Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13 с. Многоудобное»

Шкотовского муниципального района Приморского края

Конспект музейного урока

2 класс

«Посуда древней Руси»

Разработана учителем начальных классов

МБОУ СОШ №13 с.Многоудобное

Нечипуренко Л.Н.

2016 г.

Цель : формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры.

Задачи:

    Познакомить детей с новой формой проведения урока – музейным занятием.

    Вызвать интерес к изучению истории родного города.

    Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, анализировать, запоминать.

    формировать устойчивую потребность и навыки общения с музеем;

    развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

    формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

    развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Ход урока

Здравствуйте, мои юные друзья!

У вас, вероятно, был очень трудный день.

Посетив школу, вы получили много удовольствий: пописали, почитали и посчитали, поболтали и погуляли. Если вас и дальше продолжают одолевать сомнения, чем еще заняться, ведь вы не страдаете детским лентяизмом и нехочузнатизмом, предлагаю вам поудобнее благоустроиться с тем, чтобы взять в руки карандаш и отправиться в страну Находителей и Узнавателей, чтобы и дальше целеустремляться, добиваться и радоваться победе!

В этой стране Находителей и Узнавателей живут Ответы на все вопросы. И если мы благополучно доберемся до этой страны, каждый из вас получит отличительный знак (можно придумать эмблему, значок, проездной билет и т.д. ), который даст возможность отправиться в следующее путешествие.

Работа по теме

Да, это музей.

Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

Слово "музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия -муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств" т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.

В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей.

Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»

Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.

На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев :

    художественные,

    исторические,

    естественнонаучные,

    технические,

    литературные,

    мемориальные,

    краеведческие.

Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.

Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:

    любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»,

    уникальное создание природы,

    предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии,

    прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).

Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.

В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов.

Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи.

Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она. Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.

Почему вещи попадают в музей?

Причины:

    Красота
    - родная, русская,
    - чужая, иноземная.

    Память
    - о важном событии,
    - о великом или ужасном человеке,
    - об обычаях, образе жизни
    - русских,
    - иноземных.

    Мастерство (технический прогресс)
    - русское,
    - иноземное.

    Древность.

    Диковинка, редкость (раритет).

    Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ).

    Часть коллекции.

    Вещь, воскресшая под рукой реставратора.

Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в наш школьный музей.

В Древней Руси люди еще не использовали слово «посуда» (появилось примерно в семнадцатом веке). Оно заменялось другим – «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья. Посуда на Руси была очень разнообразной и приспособленной для готовки в печи.

Посуда Древней Руси

    Одним из самых древних разновидностей посуды было блюдо. Обычно оно изготавливалось из дерева, но могли делать блюда также из стекла, олова и даже серебра. Из одного блюда могли есть два или даже три человека.

    Для жидкой и полужидкой пищи блюдо, разумеется, было непригодным. Поэтому придумали миску. Она быстро вошла в обиход, став абсолютно незаменимой для супов, каш, бульонов. Миски могли быть очень больших размеров, чтобы из нее могла есть вся семья. Но также были и «индивидуальные» миски. Миска могла быть глиняной или деревянной. Кроме прямого назначения, ее использовали для гаданий, ритуалов, заговоров на здоровье.

    Готовили пищу в горшках. В нем можно было и подавать еду на стол. Делали горшки из глины, обжигая при этом на огне. Горшки можно было увидеть и на кухне у царя, и у простого крестьянина. Они представляли собой сосуды округлой формы, которые прекрасно переносили условия русской печи. Причем нагревание горшка и его содержимого происходило с боковых сторон. Цвет у этого предмета обихода был обычно красный, коричневый, черный. Горшок иногда украшали росписью орнаментами.

    Гусятницей называлась посуда, изготовленная из глины, для приготовления вторых блюд (мясо, запеканка). По сути это была сковорода с небольшими стенками, по форме чаще была круглой.

    Канопка – это что-то вроде современной кружки.

    Кашник-горшок представлял собой небольшой горшок с одной ручкой. В нем жарили пищу или подавали еду на стол.

    Кисельница – это миска, имеющая большую вместимость, а также носик. Предназначение ее понятно из названия.

    Корчага представляла собой огромный сосуд, сделанный из глины. Функций у корчаги было очень много. В ней разогревали воду, варили пиво и квас, спиртные напитки (брага). Даже одежду можно было в ней кипятить! По форме эта посуда напоминала горшок или кувшин, обязательно была ручка. Корчаги, в которых варили пиво, хранили квас или воду, было особое приспособление. Это было отверстие, закрываемое специальной пробкой. Интересно, что у корчаги не предусматривалась крышка. Ее роль выполняли деревянные дощечки, а также холст с тестом (при варке пива). Объем корчаги мог быть различным: шесть литров, 24 литра.

    Крынкой называется сосуд из глины, в котором хранилось молоко, а также подавалось к столу. Отличительной чертой этой посуды было расширенное горло. Оно было таким с тем расчетом, чтобы было удобно брать его кистью руки. Было замечено, что напиток в таком сосуде долго остается свежим. Когда же начинаются процессы прокисания, то образуется плотный слой сметаны. Его снимали ложкой.

    Кувшины также были в Древней Руси. Изготавливали их из глины, стекла или металла. Кувшин походил на маленькую бочку, но имел ручку и носик.

    Был у наших предков и кувшин-крупник. В него можно было поместить пуд какой-либо крупы или другого сыпучего продукта.

    Кубышкой называли подобие ковшика или солонки, имеющей крышку. Делали ее также из глины.

    Латка – это так называемая сковорода, в которой жарили (тушили, парили) овощи. Материал – глина. Латка имела крышку.

    Опарницей была такая посуда из глины, в которой делали опару для теста. У опарницы было широкое горло (порядка 20-60 сантиметров), круглая форма, высоста до полуметра.

    Плошка – это невысокий и широкий сосуд, изготовленный из глины.

    Подойник – это специальная посуда для дойки. Он мог быть из дерева, глины, меди. Горлышко у подойника было достаточно широким, имелся носик. По форме он напоминал кувшин или ведро, крышки у него не было. Как понятно из названия, в него доили молоко. У крестьян была примета: не брать подойник голыми руками (только в рукавицах или держа за полу).

    Черепушка имела функцию вместилища для специй, солений или салатов. Была изготовлена из глины.

Материалы для изготовления посуды, история посуды на Руси

Как уже было сказано, изначально посуду в Древней Руси делали из дерева, но не из любого. Чаще брали липу, рябину, березу. По мнению наших предков, древесина их обладает полезными свойствами. Из дерева делали абсолютно все: и ложки, и миски, и солонки (береста), и кувшины, и многую другую посуду. Глиняная посуда на Руси появилась позже. История глиняной посуды Древней Руси тесно перекликается с развитием гончарного производства.

Дерево брали в качестве материала не случайно. Его легко обрабатывать, оно недорогое и натуральное. По данным археологов, точеная деревянная посуда на Руси (то есть изготовленная на специальных станках)появилась примерно в десятом веке.

История глиняной посуды на Руси уходит в далекое прошлое. В глину добавляли дополнительные вещества (например, кварцевый песок) и обжигали. Так получалась керамика. Она была необычайно прочной и устойчивой к действию различных неблагоприятных факторов. Расцвет керамической посуды наступил в средние века, но пользовались посудой из глины и раньше. Раньше посуду из глины делали из отдельных частей. Глиняная посуда Древней Руси стала прародительницей современной посуды.

Есть данные, что посуду делали из меди и других металлов. Но, конечно, эта тенденция появилась позже и у более зажиточной части населения.

Украшали посуду резьбой, узорами, росписью. Такая посуда подавалась на праздники, свадьбы и другие торжества. Часть орнаментов носила защитный и оберегающий характер.

Итог, закрепление знаний

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. Самовар

Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я …
Фарфор

Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник

Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
Чашка

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница

Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
Термос

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. Ложка

Новая посуда,
А вся в дырках. Решето

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река. Тарелка

В земле я родился,
В огне закалился. Горшок

Среди воды огонь пылает,
Вода его не заливает. Самовар

Сделана для жидкости,
а жидкость в ней не держится. Воронка

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей

Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая. Ложка

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. Нож

Вся макушка в дырках мелких –
Горечь-горькая в тарелках. Перечница

Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
Половник

Новая посудина
вся в дырах. Решето

Купили новенькое,
такое кругленькое,
качают в руках,
а оно все в дырках. Сито

Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко. Терка


Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику.

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

Рис. 1. Распространенные формы русской токарной посуды. XV-XVIII вв.: 1 - братина; 2 - чаша; 3, 4 - блюда; 5, 6 - кубки; 7 - стакан; 8 - чарка; 9 - ставчик; 10 - ставец.


Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец - глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий. Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину - сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости. Диаметр блюд достигал 45 см. Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша - сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. У этих чаш отношение высоты к диаметру часто равнялось 1:3. Для устойчивости диаметр поддона делали равным высоте чаши. Диаметр ходовых чаш - 14-19 см. Крупные чаши достигали в диаметре 30 см, а бурлацкие - даже 50 см. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее. Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии (Горьковская обл.). Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. - на зарубежной. В конце прошлого века ее экспортировали во Францию, Германию, Англию, Северную Америку. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

В Горьковской области существует два исторически сложившихся очага промысла - в селе Семине Ковернинского района и в городе Семенове. Семинские изделия - массивные чаши и ковши - выполнены в традициях крестьянской деревянной посуды. Семеновская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны усовершенствованные формы, затейливые крышки и ручки. Поиски новых видов изделий привели к созданию неизвестных раньше наборов и комплектов посуды. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе (рис. 2) и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов - до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарели - подносы. В каждый набор обязательно входят ложки - столовые или чайные, для салата, уполовники. Утилитарная в своей основе хохломская посуда отличается пластической выразительностью форм, выгодно подчеркивающей художественные достоинства украшающей ее росписи.


Рис. 2. Набор для кофе. Липа, масло, точение, резьба, роспись “Кудрина”. Н. И. Иванова, Н. П. Сальникова, 1970-е гг., г. Семенов, объединение “Хохломская роспись”.


Наиболее древняя ложка (рис. 1), видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.


Рис. 1. Ложка. Дерево, резьба. II тысячелетие до н. э., г. Нижний Тагил, Горбуновский торфяник. Исторический музей.


В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек (рис. 2). Особенно обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент - плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.


Рис. 2. Ложки. Клен, резьба. Новгород Великий: 1, 2 - простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 - дорожные ложки, X, XI, XVI вв.


У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае (рис. 3). Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др. Черпачок у горьковских ложек чаще сферической формы, а округлая или ограненная ручка-черенок заканчивается коковкой - утолщением в виде срезанной пирамидки. Кировская ложка имеет яйцевидный черпачок и плоскую, чуть загнутую ручку. Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова. Русские мастера настолько отработали приемы резьбы ложки, что на ее изготовление затрачивается 15 - 20 мин.

На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д. (рис. 1).


Рис. 1. Русская праздничная посуда. XVII-XIX вв.: 1 - каповый ладьевидным московский ковш; 2 - большой Козьмодемьянским ковш; 3 - Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 - тверской ковш “конюх”; 5 - ковш ярославско-костромского типа; 6 - вологодский ковш-налевка; 7 - северодвинский скопкарь; 8 - тверская ендова; 9 - северодвинская ендова.


Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см. Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера - прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой. Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой. Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние - для подачи напитков на стол, малые - для индивидуального пользования, подобно малым чаркам. Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.

Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X - XII вв. В XVI - XVII вв. посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.

В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол (рис. 2). Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.


Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Древним же людям долгое время приходилось обходиться без нее. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости.

Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня.

И только в эпоху неолита - в последнюю эпоху каменного века (приблизительно VII тысячелетия до н. э.) - был изобретен первый искусственный материал - огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду.

Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Женщины больше занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Поначалу плетеную посуду просто обмазывали глиной. И, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалеку от огня. Тогда-то люди заметили свойства обожженной глины и стали делать из нее посуду.

Чтобы глина не трескалась, в нее добавляли песок, воду, толченый камень, рубленую солому. Гончарного круга тогда никакого не было. Из глины делали жгуты, накладывали их друг на друга по спирали и сдавливали. Чтобы поверхность посуды получилась более ровной, ее заглаживали травой. Сырую посуду обкладывали каким-нибудь горючим материалом и поджигали. Таким образом удавалось обжечь посуду со всех сторон.

Древнейшая керамическая посуда проста по форме: дно заостренное, кверху стенки расширяются и напоминают яйцо, у которого срезана верхняя часть. Стенки сосудов толстые, грубые, неравномерно обожженные. Но, уже имея такую посуду, человек смог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, жарить на жиру и масле, отваривать овощи.

Постепенно первобытные гончары совершенствовали свою посуду, она становилась более тонкой и совершенной по форме. Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Грубую посуду покрывали жидкой глиной, расписывали минеральными красками. Иногда узор выцарапывали специальными палочками.

Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, танцующие люди, цветочные розетки, фигуры животных.

Кроме посуды, первобытные люди научились делать печи и очаги. В печах стали готовить хлеб. Внутри глиняной печи разводили огонь. Стенки печи раскалялись, и, когда огонь угасал, в нее клали хлебные лепешки.

Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси

Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси в XVI-XVII веках в большинстве своем была серебряная и золотая.Естественно золотая и серебряная посуда, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, была только у знати. Однако посуда, которой пользовались простые люди, имела точно такую же форму, хотя изготовляли ее из менее благородных материалов - дерева и глины.

Посуда из драгоценных металлов, хрусталя, стекла и перламутра составляла богатство дома,

и занимала после икон едва ли не первое место в убранстве жилища. Столовая посуда являлась предметом щегольства и при всяком удобном случае выставлялась напоказ как свидетельство достатка хозяина.Особенно пышно обставлялись пиры и приемы. Всем известна фраза "закатить пир на весь мир".


К.Е.Маковский 1883 г._Боярский свадебный пир в 17веке.



Ковш


Ковш Ивана Грозного 1563 год. Золото, чернь, сапфиры,жемчуг.


Ковш серебряный, частично позолоченный конец 16-начало 17 века


Доброе угощение на Руси издавна было принято сопровождать хмельным питием. Обычай этот шел еще со времен языческих, и Владимир Красное Солнышко прославился достопамятными словами: "Руси есть веселие питии, не может без того бытии".Наиболее распространенный на Руси хмельной напиток мед пили из ковшей.Предполагают, что ковши происходят с Севера Руси. Древние ковши вырезались из дерева и имели вид старинных лодий или водоплавающих птиц - лебедей, гусей, уток. Первые металлические ковши, по мнению некоторых исследователей, были изготовлены в XIV веке новгородскими мастерами.

Корчик


Корчик 17 век.Русская эмаль.Новгород XVII век.
Серебро, чеканка, резьба, литье,драгоценные камни.

Миниатюрные серебряные корчики, предназначенные для питья крепких напитков, получили широкое распространение в русском быту. Они появились на Руси в XVII веке с появлением первых крепких напитков - коньяка и водки. Своей формой корчик близок к традиционному русскому ковшу и, подобно ему, восходит к образу водоплавающей птицы. Внутренние и наружные стенки корчика обильно украшались чеканным рисунком в виде изображений обитателей морского дна, фигурок зверей и птиц, гербовых орлов. Приподнятый носик заканчивался литым шариком, бутоном или маскароном - скульптурным украшением в виде лица человека или головы животного, срезанного сзади и напоминающего маску. По венцу корчика часто вырезались надписи с именем владельца, пожеланием здоровья или нравоучением.

Чарка


Чарка Петра 1 которую он выточил собственноручно и подарил ее Матвею Гагарину московскому губернатору. 1709 г.


Чарка золотая, украшена чернью, эмалью по оброну и жемчужиной. 1515 год


Чарка 1704 г.


Чарка серебро 1700 г.

Чарка, круглый сосуд для питья, относится к старинной форме посуды, издавна бытовавшей на Руси. В них наливали крепкий напиток - "государево винцо", как его называли в те времена. Чарки изготавливались из серебра и других металлов. Украшались чеканными растительными узорами, изображениями птиц и морских животных. Нередко орнамент покрывал тулово и поддон чарки. По венцу делались именные надписи.В 17 веке форма чарок меняется. Они становятся более высокими, с узким дном. Особое внимание уделяется декору. Чарки украшаются драгоценными камнями, разноцветной эмалью. Большое распространение в ХVII веке получили чарки, изготовленные из перламутра и различных пород камней - сердолика, яшмы, горного хрусталя, часто в серебряных оправах с драгоценными камнями. Такие чарки ценились очень высоко.

Чарка меду.К.Е.Маковский


Чаша


Чаша позолоченная 17 век.

Чаша, древнейший глубокий питьевой сосуд без рукояти, бытовал на Руси в ХI-XVIII веках. В слово "чаша" на Руси вкладывался не только предметный смысл, оно означало и обычай провозглашения за праздничным столом здравиц - заздравных чаш. Пить заздравную чашу значило произнести тост за чье-либо здоровье или в чью-то честь. За здоровье государя пилась "государева" чаша, за здоровье патриарха "патриаршья чаша", в честь Богородицы - "Богородицына чаша" и т.д.В первой половине XVII века форма и художественное оформление чаш явно меняются. Они становятся более высокими, помещаются на поддон. Большое внимание уделяется декору. Чаши украшаются разноцветными эмалями, драгоценными камнями.

Братина




Clinton Broyles

С древнейших времен в России существовал обычай провозглашения за пиршественным столом "заздравной чаши". В глубокой древности в XI столетии в монастырях после трапезы пили три чаши: во славу Бога, в четь Богородицы, за здоровье князя. Этот обычай существовал также при великокняжеском, а позднее при царском дворе, нося название "чин чаши".Для "чина чаши" выполнялись особенно нарядные шарообразные сосуды-чаши на небольшом поддоне, иногда с крышкой. Во время застолья их передавали от соседа к соседу, братаясь таким образом. Отсюда их и название - братины. Первые письменные упоминания о братинах относятся к XVI веку, но в наиболее многочисленных экземплярах до наших дней дошли братины XVII века. Их делали из золота, серебра, камня кости и даже из кокосового ореха, в драгоценных оправах. Поверхность тулова украшалась чеканным или гравированным растительным орнаментом, декорировалась клеймами и "ложками", эмалью, черневым рисунком с изображением библейских сюжетов. Крышка братины имела форму шлема или купола церкви.Наиболее интересная часть братины - орнамент и надписи, идущие по венцу. Обычно это имя владельца, какое-либо мудрое изречение или нравоучение. Например, наиболее часто встречаются надписи:"Братина добра человека питии из нея на здравие…", "Безвинно вино, да проклято пьянство".Братины употреблялись и как поминальные чаши, их наполняли сытой - водой с медом, и ставили на могилы и гробницы.

Ендова


К братине близок еще один тип посуды - ендова, который широко употреблялся в быту до конца XVII века. По форме она представляла собой сосуд в виде широкой братины с носиком по венцу.Ендовы изготавливались из серебра или меди: тулово украшалось чеканными "ложками" и растительными узорами, на венце располагались надписи. Ендова употреблялась как столовая посуда. В ней приносили к столу напитки - пиво, брагу, мед - и разливали их в питьевые сосуды. Ендовы были разного размера и вмещали в себя от двух-трех до двенадцати литров. В праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб угощали прохожих напитками.

Ставец


Среди древнерусской посуды встречаются небольшие цилиндрические чаши с крышками,называвшиеся ставцами.Назначение такой посуды до настоящего времени точно не выяснено. Известно, что деревянные ставцы предназначались для жидкой пищи: щей, ухи, взвара (компота). Ставцы широко применялись в монастырях. Существовала даже поговорка "сколько старцев, столько ставцев" или "каждому старцу по ставцу". Для царского и боярского быта их делали из серебра и использовали для десерта.Ставец был персональной посудой. Так Петру I принадлежал ставец в виде серебряной золоченой чаши с крышкой, украшенной чернью. Поверхность ставца покрыта резьбой с изображением золоченых двуглавых орлов. По венцу имеется надпись: "Великого государя и великого княза Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России Самодержца".

Кубок




С древних времен известна на Руси еще одна форма посуды - кубок, старинный сосуд для вина. Форма кубков была различной и определялась формой тулова: в виде стакана, колокола, братины, различных видов плодов: тыквы, кисти винограда и т.д. Существовали фигурные кубки в форме птиц, животных. Стояны кубков делались в виде ножки, литой человеческой фигурки, дерева, обвитого ветвями, балясины (столбика). Поддон имел форму перевернутой чаши или блюдца. Кубки почти всегда были с подъемными крышками. Изготавливались кубки из золота, серебра, украшались рельефным, литьевым и гравированным, эмалевым орнаментом, накладными медальонами, драгоценными камнями. На крышках кубков помещались литые фигурки. Упоминаются кубки из цветных камней, кокосовых орехов, перламутровых раковин, рогов различных животных, из капа - древесного наплыва. Такие кубки часто искусно оправлялись серебром, украшались драгоценными камнями.До XVII века на Руси бытовали кубки преимущественно иностранной работы, которые привозились из Европы купцами или иностранными гостями в качестве подарков или дипломатических даров.В России кубки появились преимущественно во второй половине XVII века,русские мастера начинают создавать сосуды, в формах которых ощущается влияние западноевропейской утвари. Их преподносили к семейным торжествам, юбилейным датам, а так же при восшествии на престол. Серебряные кубки составляли гордость владельцев, их выставляли в поставцах на пирах напоказ иностранным гостям и послам.

В последние годы деревянная посуда перешла в разряд раритетов, кухонных редкостей, предметов особого использования. В деревянных бочках выдерживают вино, деревянными лопатками переворачивают мясо на тефлоновых сковородах. Деревянная кофейная чашка – исключение, эксклюзив, встречающийся на кухнях любителей.
Путь от повседневной кухонной утвари к раритету деревянная посуда прошла менее чем за век.

История деревянной посуды
Сказать точно, когда деревянная посуда впервые появилась на столах, невозможно. Первоначальные «тарелки» сложно сравнить с современными, они скорее напоминали куски коры или выдолбленные корни. А в большинстве случаев тарелок не было вообще. В столах делались углубления, в которые помещалась пища. Ели руками. «Тарелки» потом просто протирались тряпками.

С развитием цивилизации менялась и форма посуды. Углубления в столе и куски коры уступили место плошкам, тарелкам более напоминающим современные. На территории Европы и стран, имеющих наиболее древние цивилизации, найденные обломки посуды из дерева относятся к VII веку. Это уже были не только функциональные предметы, но и декоративные, содержащие элементы резьбы и украшений.

Деревянная посуда на Руси
На территории современной России, как показывают данные археологических исследований, посуда из бересты, березы, дуба активно использовалась к началу X-го века. Первые сохранившиеся образцы найдены на территории Великого Новгорода и в Поволжье на территориях, занимаемых древними болгарами. Образцы посуды, относимые к XII веку, уже не выдолблены вручную, а обточены на прообразе токарного станка. Такая посуда найдена на раскопках Древнего Киева в Десятинном храме. К XV-XVI веку посуда уже только вытачивалась. Вручную изготавливались только единичные экземпляры. Токарные станки стали обыденным явлением.

Ремесленники, занимающиеся производством деревянной посуды, обеспечивали плошками, чашками и ложками не только свои губернии и уезды. В записях таможенных книг можно почерпнуть информацию об активной торговле, которую вели умельцы, работавшие в Великом и Нижнем Новгороде, Арзамасе, Волоколамском монастыре.

К началу XIX века на столах обывателей и крестьян глиняная и железная посуда была полностью заменена на деревянную. Помимо рядовых тарелок и плошек использовались ступки, братины, чарочки, кубки и многое другое.

Использование деревянной посуды
Жители Руси предпочитали хвойным породам дерева лиственные для изготовления посуды. Особо ценилась бондарная, к которой относились и стаканы, и кадки, и бочонки для засолки огурцов и капусты.

В деревнях и городах часто использовались ушаты, используемые и для переноски или хранения запаса воды, и для обливания в бане, и для купания детей. Название «ушат» связано с наличием специальных «ушей» с отверстиями для коромысла или крепежа.

Стоит упомянуть и «ставец», имеющий крышку. В зависимости от размера ставец мог быть и супницей, и использоваться для хранения хлеба или иных продуктов. В легендах и песнях былинников часто упоминаются богатыри, выпивающие полную братину. Так называли шарообразную посуду, имеющую узкий верх. Так хранили вина, воду, крепкие напитки.

Особенности деревянной посуды
Не везде и не всегда деревянная посуда имела только функциональное назначение. Всемирно известная хохломская посуда стала «брендом», обрела собственное имя. Так прославился Семеновский уезд Нижегородской губернии. Хохломские плошки и чаши не имеют вычурных элементом. А узнают «хохлому» по знаменитому черному фону, россыпи «золотых» листьев и красной рябины. Другие цвета в работе не используются. «Хохлома» утратила свое чисто утилитарное назначение и стала мечтой коллекционеров и ценителей прекрасного.

Не меньшее внимание на Руси уделялось деревянным ложкам. Менялась форма, размеры. Но неизменно оставалось одно: каждый мальчик с определенного возраста должен был вырезать себе ложку сам. Когда он мог представить совершенный образец, его считали взрослым.

К достоинствам деревянной посуды относится ее экологическая чистота, долговечность, привлекательный внешний вид. Кофейная чашка из дерева придаст особый аромат и вкус напитку.

Использование деревянной посуды в наши дни
В XX-XXI веках деревянная посуда перестала быть предметом массового обихода. На смену пришла металлическая, пластиковая, керамическая. Исчезли деревянные тарелки и из мест общественного питания, кроме специализированных, подающих блюда русской, белорусской или украинской кухни. Остались только ступки, лопатки, доски для нарезки. Но и их постепенно вытесняют пластик и стекловолокно.

Неизменными остались некоторые области применения дерева:

  • вино, по-прежнему, выдерживают в дубовых бочках;
  • можжевеловые бочки используют для засолки огурцов и грибов;
  • деревянные шкатулки – идеальное место для хранения меда, соли, сахара. В муке никогда не заведутся жучки, если ее засыпать в емкость из дерева.

Современные хозяйки не забывают про солонки, перечницы, ступки, хлебницы, вырезанные заботливыми руками современных мастеров.