• Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Чувствительность, ее динамика и способы измерения.
  • Восприятие: определение, свойства, функции, виды.
  • Теории восприятия. Методы изучения восприятия.
  • Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания.
  • Методы изучения и методики диагностики внимания.
  • Память как психический процесс. Теории памяти.
  • Память: виды, типы, формы, функции. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.
  • Процессы памяти. Методы изучения памяти.
  • Мышление как психический процесс: виды, формы, операции.
  • Мышление и речь. Развитие мышления.
  • Теории мышления. Экспериментальные исследования мышления.
  • Интеллект: определение и модели. Методы диагностики интеллекта.
  • Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.
  • Воображение и творчество. Методы изучения креативности личности.
  • Эмоции, чувства, психические состояния. Теории эмоций.
  • Функциональные состояния организма и психики.
  • Эмоциональный стресс. Регуляция эмоциональных состояний.
  • Воля. Произвольная регуляция деятельности и поведения человека.
  • Мотивационная сфера личности и ее развитие. Теории мотивации.
  • Классификация мотивов и потребностей. Методы изучения мотивации.
  • Методология экспериментального изучения личности.
  • Психодинамическое направление в исследовании личности (з.Фрейд, к.Г.Юнг, а.Адлер).
  • Диспозициональная теория личности (г.Оллпорт).
  • Факторный подход к исследованию личности. Структурная теория черт личности (р.Кеттелл).
  • Типологический подход к исследованию личности (г.Айзенк).
  • Социально-когнитивное направление в исследовании личности (а.Бандура, Дж.Роттер).
  • Гуманистическое направление в исследовании личности (а.Маслоу, к.Роджерс).
  • Понятие социального характера в работах э.Фромма.
  • Исследования личности в отечественной психологии (б.Г.Ананьев, л.И.Божович, а.Н.Леонтьев, в.Н.Мясищев, с.Л.Рубинштейн, д.Н.Узнадзе).
  • Психологические характеристики темперамента. Современные модели темперамента.
  • Характер, его структура и методы изучения. Формирование характера.
  • Акцентуации характера. Классификации типов акцентуаций характера (к. Леонгард, а.Е.Личко).
  • Способности и задатки. Виды и уровни развития способностей. Методы диагностики способностей.
  • Психология развития и возрастная психология
  • Предмет, отрасли и задачи возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии.
  • Условия и движущие силы психического развития. Проблема соотношения обучения и психического развития (э.Торндайк, ж.Пиаже, к.Коффка, л.С.Выготский).
  • Операциональная теория интеллектуального развития ж.Пиаже.
  • Эпигенетическая теория психосоциального развития э.Эриксона.
  • Теория психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина.
  • Психическое развитие в раннем детстве (младенчество и собственно раннее детство).
  • Психическое развитие в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению.
  • Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Самооценка и социальные мотивы младшего школьника.
  • Потенциальная кризисность подросткового возраста. Личностное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте.
  • Особенности психического развития в периоды зрелости (ш.Бюлер, э.Эриксон).
  • Социальная психология
  • Предмет и задачи социальной психологии. Специфика социально-психологических исследований.
  • Атрибутивные процессы. Фундаментальная ошибка атрибуции.
  • Социальные установки. Пути формирования убеждений.
  • Взаимосвязь социального поведения и установок.
  • Конформизм: классические эксперименты. Виды конформизма, факторы проявления.
  • Агрессия: факторы возникновения и ослабления. Теории агрессии.
  • Эмоциональные аспекты межличностных отношений: дружба, любовь, привязанность. Межличностная аттракция.
  • Альтруизм: личностные и ситуационные влияния. Теории альтруизма.
  • Предрассудки в социальных отношениях: предпосылки возникновения и последствия.
  • Группа как объект социально-психологических исследований. Групповые процессы.
  • Виды, функции, причины и динамика конфликта. Стратегии и методы разрешения конфликтов.
  • Общение: структура, виды, функции, средства. Развитие коммуникативной компетентности субъекта деятельности.
  • Педагогическая психология
  • Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии.
  • Психологическая структура деятельности субъектов образовательного процесса. Сравнительный анализ компонентов учения и обучения.
  • Развитие мотивации учебной деятельности школьников и студентов.
  • Основные дидактические принципы развивающего обучения л.В.Занкова.
  • Теория развивающего обучения д.Б.Эльконина - в.В.Давыдова.
  • Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина.
  • Концепция проблемного обучения а.М.Матюшкина.
  • Теория знаково-контекстного обучения а.А.Вербицкого.
  • Развитие профессиональной деятельности педагога. Психологические требования к личности педагога.
  • Формы и методы организации учебной деятельности. Активные методы обучения.
  • Методика преподавания психологии
  • Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания психологии».
  • Виды лекций. Особенности проблемной лекции.
  • Особенности организации семинарских и практических занятий в курсе психологии.
  • Игровые и тренинговые формы организации обучения психологии.
  • Организация самостоятельной работы студентов.
  • Формы и методы контроля знаний в обучении психологии.
  • Педагогические технологии контекстного обучения в преподавании психологии.
  • Технические средства в обучении психологии. Проблемы компьютеризации обучения.
    1. Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.

    Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

    Виды воображения :

    Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

    Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

    Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

    Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    Функции воображения :

    Образное представление действительности;

    Регулирование эмоциональных состояний;

    Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

    Формирование внутреннего плана действий.

    Способы создания образов воображения :

    Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

    Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

    Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

    Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

    Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

    Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

    Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

    Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

    Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

    Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

    Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

    Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюс окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

    Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

    Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность - игра.

    Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится. Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

    Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

    Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

    По мнению психоаналитиков, одной из основных функций воображения является защита личности, компенсация негативных переживаний, которые порождаются предсознательными процессами и фиксируют социальные конфликты личности. В связи с этим эффекты творческого воображения-поведения - это не что иное, как изживание гнетущих эмоций (неважно, какие они при этом по знаку), возникающих в конфликте, до тех пор, пока не будет достигнут терпимый для личности уровень. Нетрудно поэтому объяснить акты творческой деятельности, в том числе и детской, в доступных им видах продуктивной деятельности: рисовании, лепке, реже в конструировании.

    Вообще о воображении как о психическом процессе следует говорить только при условии наличия действующего полноценного сознания. Поэтому можно утверждать, что воображение ребенка начинает свое развитие с трех лет.

    Каково же содержание воображения дошкольника, и какие этапы в своем развитии оно проходит? В структуре воображения выделяют аффективный и познавательный компоненты, которые проходят ряд этапов в своем развитии.

    Аффективное воображение, возникает в ситуациях противоречия между образом реальности, существующим в сознании ребенка и самой отражаемой реальностью. Невозможность разрешить его приводит к росту внутреннего напряжения и как следствие этого возникновению тревоги и страха. Свидетельством тому является довольно большое число страхов у детей 3-х летнего возраста. В то же время следует отметить, что многие из противоречий дети разрешают самостоятельно. И в этом им помогает аффективное воображение. Таким образом, можно утверждать, что основная его функция -защитная, помогающая ребенку преодолеть возникающие у него противоречия. Кроме того, оно выполняет и регулирующую функцию в ходе усвоения ребенком норм поведения.

    Наряду с ним выделяется и познавательное воображение, которое как и аффективное помогает ребенку преодолевать возникающие противоречия, а, кроме того, достраивать и уточнять целостную картину мира. С его помощью дети овладевают схемами и смыслами, выстраивают целостные образы событий и явлений.

    Этапы развития воображения.

    Начало первого этапа в развитии воображения относят к 2,5 годам. В этом возрасте воображение разделяется на аффективное и познавательное. Такая двойственность воображения связана с двумя психологическими новообразованиями раннего детства, во-первых, свыделешем личностного «Я» и, в связи с этим, переживанием ребенком своей отдельности от окружающего мира, а, во-вторых, с возникновением наглядно-действенного мышления. Первое

    Из указанных новообразований составляет основу для развития аффективного воображения, а другое-познавательного. Кстати, психологическая насыщенность этих двух детерминант обусловливают роль и значение аффективного и познавательного воображения. Чем слабее «Я» ребенка, его сознание, чем менее адекватно он воспринимает окружающую действительность, тем острее возникающие между формирующимся образом реальности и самой отражаемой реальностью противоречия. С другой стороны, чем менее развито предметное мышление ребенка, тем труднее ему уточнять и достраивать реальную картину окружающего его мира.

    Говоря о психологических детерминантах развития воображения, следует упомянуть и о речи. Развитая речь-благоприятный фактор развития воображения. Она позволяет ребенку лучше представить предмет, который он не видел, оперировать этим образом, т.е. мыслить. Развитая речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а, значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности. Не случайно, поэтому задержки в развитии речи провоцируют и задержки в развитии воображения. Примером тому является бедное, по сути, рудиментарное воображение у глухих детей.

    Развитие познавательного воображения осуществляется ребенком в игре с игрушками, когда ни разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий (кормление детей, прогулки с ними, укладывание спать и другие подобные им игры).

    Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребенком переживаний. В основном они связаны с переживаниями страха. И если родители организуют дома такие игры, они способствуют изживанию страха. Например, мальчик трех лет просит разыграть сказку «Три поросенка», где наиболее значимыми

    И отыгрываемыми им моментами становятся сцены появления волка и убегания от него. Трижды появляется волк и трижды наш малыш с визгом и криком убегает от него, прячась либо в другую комнату, либо за кресло. И родители правильно поступают, если помогают ребенку в этой игре.

    Другой пример иллюстрирует непонимание родителями психологической сути происходящего. На вопрос о том, страдает ли их трехлетняя дочка чрезмерным чувством страха, они дружно отвечают, что их девочка, напротив, очень смелая и ничего не боится. Доказательством этого, по их мнению, является то, что девочка постоянно играет в Бабу-ягу и Волка. На самом же деле ребенок в ситуации аффективного воображения защищает свое «Я» от переживаний, отыгрывая свой страх в подобной ситуации. Еще один пример о психозащитной функции воображения в дошкольном возрасте. Трехлетний Игорь, гуляя с мамой, увидел большую черную кошку и в страхе спрятался за мамину спину. «Я кошки не боюсь, я только даю ей дорогу, потому что она очень хорошенькая», - так он объясняет свой поступок. И очень жаль, если мама начнет обвинять или упрекать малыша в трусости. Ведь Игорек, по сути, моделирует воображаемую ситуацию и отыгрывает свой собственный страх.

    В ситуациях, когда ребенок испытал сильное эмоциональное переживание, впечатление, важно проиграть с ним дома схожие ситуации, чтобы ребенок мог отыграть свои переживания. Есть и другие возможности для этого. Если, к примеру, ребенок уже рисует или лепит, он может сделать это в рисунке или в лепке.

    Механизм построения воображения предполагает наличие двух последовательных элементов: порождение образа идеи и составление плана ее реализации. На первом этапе развития воображения присутствует только первый из них - образ идеи, который строится путем опредмечивания, когда ребенок свои отдельные и неполные впечатления от действительности достраивает с помощью воображения до некоторого предметного целого. Поэтому квадрат может легко превратиться в дом или в будку для собаки. Планирования же воображаемого действия, как и его продуктов на этом этапе развития воображения нет. В этом легко убедиться, если вы попросите 3-4-х летнего малыша рассказать о том, что он собирается нарисовать или вылепить. Он не ответит на ваш вопрос. Дело в том, что воображение творит саму идею, которая затем опредмечивается в изображении. Поэтому у ребенка появляется сначала рисунок, изображение, фигурка, а потом ее обозначение (вспомните описание возникновения рисунка, данное в предыдущем параграфе). Более того, любые предложения ребенку заранее составить план и потом по нему действовать приводили к разрушению деятельности и отказу от нее.

    Второй этап в развитии воображения начинается в 4-5 лет. Идет активное усвоение норм, правил и образцов поведения, что естественно укрепляет «Я» ребенка, делает его поведение более осознанным в сравнении с предыдущим периодом. Возможно, именно это обстоятельство является причиной снижения творческого воображения. Как же соотносятся аффективное и познавательное воображение?

    Аффективное воображение. В этом возрасте снижается частота возникновения устойчивых страхов (поскольку с развитием сознания уменьшаются эффекты искаженного восприятия окружающей действительности). Обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием реальной травмы. Например, ребенок пяти лет после перенесенной операции в течение месяца оперировал своего друга-медвежонка, проигрывая наиболее травмирующие элементы операции: наркоз, снятие швов и т.д. Устойчивые внутренние конфликты проявляются в построении замещающих ситуаций: например, ребенок придумывает историю про плохого мальчика, который вместо него совершает шалости и тому подобные вещи.

    Познавательное воображение в этом возрасте тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности-рисования, лепки, конструирования.

    В этом возрасте ребенок пока еще следует за образом (образ «ведет» действия ребенка) и потому он в основном воспроизводит известные ему образцы поведения взрослых и сверстников в ролях, рисунках и т.п. Но поскольку ребенок уже хорошо владеет речью, у него появляются элементы планирования. Ребенок планирует один шаг действий, затем совершает, выполняет его, видит результат, затем планирует следующий шаг и т.д. С четырех-пяти лет дети переходят к ступенчатому планированию. Например, перед тем, как что-то нарисовать, ребенок говорит: «Здесь нарисую дом» (рисует его), «а теперь трубу» (рисует ее), «окошечко» (рисует) и т.д. Возможность ступенчатого планирования подводит детей к направленному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, как бы нанизывая одно событие на другое.

    Третий этап в развитии воображения начинается в 6-7 лет. В этом возрасте ребенок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.

    В рамках данного этапа аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем многократного их варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной, творческой деятельности. В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению.

    В этом возрасте творчество ребенка носит проективный характер, что символизирует устойчивые переживания. Например, мальчик, воспитывающийся в условиях гиперопеки, при выполнении задания рисует Змея Горы-ныча с шипами на голове. На вопрос, зачем ему нужны эти шипы, он отвечает, что Змей Горыныч их специально

    Отрастил, чтобы никто не мог ему на голову сесть. Таким образом, мы видим, что творческие виды деятельности могут выступать и как способы компенсации травмирующих переживаний.

    Познавательное воображение на этом этапе претерпевает качественные изменения. Дети шести лет в своих произведениях не только передают переработанные.впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для их передачи. Например, при дорисовывании неоконченных изображений квадрат легко может превратиться в кирпич, который поднимается подъемным краном. Важным моментом развития является то, что впервые появляется целостное планирование, когда ребенок вначале строит план действий, а затем последовательно его реализует, корректируя по ходу выполнения. Если в этом возрасте ребенку задать вопрос, что он собирается рисовать, то он ответит примерно так: «Я нарисую дом, около него сад, а девочка ходит и поливает цветы». Или: «Я нарисую Новый год. Елка стоит, рядом Дед Мороз и Снегурочка, а под елкой мешок с подарками».

    0-М.Дьяченко отмечает, что описанные три этапа развития воображения представляют собой возможности каждого возраста. В естественных условиях, без руководства со стороны взрослых, все, о чем говорилось выше, реализуется только пятой частью детей каждого возраста. Об этом нужно знать и родителям, и врачам, и педагогам".

    И еще одно замечание. Нужно помнить, что аффективное воображение без достаточного изживания травмы может привести к патологическим застойным переживаниям или к аутизации ребенка, к созданию замещающей воображение жизни.

    В свою очередь познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. Говоря о значении воображения, следует указать на опережающий характер его развития в сравнении с мышлением. Это значит, что мышление развивается на основе воображения. Таким образом, переоценить значение воображения в психическом развитии ребенка в целом просто невозможно.

    Проблема развития воображения относится к наименее четко определенной и разработанной в педагогике и психологии, в связи, с чем перед нами стоит задача охарактеризовать творческое воображение как психический процесс. Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно - на рубеже XIX-XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, А.Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, даются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе (И.Г. Батоев, Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, О.М. Дьяченко, Г.Д. Кириллова, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.), с другой - функциональное развитие данного процесса (Е.И. Игнатьев, Э.В. Ильенков и др.).

    Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.Н. Пушкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Д. Б. Богоявленский, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский, Б.М. Теплов,).

    Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению, как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.

    Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. По мнению отечественных психологов, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, т.е. он ориентируется в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переструктурирования имеющегося опыта.

    Таким образом, воображение - это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.

    В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

    Психологи данное воображение называют пассивным. Оно может быть преднамеренным: человек может вызывать образы фантазии преднамеренно - грезить наяву. Грёзы - это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Всем людям свойственно грезить о чем-то приятном, но если в процессе воображения у человека преобладают грёзы, то это дефект развития личности. Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении контролирующей функции сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д. Активное воображение может быть подразделено на творческое и воссоздающее. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Иначе говоря, этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. Некоторые люди обладают способностью с легкостью воссоздавать в памяти образы. Увидев однажды предмет, они затем могут представить его со всеми подробностями, со всеми цветами и даже запахами. Оно необходимо при чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний, т.к. происходит воссоздание при помощи воображения того, что отображено в этих книгах и картах. Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимаем, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами).

    Творческое воображение, в отличие от воссоздающего воображения, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Именно этот вид воображения будет предметом изучения и дальнейшего развития его у детей. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в её структуре. Если творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

    Особый вид воображения - мечта. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать своё поведение для его осуществления. Мечта всегда является толчком к деятельности.

    Еще один вид творческого воображения - фантазия. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика - результат творческого воображения, но авторы не видят путей достижения того, что им рисует воображение. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Каждый предмет, каким бы будничным и далёким он не казался, в той или иной мере результат воображения. В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение.

    Итак, воображение - психологическая основа творчества, универсальная способность человека к построению новых образов путем преобразования практического, чувственного, интеллектуального, эмоционально-смыслового опыта.

    Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в обычном понимании, он сочиняет. Важно не то реально это или нет, важно другое - что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, то может быть он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? В таком случае необходима немедленная помощь.

    Установив функцию, которую выполняет воображение в деятельности человека, необходимо далее рассмотреть процессы, с помощью которых осуществляется построение образов фантазии, выяснить их структуру. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счете, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся.

    Воображение как психический процесс располагает своими «технологиями». Например, по мнению Д. Гильфорда с воображением связано такое свойство психики, как образная адаптационная гибкость - способность изменять, трансформировать форму объекта с целью получения новой структуры. Эта способность к преобразованиям осуществляется на основе различных приемов и способов воображения:

    • 1. Агглюцинация (парадоксальное комбинирование) - соединение, «склеивание» элементов различных образов и явлений. Результаты этого приема - фантастические, мифологические, сказочные образы (Кентавр, русалка, птица-феникс и др.).
    • 2. Символизация, по определению Фрейда, это процесс «превращения мысли в образы». Символизация - термин ключевой для постижения художественного творчества. Искусство символично. Оно рассказывает о своих тайнах с помощью символов. Язык символов - таинственный, многозначный, недоступный одной формулировке, содержательно неисчерпаемый.
    • 3. Гиперболизация - парадоксальное усиление, увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. А также изменение количества частей предмета или их смещение (многорукие боги, семиглавый Змей-Горыныч).
    • 4. Акцентирование - заострение, подчеркивание каких-либо признаков предмета. Результатом этого приема могут быть как минимальные изменения содержания образа, так и полная его трансформация.
    • 5. Схематизация - выделение основных черт сходства отдельных явлений. Например, создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира.
    • 6. Одухотворение, «оживление» образов и явлений природы.
    • 7. Инверсия - перевоплощение в противоположность (Царевна-лягушка, Щелкунчик).
    • 8. Комбинирование - сгущение (концентрация) образов до контаминации (наложения). Существует аналогичный термин в литературоведении - «собирательный образ». В результате сгущения несколько отдаленных образов предстают как единое целое.

    У Выготского Л.С. подробно описывается психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение, соединение элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении. Хорошо известные «муки творчества» как раз и связаны со стремлением образов воображения к воплощению. «Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества»- пишет Л.С. Выготский 10.

    Л.С. Выготский, труды которого положили начало школьной психологии, сформулировал три закона развития творческого воображения.

    • 1. Творческое воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Воображение строится из реальных элементов, чем богаче опыт - тем богаче воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, это объясняется бедностью его опыта.
    • 2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал. То есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно. Здесь воображение не воспроизводит того, что было воспринято в прежнем опыте, а создает на основе опыта новые комбинации. Здесь тоже прослеживается зависимость воображения, от прежнего опыта (наличие представлений о безводности, песчанности, огромных просторах, животных населяющих пустыню). Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту. Эта форма представляет наиболее важное значение для педагога. В этом смысле воображение приобретает важную функцию - оно становится средством расширения опыта человека, т.к. он может вообразить то, чего он не видел. Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором - сам опыт опирается на воображение.
    • 3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством. Всякое чувство, эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. В горе и радости мы все видим другими глазами. В свою очередь, образы фантазии служат внутренним выражением наших чувств (черный цвет-траур, красный - восстание, белый - торжество). Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака.

    Художественному воображению присущи следующие характеристики:

    • 1. Эффект новизны, неповторимости образов. Продуктивный характер, в отличие от воссоздающего, репродуктивного воображения. Создание новой художественной реальности.
    • 2. Яркость образов. Даже самые фантастические «нереальные » образы приобретают в художественном творчестве «достоверность», «реальность».
    • 3. Эмоциональность процесса воображения и его результата.
    • 4. Связь с материалом искусства, с системой художественного языка. Образ воображения «требует» своего воплощения, иногда «диктует» материал и средства.
    • 5. Специфическая и обобщенная черта художественного воображения заключается в том, что образы, ситуация, состояния, идеи, которые преобразуются и создаются воображением всегда одухотворены. Художественное воображение оперирует духовными содержаниями.
    • 6. Содержанием художественного воображения становятся не только личный опыт или ситуативная творческая задача и данные в ней образы, но и образы, которые скрыты в глубинах бессознательного.

    Как видно, из вышесказанного, воображение является крайне сложным по своему составу процессом. В самом начале процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее следует сложный процесс переработки этого материала: диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей.

    Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части: одни сохраняются, другие забываются. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются диссоциированные элементы. Этот процесс изменения основан на динамичности внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений представляют собой процессы, которые движутся и изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести процесс преувеличения или преуменьшения отдельных элементов впечатлений.

    Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов. И последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Как уже отмечалось, полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается во внешних образах.

    Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что воображение играет большую роль в жизнедеятельности человека. Оно выполняет ряд специфических функций.

    Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

    Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

    Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

    Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их вместе, манипулируя образами.

    Пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

    История научных открытий располагает множеством примеров, когда воображение выступало одним из важнейших элементов научной деятельности. Воображение играет важную роль на ранних стадиях изучения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако, когда закон установлен и проверен практикой, связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строго научного мышления.

    Рассмотрев воображение и его роль в психической деятельности человека, следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

    Развитие воображения – осознанно выбранный процесс, в ходе которого человек преследует цель усовершенствования своего воображения, а именно сделать его более ярким, более глубоким и особенным.

    Что же такое воображение? Воображение – это способность к неожиданному или задуманному появлению в сознании и мыслях каких-либо образов, идей и так далее.

    То, что возникает в мыслях, в ходе представления, может отличаться от реальность. Воображение – мир отдельный от реальности, в воображении могут появляться мысли, идеи и объекты, несуществующие в природе. Именно воображение помогает в уме решать задачи для которых требуется наглядное визуальное представление.

    Например, как вставить батарейку в часы, мышь, калькулятор, как закрывается крышка кастрюли, как гайка закручивается на болт. Это все слишком простые и очевидные примеры. А как на счет того, чтобы сыграть в уме в шашки или шахматы, собрать часовой механизм из шестеренок или домик из конструктора. Примеров использования воображения гораздо больше.

    Воображение разделяется на четыре вида, каждое и которых значительно отличается от других:

    1. Активное воображение – человек по собственному желанию рисует, строит образы у себя в голове.
    2. Пассивное воображение – это возникающие неожиданно образы, независимо от желания человека.
    3. Продуктивное воображение – это воображение, в котором реальность преобразуется творчески.
    4. Репродуктивное воображение – это воображение, восстанавливающее реальность в том виде, в каком она есть. Здесь есть место фантазии, но больше работает память и восприятие.

    Развитие творческого воображения

    Творческое воображение – тип воображения, который отвечает за создание новых мыслей, идей, сюжетов, предметов, которые будут иметь ценность. Так создаются продукты творческой деятельности.

    Творческое воображение – это основа профессий, связанных с искусством. Например:

      Писатели . Куда тут без творческого воображения. Хотите писать красивые, большие, интересные, с великолепным сюжетом книги? Или может вам нужно его поддерживать? Тогда вам стоит заняться развитием творческого воображения.

      Художники . Если вы не пишите картины с природы, людей, натюрморты, а создаете сами, из своей головы, то вам так же понадобится развитие творческого воображения. Тогда у вас появится масса идей, очень много различных вариантов написания определенного момента картины.

      Музыканты . Им как никому нужно творчество в своей работе, потому что сочинение хорошей музыки – это не просто так, это приличная нагрузка на воображение, и не просто воображение, а творческое.

    Развитие воображения у детей

    Примерно к 5ти годам ребятишки имеют хороший багаж опыта, который дает возможность для развития творчества и воображения. Детям не нужны подсказки более старших людей, потому что теперь ребенок сам способен придумывать игры, придумывать героев и еще воображаемых друзей. Родителям не стоит поднимать панику насчет последнего, потому что это обычное дело у маленьких детей. Спустя время все исчезнет, не оставив и следа.

    Главное уделять больше внимания ребенку, ему это жизненно необходимо. Он учится, развивается, впитывает все как губка.

    И если вдруг получилось так, что ваш ребенок ушел слишком далеко в такую «реальность», то нужно больше с ним заниматься, разговаривать, общаться. В крайнем случае, подключить к этому делу специалиста, который поможет справиться с проблемой и вывести ребенка из несуществующей реальности.

    Развитие воображения у маленький детей происходит в процессе игр. У ребенка создается внутри логика действий персонажей. Поэтому помните НЕЛЬЗЯ прерывать ребенка позвольте ему закончить свою игру или помогите ему прийти к завершению, не нарушайте логику воображения.

    Если ребенок подбегает с палкой и просит посмотреть на его "коняшку", то не нужно ему объяснять, что это всего лишь палка. Ребенок, не дурак и сам это понимает, просто у него активно работает и развивается воображение. Нужно его поддержать, сказав что-то типа: “Да, у тебя отличная коняшка! Смотри, какая у нее красивая и кудрявая грива!”

    Такой подход только ускорит процесс развития воображения у ребенка. Вам ничего особого делать и не требуется, нужно лишь задать направление, сказав, что-то абстрактное, например: “Какая красивая грива!”. И попросить ребенка описать гриву у лошадки.

    Развитие творческого воображения ребенка

    Детский возраст – возраст знакомства с литературой, книгами, фильмами, музыкой. Важно, чтобы ребенок читал яркие и красочные книги, с интересным сюжетом и интересными персонажами. Смотрел добрые и умные фильмы и мультики.Благодаря книгам, ребенок сможет переместиться в мир фантазий, воображения, оказаться в сказочном мире. Книги – отличный помощник для развития творческого воображения ребенка. То, что показывает фильм, ребенок, как и любой другой человек, создает в своем воображении сам.

    Можно поупражняться с ребенком на развитие творческого воображения. Дайте ребенку героев, о которых он знает.

    Попросите ответить его на следующие вопросы:

    1. в чем суть каждого из героев?
    2. какие у них черты характеры?
    3. какие сильные стороны?
    4. что хорошее они делают?
    5. Чего не хватает в характере и вообще каждому из героев?

    А попросите его придумать историю с этими персонажами. Если будет сложно – подтолкните, начните историю за вашего ребенка.

    Упражнения для развития воображения у ребенка

      Упражнение 1. Предложите ребенку обвести свои ладошки на бумаге краской или карандашом. Это будет основой их последующего рисунка. Пускай ребенок пофантазирует и дорисует что-нибудь. Например, дерево (лес) или бабочку или цветы, животное…

      Упражнение 2. Дайте ребенку на выбор 3 краски, которые, по его мнению, наиболее подходящие друг для друга. И пусть он зарисует весь лист. Что напоминает этот рисунок?

      Упражнение 3. Попросите ребенка капнуть краской на середину листа. Затем пусть сложит лист пополам. После разворачивания на листе останутся различные кляксы. Пусть ребенок подключит свое воображение и скажет на что похожа каждая из них, что она напоминает.

      Упражнение 4. Дайте ребенку листы с не дорисованными изображениями и предложите дорисовать их.

    Воображение ребенка сыграем большую роль, возможно, вместо предполагаемого ответа он изобразит что-то необычное и подходящие под начальный незаконченный рисунок.

    Это будет результатом его прекрасно работающего воображения. Бывает, что ребенку нужно помочь, поэтому не расстраивайтесь, если сходу не получится. Это нормально и значит, что нужно с ребенком позаниматься, чтобы он натренировался, ведь впереди у него будет тонна сложных и интересных задач (математика, физика, геометрия, жизненные ситуации и так далее.), при решении которых потребуется использовать воображение!

    Развитие воображения у детей дошкольного возраста

    Развитие детей дошкольного возраста разделяют на три стадии.

      1 стадия – огромное количество вымысла и фантазий. Так как в этот период закладывается база для правильного и полного развития способности воображения и представления. Стадия длится до трех лет.

      2 стадия – совместная работа фантазий с практикой. Ребенок только учится выстраивать цепочку действий, логику, чтобы достичь результата во время какой-либо задачи. Стадия длится до пяти лет.

      3 стадия – в деятельность ребенка включается способность воображения, фантазирования и творчества. Фантазии становятся более активными и практически применимыми.

    Упражнения для развития воображения у дошкольника

      Упражнение 1. Попросите ребенка закрыть глаза и включите классическую музыку. Спросите, что ребенок представил во время прослушивания этой музыки. Помимо классической музыки можно использовать современную музыку, чем больше будет разнообразия, тем лучше.

      Упражнение 2. Это упражнение выполняется с несколькими детьми. Включите какую-нибудь музыку со словами или без них. Попросите ребенка танцем изобразить под музыку что-нибудь или кого-нибудь. А остальные дети, наблюдая за танцем, должны угадать, что пытается передать первый ребенок. От такого упражнения развивается воображение у всех детей.

      Упражнение 3. Это упражнение отлично подходит для развития творческого мышления:

    Ведущий игры (взрослый) говорит ребятам: «выйти на улицу – хорошо, потому что можно погулять», а цель ребят продолжить цепочку, например: «выйти на улицу – хорошо, потому что полезно погулять. Погулять хорошо – потому что полезно. Полезно гулять – потому что прекрасная погода на улице. Прекрасная погода – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце – хорошо потому что ясно. Ясно – потому что нет дождя. Нет дождя – потому что тепло.»

    Игры на развитие воображения

    Онлайн игры не только легкодоступны, но и очень полезны. Ничего не надо подготавливать заранее, главное чтобы ребенок отдыхал каждый 15-20 минут примерно по 20-30 минут, потому что в этих самых перерывах в мозгу строятся новые нейронные связи и чем лучше они построятся, тем больше будет прогресс!

    Это похоже на то, как спортсмену после хорошего упражнения или забега нужно отдохнуть, чтобы мышцы восстановили силы.

    Игра «сложная сортировка»

    Игра «сложная сортировка» - отличный тренинг сообразительности и внимания. В центре экрана показана фигура имеющая свой цвет, а вокруг 4 разные фигуры, раскрашенные в четыре разных цвета. Написано, как вам надо сравнить данную в центре фигуру с теми, что вокруг: по цвету или по форме. Вам нужно вовремя сообразить и не сбиться. Игра на время, поэтому поторопитесь, чтобы набрать наибольшее количество очков.

    Игра «Буквы и цифры»

    1. Тренирует концентрацию внимания
    2. Улучшает скорость реакции
    3. Развивает логику и сообразительность

    Сразу после старта, в одном из четырех окошек будет показана одна буква и одна цифра, например, "У6". А под буквой с цифрой появится вопрос, например, "Число нечетное?" или "Буква согласная?". Вам нужно как можно быстрее отвечать на вопросы.

    Игра «матрицы цвета»

    Также отличным тренажером для развития сообразительности станет игра «матрицы цвета». Перед вами откроется поле из клеточек, каждая из которых будет закрашена одним из двух цветов. А ваша цель будет указать какого цвета больше на поле в данный момент 1ого или 2ого. Игра, конечно же, на время и поэтому придется постараться. По ходу игры поле будет расширяться, то есть. игра усложняться.

    Игра «Упрощение»

    Игра «Упрощение» - замечательный тренажер, не только устного счета, но и сообразительности. Вам встретятся примеры и простые, и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно сообразить, как упростить, посчитать или найти ответ из предложенных. Для этого вам и придется воспользоваться своей сообразительностью!

    Зрительный поиск

    1. Развивает произвольное внимание
    2. Улучшает концентрацию внимания
    3. Совершенствует объем внимания

    На экране появятся фигуры, среди которых нужно выбрать уникальную, ничем не похожую на другие фигуры. Некоторые фигуры могут отличаться всего одной небольшой деталью, которую нужно научиться быстро находить. С каждым успешным раундом сложность увеличивается и дается больше очков:)

    Игра «Фланговая задача»

    На картинке представлена стая птиц, а от вас потребуется указать направление полета центральной птицы. По началу, возможно, будете сбиваться, но потом будет лучше. Поехали!

    Игра «Супер память»

    1. Тренирует визуальную память
    2. Увеличивает объем памяти
    3. Улучшает точность памяти

    С каждым ходом на экране появляется одна новая картинка. Нужно быстро найти ее и кликнуть по ней, чтобы набрать как можно больше очков за 1,5 минуты. Первые 5-7 ходов очень легкие, а потом становится заметно интереснее и сложнее.

    Средства развития воображения

    Жизненный опыт – вот главное средство развития воображения. Общайтесь с различными людьми, принимайте участие во всяких соревнованиях, мероприятиях, найдите свое хобби, но не ограничивайтесь одним!

    Чтение – одно из лучших средств развития воображения. Чтение открывает мир воображения и интересных сюжетов. Чем круче сюжет, чем увлекательней книга, чем ярче описания – тем лучше для вашего мышления и воображения. И даже ели еще не успели дочитать до конца, вы можете представить, что будет дальше. А потом уже сравниваете по ходу чтения насколько хорошо представились будущие события в произведении. Если вы ошиблись – это не плохо, потому что угадать сюжет полностью практически невозможно, зато тот опыт, который вы получаете вовремя воображения – бесценен.

    Фантастика лучший жанр, для развития воображения и креативности. Потому что фантастика наиболее яркий жанр, нежели другие.

    Запишитесь на наш курс развития скорочтения . В этом курсе мы будем не только ускорять скорость чтения и развивать память на запоминание, но и выполнять специальные упражнения на синхронизацию полушарий мозга и тренировку воображения, чтобы добиться максимального результата! В курсе будет даже затронута тема питания и образа жизни.Записаться на курс

    Развитие мышления и воображения

    Мышление и воображение тесно связанны друг с другом. Воображение можно считать мышлением, только это мышление выше реального, оно переносит вас в другой мир, мир фантазий. Мышление – инструмент, который есть у каждого человека, решающего различные задачи в жизни.

    Мышление можно развивать, менять его скорость, глубину, свободу, осознанность. Также мышление может становиться более точным, детализированным и позитивным.

    Как развивать мышление?

      Делайте записи и рисунки . Возьмите в привычку излагать свои мысли письменно или рисунками. Некоторые люди объясняя или рассказывая что-нибудь, не только говорит, но и рисует, то есть закладывает вам картинку, проясняет ситуацию.

      Рассказывайте свои мысли . Полезно будет излагать свои мысли окружающим, которым будет это действительно интересно. Рассказывая это кому-нибудь вы сможете получать обратную связь. А еще плюсом послужит то, что, чем больше вы рассказываете свои мысли, тем более понятными они будут для вас (если были какие-нибудь моменты не ясны).

      Обсуждайте . Обсуждение мыслей довольно таки эффективная вещь. Главное, чтобы обсуждение не обернулось в ссору. Если вы вдруг не согласны с тезисом собеседника, то составьте свой, но не начинайте жаркий спор, а ведите спокойный разговор.

      Следите за речью . Мышление и речь тесно связанны друг с другом. Поэтому, чтобы поспособствовать развитию мышления, стоит строить свою речь правильно. Совет: исключите слова «проблемы», «ужас», «трудно», включите «интересно», «цель».

    Почему тесно связаны речь и мышление? Мышление мимолетно, оно сложно запоминается, а вот с речью иная история. Речь запоминается, ее проще отслеживать.

    Хотите усовершенствовать мышление? Обратите внимание на свою речь.

      Обратите внимание на чужую речь . Проще следить за чужой речью, чем за своей. Потому что чужая речь – это что-то новое и в ней слышны все недочеты и сбои в логике. Изучение ошибок чужой речи поможет вам в нахождении ошибок в своей речи.

      Совершенствуйте навык работы с текстами . Анализ текста можно сравнить с прослушиванием чужой речи. В обоих случаях вы ищете ошибки, шероховатости и берете себе на заметку. Улучшение мышления зависит от умения обработки текстов.

    Курсы для развития интеллекта

    Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

    Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

    В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

    Супер-память за 30 дней

    Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

    В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

    Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

    Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

    Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

    Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

    Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

    Скорочтение за 30 дней

    Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

    При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

    1. Научиться очень быстро читать
    2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
    3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

    Деньги и мышление миллионера

    Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

    Итог

    В этой статье мы узнали, что такое воображение, как его развивать взрослым и детям, какие упражнения использовать и так далее. А также как воображение можно использовать в практических целях.

    «Психологический мониторинг» - Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность: Комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

    «Работа психолог» - Еще одна сфера применения навыков психолога – здравоохранение. Психологические центры частные конторы по психологическому консультированию образовательные и медицинские учреждения. Конкуренция между специалистами жесткая. Профессия «Психолог». Снова в школу? Место работы: Плюсы профессии: Личные качества:

    «Психология групп» - Вывод: (К. Левин). Что такое развитие? Условия развития личности; Влияние группы на индивидуальное поведение; Условия формирования одарённости. Разрешение конфликтов. Законы жизни самой группы. (Относятся к предмету «законы жизни в группе»). Метод: исследование (эксперимент) в когнитивной среде. Законы жизни в группе.

    «Школьный психолог» - Содержание работы с конкретным ребенком Содержание и принципы использования психодиагностических методик. Школьный психолог похож на школьную медсестру: Психологи, как врачи, могут иметь различный функционал в зависимости от места работы. Чем может помочь школьный психолог учителю в работе с трудным ребенком?

    «Психология человека» - Цель программы. В процессе обучения вы сможете приобрести навыки: Компьютерные технологии в науке и образовании. Содержательная структура программы. Наши выпускники реализуют себя на рынке труда в: Основные направления деятельности лаборатории. Научное направление Изучение этнических стереотипов петербуржцев о народах Прибалтики.

    «Психология как наука» - (1832–1920). (от англ. behaviour – поведение) – направление, рассматривающее психику как формы поведения. Лекция 2. Свои исследования в основном проводил на крысах и голубях. Стержень гуманистической идеи – оптимистический взгляд на природу человека. Происходит бурное развитие социальной психологии в США.

    Всего в теме 10 презентаций