В церковном календаре много праздников в честь богородичных икон : Казанской, Владимирской, Тихвинской и других. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) — в честь обретения , и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в честь избавления Москвы от поляков . 4 ноября Церковь и граждане России отмечают осеннюю (зимнюю) Казанскую — праздник в честь Казанской иконы Богородицы «избавления ради царствующаго града Москвы».

Явление чудотворной Казанской иконы Богородицы

После сильного пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего большинство домов в русской части города, десятилетней девочке Матроне явилась во сне Богородица и повелела раскопать землю под сгоревшим домом и взять находившуюся там икону. Девочка рассказала родителям о чу́дном явлении Богородицы, но взрослые не обратили на нее внимание. Явление повторилось вновь, и Матрона вместе с матерью пошли на то место, где стоял их дом, и там, на глубине около метра, нашли икону. Ткань, в которую был обернут образ, почти истлела, а икона выглядела так, будто иконописец только закончил свою работу. Икону отнесли в ближайший храм при большом стечении народа — радостная весть облетела город. Сразу были явлены чудеса от образа, несколько слепых людей вновь обрели зрение.

Свидетелем чудесного явления иконы Богородицы и совершавшихся исцелений был священник Ермолай, будущий патриарх Ермоген . Он так описывает это событие:

Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви своё честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну.

Сначала праздник был местным, праздновался лишь в Казани, но постепенно многочисленные списки (копии) с обретенного образа и его почитание распространились по Русской земле: «летняя Казанская», как его называют в народе, стал общецерковным. Праздник посвящен обретению иконы пресвятой Богородицы во граде Казани и отмечается 21 июля.

Осенняя Казанская и День народного единства. История праздника

Часто церковный праздник является воспоминанием того или иного события отечественной истории, однако в наше время церковные и государственные праздники совпадают очень редко. Церковно-государственным праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится с 1649 года, когда царь Алексей Михайлович повелел отмечать не только день ее явления, 8 июля, но и 22 октября (даты указаны по старому стилю — прим. ред. ), в память избавления Москвы и России от поляков. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. Но вот, наконец, многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался День народного единства , известный всем православным как «осенняя Казанская ». И Церковь, и государство вспоминают в этот день одно событие: освобождение Москвы от поляков в 1612 году, конец Смутного времени.

Наступило Смутное время, Москва была занята иноземцами. Казалось, что Русскому государству приходит конец. И тогда на защиту государства и православной веры встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном . Первое ополчение, собранное в 1611 году рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым , потерпело поражение, и воевода был убит своими же соотечественниками. Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества. К нижегородцам присоединились жители других городов, и второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву со списком (копией) чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году.

По преданию, решающему сражению предшествовал строгий трехдневный пост и усиленная молитва. Божия помощь была явлена, и 22 октября 1612 года Москву освободили от поляков. Междоусобицы Смутного времени закончились, в феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова . Верующие русские люди были убеждены, что победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи Божией и чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным.

Далее, в 1812 году М.И. Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования Казанской Богородицы, русские войска одержали первую победу над французами. Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь и в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Г.К. Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души ».

Судьба образа Казанской Богородицы

Икона, явленная в 1579 году, оставалась в Казани, в монастыре, построенном на месте ее явления. Она была украшена богатыми ризами — окладами из золота и драгоценных камней. В ночь на 29 июня 1904 года икона была похищена злоумышленниками. Полиции удалось задержать преступника, им оказался некто Федор Чайкин , он же Варфоломей Стоян . На суде он сознался в том, что украл икону из-за ее богатого оклада, а сам образ сжег в печи. Действительно, были найдены куски обгоревшей ткани и драгоценности, украшавшие образ. Но впоследствии сам Чайкин, находясь в заключении, говорил о том, что икону он передал человеку, имени которого он открыть не может даже под угрозой смерти. Так родилась легенда о том, что икона хранится у старообрядцев . Одну из версий, где на самом деле находится подлинный образ Казанской Богородицы, можно прочитать в статье « ».

Министерство внутренних дел провело в начале XX века несколько расследований, связанных со «старообрядческим следом» в деле Казанской иконы. Несколько раз казалось, что образ вот-вот обнаружат. Находились свидетели, якобы видевшие икону в тайной подземной моленной и даже участвовавшие в её перемещении. Так, некий заключенный Торшилов поведал следователям: «…икона Казанской Божией Матери цела и находится у старообрядцев в моленной, но очень и очень строго охраняется, так что взять из моленной икону весьма затруднительно». Но тщательная проверка подобных показаний указывала на несостоятельность сведений.

Слухи эти, однако, дожили до наших дней. Сравнительно недавно журналисты задавали вопросы о судьбе Казанской иконы митрополитам РПСЦ (Гусеву) и (Четвергову). Возможно, это всего лишь легенда, но старообрядцы действительно очень почитали и почитают Казанскую. Почти в каждом доме имеется этот образ. А с чудотворной гуслицкой иконой крестным ходом продолжали ходить даже в 60-70-е годы.

Праздник Казанской иконы Богородицы. Богослужение

Считается, что именно Патриарх Ермоген написал службу праздника явления Казанской иконы Богородицы . «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего, Христа Бога нашего… » — говорится в тропаре празднику.

Тропарь, глас 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. И всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихтися умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пречистому Твоему образу, чудотворныя иконы со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавитися от всех зол. И всем полезная даруй, и вся спаси Богородице Дево. Ты бо еси Божественныи покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем людие к тихому сему, и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению покрову Девы. Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние. Источает бо нам неоскудныя милости, Пречистая Богородица, варяет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя.


Народные традиции праздника Казанской иконы Богородицы

Праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой в народном календаре. Этот день считался рубежом между осенью и зимой. В народе говорили: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «До Казанской — не зима, с Казанской — не осень».

В этот период у крестьян заканчивались сезонные строительные работы. Осенняя Казанская в старину всегда была сроком расчетов, договор «На Казанскую — расчет!» никто нарушить не смел, опасались и наступающих холодов.

Праздник иконы Казанской Богородицы считается одним из самых главных женских праздников. Казанская икона считалась издавна женской заступницей. К этому празднику приурочивались и запоздалые свадьбы, так как существовало древнее поверье: «Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет».

Иконы Казанской Богородицы

Икона Казанской Богородицы — одна из наиболее почитаемых, относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой . Основной догматический смысл этой иконы — явление в мир «небесного Царя и Судии». Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Чаще всего у Казанской иконы просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников и помощи в тяжелые времена.


Храмы в честь Казанской иконы Богородицы на Руси

В честь обретения в 1579 году святого образа Богородицы по указу Ивана Грозного на месте явления иконы был построен Казанский Богородицкий монастырь . Первой монахиней, а после игуменьей этого монастыря стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа) и ее мать. Вначале была заложена бревенчатая церковь ― предшественница большого каменного собора, который был возведён в 1595 году. В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас, с 2016 года, начинаются работы по его воссозданию.

Вскоре после победы над поляками на Красной площади в Москве был построен храм в честь Казанской иконы Богородицы . В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) указано, что храм этот, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего неизвестно. Далее последовала очень сложная строительная история Казанского собора. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Стоит заметить, что Казанский собор сыграл немалую роль в истории старообрядчества: именно в нем служил настоятелем протопоп Иоанн Неронов , а позднее и приехавший к нему протопоп Авва́кум .

В 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Следствием этого указа стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, а также храма иконы Казанской Богородицы в Коломенском ― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений.

Праздник Казанской иконы Божией Матери православные христиане отмечают два раза в год – осенью, 4 ноября, и летом, 21 июля. Это связано с тем, что Богоматерь из Казани является самым почитаемым и любимым святым образом в России. Она считается защитницей Русской земли и покровительницей всех праведных верующих. Об истории происхождения праздника, особенностях торжества, создании открытки с образом, а также о приметах и историях, читайте дальше.

История появления святого лика

Казанская икона имеет интересную историю явления православным. Это случилось в далеком 1579 году. Тогда Казань пылала в огне, пожар уничтожил часть города, оставив за собой пепелище. Жуткое пламя оставило без дома купца с его семьей. Когда люди остались без крыши над головой, то их девятилетней дочери Матроне во сне пришла сама Богородица. Она велела прийти на пепелище, чтобы в развалинах забрать там ее святой образ. Сначала взрослые не поверили ребенку, но ведения стали повторяться. Семья пошла на руины. Там они нашли икону, которая ни чем не отличалась от нового изображения – свежие и яркие краски поразили людей. Жители города стали молиться. Образ решили отнести в церковь. Когда Казанскую икону переносили, она показала свою чудодейственную силу, даровав зрение двоим обездоленным слепцам.

До сих пор неизвестно, как же лик Божьей Матери оказался под сгоревшими развалинами. Предположительно, его туда зарыли исповедники христианства, которые убегали от татарского нашествия. Когда начался пожар, икона показалась наружу.

На месте явления Богородицы казанцы построили женский монастырь. Там приняли постриг девочка Матрона, к которой обратилась Святая, а также ее мать.

За считанное время известие о чудодейственной иконе облетело все города, на нее стали молиться и высоко почитать. К моменту, когда в России началось смутное время, войны и революции, Казанский лик считался главным защитником. Однако до нашего времени первозданный лик не дошел, все, что хранится в церквях – списки. В начале ХХ века икону украли с целью наживы, а потом сожгли.

Суть праздника

День иконы Казанской Богородицы отмечают 4 ноября – это дата явления Пресвятой христианам в сожженной Казани. Однако есть еще одна дата, не менее почитаемая у православных, – 21 июля. Тогда святой образ помог россиянам избавить родную землю от нашествия поляков, которые обманным путем захватили Москву. Они жгли храмы, уничтожали святыни, издевались над православными. Патриарх Ермоген призвал народ восстать, чтобы сразиться с захватчиками. Из Казани защитникам прислали лик Пресвятой Богородицы. Люди стали усердно молиться Святой, выдержали пост, и российское войско победило. 21 июля 1649 года кардинально поменяло ход истории. С тех пор икона Казанской Божией Матери особо чтится народом России: люди дарят друг другу открытки с изображением Девы Марии, говорят теплые слова, молятся о спасении, счастье и исцелении.

К Казанской Божией Матери нужно обращаться за чудом, она поможет принять судьбоносное решение и защитит во время любого бедствия. Богоматерь накрывает просящего светлым покрывалом, оберегая его. Приходить к Деве Марии можно только с открытым сердцем, ясными мыслями. Тогда христианин получит то, что просит. Также рекомендуется при себе носить открытки с образом Богоматери-Защитницы.

Приметы и традиции

С праздником казанской иконы в жизнь православных христиан пришли новые обряды и приметы. В два торжественных дня верующие обязательно шли в церковь всей семьей, где просили у Заступницы покровительства, защиты и наставлений. Поздравление проходило с размахом: после церковной службы люди совершали крестный ход – с ликами Богородицы они обходили города с селами. Этот процесс символизировал защиту от напасти и смутного времени. Сегодня христиане не отправляются в ходы, а ограничиваются проходом по главным улицам города. Некоторые верующие просто шлют открытки со святым образом своим родственникам и друзьям.

В древние времена Богородицу считали исключительно женской защитницей. Поэтому существовало много обрядов, которые женщины должны были сделать в эти дни. Например, уход за своей красотой. Считалось, что нужно в праздник Казанской Богородицы сорвать березовый листок. Главное условие – тот, что уже подернут инеем. Его следовало принести домой и посмотреться в него, как в зеркало. Считалось, таким образом, женщина станет еще краше, не будет стареть.

Праздник считался отличным временем для заключения браков и венчания. По поверьям, новая семья, созданная в этот период, будет счастливой. Те, кто хотел соединить свои судьбы перед Богом, старались приурочить торжество к осеннему празднику. Это сулило безоблачную жизнь.

Служители церкви рекомендуют тем, кто хочет обрести спокойствие и получить поддержку, всегда праздновать торжество иконы Казанской Богоматери. Стоит послать открытки с ликом Святой родным, близким, молиться за их здравие.

В церковном календаре два дня, посвященных Казанской иконе Божьей Матери. 21 июля ("Летняя Казанская"), когда мы вспоминаем "явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани" - то есть чудесное обретение иконы в Казани, дело было в 1579 г. И 4 ноября ("Осенняя Казанская"), в память о том, как 4 ноября 1612 г. войска народного ополчения, собранные Кузьмой Мининым, ведомые князем Димитрием Пожарским, и осененные чудотворным образом Казанской Божьей Матери, выбили польских захватчиков из Китай-города, что стало началом конца великой смуты. Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

Ежегодно в Казани 21 июля и 4 ноября проводятся многотысячные крестные ходы с «Ватиканским» образом из Благовещенского собора Казанского Кремля до места обретения иконы - Казанского Богородицкого монастыря. Эта древняя традиция была возрождена в начале 2000-х годов. Она собирает православных верующих не только из Казани и других городов и районов Татарстана, но и паломников из других регионов России и зарубежных стран.

Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище.

В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы - 8 июля 1579 года - ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

Список с чудотворной иконы после взятия Казани был отправлен Иоанну Грозному в Москву (откуда он впоследствии в 1737 году попал в Санкт-Петербург и был помещен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, на месте которой позже был возведен Казанский собор). Интересно, что у историков нет точных фактов, касающихся судьбы подлинника, ибо некоторые из них утверждают, что в Москву был отправлен именно он, а не список. Достоверно известно лишь, что чудотворных списков изготовлено было два.

Один из списков Казанской иконы Богоматери был внесен в освобожденную от поляков Москву 22 октября (4 ноября) 1612 года Дмитрием Пожарским, возглавлявшим народное ополчение. Это радостное событие и дало начало «осенней Казанской», которая долгое время отмечалась на государственном уровне. В 1636 году этот образ Пречистой Девы был помещен в возведенном на Красной площади Казанском соборе (сегодня икона находится в Богоявленском соборе). К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались на пороге всех переломных исторических событий (и накануне Полтавской битвы, и перед разгромом французов в 1812 году).

Молитва пред иконою Божией Матери "Казанская"

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною (и чудотворною) иконоюТвоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою Святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Обратите внимание, в молитве Казанской иконе Божьей Матери есть слова, когда мы просим избавить нас от внезапной смерти. Может быть, в том числе и поэтому, Казанской молятся во время путешествий, или за тех, кто несет трудную и опасную службу.

Народные традиции праздника Казанской иконы Богородицы

Праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой в народном календаре. Этот день считался рубежом между осенью и зимой. В народе говорили: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень».

В этот период у крестьян заканчивались сезонные строительные работы. Осенняя Казанская в старину всегда была сроком расчетов, договор «На Казанскую - расчет!» никто нарушить не смел, опасались и наступающих холодов.

Праздник иконы Казанской Богородицы считается одним из самых главных женских праздников. Казанская икона считалась издавна женской заступницей. К этому празднику приурочивались и запоздалые свадьбы, так как существовало древнее поверье: «Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет».

Икона Казанской Божьей Матери, фото и описание, значение

Икона Казанской Богородицы - одна из наиболее почитаемых, относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой. Основной догматический смысл этой иконы - явление в мир «небесного Царя и Судии». Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Чаще всего у Казанской иконы просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников и помощи в тяжелые времена.

4 ноября в православной церкви празднуют Праздник Казанской иконы Божией Матери.

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году: 21 июля – в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани ‑ и 4 ноября, в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г.

Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в России. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.

История праздника

Казанская икона Божией Матери имеет очень интересную историю. Она была обретена в 1579 году девятилетней девочкой на пепелище страшного пожара, укоторый ничтожил часть города Казани.

Пожар в Казани начался в доме купца Онучина. После пожара дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится ее чудотворный образ, зарытый в земле.

До сих пор остается тайной, как попала святыня под руины. Предполагают, что она была зарыта тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве.

Сначала на слова девочки не обратили внимания, но когда сон повторился трижды, начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. Святой образ, несмотря на пожар, выглядел так, как будто только что был написан.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.

Будущий святитель, который погиб от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых, и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

То, что икона чудотворная, стало ясно сразу же, так как уже во время крестного хода зрение вернулось двум казанским слепым. Эти чудеса стали первыми в длинном списке случаев благодатной помощи.

На месте обретения иконы впоследствии был основан женский монастырь, где приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Так что к моменту, когда в России настали сложные времена, икона Казанской Божией Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема.

На рубеже 16-17 веков в России произошла вереница трагических обстоятельств и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Эта эпоха глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.

Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена русский народ встал на защиту родины. В нижегородское народное ополчение, которое возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, был прислан из Казани список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы - Казанской.

Ополченцы, узнав о чудесах, совершенных от иконы, взяли ее с собою и постоянно молились перед нею, прося о помощи. Они освободили Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю), а через два дня взяли и Кремль. На другой же день русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.

Как праздновать

В этот день все люди шли в церкви, где молились за свою родину, за своих близких и родных, чтобы в семьях был мир и покой.

После литургии все верующие отправлялись в крестный ход - с иконами в руках обходили вокруг городов и сел, деревушек, что символизировало защиту поселения от беды. На сегодняшний день ограничиваются ходом по главным улицам или просто вокруг церкви.

Молодым девушкам, ещё не нашедшим суженого, можно попытать счастья на Казанскую и приветить женихов. Согласно поверью, нужно подойти к берёзе, найти на дереве или возле него лист, с обеих сторон покрытый инеем, и посмотреться в него как в зеркало.

А ещё на Казанскую принято играть свадьбы. Согласно народным приметам, семья, созданная в этот день будет счастливой, а семейная жизнь – долгой.

В старину женщины считали, что в этот день Богородица помогает именно им. Существовало множество защитных обрядов, которыми пользовались женщины в этот день.

К примеру, березовый лист дарит красоту и бережет от старости. Для этого рано утром в праздник женщины шли в березовую рощу, где искали листочки, подернутые инеем. Сорвав листок, в него смотрелись, как в зеркало. Считалось, что после этого лицо очистится и помолодеет, и на протяжении всего следующего года женщина будет выглядеть красиво.

Праздник Казанской Божьей Матери: что нельзя делать

Праздник иконы Божьей матери не относится к двунадесятым церковным праздникам, поэтому работать не запрещается. Однако верующие, которые почитают этот святой образ, знают, что в этот день все же лучше пойти в церковь, помолиться, а не затевать срочные и важные дела или стирать и убирать. Считается даже, что тяжелая работа в этот день не дает весомых результатов.

Кроме того, в день почитания Казанской Божьей Матери не рекомендуют ссориться, плакать, грустить или жалеть о прошлом.

В этот праздник принято приглашать к столу гостей, друзей и близких, чтобы разделить с ними пищу в непринужденной, расслабленной обстановке. Благодаря этому люди наполняются радостью и добрым настроением.

О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Ты еси заступница и предстательница наша, ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительнице, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Народный праздник Казанская осенняя отмечают 4 ноября 2019 года (22 октября - дата по старому стилю). В церковном календаре на этот день (начиная с 1649 года) установлено празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, в знак благодарности чудотворному образу за избавление Москвы и всея России в 1612 году от поляков.

История праздника

XVI-XVII века называют Смутным временем. В тот период польское княжество издевалось над христианской религией и всей православной верой, разграбляло храмы и монастыри, города и деревни. При помощи обмана оно завладело Москвой. Патриархом Ермагеном был созван народ в ополчение на защиту Родины. Возглавил его князь Пожарский. В духовную поддержку из Казани был послан образ Пресвятой Богородицы.

Весь русский народ возвел молитву Господу Богу и Божией Матери о помощи и наложил на себя 3-дневный пост. Мольба была услышана, и гнев Божий сменился на милость. 22 октября 1612 года ополчение разгромило захватчиков и освободило Москву.

Традиции и обряды

Этот день считается переломным. Именно после него в свои владения вступает зима.

Казанская осенняя - время расчетов за выполненные строительные работы. Этот день являлся последним, когда хозяева могли рассчитаться со всеми рабочими: малярами, плотниками, штукатурами, каменщиками, простыми наемниками и другими. Мужики возвращались домой с деньгами, где их ждали жены и накрытые столы, ломившиеся от яств и пива.

Традиционно в этот день проветривали подвал, подпаливали можжевельник и окуривали им данное помещение. Делалось это с целью сохранения запасов: чтобы они не гнили и не заканчивались.

Приметы

Если урожай был богат, то зима будет очень холодной.

Если на Казанскую осеннюю стоит ясный день, то вскоре наступит холод, а если туман - тепло.

Если этот день прошел без дождя, то год будет трудным.