И вот он настал - долгожданный День Победы! Но с каждым годом неотвратимо уходят люди конца 20-х, 30-х и начала 40-х годов рождения. Живые свидетели Великой Отечественной войны. Они ждали от жизни счастья и радости, потому что были детьми. Их детство опалила война, но они выжили. Они помнят, и они рассказывают…

Валентина Михайловна Хрусталева: «Я раненым моим детством войну проклинаю»

Валентина Михайловна родилась 16 декабря 1934 года на станции Долинская Кировоградской области в Украине. Во время войны была на оккупированной территории. В школу смогла пойти только в 9 лет, сразу во второй класс. После войны получила высшее образование - окончила историко-философский факультет Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко. Работала учителем истории. Трудовой стаж Валентины Михайловны - 42 года. У нее много наград: «Отличник народного просвещения РФ», «Ветеран труда», медаль «90-летие Октябрьской революции», «80 лет ВЛКСМ», «70 лет битвы под Москвой», «50 лет полета первого человека в космос». Всю свою сознательную жизнь Хрусталева занимается общественной работой. Она является председателем Домодедовского отделения Всероссийской общественной организации «Дети войны» и председателем женсовета «Добродея» микрорайона «Авиационный». У нее и ее мужа, Виктора Петровича Хрусталева, пять детей и шесть внуков.

«Когда началась война, мне было семь лет, - рассказывает Валентина Михайловна. - Жили мы в Украине. Я с нетерпением ждала праздника первоклассника. Но мой первый урок и первый класс растянулись на три года. После мощной бомбардировки немецкие войска заняли нашу узловую станцию Долинская, что в 30 километрах от Кривого Рога.

Жизнь на оккупированной территории в течение трех лет преподнесла такой урок, что он жив до сих пор в моей голове, в сердце, в душе. Разве можно забыть гул вражеских самолетов со смертоносным грузом, бомбежки, страх, ужас, запах пожарищ, рыдания, причитания матерей погибших детей или угоняемых в Германию, казни, расстрелы мирных граждан?

Когда немцы пришли в деревню, все тряслось от грохота танков. Начались расстрелы. Стреляли не всех - только евреев и коммунистов, а другим давали в руки лопаты, чтобы они засыпали землей тела расстрелянных. А потом эта земля шевелилась, дышала несколько дней… Разве это можно забыть? А как погибали от мин и снарядов дети, сверстники мои… А еще фашисты додумывались разбрасывать везде «игрушки» (шарики, карандаши), которые привлекали внимание детей. Но эти «игрушки» несли смерть, взрывались в руках ребятишек. Однажды от взрыва загорелось поле, а когда все потухло, на земле остались лежать обугленные тела детей в застывших позах - на четвереньках, они, видно, хотели выползти из этого дыма… Я раненым моим детством войну проклинаю!»

Виктор Петрович Хрусталев: «Пока мы живы, мы не позволим забыть трагедию блокадного Ленинграда»

Виктор Петрович Хрусталев родился 27 июня 1936 года в городе Невская Дубровка Ленинградской области. Во время войны этот город стал местом самых ожесточенных боев. Но семье удалось перед самым началом сражений уехать в Ленинград. Казалось, что там будет безопаснее. Виктор Петрович окончил летное училище. Водил гражданские самолеты по заданию командования в различных регионах страны. Последние годы перед пенсией был на инженерной работе. Его трудовой стаж превышает пятьдесят лет. Имеет награды: «Ветеран труда», знак «Житель блокадного Ленинграда», медали: «За освоение целинных земель», «к 20-,30-,50-, 65-летию Победы в Великой отечественной войне», «300 лет Санкт-Петербургу», «90 лет Октябрьской революции», «60 лет снятия блокады Ленинграда».

«С сентября 1941 года в блокадном Ленинграде мы разделили участь его многомиллионного населения, - рассказывает Виктор Петрович, - страдания, голод, холод, борьба за выживание. Для меня это тяжелая память. Помню, как замерзали, умирали от голода мои ровесники, старики, соседи…

В эти страшные блокадные дни умер отец, двое наших родственников. Никогда не забуду, как собирали крапиву - из нее мама умудрялась делать «котлеты», - мороженую картошку, как ходили за водой на Неву, как радовались блокадному хлебу в 125 граммов с добавлением опилок и столярного клея.

Героический народ проявил мужество, терпение, соучастие, самопожертвование. Были, конечно, недочеловеки, но, в основном, надо отдать должное жителям блокадного города, люди все-таки показали свои лучшие качества, поддерживали друг друга… Не забыть случай… Жители стояли в очереди за хлебом (125 граммов на карточку). На подъезде к магазину машину с хлебом перевернуло взрывной волной. От разорвавшегося снаряда хлеб разбросало. Голодные ленинградцы не хватали его и не бежали, а после оцепенения нашли в себе мужество весь хлеб собрать, сложить, а затем бережно перенести его в магазин и там получить свои 125 граммов.

И все-таки мы выжили! Спасибо стране за Дорогу жизни. Пока мы живы, мы не позволим забыть трагедию блокадного Ленинграда».

Елена Михайловна Маркова: «Вдруг над городом раздался гул много лет молчавшего соборного колокола»

Елена Михайловна Маркова родилась 31 октября 1931 года в городе Крапивна Щекинского района Тульской области. После войны окончила факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. С 1966 года главный редактор Тульской газеты «Молодой коммунар». Главный редактор альманаха «На земле Яснополянской». Начальник Союзпечати города Тулы (11 лет до пенсии). Ветеран труда. Член редакционного совета и постоянный автор Международного журнала русского зарубежья «Б. В.». В семье Елены Михайловны двое детей, четверо внуков, двое правнуков.

«Ноябрь 1941 года стоял необычайно студеный, - рассказывает Елена Михайловна, - сугробы намело по пояс, да и мороз под утро переваливал за двадцать. Наша семья - мама работала нотариусом в Крапивинском народном суде, - после недельных скитаний по разбитым и загруженным дорогам, не раз попав под бомбежки и пулеметные обстрелы фашистских штурмовиков на бреющем полете, не смогла прорваться к Туле со стороны Щекинского шоссе. Немцы обходили колонны отступающих частей Красной армии, и многие из них вместе с беженцами оказались в окружении. Так я встретила войну. Мне было 10 лет.

Некоторое время жили у маминой сестры, тетки Аксиньи. Правда, с едой день ото дня становилось все труднее. Затем вернулись в райцентр в свою квартиру. Рядом с нашим домом на старом (горожане называли его «толстовским») тополе оккупанты повесили бывшего председателя Проскуринского колхоза, а потом раненого лейтенанта Красной армии Андрея Перевезенцева, старшего лесничего Семенова из Редочей, казнили юного партизана Сашу Чекалина…

Середина декабря. Налеты советских самолетов становятся все чаще, яростнее… Черными угрюмыми потоками текут колонны отступающей пехоты. Стремились к городу.

Ребята, за ворота больше ни шагу! - строго крикнула мать нам, детям (у меня еще два брата было). - А ну-ка, берите все нужное: теплые вещи, воду, и марш - в подвал. В огромном подвале (бывший цех купеческого спиртзавода), где стены полутораметровой толщины, потолок кирпичный на рельсовых балках, а внутри двери обиты металлическими листами, собрались жители со всего переулка - человек под пятьдесят. В дверь дубасили сапогами и злобно орали фашисты. Однако проникнуть в подвал немцы так и не смогли.

Бой шел до позднего декабрьского рассвета. Только когда стрельба стихла, дверь разрешили открыть, и первыми выскочила детвора… Мы увидали бойцов Красной армии…

И вдруг над городом раздался гул много лет молчавшего соборного колокола церкви Святого Николая Чудотворца. Это было 19 декабря 1941 года - в первый день освобождения Крапивны от фашистов, в ее престольный праздник - зимнего Николы».

Беседовала Елена Ерофеева-Литвинская

При подготовке публикации были использованы материалы из книги «Мое опаленное войной детство» (автор-составитель Людмила Филипповна Лисенкова)

Художник Аида Лисенкова-Ханемайер

Главное фото: Сергей Соболев

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Для написания этого реферата я выбрал тему «Война и дети», потому что она меня очень интересует. Великая Отечественная война не обошла стороной и мою семью тоже. Эта война стала великой школой мужества и героизма, навсегда оставшись в памяти людей, получившая многогранное отражение в литературе. Тема войны неиссякаема. Появляются всё новые и новые произведения, которые вновь и вновь заставляют вернуться к огненным событиям теперь уже более пятидесяти летней давности и увидеть в современном человеке то, что мы ещё недостаточно осознали и оценили.

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.

Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев.

Очень много вытерпел российский народ в эти четыре года. Вспомните героический подвиг Ленинграда - девятьсот дней держались люди в окруженном городе и не отдали его! Люди выдерживали мороз, холод, голод, вражеские бомбардировки, не спали, ночевали на улице. Вспомните Сталинград. ! Вспомните другие города! Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову.

Скоро мы будем отмечать шестидесяти пятилетие победы, но задумайтесь - какой ценой досталось нам эта победа! Россия в это время отдавала все для дела победы. Люди считали святым - отдать жизнь для победы. Сколько миллионов людей погибло в эту войну. Матерям и женам некогда было оплакивать своих родных, воевавших в окопах, они сами брали в руки оружие и шли на врага.

Россию считали страной - освободительницей. Она не только изгнала фашистскую армию из своих пределов, а освободила другие страны, находящиеся под гнетом фашизма.

Эта война была самой ужасающей, самой безжалостной. Но ужаснее всего было то, что в этой трагедии принимали участие наши сверстники - дети тринадцати-четырнадцати лет. Они работали в тылу и воевали на фронте.

§ 1. Семейная фотография.

В семейном альбоме моих бабушки и дедушки хранится старая фотография (приложение №1). Это увеличенная копия снимка военных лет. На фоне пышного дворца с колоннами и фронтонами с красивой дамой под зонтиком запечатлены мой прадедушка Динжанов Хамидулла и три его внучки. Круглолицая, серьёзная девочка с огромными глазами - это моя бабушка Жиналиева Жумакан Сабуровна, в девичестве Гайнулина. Она стоит возле своего дедушки. На переднем плане её маленькие сестрички- двойняшки Разия и Жумазья, которым на фотографии около пяти лет.

Прапрадед - высокий старик с усами и бородкой клинышком. На голове шапка- ушанка, одет он в стеганую телогрейку. Крупные руки лежат на коленях, лоб изборождён морщинами, прищуренные глаза смотрят с доброй усмешкой. Маленькие Разия и Жумазья смотрят испуганно, видимо боятся незнакомого человека- фотографа. На той фотографии моя бабушка младше меня, но как не по- детски серьёзны у неё глаза. Это глаза человека, которого коснулась война. Это группа людей на фотографии так резко контрастирует с декорацией, которую неизвестный фотограф возил из села в село, чтоб хоть немного украсить суровую действительность.

Детство моей бабушки Жумакан Сабуровны и дедушки Микиша Негметовича пришлось на лихое военное время. Когда началась Отечественная война, бабуле было 9 лет, дедуле -12.

В первые же дни войны бабушкиного папу - моего прадеда Гайнулина Сабыргали Хамидуловича мобилизовали на трудовой фронт - рытьё окопов у города Саратова. Его маленькому сыну Арыстану тогда не исполнилось и года. На плечи прабабушки Умитай Шамировны легла вся тяжесть работы и за мужчину и за женщину. На руках четверо детей, родители мужа и тяжёлая работа. Бабушка вспоминает, что в войну все женщины работали за троих, плохо одетые, полуголодные, они вынесли на себе все тяготы войны. Невольно вспоминаются стихи Михаила Исаковского:

Одной тебе - волей - неволей,-

А надо повсюду поспеть:

Одна ты и дома и во поле

Одной тебе плакать и петь

Бабуля вспоминает, как её бабушка пекла лепёшку, поставив сковородку на угли, а дедушка делил её на всех. Не было ничего вкуснее этого хлеба! Самый большой кусок он давал прабабушке, потом всем девочкам поровну, а Арыстану - чуть побольше, как самому маленькому. Он съедал свой кусок и молча смотрел на свою маму, и она отдавала ему свой хлеб. Бабуля не может вспоминать об этом без слёз. В 1943 году бабушкиного отца снова мобилизовали. А вскоре пришло извещение, что Гайнулин Сабыр Хамидулович пропал без вести в августе 1943 года. Так закончилось детство моей бабушки. Она стала работать: возила на волах зерно с поля на ток. Волы то и дело распрягались, а запрячь их снова не хватало силёнок. Работала сторожем на току, который тогда не был огорожен. Ей то и дело приходилось отгонять от тока свиней, которых она до смерти боялась. Пасла телят и частенько попадала в поле в грозу. Работала на плантации, на сволакивании соломы, да и где только она не работала. Бабуля до сих пор великая труженица, ни минутки не посидит без дела.

Когда моему дедуле исполнилось пять лет, умер его отец. С началом войны дедушкин старший брат Рахметулла Негметович ушел на фронт. Дедушка работал подпаском, скотником, выполнял любую работу, которую ему поручали, добросовестно. В плохонькой одежонке, босой, полуголодный, он делал свою работу с большой ответственностью. Он закончил только четыре класса, дальше учиться не пришлось. Лозунг “Всё для фронта, всё для победы” – это были не просто слова. Это был образ жизни людей военной поры, и взрослых, и детей. Без отцов, с матерями, которые целыми днями пропадали на работе, они выстояли и победили. Они состоялись как люди, как личности. Они создали семьи, мимо них не прошло человеческое счастье. Они заменили ушедших на фронт отцов. Они работали с полной отдачей. Они умели ценить дружбу и хранить верность.

Отца забрали на войну.

Мальчишка-шпингалет,

Но враз прибавила ему

Война так много лет.

(А. Брагин)

«Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнётом оккупации, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщовый мешочек на шее - всё это было суровой начальной школой нашего поколения. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах, между строк Информбюро, и мы были сами похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа. Собирая колоски на полях, лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, мы чувствовали себя маленькими солдатами Красной армии, борющейся против фашистских захватчиков.

Война унижала нас голодом, холодом, нищетой, и в то же время возвышала нас ощущением причастности к истории, ощущением самих себя как части великого народа, единого в своём стремлении к победе. Мы – дети Великой Отечественной войны, мы – это зелёные, ещё не окрепшие побеги на древке Знамени Победы, водружённого над Рейхстагом» (Е. Евтушенко)

§ 2. Дети на фронте.

Мальчишки и девчонки помогали взрослым в тылу. Как могли, приближали День Победы. Но тысячи их было и на фронте вместе с бойцами.

Навечно останутся в благодарной памяти человечества имена погибших в Великой Отечественной войне детей:

Леня Голиков, 17 лет, партизан, Герой Советского Союза, погиб в бою.

Саша Чекалин, 16 лет, партизан, Герой Советского Союза, повешен фашистами. (приложение 2)

Марат Казей, 14 лет, партизан, Герой Советского Союза, погиб в бою подорвав себя и фашистов последней гранатой.

Лида Демеш, 13 лет, партизанка, расстреляна фашистами.

Таня Савичева, 13 лет, умерла после блокады Ленинграда в 1944 году.

И ещё тысячи и тысячи детей чью жизнь оборвала война. Или выпала трудная судьба – жить на войне, но и завидная – защищать свою Родину. Их детство опалено, обожжено войной.

Моя бабушка всегда плачет в День Победы - это действительно праздник “со слезами на глазах”. Более 60 лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны стали уже взрослыми, и у них родились свои дети И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Почему же мы вновь и вновь забываем о ней?

От Бреста, где началась война, до Москвы, где фашистов остановили – тысяча километров. От Москвы до Берлина – тысяча шестьсот километров Это, если отсчитать по прямой Так мало, правда? Две тысячи шестьсот километров – это если поездом менее четырёх суток, самолётом – примерно четыре часа, с боями, перебежками и ползком – четыре года. Четыре года! 1418 дней. Тридцать четыре тысячи часов. И двадцать семь миллионов погибших соотечественников. Если по каждому погибшему из двадцати семи миллионов объявить минуту молчания страна будет молчать сорок три года.

Двадцать семь миллионов за 1418 дней – это значит погибало по тринадцать человек каждую минуту. А сколько среди двадцати семи миллионов наших сверстников?

Война и дети Нет ничего страшнее, чем эти два слова поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает

Мы были серыми, как соль.

А соль – на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили, плача: “Мама хлеба”

А мамa плакала в ответ

И смерть обрушивалась с неба

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное слово – “Нет!”

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела в нас страна.

Мы были бережно хранимой

Её надеждой в горький час –

И свет, и соль земли родимой,

И золотой её запас.

(Л. Щасная)

§ 3. Публицистика войны

Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков началась 22 июня 1941 года. А уже утром 24 июня в газетах “Извеcтия” и “Красная звезда” была опубликована песня поэта В. Лебедёва- Кумача на музыку композитора А. Александрова “Священная война”:

Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна, -

Идёт война народная,

Священная война!.

Под звуки этой трагически – возвышенной, размеренно – торжественной мелодии советские люди все четыре года провожали солдат на фронт, героически трудились в тылу. Поэзия, родившаяся как бы в самой глубине народной души, потрясённой страшным бедствием и возвышенной чувством великого долга, все годы воевала вместе с теми, кто ковал победу.

В январе 1942 года газета “Правда” сделала всенародно известным стихотворение К. Симонова “Убей его!”, в котором звучал жгучий призыв: “Сколько раз увидишь его, столько раз его и убей”, а в феврале того же года опубликовала глубоко лирическое стихотворение А. Суркова “Землянка” – о негасимой любви и нежности воина. Песню “Землянка” запели тогда повсеместно и поют сейчас, столь точно выразило оно человечную натуру советского воина.

В годы войны детские писатели работали в разнообразных прозаических жанрах: очерки, рассказы, повести, романы. Они сумели охватить и отразить в ярких, запоминающихся образах жизнь советских людей – взрослых и подростков – на войне и в тылу, внести свой вклад в создание художественной летописи эпохи.

Существенную роль, особенно в начале войны, играет публицистика, представленная статьями А. Гайдара (“Война и дети”, “Мост”, “Переправа”), С. Маршака (“Родные дети”), К. Чуковского (“Война и дети”), Р. Фраермана, А. Барто и других. Несовместимость войны и детства, детский подвиг на войне, детский труд, ненависть и месть, ответственность взрослых за судьбы детей – вот круг проблем, которые со всей остротой встали перед советскими писателями. Очерк был вместе с тем и необходимым источником информации о жизни детей в годы войны, в особенности о фактах героических поступков ребят. В очерке сделаны первые шаги к познанию и выражению характера советского в условиях военного времени.

“Вторую линию обороны” держали жанры психологической художественной прозы – рассказ и повесть, сыгравшие свою важнейшую роль в развитии детской литературы военных лет.

Рассказы о войне для детей были напечатаны уже летом 1941года. В восьмом и девятом номерах журнала “Костёр” появились произведения В. Каверина “Из дневника танкиста”, “Домик на холме”, “Трое”. Рассказы об отдельных эпизодах героизма советских воинов были характерны для начала войны. Они в какой- то мере они напоминали очерки, вырастали из скупого газетного факта.

Образцом такого произведения может служить рассказ В. Катаева “Флаг”.

Романтическому по своему характеру рассказу В. Катаева очень близки рассказы Л. Соболева, опубликованные под общим названием “Морская душа”. Писателя привлекают в первую очередь ситуации предельно обострённые, критические, требующие от человека, казалось бы, невозможного. Недаром один из исследователей назвал рассказы Л. Соболева “достоверной легендой”. Таковы “Батальон четверых”, “Пушка без мушки”, “Подарок военкома”. Характеры их героев цельны, они похожи друг на друга, и писателю дорого это сходство, потому что они едины в великом – в желании защитить Родину.

Рассказ В. Каверина “Русский мальчик”, написанный в романтическом стиле, повествует об одаренном подростке, свидетеле и участнике войны, одном из тех, кто мог бы стать в будущем её летописцем. В. Каверин передаёт высокое напряжение духовной жизни человека, в самосознании которого выражены, доведённые почти до символа, определённые черты целого поколения.

Вскоре после войны в литературу вступило новое поколение писателей – те, чей жизненный опыт сформировался и закалился в пламени войны. Чувство народа – хозяина жизни, народа-победителя, сочетающееся с осознанием горьких невосполнимых утрат, несут в себе стихотворения и поэмы пришедших с войны С. Гудзенко, М. Дудина, С. Наровчатого, А. Недогонова, А. Межирова, К. Ваншенкина, С. Орлова, Е. Винокурова, Э. Асадова, М. Луконина, Ю. Друниной. Могучей волной вошли в прозу те, кто во время войны были командирами взводов, батарей, танкистами, партизанами. Ф. Абрамов, А. Адамович, А. Ананьев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, В. Быков, Б. Васильев, В. Кондратьев, Д. Гранин и сколько ещё других ныне широко известных писателей создали могучий пласт художественных произведений высшей нравственной пробы.

§ 4. О детях на войне.

Нодар Думбадзе родился в мирное, довоенное время. Жил и рос вместе друзьями не представляя, какие горести и страдания, какие тёмные дни наступят с войной в солнечном грузинском краю. Но это случилось, и тринадцатилетний подросток ощутил и запомнил всё, что принесли ненавистные захватчики на советскую землю. У него тоже сложился свой счёт фашистским извергам, его сердце тоже оказалось “обязанным” поведать людям о страданиях, причинённых войной народу.

Это был счёт детей лишённых детства из-за войны. Так сложился замысел романа “Я вижу солнце”. Он не был первым произведением Нодара Думбадзе о детстве. В романе “Я, бабушка, Илико и Илларион” уже описано красивое село в Гурии, одном из районов Грузии. Рассказано и о беззаботном детстве мальчика Зурико, которому тепло и радостно живётся с бабушкой, Илико и Илларионом. Но пришла война, и всё изменилось: Мужчины ушли на фронт, в каждой семье горе. Дети и женщины отдают последнее, чтобы приблизить разгром проклятого врага.

Сюжет романа “Я вижу солнце” во многом развивает то, о чем рассказывает Нодар Думбадзе в своем первом произведении - “Я, бабушка, Илико и Илларион”. Его можно даже считать своеобразным продолжением, хотя действуют здесь другие персонажи: Сосо Мамаладзе, Хатия, Кето, Бежан.

Повествование ведётся от первого лица – от имени Сосо, который постепенно взрослеет и начинает разбираться в людях. Он понимает не только свою тётку Кето и простодушного Бежана, но и русского солдата Анатолия, которого выходили жители села после тяжёло ранения. Ему и обидно, что невысказанной осталась любовь Анатолия и Кето, и ясно, что иначе нельзя в тех условиях, которые сложились. От простого сочувствия к слепой Хатии приходит Сосо к влюблённости в нее, к стремлению сделать всё, чтобы она прозрела и смогла воскликнуть: “Люди, это я, Хатия! Я вижу вас, люди!”.

Увидеть людей, увидеть солнце – приход мирной жизни – необходимо каждому, кто пережил войну, - к такой мысли ведёт своего Сосо писатель.

Для всех счастливых детей мира написал свою повесть “Ранние журавли” Чингиз Айтматов. О ранней горькой взрослости. О ранней светлой и трагической любви. О смерти за Родину, даже о бое за Родину, проходившем в глубоком тылу осенью 1942 году. О сражении с фашизмом пятнадцатилетнего Султанмурата и его друзей – десантников в Алайских горах. “Да уж, какие там фашисты! Обыкновенные воры-конокрады. Ну, пусть бандиты” – скажет некий “добродушный” читатель. Айтматов, я думаю, имел его в виду, когда писал последние страницы повести не нашел в своей богатой художнической палитре никаких “оттенков”, никаких “нюансов”: он дал фашистов одним только цветом – черным. И все же этот писатель был не собою, если б не добавил к цвету еще и запах: от убийц, кажется, несет жестким старым козлом, которого варит “десанту” на обед бандитская сообщница – повариха.

В повести “Ранние журавли” как положено каноном лучших произведений для ребят, есть полюсы абсолютного добра и абсолютного зла.

Абсолют добра – отец, ушедший на войну, любимый отец, от которого нет вестей. Отец, совершивший перед войною поездку с сыном в город и там – поход в зоопарк, где показывали слона. Султанмурат часто вспоминает этот долгий день вдвоем с отцом. Повозку с керосиновыми бочками, подобную в его душе и памяти сказочному экипажу. И слона. О, и слона! Ведь он еще маленький, этот храбрый, добрый, умеющий работать, как большой, Султанмурат. Он еще мальчишка, хоть и сочиняет стихи для Мырзагуль в цветистом стиле киргизской любовной песни.

Отец снится своему старшему сыну, но черты его и в памяти сына, и во сне не конкретны. Это облако, воспоминание, мечта. Абсолют добра в “стихах” Айтматова дан светлой тенью в отличие от черных теней абсолютного зла. Но писатель не был бы собой и здесь, если б не подарил отцу Султанмурата голоса, который слышит сын во сне и в памяти; а главное – прикосновения. Ощущение натруженной руки не покидает мальчика. И тебя, читатель, много раз сдерживавшего слезы во время чтения, тоже будто касалась эта рука.

Двойник отца – председатель колхоза Тыналиев, раненый парашютист, дает пятерым школьникам имя своей боевой профессии (приложение 2). “Десант?. Это отряд подвижный, боевой отсылается куда-нибудь для выполнения особо важного задания Десант уходит в тыл врага и действует самостоятельно”.

Как, оказывается, правильно назвал Тыналиев ребятишек! Дальнее горное поле, где они будут пахать на выхоженных ими лошадях, - вражеский тыл. Враг хочет угнать лошадей, убить их, продать конину на ташкентском базаре. Конину? Эти существа – дивные, волшебные, холеные из последних мальчишеских сил, вернувших им жизнь на пороге смерти Конина? Эти любимые всей душою существа? А ведь Чавдар, конь Султанмурата, ходил еще под его отцом. “Конина” режет слух, как резало бы его страшное слово “человечина”. И волк (назовем его “Волк”, ибо он в “Ранних журавлях” почти легендарен), приблизившийся к рыдающему пареньку и к убитому Чавдару, “ухватывал на ветру запах свежей крови”, только подчеркивает замысел Айтматова: показать в своей повести бой с фашизмом в глубоком киргизском тылу. В этой книге как бы нет нескольких самых последних строк. Мы не знаем точно - погиб ли Султанмурат. Скорее всего. Но он победил.

В повести “Иван” нет ни стремительных атак, ни затяжных боев, ни прорывов. Мы знакомимся с героями в момент относительного затишья. Дивизия готовится к форсированию Днепра. Нужно время подготовить операцию, провести глубокую разведку, “языка” свежего взять. И хотя Гальцев, исполняющий обязанности командира батальона, не дает себе расслабиться: проверяет посты, оружие, готовит заранее лодки для переправы, с бойцами беседует, - это все же дни почти покоя.

Прислушиваясь к непривычной на фронте тишине, Холин, офицер разведотряда штаба армии, удивляется:

– На войне, а вроде ее и нет совсем. Тишь да гладь – Божья благодать!.

– Так тихо, что можно, кажется, забыть о войне, - думает Гальцев. – Но она вот впереди: вдоль опушки свежевырытые окопы, а слева спуск в ход сообщения – траншея полного профиля Ее длина более ста метров.

Война все время напоминает о себе. Ванюшка видит у Гальцева финку с наборной рукоятью. Он восхищен, его глаза загораются. “Слушай, отдай мне его”, - просит он. Но нож – подарок и память о лучшем друге Котьке Холодове. С ним Гальцев с третьего класса сидел за одной партой, с ним вместе ушел в армию, вместе были в училище и воевали в одном полку. Котька со своей ротой первым в дивизии начал переправу через Десну. И был убит огнем артиллерии и минометов. “Белый фонтан воды взлетел над Котькиным плотиком” Финка, как последняя память о сыне предназначалась Котькиным старикам, живущим в тихом арбатском переулке

Иван предстает перед нами под взглядом Гальцева. Первое впечатление: “ я увидел худенького мальчишку лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожащего маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи”. Время дает возможность вглядеться в него получше:

“Он подошел, рассматривая меня настороженно-сосредоточенным взглядом больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые, неопределенного цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь”.

Еще не раз внимательные глаза Гальцева остановятся на Иване и отметят взгляд исподлобья, настороженный и отчужденный, увидят обнаженное “худенькое, с проступающими ребрами тельце”, то, что “он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти – одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинами на выпуклом лбу, ему можно дать, пожалуй, и все тринадцать”.

Иван измучен, устал, главное для него как можно скорее передать полученные сведения о враге. Он сказал только то, что можно сказать. И не будет объяснять первому встречному, пусть даже он и офицер, то, что знать постороннему не положено; только – кто он и кому о нем сообщить.

В недетском взгляде Ивана не только пережитое им за последние дни на территории врага, но и его прошлое, как это ни странно звучит по отношению к маленькому мальчику.

Богомолов не жалеет читателей. То, что он рассказал о мальчонке, гневом и болью отзывается в нас. И пониманием ненасытности войны, ее беспощадности. Подробности не нужны писателю: он рассчитывает на наше воображение. Каждый дорисовывает, дописывает то, о чем Богомолов преднамеренно говорит скупо. Трагическая судьба мальчика для нас очевидна. И мы проникаемся жалостью, огромным уважением к нему.

Иван слышать ничего не хочет об интернате, суворовском училище, уже не раз сбегал оттуда. Это не значит, что ему не хочется учиться. Но это возможно только потом. После победы. Когда Гальцев уговаривает: повоевал, теперь бы отдохнуть, поучиться, какой бы из него офицер получился, - Иван рубит: “Офицером я стать еще успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало”.

Он знает, для чего живет сейчас. Чтобы мстить. И каждое его донесение – это месть врагу. Маленький солдат, он знает высокую цену добытых сведений и потому, забыв о голоде и усталости, в первую очередь берется за перо и бумагу и не успокаивается, пока не убеждается, что донесение отправлено в штаб. Мы видим: его ненависть осмыслена, поступки осознаны. Он взвалил на худенькие плечи тяжелый труд войны. Он не по-детски целеустремлён, настойчив, сосредоточен, смел и мужествен, ответствен, самолюбив, горд. Он не по-детски взрослый, у него недетское занятие, недетский опыт жизни. Точнее – страшный опыт войны: испытаний, пыток, истязаний

Иван погиб. Есть и его капелька крови на знамени Победы.

Заключение

Но они не могут рассказать, что чувствовал трёхлетний мальчик Коля из деревни Верхнее Чуфичево, оставшийся без дома, спасаясь от пули мадьяра под материнской юбкой и жалеющий обгоревшую кошку; о чём думала десятилетняя девочка Маша из села Богородицкое, которую война сделала инвалидом, или семнадцатилетняя девушка, угнанная в Германию. Разные судьбы у детей, но их объединяет одно – их детство совпало с войной.

Зачем мы вспоминаем Великую Отечественную войну? Ведь в сегодняшней жизни тоже много боли и горя. Но, не помнящий своего прошлого, обречён на его повторение. О минувшей войне можно говорить по-разному: скорбно и торжествующе, с любопытством школьника и бесстрастием ученого. Но тема детей на войне вызывает однозначные чувства – острую душевную боль.

Читая о детях Великой Отечественной, обнажаешься духовно, исчезает защитный покров отстранённости и приобретённого цинизма и приходит понимание: этого не должно быть! Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем.

Конечно, литература не в силах изменить мир, не всё же книги о детях на войне, возможно, могут тронуть чьё – то сердце и добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь. Они могут помочь нам передать уже нашим детям память о Великой Отечественной войне и сознания ценности мирной жизни. Книги о детях войны разные. Суховатые рассуждения историков и сдержанная скорбь воспоминаний, наивная доброта историй для малышей и высочайшие произведения литературы.

Со времен Ф. М. Достоевского мы привыкли мерить горе и свою совесть слезинкой ребенка. А что можно сказать об океане детских слез И все же в книгах о детях войны пробиваются, звучат жизнеутверждающие нотки. Все войны когда-нибудь заканчиваются, трава пробивается из-под пепла, дети, пережившие войну, вырастают и воспитывают своих детей.

Я считаю, что тема войны и детей на войне актуальна и в наши дни. Ведь много детей страдают от войн. Война прежде всего бьёт по ним.

Жизнь продолжается, но для того, чтобы она была мирной, надо помнить Великую Отечественную войну. Люди! Вы должны помнить тех, кто совершил этот подвиг во имя нашей Родины!

Для организации труда подростков еще до начала Великой Отечественной в СССР было создано Главное управление трудовых резервов. Оно занималось мобилизацией детей и распределением их по ремесленным и фабрично-заводским училищам. Чтобы обеспечить наполняемость, ввели плату за обучение школьников в старших классах. Тем, у кого денег на учебу не хватало, приходилось идти в "ремеслуху" и пополнять ряды рабочего класса.

В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. На пермском моторостроительном заводе N 19 им. Сталина, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14 - 16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет.

Отца и старших братьев забрали на фронт. Мы с мамой остались в деревне Орлово Вологодской области. В 1943 году мне принесли повестку на трудовой фронт - в Пермь, - вспоминает Иван Шилов, мобилизованный на завод в 14 лет. - Мама плакала: "Куда тебя, такого маленького, забирают?" Но спорить не стала: уложила в сумку две пары белья, кружку, ложку, три пары лаптей да мешок сухарей - вот и вся амуниция. Снова я увидел маму лишь после войны, в 1946 году. Она сразу руками всплеснула: "Что же ты, сынок, с тех пор так и не вырос?"

Брезентовые ботинки

Детей в Пермь привозили эшелонами, в основном из Вологодской, Ивановской и Ленинградской областей. Трудиться им, несмотря на возраст, приходилось как взрослым. Тот же Иван Шилов однажды работал 29 часов подряд. За это его наградили сутками отдыха и "коммерческим" обедом, куда входили суп, пшенная каша, чай и двести граммов хлеба. Обычно на заводе кормили пустой баландой, потому таким поощрением паренек был очень доволен.

С одеждой положение было не лучше. Приехавшим издалека детям не к кому было обратиться за помощью. Изнашивали то, что привезли из дома.

В 1943 году меня из Вологодской области привезли в Пермь, на авиазавод, - рассказывает Александра Беляева, в мирное время ставшая депутатом пермского горсовета. - Работала токарем. Часто даже не уходила домой из цеха - ночевала прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. Помню, ботинки у меня были брезентовые, на деревянной подошве. За хорошую работу получила нормальную обувь и материал на платье. Вот радости было...

Руководство завода понимало, что рабочих, особенно детей, надо поддерживать. Потому прямо на предприятии начали шить одежду, катать валенки. И то, и другое потом распределяли среди нуждающихся.

Передовики поневоле

- Работали мы по 12-16 часов в день. В цехах было очень холодно, потому ходили все время в телогрейках, - вспоминает Анна Титова.

Из-за тяжелых условий труда многие взрослые не выдерживали напряжения и сбегали. Еще до войны правительство СССР приняло решение о закреплении рабочих за предприятиями, и за "самоволку" беглецов наказывали. В 1941 году из тогдашних 12 тысяч рабочих пермского моторостроительного завода четыре тысячи были осуждены за дезертирство, прогулы и опоздания. Амнистию им объявили только в 1945 году. На производстве в военное время работали и заключенные. Их водили на завод под конвоем по центральной улице Перми. Но толку от таких "специалистов" было немного. Народ отчаянный, никого особо не боялся и работой себя не перетруждал.

От подростков польза тоже была невеликая, правда, по другой причине. Они не имели профессиональных навыков, могли выполнять только черновую работу. Многие были хилыми и слабыми - дети все-таки, да и война - не мать родная, не пожируешь. Некоторые заводские начальники таких малосильных работников гнали прочь: какой прок, если один только вал весит аж 160 килограммов и подростки, даже поднатужившись, все равно не могут его поднять? Но, кроме них, работать было некому.

Согласно закону дети, которым еще не исполнилось 16 лет, должны были трудиться не больше шести часов в сутки. На заводе даже выпустили приказ по этому поводу. Директор Анатолий Солдатов лично предупредил начальников цехов и напомнил, что нельзя привлекать подростков к сверхурочным и ночным работам. В приказе также говорилось, что малолетние работники имели право на один выходной в неделю и на ежегодный отпуск на 12 суток.

Однако приказ приказом, а авиадвигатели были нужны фронту как воздух. К тому же при эвакуации промышленных предприятий в 1941 году получилось так, что пермский завод долгое время оставался единственным в СССР, выпускавшим моторы для истребителей. Кроме того, здесь производили пистолеты-пулеметы Шпагина, минные взрыватели и запалы для реактивных снарядов минометов "Катюша". Ясно, что Ставка Верховного Главнокомандования требовала от пермяков как можно больше боеприпасов и авиадвигателей. Вопросы соблюдения трудового законодательства при этом отходили на второй план.

Сладкая награда

Для увеличения фотографии кликните по ней, а потом по крестику в правом нижнем углу.

Зато юных передовиков директор завода приглашал к себе. Первый раз это произошло 14 ноября 1944 года. В кабинет строгого руководителя, робея, вошли 52 подростка. Мальчишки и девочки по такому случаю были умытые, причесанные, в почищенной одежде.

Анатолий Солдатов, генерал-майор инженерно-технической службы, усадил их за широкий полированный стол. Произнес речь, угостил чаем и вручил каждому из приглашенных по паре валенок, а в придачу по большой банке фруктовых консервов - варенья, проще говоря.

В декабре директор собрал у себя еще 95 подростков, перевыполнявших план на 120-150 процентов. Среди них были слесари, токари, контролеры, электрики... Всех также премировали банками варенья.

К сожалению, сейчас в живых уже не осталось никого из тех, кто получил сладкую премию. Но их воспоминания живут в письмах, хранящихся ныне в заводском музее. Вот одно из них - от бывшего рабочего Александра Аксенова:

"Я был во фронтовой бригаде, и в один из дней мне удалось выполнить норму на 570 процентов, - пишет он. - В заводской газете появилась публикация: "Отец-фронтовик может гордиться таким сыном, как Саша Аксенов". Я был очень рад и послал бате заметку на фронт, чем очень обрадовал не только его, но и командиров - от них даже получил очень теплое письмо. Спустя несколько дней после моего трудового успеха и заметки в газете мы с ребятами выходили из цеха, а навстречу группа людей - начальство, судя по виду. С ними - генерал Солдатов. Кто-то из пацанов громко позвал меня: "Аксенов! Иди на генерала смотреть!" Тот услышал и громко сказал: "А я как раз иду на Аксенова смотреть". Солдатов меня расцеловал, а после этого отдал команду накормить нас в столовой. Для таких вечно голодных пацанов, как мы, это было не лишним".

Дословно

Из указа президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 г.:

"7. Предоставить право Совету народных комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 млн человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах, в возрасте 16-17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.

10. Установить, что все окончившие ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при СНК СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях".


Из приказа N 433 от 02.12.1944 г. "О премировании вновь принятых на завод рабочих":

"Следуя примеру молодых рабочих, отмеченных в приказе по заводу за N 415 от 14.11. 1944 года, вновь принятые молодые рабочие показывают примеры стахановской работы. За систематическое перевыполнение сменно-суточных заданий на 120-150 процентов объявить благодарность с занесением в трудовую книжку и премировать подарками (по одной паре валенок и по одной банке консервированных фруктов)".

Справка "РГ"

За годы войны пермский ордена Ленина моторостроительный завод N 19 им. Сталина выпустил 32 000 авиамоторов. Они устанавливались на истребители Ла-5ФН и Ла-7. За отличную работу в 1943 году предприятие было награждено Знаменем Государственного Комитета Обороны, которое заводу оставили на вечное хранение.

Фотодокумент

Юрий Гейко, журналист, материал которого о труде детей в Перми в свое время вызвал немалый общественный резонанс:

"В 1983 году я работал в "Комсомольской правде" и летал в Пермь по заданию редакции. Еще были живы многие, сидящие за этим столом. Нина Котлячкова (Федоссева) рассказывала:

Где бы мы тогда купили такое богатство? Содержимое банок съедалось в юнгородке, делили на всех. Каждому пришлось всего по нескольку ложек. Но даже с них мы были, как пьяные.

Все, с кем мне довелось встретиться, вспоминали, что варенье было очень сладкое. Но я выяснил, что это было не варенье, а американский компот - кислый и совсем без сахара. Но переубедить их, детей военного времени, маленьких рабочих Победы, было невозможно.

Юные герои Великой Отечественной воины

Познавательный материал для внеклассной работы по литературному чтению или по истории для начальной школы по теме: ВОВ

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Это были простые дети и подростки, о которых знали только родные, одноклассники и друзья.

Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. Вместе со взрослыми на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

Нет! — сказали мы фашистам, —

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот»....

Где найдется в мире сила,

Чтобы нас она сломила,

Под ярмом согнула нас

В тех краях, где в дни победы

Наши прадеды и деды

Пировали столько раз?..

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши...

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым…

Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закаленным!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ — за нас с тобой.

Отрывки из стихотворения С. Михалкова «Быль для детей»

Казей Марат Иванович (1929-1944), партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1965, посмертно). С 1942 г. разведчик партизанского отряда (Минская область).

В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Ад ой Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пятнадцатилетний Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Портнова Зинаида Мартыновна (Зина) (1926-1944), юная партизанка Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). Разведчик партизанского отряда «Юные мстители» (Витебская область).

Война застала ленинградку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, — это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, в деревне Мостище Зина была выдана предателем фашистам. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная партизанка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием — званием Героя Советского Союза.

Котик Валентин Александрович (Валя) (1930—1944), юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). С 1942 г. — связной подпольной организации в г. Шепетовка, разведчик партизанского отряда (Хмельницкая область, Украина).

Валя родился 11 февраля 1930 г. в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, руководители партизанского отряда доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Обыкновенный мальчишка, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Погиб Валя как герой в одном из неравных боев с фашистами.

Голиков Леонид Александрович (1926—1943). Юный герой-партизан. Бригадный разведчик 67 отряда четвертой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях.

Всего им уничтожено 78 фашистов, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Отличился в боях у деревень Апросово, Сосницы, Север. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награжден орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».

13 августа 1942 г., возвращаясь из разведки от шоссе Луга — Псков неподалеку от деревни Варницы подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1943 г. в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Президиум Верховного Совета Указом от 2 апреля 1944 г. присвоил ему звание Героя Советского Союза.

Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, летчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А еще всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошел работать на авиационный завод, потом на аэродром. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолет. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолет на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награжден вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

Юта Бондаровская летом 1941 г. приехала из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла ее страшная война. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Партизанский отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев — у эстонского хутора Ростов — Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью «Партизану Отечественной войны» I степени, орденом Отечественной войны I степени.

Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи — на юге Ленинградской области — была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих ребят, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: «За отличную учебу». Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с юной партизанкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Юная патриотка была расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны I степени.

За операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но получить свою награду юная героиня не успела.

Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела — деревню заняли фашисты. И тогда однажды ночью Лариса с двумя старшими подругами ушла из деревни. В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П.В. Рындин вначале отказался принять «таких маленьких». Но молоденьким девчонкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях. Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны I степени стоит горькое слово: «Посмертно».

Не мог мириться со зверствами фашистов и Саша Бородулин . Раздобыв винтовку, Саша уничтожил фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей — настоящий немецкий автомат. Это и стало веской причиной приема его в партизанский отряд. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 г. был награжден орденом Красного Знамени. Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд. В группе добровольцев Саша остался прикрывать отступление отряда. Когда все товарищи погибли, отважный герой, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя.

Подвиг юного партизана

(Отрывки из очерка М. Даниленко «Гришина жизнь» (перевод Ю. Богушевича))

Ночью каратели окружили деревню. Гриша проснулся от какого-то звука. Он открыл глаза и глянул в окно. По освещенному луной стеклу мелькнула тень.

— Папа! — тихо позвал Гриша.

— Спи, чего тебе? — отозвался отец.

Но мальчик больше не спал. Ступая босыми ногами по холодному полу, он тихонько вышел в сени. И тут услышал, как кто-то рванул двери и несколько пар сапог тяжело прогремели в избу.

Мальчик бросился в огород, где стояла баня с маленькой пристройкой. Сквозь щель в дверях Гриша видел, как вывели его отца, мать и сестер. У Нади текла кровь из плеча, и девушка зажимала рану рукой...

До самого рассвета простоял Гриша в пристройке и смотрел перед собой широко раскрытыми глазами. Скупо цедился лунный свет. Где-то с крыши сорвалась сосулька и с тихим звоном разбилась на завалинке. Мальчик вздрогнул. Он не чувствовал ни холода, ни страха.

В ту ночь у него между бровей появилась маленькая морщинка. Появилась, чтобы никогда уже не исчезать. Семью Гриши расстреляли фашисты.

От деревни к деревне шел тринадцатилетний мальчик с не по-детски суровым взглядом. Шел к Сожу. Он знал, что где-то за рекой был его брат Алексей, были партизаны. Через несколько дней Гриша пришел в поселок Ямецкий.

Жительница этого поселка Феодосия Иванова была связной партизанского отряда, которым командовал Петр Антонович Балыков. Она и привела мальчика в отряд.

С суровыми лицами слушали Гришу комиссар отряда Павел Иванович Дедик и начальник штаба Алексей Подобе- Дов. А он стоял в изорванной рубашке, со сбитыми о корни ногами, с негаснущим огнем ненависти в глазах. Началась партизанская жизнь Гриши Подобедова. И на какое бы задание ни отправлялись партизаны, Гриша всегда просил взять его с собой...

Гриша Подобедов стал отличным партизанским разведчиком. Как-то связные сообщили, что гитлеровцы вместе с полицаями из Кормы ограбили население. Забрали 30 коров и все, что попало под руку, и едут в направлении Шестого поселка. Отряд направился в погоню за врагом. Руководил операцией Петр Антонович Балыков.

— Ну, Гриша, — сказал командир. — Пойдешь с Аленой Конашковой в разведку. Узнайте, где враг остановился, что делает, что думает делать.

И вот в Шестой поселок бредет утомленная женщина с мотыгой и мешком, а с нею мальчик, одетый в не по росту большую телогрейку.

— Это же просо сеяли, люди добрые, — обращаясь к полицаям, сетовала женщина. — А попробуй поднять с малым эти вырубки. Нелегко, ох, нелегко!

И никто, конечно, не заметил, как следят зоркие глаза мальчонки за каждым солдатом, как они все замечают.

Гриша побывал в пяти домах, где остановились фашисты и полицаи. И обо всем узнал, потом подробно доложил командиру. В небо взвилась красная ракета. И через несколько минут все завершилось: партизаны загнали врага в хитро расставленный «мешок» и уничтожили его. Награбленное добро вернули населению.

Ходил в разведку Гриша и перед памятным боем у реки Покать.

С уздечкой, прихрамывая (в пятку попала заноза), маленький пастушок сновал среди гитлеровцев. И такая ненависть горела в его глазах, что, казалось, одна она могла бы испепелить врагов.

А затем разведчик докладывал, сколько видел у врагов пушек, где стоят пулеметы и минометы. И от партизанских пуль и мин находили себе могилы на белорусской земле захватчики.

В начале июня 1943 г. Гриша Подобедов вместе с партизаном Яковом Кебиковым пошел в разведку в район деревни Залесье, где размещалась карательная рота из так называемого добровольческого отряда «Днепр». Гриша пробрался в дом, где подвыпившие каратели устроили вечеринку.

Партизаны бесшумно вошли в деревню и целиком уничтожили роту. Спасся только командир, он спрятался в колодец. Утром его оттуда вытащил местный дедок, как поганого кота, за загривок...

Это была последняя операция, в которой участвовал Гриша Подобедов. 17 июня вместе со старшиной Николаем Борисенко он поехал в деревню Рудую Бартоломеевку за мукой, приготовленной для партизан.

Ярко светило солнце. На крыше мельницы порхала серая птичка, наблюдая хитрыми глазенками за людьми. Широкоплечий Николай Борисенко только взвалил на подводу тяжелый мешок, как прибежал побледневший мельник.

— Каратели! — выдохнул он.

Старшина и Гриша схватились за автоматы и бросились в кустарник, росший у мельницы. Но их заметили. Свистнули злобные пули, срезая веточки ольшаника.

— Ложись! — подал команду Борисенко и выпустил длинную очередь из автомата.

Гриша, целясь, давал короткие очереди. Он видел, как каратели, будто бы наткнувшись на невидимую преграду, падали, скошенные его пулями.

— Так вам, так вам!..

Неожиданно старшина глухо охнул и схватился за горло. Гриша обернулся. Борисенко задергался всем телом и затих. Его остекленевшие глаза смотрели теперь безразлично в высокое небо, а рука впилась, как будто прикипела, в ложе автомата.

Кустарник, где теперь остался один Гриша Подобедов, окружили враги. Их было около шестидесяти человек.

Гриша стиснул зубы и поднял руку. К нему сразу же бросилось несколько солдат.

— Ах вы, ироды! Чего захотели?! — крикнул партизан и в упор полоснул по ним из автомата.

Шесть гитлеровцев свалилось ему под ноги. Остальные залегли. Все чаще и чаще над Гришиной головой свистели пули. Партизан молчал, не откликался. Тогда осмелевшие враги вновь поднялись. И вновь под метким автоматным огнем вжимались в землю. А в автомате уже кончились патроны. Гриша выхватил пистолет. — Сдаюсь! — крикнул он.

К нему рысцой подбежал высокий и тонкий, как жердь, полицай. Гриша выстрелил ему прямо в лицо. На какой-то неуловимый миг мальчик окинул взором редкий кустарник, тучки на небе и, приставив пистолет к виску, нажал на спусковой крючок...

О подвигах юных героев Великой Отечественной войны, можно прочитать в книгах:

Авраменко А.И. Гонцы из неволи: повесть / Пер. с укр. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 208 е.: ил. — (Юные герои).

Большак В.Г. Проводник в бездну: Докум. повесть. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 160 с. — (Юные герои).

Вуравкин Г.Н. Три страницы из легенды / Пер. с белорус. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 64 с. — (Юные герои).

Валько И.В. Куда летишь, журавлик?: Докум. повесть. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 174 с. — (Юные герои).

Выговский B.C. Огонь юного сердца / Пер. с укр. — М.: Дет. лит., 1968. — 144 с. — (Школьная библиотека).

Дети военной поры / Сост. Э.Максимова. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.

Ершов Я.А. Витя Коробков — пионер, партизан: повесть — М.: Воениздат, 1968 — 320 с. — (Библиотека юного патриота: О Родине, подвигах, чести).

Жариков А.Д. Подвиги юных: Рассказы и очерки. — М.: Молодая гвардия, 1965. —- 144 е.: ил.

Жариков А.Д. Юные партизаны. — М.: Просвещение, 1974. — 128 с.

Кассиль Л.A., Поляновский М.Л. Улица младшего сына: повесть. — М.: Дет. лит., 1985. — 480 с. — (Военная библиотека школьника).

Кеккелев Л.Н. Землячок: Повесть о П. Шепелеве. 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 143 с. — (Юные герои).

Корольков Ю.М. Партизан Леня Голиков: повесть. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 215 с. — (Юные герои).

Лезинский M.Л., Эскин Б.М. Живи, Вилор!: повесть. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 112 с. — (Юные герои).

Логвиненко И.М. Багряные зори: докум. повесть / Пер. с укр. — М.: Дет. лит., 1972. — 160 с.

Луговой Н.Д. Опаленное детство. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 152 с. — (Юные герои).

Медведев Н.Е. Орлята благовского леса: докум. повесть. — М.: ДОСААФ, 1969. — 96 с.

Морозов В.Н. В разведку шел мальчишка: повесть. — Минск: Госиздат БССР, 1961. — 214 с.

Морозов В.Н. Володин фронт. — М.: Молодая гвардия, 1975. — 96 с. — (Юные герои).

Дети - герои Великой Отечественной войны

Марат Казей

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Леня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Костя Кравчук

11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени за то, что спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева...

Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их.

Сначала закопал в саду под грушей: думалось, скоро вернутся наши. Но война затягивалась, и, откопав знамена, Костя хранил их в сарае, пока не вспомнил про старый, заброшенный колодец за городом, у самого Днепра. Завернув свой бесценный клад в мешковину, обваляв соломой, он на рассвете выбрался из дому и с холщовой сумкой через плечо повел к далекому лесу корову. А там, оглядевшись, спрятал сверток в колодец, засыпал ветками, сухой травой, дерном...

И всю долгую оккупацию нес пионер свой нелегкий караул у знамени, хотя и попадал в облаву, и даже бежал из эшелона, в котором угоняли киевлян в Германию.

Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами.

11 июня 1944 вновь сформированным частям, уходившим на фронт, вручили спасенные Костей замена.

Вася Коробко

Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.

Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.

Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.

Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.