Что такое казначейство: органы Федерального казначейства. Чем занимается казначейство? Главное управление федерального казначейства рф
Флаг Федерального казначейства (Казначейства России) на его здании, расположенном на Биржевой площади в Москве. Фото: РИА Новости / Наталья Селиверстова
Казначейство России — это госструктура, которая занимается централизацией, управлением и распределением федеральных денежных потоков и финансовыми вложениями. Находится в ведении Минфина РФ. Образована в 8 декабря 1992 года.
Основные функции Казначейства России:
- обеспечение исполнения федерального бюджета
- кассовое обслуживание
- учет и распределение поступлений
- управления рыночными и валютными рисками.
Полномочия Федерального казначейства:
- распределяет (по законодательно установленным нормативам) доходы, поступившие в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
- открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ;
- осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
- открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну и др.
Структура
Федеральное казначейство в своей структуре имеет 85 территориальных органов и одну подведомственную организацию — Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». За пределами России ведомство представительств не имеет.
История
Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея — должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III , казенных дворов.
В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.
Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II , крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».
Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.
Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I . В 1802 году им был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов. А 15 февраля 1821 года в структуре нового ведомства был создан Департамент Государственного казначейства, ставший ядром всей системы казначейской службы России.
В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств. Предметами ведения казначеев в то время были: прием и хранение всех доходов; продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов; выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов, перевод денег и так далее.
С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии — Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем — Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.
Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 был решен вопрос о возрождении казначейства в России.
Комментарии по заполнению документов на открытие лицевого счета в Управлении Федерального казначейства по г. Москве
1. Заявление на открытие лицевого счета (приложение № 2 к приказу Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н).
а) Дата Заявления, аналогична дате 30.12.2008 ;
б) Полное наименование клиента;
в) ИНН клиента;
г) КПП клиента;
д) По строке «Код КОФК» указывается 7300 ;
е) По строке «Федеральное казначейство, орган Федерального казначейства» указывается: У правление Ф
ё) По строке «Прошу открыть лицевой счет (вид лицевого счета)» указывается наименование лицевого счета – «администратора доходов бюджета» ;
ж) Справа от наименования лицевого счета указывается код соответствующего вида лицевого счета (смотрите оборотную сторону Заявление на открытие лицевого счета) – «04» ;
з) Должности руководителя и главного бухгалтера указываются без сокращения перед фамилией.
и) Заявление на открытие лицевого счета представляется на 1-м листе формата А4 (лицевая и оборотная сторона).
й) Дата подписания (внизу документа).
2. Две карточки образцов подписей (приложение № 3 к приказу Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н). Заверяется 1 карточка образцов подписей у нотариуса.
Обязательные поля заполнения:
а) По строке «Карточка образцов подписей №» указывается порядковый номер при учете карточек подписей в бухгалтерии клиента (при отсутствии учета карточек в бухгалтерии - «№1»);
б) Дата Карточки образцов подписей, аналогична дате , указанной в правом верхнем углу (после строки «Форма по КФД») – 30.12.2008 ;
в) Полное наименование клиента;
г) ИНН клиента;
д) КПП клиента;
е) По строке «Юридический адрес» перед словом Москва необходимо ставить пробел;
ё) По строке «Телефон» указывается номер телефона, с учетом кода города;
ж) Наименование главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора дефицита бюджета , главного администратора доходов бюджета;
и) По строке «Код КОФК» указывается 7300 ;
й) По строке «Федеральное казначейство, орган Федерального казначейства» указывается: У правление Ф едерального казначейства по г. Москве (перед словом Москва необходимо ставить пробел);
к) Должности руководителя и главного бухгалтера указываются без сокращения . Фамилию, имя и отчество необходимо указывать полностью . Имя и отчество после фамилии.
л) Карточка образцов подписей представляется на 1-м листе формата А4 (лицевая и оборотная сторона).
м) Дата подписания (внизу документа).
3. Перечень главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов и администраторов доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований (местного бюджета) (приложение № 1 к приказу Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н). Заполняется только
Обязательные поля заполнения:
а) По строке «Перечень №» указывается номер по порядку . При первичном представлении – «1»;
б) Дата Заявления, аналогична дате , указанной в правом верхнем углу (после строки «Форма по КФД»);
в) По строке «Финансовый орган» указывается полное
г) По строке «Наименование бюджета» указывается «местный »;
д) По строке «Наименование органа Федерального казначейства» указывается: У правление Ф едерального казначейства по г. Москве (перед словом Москва необходимо ставить пробел);
е) По строке «Код КОФК» указывается 7300 ;
ё) Порядковый номер (графа 1);
ж) Наименование указывается полное и сокращенное в соответствующих графах (2 и 3);
При наличии у муниципалитета подведомственного учреждения, указывается строкой ниже наименование полное и сокращенное в соответствующих графах (2 и 3). В 5 графе указывается полное наименование вышестоящего участника бюджетного процесса по ведомственной подчиненности;
з) Должности руководителя и ответственного исполнителя указываются без сокращения . Инициалы необходимо указывать перед фамилией.
и) Дата подписания.
4. Сведения о нормативах распределения поступлений между бюджетами на 2009 год. Заполняется только внутригородскими муниципальными образованиями.
Обязательные поля заполнения:
а) Дата заполнения указана в правом верхнем углу (после строки «Форма по КФД»);
б) По строке «по ОКПО» указывается Общероссийский классификатор предприятий и организаций, который представляет собой постоянно пополняемый перечень уникальных идентификационных кодов, присваиваемых ежедневно территориальными органами Федеральной службы государственной статистики всем созданным в России юридическим лицам, а также гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя .
в) По строке «Номер счета» указывается 40204 .
г) По строке «Финансовый орган» указывается полное наименование клиента – наименование муниципалитета;
д) По строке «Наименование бюджета» указывается «местный »;
е) По строке «Наименование органа Федерального казначейства» указывается: У правление Ф едерального казначейства по г. Москве (перед словом Москва необходимо ставить пробел);
ё) По строке «Код КОФК» указывается 7300 ;
ж) В графе 1 указывается наименование кода бюджетной классификации ;
з) В графе 2 указывается код бюджетной классификации;
и) В графе 3 указывается норматив (процент) отчислений в бюджет;
й) В графе 4 указывается код вида бюджета;
к) Код по ОКАТО территории, на которой действует норматив;
л) Дата начала действия норматива;
м) Дата окончания действия норматива;
н) Должности руководителя и ответственного исполнителя указываются без сокращения . Инициалы необходимо указывать перед фамилией.
о) В поле «Телефон» указывается номер телефона, с учетом кода города.
п) Дата подписания.
Указываются все виды поступлений, включая субсидии субвенции и доходы по ведомству «182» с полной детализацией .
В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме городов районного подчинения, районам и районам в городах.
Главные задачи органов Казначейства:
1) организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы;
2) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;
4) сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;
5) управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
6) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.
К функциям Главного управления федерального казначейства Минфина РФ относятся:
Организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;
Руководство работой территориальных органов Федерального казначейства;
Доведение до территориальных органов Федерального казначейства размеров ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым ими территориям;
Ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
Организация распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, передача в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;
Управление доходами и расходами федерального бюджета и другими централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ, распоряжение средствами на соответствующих счетах в банках, кроме средств государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств, осуществление операций с этими средствами;
Организация осуществления взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами, организация контроля за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;
Организация и осуществление: краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета, других централизованных финансовых ресурсов и направлений их использования; учета операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах казначейства; сбора, обработки и анализа информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
Осуществление по поручениям Правительства РФ и Минфина РФ других операций со средствами федерального бюджета, другими средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;
Организация работы территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;
Управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга совместно с Банком России и другими уполномоченными банками, организация и осуществление размещения на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;
Организация и ведение операций по учету государственной казны.
Органы Казначейства по субъектам РФ, а также городам с районным делением, имеющим в своем подчинении нижестоящие органы Казначейства, осуществляют на соответствующей территории функции, применительно к функциям, рассмотренным выше, кроме функций, относящихся исключительно к обслуживанию федерального бюджета, закрепленным за Главным управлением федерального казначейства.
Органы Казначейства по городам, кроме городов районного подчинения, районам, районам в Городах выполняют следующие функции:
Осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, контроль за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;
Обеспечивают целевое финансирование предприятий за счет средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и целевое использование федеральных внебюджетных средств;
Обеспечивают полный учет распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
Осуществляют распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, производят отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в местные бюджеты;
Осуществляют операции со средствами федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральными внебюджетными средствами;
Осуществляют кассовое планирование средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств и направлений их использования;
Контролируют своевременность совершения операций и целевое направление использования средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
Осуществляют по представлению Министерства РФ по налогам и сборам возврат в федеральный бюджет излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;
Осуществляют учет операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах органов Федерального казначейства, обслуживающих соответствующую территорию;
Осуществляют сбор, обработку и передачу вышестоящим органам Казначейства информации и отчетов об исполнении доходов и расходов федерального бюджета, о финансовом исполнении государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлении и использовании федеральных внебюджетных средств;
Осуществляют отдельные операции по поручению вышестоящих органов Казначейства.
Органы Казначейства наделены следующими правами;
Открывать счета для зачисления и выдачи средств в Банке России, его учреждениях на местах, других кредитных организациях;
Приостанавливать операции по счетам предприятий, включая банки, использующих средства федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные средства, в случаях непредставления или отказа предъявить органам Казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств;
Выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в государственные федеральные внебюджетные фонды или федеральных внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия штрафа в размере ставки рефинансирования Банка России;
Налагать на кредитные организации штраф при несвоевременном исполнении ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в государственные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и этих фондов на счета получателей в соответствующие кредитные организации в размере действующей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в Банк России представления о лишении кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций.
Федеральное казначейство осуществляет следующие бюджетные полномочия:
Организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
Исполняет федеральный бюджет, а также бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
Осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
Осуществляет операции со средствами федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
Составляет отчет об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
Готовит отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
Представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;
Устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
Открывает и закрывает в Банке России и его учреждениях, а также в уполномоченных кредитных организациях счета для зачисления и выдачи бюджетных средств;
Открывает и закрывает лицевые счета главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета других получателей бюджетных средств;
Обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и других сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств федерального бюджета;
Получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов;
Направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, Банку России и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществляет контроль за их устранением; приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
Взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета бюджетные средства, используемые не по целевому назначению;
Взыскивает со всех счетов бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, бюджетными кредитами;
Налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в пределах своей компетенции;
Ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета;
Осуществляет другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.
Федеральное казначейство может осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по заключенным с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления соглашениям.
Полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации, включая кредитные организации, осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.
В числе важнейших российских финансовых органов — Федеральное казначейство. Какие задачи оно решает? Как организовано управление данной государственной структурой?
Федеральное казначейство: нормативное регулирование
То, какие задачи решает Федеральное казначейство, функции выполняемые данным регулируются на уровне отдельных нормативных актов. Главным из них можно назвать Постановление Правительства № 703, принятое 01.12.2004 года. Данный нормативный акт регламентирует, как функционирует система Федерального казначейства, как организовано управление данным учреждением, и многие другие аспекты деятельности соответствующей государственной структуры.
Указанный источник права также определяет координаты рассматриваемого ведомства. Где же расположено Федеральное казначейство? Адрес ведомства, что примечательно, обозначен в регулирующем законодательстве несколькими пунктами. Один из них: Москва, ул. Ильинка, д. 7, 9, а также 10/2, строение 1.
Изучим теперь основные положения указанного нормативного акта в части определения задач, полномочий, функций, а также организации управления Федеральным казначейством подробнее.
Правоприменительные функции
В соответствии с положениями регулирующего законодательства рассматриваемое ведомство выполняет следующие основные функции:
- правоприменительные;
- контрольные и надзорные.
Фактически они соответствуют ключевым направлениям деятельности, которые осуществляет Федеральное казначейство.
Функции данного ведомства, которые классифицируются как правоприменительные, связаны, главным образом, с исполнением федерального бюджета, а также кассовым обслуживанием платежей, имеющих отношение к иным правоотношениям в рамках России. Федеральное казначейство, выполняя рассматриваемую функцию, выполняет предварительный, а также над соответствующими финансовыми операциями.
Контрольные и надзорные функции ведомства
Собственно, контроль — это другое важнейшее направление деятельности такой структуры как Федеральное казначейство. Функции в данном направлении работы ведомства могут быть связаны как с решением задач в рамках финансово-бюджетной сферы, так и со взаимодействием с частными структурами — например, аудиторскими фирмами. Контроль дополняется надзором — деятельностью, не предполагающей значительного вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов бюджетного процесса и иных имеющих отношение к данной сфере организаций.
Функции государственной структуры, о которой идет речь, могут расширяться и дополняться — исходя из порядка исполнения ее полномочий, а также особенностей решения задач, которые возложены на ведомство.
Какими полномочиями обладает Федеральное казначейство?
Рассмотрим, таким образом, какие полномочия Федерального казначейства установлены регулирующим законодательством. К таковым относятся, в частности:
- доведение до участников бюджетного процесса сведений по лимитам обязательств, а также объемам государственного финансирования;
- учет операций, имеющих отношение к кассовому исполнению бюджета страны;
- открытие в Банке России, а также частных кредитных организациях счетов в целях учета государственных средств в соответствии с нормами законодательства РФ, установление режимов данных аккаунтов;
- открытие, а также ведение лицевых счетов по операциям участников бюджетного процесса;
- управление сводным реестром участников бюджетного процесса;
- учет по показателям сводной росписи государственного бюджета, по лимитам обязательств;
- предоставление в Минфин России оперативных сведений, а также отчетности, связанной с исполнением государственного бюджета;
- получение от участников бюджетного процесса материалов, которые нужны для формирования отчетности по исполнению государственного бюджета;
- распределение доходов от перечисления в бюджет налогоплательщиками федеральных платежей в соответствии с нормами законодательства;
- прогнозирование, кассовое планирование распределения средств государственного бюджета;
- управление различными операциями в рамках единого счета государственного бюджета;
- кассовое обслуживание исполнения различных бюджетов;
- осуществление кассовых выплат в рамках финансовых операций от лица компетентных государственных органов;
- проведение предварительного, а также текущего контроля над проведением операций с денежными средствами федерального бюджета, осуществляемых распорядителями и получателями;
- подтверждение финансовых обязательств государственного бюджета;
- применение разрешительной подписи в рамках реализации права на осуществление государственных расходов с учетом установленных лимитов;
- осуществление контроля и надзора в рамках бюджетного процесса;
- проведение внешнего контроля качества результатов работы аудиторских фирм в соответствии с законодательством РФ;
- проведение анализа исполнения различных бюджетных полномочий государственными и муниципальными структурами;
- оценка результатов работы главных администраторов средств государственных бюджетов, которая направлена на проведение внутреннего контроля и аудита, а также передача данным структурам необходимых рекомендаций;
- утверждение требований к реализации государственными и муниципальными органами контроля установленных законом полномочий;
- осуществление производства в рамках дел, связанных с административными правонарушениями в соответствии с нормами законодательства РФ;
- осуществление контроля над своевременностью, а также полнотой устранения различными субъектами бюджетного процесса выявленных нарушений законодательства РФ, а также над возмещением с их стороны причиненного вреда;
- представление в порядке, определенном законодательством, интересов государства в судебных органах власти в рамках рассмотрения споров, которые имеют отношение к компетенции ведомства.
Полный перечень полномочий рассматриваемого органа власти — очень объемный. Полностью он раскрывается в положениях Постановления № 703. Данные полномочия могут отражать самые разные задачи, которые решает Федеральное казначейство, функции, которые выполняет ведомство. Полномочия — важнейший ресурс осуществления любым органом власти поставленных задач, и они предоставлены законодательством России рассматриваемому ведомству, таким образом, в достаточно широком спектре.
Цели Федерального казначейства
Итак, полномочия Федерального казначейства мы рассмотрели, теперь изучим, какие задачи решает данное ведомство. Прежде всего, стоит отметить, что они определяются ключевыми целями соответствующей структуры. К таковым относятся:
- формирование общего информационного пространства деятельности государственных и муниципальных структур, которая связана с управлением финансовыми потоками;
- обеспечение эффективного кассового обслуживания субъектов различных секторов в рамках системы государственной власти;
- совершенствование расчетов в рамках бюджетного процесса;
- содействие повышению эффективности управления бюджетными средствами;
- обеспечение надежности казначейской системы государства;
- разработка основ, а также реализация эффективной политики в области кадров.
Какие задачи решает Федеральное казначейство?
В свою очередь, задачи Федерального казначейства, определяемые исходя из необходимости достижения отмеченных целей, будут следующими:
- обеспечение прозрачности, а также доступности для заинтересованных лиц сведений о бюджетном процессе;
- создание и обеспечение развития государственных информационных систем, имеющих отношение к управлению бюджетными средствами;
- кассовое обслуживание операций в рамках бюджетной системы на различных уровнях;
- обеспечение применения новых технологий в работе, совершенствование инфраструктуры взаимодействия с субъектами бюджетного процесса;
- кассовое обслуживание различных государственных фондов;
- участие в разработке нормативных актов, регулирующих проведение различных бюджетных платежей;
- создание необходимых условий для интеграции различных процессов на уровне системы государственных закупок, а также исполнения бюджетов;
- совершенствование подходов к выстраиванию кадровой политики.
Изучим теперь, каким образом законодательство РФ регулирует организацию работы рассматриваемой государственной структуры.
Организация работы Федерального казначейства
Какое место соответствующая государственная структура занимает в системе органов власти РФ? По закону Федеральное казначейство подотчетно исполнительному органу — Минфину РФ. Главное исполнительное лицо ведомства — руководитель Федерального казначейства. Он получает свою должность, а также освобождается от нее Правительством РФ по представлению главы Минфина РФ.
Руководитель ведомства несет персональную ответственность за осуществление соответствующей государственной структурой возложенных на нее полномочий. У руководителя Федерального казначейства есть заместители, которые также назначаются и освобождаются от занимаемых позиций Правительством РФ по представлению главы Минфина РФ. При этом определяет, сколько у руководителя Федерального казначейства должно быть заместителей.
Специфика работы территориальных органов
Рассматриваемая государственная структура осуществляет деятельность через территориальные органы. При этом то или иное отделение Федерального казначейства в регионах может функционировать наряду с подотчетными рассматриваемой структуре казенными учреждениями.
Представительства соответствующей государственной организации могут взаимодействовать с региональными исполнительными органами, муниципальными структурами, иными управомоченными субъектами. Однако то или иное региональное управление Федерального казначейства, так или иначе, подчиняется федеральному центру. Во многих случаях вступление данных структур в те или иные правоотношения на уровне субъектов РФ может потребовать санкционирования вышестоящими государственными органами власти.
Таким образом, как федеральные, так и региональные органы Федерального казначейства подотчетны его руководителю. Полезно будет рассмотреть подробнее, какие задачи он решает — таковые определены законодательством в достаточно широком перечне.
Задачи руководителя Федерального казначейства
В соответствии с регулирующим законодательством глава Федерального казначейства решает следующие задачи.
Прежде всего, это между назначенными заместителями. Тот объем работы, который выполняют подотчетные Москве органы Федерального казначейства, достаточно велик, и для осуществления эффективного контроля над деятельностью региональных структур руководителю имеет смысл распределить свои обязанности между своими подчиненными.
Человек, занимающий соответствующую должность, также решает задачи, которые связаны с предоставлением Министру финансов РФ:
- проекта положения о деятельности ведомства;
- предложения относительно определения предельной численности, фонда оплаты труда специалистов центрального аппарата, а также территориальных структур Федерального казначейства;
- предложения о назначении на официальные должности заместителей руководителя ведомства, а также глав территориальных структур;
- проектных документов по ежегодному плану, а также прогнозным показателям работы ведомства,отчета об исполнении положений, зафиксированных в них;
- предложений, связанных с разработкой проекта государственного бюджета в части обеспечения деятельности ведомства;
- проектных документов по положению о территориальных структурах ведомства;
- предложений, касающихся награждения сотрудников центрального аппарата, территориальных структур ведомства и иных лиц, которые работают в регулируемой сфере, государственными наградами.
Кроме того, руководитель рассматриваемой государственной структуры решает такие задачи как:
- определение лиц, которые должны работать в центральном аппарате, а также замещать лиц, которые возглавляют управление Федерального казначейства в том или ином регионе;
- рассмотрение вопросов, связанных с прохождением теми или иными гражданами государственной службы в рассматриваемом ведомстве;
- утверждение положений, регламентирующих деятельность структурных подразделений в рамках центрального аппарата организации;
- формирование структуры, а также штатного расписания в рамках центрального аппарата — в пределах тех ресурсов по оплате труда, что определены Правительством РФ;
- утверждение сметы расходов, связанных с финансовым обеспечением центрального аппарата ведомства в пределах ассигнований, отраженных в государственном бюджете;
- определение численности штата, а также величины фонда оплаты труда сотрудников, осуществляющих деятельность в региональных структурах Федерального казначейства;
- установление сметы расходов, связанных с финансированием подразделений ведомства в субъектах РФ;
- утверждение положения о ведомства, документов, регламентирующих иные ведомственные награды;
- издание приказов в пределах своей компетенции — в соответствии с положениями Конституции РФ, федеральных нормативных актов.
Резюме
Таковы особенности организации работы ведомства в соответствии с регулирующим законодательством. Деятельность федерального казначейства строго регламентирована, поскольку данное ведомство решает важнейшие задачи управления государственным бюджетом. Рассматриваемая организация функционирует в рамках строгой ведомственной вертикали.
В компетенции такого органа как Федеральное казначейство — исполнение бюджетов на разных уровнях. В свою очередь, ведомство подотчетно главному органу власти, отвечающему за экономическое развитие страны — Министерству финансов России. Специфика правового регулирования деятельности ведомства характеризуется установлением норм, предполагающих решение им широкого круга задачи при наличии, вместе с тем, достаточно большого объема полномочий, установленных федеральным законодательством.