Nike, Alibaba.com, General Electric и множество других компаний достигли невероятного успеха благодаря эффективному управлению. Так что такое менеджмент и почему он так необходим для повышения результативности работы предприятий?

Что такое менеджмент

На сегодняшний день четкого определения для этого понятия нет. Тем не менее наиболее распространенное объяснение, что такое менеджмент, следующее: менеджмент - максимально эффективное управление предприятием и персоналом. Некоторые бизнесмены, например Терри Александр Гибсон, называют менеджмент искусством: «Менеджмент - это искусство достижения целей в условиях ограниченности ресурсов».

Эффективное управление предприятием состоит из:

  1. Постановки задач и целей.
  2. Детального планирования задач.
  3. Организации работы.
  4. Регулирования производственных возможностей.
  5. Повышения мотивации подчиненных.
  6. Контроля производительности.

Менеджмент: для чего он необходим организациям

Одна из основных целей искусства управления - достижение поставленных задач в максимально короткие сроки при наиболее высокой производительности. При эффективном управленческом процессе руководство компании задействует в работе фирмы каждого сотрудника, мотивируя его «выкладываться на полную», чтобы получить максимальную пользу.

Например, существует проектная организация, которая занимается моделированием и построением мостов и дорог. В этой компании четыре главных отдела, у каждого из которых разные обязанности: 1) финансовый; 2) проектный; 3) отдел по внешним экономическим связям; 4) отдел по внутренним экономическим связям.

Президенту компании, которому они подчиняются, сложно уследить за выполнением поставленных задач. То, что у компании есть позитивный результат, еще не означает: производственная деятельность организации максимально эффективная.

Иногда руководители отделов не выполняют свои задачи, оправдываясь тем, что «забыл», «задача была поставлена не так» и тому подобные вещи. Для того чтобы избежать подобных случаев и повысить эффективность работы компании, президент вводит электронное управление проектами. Оно состоит в том, что у всех сотрудников на компьютерах стоит программа, в которой они ведут свои проекты, и они видны всем.

Теперь никто из подчиненных не может сказать: «Забыл, не понял». Его задачи и процесс их выполнения доступны каждому для просмотра и комментирования. Президент в любое удобное для него время может проконтролировать работу подчиненных.

Другой пример. Рабочий день в компании начинается в восемь часов утра. Но некоторые сотрудники очень любят опаздывать без видимой на то причины. Поскольку в компании работает большое количество людей, уследить за каждым невозможно.

Поэтому руководство вводит электронные карты, по которым в конце месяца считываются пропущенные часы работы и начисляется штраф. При этом, если сотрудник ежедневно в течение месяца не опаздывал, он получает небольшую денежную премию.

Итог - повышена эффективность производительности и увеличилась мотивация сотрудников. Прав Джастин Менкес: «Разгадывая секрет успеха управленцев, стоит смотреть не на решение, а на способ, который позволил к нему прийти».

Для того чтобы увидеть идеальный пример эффективного управления, стоит прочитать книгу Джека Уэлча (генеральный директор General Electric с 1981 по 2001 год) «История менеджера». Примечательно, что его методом пользуются большинство управленцев.

Метод прост - разделить бизнесы на категории. Как это сделал Уэлч: на салфетке нарисовал три круга, в которые вписал направления своих бизнесов. То, что выходило за рамки трех кругов, требовало реформирования или же от этих предприятий стоило избавляться. Это Уэлч и сделал, таким образом увеличив эффективность компании.

Термин «менеджмент» приобрел широкое распространение не только в экономике, но и в сфере социальных и политических отношений. Слово «менеджмент» (Management ) является производным от английского Manage «управлять». В свою очередь последнее получило свой корень от латинского слова Manus , что означает «рука». С развитием цивилизации содержание понятия менеджмент трансформировалось и объединило в себе всё разнообразие требований к управлению как искусству ведения дел и стилю работы.

Управление — это функция биологических, социальных, технических и организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определённый режим деятельности.

Выделяют управление:

  • социальной системой;
  • управление машинами;
  • техническое управление;
  • управление производственно-технологическими процессами;
  • организационное управление.

Менеджмент — это одновременно и сфера человеческих знаний, и сфера принятия управленческих решений, и категория людей (социальный слой), объединённых в экономической, конкурентоспособной системе управления в современном обществе.

Можно рассмотреть с позиции трёх точек зрения:

  1. как синоним термина «управление организацией» безотносительно к её размерам и видам деятельности;
  2. как эквивалент выражения «управление национальной экономикой в высших эшелонах администрирования»: в государственном, отраслевом и региональных разрезах экономической деятельности;
  3. как аналог термина «руководство коллективом».

Менеджмент на микроуровне хозяйствования мы понимаем как руководство общей деятельностью в таких социально-экономических системах, как предприятия и их подразделения, фирмы, банки и другие организации.

В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент — функция, вид деятельности по руководству людьми в различных организациях. Это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Менеджмент как собирательное от менеджеров — это определённая категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Задачей менеджмента является создание условий, при которых наиболее вероятно и благоприятно достижение целей организации.

Объектом менеджмента являются отдельные предприниматели и трудовые коллективы, которые имеют форму предприятий, объединений, ассоциаций, акционерных обществ и тому подобное.

Предмет менеджмента — структура организационных, управленческих и межличностных отношений.

Подходы в управлении

В процессе развития менеджмента как науки, существовало несколько подходов в управлении.

Подход с точки зрения выделения различных школ и учений рассматривает управление как эволюцию управленческой мысли.

Процессный подход рассматривает управление как процесс, то есть работу по достижению целей с помощью других. Это серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых само по себе является процессом. Их называют управленческими функциями, каждая из которых также представляет собой процесс, потому что состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

А.Файоль считал, что существует 5 начальных функций:

  1. предвидеть и планировать;
  2. организовывать;
  3. распоряжаться;
  4. координировать;
  5. контролировать.

Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях внешней меняющейся среды.

Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поэтому центральный момент — ситуация — конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время. Поскольку существует большое количество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в данной ситуации является метод, который определяет и учитывает основные внутренние и внешние факторы, которые влияют на функционирование организации.

Целевой подход предполагает, что объект ориентации — цель — это критерий результативности системы управления. В процессе организации работы формируется система целей в объекте управления. Выделяется главная цель (связанная с условиями потребления какой-либо продукции, существующей ориентацией нужд). Система субцелей — деятельность объекта управления разбивается по направлениям: коммерческая, производственная, экономическая, финансовая, социальная, управленческая деятельность.

Программно-целевой подход предполагает, что цель трансформируется руководством в программу (перечень мероприятий с конкретными исполнителями). Основная деятельность объекта управления заключается в выполнении программы, а субъекта — в его координации.

Подход по результатам — определяющими являются свобода творчества, высокий уровень ответственности. Построен на одной философии фирмы (качество-результат). В основе — превращение цели в результат.

Личный подход рассматривает человека как объект ориентации. Важно умение познать человека, коллектив, считаться с мнением коллектива. Используется теория мотивации. Большое значение имеет проблема социальной ответственности аппарата управления.

Координационный подход . Основная задача — привести в единство сложную производственную систему. , сбалансированность целей, результатов, ресурсов и интересов.

Комплексный подход — синтез всех подходов.

Поскольку продолжается развитие управления как науки и искусства, то количество подходов постоянно увеличивается.

Виды менеджмента

В зависимости от сферы деятельности, выделяют различные виды менеджмента: общий (административный) менеджмент, отраслевой, организационный, функциональный, предпринимательский, международный и другие. В частности, можно говорить о маркетинговом менеджменте, финансовом, кадровом, производственном, транспортном, операционном и стратегическом.

Общий менеджмент — менеджмент, который осуществляют все руководители, которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением предприятием. При этом часто используются такие термины, как «высшее руководство», «администрация». Роль, выполняемая им — общее руководство организацией.

— содержит такие виды деятельности, как: определение финансовой структуры компании, её потребности в финансовых средствах, выявление всех альтернативных источников финансирования и их оценка. В его задачи входит также практическое получение финансовых ресурсов из выбранных источников финансирования и эффективное использование изъятых денежных средств.

— управленческая деятельность менеджеров, связанная с формированием миссии предприятия, включая определение его целей, философии и долгосрочных стратегий, установок и ориентации развития, формирования имиджа, который будет отвечать требованиям со стороны внешней среды и внутренним потребностям предприятия.

Промышленный менеджмент охватывает все сферы экономики: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Предмет изучения — системы управления на предприятии, управленческие механизмы влияния на производство. Область изучения — промышленное производство.

Операционный менеджмент — управленческая деятельность, прежде всего менеджеров нижнего уровня управления (бригадир, мастер), которая заключается в непосредственном руководстве работой работников согласно стратегии предприятия путём выработки тактических мероприятий, выполнения оперативных планов, графиков выпуска продукции и тому подобное.

Можно также говорить о бизнес-менеджменте, менеджменте в строительстве, менеджменте искусства, торговом или и других. Однако, несмотря на определенные различия, общим для всех видов является то, что менеджерам приходится иметь дело с одинаковыми ресурсами: кадровыми, финансовыми, сырьевыми и трудовыми ресурсами.

Управление (Peter F. Drucker) - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

УПРАВЛЕНИЕ (Мескон, Альберт, Хедоури) - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ

Все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции. Но это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и неруководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена.

В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Высшие руководители координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т.е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления.

Количество уровней управления может быть различным. Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся структура.

Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации:

  • руководители низового звена,
  • руководители среднего звена,
  • руководители высшего звена.

Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако, название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Например: в некоторых компаниях продавцов называют региональными или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.

Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом:

  • технический уровень – соответствует уровню низового звена,
  • уровень – соответствует уровню среднего звена,
  • институционный уровень – соответствует уровню высшего звена.

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА

Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). МЛАДШИЕ НАЧАЛЬНИКИ в основном осуществляют за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена. Большинство руководителей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на одного задания, равнялось 48 секундам. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий.

РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), сбытом по региону или по стране и директор филиала.

Характер работы руководителя среднего звена значительно варьируется от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Во многих организациях руководители среднего звена являются органичной частью процесса принятия решений. Они определяют проблемы, начинают обсуждения, рекомендуют действия, разрабатывают новаторские творческие предложения.

Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они ловят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев.

РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей – с министрами, а в университете – с ректорами.

Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность. Поскольку продолжает действовать, и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 - 80 часов для него не редкость.

Менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация) - это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:

теорию руководства;

практические способы эффективного управления, или искусство управления.

Понятие “менеджмент" прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для деловой жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.

В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина “менеджмент". Русское слово “управление" и английское слово “менеджмент" считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин “менеджмент", мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин “управление" не является удовлетворительным заместителем термина “менеджмент" потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Таким образом, термин “менеджмент “ употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.

В наших условиях следует употреблять термины “организация“, “управление" и “администрирование". Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.

Менеджмент - это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент - это не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т.е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.

Основными составляющими успеха являются:

выживание организации в долгосрочной перспективе;

результативность;

эффективность.

С этих позиций менеджмент предстает как сложная система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и искусства управления.

Как система научных данных менеджмент - это совокупность философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли.

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис.1.1).

Рис.1.1

Управление включает три аспекта:

"кто" управляет "кем" (институциональный аспект);

"как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

"чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).

Пожалуй, центральным моментом роли менеджера в управлении является понимание им своей общей компетенции. Ясно, что общая компетенция менеджера не может представлять из себя простую сумму частных компетенций сотрудников. Однако эти компетенции, безусловно, связаны друг с другом. Менеджер должен обладать той суммой знаний из частных компетенций, которая позволяет принимать ему оперативные и стратегические решения, т.е. знать основы взаимозависимости частных компетенций, их значимость в бизнес-процессе, ключевые ресурсные ограничения и риски, связанные с ними.

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения, выполняющие следующие основные задачи в управлении:

сопоставление существующего состояния с желаемым ("Где мы?" и "Куда идем?");

формирование руководящих требований к действиям ("Что надо сделать?");

критериев принятия решений ("Какой путь лучший?");

инструментов контроля ("Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис.1.2).


Рис.1.2

Необходимые для управления организациями ресурсы.

К ресурсам, необходимым для управления организациями, относятся:

материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, оргтехника, транспорт, коммуникации) и т.д.;

финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты и т.д.);

людские ресурсы (персонал);

информационные ресурсы;

временные ресурсы.

Управление как особый вид деятельности, его специфика.

Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений управления. Ли Якокка считает, что управление - не что иное, как "настраивание людей на труд".

Акио Морита пишет, что о качестве менеджера можно судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое.

Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу.

Вернер Зигерт подчеркивает, что управлять - значит приводить к успехам других.

Майкл Мескон считает, что управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей.

Можно дать и такое определение: управление - это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных на достижение запланированных целей.

Все приведенные определения управления имеют нечто общее - это воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью.

Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.

Специфику управления составляют:

предмет труда, которым является труд других людей;

средства труда - организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

продукт труда, которым является управленческое решение;

результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.

Организация как объект управления:

составные части, уровни, основные процессы.

Организация - это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять.

Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают. Организация имеет определенные границы, которые обусловливаются видами деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т.п. Обычно они фиксируются, закрепляются в таких документах, как устав, учредительный договор, положение.

Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач.

Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:

1) получение ресурсов из внешней среды;

2) преобразование ресурсов в готовый продукт;

3) передача произведенного продукта во внешнюю среду.

При этом ключевую роль выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов.

В современной организации основными являются процессы, осуществляемые на входах и выходах, которые обеспечивают соответствие между организацией и ее средой. Осуществление внутренних процессов, производственной функции подчинено обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения.

Элементы процесса управления.

Управление - это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива.

Менеджер - руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты - работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Труд названных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники и т.д.

Итак, процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту.

Управление как единый процесс, обеспечивающий согласованность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления. Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций - объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля. Это основные функции управления, они имеют место на любом, даже небольшом предприятии. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления. Их набор и содержание, зависят от специфики управляемого объекта. Эти функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями и др.

В реальной экономической жизни функции процесса управления проявляются в функциях органов управления, а последние в функциях их работников. Поэтому функции управления выступают как целенаправленные виды труда, а самоуправление - как их совокупность. Труд конкретных управленческих работников - это действия, операции, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. Он воплощает в себе воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Поскольку менеджмент - это специфический вид труда, особая профессия, должны быть и общие характеристики в содержании работы менеджеров. Ими являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность.



Менеджмент, его сущность и значение в условиях рынка

Курс менеджмента является одной из важнейших дисциплин, изучающих законы рыночных отношений.

Слова «менеджмент», «менеджер» в настоящее время широко применяется в нашей деловой и даже повседневной жизни, отражая современные тенденции в экономическом развитии страны при переходе к рынку.

Английское слово «management» переводится на русский язык как управление, организация, руководство. Таким образом, в общем плане менеджмент означает управление, т.е. организацию и руководство тем или иным видом деятельности, экономикой, финансами и другими сферами деловой жизни человека.

В западной литературе имеется много определений понятия менеджмента. Вот некоторые из них:

Менеджмент - это достижение целей организации посредством скоординированных усилий, работающих в ней людей.

Менеджмент – это особый вид профессиональной деятельности направленной на достижение хозяйственной жизни организации оптимальных результатов на основе разумных использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов а так же применение различных принципов, функция и методов экономического стимулирования.

Менеджмент - это процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов. И хотя эти определения различны, они, тем не менее, содержат три общих черты:

  • указывается на обязательное наличие цели при управлении;
  • отмечается особый интеллектуальный характер этого вида деятельности;
  • сообщается, что управление имеет место в организации.

Характеристики менеджмента

1. Менеджмент - это особый вид управления, присущий экономике, основанный на рыночных отношениях.

2. Менеджмент основывается на экономических методах управления, и ориентирован на прибыльность и доходность.

3. Менеджмент - это рациональный способ управления, т.е. это управление, направленное на достижение эффективной организации труда. Это управление, задачей которого является постоянное повышение производительности труда и качества продукции.

4. Менеджмент - профессиональное управление. Это вид организационной деятельности, существенным звеном которой является всесторонний анализ конкретных условий управления, проектные разработки нововведений, разработки тактики и стратегии развития организации и т.д.

5. Менеджмент представляет собой систему гибкого, предприимчивого управления, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

6. Менеджмент - это наука и искусство подготовки, организации и координации человеческих усилий в совместной деятельности. Главное в менеджменте - это умение работать с людьми.

Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность, поэтому главная задача менеджмента сделать информацию, знания, опыт и нововведения производительной силой.

Менеджмент формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включая их в созидательный процесс коллективно-трудовой деятельности, поэтому одна из важнейших задач менеджмента состоит в содействии развития персонала, его обучению и гарантии его роста.



История менеджмента

Зарождался менеджмент в Америке, во времена переселенцев и первоначально означал умение вести свое домашнее хозяйство или выполнять какие-либо работы. С развитием общества, экономики, особенно капиталистической, понятие «менеджмент», естественно, трансформировалось. Когда появилось множество профессий и видов труда, возникла потребность особого рода деятельности - управленческой деятельности.
Таким образом, менеджмент превратился в самостоятельную форму человеческой деятельности - управление производством, и осуществляется он особой группой специалистов - профессиональными менеджерами.

Менеджмент на современном этапе отражает в себе многообразие требований к управлению как стилю работы, умению ведения дел, искусству и науке координации человеческих усилий в совместной деятельности, что позволяет без жесткого администрирования добиваться выполнения намеченной цели.

В современной литературе по менеджменту наиболее распространенным термином является слово «организация». В широком плане оно означает группу людей (два или более), имеющих общую цель деятельности. Это обобщающее понятие к таким словам как предприятие, фирма, корпорация, банк, институт, учреждение и пр. Термин «организация», таким образом, может заменять все вышеназванные слова и подобные им.

Менеджер, как правило, является служащим, которому владелец платит за труд. Менеджер - это служащий на любом уровне организации, который направляет усилие людей на достижение ее целей. Если группа людей работает вместе, в ней есть менеджер (менеджеры). Правда, в малом бизнесе предприниматель в одном лице совмещает функции владельца и менеджера. И, наоборот, в корпорациях, больших фирмах корпус менеджеров руководящего управления нередко является одновременно частично собственниками (например, директор фирмы может быть одним из ее владельцев).

В широком смысле такие три слова, как бизнесмен, предприниматель и менеджер, совпадают по своему внутреннему значению. Это человек, занимающийся активной деятельностью, приносящей ему в случае успеха хорошие материальные выгоды: доход, прибыль, высокую заработную плату, дивиденды, премии и т.д.