диагностика психологическая) - постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. В психологии сложилось два понимания этого термина.

1. Специфическая сфера деятельности психолога - связанная с практической постановкой диагноза психологического и решающая скорее сугубо практические вопросы организации и проведения диагностики; здесь решаются вопросы о профессиональных требованиях к диагностам, об определении перечня знаний, умений и навыков для успешной работы в этой сфере, о разработке средств и методов практической подготовки диагностов и оценке их компетентности, и пр.

Диагноз психологический описывает состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. Производится на основе специальных методов (=> исследование психодиагностическое).

Психодиагностика может входить составной частью в эксперимент или же выступать самостоятельно - как метод исследования либо как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование. Понимается двояко:

1) в широком смысле - сближается с измерением (психологическим) вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств;

2) в узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально-психологических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы:

1) сбор данных;

2) переработка и интерпретация данных;

3) вынесение решения - диагноз психологический и прогноз психологический.

Пока часто приходится ограничиваться диагнозом психологическим первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.

Основные методы диагностики - тестирование и опрос, их методическое воплощение - тесты и опросники.

2. Специальная область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Направлена на разработку и использование различных психодиагностических средств.

Начавшись с попыток "охватить числом операции ума" и с применения тестов интеллекта, психодиагностика разрабатывала для измерения различий индивидуально-психологических методы исследования личности, в дальнейшем послужившие основанием для создания методик проективных и опросников. Но на ее развитии сказывалось отставание теоретического уровня осмысления от методического оснащения. Ее практическая эффективность возросла с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего анализа корреляционного и факторного, и с использованием психометрии. К типичным задачам психодиагностики относятся:

1) установление наличия у клиента некоего психологического свойства или особенности поведения;

2) определение степени развитости этого свойства с ее выражением в определенных количественных или качественных показателях;

3) при надобности - описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей клиента;

4) сравнение степени развитости и проявления этих свойств у разных индивидов.

Кроме применяемой методики, на результаты диагностики влияют: ситуация и ее понимание испытуемым; полученные им инструкции; личность и поведение самого диагноста.

Если ситуация воспринимается испытуемым как экзамен, он поведет себя соответственно. При наличии тревожности он будет беспокоиться, видеть угрозу своей личности, - то есть воспринимать ситуацию как потенциально опасную.

От инструкции особо требуется доступность и точность формулировок. Здесь не должно быть неоднозначно трактуемых слов и выражений. Нужно применять письменную форму инструкций: при этом минимально влияние на ее понимание особенностей речевыражения диагноста, к тому же устные инструкции легко забываются.

Отрицательное впечатление о личности диагноста вызывает подобное отношение у испытуемых, кои склонны давать такие ответы, что, по их мнению, не понравятся диагносту. Напротив, излишне положительное впечатление может привести к тому, что они постараются "угодить" ему. Поэтому диагносту надлежит, быть спокойным, уравновешенным, и вести себя достаточно ровно, доброжелательно и уважительно.

Интерпретация данных, полученных посредством некоих методов психодиагностики, может выполняться на базе двух критериев:

1) при качественном сравнении с/нормой или эталоном, в качестве коего могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы - с последующим заключением о наличии или отсутствии у испытуемого определенного признака;

2) при количественном Сравнении с группой - с последующим заключением о порядковом месте испытуемого среди других.

Развитие психодиагностики обуславливает, изменение и развитие соответственных процедур и методик, предназначенных для выявления различий индивидуально-психологических - соответственно развитию психологии теоретической и методологии измерений психологических.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Раздел прикладной (медицинской) психологии, изучающий качественно и количественно состояние основных психических функций при помощи психологических методов. В отличие от патопсихологии, П. в основном использует тестовые методы исследования интеллекта и личности, позволяющие дать оценку изучаемых факторов в количественных показателях.

Психодиагностика

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + diagnosis - распознавание.

Специфика. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.

История. Есть сведения о применении психодиагностических испытаний с III тыс. до н.э. в Древнем Египте, Китае, Древней Греции. Собственно научная психодиагностика начинается с конца ХIХ в., когда в 1884 г. Ф.Гальтон стал проводить обследования людей по выраженности у них частных характеристик восприятия, памяти. В начале ХХ в. А.Бине приступил к разработке методов диагностики умственного развития и умственной отсталости. По предложению В.Штерна был введено понятие коэффициента умственного развития (IQ). С этого же времени стали создаваться и первые проективные методы, предназначенные для анализа личности (К.Г.Юнг, Г.Роршах), достигшие - в силу активного развития психотерапии и психологического консультирования - своего апогея в конце 30-40-х гг. С 40-60-х гг. активно создаются личностные опросники.

Виды. К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа, контент-анализ).

ПСИХОДИАГНОСТИКА

1. Специальное значение – процедуры для диагностики психологической патологии, психических расстройств и т.д. 2. В более общем смысле – этот термин используется для обозначения любой процедуры оценки психологических или личностных свойств. Более подробно об употреблении см. диагностика. 3. Любая из более или менее валидных методик для оценки личности путем интерпретации моделей поведения, особенно невербальных, например, выражения лица, положения тела, походки и т.д. 4. Иногда употребляется в отношении применения теста Роршаха.

Психодиагностика

англ. psychodiagnostics; от греч. psyche - душа + diagnosis - распознавание, определение) - наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Синоним - психологическая диагностика. Объектом П. могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - направление в психологии, разрабатывающее методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. П. относится к числу научно-практических направлений и базируется, с одной стороны, на теории психологических измерений (психометрике), а с другой- на психологии способностей и индивидуальных различий. В инженерной психологии П. представляет собой измерение индивидуальных психологических и психофизиологических характеристик оператора для выявления их соответствия требованиям деятельности. При этом могут измеряться характеристики анализаторов, процессов переработки информации (памяти, мышления, внимания и др.), сенсомоторные характеристики, индивидуально-типологические свойства нервной системы, индивидуально-личностные характеристики, электрофизиологические показатели и т, д. По результатам психодиагностического обследования выносится психологический диагноз, который используется в целях профессионального отбора, определения функционального состояния оператора, готовности к деятельности и других случаях. Обработка результатов психодиагностического обследования проводится статистическими методами, широко применяется корреляционный анализ и факторный анализ, методы распознавания образов. Основные методы П.- тестирование, опрос, измерения, их материальное обеспечение - тесты, опросники, аппаратурные средства.

Психодиагностика

область исследований, связанных с количественной оценкой и очным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно-проверенных методов, дающих цостоверную информацию о них.

Психодиагностика

Процесс выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных средств и методов. К последним относят тесты (на интеллект, достижения, специальных способностей, критериально-ориентированные и др.); опросники и анкеты для выявления склонностей, интересов, ценностных ориентаций личности; проективные техники для установления установок, фобий, предпочтений; методики диагностики свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость и др.); малоформализованные методики (наблюдения, беседы). Психодиагностические методики должны быть стандартизированы, надежны и информативны.

Психодиагностика

греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей и перспектив развития человека. Психодиагностические задачи можно рассматривать с трех позиций. Во-первых, в ситуации, когда клиент сам обращается к клиническому психологу с запросом психодиагностического обследования (он охотно идет на сотрудничество, старается выполнять как можно точнее все инструкции без намерений "приукрасить" себя или фальсифицировать результаты). Во-вторых, в ситуации экспертизы. В этом случае клиент, подвергаясь экспертизе, знает об этом и старается выдержать своеобразный "экзамен" (может контролировать свое поведение и ответы для получения приемлемого для себя результата, в некоторых случаях возможна симуляция, например, психического расстройства). В-третьих, в ситуации, в которой строго не оговорено кто и как будет использовать диагностические данные. В этом случае возможны следующие ситуации: (а) данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза. Эта ситуация типична для использования результатов психодиагностического обследования в медицине. Психолог при этом не несет ответственности ни за диагноз, ни за лечение, назначенное врачом. (б) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для постановки психологического диагноза, но использовать их будут специалисты другого профиля. Такова, например, ситуация при выявлении психологических причин школьной неуспеваемости. (в) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для разработки, например, коррекционных программ. (г) Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции своего поведения и т. д. В этом случае психолог-диагност несет ответственность не только за качество проведенного психодиагностического обследования, но и за список тех данных, которые он считает возможным передать клиенту (важно соблюдать принцип "не навреди"). Психолог-диагност в своей работе применяет различные методы, методики, диагностические процедуры, которые прежде чем применяться, проходят эмпирическую проверку (выясняется их валидность, надежность и т. п.) в специальных исследованиях. Существует ряд оснований для классификации психодиагностических методик, одно из них - мера "объективности - субъективности", которой обладают ее результаты (для "объективных методик" влияние психолога-диагноста на интерпретацию результатов является минимальным; для "субъективных методик" результаты интерпретации, наоборот, будут во многом зависеть от опыта психолога-диагноста). В соответствии с рассматриваемой классификацией выделяют следующие группы психодиагностических методик (А. Г. Шмелев, 1996): 1) Психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются по данным различных приборов. В качестве таких показателей могут быть: дыхание, пульс, кожно-гальванические реакции, мышечный тонус и т. д. Однако это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Поэтому с точки зрения психологических показателей - это косвенный вид диагностики и чаще всего используется для диагностики функциональных состояний человека. 2) Аппаратурные поведенческие методики. В случае применения этого класса методик диагностируемые параметры считываются со шкал соответствующих приборов. Диагностируемыми параметрами могут быть: элементарные психические функции (например, чувство равновесия, психомоторная координация), свойства нервной системы, психологическая совместимость и срабатываемость ("гомеостат Горбова") и др. Частным случаем аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений. С их помощью имитируются реальные условия профессиональной деятельности. 3) Объективные тесты. Психологический тест - это стандартизированный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов личности. Наиболее существенными признаками тестов являются: (а) стандартизация предъявления и обработки результатов, (б) независимость результатов от влияния самой экспериментальной, (в) ситуации и воздействия психолога-диагноста, (г) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными. К объективным тестам относятся те методики, в которых в соответствии с социокультурными нормами возможны объективно "правильные" и "неправильные" ответы. Результаты тестирования обрабатываются по ключу, заданным соответствующим нормативом. В эту категорию попадает большинство тестов на интеллект, тесты специальных способностей, тесты достижений, 4) Тесты - опросники (предполагают набор пунктов, относительно которых обследуемый выносит суждения используя заданные варианты ответов). Пункты теста-опросника могут аппелировать либо непосредственно к опыту субъекта, либо к мнениям и суждениям, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания. Различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты дают возможность получить информацию об обследуемом, не отражающую его непосредственно личностные особенности (это могут быть биографические данные или некоторые установки, например, отношение к определенной социальной группе и т. д.). Личностные опросники ориентированы на измерение личностных особенностей обследуемого. Среди таких опросников выделяют несколько групп: (а) Типологические опросники (позволяют отнести обследуемого к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями), например, опросник Г. Ю. Айзенка. Часто к этой группе методик относят Миннесотский многопрофильный личностный опросник - MMPI. (б) Опросники черт личности (позволяют измерять выраженность тех или иных личностных признаков). Один из наиболее распространенных 16-факторный личностный опросник Р. Кэттела. (в) Опросники мотивов, ценностей, установок, интересов. 5) Методика субъективного шкалирования (обследуемый по предложенным ему шкалам или тем, которые он предлагает, сам оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом). Так, в частности, для диагностики когнитивного стиля используется методика "свободной сортировки Гарднера" (обследуемый оценивает объекты по номинальной шкале сходства): чем больше классов объектов в свободной классификации он изобрел, тем его понятийная система считается более дифференцированной. 6) Проективные методики. Принцип проекции, лежащий в основе этих методик, основан на том, что в разнообразных проявлениях индивида - в его творчестве, в интерпретации различных событий, предпочтениях и т. д. проявляется его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Проективные методики предполагают создание для обследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий (в рамках инструкций), что допускает выбор ответа в очень широких пределах. Ответами могут быть как целостные рисунки, так и тексты и не могут интерпретироваться как правильные или неправильные. Ответы обследуемого представляют для психолога-диагноста ценность как таковые, как индивидуальное проявления его личностных особенностей, о которых и делаются выводы. Выделяют следующие группы проективных методик (Френк, цит. по Е. Т. Соколовой, 1980): - Методики структурирования. Содержанием работы обследуемого является придание смысла материалу, его структурирование. Это - тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции и др. - Методики конструирования: создание целого из отдельных частей (MAPS, тест мира и его разнообразные модификации и др.). - Методики интерпретации: обследуемый интерпретирует события предлагаемых ситуаций, изображений (TAT, тест фрустраций Розанцвейга, тест Зонди и др.). - Методики дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга и др.). - Методики катарсиса: творческая деятельность обследуемого в особо организованных условиях. Это - психодрама, проективная игра и др. - Методики изучения экспрессии: анализ почерка, речевого общения, и др. - Методики изучения продуктов творчества (тест рисования фигуры человека - варианты Гуденау и Маховер, тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома и др.) С помощью этих групп методик выявляются наиболее существенные свойства личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. 7) Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психолог-диагност заранее знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов оценивать латентные диагностические переменные. 8) Контент-анализ (анализ содержания). В материале наблюдения подсчитываются частоты появления определенных параметров, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы. 9) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Часто не представляется возможным организовать наблюдение с привлечением независимых наблюдателей. В такой ситуации к вынесению суждений об объектах наблюдения могут быть привлечены сами участники рассматриваемого процесса. Мера выраженности оцениваемого свойства обеспечивается градацией субъективной оценки по определенной рейтинг-шкале (пятибалльной, семибалльной и т. д.). 10) Психологическая беседа (интервью). Этот метод кажется простым, естественным и эффективным. В действительности интервьюер оказывает на обследуемого воздействие, которым можно считать сами задаваемые им вопросы. Успех беседы зависит от того, устанавливаются или нет доверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого воздействия). 11) Ролевая игра - особая разновидность интерактивных методов, особенно эффективных для диагностики детей. В игре ребенок проявляет присущие ему черты поведения. Однако правила игры, распределение ролей и поведение конкретных участников могут оказывать серьезное воздействие на ребенка, которое приводит к изменению установок, тактики поведения и т. д. Методы с 6 по 11 являются субъективными методами экспертной оценки. Психолог-диагност по определенной процедуре оценивает либо само поведение обследуемого, либо продукты его деятельности. Результаты оценки оказываются зависимыми от его квалификации. Самым "уязвимым" методом в этом смысле является психологическая беседа. Традиционно выделяют также общую психодиагностику и частную.

Психодиагностика – раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.

История психодиагностики

Становление психодиагностики как самостоятельной области знаний происходит в конце XIX века. Это связано с четким осознанием потребности в оценивании индивидуально-психологических особенностей людей для нахождения решений разного рода психологических задач. Таким образом, можно утверждать, что психологическая диагностика отделилась от психологии под влиянием требований практики.

Начальным источником становления психодиагностики явилась экспериментальная психология, ее основы заложены во всех психодиагностических методиках. Изучение психических явлений и фактов в рамках точных методов естественных наук, повышенное влияние естествознания на анализ психический явлений послужили дополнительным стимулом развития психодиагностики.

Считается, что экспериментальная психология зародилась в Германии в 1878 году, ее создателем считается Вильгельм Вундт , основавший первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, основной задачей которой было изучение человеческих ощущений и сопровождающих их двигательных реакций, цветоощущение.

В 1883 году Фрэнсис Гальтон в созданную им же науку антропометрику, в дополнение к измерительным испытаниям физических параметров человека, включил измерение слуха, зрения и времени словесной ассоциативной реакции. Однако гораздо более весомый вклад в развитие психодиагностики Ф. Гальтон сделал несколько позже, придумав понятие “тест”.

Несмотря на развитие психодиагностики вследствие применения экспериментов, изучение человека не основывается на сугубо логическом развитии экспериментального метода. Изучение человека складывалось под влиянием запросов педагогики, медицины и промышленного производства.

Различные научные психологические школы по-разному отвечали на данные запросы и по-своему преподносили роль психодиагностики в процессе изучения личности. Наиболее примечателен взгляд на психодиагностику школ, чьи методики непосредственно связаны с принципами поведенческой психологии (бихевиоризма). Особенность бихевиоризма состояла в признании взаимосвязи между внешней средой и организмом, при этом организм, поддавшийся влиянию внешней среды, реагирует на нее и стремиться изменить сложившуюся ситуацию в благоприятную для него сторону и, в конечном итоге, приспосабливается к внешней среде. Поведение в модели бихевиоризма понимается как совокупность реакций организма на стимулы. В соответствии с этим основная цель психодиагностики заключалась в фиксации поведения человека. В результате следования данной цели и были разработаны методы тестов.

Цель и применение психодиагностики

Психодиагностика применяется в таких областях практики как:

1) психотерапевтическая помощь и оказание консультации;

2) проектирование возможного социального поведения человека (например, степени верности в браке);

3) анализ степени влияния изменения условий среды на психологическое состояние человека;

4) профориентация, консультация при подборе персонала;

5) судебная психиатрическая экспертиза;

6) организация воспитания и обучения;

7) анализ межличностных отношений и психологии личности.

Главная цель психодиагностики – помочь людям во время переживаемого психологического напряжения принять правильное решение с наименьшими потерями для своей нервной системы. Именно этой цели посвящают свои жизни тысячи людей, вступивших на путь служения психодиагностике.

Почему нужна психодиагностика и насколько велика вероятность ситуаций, нуждающихся в помощи психодиагностики? Человек может свести к минимуму вероятность принятия неправильного решения в двух случаях:

1) Не принимать абсолютно никаких решений (иначе говоря, сидеть, сложа руки). Данный вариант нам не подходит, так как он делает невозможным достижение успеха. Невозможно достигнуть чего-либо, не предпринимая никаких действий.

2) Быть по-настоящему высококвалифицированным профессионалом во всех сферах деятельности, с которыми человеку приходится сталкиваться на пути к успеху. Однако, как известно, человек очень редко, практически никогда не бывает одинаково сведущ во всех сферах жизни. Но жизнь – изменчивая дама, и человек никогда не знает наверняка, в какой сфере ему придется реализовывать собственные знания. Причем это касается не только работы. Возьмите в пример мужчин, которые недавно стали молодыми папами – многие ли из них абсолютно готовы к этому?

Неготовность встретиться лицом к лицу с неожиданными проблемами порождает страх, психологическую зажатость и подавление инициативы. Для того, чтобы вернуть человеку уверенность в собственных силах, избавить его от страха перед неизвестностью, изменить ложно выстроенную модель поведения человека и существует психодиагностика.

Если разбить термин “психодиагностика” на составляющие, нетрудно догадаться, что предметом исследования в психодиагностике является:

а) душа человека, его внутренний мир;

б) детальный анализ этого внутреннего мира.

Термин “диагноз” определяется как распознание отклонения человека от его нормального развития и функционирования. Для того, чтобы выявить эти отклонения, врач-психодиагностик производит анализ причин, как внутренних, так и внешних, заставляющих человека поступать так, а не иначе, а также в ходе исследования анализирует психические характеристики человека.

Задачи психодиагностики решаются различными способами

Первый способ – наблюдение за человеком в процессе оказания ему психотерапевтической помощи. Второй способ – наблюдение за индивидом в процессе его жизни, изучение его мотивов и реакций. Оба этих способа замечательно подходят для изучения основных сведений о человеке, однако обладают некоторыми недостатками, такими как существенная трудоемкость, не всегда доступны и применимы, могут давать искаженную информацию о человеке (в случаях недлительных наблюдений). Вследствие данных недостатков в психодиагностике были распространены специальные методики, позволяющие в течение короткого срока исследования получить всю необходимую информацию о психических характеристиках индивида. Помимо этого к преимуществам данных методик относится возможность сбора не только общей информации о человеке, но и о его особенностях, личностных характеристиках (интеллект, самооценка и т.п.). Именно о данных методиках пойдет речь в дальнейшем.

Методики психодиагностики


Все методики психодиагностики делятся в зависимости от подхода к исследованию человека (см. рис. 1). Выделяют объективный, субъективный и проективный подходы. При объективном подходе диагностика психических особенностей личности определяется на основании методов, применяемых человеком при выполнении деятельности и ее результативности. Согласно субъективного подхода анализ психических процессов производится путем самооценки человека на основании информации, которую человек предоставил о себе. При данном подходе оценивается поведение человека в определенных ситуация. При проективно подходе диагностика психики осуществляется на основании взаимодействия человека и внешним нейтральным материалом, становящимся объектом внимания вследствие его неопределенности.

В объективном подходе представлены два основных вида методик – методика тестирования интеллекта и диагностики личностных способностей. Методика тестирования интеллекта направлена на определение умственного развития человека, а методика диагностики личностных способностей призвана определять способности человека, напрямую не связанные с интеллектом (так называемые свойства характера). Применение диагностики интеллекта и свойств характера одновременно позволяет получить представление о психических мотивах, которыми руководствуется человек при принятии решения относительно своих действий.

Диагностика уровня развития интеллекта человека представлена “тестами интеллекта”. Основными видами интеллектуальных тестов являются:

1. Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)

Данный тест был изобретен британским психологом Р. Кэттелом в 1958 году. Отличительной особенностью данного теста являлась возможность диагностирования уровня интеллектуального развития человека вне зависимости от влияния факторов окружающей среды. Интересным примером данного теста является диагностика уровня интеллекта среди детей и взрослых, не имеющих высшего образования. Все задания в тесте представлены в виде графических изображений. Тест состоит из двух частей, имеющих по 4 субтеста. Каждому испытываемому выдается бланк тестов с заданиями, в каждом из заданий присутствуют по пять вариантов ответа, а правильный ответ всего лишь один – именно его и должен выбрать испытуемый. На каждую из частей теста дается строго определенное время.

По истечению данного времени экспериментатор просит испытуемого отложить ручку в сторону и начинает подсчет балов путем сверки выбранных вариантов ответов с ключом. По статистике уровень средней нормы IQ достигается при наборе 90-110 баллов. Показатель выше данной отметки является признаком наличия в человеке умственной одаренности, показатель ниже этого уровня, напротив, свидетельствует о том, что человеку еще есть куда расти интеллектуально.

2. WISC (Тест Векслера)

Шкала измерения уровня интеллектуального развития была разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Данный тест производит диагностику общего интеллекта и его составляющих – вербального и невербального интеллекта. Как и тест CFIT, тест Векслера разделен на 2 части – в первой части содержатся 6 вербальных субтеста, а во второй – 5 невербальных. Вербальные субтесты заключаются в проведении диагностики понятливости, осведомленности, способности воспроизведения цифровых рядов и нахождения сходства между предметами и изображениями. К невербальным субтестам относятся определение недостающей картинки, сложение фигур, шифровка, сложение фигур. В каждом из тестов содержится от 10 до 30 заданий, сложность которых повышается по мере их выполнения. Каждый из субтестов оценивается в баллах и выносится итоговый результат (шкальные оценки). В процессе подсчета результата детально анализируется каждое выполненное задание, определяется соотношение вербальных и невербальных сторон интеллекта, определяется итоговый уровень IQ. Анализ качественной и количественной оценки выполнения задания позволяют определить брешь в интеллектуальном развитии одной или пары сторон деятельности человека и наметить методы для их устранения. Низкий балл по какому либо из субтестов свидетельствует о нарушении в развитии одной из сторон деятельности человека. Классификация баллов и соответствующих им уровни IQ приведены ниже:

  • 130 баллов и выше – очень высокий уровень IQ
  • 120-129 баллов – высокий уровень IQ
  • 110-119 баллов – хорошая нормальный уровень IQ
  • 90-109 баллов – средний уровень IQ
  • 80-89 баллов – низкий уровень
  • 70-79 баллов – предельная зона
  • 69 баллов и ниже – умственное отклонение.

3. Прогрессивные матрицы Равена

Данная методика диагностики интеллекта была представлена в 1936 году известным английским психологом Джоном Равеном. Автор методики был абсолютно убежден в том, что наилучшим методом измерения “фактора g” (фактора общего интеллекта человека) является нахождение взаимосвязей между абстрактными фигурами. При создании методики основой задачей психолога было изобретение таких тестов, которые были просты для понимания и удобны для обработки результатов, и в то же время были теоретически обоснованными.

В начале теста испытуемому предоставляются связанные между собой определенной зависимостью рисунки с фигурами, при этом одна из фигур отсутствует и дается как один из вариантов ответа на тест среди 4-8 прочих фигур. Задача испытуемого заключается в определении логической последовательности между фигурами и выборе правильного варианта, соответствующего закономерности расположения фигур, а также отражение номера выбранного варианта в листе-опроснике.

Тест Равена состоит из пяти блоков, в которых содержится 60 таблиц. С каждым переходом на очередной блок задание усложняется.

Время прохождения данного теста – 20 минут, выполнение заданий сверх этого времени недопустимо. Выбор верного ответа на задание приносит испытуемому один бал. По окончанию тестирования балы суммируются и делаются выводы относительно степени развития интеллекта человека – при наборе 0-20 баллов развитие оценивается как очень слабое, граничащее с идиотизмом, а при показателе 140 баллов и более – как высокий уровень развития интеллекта.

4. Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Данный тест разрабатывался с целью определения общего уровня способностей, так как профессиональная диагностика испытывала определенные трудности. При создании теста Амтхауэр опирался на мнение, что интеллект есть ни что иное как подструктура в общей структуре личности, имеющая тесную взаимосвязь с эмоциональной сферой жизни человека, его интересами и потребностями. Структура теста состоит из 9 разделов, в каждом из которых содержится по 16-20 заданий. Время на выполнение каждого задания из разделов строго оговорено – от 6 до 10 минут в зависимости от сложности раздела. За столь короткий промежуток времени человек вряд ли успеет выполнить все задания, а потому оптимальной стратегией является быстрый переход от задания, в правильности ответа на который человек не уверен, к следующему заданию.

Психодиагностика (греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей и перспектив развития человека.

Психодиагностические задачи можно рассматривать с трех позиций. Во-первых, в ситуации, когда клиент сам обращается к клиническому психологу с запросом психодиагностического обследования (он охотно идет на сотрудничество, старается выполнять как можно точнее все инструкции без намерений "приукрасить" себя или фальсифицировать результаты). Во-вторых, в ситуации экспертизы. В этом случае клиент, подвергаясь экспертизе, знает об этом и старается выдержать своеобразный "экзамен" (может контролировать свое поведение и ответы для получения приемлемого для себя результата, в некоторых случаях возможна симуляция, например, психического расстройства). В-третьих, в ситуации, в которой строго не оговорено кто и как будет использовать диагностические данные. В этом случае возможны следующие ситуации: (а) данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза. Эта ситуация типична для использования результатов психодиагностического обследования в медицине. Психолог при этом не несет ответственности ни за диагноз, ни за лечение, назначенное врачом. (б) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для постановки психологического диагноза, но использовать их будут специалисты другого профиля.

Такова, например, ситуация при выявлении психологических причин школьной неуспеваемости. (в) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для разработки, например, коррекционных программ. (г) Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции своего поведения и т. д. В этом случае психолог-диагност несет ответственность не только за качество проведенного психодиагностического обследования, но и за список тех данных, которые он считает возможным передать клиенту (важно соблюдать принцип "не навреди").

Психолог-диагност в своей работе применяет различные методы, методики, диагностические процедуры, которые прежде чем применяться, проходят эмпирическую проверку (выясняется их валидность, надежность и т. п.) в специальных исследованиях.

Существует ряд оснований для классификации психодиагностических методик, одно из них - мера "объективности - субъективности", которой обладают ее результаты (для "объективных методик" влияние психолога-диагноста на интерпретацию результатов является минимальным; для "субъективных методик" результаты интерпретации, наоборот, будут во многом зависеть от опыта психолога-диагноста). В соответствии с рассматриваемой классификацией выделяют следующие группы психодиагностических методик (А. Г. Шмелев, 1996): 1) Психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются по данным различных приборов. В качестве таких показателей могут быть: дыхание, пульс, кожно-гальванические реакции, мышечный тонус и т. д. Однако это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Поэтому с точки зрения психологических показателей - это косвенный вид диагностики и чаще всего используется для диагностики функциональных состояний человека.

2) Аппаратурные поведенческие методики. В случае применения этого класса методик диагностируемые параметры считываются со шкал соответствующих приборов. Диагностируемыми параметрами могут быть: элементарные психические функции (например, чувство равновесия, психомоторная координация), свойства нервной системы, психологическая совместимость и срабатываемость ("гомеостат Горбова") и др. Частным случаем аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений. С их помощью имитируются реальные условия профессиональной деятельности.

3) Объективные тесты. Психологический тест - это стандартизированный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов личности. Наиболее существенными признаками тестов являются: (а) стандартизация предъявления и обработки результатов, (б) независимость результатов от влияния самой экспериментальной, (в) ситуации и воздействия психолога-диагноста, (г) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными.

К объективным тестам относятся те методики, в которых в соответствии с социокультурными нормами возможны объективно "правильные" и "неправильные" ответы. Результаты тестирования обрабатываются по ключу, заданным соответствующим нормативом. В эту категорию попадает большинство тестов на интеллект, тесты специальных способностей, тесты достижений,

4) Тесты - опросники (предполагают набор пунктов, относительно которых обследуемый выносит суждения используя заданные варианты ответов). Пункты теста-опросника могут аппелировать либо непосредственно к опыту субъекта, либо к мнениям и суждениям, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания.

Различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты дают возможность получить информацию об обследуемом, не отражающую его непосредственно личностные особенности (это могут быть биографические данные или некоторые установки, например, отношение к определенной социальной группе и т. д.). Личностные опросники ориентированы на измерение личностных особенностей обследуемого. Среди таких опросников выделяют несколько групп:

(а) Типологические опросники (позволяют отнести обследуемого к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями), например, опросник Г. Ю. Айзенка. Часто к этой группе методик относят Миннесотский многопрофильный личностный опросник - MMPI.

(б) Опросники черт личности (позволяют измерять выраженность тех или иных личностных признаков). Один из наиболее распространенных 16-факторный личностный опросник Р. Кэттела.

(в) Опросники мотивов, ценностей, установок, интересов.

5) Методика субъективного шкалирования (обследуемый по предложенным ему шкалам или тем, которые он предлагает, сам оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом). Так, в частности, для диагностики когнитивного стиля используется методика "свободной сортировки Гарднера" (обследуемый оценивает объекты по номинальной шкале сходства): чем больше классов объектов в свободной классификации он изобрел, тем его понятийная система считается более дифференцированной.

6) Проективные методики. Принцип проекции, лежащий в основе этих методик, основан на том, что в разнообразных проявлениях индивида - в его творчестве, в интерпретации различных событий, предпочтениях и т. д. проявляется его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты.

Проективные методики предполагают создание для обследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий (в рамках инструкций), что допускает выбор ответа в очень широких пределах. Ответами могут быть как целостные рисунки, так и тексты и не могут интерпретироваться как правильные или неправильные. Ответы обследуемого представляют для психолога-диагноста ценность как таковые, как индивидуальное проявления его личностных особенностей, о которых и делаются выводы.

Выделяют следующие группы проективных методик (Френк, цит. по Е. Т. Соколовой, 1980):

Методики структурирования. Содержанием работы обследуемого является придание смысла материалу, его структурирование. Это - тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции и др.

Методики конструирования: создание целого из отдельных частей (MAPS, тест мира и его разнообразные модификации и др.).

Методики интерпретации: обследуемый интерпретирует события предлагаемых ситуаций, изображений (TAT, тест фрустраций Розанцвейга, тест Зонди и др.).

Методики дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга и др.).

Методики катарсиса: творческая деятельность обследуемого в особо организованных условиях. Это - психодрама, проективная игра и др.

Методики изучения экспрессии: анализ почерка, речевого общения, и др.

Методики изучения продуктов творчества (тест рисования фигуры человека - варианты Гуденау и Маховер, тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома и др.) С помощью этих групп методик выявляются наиболее существенные свойства личности в их взаимозависимости и целостности функционирования.

7) Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психолог-диагност заранее знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов оценивать латентные диагностические переменные.

8) Контент-анализ (анализ содержания). В материале наблюдения подсчитываются частоты появления определенных параметров, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

9) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Часто не представляется возможным организовать наблюдение с привлечением независимых наблюдателей. В такой ситуации к вынесению суждений об объектах наблюдения могут быть привлечены сами участники рассматриваемого процесса. Мера выраженности оцениваемого свойства обеспечивается градацией субъективной оценки по определенной рейтинг-шкале (пятибалльной, семибалльной и т. д.).

10) Психологическая беседа (интервью). Этот метод кажется простым, естественным и эффективным. В действительности интервьюер оказывает на обследуемого воздействие, которым можно считать сами задаваемые им вопросы. Успех беседы зависит от того, устанавливаются или нет доверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого воздействия).

11) Ролевая игра - особая разновидность интерактивных методов, особенно эффективных для диагностики детей. В игре ребенок проявляет присущие ему черты поведения. Однако правила игры, распределение ролей и поведение конкретных участников могут оказывать серьезное воздействие на ребенка, которое приводит к изменению установок, тактики поведения и т. д. Методы с 6 по 11 являются субъективными методами экспертной оценки. Психолог-диагност по определенной процедуре оценивает либо само поведение обследуемого, либо продукты его деятельности. Результаты оценки оказываются зависимыми от его квалификации. Самым "уязвимым" методом в этом смысле является психологическая беседа. Традиционно выделяют также общую психодиагностику и частную.

И. М. Карлинская, И. Б. Ханина

1.1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика.
1.2. Психодиагностические задачи.

1.1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика

Психодиагностика как наука: определение, основные отрасли, связь с другими психологическими дисциплинами:


Психодиагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта).

Термин «психодиагностика» появился в 1921 г. и принадлежит Г.Роршаху , назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как синоним психологического тестирования.

ПСИХОДИАГНОСТИКА - это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности (Бурлачук, 2008)

Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика рассматривает:
-закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений
-правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных.

Отрасли общей психодиагностики:
-образовательная психодиагностика (отрасль общей психодиагностики, диагностирование способностей и черт личности участников образовательного процесса, а также измерение успешности усвоения учебного материала).
-клиническая психодиагностика (область психодиагностики, направленная на изучение, оценку и учет индивидуально-психологических особенностей личности, (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т. д.), оказывающих влияние на предупреждение, возникновение, течение и исход психических, так и соматических заболеваний).
-профессиональная психодиагностика (психологическая диагностика с целью профотбора, профобучения и профориентации)
-психодиагностика окружающей среды (оценка семейно-домашней, рабочей (производственной) и образовательной среды)

Место психодиагностики в системе психологической науки
Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психологического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных. (Гуревич, 1997)

ПСИХОДИАГНОСТИКА:

1. ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Общая психология, медицинская, дифференциальная, возрастная, социальная и пр.
2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ Целью которой является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам
3. ПРАКТИКА Выдвигают психодиагностические задачи

Связь психодиагностики с другими психологическими дисциплинами:

Психодиагностика и дифференциальная психология
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука об индивидуальных психологических различиях.
Предметные области исследований психодиагностики и дифференциальной психологии совпадают, а разделить их пытаются по тому признаку, что первая ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй характерно познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий. Психодиагностика рассматривается как мост между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических различиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психологического диагноза.

Психодиагностика и психометрия
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ - область психологии, касающаяся измерений индивидуальных различий между людьми, осуществляемых с помощью тестов. Обосновывает требования, которым должны удовлетворять тестовые методики, процедуру их разработки и применения.
Первоначально под психометрией понималось измерение временных характеристик психических процессов. Впоследствии к психометрии начинают относить все то, что связано с количественным определением психических явлений. В ряде случаев психологическое тестирование (психодиагностика) и психометрия отождествляются.

Психодиагностика и психологическая оценка
Психологическая оценка — это сбор и интеграция данных об индивидуальности применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам (психическое здоровье, сложности взаимодействия с окружающими, неспособность к обучению и т.д.) с помощью различных методов (например с помощью интервью, наблюдения за поведением, психологических тестов, физиологических или психофизиологических измерений, специальной аппаратуры и т. п).
Психологическое тестирование — это измерение психологических характеристик индивидуальности с помощью тестов.
Психологическая оценка — понятие более широкое, чем психологическое тестирование, однако чаще всего выступает в качестве синонима психологическому тестированию, охватывающему весь спектр психологических измерений: от психических функций до личности.

Психодиагностика как сфера практической деятельности психолога: достоинства психодиагностических методов, области использования:


Развитие психологической диагностики приводит к появлению особого исследовательского метода — диагностического. Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления.

Понятия нормы, валидности и надежности — те «три кита», на которых покоится разработка и применение диагностических методик.

Анализ психодиагностического метода позволяет выделить специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации — как социальной (взаимодействие психолога и обследуемого), так и стимульной (например, с разной степенью структурированности).

Области практического использования результатов психодиагностической работы :
Оптимизация процессов обучения и воспитания
Профотбор, профобучение и профориентация
Клинико-консультационная и психотерапевтическая работа
Судебно-психологическая экспертиза

Особенности психодиагностических методик
быстро собирается информация информация об отдельных особенностях человека
информация может использоваться для количественного и качественного сравнения с другими людьми
на основе информации можно осуществить выбор средств воздействия и прогноз развития

Специфические принципы психодиагностики:
1) принцип корректности подчеркивает относительность психологического диагноза, обязывает учитывать, что результаты диагностики могут быть ситуативными.
2) принцип ориентации на выявление индивидуальности предполагает признание уникальности внутреннего мира обследуемого, неповторимости его жизненного пути, предыстории и истории развития.
3) принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев при постановке психологического диагноза.
4) принцип трансформации состоит в том, что человек как объект психодиагностики включается в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Изменения, происходящие в них, отражаются как на психологии человека, так и на содержании его взаимодействия с миром и с самим собой.

1.2. Психодиагностические задачи

Ситуация клиента и ситуация экспертизы в психодиагностике:

Ситуация клиента - психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда сам испытуемый был инициатором обследования и является главным адресатом психодиагностической информации.
В ситуации клиента человек сам обращается за помощью к психологу, заинтересован в разрешении своего вопроса. Он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. (консультации, служба телефон доверия, центры психологической консультации, частные обращения). Ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции.

Ситуация экспертизы - психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда испытуемый подвергается обследованию в принудительном порядке и не является главным адресатом психодиагностической информации, хотя по результатам обследования другими людьми могут быть приняты решения, жизненно важные для испытуемого.
В ситуации экспертизы к психологу обращается администрация за помощью в диагностике, например уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, проф.пригодности и т.д. Человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции, отклонений и расстройств). Он заинтересован в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Клиент в ситуации экспертизы предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, т.е. стремится действовать правильно. Ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения.

В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы.

«…любое психодиагностическое обследование актуализирует у испытуемого мотив экспертизы, минимизация которого - одна из важнейших задач психолога» Л.Ф.Бурлачук

Номотетический и идиографический подходы в психодиагностике


Номотетический и идиографический подходы в психологии (Гайда, 1994)

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ -направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности.

Номотетический подход предполагает существование некоторых общих законов , справедливых для всех явлений данной области исследований. Применительно к личности утверждается реальность общих черт. Так, когда у обследуемого наблюдается, например, тревожность, считается возможной разработка некоторой общей меры этой личностной черты, которая позволит распределить всех людей по степени ее выраженности. При этом обычно соглашаются с тем, что если у двух обследуемых оказываются идентичные показатели по той или иной шкале (тесту), то следует считать их обладающими одинаковыми психологическими чертами.

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ -направленность диагностического обследования на описание и объяснения личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности.

Сторонники идиографического подхода настаивают на уникальности, неповторимости психической организации отдельной личности, избегая любых «объективных» (количественных) методик ее исследования.

Сравнение двух подходов:

Понимание объекта распознания и измерения:
Номотетический подход - понимание личности как набора черт и свойств
Идеографический подход - понимание личности как целостной системы

Направленность распознания и измерения:
Номотетический подход - распознание и измерение общих для всех людей свойств личности
Идеографический подход - распознание и измерение индивидуальных особенностей личности

Методы распознания и измерения:
Номотетический подход - стандартизованные методы распознания и измерения, требующие сопоставления с нормой
Идеографический подход -проективные методики и идеографические техники

Иде ографический (от греч. idea - идея, образ и grapho - пишу).
Иди ографический (от греч. idios - своеобразный, особый и grapho - пишу).

Варианты использования психодиагностических данных:

Психодиагностические задачи (ситуации психодиагностики) с точки зрения того:
кто будет использовать диагностические данные
как будут использоваться диагностические данные
какова ответственность психолога в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого

1. Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Эта ситуация типична для использования психодиагностических данных в медицине. Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено больному врачом. По той же схеме происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике по запросу суда, комплексной психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу администрации.

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психолого- педагогический) характер, а работу по его реализации в жизнь проводят учителя, родители, другие воспитатели.

3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, а последний служит ему основанием (или основанием для действий его коллеги-психолога) для разработки путей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики в условиях психологической консультации.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. В этой ситуации психолог несет ответственность за корректность данных, за этические деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично — за то, как этот диагноз будет использован клиентом.

Вопрос

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности" (Л.Д.Бурлачук).

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Профессионально-этические нормы работы в сфере психодиагностики сформулированы в ряде принципов. Они раскрываются и взаимодополняются в работах современных психологов А.А. Бодалева и В.В.Столина, а также А.Г Шмелева. Анализ и сопоставление позиций этих авторов позволил выявить восемь основопологающих этических принципов в психодиагностике. Рассмотрим их подробнее.
1. Принцип ответственности: предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.
2 . Принцип компетентности: предполагает, что психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными психологами, имеющими базовое высшие психологическое образование. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.
3. Принцип конфиденциальности. Данной принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.
4. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.
5. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.
6. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, и не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в программу обследования психолог не руководствуется субъективными предпочтениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат. Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный «принципу презумпции невиновности» в судопроизводстве.
7. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.
8. Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.


Вопрос



Психодиагностический процесс – это диагностическая деятельность психолога, которая может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, - диагнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диагноз и прогноз). Этап сбора данных Сбору данных с помощью диагностических методик предшествует период ознакомления с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д.) об обследуемом, в ходе которого формируется исследовательская задача. Авторы всех известных диагностических методик обращают особое внимание на тщательное предварительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настоящего. Этим создается основной фон исследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимой для диагноза и прогноза. Этап переработки и интерпретации Клинический подход опирается на анализ в основном качественных показателей, стремясь охватить их во всей полноте. Его существенной особенностью является доверие к «субъективному суждению» и профессиональному опыту. В «чистом» виде клинический подход недалеко уходит от суждений здравого смысла. Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, например, уравнения регрессии или факторного анализа. Роль субъективного суждения сводится к минимуму. П. Мил (Мееhl, 1954), опираясь на анализ значительного количества работ в этой области, приходит к заключению о том, что статистический прогноз оказывается значительно более эффективным, нежели клинический (приведен обзор 20 исследований, которые за вычетом одного свидетельствуют в пользу статистического подхода). В полноценном диагностическом исследовании необходимо сделать обоснованные психологические заключения, а тем самым осуществить выход за рамки статистических данных. «Чрезмерная боязнь так называемых субъективных моментов в толковании и попытка получить результаты наших исследований чисто механическим, арифметическим, путем ложны. Без субъективной обработки, т. е. без мышления, без интерпретации, расшифровки результатов, обсуждения данных нет научного исследования» (Выготский). В большинстве диагностических ситуаций необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.

Этап принятия решения Н. Сандберг и Л. Тайлер (Sandberg and Tyler, 1962) выделяют три уровня диагно- стических заключений (рис. 2.5).

На первом уровне диагностическое заключение производится непосредственно из имеющихся об обследуемом данных. Например, установлено, что успешность выполнения заданий методики позволяет сделать вывод об отсутствии расстройств мышления. Это и служит основой для отбора. При таком «селекционном» подходе психолога не интересует, почему отдельный испытуемый не смог выполнить заданий теста. Индивидуальный диагноз, а тем более прогноз, не осуществляется. Диагноз на этом уровне в известном смысле замкнут в порочный круг, он возвращает клинике ее же данные, но только выраженные в иной системе понятий.

Второй уровень предусматривает создание своего рода посредников между результатами отдельных исследований и диагнозом. В качестве таких посредников Н. Сандберг и Л. Тайлер указывают на описательное обобщение и гипотетический конструкт. Это означает, что, установив снижение уровня обобщения, замедленность темпа психических процессов, обобщают эти данные как расстройство мышления. В качестве гипотетического конструкта может выступать раскрытие психологической структуры расстройства. На этом уровне исследователь получает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия.

На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теории личности. Создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретные особенности данного индивида представлены в целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть психологическую сущность явления, его структуру.


3. Психологический диагноз, заключение, требование к психологическому заключению.

Понятие психологического диагноза Психологический диагноз - это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности. Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один из простейших вариантов "диагностограммы" - психодиагностический профиль. Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния, что необходимо для выбора оптимального метода взаимодействия с человеком в этом состоянии).

Психологическое заключение - краткая психологическая характеристика состояния развития обследуемого на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.Основные требования к психологическому заключению Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:состояние респондента;характер контакта испытуемого с психологом;нестандартные условия тестирования;др.

ВОПРОС 4: Области применения психодиагностики.

Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека. Перечислим некоторые из них.

1. Одной из основных является сфера образования и воспитания.

Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Среди них следует указать такие, как:

контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;

оценка школьной зрелости;

выявление причин неуспеваемости;

отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных предметов;

решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);

профессиональная ориентация и др.

2. Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках.

Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии-патопсихологии и нейропсихологии.

Значительную роль в клиническом диагностическом обследовании играют методы наблюдения и беседы, позволяющие выявлять оттенки психического и физического состояний больного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссимуляции и пр. Наряду с ними применяются и экспериментальные методики, направленные на выявление нарушений познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы и некоторых других особенностей. Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится, во-первых, для уточнения или постановки диагноза заболевания; во-вторых, для оценки эффективности терапии; в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.

3. Еще одна область практического применения психодиагностики - психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений). Психологический диагноз в консультативной практике ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик; его правильность зависит от того, насколько успешным было взаимодействие психолога с клиентом, и обеспечивается рассмотрением диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида.

Особое содержание имеет диагностика в психологическом консультировании применительно к нормальному детству. Как полагал Л.С. Выготский еще в начале 30-х гг. XX в., это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка. Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

4. Психодиагностика широко используется для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности. Это проблемы профессионального отбора, профессионального консультирования, организации профессионального обучения, оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, выявления причин брака, производственного травматизма и пр. Роль психодиагностики в работе психолога, связанного с какой-либо профессиональной сферой, меняется в зависимости от типа профессии, но она должна являться обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию - помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать в выбранной работе профессионалом высокого уровня.

5. Практическое применение психодиагностики получило широкое распространение в проведении судебно-психологических экспертиз.

Работа психолога - судебного эксперта требует не только владения диагностическими методами и методиками, но и знаний в области судеб-но-психологической и психиатрической экспертизы. Большая общественная значимость деятельности психолога - судебного эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан.

6. Помимо перечисленных сфер практической деятельности людей, которые традиционно нуждаются в использовании психодиагностики, ее методы все чаще находят применение в армии, милиции, спорте, в коммерческих структурах, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей и т.д.

В последние десятилетия наблюдается усиление интереса к психодиагностике в нашей стране, что в немалой степени связано с развитием разных областей практики. Вместе с тем потребность в психодиагностических методиках велика и в психологических исследованиях, так как их отличает наибольшая точность и объективность по сравнению с другими психологическими инструментами.

Понимая общественную значимость психологической диагностики и положительно оценивая интерес к ней в нашей стране на современном этапе, нельзя вместе с тем не указать на некоторые распространенные ошибки, присущие отечественной практической психологии, которые следует преодолеть.

Во-первых, это некритическое использование зарубежных методик, основанное на непонимании влияния фактора культуры на их результаты.

Во-вторых, это использование методик без отчетливого понимания того, что они измеряют; доверие к названию, «ярлыку» методики без попытки понять историю ее создания и развития (а иногда изменения) представлений об измеряемых ей характеристиках.

В-третьих, это статический подход к исследуемым индивидам, фактическое отрицание развития при прогнозе и потому неоправданно категоричные выводы и заключения. Важно правильное понимание соотношения между относительной константностью и изменчивостью индивидуальности. Изменчивость индивида во времени, в процессе онтогенеза сочетается с относительной константностью условий развития, обеспечивающих ее стабильные взаимодействия с окружающей средой, сохраняющих константность структуры индивидуальности. Именно относительная константность личности позволяет психологу установить диагноз и прогноз ее поведения и переживаний.

И, наконец, в-четвертых, еще одной распространенной ошибкой отечественной психологической практики является использование методик неспециалистами, связанное с непониманием значения специального образования. Кроме того, встречается и чистая любительщина, шарлатанство, проявляющиеся в составлении доморощенных, не прошедших серьезной проверки методик и использовании их на практике людьми, не имеющими необходимых специальных знаний не только в области психологической диагностики, но у которых вообще отсутствует психологическое образование.

Настоящим бедствием для отечественной психологической диагностики является неконтролируемый поток изданий, в которых собраны диагностические методики. Эти издания безусловно следует считать пиратскими, поскольку собранные в них методики печатаются без согласия их авторов или тех, кто является их правопреемниками. Для любого психодиагноста очевидным и незыблемым является требование ограничения распространения своих методик - это одно из основных требований, включенных в этический кодекс психодиагноста. Его соблюдение необходимо для того, чтобы диагностические методики не попадали в руки непрофессионалов, а также тех, кто в дальнейшем будет подвергаться диагностированию. Предварительное знакомство испытуемого с психологической методикой не позволит диагносту поставить правильный диагноз. Следовательно, неконтролируемое распространение методик, их свободная продажа лишают профессионального диагноста его инструментария, делают его безоружным и бессильным в отношении специфических практических задач, требующих выявления психологических особенностей. Вряд ли поэтому можно считать психодиагностами тех, кто публикует сборники диагностических методик.

Их непрофессионализм подтверждается и тем, что в издаваемых ими сборниках, как бы красиво они ни назывались, - «Лучшие психологические тесты» (1992-1994), «Энциклопедия психологических тестов» (1997), «Практическая психодиагностика» (2000) - неисчислимое количество ошибок, неточностей как в стимульном материале и ключах, так и в понимании и интерпретации результатов методик.

Отмеченные проблемы, связанные с использованием и разработкой психодиагностических методик, являются следствием того, что психологическая диагностика как учебная дисциплина появилась в нашей стране сравнительно недавно - в 80-е гг. XX в. Спрос на специалистов в этой области значительно превысил предложение и это привело к потоку неподготовленных людей, хлынувших в психологическую диагностику.