения: сильные позиции сохранило народное собрание в Новгороде и ряде других городов .
Анализ социально-политических структур позволяет говорить о трех центрах притяжения, влиявших на общественное развитие: это прежде всего княжеская власть, набиравшая силу дружина (боярство), народное вече. В дальнейшем именно соотношение этих властных элементов станет определять тот или иной тип государственности, который возобладает на территориях, некогда входивших в состав державы Рюриковичей.
В XII веке к наиболее важным должностным лицам относились: дворский - ведал всем княжеским хозяйством; воевода - командующий всеми вооруженными силами княжества; тиун конюший - отвечал за княжеские конюшни; стольник - ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием. Более мелкими должностными лицами были тиуны и старосты.
Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников. Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.
Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община.
Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Скачать бесплатно

Формирование государства в древнем мире свидетельствовало о значительном совершенствовании хозяйственно - экономических и политических отношений, осознание единства, многочисленными родственными племенами. Однако процесс был трудоемким и требовал больших усилий со стороны племенной верхушки и людей, ее поддерживающих.

Возникновение государственности у регулярно вызывает дискуссии о его родоначальниках. Многие авторы склоняются к варяжской теории в формировании государства у славян. А кто же такие эти самые варяги? Национальная принадлежность варягов - дело спорное. Так, по мнению одних ученых этот народ - норманны, скандинавы. В своих мнениях они исходят из того, что это была эпоха норманнских морских нашествий на европейские страны, объектами этих походов могли стать и земли восточных славян.

Возникновение древнерусской государственности довольно долгое время в исторической науке связывали с норманнами и их предводителем Рюриком. При этом утверждалось, что сами славяне на это были не способны из-за своей отсталости. Эта теория появилась в период противоборства Швеции и России в период Смуты для оправдания агрессивных устремлений скандинавов. И впоследствии при обострении отношений России со странами Запада эти взгляды тут же появлялись в иностранных сочинениях. Ученых, предлагавших данную точку зрения на возникновение государственности у восточных славян, стали называть норманнистами, а теорию - норманнистской. Апологетами норманнизма были некоторые российские ученые немецкого происхождения (Миллер Г.Ф., Шлецер А.М.), а также те представители официальной отечественной историографии, которые продвигали норманнизм для укрепления авторитета и возвышения

Противниками на возникновение государственности у восточных славян в восемнадцатом веке стали известные российские историки Ломоносов М.В.,Татищев В.Н. В своих исследованиях они доказывали, что Рюрик и варяги - это представители прибалтийского славянства, которые были связаны с восточными славянами общностью культуры, этногенеза, языка. Сторонников этой позиции в исторической науке принято называть антинорманнистами.

Позже российскими и советскими историками было доказано, что возникновение государственности у восточных славян назревало задолго до появления варягов, и в качестве аргументов приводятся факты государственного образования у антов. Позднее зачатки государства уже более ощутимы в правление Кия. Однако споры по данному вопросу не утихают, и стороны приводят различные аргументы в свою пользу. Главное доказательство современных норманнистов на возникновение государственности у славян - это археологические артефакты в северо-западных землях славян, которые трактуют как скандинавские. Антинорманнисты свои позиции отстаивают при помощи лингвистики, антропологии, источниковедения. И главным считают летопись, в которой Нестор совершенно четко отождествляет варягов с понятием "Русь". Таким образом, возникновение государственности у восточных славян - вопрос открытый, хотя доказательств приведено с двух сторон более чем достаточно, однако в науке есть сторонники как одной, так и другой точки зрения.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII вв., можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Это - равенство всех членов общества.

Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и из общинников, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Структура общественного управления:

Народное собрание (вече), на котором решались все важнейшие вопросы управления;

Во главе союза племен стоял князь - военный предводитель, первоначально избираемый на народном собрании (позже его власть стала наследственной). Князь являлся высшим лицом в исполнительной власти племенного управления;

Совет старейшин.

Тенденции в развитии общественных отношений:

Роль князя в управлении союзом племен увеличивалась;

При князе формировалась дружина - особая организация, связанная не родовыми связями, а общностью военных и имущественных интересов и верностью военному предводителю - князю;

Роль народного собрания и совета старейшин уменьшилась, народное собрание превратилось в собрание воинов, которому князь и его дружина могли диктовать свою волю,

При князе сформировался совет, в который входили разбогатевшие дружинники и представители родоплеменной знати.

Данные тенденции свидетельствуют о процессе преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы:


Появляется особая, не совпадающая с населением, отделенная от него публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления, вооруженными силами (дружиной) и распространяющаяся на определенную территорию;

Формирование имущественного неравенства и частной собственности создает возможности сбора налогов (дани) в пользу государства.

Племенные союзы в военно-политических целях образовывали более крупные политические формирования - «союзы союзов», которые фактически являлись образованиями государственного типа.

В VII в. наиболее крупными союзами были: Куяба (с центром в Киеве), Артания (с центром в Рязани), Славия (с центром в Новгороде).

Феодальная раздробленность, города-государства. Московское княжество (ХII-ХV вв.);

Феодальная раздробленность - закономерный этап в развитии общества. Эту стадию прошли и другие феодальные государства. Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития.

В самостоятельных землях Руси развивалась экономика, например, накануне монгольского вторжения было уже около 300 городов, распространялось пахотное земледелие, совершенствовались орудия труда.

Однако раздробленность вызвала ослабление военного потенциала страны, что трагически сказалось во время монгольского нашествия на Русь.

Причины феодальной раздробленности:

Рост численности населения и военного потенциала в разных областях Руси стали основой для образования суверенных княжеств.

Княжеские и боярские вотчины имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Это, с одной стороны, укрепляло их суверенитет, а с другой - ослабляло власть великого князя.

Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Теперь князья боролись не за захват власти по всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей, заботились об укреплении своих земель.

Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве. Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между боярством и местными князьями возникли противоречия, борьба за влияние и власть.

Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить или хотя бы остановить политический распад единого государства. Ослабление центральной власти привело к тому, что Киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств.

Великое княжество Московское

Выделилось из состава Владимирского великого княжества в конце XIII века как удел младшего сына Александра Невского — Даниила. В первые годы XIV века присоединило ряд сопредельных территорий и стало соперничать с Тверским княжеством. В 1328 году вместе с ордынцами и суздальцами разгромило Тверь, и вскоре московский князь Иван I Калита стал великим князем Владимирским. Впоследствии титул за редким исключением сохранялся за его потомством. После победы на Куликовом поле за Москвой закрепилось значение центра объединения русских земель. В 1389 году Дмитрий Донской передал великое княжение по завещанию своему сыну Василию I , что было признано всеми соседями Москвы и Ордой.

В 1439 году московская митрополия «всея Руси» не признала Флорентийскую унию греческой и римской церквей и стала фактически автокефальной.

После вокняжения Ивана III (1462) процесс объединения русских княжеств под властью Москвы вступил в решающую фазу. К концу правления Василия III (1533) Москва стала центром Русского централизованного государства, присоединив помимо всей Северо-Восточной Руси и Новгорода также смоленские и черниговские земли, отвоёванные у Литвы. В 1547 году великий князь Московский Иван IV был венчан на царство. В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1589 году московская митрополия была преобразована в патриархию. В 1591 году в царстве был ликвидирован последний удел.

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком‑то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.

Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились все более разнообразными, а жизнь рода – все менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой общины и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все бо́льшую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.

Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить все только к хозяйственной деятельности людей нельзя.

Государство возникает тогда, когда у большинства членов общества появляется необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюся на традиции и собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX–X вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX–X вв. – Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племен, а во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. IX в. – время появления объединенного Англосаксонского королевства, а Х в. – Датского.

В VIII–IX вв. у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Все это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.

Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укрепленным пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно‑Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племен.

В исторической науке давно возник спор об образовании государственности у славян. Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория , в которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнославянской государственности. Преуменьшать же роль варягов в политических процессах, происходивших в славянском обществе, тоже неправильно, поскольку крайний антинорманнизм вступает в противоречие с известными нам фактами. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, но при их участии.

В «Повести временных лет» летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править. После его смерти власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший Киев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами.

Объединение большинства восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком прочным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью ) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. При этом князе в 945 г. произошло первое восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили. Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, все же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора).

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание Древнерусского государства – Киевской Руси. Это было раннефеодальное государство, так как в нем сохранялись пережитки родового строя: элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование веча в различных городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял великий князь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр . Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путем различных соглашений. Древлян Олег покорил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено – они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX–XI вв. народное собрание – вече.