Конспект непосредственной образовательной деятельности

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы

Возрастная группа : старшая

Тема: «Его величество хлеб»

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира)

Цель: закрепить знания детей о ценностях хлеба для человека, формировать бережное отношение к хлебу

Задачи:

Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда – прежде всего, бережное отношение к хлебу. Расширять речь как средство общения. Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов. Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Формы организации : групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, физминутка, отгадывание загадок, проговаривание пословиц, изготовление продукта детского творчества (лепка хлебобулочных изделий).

Оборудование: презентация «Как хлеб на стол пришел», соленое тесто, дощечки для лепки, салфетки.

Предварительная работа:

  • заучивание пословиц, поговорок, загадок о хлебе;
  • чтение художественной литературы М.М.Пришвин, «Лисичкин хлеб», М.Глинская, «Хлеб», А.Митяев, «Мешок овсянки»;
  • рассматривание серии сюжетных картин «Урожай».

Ход образовательной деятельности

Воспитатель : Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра на столе.

Ребята, как вы думаете, что это? (ответы детей)

Хлеб издавна символизирует народное благополучие, довольство. Его употребляют все народы мира. Хлеб – непременный участник и повседневной еды, и праздничного застолья. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно. Об этом говорят пословицы и поговорки. Вспомните поговорки о хлебе.

  • “Без соли, без хлеба – половина обеда”,
  • «Будет хлеб, будет песня»
  • “Гречневая каша – матушка наша, хлебушек ржаной - отец наш родной”
  • «У кого хлеб родится, тот всегда веселиться»
  • “Худ обед, когда хлеба нет”.

Воспитатель: А какие хлебобулочные изделия вы знаете?

А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит?

Ранней весной на поля выходят трактора. Поле нужно вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день – год кормит”. Чтобы быстро засеять огромные поля работают другие машины - сеялки.

В тёплой, мягкой земле крошечные зёрна прорастают, появляются всходы, которые наливаются в колосья. Летом все поле в колосьях.

Когда наступает осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. В поле выходят комбайны, чтобы собрать урожай.

На машинах зерно везут на элеватор. Это – это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают.

Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из муки пекари пекут хлеб.

Физкультурная пауз а

Представьте себе, что вы зернышки.

Вы лежите в земле, вам тепло, мягко.

Прошел теплый весенний дождик,

Зернышки набухли, лопнули и стали расти.

Пробил росток землю

и потянулся к солнышку.

Подрос росток, окреп и превратился в колосок.

Ветерок подул и закачались в поле колоски.

Присесть, обхватить колени руками.

Постучать палицами по полу

Поднять голову, отвести локти в стороны.

Медленно выпрямиться.

Покачать руками.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и имеет разный вкус? (Ответы детей)

Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.

Игра «Какой колосок»

Колосок из зерна пшеницы (какой?) – пшеничный.

Колосок из зерна ржи (какой?) – ржаной.

Колосок из зерна овса (какой?) – овсяный.

Колосок из зерна гречихи (какой?) – гречишный.

Колосок из зерна ячмень (какой?) – ячменный.

Колосок из зерна кукурузы (какой?) – кукурузный.

Игра «Новые слова»

Образуйте новые слова от слова «хлеб».

  • Крошки хлеба (какие?) - хлебные.
  • Посуда для хлеба (что это?) – хлебница.
  • Квас из хлеба (какой) - хлебный.
  • Человек, который печет хлеб – хлебопек .
  • Прибор для резки хлеба – хлеборезка.

Педагог: Ребята, послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»

Три паренька по переулку

Играли, будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку,

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя

Остановился и вздохнул.

И на ребят совсем не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг, спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

«Вы кто такой?» - спросили дети,

Забыв на время про футбол

«Я пекарь» - человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это словно пахло хлебом,

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Поля пшеницы золотой.

  • Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)
  • Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы детей)
  • Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)

Получить хлеб – это долгая и трудная работа, которой занимается много людей.Поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу.

Запомните правила:

v Берегите хлеб, он дорого достается.

v Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.

v Никогда не бросайте хлеб.

v Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Ребята, хотите побыть пекарями? Я приготовила для вас тесто и предлагаю изготовить из него разные хлебобулочные изделия.

Лепка «Хлебобулочные изделия»

Дети лепят из соленого теста различные хлебобулочные изделия (бублики, пряники, пирожки и т.д.)

Итог деятельности : Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал,что…” (Ответы детей).

Не кидайте хлеб, уважайте труд людей!

Тема: «Хлеб - всему голова!»

Цель: Уточнить и закрепить представление детей о выращивание хлеба (зерновых культур); о технике, которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая.
Задачи:
. расширить знания детей об истории появления хлеба, как продукта питания;
. учить детей составлять рассказ на заданную тему по опорной схеме, развивать умение подбирать для рассказа самое интересное и существенное. Развивать связную речь детей; активизировать в речи детей прилагательные, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь детей; упражнение в употреблении существительных Т.п., в падежном и предложном согласовании, образовании относительных прилагательных; .
. Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой.

Подготовили и провели: учитель логопед -

Ефремова Н.А.,

Муз. руководитель: Богучарская А.Е.

Цели , задачи:

1 раздел - звукопроизношение .

  • работать над дифференциацией шипящих, свистящих, сонорных,заднеязычных звуков в процессе автоматизации в речи;
  • 2 раздел - Развитие связной речи
  • совершенствовать навыки составления рассказов по фото - презентации; совершенствовать навыки образования родственных слов;
  • продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи;
  • стимулировать собственные высказывания - реплики, вопросы, ответы (правила обращения с хлебом, хлебобулочными изделиями);

3 раздел - Общие речевые навыки .

  • продолжать развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать четкость дикции (“Каравай ”, «Пых-Пых -Русский самовар» -песня танец; “Вот он хлебушек душистый ”-.стихотворение)
  • закреплять навык правильного голосоведения.
  • расширять предметный словарь: элеватор, злаки, уборка, трактор, каравай, комбайн, комбайнер, тракторист, пекарь, мельник;
  • расширять словарь признаков: продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными (хлеб-какой: ароматный, свежий, ржаной, сдобный, пшеничный, хрустящий, вкусный, витаминный);
  • расширять глагольный словарь: согласование существительных и глаголов (хлеб растить, убирать урожай, молоть зерно, месить тесто, печь каравай, продавать хлеб)
  • в процессе обогащения словаря и уточнения семантики слов фиксировать внимание на полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении;
  • 4раздел - Логопедическая пятиминутка
  • развитие координации речи с движением - физминутка -“Колосок ”;
  • 5 раздел - Развитие лексико-грамматических категорий
  • Применение игр: «Распознай злаки», «А какой хлеб на вкус?», «Обобщающее слово»;
  • 6 раздел - Развитие мелкой и крупной моторики - применение «Тестопластики»

Оборудование: печка, (хлебобулочные изделия, приготовленные руками родителей), злаки разных зерновых культур, фото-презентация «Хлеб всему голова!», колоски пшеницы, каравай, самовар, скатерти, фартуки, тесто (соленое), изделия из соломы, гербарии злаковых культур, рожь, пшеница, рожь, ячмень),соломинки, формочки для выпечки, влажные салфетки, колпаки для поварят(песня-танец «Пых-Пых,Русский самовар»

Ход занятия:

I.Организационный момент.

(Зал украшен по теме «Хлеб - всему - голова!», под музыку "Русское поле" дети заходят в зал, логопед встречает их в костюме русской девушке).

1.Логопед: Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль — это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

Хлеб да соль вам, гости дорогие!

(А. Коршун)

2.(Выходит девочка под музыку и подносит гостям на красивом рушнике хлеб-соль, произносит слова).

Вот он - хлебушко душистый,

Вот он - тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В нём - здоровье наше, сила,

В нём - чудесное тепло;

В нём - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щёки, -

Вырастай богатырём.

II. Основная часть.

Ребята исполняют песню «Каравай»:

Каравай земли и неба на твоем столе

Ничего сильнее хлеба нету на земле!

Припев: в каждом маленьком кусочке хлебные поля,

И на каждом колосочке,

И на каждом колосочке - держится Земля

Сегодня на нашем столе, на самом почётном месте, лежит хлеб.

Какой хлеб вы любите? (батоны, пирожки, пирожные, булочки).А как можно назвать все это двумя словами?(Хлебобулочные изделия).

А каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, белый, ароматный, горячий, свежий, полезный, витаминный).

Правильно, хлеб бывает разный, но полезный и вкусный он бывает весь. В хлебе содержится витамин - В, он укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, память, пищеварение.

Ребята, а давайте, мы с вами вспомним «Как хлеб пришел к нам на стол?» (беседа по фото-презентации - « От зернышка до каравая»).

Когда пашут землю в поле? В какое время года?

Чем засеивают поля? (зерновыми культурами)

Назовите профессию людей, которые занимаются посадкой зерновых культур? (трактористы)

Вот и я вам предлагаю побывать в роли маленьких зернышек.

Физминутка: «Колосок»

Мы маленькие зерна, (присели),

Сидим пока в земле (касаются руками пола),

Вот солнце пригревает (показывают солнце над головой),

И мы растем в тепле (тянемся руками вверх).

Боимся непогоды: грозы, дождя и вьюг (наклоны),

Из зерен вырастают колосья там и тут (тянем вверх ладони и медленно встаем).

А сейчас я предлагаю вам подойти к столу и рассмотреть, колоски и зерна.

Скажите, что есть у колоска?

На чем держится колосок?(на стебельке)

Как называется стебель у колоска? (соломинка)

Он внутри какой? (пустой)

А как вы это докажите? (мы подуем в него)

Что из него выходит? (воздух, значит он действительно пустой).

В колоске много зерен. А как называют растения, у которых есть соломинка и зерна? (злаковые)

Игра «Назови злаки? (в пакетиках разные зерна, ребята угадывают их названия)

Какой вид транспорта применяют при уборке урожая? (комбайны, самосвалы).

Как называют людей, управляющих комбайнами? (комбайнеры).

Куда везут зерно с полей? (на элеватор).

Что это за место? (хранилище и сушка зерна).

А, где получают муку (на мельнице, мукомольном заводе).

Чем занимаются люди на пекарне?(пекут хлеб и др. изделия)

Предлагаю вам попробовать на вкус разный хлеб(черный, белый)

Игра «Угадай на вкус»

Как называется хлеб из пшеницы?(пшеничный),он какого цвета? (белый)

А из ржаной муки? (ржаной, черный хлеб)

А из овсяной? (овсяный, серый)

Куда попадает хлеб из пекарни? (в магазин)

Посмотрите, вот и мы пришли в магазин. Что вы видите на прилавках?(пироги,печенье,макароны,пирожки,хлеб,баранки,бублики,пирожные)

Как мы назовем все эти изделия одним названием? (хлебобулочные). Все вы отведаете их после нашей прогулке.

III. Тестопластика.

В старину был такой обычай: дарить дорогим людям изделия из соленого теста, а назывались они « Хлебосол». Изделия эти приносили благополучие и богатство в дом.

Мы с вами уже знакомы с техникой лепки из соленого теста, я предлагаю вам вылепить каждому свое изделие и в конце нашего праздника подарить его гостям. У нас готовое тесто, приступайте за работу.(ребята одевают все фартуки и готовят свой «хлебосол». Ваши работы требуют еще сушки и украшения, но предоставим нашим гостям возможность самим высушить и проявить свою фантазию в украшении изделия.

IV. Заключительная часть.

На Руси девушки готовили еду, а юноши «затевали» самовар.

Вот и наши девочки пока будут накрывать на стол, мальчики исполнят песню-танец «Пых, Пых - Русский самовар»

Молодцы, вы все славно потрудились.

Ребята, хлеб очень важный продукт, который проходит сложный путь от зернышка до каравая.

Легко ли его растить?

Нужно ценить и уважать хлеб и людей, принимающих участие в его производстве и выращивании.

Какие правила пользования хлебом вы знаете?

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

Хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб друзья!

(Ребята дарят гостям поделки из соленого теса и приглашают на чаепитие)

Тема: Хлеб - всему голова

Цель: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы отправимся в чудесный магазин «Колос». Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Назовите их. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт и т. д.)

Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. Всем знакомые слова: «Хлеб - всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, то и стол - доска».

Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко - калачу дедушка».

Каравай

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе -

Нет вкусней на земле.

(Я. Дягутите)

Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды и т.д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)

Хлеб

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом. На хлебозаводах города Воронежа ежедневно выпекается 60 наименований хлебобулочных изделий и свыше 100 кондитерских изделий.

Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба. (Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.)

Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.

Руки человека

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна.

(Я. Дягутите)

Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.

Руки человека

Склонила тяжелую голову рожь.

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

(Я. Дягутите)

С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время - осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т.д.)

Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь? А вы помогали им? (рассказы детей)

Ребята, а теперь посмотрите, как помогали Петушку Круть и Верть из сказки «Колосок».

Вбегают Круть и Верть, веселятся, хохочут, прыгают. Вдруг приходит Петушок с колоском и говорит:

Эй, Круть! Эй, Верть! Где вы, бездельники?

Мы здесь.

Опять вы веселитесь, без дела скачете. Посмотрите, какой я колосок нашел. Его надо обмолотить, зерно в мешок сложить, мешок на мельницу отвезти, муки намолоть, тесто замесить, пирогов напечь. Кто это будет делать?

Только не мы. У нас лапки маленькие, пальчики слабенькие. Мы не умеем!

Ну, это не беда! Пальчики слабенькие мы сейчас потренируем.

Пальчиковая игра.

Ну, вот, пальчики потренировали, они стали крепкими, умелыми. А теперь будем вместе пироги печь. Смотрите на схему и выполняйте все четко за мной.

Имитация «Печем пироги» (под музыку)

Засучили рукава ⇒ высыпали муку ⇒ налили воду ⇒ добавили соль ⇒ вбили яйцо ⇒ перемешали ⇒ побили тесто ⇒ раскатали ⇒ нарезали ⇒ налепили пирожков ⇒ разложили на противень ⇒ поставили печь ⇒ испекли, понюхали ⇒ взяли все по пирожку ⇒ попробовали, съели ⇒ поблагодарили.

Петушок. Ну, что, Круть, ну, что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились.

Круть . Золотые руки не знают скуки.

Верть. Хочешь есть калачи - не лежи на печи!

Круть . Худ обед, когда хлеба нет.

Верть . Сделал дело, а теперь гуляй смело.

(Петушок, Круть, Верть и все дети веселятся.)

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста: «Хлеб – наше богатство!"

Образовательная область «Познание» для старшего возраста

Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам, ведущим кружки по экологии.
Цель: Формирование понятия о социальной значимости труда хлебороба.
Задачи:
- Уточнить знания, что хлеб является ежедневным продуктом
- Дополнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Закреплять знания о последовательности этапов выращивания хлеба.
- Познакомить с профессией хлебороба.
- Учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим
- Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать вопросы и ответы товарищей.

Словарная работа:
Развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.

Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассказов о труде взрослых отгадывание загадок о хлебе, рассматривание иллюстраций о работе хлебороба, знакомство с пословицами о хлебе

Методика проведения:
Воспитатель: Ребята, что вы сегодня ели на завтрак? (Молочная каша, булка, чай)
- А вчера? (Омлет, булка с маслом, кофе)
- А что было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)
Воспитатель: Дети, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Правильно, Каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Дети, а вы любите хлеб?


- Какой хлеб вы любите? (белый, мягкий, булки с изюмом)
Воспитатель: Хлеб это символ благополучия, достатка.


Когда хлеб на столе - это богатство в доме.
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, аппетитный, ароматный)

Дидактическая игра: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; (показать картинки)


Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно вкусный и полезный. Ребята, а вы знаете, Откуда берётся хлеб? (выпекают в хлебопекарне)


Воспитатель: Совершенно верно, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. Можно выпечь хлеб и дома и многие хозяюшки приготавливают этот важный продукт в домашних условиях.

Воспитатель: А из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки


Воспитатель: Посмотрите, у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками, какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая)
Воспитатель: дети, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? Назовите, какие нужны продукты?
Воспитатель: В муку добавляют дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт – это мука. Хлеб бывает чёрный и белый (показать детям)


Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Раздать детям кусочки белого и чёрного хлеба и попросить попробовать и определить вкусовые качества.
Воспитатель: Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? (из разной муки пекут)
Воспитатель: Есть мука пшеничная – из неё пекут белый хлеб. А из ржаной – чёрный. Откуда же берётся пшеничная и ржаная мука? (из пшеницы и ржи)
Загадать загадку:
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)


Воспитатель показывает детям колосья пшеницы и ржи, а рядом разместить пакеты с мукой.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Физминутка – игра: «Из зернышка - колосок».
Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.
Ход игры:
Предложить детям встать в круг и превратиться в «маленькое сморщенное семечко» (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками).
Взрослый – садовник – поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. Семечко медленно растет, раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски колышатся (руки вверху, покачать из стороны в сторону) Поспел урожай, приезжай, убирай! (дать игрушечный руль одному ребёнку и «поехать» по кругу)

Воспитатель: Взгляните, это пшеничные зёрна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку, зёрна надо размолоть. А ещё раньше добыть из колючих колосков, то есть обмолотить колоски.
Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю (так говорят: хлебное поле) комбайны
"Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет".



Комбайны скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая автомашина. И зерно, с помощью специального устройства, пересыпается в кузов.
Воспитатель: Дети, кто выращивает хлеб на полях нашей родины? (хлеборобы) Давайте хором произнесём – хлеборобы.



- Выращивают и убирают хлеб такие люди, как хлеборобы. В поле трудятся с самого раннего утра и до поздней ночи, убирают до последнего колоска. Труд этих отважных людей очень кропотливый и требует огромного труда, ведь хлеб – это ценнейший продукт питания. Труженики полей пользуются большим уважением и вниманием «Труд земледельца велик и почётен»
Комбайны продолжают работать, а куда же идут машины с зерном? (на приёмные пункты)


- На приёмных пунктах зерно взвешивают, определят качество и решают, куда дальше его отправить. А отправить его можно на мельницу или элеватор.


Элеватор – это специальное сооружение для длительного хранения зерна. Там зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется и можно будет заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?


Из зерна, поступившего на мельницу, мелют муку. Её отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.


«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»- так гласит русская народная пословица. Вы догадались о чём речь? Правильно, хочешь калачей – трудись!

Давайте поиграем в игру «Пугало» (с помощью считалки выбрать водящего)
Дети идут по кругу и громко поют.
Пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону.
В огороде пугало, пугало стоит
Колоски нам пугало рвать с грядки не велит (грозят пальчиком)
Мы тихонько подойдем
Колосочков мы нарвем (дети идут на носочках к Пугалу)
Пугало громко поет
Колоски нельзя здесь рвать
Буду я вас догонять. (Дети убегают на стульчики, Пугало их догоняет.)

Воспитатель: Итак, сегодня вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка? Чтобы на нашем столе всегда был свежий, душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей.

Рефлексия:
- Что делают хлеборобы? (засевают зерном поля, выращивают хлеб)
- Куда везут зерно с поля? (на приёмный пункт, затем на элеватор)
- Где мелют зерно? (на мукомольне)
- Люди какой профессии выпекают хлеб? (пекари)
Воспитатель: Ваша семья может купить столько хлеба. Сколько потребуется. Однако, хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного.

Открытое занятие для детей старшей группы

Провела Селезнева Г.А.

Программное содержание:





-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Оборудование: проектор, компьютер, картинки, тарелка с мукой, выпечка.

Обогащение словаря : чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод.

Воспитатель: сегодня, ребята, у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чём оно будет, вы узнаете, отгадав загадку;

Загадка про хлеб

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает - подгорелый.

Без него плохой обед,

Отгадали?

Дети: Это хлеб.

Воспитатель (поднимает хлеб)


Серёжа:
Воспитатель:
Как тебе, Серёжа,не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.

Серёжа:
Воспитатель:
Давайте, ребята, расскажем Серёже, о том, что хлеб – это самый дорогой продукт и как тяжело его вырастить. Серёжа, ты готов нас послушать и посмотреть? Тогда будь внимателен.

Воспитатель: Каждый день у нас на стол и в детском саду, и дома подаётся хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? .

Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин?

Воспитатель: Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети: Да хотим.

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.



Дождик землю поливал,

К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнёр.

Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 4)

Дети: Собирает колосья.

Воспитатель:
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: На мельницу. (слайд 6,7)

Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарню. (слайд 8)

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:




Воспитатель:
Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.

Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой муки печётся ржаной хлеб: (Показ ржаной муки и ржаного хлеба)

Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку, из которой печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, что еще можно испечь из такой муки?

Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари. (слайд 9)

Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель : Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.

Хлеб – всему голова . Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).

Воспитатель: -давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки- стойте тихо. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?

Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. В России гостей уважительно встречали с хлебом и солью. (слайд 10)

Хлеб

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Хлеб – всему голова»

Открытое занятие для детей старшей группы

Провела Селезнева Г.А.

Программное содержание:

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Оборудование: проектор, компьютер, картинки, тарелка с мукой, выпечка.

Обогащение словаря : чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод.

Воспитатель: сегодня, ребята, у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чём оно будет, вы узнаете, отгадав загадку;

Загадка про хлеб

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает - подгорелый.

Без него плохой обед,

Отгадали?

Дети: Это хлеб.

Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.

Воспитатель (поднимает хлеб)

Серёжа, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно, к ак с хлебом надо обращаться? Безобразие!
Серёжа: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.
Воспитатель:
Как тебе, Серёжа,не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.

Серёжа: Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.
Воспитатель: Ты, Серёжа, не прав и многого не знаешь оказывается.
Давайте, ребята, расскажем Серёже, о том, что хлеб – это самый дорогой продукт и как тяжело его вырастить. Серёжа, ты готов нас послушать и посмотреть? Тогда будь внимателен.

Воспитатель: Каждый день у нас на стол и в детском саду, и дома подаётся хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Белый, булки с изюмом, мягкий) .

Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин?

Воспитатель: Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети: Да хотим.

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнёр.

Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 4)

Дети: Собирает колосья.

Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. (слайд 5)
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: На мельницу. (слайд 6,7)

Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарню. (слайд 8)

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол.
- Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.
Воспитатель: Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении?
Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.

Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой муки печётся ржаной хлеб: (Показ ржаной муки и ржаного хлеба)

Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку, из которой печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, что еще можно испечь из такой муки?

Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари. (слайд 9)

Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель : Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.

Хлеб – всему голова . Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).

Воспитатель: - давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки- стойте тихо. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?

Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. В России гостей уважительно встречали с хлебом и солью. (слайд 10)

Хлеб

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю.

Сажают специальными машинами - сеялками.

Потом вырастают вот такие колоски

Колоски собирают машины - комбайны

Элеватор

Отвозят зерно на мельницу Фролова Ольга Ивановна д/с № 1687

Там зёрна перемелют в муку.

Из муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки.

Хлебобулочныеизделия.