ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К ТРУДУ

Людмила Федоровна Губанова, старший воспитатель, МДОУ – детский сад №44 «Колокольчик», г.Серпухов

«Любовь ребенка к людям труда – источник

человеческой нравственности»

В. А. Сухомлинский

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.

Однако за последние время появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате педагоги отмечают у них недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра.

Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)

Подвижная (сюжетная, несюжетная)

Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

Углубить практические знания воспитанников;

Выявить интересы и склонности воспитанников;

Развивать интерес и умение осуществлять действия.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

Традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

Различные виды игр;

Наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);

Чтение художественной литературы;

Трудовая деятельность;

Экспериментальная деятельность;

Решение проблемных задач и ситуаций;

Развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

Театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в

различных ситуациях, имитационные упражнения);

Изобразительная деятельность.

Нетрадиционные формы:

Творческое моделирование и проектирование;

Разработка и составление алгоритмов;

Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

Виртуальные экскурсии.

Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие дидактические игры упражнения - «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Профессии», «Что будет, если…» и т.д..

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска?, зачем шахтеру каска с фонариком?, зачем повару фартук и колпак?, зачем космонавту скафандр и т.д.

Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

Что нам сделать, чтобы это узнать?

Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематических занятий («Страна профессий», «Что чем делают», «Все профессии хороши», «Кем я стану» и т.д.), бесед («Кто работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и т.д.), дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада.

Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.

Электронная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.

    Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

    Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2007.

    Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2003.

    Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;

    Используемые сайты интернета:
    www.Viki.rdf.ru
    http://pochemu4ka.ru/
    www.SkyClipArt.ru !
    http://community.livejournal.com/presentasii/1348.html

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера - тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.

В нашем разделе вы найдете самые разнообразные формы занятий, проводимых воспитателями - авторами сайт, а именно: планы ознакомления детей с профессиями; ; уроки и ; экскурсии; встреч с гостями; игровые шоу и викторины; творческие и информационные проекты.

От древних ремесел до профессий будущего

Содержится в разделах:
  • Социально-коммуникативное развитие детей. Социализация дошкольников
Включает в себя разделы:
  • Ателье. Знакомство с профессиями портного, швеи, модельера
  • Магазин. Знакомство с профессией продавца, сюжетно-ролевая игра «Магазин»
  • Повар, кондитер. Знакомство с профессией повара, экскурсия на кухню детского сада

Показаны публикации 1-10 из 4072 .
Все разделы | Профессии. Знакомство с профессиями и трудом взрослых. Профориентация дошкольников

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) «Такие разные профессии» . Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром ) Название : «Такие разные профессии » Цель : создание ситуации развития в процессе познавательной деятельности «Такие разные профессии » Задачи : 1.Создать условия для ознакомления детей с некоторыми профессиями 2 .Развивать...

Конкурс стихов "Есть такая профессия " прошёл 19 февраля 2019 года в МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида" города Пикалёво для всех дошкольников возрастных групп . Очень скоро будем отмечать праздник Защитника отечества. И наш конкурс чтецов посвящен именно этой...

Профессии. Знакомство с профессиями и трудом взрослых. Профориентация дошкольников - Квест-игра «В стране профессий» для старшего дошкольного возраста

Публикация «Квест-игра «В стране профессий» для старшего дошкольного...» Цель: знакомство дошкольников с профессиями посредством игровой деятельности. Задачи: Образовательные: расширять знания детей о разнообразных профессиях, их названии и содержании; формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по аппликации «Строитель». Тема недели «Профессии» Тема недели «Профессии» Конспект занятия по аппликации «Строитель» Методы и приемы: практические: наклеивание вырезанных форм на основу; наглядные: образец дома; словесные: вопросы, чтение стихотворения, пояснение. Материал к деятельности -макет улицы города без домов; -бумажные...

Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ «Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ» Составитель: старший воспитатель Пасько Г.В. Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Ведущую...

Презентация проекта «Все работы хороши» Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Элементарные знания помогут ребенку расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек,...

Профессии. Знакомство с профессиями и трудом взрослых. Профориентация дошкольников - Знакомство с профессией ветеринар. Конспект занятия по сказке К. Чуковского «Айболит»

Профессия Ветеринар Профессия ветеринара издавна почетна. В древние времена человек, ведающий, как вылечить скот от болезней пользовался огромным почетом, потому что от него часто зависело не только материальное благосостояние людей, но даже и жизнь. Животные стоили дорого и...

Презентация «Какие профессии у муравьёв?» Презентация для детей дошкольного возраста "Какие профессии у муравьёв?" Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию о муравьях, с помощью которой, вы просто, легко и в интересной форме, можете познакомить своих воспитанников с муравьями, их жилищем, их правилами....


Цель: познакомить детей с работой медицинской сестры в детском саду, расширить представления детей о профессии детского педиатра в больнице. Каждое утро в нашу группу приходит медицинская сестра, которая осматривает детей, желает им хорошего дня. Дети с радостью встречают...

СОД для детей подготовительной группы по познавательно - речевому развитию «Профессия повар» СОД для детей подготовительной группы по познавательно - речевому развитию с элементами экспериментирования на тему: "Профессия повар". Цель: Развивать коммуникативные навыки детей, умение применять их на практике для общения с окружающими. Задачи: 1. Пополнить знания и...

В сюжетно-ролевых играх применяют всевозможные аксессуары, инструменты и оборудование. Непринужденно играя, ребята знакомятся с множеством специальностей. Среди представленных авторами игр: «Буровая», «На приёме у врача», «Больница для игрушек», «Театр», «Изобретатели», «Магазин», «Швейное ателье», «Ветлечебница», «Зоомагазин», «Дизайнерская студия», «Красивая стрижка», «Космический корабль», «Программисты-компьютерщики» и другие.

Проектная деятельность воспитателей часто совмещает исследования краеведческого характера со знакомством ребят с профессиями, которые распространены и востребованы в их местности. Потому в рамках проектов проводятся экскурсии, начиная с кухни и медпункта в родном детском саду, и заканчивая походами на крупные предприятия, телецентры, посещение ферм, пожарных и воинских частей.

Одной из важных составляющих являются занятия моделированием, конструированием, лепкой, рисованием, вышивкой, шитьем. Дети получают навыки самостоятельной работы, развивают моторику и мышцы кисти и пробуют себя в роли строителей, дизайнеров, архитекторов, швей, художников.

Викторины, КВН, развлечения и шоу педагоги, как правило, организуют для систематизации и проверки полученных знаний.

С какой из интересных профессий познакомили своих ребят именно вы?.

Государственное образовательное учреждение «Детский дом № 4» г.Усинск
Составил: Криворучко Наталья Николаевна воспитатель «Детского дома № 4» г.Усинска 2013г.
Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности воспитанников.
Задачи:
Учебная: формирование и закрепление первичных знаний о различных сферах и видах профессий;
Развивающая: развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей, развивать мотивы образовательной деятельности (Для нас учеба – главный труд);
Воспитательная: воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому.
Возраст участников: для воспитанников начальной школы.

Инновационная технология: конкурсная игра
Оборудование: таблички (для каждой команды), презентация, листы бумаги, ручки, конфеты.
Ожидаемые результаты:
активизация процесса профессионального самоопределения;
расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово.
- Здравствуйте уважаемые ребята, гости и коллеги!
Начинаем наше мероприятие.
-Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на нашей игре, надо соединить первые буквы каждого слова и прочитаете его.
(Слайд 1,2)

Пир рис оса фрукт ель сосулька слон ирис яблока

Ребята, не далек тот час, когда перед Вами станет выбор- какую профессию получить. Сейчас главным для вас является учеба, знания, которые вы получите – это база вашей дальнейшей жизни. Пришла время поразмыслить о выборе своей будущей профессии.
В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши воспитатели, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
- Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. “Все профессии нужны, все профессии важны”

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий:
важно суметь разобраться в этом многообразии;
узнать, чем занимаются люди данной профессии;
познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
учитывать собственные интересы и способности.
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением.
Обдумать вопрос о будущей профессии - полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.
Прекрасных профессий на свете огромное множество, и каждой профессии слава и честь.
- С некоторыми из них сегодня мы познакомимся.
- Своё знакомство с профессиями мы проведем в форме игровых конкурсов «Что я знаю о профессиях» (Слайд 3), в которой участвуют две команды. Если вы знаете ответ, то поднимаете карточку. Какая команда вперёд поднимет таблички, та и имеет право отвечать на вопрос. Если команда дала неправильный ответ, то право ответа получает следующая команда. Игра состоит из 3 туров. Та команда, которая в ходе игры наберёт наибольшее количество баллов – будет победителем игры. Если команды не дают ответ, то ответить могут болельщики, заработав сладкий приз.

II. Основная часть:
Для начала проведем небольшую игровую разминку.

1ТУР: «Наши профессий» (Слайд 4)

Конкурс №1 «Угадай профессию» (отгадайте о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках) (Слайды 5-16)

1. Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
(Пилот, лётчик, космонавт.)
2. Кто выносит сор из избы?
(Уборщица, техничка.)
3. Самый сладкий мастер – это... Кто?
(Кондитер.)
4. Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара.
(Айболит, ведь он лечил зверей.)
5. Как звали первую женщину-лётчицу?
(Баба-Яг.)
6. Звёздный бухгалтер – это... Кто?
(Астроном.)
7. Ухажер за деревьями - это…Кто? (Садовод, садовник)
8. Преобразователь ткани в одежду- это … Кто?(Портной, швея)
9. Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?
(Учителя.)
10. «Сумчатый» профессионал – это… Кто?
(Почтальон.)
Конкурс №2. «Головоломка» (Слайд 17) вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)
(Слайд 18 - 19)
РВАЧ = В- - - (медработник)
ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)
КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)
МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)
СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)
ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)
КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

Конкурс №3 "САМАЯ-САМАЯ " (Слайд 20) А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
(Слайд 21)
Назовите профессии: (3 минуты на обдумывание)
1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор...)
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)
3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
4. Самая волосатая (парикмахер...)
5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
7. Самая смешная (клоун, пародист...)
8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
-Болельщики, которые добавят не названные профессии.

2 ТУР: «Профессия и ее инструменты» (Слайд 22)

Конкурс №4 «Бюро находок» (Слайд 23) узнай, кому принадлежат вещи (предметы)
(Слайд 24)
 КОЛЕСО
 КИРПИЧ
 ИГЛА-ТАБЛЕТКИ
 НИТКИ
 МУКА
 МЕЛ
 НОЖНИЦЫ
ОТВЕТЫ:
 Водитель
 Каменщик, строитель
 Врач, доктор
 Портной, швея
 Повар, пекарь, кондитер
 Учитель, педагог
 Парикмахер

Конкурс №5 «Буквы и профессии». Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
(Слайд 25,26)
К Р Ф П
Контролер Разведчик Фрезеровщик Проводник
Киноартист Рыбак Фотограф Плотник
Крановщик Редактор Фигурист Пилот
Кочегар Радиоведущий Фармацевт Пожарный
Киномеханик Рентгенолог Фтизиатр Полицейский
Космонавт Радист Фокусник Полярник
Кабельщик Репортер Фотомодель Пограничник
Кровельщик Фотокорреспондент Печник
Каменщик Пиротехник
Кутюрье Повар
Кондитер Пекарь
Кондуктор Портной
Парашютист

Конкурс №6 «Что лишнее» (Слайд 27) В цепочке слов найдите лишний предмет (кто быстрее справится с заданием?)
(Слайд 28)

1)Шприц- лекарство- вата- спица
спица
2) Игла –нитки –гвоздь –напёрсток – сантиметровая лента
гвоздь
3) Кастрюля –ложка –тёрка –ножницы
ножницы
4) Фен –нож –расческа –ножницы
нож

3 ТУР «Профессия каждая самая важная» (Слайд 29)

Конкурс №6 «Пословицы о труде и профессиях» (Слайд 30-37). Собери пословицы – кто быстрее поднимет таблички - имеет право отвечать)

Кончил дело - гуляй смело.
Терпение и труд всё перетрут
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Глаза страшатся, а руки делают.
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Не игла шьёт, а руки.
Хозяин тот, кто трудится.

Конкурс № 7 «Покажи профессию». Давайте, немного отдохнём, проведём физминутку, при помощи движений покажем, чем занимаются люди разных профессий. По одну человеку от команды, выходят и показывают по одной профессии и по одному от команды болельщиков.
(Слайд 38-39)
-Как делает шофёр?
-Как делает повар?
-Как делает маляр?
-Как делает парикмахер?
-Как делает пианист?
-Как делает дворник?
-Как делает врач?

III. Награждение победителей:
Сноровку, ловкость и умение
Сегодня показать сумели вы.
А теперь, справедливое жюри,
Игроков по достоинству оцени. (слово жюри)

IV. Заключительное слово ведущего
- Вот мы и подвели итоги нашей игровой программы. Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и в мире.
В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.
Вопрос выбора профессии решить за короткое время нельзя. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с воспитателем и родителями, опытными рабочими о труде и профессиях.
Ведь главное: Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни. Желаю хороших оценок, успехов в ваших начинаниях, в труде и крепкого здоровья!
Много здесь профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться.

Спасибо. (Слайд 40)

Список используемой литературы.

Организация: ГБОУ Школа № 1374

Населенный пункт: г. Москва

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром является актуальной и на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства.

Одной из задач социально-коммуникативного в рамках реализации ФГОС ДО развития является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В дошкольном детстве формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать м многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и родителями.

В своей работе я использую различные методы ознакомления детей с трудом взрослых:

  1. Беседы о различных профессиях, во время которых воспитатель не только знакомит с трудом взрослых, новыми профессиями и закрепляет знания, но и формирует у детей положительно-эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует с ними.
  2. Наблюдения, которые проводятся не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдают за работой дворника, водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины
  3. Экскурсии, на которых дошкольники узнают об особенностях данной профессии, и встречи с людьми разных профессий. Начиная с младшей группы, для дошкольников проводятся экскурсии по ознакомлению с профессиями работников детского сада: воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара и другими. Для старших дошкольников, помимо знакомства на занятиях с такими профессиями как завхоз, почтальон, швея, строитель, каменщик, сварщик, библиотекарь и другими, также организованы встречи с родителями, которые знакомят ребят с такими профессиями как врач, военный, сотрудник МЧС, инспектор ГБДД, спортсмен, сотрудник банка. Внимание детей обращают на средства, инструменты, которые нужны для разных профессий.
  4. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. О профессиях ребята узнают и с помощью различных игр: сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр.

В процессе знакомства с профессиямибольшинство детей не могли ответить, кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает бухгалтером» (но ответить, что делает бухгалтер рассказать не могли). Воспитанники с родителями и воспитателями решили совместно найти решение проблемы. Самым эффективным в решении данной проблемы является проектный метод, который основывается на личностно-ориентированном подходе. Свой проект ребята с родителями назвали «Профессии моих родителей».

Вашему вниманию предлагается визитная карточка детско-родительского проекта «Профессии моих родителей»

Краткая аннотация проекта «Профессии моих родителей»

Название проекта

«Профессии моих родителей»

Вид проекта

Исследовательско-творческий

Длительность

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (подготовительная группа)

Актуальность

  • Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители).
  • В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию речи.

Цели и задачи проекта

Цель:

Познакомить детей с разнообразием профессий родителей и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.

Задачи:

  • Расширять навыки самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников
  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности
  • обогащать представления детей о профессиях родителей;
  • дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий;
  • показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей;

Обогащать словарный запас; развивать коммуникативные навыки;

- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.

- формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь.

Планируемые результаты

После завершения проекта дошкольники смогут:

Узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», обогатиться словарный запас, коммуникативные навыки.

Задумаются о том, кем они будут, когда вырастут.

Краткое содержание проекта

Предлагаемый проект проводится в рамках проекта структурного подразделения.

Реализация проекта отвечает следующим педагогическим принципам - это целенаправленность проекта на основные задачи дошкольного воспитания и развития, вариативность содержания форм и методов работ, комплексности и сотрудничества.

Этапы реализации проекта

1 этап «Подготовительный»

«Проблемная ситуация»

Кем и где работают мои родители?

Кем бы я хотел стать, когда вырасту большой?

Что я знаю

Что я хочу узнать

О профессиях работников детского сада

Я хочу больше узнать о профессии моих родителей

В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с профессиями.

2 этап «Организационный»

1. Оформление информационного стенда для родителей

2. Организация развивающей предметной среды:

Подбор художественной литературы в книжном уголке

Подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок

Пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Мы - водители», «Мы – строители», «Больница»

Подбор дидактических словесных, настольных игр по ознакомлению с профессиями.

3 этап «Познавательно-творческий»

Проведение целевых экскурсий по детскому саду

Просмотр презентаций о профессиях (устаревших), беседы о новых современных профессиях

Беседы о профессиях родителей

Чтение художественной литературы (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки)

Организация дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр «Собери картинку», Кому что нужно», «Угадай профессию», «Что делает?» и др.

Продуктивная деятельность:

создание коллективной работы «Повар», рисование «Все работы хороши – выбирай на вкус», аппликация «Космонавт»,

Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны»

Конкурс рисунков «Путешествие в мир профессий»

  1. этап «Презентационный»

Проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы, представление результатов проекта в виде:

  • Презентации проектов родителей и детей
  • Тематического досуга «Кем быть?»
  • Итоговая презентация проекта группы.

Краткое описание проекта

Описание методов оценивания

В начале проектной деятельности организуются экскурсии для детей, на которых они ближе знакомятся с профессиями работников д/с.

Беседы и презентации о профессиях, чтение художественной литературы, экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, изучение пословиц и поговорок о труде, творческая коллективная работа.

Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта, создание родителями совместно с детьми презентаций о профессиях, проведение тематического досуга «Кем быть?»

Описание форм образовательной деятельности

Формы и методы реализации проекта

Образовательные области

Виды деятельности

Познавательное развитие

1. Познавательные занятия и беседы

  • «Из истории профессий»
  • «Все работы хороши, выбирай на вкус»
  • «К дедушке на ферму»
  • «Защитники России»
  • «Библиотека»
  • «Предметы – помощники»
  • «Школа. Учитель»
  • «Сельскохозяйственный труд»
  • «Профессия космонавт» и др.

2.Дидактические игры:

  • «Кому что нужно»,
  • «Для чего нужен этот предмет?»,
  • «Умные машины»,
  • «Хорошо - плохо»,
  • «Кем я хочу стать?»,
  • «От слова к слову»,
  • ««Знаю все профессии»,
  • «Собираемся на работу»,
  • «Угадайте, что я делаю»».
  • «Кто знает больше профессий»
  • «Произнеси правильно»
  • «Добавь словечко»
  • «Что сначала, что потом»

Настольные игры:

«Профессии»

«Кому нужны инструменты»

«Собери картинку»

«Дорожные знаки»

3.Экскурсии- наблюдения по детскому саду, экскурсия детей к родителям на работу

4. Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».

Художественно-эстетическое развитие

1. Рисование: конкурс рисунков «Путешествие в мир профессий»

2. Аппликация: коллективная работа «Повар», «Космонавт»

3. Работа с раскрасками.

4. Пение, прослушивание

5. Тематический досуг «Кем быть?»

Физическое развитие

Подвижные игры:

  • «Почтальон»
  • «Водители»
  • «Летчики»
  • «Изобрази профессию»
  • «Пожарные на учениях»

Физминутки

Социально –коммуникативное развитие

1. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Магазин»,
  • «Столовая»,
  • «Супермаркет»,
  • «Ферма»,
  • «Парикмахерская»,
  • «Школа»,
  • «Театр»,
  • «Ателье»,
  • «Библиотека»,
  • «Поликлиника»,
  • «Детский сад»,
  • «Салон красоты»
  • «Мы-строители»
  • «Мы – пожарные»

2. Составление творческих рассказов:

  • «Профессии моих родителей»
  • «Кем я буду, когда вырасту большой»

3. Трудовое воспитание:

Беседы о труде взрослых в детском саду, целевые экскурсии в детском саду

Трудовая деятельность на прогулке:

подметание дорожек, веранды сортировка выносного материала, развешивание кормушек, скворечников на территории детского сада.

Дежурство в уголке природы, по столовой, на занятиях.

Хозяйственно – бытовой труд:

приучать наводить порядок в группе; убирать постель после сна, подклеивать книги, ремонтировать игрушки, стирать кукольную одежду

Речевое развитие

1. Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Почта», Д.Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-миллиционер», К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер

2. Беседы с детьми

«Кем быть»

«Без труда не будет и плода»

«Кто не работает, тот не ест»

«За что говорят спасибо»

«Почему люди трудятся вместе»

3. Драматизация отрывков художественных произведений С. Михалков «А что у вас?»

4. Вечер загадок о профессиях.

5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о профессиях

6. Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны»

Взаимодействие с родителями

  • Консультации для родителей
  • Совместное создание презентаций и профессиях родителей, презентация проекта

Результат проекта:

Презентация проекта для всей группы детьми и родителями.

Дошкольники познакомились с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место мамы или папы.

Расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями.

Узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде.

Обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки.

У ребят появилось мечта, что когда они вырастут, то получат профессию такую же как у одного из родителей.

Использованные источники

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.
  2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
  3. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)
  5. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.
  6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. - М., 1988.
  7. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.
  8. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.
  9. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.
  10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3е изд., исправ.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.
  11. Петрова В.И., Стульник Т.Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.
  12. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.- М.: Сфера, 2005 – 64 с.
  13. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  14. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011.- 202 с.
  15. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)
  16. Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.
  17. Шорыгина Т.А.Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

Вывод

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

    Из истории профессий

    В рабовладельческий период произошло разделение труда людей по их социальному положению. Больше людей начинает заниматься интеллектуальной, творческой и управленческой деятельностью, искусством. Производства материальных ценностей (питания, одежды, жилища) начали отделяться от производства духовных ценностей (художественные промыслы, музыка, наука), и умственный труд отделился от физического. Профессиональная деятельность - результат совершенствования и развития трудовой деятельности людей. Промышленная революция 17 в. приводит к специализации труда и появлению «узких специалистов» - ремесленников, овладевших одной-двумя операциями производства. Дальнейшее развитие механизации и автоматизации производства потребовали от работника большего количество знаний, появилось много новых профессий, в том числе и профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью людей и разработкой современных информационно-коммуникационных технологий. Сейчас насчитывается около 50 ООО профессий. Эта цифра приблизительная. В некоторых справочниках профессий всего около 8000, так как те виды деятельности, что в других источниках названы профессиями, считаются специальностями. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека. Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.

    5. Электронное пособие. Тема “Знакомство с профессиями”, задание 1.

    С огнём бороться мы должны,

    С водою мы напарники.

    Мы очень людям всем нужны,

    Так кто же мы? (Пожарники)

    Наведёт стеклянный глаз,

    Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)

    (Учитель)

    И набойки на каблук -

    Тоже дело этих рук. (Сапожник).

    Кладёт кирпич за кирпичом,

    Растёт этаж за этажом,

    Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).

    У меня есть друг Степашка,

    Он весь год учил букашку

    Прыгать из стакана в ковшик.

    Степа-юный. (Дрессировщик)

    У Степашки три подружки -

    Галя, Машенька и Вера

    По призванью. (Модельеры)

    У Степашки есть сосед,

    Сколотил сам табурет,

    А еще для птичек дом.

    Значит, станет. (Столяром)

    Наш Степашка ходит парой

    С доброй девочкой Тамарой.

    Лечит та зверей отваром,

    Хочет стать. (Ветеринаром)

    А еще его соседи -

    Близнецы Денис и Федя.

    Кашу варят вечерами,

    Значит, будут. (Поварами)

    В заключение спросите ребят:

    Труд строителя всем нужен,

    Нужен всем и вкусный ужин,

    Доктор, чтобы всех лечил,

    И учитель, чтоб учил.

    Летчик нужен, чтоб летать.

    Ну а ты кем хочешь стать?

Просмотр содержимого документа
«Урок экономики на тему "Знакомство с профессиями"»

Тема. Знакомство с профессиями.

Цель урока:

Повышение уровня ориентации школьников в мире профессионального труда.

Задачи:

    Расширить представление школьников о профессиях.

    Показать роль труда в жизни человека.

    Рассказать о таком понятии, как квалификация.

    Показать значение образования в профессиональной деятельности.

    Развивать у школьников навыки самопознания.

Время: 2 часа

Для работы на уроке понадобятся:

    Страницы 36-41 рабочей тетради.

    Электронное пособие для учащихся 5 класса “Основы экономики и финансовой грамотности”.

    Фломастеры, ножницы, листы плакатной бумаги - каждой группе.

    Карточки для игры «Найди пару».

Ход урока:

    Упражнение «Здравствуй, ты хороший». Поделить класс на три группы, можно согласно рядам. Определите место для каждой группы так, чтобы ребята могли образовать три круга. Надо, обращаясь к соседу слева, назвать его по имени, с улыбкой и глядя в глаза, поздороваться и отметить его положительное качество. Ребята говорят по очереди. Например: «Руслан, здравствуй, ты замечательный друг. Аня, здравствуй, ты упорная». Объясните школьникам, что надо называть не внешние особенности (красивые глаза, волосы, одежда и т.д.), а качества личности, характера, отмечать полезные навыки.

    Учащиеся открывают на рабочем столе компьютера электронное пособие, тема “Знакомство с профессиями” и читают текст в разделе “Лекции”. После того как школьники прочитают текст, спросить:

    Как вы поняли, что такое профессия?

Ребята приведут примеры профессий и попробуют объяснить разницу между профессией и специальностью.

    Дайте задание к следующему уроку выполнить задания 2, 3 на стр. 36-37.

    Школьники читают текст на стр. 38. Обсудите с ребятами, как они понимают, что такое способности, склонности, характер, личные качества. Спросите, знают ли они свои личные качества.

Задание 1 в рабочей тетради школьники выполняют под вашим контролем. После того как ученики выполнят вторую часть задания (обмен тетрадями), обсудите результат в классе. Не задавайте вопросов о наличии конкретных качеств у детей, ведите беседу как можно более доброжелательно:

    Как вы думаете, вы оценивали свои качества объективно?

    Узнали вы о себе что-то новое?

    Как применить эти знания для поиска подходящей профессии?

    Почему нужно изучать свои личные качества?

    Как можно изучать себя?

Задание 2 на странице 39 школьники выполняют самостоятельно, с последующей проверкой. Скажите, что у каждого человека свой характер. Характер складывается на всем протяжении жизни человека. Когда о человеке говорят, что у него волевой характер, то это не значит, что он родился волевым. Такие черты характера, как воля, терпимость, стойкость воспитываются не за один год. Если человек постарается, то он сможет воспитать в себе практически любые черты характера.

    Как вы поняли слова: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу»?

    Какие привычки вы хотели бы приобрести? Почему?

Из истории профессий

Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. Постепенно одни племена начали заниматься преимущественно земледелием, другие - скотоводством, а третьи - рыболовством. Так началось разделение труда на виды. Шли века, и внутри сообществ начали выделяться различные виды труда: появились ремесленники - гончары, пекари, кожевенники, кузнецы, портные, сапожники; крестьяне, купцы.

В рабовладельческий период произошло разделение труда людей по их социальному положению. Больше людей начинает заниматься интеллектуальной, творческой и управленческой деятельностью, искусством. Производства материальных ценностей (питания, одежды, жилища) начали отделяться от производства духовных ценностей (художественные промыслы, музыка, наука), и умственный труд отделился от физического. Профессиональная деятельность - результат совершенствования и развития трудовой деятельности людей. Промышленная революция 17 в. приводит к специализации труда и появлению «узких специалистов» - ремесленников, овладевших одной-двумя операциями производства. Дальнейшее развитие механизации и автоматизации производства потребовали от работника большего количество знаний, появилось много новых профессий, в том числе и профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью людей и разработкой современных информационно-коммуникационных технологий. Сейчас насчитывается около 50 ООО профессий. Эта цифра приблизительная. В некоторых справочниках профессий всего около 8000, так как те виды деятельности, что в других источниках названы профессиями, считаются специальностями. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

    Электронное пособие. Тема “Знакомство с профессиями”, задание 1. «Отгадай профессию». Ответы к загадкам набирать с клавиатуры в окошки снизу.

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (Пожарники)

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)

Природу любить, стариков уважать? (Учитель)

Ставят ловких две руки Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук -

Тоже дело этих рук. (Сапожник).

Кладёт кирпич за кирпичом,

Растёт этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днём,

Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).

У меня есть друг Степашка,

Он весь год учил букашку

Прыгать из стакана в ковшик.

Степа-юный... (Дрессировщик)

У Степашки три подружки –

В лентах, блестках, перьях, стружках.

Галя, Машенька и Вера

По призванью... (Модельеры)

У Степашки есть сосед,

Сколотил сам табурет,

А еще для птичек дом.

Значит, станет... (Столяром)

Наш Степашка ходит парой

С доброй девочкой Тамарой.

Лечит та зверей отваром,

Хочет стать... (Ветеринаром)

А еще его соседи –

Близнецы Денис и Федя.

Кашу варят вечерами,

Значит, будут... (Поварами)

В заключение спросите ребят:

Труд строителя всем нужен,

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать...

Ну а ты кем хочешь стать?

Пусть школьники назовут предположительно свои будущие профессии.

Час 2

    Проверьте, как справились школьники с заданиями 2, 3 (стр. 36-37). Обсудите результаты работы. Пусть школьники сравнят свои Семейные деревья.

    Есть ли профессии, которые в одной семье повторяются из поколения в поколение? (например, могут быть династии рабочих, врачей, математиков и т.д.)

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Хотите ли вы продолжить семейную традицию и выбрать ту же профессию, что у родителей, дедушки или бабушки?

    О каких новых профессиях вы услышали в презентации ребят?

    Какие профессии уже исчезли или их осталось очень мало? (Например, машинистка, белошвейка, печник).

    Есть ли в ваших семьях такие редкие профессии?

Подведите школьников к заключению, что 1) получить профессию необходимо, так как профессия дает средства к удовлетворению потребностей, 2) человек тем успешней в профессии, чем больше она соответствует его способностям и склонностям.

Скажите, что при получении профессии важна также и квалификация - уровень подготовленности человека для выполнения той или иной работы. Можно пойти в ученики к парикмахеру, и он научит тому, что умеет сам. Можно пойти учиться в профшколу, получить профессию парикмахера и вполне успешно работать. Но можно учиться и дальше - на курсах повышения квалификации или в высшем учебном заведении. Новые знания и навыки сделают квалификацию специалиста выше, и перед ним откроются новые возможности. Есть профессии, овладеть которыми можно только в высшем учебном заведении - вузе, университете, академии. Это такие профессии, как врач, инженер, архитектор, экономист и многие другие.

    Страницы 40-41 рабочей тетради. Прежде чем школьники начнут выполнять тест (задание 1), расскажите о делении профессий на группы по предмету труда (техника, природа, человек, знак, художественный образ). Объясните, что, выбирая профессию, прежде всего имеют в виду предмет труда - то, с чем или с кем человек работает. Каждая группа профессий требует определенных профессионально важных качеств. Например, особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья. Особенность профессий группы «Человек» в том, что все эти профессии требуют от специалиста терпения, умения контролировать свои эмоции. Не стоит выбирать такие профессии людям несдержанных; или агрессивным. Профессии группы «Природа» отличает любовь ко всему живому, к природе. Но эта любовь деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, если надо, лечить, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей. Для специалистов группы профессий «Знак» важно уметь представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека. Специалистов группы профессий «Художественный образ» от всех других типов профессий отличает то, что для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант. Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми.

После того как школьники выполнят тест (результат на стр. 68), спросите: «Как вы думаете, почему существуют такие группы профессий?» Ответы школьников сводятся к тому, что деление профессий на группы происходит согласно требуемым для этих профессий профессионально важным качествам. Все люди разные и имеют разные качества. Надо стараться выбрать профессию, требования которой максимально совпадают с имеющимися у человека склонностями, способностями и личными качествами.

    Игра «Профессии». Цель игры - расширение представлений школьников о профессиях. Упрощенный вариант игры: сидящий за первой партой,школьник называет профессию. Его сосед - профессию, название которой начинается с последней буквы слова, сказанного первым учеником, и т.д. Игра с мячом: школьники образуют круг. Получивший мяч ученик называет профессию и перебрасывает мяч любому школьнику. Тот называет профессию и перекидывает мяч следующему игроку.

    «Отгадай профессию». Разделите класс на 4-5 групп. Раздайте фломастеры, ножницы, листы плакатной бумаги. Задание: изобразить на листе представителя какой-либо профессии, вырезав отверстие для лица. Скажите, что работать надо быстро, изображать человека схематично. Команды сохраняют в тайне изображаемую профессию. Контролируйте выбор школьников, чтобы не было повторений профессий, кроме того, изображение не должно явно указывать на профессию, чтобы отгадать профессию было не очень легко. Например, человек в белом халате - это и врач, и аптекарь, и повар, и лаборант. Но с первого взгляда можно установить, что человек в белом халате со стетоскопом - врач. Представитель отгадывающей группы становится лицом к доске. Двое представителей загадывающей группы выносят свой плакат так, чтобы отгадчик не видел рисунка. Отгадчик становится за плакатом. Классу видно в прорезь его лицо и изображенную на листе профессию. Задача отгадчика, задав максимум 7-8 вопросов, узнать, в роли представителя какой профессии он выступает. На вопросы отгадчика отвечает команда, чей рисунок видит класс. Вопросы могут быть разными: работа мужская или женская, какое образование необходимо, в каких условиях проходит работа, к какой группе профессий принадлежит и т.д. Все группы должны побывать в роли отгадчиков. Обсудите игру:

    Какие вопросы помогли узнать профессию?

    Почему не получилось отгадать?

    Какие профессии было отгадать легко? Почему?

    Что нового вы узнали?

    Электронное пособие. Задание 2. Исключить лишнее. Лишние слова: закройщик, связист, автобус (т.к. работает на бензине или другом топливе, но не на электрической тяге), утюг. Ребята должны уметь объяснить алгоритм исключения.

    «Найди пару». В игре участвуют 16 учеников. По аналогии вы можете составить еще карточки или имеющиеся карточки с названиями профессий раздать по одной на двух-трех школьников. Найдя пару, ребята должны рассказать, почему они выбрали такой вариант объединения.

Таблицу следует скопировать и разрезать:

Балерина

Плита, кастрюля, ложка

Ветеринар

Компьютер, программа, файл

Провода, плоскогубцы, кусачки

Оператор, программист

Животные, шприц, лечение, прививки

Матрос, капитан, штурман

Болезнь, лекарство, анализы, пациенты

Ручка, журнал, оценка, знания

Груз, штурвал, море, судно

Электрик

Танец, движение, пуанты, талант.

Чему должны научиться школьники:

    Понимать роль труда в жизни человека.

    Уметь рассказать о профессиях, приводить примеры разных групп профессий.

    Уметь обосновывать значение склонностей, способностей и личных качеств при выборе профессии.

    Получить навыки самопознания.