Урок русского языка в 9 классе

Учитель: Дедушева Вера Владимировна МОАУ «СОШ №25 г. Орска»

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Подготовка к ОГЭ.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательная :

1. Повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения(определениях, обстоятельствах, вводных словах, однородных членах).

2. Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных членов предложения в различных синтаксических конструкциях.

4. Закрепить умения анализа текста.

Развивающая:

1. Создать условия для развития умения анализировать образную систему произведения.

2. Обогащать активный словарный запас школьников.

3. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.

Воспитательная:

1. Воспитание у учащихся нравственных качеств через образы художественного произведения

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Ход урока

    Вступление.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к итоговой аттестации. Наша с вами задача повторить сегодня обособленные члены предложения. Вспомнить знаки препинания при обособленных членах предложения. Мы с вами должны научиться видеть обособленные члены предложения в тексте.

II . Повторение изученного:

    Проверка домашнего задания:

а) обособленное определение

Задание №1

1) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался своим размышлениям.

Задание №2

Составьте схемы к данным предложениям

1) Ошеломленная невероятным известием, мать неотрывно смотрела на отца.

2) Табун между тем уже медле(н,нн)о стал разбредаться по (не)сбитому ещё лугу, покрытому росой и паром.

Индивидуальные карточки

Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы.

Действия человека, совершаемые по размышлении, называются поступками.

Стебли, высохшие за жаркое лето и звенящие на ветру, покрывают дикую степь.

2) Работа со средствами художественной выразительности (задание 3 ОГЭ)

(Найти соответствие)

1.Фразеологизм

2. Олицетворение- А

3. Анафора-Г

4. Сравнение-Б

5. Эпитет-В

Эпитет- художественное определение (красочное определение)

Олицетворение- наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим какого-либо предмета другому с помощью союзов: как, словно, подобно

Инверсия- обратный порядок слов

Анафора- повторение начальных слов, строки, строфы или фразы, единоначатие

Фразеологизм- устойчивое словосочетание.

Как мы понимаем смысл данного высказывания?

Найти пунктуационную ошибку в предложении. Объяснить.

(у доски самостоятельно работает ученик)

4) Устное фронтальное повторение материала об обособленном определении.

(рассказывают дети)

(Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные определения, приложения, обстоятельства, обособленные уточняющие члены предложения.)

5) Проверка работы у доски учащихся. (Проверяют дети.)

ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?

1.Это было давно, лет сорок назад. 2. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скоше…ому лугу и у небольшой ямки, поросшей тальником, увидел птицу. 3.Она услышала меня, испугалась и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
4.От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать. 5.Непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. 6.Берегись тогда, живая душа. 7.Я догнал птицу и, слепой от охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
8.Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. 9.Глаза ее были прищемле…ы мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваче…ый морозом лист, болталась.
10.Я узнал птицу. 11. Это был коростель, дергач по-нашему. 12.Все его друзья дергачи отправились в теплые края зимовать, а этот уйти не смог. 13. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под косу. 14. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
15. Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубле…ую птицу...
16. Много лет я живу и всякого навидался. 17. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. 18. Но отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? 19.Зачем?

В.П.Астафьев.

Задания к тексту

1.Определите стиль и тип речи данного текста.

3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую(ые) при обособленном обстоятельстве____

Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки,(1) поросшей тальником, (2)увидел птицу. Она услышала меня,(3) испугалась и вдруг бросилась бежать,(4) неуклюже заваливаясь набок.

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую(ые) при обособленном определении____

Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, (1)потому я и догнал его. Худое,(2) почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость,(3) что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто,(4) сдуру загубленную птицу...

5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую(ые) при обособленном приложении_____

Я взял в руку птицу с завядшим, (1)вроде бы бескостным тельцем.Глаза ее были прищемлены мертвыми, (2) бесцветными веками,(3) шейка,(4) будто прихваченный морозом лист, (5)болталась. Это был коростель, (6) дергач по-нашему.

6. Замените словосочетание бесцветными веками, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным со связью управление._________________________________

7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.

6) Работа с текстом

О чем данный текст?

Определите стиль и тип речи данного текста(художественный, повествование с элементами описания)

Работа с заданиями к тексту

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве

Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки,(1) поросшей тальником, (2)увидел птицу. Она услышала меня,(3) испугалась и вдруг бросилась бежать,(4) неуклюже заваливаясь набок.

7) Закрепление условий обособления обстоятельств. Вспомнить условия обособления (устная работа с предложениями)

В каких предложениях запятая при деепричастном обороте не ставится:

1) Посмотрев на поступки человека взгляни на их причины

2) Вся команда судна чинит паруса не покладая рук.

3) Полосы солнечных отблесков от волн мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая к вершинам деревьев.

III . Подведение итогов урока.

Отметить положительные моменты урока, отметить недостатки. Прокомментировать оценки.

Рефлексия. (Дети продолжают фразу учителя.

Мне сегодня на уроке понравилось….

Я сегодня испытывал затруднение в ……

Мне сегодня было интересно узнать о….

Мне сегодня было легко…..

Мне сегодня было трудно….

IV . Домашнее задание.

Работа с заданиями к тексту.

Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.

Что. Лингв. Сделать самостоятельным (по интонации), составной частью предложения.

ОБОСОБЛЕННЫЙ. Стоящий особняком, отдельный.

(Запись понятия в словари-справочники).

Учитель: Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия “обособление”.

(Выслушиваются ответы учащихся).

- рассказать об обособленном обстоятельстве(2 группа)

Посмотрев на поступки человека, взгляни на их причины

И опять самолет рванулся в небо раскалывая и дробя мерзлый воздух

Полосы солнечных отблесков от волн мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая к вершинам деревьев.

Пролетев поначалу ровно и широко над землёй буря где-то далеко ударившись о горы собрала всю себя в ущелье и снова ушла в свою стихию.

Тема: Простое осложненное предложение. Виды осложнений в простых предложениях.

Цели:

1 . систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;

2 .закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;

3 . закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения

4 . содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.

Ход урока

1х30

    Организационный момент. Рефлексия.

    Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.

1. Проверка домашнего задания

2. Слово учителя: Давайте вспомним об основных понятиях синтаксиса. У каждого из вас на столе лежит раздаточный материал. Возьмите лист №1. Запишите ответы на тест в тетрадях. На работу у вас есть 5 минут.

Лист №1

Задание 1. Какое предложение является побудительным по цели высказывания?

1. Савраска плетётся ни шагом, ни бегом, не встретишь души на пути.

2. «То-то, - сказал я, - не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Задание 2. Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

1. Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!

2. Только ручей да осиновый лист что-то до боли родное бормочут!

Задание 3. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.

1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.

2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.

А. Словосочетание. Б. Предложение.

Задание 4. Какой знак стоит в конце предложения?

1. От кого у тебя перстенёк золотой

2. Не падай духом Не умирай раньше времени

3. Ах, это ты, Чернушка

А. Точка. Б. Вопросительный знак. В. Восклицательный знак.

Задание 5. Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.

1. Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?

2. Журка в воду - и поплыл через море.

А. Распространённое. Б. Нераспространённое.

Задание 6. Определите тип связи в словосочетании «неправильно сказать».

Задание 7. Определите подлежащее в предложениях.

1. Враги нам лучшие друзья... (А. Враги. Б. Друзья)

2. Что ветры мне и сине море? (А. Ветры и море. Б. Что.)

3. О чём ты воешь, ветер ночной? (А. Ветер. Б. Ты.)

Задание 8. Какое предложение не имеет подлежащего?

1. И этот звон люблю я! .

2. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!

Задание 9. Определите сказуемое в предложении « Их круг тесней уж становился»

1. Становился. 2. Становился тесней.

Задание 10. Определите, ставится ли тире в простых предложениях.

1. Мой министр (?) не курица, а заслуженный чиновник.

2. Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.

А. Тире ставится. Б. Тире не ставится.

Задание 11. Завершите высказывание. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:

1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и глаголом.

2. Подлежащее и сказуемое выражены самостоятельными частями речи в начальной форме (кроме местоимений): существительными, глаголами, числительными.

3. Перед указательными словами это, вот, это значит.

Задание 12. Продолжите предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире между подлежащим и сказуемым. Всем известно, что сорока -

2. В мороз летает у самой земли.

3. Как надоедливая трещотка.

Задание 13. Определите тип связи в словосочетании «купаться в пруду».

1.Согласование. 2. Управление. 3. Примыкание.

2х30

3. Ознакомление с теоретическим материалом.

Параграф учебника.

4. В раздаточном материале дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.

(М.Горький. Детство.)

Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные члены предложения, обособленные определения и обстоятельства )

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

    1. Повторение теории с попутным закреплением материала :

(Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:
1) однородные члены предложения;

2) обособленные члены предложения;

3) вводные и вставные конструкции;

4) обращения

1) однородные члены предложения:

Какие члены предложения называются однородными?

Какие слова называются обобщающими?

Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание:

В предложениях с однородными членами расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

(дети по одному выходят к доске и чертят схемы )

2) вводные слова и вставные конструкции:

- Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения )

- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения )

- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире )

Задание на отличие вводных слов от членов предложения:

Заполните таблицу примерами. Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)

1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов) 6. Ваше право на отпуск бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9. Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить. 10. Все три раза оп е ратор проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

Вводные слова

Члены предложения

(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11 предложениях выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения)

(Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)

3) обособленные определения и обстоятельства:

Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? (Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

Какие члены предложения называются уточняющими?

С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

3х30

1. Работа в тетрадях и у доски.

Графически объяснить расстановку знаков препинания в предложениях.

1. Книги, прочитанные вами, верните в библиотеку. 2. С самолета не совсем ясно виднелся город, окутанный серым дымом. 3. Известный путешественник, прославившийся своими открытиями, заинтересовавшими многих, прочитал ряд публичных лекций. 4. Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой. 5. Стихи молодого поэта, недавно опубликованные в нескольких журналах и вышедшие также отдельным изданием, свидетельствуют о несомненном таланте их автора.6. Сопровождаемый лаем караульных псов, я вышел к зоне. 7. Глубоко взволнованный, начинен­ный взрывчатой радостью, ехал из донской станицы Пантелей Прокофьевич. 8. Прямая и честная, матушка ненавидела всякие подходы и извороты. 9. Ниж­няя часть окна была как бы подернута ровным морозом, искристо-голубая, непрозрачная.10. Осажденные, озверелые от голода и тревог, мечутся люди, рвутся под бьющей бедой, стеная и проклиная. 11. Где-то наверху каркали вороны, перелетая с ели на ель, и сбрасывали на тебя снег с потревоженных вершин.

Самостоятельная работа

Вариант 1

1 Члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью, являются одним и тем же членом предложения, называются:

а) обособленными

б) уточняющими

в) однородными

2 Слова, словосочетания, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания, называются:

а) обособленными

б) уточняющими

в) вводными

3 Обращение может быть распространенным:

а) да

б) нет

4 Место обобщающего слова в предложении:

а) обобщающие слова стоят только перед однородными членами

б) обобщающие слова стоят только после однородных членов

в) обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них

5 Слова, которые называют того, к кому обращена речь, называются:

а) обращениями

б) вводными словами

в) подлежащим

Вариант 2

1 Определите, каким является обращение

Русый ветер, какой ты счастливый!

а) нераспространенное

б) распространенное

2 Определите, является ли выделенное слово вводным

Осенью, как водится, бывает по ночам много падающих звезд

а) является

б) не является

3 Укажите значение вводного слова(словосочетания)

Пушкин, по его собственным словам, каждую осень расцветал вновь.

а) чувства говорящего

б) уверенность

в) источник высказывания

4 Укажите, есть ли в предложении с однородными членами обобщающие слова

Хлебом, яблоком, медом, парным молоком ноздреватая пахнет земля.

а) есть обобщающее слово

б) нет обобщающего слова

5 Определите, сколько в предложении однородных членов, если они есть

Свищет ветер под крутым забором, прячется в траву.

а) нет однородных членов

б) два однородных члена

в) три однородных члена

    Подведение итогов урока

В каких случаях простое предложение считается осложнённым?

Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?

Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

    Домашнее задание

Упражнение 198 письменно

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Учитель: Кошелева Л. П.

Тема: Простое осложнённое предложение. Вводные слова.

Цели:

Предметные (образовательные):

    выработать умение видеть вводные слова в предложении;

    формировать умение конструировать предложения с вводными словами;

    формировать умение выделять вводные слова на письме запятыми;

    коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.

Метапредметные (развивающие):

    развитие познавательного интереса к языку и познавательной активности учащихся во время урока;

    развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;

    развитие речи учащихся;

Личностные (воспитывающие):

    воспитание интереса к предмету и внимания к слову;

    воспитание любознательности, творческой активности;

    воспитание умения выбирать информацию и критически к ней относиться.

Тип урока: урок рефлексии

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование к уроку: компьютерная презентация, карточки.

1Мотивирование к учебной деятельности

Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Что вы знаете о предложении? «Бусы»

2.Создание учебной ситуации

Актуализация знаний(Работа в зоне актуального развития обучающихся)

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Простое осложненное предложение» Запишем число и тему урока.

Но прежде вы должны сказать, что мы о нем уже знаем?

Предлагаю вам задание. Что это за слова?

КОНЕЧНО БЕССПОРНО

Вводные слова.

Постановка учебной задачи

Что мы уже знаем про вводные слова? Забыли? Проблема?

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?

По опорным словам сформулируйте цель нашего урока.

Узнать о …, определить их … и роль в …

(Цель: узнать о вводных словах, определить их признаки и роль в предложении.)

И сегодня мы должны выяснить…

Чтобы решить нашу проблему мы должны вспомнить

что такое вводные слова, Провести исследование и ответить на вопросы:

3. Добывание недостающих знаний

Итак, начинаем исследование. Взгляните на экран. Перед нами отдельные слова. Попробуйте составить из них предложение.

счастью стремятся к все люди Докажите, что это действительно предложение Бесспорно, наверное, возможно, к радости. Попробуем ввести в это предложение одно из данных слов, например, возможно Как вы думаете, куда мы можем его ввести, в какую часть предложения? Попробуем поставить его в середин. (Впереди предложения) Посмотрите, как ведут себя члены предложения по отношению к этому слову? Как вы думаете, почему? Побуждающий диалог Исследуем наше предложение. Разберем его по членам предложения Что мы выяснили? Подчеркиваем его особо. (+++). Вводные слова могут иметь и другое значение, например, указывать на последовательность изложения. Такие вводные слова, как во-п е рвых, во-вторых, в-третьих и т.д. Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно богатство. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Попробуйте привести друг другу как можно больше примеров того, что делает человека счастливым, используя при этом вводные слова во-первых, во-вторых. Сядьте лицом друг другу. Начали! Итак, что, по – вашему, человеку нужно для счастья: во-первых …, во-вторых …, в – третьих …. Спасибо, я услышала много интересного. Как и вы, я считаю, что человек будет счастливым тогда, когда будет здоров. Я вам желаю быть здоровыми и грамотными. Но в любом случае - люди стремятся к счастью. Вернемся к нашему предложению. Все люди стремятся к счастью. Мы выяснили, что слово к счастью здесь является членом предложения. А можно ли составить такое предложение, чтобы в нем слово к счастью было вводным? Я в это время тоже составила предложение и вот, что получилось. К счастью, мы быстро решили трудную задачу. Ведь мы - умелые конструкторы предложений! Что выражает это вводное слово? (чувство радости). Совершенно верно, это слово выражает чувство радости говорящего. А теперь попробуйте переконструировать это предложение так, чтобы оно соответствовало этим схемам, используя другие вводные слова: [ _________ , +++, ====== ]. [ _________ =======, ++++ ]. Изменился ли при этом смысл предложения? Итак, наше исследование подходит к концу. Давайте сделаем вывод

Какие затруднения вы испытываете?

Первичное закрепление

А у вас на столах лежат таблицы. Я буду читать предложение. Если в них будет находиться вводное слово, то вы ставите плюс под словом “ДА”, а если вводного слова нет, то вы ставите минус под словом “НЕТ”.


    Мир кажется мне книгой.

    Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.

    Правда в огне не горит и в воде не тонет.

    Выглядит он, правда, неважно.

    Миша, несомненно, решит задачу. (уверенность)

    К счастью, прозвенел звонок (радость)

    Поздно вечером к ключу, вероятно, приходили на водопой горные козлы.(предположение)

1

Спасибо, ты хорошо справился со своим заданием.

****************************************************************************

Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить.
_____________,он быстро передвигается. ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это, хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.

_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.

Чем хорош автомобиль? _ во-первых __________, в нем удобно ездить.
_
во-вторых____________, он быстро передвигается. В -третьих ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это,
конечно , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_
С одной стороны______________, без автомобилей уже не обойтись, а _ с другой_ ______, – кроме пользы, немало от них и вреда.
_____
значит_ ________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта

1

Задани е: найти вводные слова, определить группу по значению, расставить знаки препинания.

    Начался дождь, и я безусловно вымок до нитки.

    Июнь возможно будет теплым.

    Он к удивлению моему не рассердился, а рассмеялся.

    К счастью в глубине леса блеснул свет, и мы вышли на широкую поляну.

    Кажется шепчут колосья друг другу: “Скучно нам слушать осеннюю вьюгу”.

    Мы долго плутали по лесу, но грибов к сожалению не нашли.

    Говорят человек создан для счастья, как птица для полета.

Сделаем вывод

“Вводные слова”.

Что такое вводные слова

Вводные слова – это те слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к высказываемому (уверенность, неуверенность, радость)”.

являются ли они членами предложения или не являются, в какой части предложения они могут находиться, выделяются ли они знаками препинания,

меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова.

4.Самостоятельная деятельность

Из данных предложений выберите те, которые осложнены вводными словами(1 ряд), обращениями(2 ряд), сравнительными оборотами(3 ряд). Запишите предложения в тетрадь. Вводные слова, обращения, сравнительные обороты выделите. Устно объясните постановку знаков препинания.

1). Забор пожалуйста ответь ты соб..раеш..ся созреть? (М.Яснов)

2).У туч?ки розовое брюшко она л..жит в воде как хрюшка.(М.Яснов)

3).Вчера прил..тела какая-то птица наверное с нами х..тела простит..ся.(Р.Муха)

4).Эй Баран Бараныч ты помылся на ноч..?(М.Яснов)

5).Огромный контейнер стоит у ворот и лентами весь перевязан как торт.(А.Усачёв)

6). По-моему уже не та я сосулька прош..птала, тая. (Р.Муха)

7).Не решает..ся задачка – хоть убей! Думай думай голова поскорей!

(М.Бородицкая)

8).Увидя свой хвост, уд..вилась змея Неужто друз..я это всё ещё я? (М.Бородицкая)

9).Я зеркальце ручное оставила в саду чтоб феи под луною катались как на льду. (М.Бородицкая)

Учитель: Проверим.

1-ый ряд – 1, 3, 6 предложения.

2-ой ряд – 1, 4, 7, 8 предложения.

3-ий ряд – 2, 5, 9 предложения.

Какие орфограммы встретились?

БГПУ (хотела, лежит, прилетела, прошептала…)

Корни с чередованием (собираешься)

ТЬСЯ-ТСЯ в глаголах (проститься, не решается…)

Ь после шипящих, разделительный Ь…

***********************************************************************

1

Рефлексия Цифровой диктант

1-Предложения с однородными членами.

2-Предложения с обращениями

3- Предложения с вводными словами

4- Предложения со сравнительными оборотами


4.Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.

2.Что ты, моя старушка, приумолка у окна?

1.Встают предо мною деревни, поля и леса.

2. Ты солнцем создан,Алтай, живи и процветай.

3.Алтай, несомненно, красивейшая горная страна.

1.Мимо башен, идолов, гробниц Катунь неслась широкою лавиной.

4.Месяц, будто белый медвежонок, лапу протянул в моё окно.

3.Гора Белуха, безусловно, высочайшая вершина Алтая.

3.Может быть, вам запомнится этот урок.


1

Кластер

Простое предложение может быть осложнено

Сравнительными оборотами Однородными членами

Обращениями

Вводными словами

Домашнее задание: индивидуальные карточки.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Простое осложненное предложение».

УМК по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы (под ред. Львовой С.И.)

Цель деятельности учителя:

1 . Систематизировать знания о простом осложнённом предложении;

2 .Закреплять умение различать простое, осложнённое предложения от сложного; умение находить их в тексте простое осложненное предложение, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;

3 . Закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения; повторить орфографию;

4 . Содействовать развитию эстетического вкуса учащихся через дидактический материал; содействовать развитию речи

5. Формировать умения учиться; консультировать, корректировать деятельность детей; инициировать способы включения в работу каждого ученика.

6. Создавать условия для приобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных целей.

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные понятия по данной теме; знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, обращениях, вводных словах и сравнительных оборотах; уметь составлять предложения с обращениями, вводными словами, однородными членами, сравнительными оборотами.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы обучения: создание проблемных ситуаций, работа в парах;

Формы обучения: игра, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, экран, мультимединый проектор

Наглядно-демонстративный материал: презентация к уроку.

Основные понятия: однородные члены, вводные слова, обращения, сравнительный оборот

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Орг.момент

Приветствие: Здравствуйте, дорогие ребята. Представьте, что вы попали на сказочный урок, который преподаёт Мальвина Буратино. Я надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески и не подведёте меня. А для того, чтобы настроиться на плодотворную работу я прошу вас улыбнуться друг другу.

Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку.

Настраиваются на работу. Записывают число, классная работа.

Актуализация знаний. Целеполагание.

Вспомните, что больше нравилось Буратино - учиться или играть? И мы сейчас с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а также поможет определить тему нашего урока. Я буду задавать такие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет»

Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)

Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)

Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных - две и более грамматических основ? (да)

Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение - это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

Верите ли вы, что обращение - это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)

Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)

Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

Скажите, на какие вопросы вам было трудно ответить? (про запятую в предложениях с ОЧП)

Отвечают на вопросы, вспоминают основные теоретические понятия, которые уже изучили. Сталкиваются с проблемой, когда нужно ставить запятую при ОЧП, когда не нужно.

Изучение нового материала

Пауза для отдыха

А сейчас давайте запишем несколько предложений, только не так, как это делал Буратино, окуная нос в чернильницу, а аккуратно, чтобы ваша тетрадь была чистой и опрятной. Диктует предложения:

На столе разбросаны красные , синие , зеленые карандаши.

Дорогая внучка , почему ты мне стала редко звонить?

К несчастью , с утра погода испортилась.

Черные, как смола, тени легли на землю.

Как вы думаете, почему в этих предложениях необходимо поставить запятую? (они осложнены) Чем они осложнены?

Чтение параграфа 29 учебника (стр.156), просмотр слайда № 2

Предлагаю немного отдохнуть, расслабиться, закрыть глаза и послушать приятную музыку. На экране фотография моря. Слайд № 3

Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет, снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка, шум моря, г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.

Записывают предложения под диктовку, анализируют постановку знаков препинания в предложениях.

Записывают тему урока.

Анализ примеров из параграфа, анализ слайда.

Отдыхают.

Закрепление нового материала

Предлагаю вам выполнить задания для самопроверки, для этого вы должны будете списать предложения, расставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Объясните, почему вы поставили в предложениях знаки препинания?

А теперь давайте сверимся с контрольным слайдом № 5, поможем друг другу в выполнении этой работы.

Выполняют письменную работу с предложениями на слайде № 4.

Шилина Олеся Ивановна, ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж», преподаватель русского языка и литературы. Иркутская область, г. Братск.

Предмет (направленность): русский язык.

Возраст детей: 11 класс.

Место проведения: класс.

Цели: - повторить, обобщить и систематизировать знания об осложненном предложении;- развивать связную и грамотную речь учащихся через работу со словом и составление рассказов;- воспитывать бережное отношение к русскому языку.Тип урока: обобщение и систематизация знанийТехнология: игровая (игра-соревнование)Оборудование: документ-камера, карточки с заданиями и теоретическим материалом
Ход занятия I. Постановка целей и задач Класс делится на 2 команды. Каждая команда в течение занятия набирает баллы.II . Орфоэпическая разминка 1.Отрывок из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» - эпизод «Отдайте нам нашу посылку!»- Что можете сказать о речи героев? (Печкин неправильно произносит слова «документы» и «принести» ) (за правильный ответ 1 балл) 2.Чтение слов (по 1 чел. из подгруппы) (30 баллов (по количеству слов) минус количество ошибок): Документ, хозяева, средства, сироты, опека, афера, мусоропровод, обеспечение, банты, эксперты, танцовщица, столяр, туфля, поняла, положила, взяла, украинский, звонит, облегчить, щавель, торты, свёкла, оптовый, новорожденный, осужденный, красивее, сливовый, диспансер, жалюзи, коклюш. 3.Сочиняем сами:- Образец: сказка «Колобок» (см. приложение 1) - Задание: сочинить связный мини рассказ, употребив не менее 5 слов из данного списка (можно использовать и ранее изученные слова), зачитать.4. Итог: стихотворение «Ода русскому языку» (авторство приписывается Е.Веснику)III.Актуализация знаний Игра «Найди ошибку»Инструкция: используя теоретический материал (см. приложение 2 ), подготовить рассказ о простом осложненном предложении, включив в него 1-2 ошибки; 2-ая команда должна эти ошибки обнаружить и исправить. (начисляется по 1 баллу за каждую ошибку и за каждый правильный ответ) IV.Практическая работа 1.Игра «Снежный ком»Инструкция: я даю 1-ое предложение, команды по очереди называют следующее предложение с любым осложняющим компонентом, но так, чтоб получилась непрерывная цепочка. Если пауза 10 сек, право ответа переходит к другой команде. (за каждое предложение 1 балл) Образец: Учитель: Летом на улице я встретила человека, ОДЕТОГО В ПАЛЬТО (прич. об.). 1 ученик: В пальто, КСТАТИ, зимнем (вводное слово). 2 ученик: В ЗИМНЕМ, НО ЦВЕТАСТОМ (однородные чл. ).3 ученик: Цветастом, КАК ЛЕТНИЙ ЛУГ (сравнит. оборот ).4 ученик: Луг, РАСПОЛОЖЕННЫЙ НЕДАЛЕКО ОТ ДЕРЕВНИ (прич. об.) и т.д. Предложение: Летом я люблю окрошку, приготовленную на квасе.2.Игра «Перевод с русского на русский» (см. приложение 3) Инструкция: 1.прочитать текст, обозначить в нем осложняющие компоненты;2.исправить в тексте речевые ошибки, дополнив его причастным и деепричастным оборотами.? – Какие осложняющие компоненты встретились в авторском тексте, а каких не было вообще? Почему? (в разговорной речи – вводные слова и обращения, передают речь обычного человека; в художественной речи – причастные и деепричастные обороты для украшения речи). Проверка: нагляднаядемонстрация результатов работы через документ-камеру. (по одному баллу за каждый верно найденный осложняющий компонент, за правильный ответ на вопрос; за исправленный текст в целом 1 балл) 3.Игра «Предметное лото» .Инструкция: У каждой команды карточка с номерами. Учитель вытягивает наугад «бочонок» с цифрой и задает соответствующий вопрос. Отвечает та команда, у которой на карточке есть такой номер. Ответы не выкрикиваются, капитан назначает отвечающего; при неправильном ответе право ответа переходит к другой команде. (по одному баллу за каждый правильный ответ) Вопросы: 1.Правда ли, что в предложении «Сынок, письмо, в котором ты просишь денег, мы не получили» 2 обращения?2. Правда ли, что причастный оборот обособляется всегда?3. Верно ли утверждение, что вводные слова и обращения не являются членами предложения?4.Можно ли утверждать, что в предложении «Он работал не покладая рук» сравнительный оборот не обособляется?5.Согласны ли вы с утверждением, что однородные члены предложения на письме разделяются запятыми?6. Верно ли, что в предложении «Люблю тебя, Петра творенье…» я обращаюсь к Петру Егорову?7.Есть ли в предложении «Он, однако, не сомневался в своих друзьях» вводное слово?8.Какой осложняющий компонент в предложении «Артем Музыкин, студент 193К группы, уехал на конференцию»?9.Правда ли, что если главное слово является личным местоимением, то причастный оборот обособляетсявсегда?10. Согласны ли вы с утверждением, что предложение «Доехала хорошо, целую, крыша» осложнено однородными сказуемыми?11.Верите ли вы, что предложение с причастным оборотом «Он бежал от заведующего отделением, сверкая пятками» - это про А.Цупикова?12.Правда ли, что деепричастный и сравнительный обороты в предложении являются обстоятельством?V. Подведение итогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Жил-был новорождЁнный колобок. Ох, как баловАли его бабушка с дедушкой. Они заботились о Колобке, т.к. держали над ним опЕку.Июньским теплым днем надоело Колобку, как осуждЁнному, сидеть на окошке и он сбежал, прихватив с кУхонного стола трЮфелей на дорожку.Покатился он по тропинке в лес. Катится, катится, и вдруг из-за кустов выскочил заяц с щавЕлем во рту:– Колобок, Колобок, я тебя съем!– Я коклЮшем болел, я в диспансЕре лежал, не ешь меня, я заразный! – спел Колобок и покатился дальше.Катится, катится, жует себе трЮфели, а на встречу ему Волк.Волк красивый такой, с шАрфом на шее и в новых тУфлях:– Колобок, Колобок, я тебя съем!– Я коклЮшем болел, я в диспансЕре лежал, не ешь меня, я заразный! – спел Колобок и покатился дальше.Катится, катится, а на встречу ему Медведь.Медведь тоже красивый такой! В лапах у него лукошко из берЁсты, на голове шляпа из оптОвого магазина на краю опушки.Медведь заговорил с Колобком неожиданно с украИнским акцентом:– Колобок, Колобок, я тебе з,iм!– Я коклЮшем болел, я в диспансЕре лежал, не ешь меня, я заразный! – пропел Колобок и покатился, оставив красивого Медведя позади.Катится, катится, доедает Колобок свои трЮфели, а навстречу ему танцОвщица лесная. Красивая такая – красИвее не встретишь, рыжая, с бАнтами:– Колобок, Колобок, я тебя съем!– Я коклЮшем болел, я в диспансЕре лежал, не ешь меня, я заразный! – спел Колобок и хотел уже покатиться дальше.Но! Лиса решила провернуть афЕру, принУдила Колобка спеть еще разок. ПоложИла его на кончик своего носа, дождалась, когда Колобок потеряет бдительность, и съела его.Мораль: Не доверяйте «красивым таким» в незнакомом лесу.

Царук Н., группа 11 Н.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Теоретический материал по теме:

«Осложненное простое предложение»


Осложняющий элемент П – это другое наименование предмета или лица, выраженное именем существительным, которое указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д. Приложение может быть:а) одиночным: Следом за Деевым прошёл к саням и Сапожков (И.п), железнодорожник (И.п.). (приложение железнодорожник нераспространённое, относится к существительному Сапожков)б) распространенным (состоящим из существительного с зависимым словом или словами): Хозяин (И. п.), суровый мужик (И. п.), не рад был ни гостям, ни наживе. (приложение суровый мужик распространённое, относится к существительному хозяин) Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д. Вводным словам присуща интонация вводности , выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения.Вводные слова представляют собой слово или словосочетание (кажется, вероятно, конечно, во-первых, однако, итак, таким образом, другими словами, по правде сказать и др.);Вводные конструкции не являются членами предложения и их можно убрать из предложения, не нарушив его целостности, сравните: Эта безлунная ночь, казалось , была так же великолепна. - Эта безлунная ночь была так же великолепна.Вводные конструкции на письме всегда обособляются, то есть выделяются одной запятой (если стоят в начале или в конце предложения) и двумя запятыми (если стоят в середине предложения). Например: К моему огорчению , он не прислушался к разумному совету. Он не прислушался к разумному совету, к моему огрочению . Он, к моему огорчению , не прислушался к разумному совету.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Игра «Перевод с русского на русский». Вариант 1.

НЕРВНЫЕ ЛЮДИ (отрывок)

Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а целый бой. На углу Глазовой и Боровой. Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали. Главная причина - народ очень уж нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится. И через это дерётся грубо, как в тумане. Оно, конечно, после гражданской войны нервы, говорят, у народа завсегда расшатываются. Может, оно и так, а только у инвалида Гаврилова от этой идеологии башка поскорее не зарастёт. А приходит, например, одна жиличка, Марья Васильевна Щипцова, в девять часов вечера на кухню и разжигает примус. Она всегда, знаете, об это время разжигает примус. Чай пьёт и компрессы ставит.

(По М.Зощенко)

Игра «Перевод с русского на русский». Вариант 2.

НЕРВНЫЕ ЛЮДИ (отрывок)

Хочет она чистить, берёт в левую руку ёжик, а другая жиличка, Дарья Петровна Кобылина, чей ёжик, посмотрела, чего взято, и отвечает: - Ёжик-то, уважаемая Марья Васильевна, промежду прочим, назад положьте. Щипцова, конечно, вспыхнула от этих слов и отвечает: - Пожалуйста, - отвечает, -подавитесь, Дарья Петровна, своим ёжиком. Мне, - говорит, - до вашего ёжика дотронуться противно, не то что его в руку взять. Тут, конечно, вспыхнула от этих слов Дарья Петровна Кобылина. Стали они между собой разговаривать. Шум у них поднялся, грохот, треск. Муж, Иван Степаныч Кобылин, чей ёжик, на шум является. Здоровый такой мужчина, пузатый даже, но, в свою очередь, нервный.