Тьютор (англ. tutor в переводе с английского - педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor - заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Для России тьюторство - принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё примернение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное.

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход - это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.

Тьютор - это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.

Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге - нащупать своё призвание.

Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.

В Европе и США такая система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). В России она тоже нашла применение - в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.

«Особые» дети

В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название - воспитатель-сопровождающий.

Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему - усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор - не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда - время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога - поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения - логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.

Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.

Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века, Россия отстаёт от цивилизованного мира.

Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры - студенты, ученики старших классов, - которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора - это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.

Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.

Альтернативные школы

Помимо инклюзивных школ тьюторская система работает в школах, где применяется домашнее обучение (дистанционное обучение). Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу.

Рабочее место

Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.

Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования работают. Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.

Оплата труда

Зарплата на 13.02.2019

Россия 12134—25000 ₽

Москва 35000—100000 ₽

Важные качества

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместна.

Знания и навыки

Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса. При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.

Успешность инклюзивной практики в общеобразовательной школе зависит от многих факторов, один из них сопровождение ребенка с особыми возможностями здоровья тьютором.

Тьютор - (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Подробнее

Тьюторство в инклюзивном образовании. Справка

Должностная инструкция тьютора

Научная дискуссия на тему «Тьюторство в инклюзивном образовании»

Материалы конференции: Отчет о работе мастерской «Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном учреждении. Опыт работы»

Основными задачами в работе тьютора являются:

  • Организация насыщенной образовательной среды. У ученика должна быть возможность доступа к разным пособиям, книгам и другой информации, которая ему может понадобиться;
  • Реализация принципа индивидуализации. У ученика должна быть возможность выбора собственного образовательного маршрута. Опора на интерес ученика. У учащегося с ограниченными возможностями здоровья ресурсы активности могут быть существенно ограничены, но собственный интерес к чему-либо может иметь высокий потенциал.
  • Участие в разработке ИОП . Индивидуальная образовательная программа, включающая в себя цели, задачи и отражающая систему деятельности каждого из специалистов психолого-педагогического сопровождения (включая учителя, тьютора), позволяет увязать в единую форму все образовательные мероприятия, в которые вовлекается учащийся. Программа позволяет ответить на вопрос «Что делать?». Индивидуальный образовательный план должен содержать примерные сроки решения поставленных задач (так как речь идет об учащемся с особенностями развития, то времени может понадобиться больше, чем запланировано), расписание уроков, время для других занятий. Необходимо продумать методы и методические приемы, благодаря которым предполагается решать поставленные задачи, то есть ответить на вопрос «Как это делать?».

Принципы, которые заложены в основу тьюторского подхода, могут помочь педагогу решить многие задачи, трудноразрешимые на первый взгляд:

Открытость – преодоление границ контекста стандартной учебной программы. Каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом. В этом смысле очень важно, чтобы учащийся понимал, зачем и чему он учится. То есть формирование осознанности своего обучения – необходимый элемент в процессе образования. При этом для обычных учащихся существует множество секций, кружков, образовательно-развлекательных центров. Для ребят с ОВЗ их не так уж и много. Важно, чтобы тьютор или преподаватель группы имел представление о том, где и какие организации могут помочь учащемуся с ОВЗ и его семье углубить свое образование (Дома детского творчества, музеи, научно-познавательные центры и т.п.). Одна из главных целей открытого образования – научить учащегося и членов его семьи максимально использовать различные ресурсы для реализации своей образовательной программы. Образовательная же программа может формироваться за счет ресурсов образовательной организации, в которой осуществляется очная форма образования, либо дистанционная, либо совмещение и той, и другой.

Вариативность – создание насыщенной образовательной среды. Тьютор должен хорошо представлять, что может предложить учащемуся с ОВЗ образовательная организация – дополнительные занятия, кружки, секции, ресурсы библиотеки, электронные ресурсы. Если возникает необходимость в создании чего-либо нового – например, релаксационной комнаты, то тьютор может инициировать процесс организации такой комнаты.

Непрерывность – обеспечение последовательности и цикличности тьюторского сопровождения на каждой возрастной ступени развития учащегося. Этот принцип позволяет учитывать все тонкости и нюансы развития учащегося с ОВЗ. При этом степень тьюторского участия, а также его содержательная часть, скорее всего, будут меняться. Так, в первом классе, возможно, тьютор будет осуществлять сопровождение учащегося на всех уроках, на переменах. По мере освоения учащимся образовательной среды степень участия тьютора также изменяется: тьютор может помогать только на письменных предметах, на переменах проявлять свое участие только в случае конфликтных ситуаций и т.д. При сопровождении учащегося в колледже максимальное участие тьютора может быть только на первых порах. На более поздних этапах тьютор может подключаться к проектной деятельности студента, помогать ему в поиске дополнительных профессиональных курсов и т.д. При этом, несмотря на то, что непосредственное участие тьютора в образовательном процессе может снижаться, учащийся должен знать и чувствовать, что рядом с ним (и с его семьей) всегда есть внимательный, чуткий и проницательный помощник.

Гибкость – поддержка инициативы, форм, темпов, выбора способов получения образования учащегося. Многие учебные программы построены на двух основных принципах: линейном (от простого к сложному) и концентричном (возвращение к одному и тому же материалу несколько раз на разном уровне: например, темы «Части речи», «Состав слова», все математические операции и т.д. с каждым классом или курсом изучаются все более углубленно). Но учащиеся с особенностями развития могут запоминать не всю информацию; кроме того, более сложное для них может оказаться более понятным. То есть восприятие, переработка, понимание и оперирование информацией могут происходить мозаично, фрагментарно. Это не значит, что если учащийся на данном этапе обучения усвоит лишь часть информации, то он не сможет в дальнейшем пользоваться ею в полном объеме. «Достраивание до полной картины» может произойти гораздо позже.

Индивидуальный подход. Учащиеся с особенностями развития требуют и особого индивидуального подхода к себе. И тьютору, и преподавателю в первую очередь необходимо выработать единую систему коммуникации, учитывающую индивидуальный способ восприятия и переработки информации учащимся. Для ряда учащихся с ограниченными возможностями здоровья эта система, вероятно, и останется единственно возможной. Как известно, каждый человек предпочитает воспринимать поступающую информацию извне тремя основными способами: преимущественно визуально, преимущественно аудиально или преимущественно кинестетически. Таким образом, если ребенок не может понять что-то через один канал, скорее всего, та же информация, но поданная в иной форме, с опорой на другой канал восприятия, может быть им усвоена очень хорошо. А после того, как ребенок получил некоторое знание через предпочитаемый канал восприятия, велик шанс, что он захочет и сможет усвоить информацию и через неведущую систему.

Индивидуализация. Ориентация на индивидуальные образовательные приоритеты каждого учащегося, помощь в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении ИОП. Принцип индивидуализации основан на том, что каждый учащийся проходит свой собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. Поясним это на примере. При изучении темы «Животные Африки» каждый из учащихся может подготовить доклад об одном из животных. А учащийся с ограниченными возможностями здоровья, который очень любит слушать песни и разную музыку, но мало интересуется самими животным (в то время, когда изучается эта тема), может подготовить подборку африканской музыки, а также включить ее для прослушивания во время представления другими одноклассниками докладов. Такой подход можно использовать в рамках урока. В рамках образовательной программы важно учитывать, что, например, некоторые учащиеся будут посещать вместо одних уроков другие.

Использованы материалы публикаций: Карпенкова И. В. к.с.н., психолог, АНО «Наш Солнечный Мир», член Тьюторской Ассоциации Литература: Т.М.Ковалева, Е.И.Кобыща, С.Ю.Попова (Смолик), А.А.Теров, М.Ю.Чередилина. Профессия «Тьютор» – М., 2012; И.В.Карпенкова. Тьютор в инклюзивной школе.- М.: 2012.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тьюторское сопровождение инновационного развития образовательных учреждений

А тьютор – кто? Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

А тьютор – кто? Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

А тьютор – кто? Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

А тьютор – кто? Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ?

Сопровождение – это определенное действие; сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Тьюторское сопровождение – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА?

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат) Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)

Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальной образовательной программы Психолог работает с развитием психических процессов Учитель Задает нормы: содержание, маршрут, темп работы

Направления тьюторства в Российском образовании: Дистанционное обучение; Психологическая служба – коучинг; Консультационная работа; Тьюторство в школе: в начальной, старшей, средней, высшей; Тьюторство в системе повышения квалификации.

Подходы к тьюторству: Младшая школа: выявление, осмысление и реализация познавательных интересов; Средняя школа: проект, исследование, спонтанное творчество; Старшая школа: тьюторское сопровождение в профильной школе; Дополнительное образование.

О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Технологии открытого образования в работе тьютора Дебаты Критическое мышление Портфолио Социально-культурные технологии Образовательные путешествия Проектная и исследовательская деятельность Кейс-стади

ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?

Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?

Меняется мир непрерывно и спешно Меняется всё – от концепций до слов И тот лишь сумеет остаться успешным Кто сам вместе с миром меняться готов! Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

За последние десять лет многократно увеличилось количество публикаций по тьюторству. В подобной ситуации отношение к проблеме традиционно имеет тройственный характер: «тьюторство - это полная ерунда», «в тьюторстве что-то есть» и «кто же не знает, что такое тьюторство»

КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?

Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

«Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil)».

«…педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации – тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором».

Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ С СОПРОВОЖДЕНИЕ?

Сопровождать – значит «сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать» (из словаря В.Даля).

Тьюторское сопровождение – это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.

Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.

В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА?

В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)

Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)

Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний.

Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.

А отсюда, разные задачи и функции:

  • Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп.
  • Педагог – психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.
  • Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.
  • Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

Основные направления тьюторства в Российском образовании: (на слайде)

  • Тьюторство в начальной школе акцентировано на специфике тьюторского сопровождения при переходе от дошкольного к начальному образованию, на создании условий для возникновения образовательной инициативы у первоклассников, на индивидуальной образовательной программе в начальной школе.
  • Тьюторство в подростковой школе основывается на технологиях аналитической и проектной работы, на школе индивидуализации образования, на тьюторском сопровождении самообразования школьника, на организации пространства тьюторского сопровождения подростка в массовой школе.
  • Тьюторство в старшей школе основывается на формировании исследовательской компетенции старшеклассника, на организации для формирования образа будущего как способ психологической поддержки индивидуальной траектории старшеклассников, на тьюторском сопровождении как возможности эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного образования.

О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Технологии тьюторского сопровождения - технологии, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д.).

Но в арсенале тьютора должен быть целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.

Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума».

ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?

Необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в практику образовательных учреждений обусловлена следующими причинами:

1. Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

2. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?

В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.

А отсюда, главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.


Тьютор - кто это, чем он занимается, для чего, вообще, нужен? Подобная мысль возникает в головах большинства людей. В последнее время появилась мода на иностранные слова, многие сейчас добавили в свой словарный запас такие термины, как "ребрендинг" (изменения), "коучинг" (индивидуальные занятия) и др. Тьютор (от английского tutor) - учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика. В отечественной системе образования такие специалисты являются новшеством, заморской диковинкой, а вот в Европе и Америке они пользуются огромным спросом.

Тьютор - кто это?

Многие путают тьютора с учителем, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Куратор служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель - сопровождение и качественное обеспечение детей детсадовского возраста, школьников, студентов. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу.

Очень часто учителя не занимаются нерадивыми учениками, не проявляющими способности к предмету. Деятельность тьютора заключается в том, что он обязан найти подход к ребенку, узнать, что именно ему интересно, чем он хочет заниматься. Куратор часто помогает подопечному найти свой путь в жизни, раскрыть свои способности и таланты. Не понимает школьник математику, физику, но проявляет способности в гуманитарных науках, имеет развитую фантазию, значит, не надо ребенка заставлять учить все подряд, стоит направить его энергию в нужное русло. Возможно, благодаря такому подходу в будущем вырастет прекрасный писатель.

Немного истории

Термин «тьютор» появился в Европе еще в XIV веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. В Средние века больше всего ценилась свобода, поэтому такое посредничество было просто необходимо. Студенты могли свободно переходить с курса на курс, самостоятельно выбирать предпочтительные предметы. В свою очередь, куратор помогал сопоставлять подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс.

В XVIII веке задачи тьютора обрели четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.

Обязанности тьютора

В Европе и Америке кураторы работают практически во всех образовательных учреждениях, в России - в основном в школах, да и то экспериментальных. Часто тьюторы взаимодействуют с детьми с ограниченными возможностями, поэтому они должны не только контролировать учебный процесс, но и оказывать физическую помощь, например, помогать передвигаться, разговаривать с подопечным при помощи языка жестов или с использованием специальной аппаратуры. В то же время следует понимать, что наставник не должен быть нянькой, он может быть приставлен не к одному ребенку, а к группе, и каждому должен уделить ровно столько времени, сколько того требует учебный процесс.

Тьютор обязанности свои должен распределить правильно, чтобы успевать охватить всех подопечных. Главная его задача - поддерживать стремление к учебе и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт с одногодками ученика. Благодаря тьюторам из инвалидов вырастают умные, смышленые и независимые люди, которые находят свое место под солнцем.

Где применяются знания и навыки наставника?

Тьютор - кто наставник, помощник, советчик и просто друг, который всегда подскажет, что и как нужно делать, поможет найти выход из любой ситуации. В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям с ограниченными возможностями оказывают волонтеры или родители.

Конечно, это неправильно, потому что настоящий куратор - не только помощник, но и учитель, психолог, который помогает ребенку найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают в школах, университетах, также они могут заниматься с подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что все дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.

С кем работает тьютор?

В Европе и Америке тьюторы работают абсолютно со всеми. У каждого студента есть личный куратор, к которому он может обратиться с любым вопросом. В России такая практика еще не распространена, поэтому наставников можно увидеть, в основном, в экспериментальных школах. Поскольку работа тьютором предполагает поиск индивидуального подхода к ученику, такие специалисты помогают инвалидам.

Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это отнюдь не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных школах вместе со здоровыми одноклассниками, но им нужен наставник, который поможет адаптироваться, приучит к самостоятельности. Учитель-тьютор выполняет благородную миссию, показывая своим примером, как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными физическими возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.

Качества, знания и навыки тьютора

Тьютор - кто это, какими качествами, навыками и знаниями должен обладать такой специалист? Нужно понимать, что куратором может стать лишь человек, желающий помогать другим. Многим учителям свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, тьютор такое поведение себе позволить не может, потому что в большинстве случаев работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока.

Безусловно, кураторы должны владеть педагогическими методиками, уметь планировать учебный процесс. Если специалист работает в инклюзивной школе или детском саду, значит, он должен иметь знания в области коррекционной педагогики.

Где готовят кураторов?

Если в европейских странах проблем с поступлением на специальность "тьютор" не возникает, то в российских вузах такого отделения порой днем с огнем не найти. В России сравнительно недавно начали готовить специалистов данного направления, да и абитуриенты по незнанию не спешат сдавать документы. Чтобы стать дипломированным тьютором, необходимо окончить педагогический вуз, кафедру образовательной деятельности.

Нужны ли тьюторы вообще?

Нужны ли тьюторы в наше время? Сегодня многие спорят, надо ли вводить в образовательный процесс должность тьютора, ведь это тот же преподаватель, только он ориентирован не на группу учеников, а на конкретную личность. Безусловно, кураторы нужны, ведь они не только учителя, но и психологи, которые сопровождают, контролируют, адаптируют и помогают ребенку. Благодаря таким специалистам дети могут еще в детстве определиться с направлением исследовательской и творческой деятельности, со своими предпочтениями. Тьютор организовывает подопечному комфортные условия для обучения и развития. Благодаря внедрению в систему образования таких специалистов можно кардинально изменить учебный процесс.

Только родители кое-как привыкли к появлению в школе нового человека – школьного психолога, новая напасть – какой-то тьютор. Кто это? Что он будет делать? И чем это грозит их любимому чаду? Особенно переживает за все такие нововведения старшее поколение: бабушки, дедушки. Они-то прекрасно выучились и без таких диковинок.

На самом деле ничего страшного не происходит. Это все делается для того, чтобы оптимизировать учебный процесс, сделать каждого ребенка максимально успешным, состоявшимся, счастливым.

Ведь кто такой тьютор в школе? Это сопровождающий, наставник. В его обязанности входит помочь ребенку найти свое место в жизни, понять, что же он хочет и может в реальности, раскрыть его таланты. Тьютор не учитель, он не преподает никакие дисциплины. И не школьный психолог, который отвечает за психологическое благополучие школьников всей школы. И не классный руководитель, который работает со всем классом сразу. Работа тьютора заключается в том, что он курирует развитие 5-6 учеников на протяжении нескольких лет учебы, возможно даже с первого класса до выпуска.

Больше знакомы с работой школьных тьюторов в учебных организациях для особых детей: гениальных или с проблемами в состоянии здоровья. Тьюторы сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь ребенка. Для каждого из них выстраивается индивидуальный план обучения и развития, учитывающий их особенности и помогающий им максимально реализовать свои возможности.

Но в обычной школе тоже все дети разные, и каждому из них, конечно, необходим человек, который будет направлять его развитие в сторону успешности, раскрытия имеющихся талантов, выработки индивидуальной образовательной программы.

Особенно это важно для старшеклассников, когда наиболее актуально стоит вопрос об окончательном сознательном выборе будущей профессии.

Именно тьютор поможет проявиться интересам и талантам каждого подопечного, сумеет адаптировать ребенка к требованиям школы, к безболезненному переходу из начальной школы в среднюю. Он же помогает устанавливать контакты со сверстниками, учит адекватно относиться к возникновению проблем в учебе и методам их правильного разрешения. В то же время он не является нянькой.

Но чтобы тьюторы не только пришли в школу, но и действительно выполняли именно свои функции, а не функции школьного психолога, классного руководителя или социального работника, необходимо создать благоприятную среду, условия для работы тьютора. Ведь наличие индивидуального плана развития у каждого ребенка предполагает, что в школе имеются ресурсы для их развития, осуществления. Причем в большом избытке, чтобы у ребенка был реальный выбор. В этом случае школьник, умело направляемый тьютором, начинает постепенно выстраивать свое будущее.

Допустим, такие образовательные пространства в учебном учреждении имеются. Но ведь еще нужно где-то качественно подготовить самих тьюторов. Это не должны быть самоучки, выполняющие функции данного специалиста так, как им кажется правильным, как каждый из них понимает смысл этой должности. На тьютора должны учиться так же, как на учителя, психолога и т.д. Это могут быть курсы переподготовки, центры повышения квалификации, магистратура. Должны быть четко прописаны и должностные обязанности такого специалиста.

В наш век высоких технологий, бешеных скоростей, с которыми успевает устаревать информация, тьютор становится одной из важнейших фигур в учебном учреждении, помогающих ребенку стать успешным.

Поскольку не все родители посещают родительские собрания, нужно обязательно вести разъяснительную работу через электронную почту, в бумажном варианте, чтобы донести информацию до каждого члена семьи, рассказать, кто такой тьютор в школе, что входит в его обязанности. И какую пользу работа тьютора может принести ребенку.